Страхование

Система внутреннего контроля страховой компании. Организация контроля в страховой деятельности

Система внутреннего контроля (СВК) страховой организации . Что это такое? Какое отношение к СВК имеет внутренний аудит страховой компании? Чем они схожи? Чем отличаются?

Так что же такое система внутреннего контроля страховой организации?

Само по себе понятие "СИСТЕМА внутреннего контроля " предполагает наличие некоторого количества отдельных элементов, частей внутреннего контроля, которые, будучи объединенными в единое целое, и составляют эту самую систему.

В страховой организации составляющими элементами системы внутреннего контроля являются:

Общее собрание акционеров;

Правление;

Совет Директоров;

Генеральный директор;

Главный бухгалтер;

Ревизионная комиссия;

Должностное лицо по соблюдению противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (Закон 115-ФЗ);

Актуарий;

Внутренний аудитор (Служба внутреннего аудита).

Каждый из этих элементов системы внутреннего контроля осуществляет свои функции на соответствующем уровне и в зависимости от зоны компетенции. Таким образом, внутренний аудит страховой компании есть ни что иное, как составляющая часть системы внутреннего контроля страховой организации .

Какова роль внутреннего аудита в системе внутреннего контроля страховой организации?

Очень долгое время в страховых компаниях существовали Службы внутреннего контроля (СВК), которые, как видно, имеют схожую аббревиатуру с системой внутреннего контроля (СВК), а внутренние аудиторы выполняли по большей части контрольно-ревизионную функцию. Что, разумеется, не умаляет их важности и полезности - внутренние аудиторы выявляли нарушения в деятельности страховой компании, давали рекомендации по исправлению этих нарушений (причем до сих пор во многих страховых компаниях внутренние аудиторы выполняют ровно эту самую функцию, к сожалению).

Но все течет, все изменяется. Внутренний аудит перестал подразумевать под собой исключительно контрольно-ревизионную функцию, изменил подходы к работе и переориентировался на риск-ориентированный аудит и анализ бизнес-процессов. Его задачи, на мой взгляд, стали более весомыми в деятельности страховой компании и начали приносить еще большую пользу, нежели ранее.

Отличия контрольно-ревизионного подхода к внутреннему аудиту по сравнению с риск-ориентированным аудитом нужно рассмаривать отдельно и на конкретных примерах. И в ближайшее время мы это сделаем.

Что остается несомненным, сегодня внутренний аудит в системе внутреннего контроля страховой организации перестал выполнять сугубо ревизорские функции. Нынешний внутренний аудит влияет, исправляет, реорганизовывает и оптимизирует бизнес-процессы страховой компании в целом и масштабно.

экономических наук: 08.00.12 / Рабинер Леонид Михайлович;[Место защиты: ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»].- Москва, 2015.- 157 с.">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Рабинер Леонид Михайлович. Внутренний контроль бизнес-процессов страховой компании: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.12 / Рабинер Леонид Михайлович;[Место защиты: ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»].- Москва, 2015.- 157 с.

Введение

ГЛАВА 1 Страховая отрасль в россии и перспективы ее развития 13

1.1 Эволюция страхового рынка 13

1.2 Современное состояние страхового рынка России 21

1.3 Факторы устойчивого развития страховой компании 32

ГЛАВА 2 Методические и организационные основы построения системы внутреннего контроля в страховой компании 41

2.1 Построение системы внутреннего контроля 41

2.2 Варианты организации службы внутреннего контроля в страховых компаниях 50

2.3 Формы контроля и действия по осуществлению контроля 55

3.1 Контроль функционирования бизнес-процессов страховщика 73

3.2 Оценка эффективности системы внутреннего контроля 96

3.3 Ограничения эффективности системы внутреннего контроля 107

Заключение 113

Список сокращений 115

Список литературы

Современное состояние страхового рынка России

Особенности развития Российского государства повлияли и на развитие страховой отрасли. В России она сформировалась несколько позже, чем в других странах. В дальнейшем можно выделить несколько отрезков, когда отечественные специалисты вынуждены были начинать свою деятельность практически с нуля.

Стартовой точкой становления новой отрасли на Руси принято считать «Русскую правду», а «Рижское общество взаимного страхования от пожаров», созданное а 1765г. в Риге, признается историками как первое российское страховое общество.

Вплоть до конца 18 века страхование развивалось относительно медленно, а отечественные предприятия вынуждены были удовлетворять свои потребности в страховой защите за рубежом.

В 1827г. было учреждено «Первое Российское от огня страховое общество». Его деятельность была признана успешной, что и поспособствовало образованию в 1835г. «Второго Российского от огня страхового общества», а в 1846г. товарищества «Саламандра». Соучредителями таких компаний являлись высшие должностные лица государства

К концу 19 столетия в России сформировалась система страхования в национальных и иностранных страховых акционерных обществах, обществах взаимного страхования и земских обществах. Помимо этого, страховые операции проводились правительственными учреждениями, специализировавшимся на страховании жизни лиц, состоявших на государственной службе, государственными сберегательными кассами (страхование жизни), железнодорожными пенсионными кассами (страхование пенсий), территориальными страховыми учреждениями (страхование имущества от огня).

В 1909г. был организован Всероссийский союз обществ взаимного страхования, объединивший 83 страховые организации. Параллельно был утвержден Устав Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования, вобравший в себя в 1917г. 124 общества взаимного страхования. Интересно, что доля иностранного капитала в уставном капитале страховых организации в конце XIX века и сейчас почти одинаковая. Так, в 1890 г. она составляла 24,4%4.

В том числе благодаря проникновение иностранных страховых компаний на отечественный рынок, Россия постепенно втягивалась в систему международных экономических отношений. Важным событием стало учреждение в 1895 г. Общества русского перестрахования.

Среди отечественных акционерных компаний самым крупным считалось общество "Россия", проводившее свои операции не только на территории Российской Империи, но и в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине.

После революции 1917 г. условия существования отрасли сильно изменились. Первым шагом стало принятие декрета Совета Народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918г., в соответствии с которым вводился постоянный государственный контроль над всеми видами страхования, за исключением социального. В 1918г. была признана необходимость в упразднении частных страховых компаний.

Во многом благодаря введению обязательного страхования промышленных предприятий, государственное имущественное страхование вплоть до 1932г. развивалось высокими темпами.

В 1956г. было введено добровольное страхование строений граждан. В целом, советское страхование развивалось по пути дифференциации страховых покрытий, расширения объёма ответственности, совершенствования действовавших видов и их распространения на другие отрасли народного хозяйства.

Несмотря на то, что распад СССР датируется 1991 годом, преобразование отечественного страхового рынка началось ещё в 1988. Принятие Закона «О кооперации» позволило кооперативам не только учреждать страховые компании,

Жилкина, М.С. Государственное регулирование страхования в дореволюционной России / М.С. Жилкина // Российский страховой бюллетень. -1999. - № 3.- С. 25-28. но и выбирать направления деятельности. Последующее подписание «Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства» и, наконец, Закона «О страховании» не только закрепило саму возможность открытия страховых организаций, но и стимулировало развитие конкуренции в отрасли. Немаловажную роль сыграли и экономические факторы, такие, как: либеральные условия создания страховых организаций; заниженные требования к уставному капиталу; отсутствие каких-либо преимуществ, связанных с процессом приватизации. Таким образом, уже в 1992 году монополия Госстраха СССР и Ингосстраха была разрушена - в России согласно Реестру страховых компаний, получивших лицензии в Минфине РСРСР, действовало более 600 страховщиков5, хотя стоит отметить, что многие компании фактически занимались псевдостраховой деятельностью, широко использую различные финансовые схемы, наиболее известной из которых стала «зарплатная».

Мировой экономический кризис 2008 - 2009 гг. застал страховую отрасль врасплох и нанес ей серьёзный удар, особенно по сегменту розничного страхования, что вынудило страховщиков в течение нескольких последующих лет развиваться под влиянием негативных последствий.

Существующая в настоящее время нормативно-правовая база страховой деятельности включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы.

Факторы устойчивого развития страховой компании

Тематические и особенно счетные проверки применительно к внутреннему контролю с успехом используются в крупных предприятиях, имеющих многоуровневую организационную структуру и многоотраслевую деятельность, хотя некоторыми специалистами в области контроля высказывается мнение о том, что неправильно выделять в качестве отдельных самостоятельных форм контроля тематические и счетные проверки, которые можно, по их мнению, просто определить категорией "проверка".14

Многие учёные, например В.М. Родионова и В.И. Шлейников15, также считают формами предварительный, текущий и последующий контроль. Похожей точки зрения также придерживаются О.С. Макоев16 и И.А. Белобжецкий.

Предварительный контроль проводится с целью предотвращения незаконных и несанкционированных действий, недостатков и нарушений, а также недопущения нерационального использования средств и трудовых ресурсов страховой компании. Таким образом, он носит предупреждающий характер, поскольку проводится до того момента, как было принято решение об исполнении хозяйственной операции. Основная задача предварительного контроля достигается с помощью проверки документов до их оплаты или до выдачи по этим документам денежных средств или товарно-материальных ценностей. Ключевая роль в реализации процедур предварительного контроля отводится менеджменту компании, ответственным сотрудникам и главным бухгалтерам предприятий, которые в силу своих должностных обязанностей обязаны осуществлять контроль за эффективным и рациональным использованием имеющихся средств и соблюдением финансовой дисциплины, а при необходимости принимать соответствующие меры к предупреждению появления недостач, растрат и других нарушений.

Предварительный контроль предполагает, что выполнение задания было начато. Например, при заключении договора автострахования предварительный контроль - это оценка объекта страхования, осмотр транспортного средства. Целью предварительного контроля является определение условий, которые могут воспрепятствовать выполнению работы, предупреждение отклонений. При оценке объекта страхования целью выступает объективная оценка объекта с минимизацией присущих страховых рисков.

В связи с этим предварительный контроль считается наиболее эффективным, поскольку он не только предотвращает умышленные и неумышленные нарушения, но и пресекает, в целом, возможность их возникновения. Если рассматривать предварительный контроль с точки зрения теории рисков, то именно ему отводят главенствующее место, поскольку его задачей, в соответствии с этим взглядом на контроль, является идентификация зон, подходящих больше всего для нарушений и осуществление контрольных процедур именно в этих зонах.

Текущий контроль это неотъемлемый элемент оперативного управления деятельностью страховщика. Он представляет собой постоянное наблюдение за текущими бизнес-процессами и проведением хозяйственных операций работниками страховой компании Его отличительной чертой является проведение в короткий период времени в ходе проведения финансово-хозяйственных операций. Приоритетная задача текущего контроля - своевременно выявить отклонения фактического показателя деятельности компании от бюджетных (плановых или нормативных) в целях устранения негативных факторов в работе, принятия превентивных мер и закрепления положительного опыта. Например, если страхователь сообщает новые обстоятельства в отношении объекта страхования, то страховщик обязан пересчитать, откорректировать страховой тариф, внести изменения в условия ранее заключенного договора страхования.

Поскольку текущий контроль опирается на информацию из первичных документов, данные оперативного и бухгалтерского учета, акты инвентаризаций и визуальное наблюдение, то он при необходимости даёт возможность оперативно регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать лишние траты и потенциальные убытки. Поэтому, чтобы контрольные действия были более эффективны а затраты ресурсов на них более рациональны, необходимо заранее решить, какие сферы деятельности и на каком этапе необходимо проверять.

В принципе, в целях оперативного выявления имеющихся ошибок в текущей хозяйственной деятельности и их своевременного исправления, текущий контроль обязаны осуществлять все работники на своих участках в ходе осуществления хозяйственных операций, а также руководящие и уполномоченные работники в соответствии с оговоренными полномочиями и установленными должностными инструкциями. В экономической литературе в свое время имела место дискуссия между Э.А. Вознесенским и И.А. Белобжецким, посвященная вопросу о необходимости выделения текущего и предварительного контроля в отдельные виды. Э.А. Вознесенский указывал, что «вызывает сомнение обоснованность... текущего контроля в качестве самостоятельного вида (формы) контроля, так как если в основу классификации по данным факторам положить разновременность совершения контрольных действий по сравнению с движением материальных ценностей и денежных средств, то вряд ли можно согласиться с наличием указанного контроля». 17 Приведенный аргумент действительно очень логичен, так как в данном случае представляется затруднительным разделить контроль на текущий и предварительный. Фактически текущий контроль должен осуществляться всеми работниками в процессе исполнения собственных должностных обязанностей,

Оперативный контроль, приводимый И.А. Белобжецким19 в качестве примера текущего, на самом деле может быть признан последующим, так как основывается на оперативных учетных данных, полученных уже после того, как хозяйственная операция была совершена. Статья 2 Лимской декларации руководящих принципов контроля, уже упомянутая выше, определяет только предварительный контроль и контроль по факту, в то же время отечественная теория довольно давно делит контроль на предварительный, текущий и последующий, позволяя классифицировать этот подход как прочно устоявшуюся точку зрения, что, на мой взгляд, логично. Также целесообразно при выделении текущего контроля в качестве самостоятельного вида контроля, признать его растущую и укрепляющуюся роль в современных риск-ориентированных концепциях менеджмент-контроля. Получившая значительную огласку в последнее время организация внутреннего контроля для достижения эффективности управления (COSO) в частности основывается на методах текущего контроля действий работников в процессе исполнения ими рядовых обязанностей.

Варианты организации службы внутреннего контроля в страховых компаниях

Сопровождение и обслуживание договора страхования не ограничивается только осуществлением страховой выплаты.

В рамках этого бизнес-процесса специалисты СВК должны обратить внимание на следующие этапы: корректность ввода информации и её хранение в базе данных; правильное внесение изменений в страховой полис; своевременность направления предложения по продлению полиса; качество оказываемых страхователям дополнительных услуг; грамотность осуществляемых дополнительных продаж.

Для страхователя приобретенная им страховая услуга материализуется при наступлении страхового случая. Критерием её качества становится не квалифицированный агент и красивый офис по продажам, а скорость принятия решений, соответствие их правилам и заявленным свойствам, быстрота осуществления самой выплаты или восстановления имущества. Отлаженность именно этого бизнес-процесса во многом гарантирует успех предприятия в будущем.

Важно отметить, что влияние урегулирования убытков на конечный результат не всегда однозначно.

С одной стороны, задержка сроков выплат, необоснованные отказы, занижение сумм, экономия на подрядчиках, например СТОА, несомненно, повышают текущий финансовый результат компании. Однако это сказывается на репутации страховщика, провоцирует новые судебные тяжбы, излишние внимание регулятора и, в конечном итоге, происходит отток страхователей. В среднем, страховые компании теряют до 6% (по автострахованию - до 20%) клиентов из-за недовольства сроками и размерами страховых выплат. Поэтому процесс урегулирования убытков должен быть максимально клиентоориентирован, но в то же время не противоречить установленным правилам и нормам.

В любом случае страховые выплаты - это основная доля расходов страховой организации. Вся процедура по урегулированию убытков должна быть чётко задокументирована. При этом специалисты СВК должны обращать внимание на следующее: все страховые выплаты должны быть обоснованы и документально подтверждены; выплаты осуществляются в соответствии с залицензированными правилами; дела правильно оформлены в соответствии с ГК РФ и ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; журнал учёта убытков ведётся в соответствии с установленными руководством требованиями; договоры действовали на момент страхового случая, сам убыток был заявлен в установленные сроки и покрывается договором; верность отображения резервов; правильность составления страховых актов и соблюдение установленных сроков; корректность определения размеров страховых возмещений и своевременность их выплат; достоверность документов, на основании которых принимаются решения; обоснованность отказа страховщика в выплате.

Характерной особенностью урегулирования убытков в автостраховании является относительно низкая доля денежных выплат. В целях стимулирования продаж полисов через дилеров и минимизации рисков мошенничества со стороны страхователей компании предпочитают оплачивать ремонт транспортных средств напрямую станциям технического обслуживания автомобилей. Подобная практика эффективна, если: страховщик располагает достаточным количеством партнеров по ремонту; качество и сроки осуществляемых ими работ удовлетворяет страхователей и не ухудшает репутацию компании; партнерство является двусторонним: увеличение объемов ремонта стимулирует продажи полисов. Природа риска в автостраховании обуславливает не только высокую убыточность, но и возможность компенсации части затрат за счёт удовлетворения суброгационных (регрессных) требований. Оказываемое на общий финансовый результат влияние такой деятельности может быть довольно значительным при следующих условиях: страхователи предоставляют все необходимые документы, в том числе устанавливающие сторону виновную в заявленном убытке; ведётся учёт подобных дел, они своевременно передаются юристам для анализа возможности выдвижения суброгационных требований; стоимость делопроизводства не превышает возможной выгоды.

Частота наступления страховых случаев и их объём также должны отслеживаться на постоянной основе, а каждую выплату, превышающую определённый лимит рекомендуется согласовывать с руководством. Зачастую избежать мошенничества или других умышленных действий, направленных против компании, помогает система двойного учёта, но учитывая подверженность автострахования мошенничеству, особое внимание специалисты СВК обязаны уделить контролю за сомнительными операциями: выдвижение подозрительных страховых требований: заявитель или застрахованное лицо подозревается в фальсификации застрахованного убытка; заявитель или застрахованное лицо предоставляет правомерное страховое требование о возмещении застрахованного убытка, но ненадлежащим образом преувеличивает масштабы или степень ущерба. подозрительная андеррайтерская деятельность: о фактические искажения или упущения, связанные с подачей страхового полиса, процессом андеррайтинга или полисом, сделанные застрахованным лицом или его представителем, чтобы получить полис, который иначе не был бы выдан. Как правило, в таких ситуациях искажения относятся к природе или степени риска, для которого запрашивается страховое покрытие, например, касательно выдачи полиса или определенных условий полиса, который не был бы выдан, если бы истинные факты были известны; фактические искажения или упущения, представленные страховой компании или ее представителю, относительно суммы премии, подлежащей уплате застрахованным лицом для получения страхового покрытия в соответствии со страховым полисом.

В процессе своей деятельности страховая компания накапливает значительные страховые резервы. Их размер устанавливается на основании разрабатываемого страховщиком и согласованного органом страхового надзора Положения о порядке формирования и использования страховых резервов. Разработка такого документа - это результат кропотливого и перманентного анализа деятельности страховой компании.

Оценка эффективности системы внутреннего контроля

При этом существует практика составления специального кодекса поведения каждой отдельной организацией для своих партнеров. Такой документ, как правило, демонстрирует требования Страховщика к своим подрядчикам, в частности к хранению информации, соблюдению коммерческой тайны, защите интеллектуальной собственности и соблюдению законодательства. В приложении М. 1 представлен пример такого документа.

Однако большое значение имеет и личный пример руководства Страховщика. Если оно изначально становится на путь нарушения закона по каким-то аспектам своей деятельности, то ставит под удар систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

В целом, можно выделить следующие ограничения, присущие любой системе контроля: вероятность злоупотреблений, в том числе сговоров между контролируемыми и контролирующими работниками. ненадлежащее вмешательство менеджмента или совета директоров в работу СВК. (например, в информационную систему встроена защитная функция, блокирующая осуществление страховой выплаты, превышающей определённую величину, и требующая специального подтверждения правомерности операции. Специалист может не понимать назначение блокировки, воспринимать её как сбой программы, и снять её). отсутствие правильной реакции на информацию, представляемую СВК. (например, информационная система предоставляет возможность составления специального отчёта об операциях, превышающих определённую сумму, или о необычных операциях, однако менеджмент не знает о такой функции или не интересуется этим.

Типичные ошибки в организации внутреннего контроля: эпизодический контроль - не постоянный и всеобъемлющий, а приуроченный к определенному событию или обусловленный возникшей критической ситуацией, например резким скачком количества угонов среди застрахованных автомобилей; тотальный контроль - руководитель, решивший контролировать всё, не повышает ответственность сотрудников, а освобождает от неё, при этом самостоятельно не справляясь с объёмом работы; скрытый контроль неблагоприятно воздействует на морально-психологическую атмосферу в коллективе и нивелирует желание работников проявлять инициативу; контроль любимого участка способствует появлению перегибов в компании; контроль-проформа представляет собой видимость контроля по причине безусловной презумпции добросовестности сотрудников. контроль-недоверие - оценка успешности контроля по количеству выявленных нарушений; контроль без обратной связи - придерживание результатов контроля для различных целей (например, при разговоре о повышении заработной платы); поверхностный контроль (например, контроль прихода и ухода с работы вместо контроля её результатов).

Отмечу, что наряду с процедурой оценки эффективности службы внутреннего контроля существует программа повышения качества работы. В рамках этой программы к мероприятиям относятся: текущий контроль (мониторинг) качества внутренних контролеров; внутренние оценки; внешние оценки.

Под мониторингом средств контроля понимают процесс оценки эффективности функционирования СВК во времени. Он включает регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих действий в отношении средств контроля в результате изменения условий деятельности. Мониторинг осуществляется для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования средств контроля путем проведения постоянных мероприятий и(ли) отдельных проверок.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, каким образом средства контроля функционируют. Если СВК, включая ее средства, изменялась руководством организации, то при мониторинге устанавливается, были ли они изменены надлежащим образом. Непрерывный мониторинг осуществляется в рамках обычной текущей деятельности экономического субъекта и включает регулярные надзорные мероприятия, проводимые руководством.

Например, это могут быть такие мероприятия, как оценка руководителями служб соответствия действий персонала политике организации в отношении определенных действий в рамках должностных обязанностей, осуществление надзора за соответствием действий персонала в области этики или деловой практики.

Мониторинговые действия могут включать использование информации, полученной извне. Эта информация может указывать на проблемы или важные области, требующие улучшения. В частности, в режиме мониторинга работает главный бухгалтер, его заместители, когда они подписывают различные документы, подтверждая осуществленный ими текущий контроль действий персонала как бухгалтерской службы, так и других подразделений. При этом, видно, что сами по себе мониторинговые мероприятия без объекта мониторинга не могут использоваться. Объектом же мониторинга являются действия по контролю, т.е. регистрация документов в двух экземплярах, учетные регистры, подписи на документах и т.п. мероприятия.


1. Роль и значение системы внутреннего контроля

Особенности организации бухгалтерского дела в страховых компаниях

Список литературы

Приложения


1.Роль и значение системы внутреннего контроля


Под системой внутреннего контроля (СВК) принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля создается для обеспечения:

соблюдения политики (стратегии) руководства;

сохранности имущества и информации;

своевременной и достоверной информацией;

соблюдения требований законодательства.

Эффективность системы внутреннего контроля, созданной руководством организации, зависит от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от возможных рисков.

В соответствии со сложившейся международной практикой и российским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" система внутреннего контроля организации включает три составляющие:

среду контроля;

систему бухгалтерского учета;

средства.

Среда контроля. Данное понятие означает осведомленность и конкретные действия руководства и собственников организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Аудитору для оценки среды контроля наиболее важными представляются следующие ее элементы.

Политика и стиль управления, обеспечивающие понимание сотрудниками организации важность контроля. Оценка политики и стиля руководства дает возможность аудитору оценить позицию руководства по отношению к проблемам внутреннего контроля.

Например, если рекомендации по улучшению ряда важнейших участков системы внутреннего контроля были полностью проигнорированы клиентом без какой-либо на то причины, то аудитор может заключить, что руководство не придает должного внимания важности использования системы внутреннего контроля.

От руководителей организации, принимающих конкретные решения, зависит:

создание организационной структуры с четко продуманным разделением обязанностей, взаимосвязями и процедурами контроля с учетом квалификации и опыта специалистов;

организация надежного учета финансовых и материальных ресурсов, не допускающего расточительства и хищений;

соблюдение хозяйственного законодательства;

создание специальной контрольной службы в организации и т.п.

Аудитору важно понять и оценить контрольную среду при ознакомлении с организацией в процессе планирования.

Организационная структура. Распределение обязанностей и ответственности в организации определяется ее организационной структурой. Аудитор должен познакомиться с ней, определить функциональные подразделения организации и оценить, каким образом реализуются процедуры контроля.

Например, если в структуре организации один и тот же сотрудник отвечает за закупки и реализацию, то существует риск, что он может осуществлять операции, не отраженные в бухгалтерских регистрах организации, и получать прибыль в собственных интересах.

Ревизионная комиссия контролирует процесс подготовки бухгалтерской отчетности организации, включая оценку внутренней структуры контроля и соответствие бухгалтерского учета законам и инструкциям. Для эффективной работы ей необходимо постоянно поддерживать связь как с внутренними, так и с внешними аудиторами.

Методы распределения ответственности и обязанностей должны быть отражены во внутренних документах высшего звена руководства. Необходимо иметь должностные инструкции сотрудников, организационные и хозяйственные планы, кодекс поведения.

Методы планирования управленческого контроля. Методы управленческого контроля - это эффективная система, включающая периодические отчеты о результатах деятельности в соответствии с планом. Организация, способная определить значительные расхождения между фактическими результатами деятельности и плановыми показателями и принимающая необходимые меры по их исправлению на соответствующем уровне управления, обладает эффективными методами контроля.

Функция внутреннего аудита. Как крупные, так и средние организации могут создать отдел внутреннего аудита для анализа эффективности других служб контроля. Для обеспечения эффективности работы этого отдела необходимо, чтобы сотрудники были независимы как от функциональных подразделений, так и от бухгалтерии организации. Они должны быть подотчетны высшему руководству, например совету директоров или ревизионной комиссии.

Независимые аудиторы могут использовать результаты работы внутренних аудиторов организации при наличии уверенности в компетентности и добросовестности последних.

Кадровая политика. Необходимо, чтобы персонал был компетентен и надежен. Это позволит обеспечить эффективную работу системы контроля. Аудитору следует провести проверку процедур отбора, найма и продвижения кадров, методов оценки работы, оплаты труда, обучения и подготовки сотрудников.

Внешние факторы. Существуют внешние процессы, заставляющие руководство внедрять более эффективную систему контроля. Это, например, обязанность представлять в определенные сроки и в установленном объеме бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность, а также контроль за деятельностью организаций со стороны налоговой службы и других контролирующих организаций.

Ответственность за разработку и внедрение системы внутреннего контроля несет руководство экономического субъекта. Задача же аудитора заключается в объективности оценки системы внутреннего контроля с точки зрения надежности, качества, степени доверия и определения риска.

Система бухгалтерского учета. Для того чтобы качественно провести проверку, аудитору необходимо изучить, каким образом хозяйственные операции отражаются в бухгалтерских регистрах клиента. Аудитор должен получить адекватное представление о порядке ведения бухгалтерского учета с тем, чтобы оценить возможные риски, составить план проведения аудита. При этом следует проанализировать и оценить:

учетную политику организации, ее организационно - технические и методологические аспекты;

организационную структуру бухгалтерии, распределение обязанностей и полномочий между исполнителями;

порядок оформления первичных документов и организацию документооборота;

систему бухгалтерских записей и порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета;

процесс подготовки бухгалтерской отчетности;

средства контроля, предусмотренные системой учета;

критические области учета и возможные риски.

Оценку эффективности системы бухгалтерского учета аудитор проводит с учетом критериев, предусмотренных Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (п.3.4) в части:

временного периода;

правильности сумм;

отражения деталей операций, имеющих существенное значение для учета и отчетности;

соответствия нормативным актам и учетной политике.

Средства контроля. Средства контроля (т.е. конкретные действия и мероприятия) вытекают из разработанной руководством политики организации и служат для ее реального воплощения.

Средства контроля должны обеспечивать достижение следующих целей:

достаточное разделение обязанностей;

правильное документирование операций и их учет;

обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей;

независимые проверки деятельности.


2. Особенности организации бухгалтерского дела в страховых компаниях


Бухгалтерский учет страховой деятельности имеет свои особенности. О том, как страховая компания должна отражать операции по заключению и ведению договоров страхования жизни, страхования имущества и добровольного медицинского страхования

При ведении бухгалтерского учета страховые компании используют тот же План счетов, что и все остальные организации. Кроме того, согласно Приказу Минфина от 04.09.2001 N 69н страховые организации применяют специальные счета, отражающие особенности их деятельности. А именно: 22 "Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования", 77 "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию", 92 "Страховые премии (взносы)" и 95 "Страховые резервы". Еще одна особенность ведения бухгалтерского учета страховыми компаниями заключается в том, что они не применяют ПБУ 18/02.

Указанные организации ведут аналитический учет по видам страхования, страхователям, договорам страхования, договорам с медицинскими учреждениями, территориальным фондам обязательного медицинского страхования, страховым случаям и др.

Кроме налоговых органов страховые компании представляют годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы.

Рассмотрим подробнее отражение в бухгалтерском учете операций в соответствии с договорами:

страхования жизни;

страхования иного, чем страхование жизни;

При заключении со страхователями договоров страхования жизни в бухгалтерском учете страховой компании должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 77-1 Кредит 92-1

начислена страховая премия согласно условиям договора;

Дебет 50, 51 Кредит 77-1

получена страховая премия.

Пункт 4 ст. 26 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" позволяет страховым компаниям выдавать займы страхователям, заключившим договоры личного страхования жизни. С такими страхователями заключаются договоры займа. Размер этих займов не должен превышать 10% от величины страховых резервов по страхованию жизни. Об этом говорится в Приказе Минфина России от 08.08.2005 N 100н. Сумма выданного займа отражается записью:

Дебет 76 субсчет "Расчеты со страхователями по ссудам по договорам страхования жизни" Кредит 50, 51

выдан заем страхователю, заключившему договор страхования жизни.

Сумма дохода, начисленного в виде процентов по займу, отражается следующим образом:

Дебет 76 субсчет "Расчеты со страхователями по ссудам по договорам страхования жизни" Кредит 91-1

начислен внереализационный доход в виде процентов по выданному займу.

При возврате займа производится такая запись:

Дебет 50, 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты со страхователями по ссудам по договорам страхования жизни"

возвращена страхователем сумма займа с процентами.

В ряде случаев задолженность по займу принимается в зачет тех выплат, которые причитаются страхователю при его дожитии до определенного возраста или по окончании срока действия договора страхования жизни. В таких ситуациях необходимо составить акт зачета встречных требований. В акте указывается сумма выплаты страхователю по договору страхования жизни и сумма займа с процентами, подлежащая возврату страховой компании. В бухгалтерском учете по этим операциям составляются проводки:

Дебет 22-1 Кредит 77-1

начислена сумма выплат, причитающаяся страхователю по договору;

Дебет 77-1 Кредит 76 субсчет "Расчеты со страхователями по ссудам по договорам страхования жизни"

учтена сумма обязательств страхователя по возврату займа и процентов по займу на дату оформления расчетов по договору (выплаты страхового возмещения).

Договор страхования жизни по окончании срока его действия может предусматривать страховую выплату. Основанием для такой выплаты будет являться событие, предусмотренное в договоре. Страховая компания по заявлению застрахованного лица выплачивает страховое возмещение и вносит соответствующую запись в журнал учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования. Данная операция оформляется проводкой:

Дебет 22-1 Кредит 50, 51

выплачена сумма страхового возмещения по договору страхования жизни.

При расторжении договора страхования жизни, предусматривающего дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо наступлении иного события страхователю возвращается выкупная сумма. Выкупная сумма - это часть образовавшегося резерва взносов по долгосрочному страхованию жизни на день прекращения указанного договора. Размер выкупной суммы зависит от продолжительности периода действия договора.

Обычно по условиям, предусмотренным правилами страхования жизни, при расторжении договора в первые 6 месяцев выкупная сумма не рассчитывается и не выплачивается. Однако страхователю предоставляется возможность в течение определенного периода, например трех лет, возобновить договор в той же или уменьшенной страховой сумме.

Возврат страховых премий и выкупных сумм в результате досрочного прекращения или изменения условий договора отражается такой проводкой:

Дебет 22-5 Кредит 50, 51

возвращена страховая премия страхователю.

Начисление и получение страховых премий (взносов), причитающихся к получению от страхователя в отчетном периоде согласно договору страхования иного, чем страхование жизни, бухгалтер страховой компании отражает в учете следующими записями:

Дебет 77-1 Кредит 92-1

начислена страховая премия;

Дебет 50, 51 Кредит 77-1

получена страховая премия.

Операция по выплате страхового возмещения при наступлении страхового события, предусмотренного в договоре страхования, отражается проводкой:

Дебет 22-1 Кредит 50, 51

выплачено страховое возмещение.

При заключении договора добровольного медицинского страхования страховым случаем признается обращение застрахованного лица в лечебное учреждение в связи с заболеванием. Разумеется, если иное не предусмотрено данным договором. Страховая компания обычно от своего имени заключает договоры с лечебными учреждениями, в которых обслуживаются застрахованные лица. Оплату медицинских услуг компания производит без участия застрахованного лица.

Условиями договора ДМС может быть предусмотрено финансирование лечебных услуг в виде авансовых платежей. Это отражается в учете таким образом:

Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 50, 51

перечислен авансовый платеж лечебному учреждению.

В свою очередь лечебное учреждение направляет счет на оплату предоставленных услуг непосредственно страховой компании. Счет может быть выставлен как за медицинские услуги, оказанные отдельному застрахованному лицу, так и группе застрахованных лиц. Обычно лечебное учреждение и страховая компания производят расчеты за определенный период: день, неделю, декаду или месяц. При расчетах страховая компания составляет акт о наступлении страхового случая. При оформлении акта компания проверяет содержание счета лечебного учреждения на предмет выполнения ряда условий. А именно:

действие договора добровольного медицинского страхования на момент обращения застрахованного лица в клинику;

соответствие оказанных медицинских услуг программе страхования, определенной в договоре ДМС;

соответствие стоимости медицинских услуг страховой сумме, указанной в договоре;

соблюдение прейскуранта цен на медицинские услуги.

Особое внимание уделяется проверке расчета стоимости медицинских услуг. Оплата медицинских услуг по счетам, выставленным лечебными учреждениями, отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет 22-2 Кредит 50, 51

оплачены медицинские услуги согласно акту о наступлении страхового случая.

Если ранее лечебному учреждению был перечислен аванс, то в бухучете страховой организации делается такая проводка:

Дебет 22-1 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"

зачтен перечисленный ранее аванс.

В период действия договора ДМС в него по инициативе страхователя могут вноситься изменения. Обычно они связаны с увеличением страховой суммы или расширением перечня медицинских услуг, охватываемых договором ДМС. В результате может увеличиться (уменьшиться) размер страховой премии (взноса) по договору.

В случае увеличения страховой премии (взноса) на счетах бухучета проводится начисление дополнительной суммы страховой премии:

Дебет 77-1 Кредит 92-1

доначислена сумма страховой премии.

При уменьшении суммы страхового взноса необходимо уточнить, в какой именно период изменяются условия договора добровольного медицинского страхования. Допустим, изменения в договор ДМС внесены в том же отчетном периоде (году), когда он был заключен и вступил в действие. Тогда сумму уменьшения размера страховой премии отражают сторнирующей записью:

Дебет 77-1 Кредит 92-1

Скорректирована страховая премия по договору.

Однако изменения в договор ДМС, связанные с уменьшением суммы страхового обеспечения и, как следствие, уменьшением размера страховой премии, могут быть внесены в следующем отчетном периоде. В подобной ситуации методы отражения такой операции зависят от состояния расчетов со страхователем.

Выбранный вариант зачета встречных требований по уплате страховой премии страхователем и возврату части страхового взноса страховой компанией согласно изменениям, внесенным в договор ДМС, должен быть закреплен в учетной политике компании.

Прекращение договора может быть инициировано одним из его участников либо в связи с наступлением определенных обстоятельств, которые предусмотрены условиями данного документа.

Страхователь вправе расторгнуть договор в связи с тем, что страховщик необоснованно увеличил страховой взнос или нарушил принятые обязательства по финансовому обеспечению медицинских программ.

Кроме того, договор ДМС может прекратить действие в результате:

смерти застрахованного лица;

вступившего в силу решения суда;

ликвидации страховщика;

неуплаты страхователем страховой премии (взноса);

истечения срока действия договора;

соглашения сторон.

Если договор страхования прерывается досрочно, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии. Разумеется, такая ситуация должна быть предусмотрена условиями договора. Обычно страхователю возвращается часть взноса, которая рассчитывается пропорционально оставшемуся сроку действия договора, за вычетом расходов страховщика, связанных с ведением договора ДМС. Возврат средств отражается так:

Дебет 22-5 Кредит 50, 51

возвращена часть взносов страхователю в связи с прекращением договора.

При возврате денег страхователю (физическому или юридическому лицу) страховая организация делает запись в журнале учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования).

Чтобы обеспечить исполнение обязательств по страхованию, страховщики формируют страховые резервы. Правила создания резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утверждены Приказом Минфина России от 11.06.2002 N 51н. Согласно этому документу страховые организации создают, в частности, резервы:

незаработанной премии (РНП);

заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ);

произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) и др.

Страховщики рассчитывают страховые резервы на конец отчетного периода при составлении бухгалтерской отчетности. Для создания резервов все договоры распределяются по учетным группам. Например, к первой учетной группе относятся договоры по страхованию (сострахованию) от несчастных случаев и болезней. Вторая учетная группа - это договоры по добровольному медицинскому страхованию (сострахованию). Всего таких групп - 18. Расчет резервов производится отдельно по каждой группе. Размер резерва определяется путем суммирования величин резервов по всем учетным группам.

Для обобщения информации о страховых резервах применяется счет 95 "Страховые резервы". К нему могут быть открыты субсчета, например 95-1 "Резерв незаработанной премии", 95-3 "Результат изменения резерва незаработанной премии".

В течение отчетного периода бухгалтер страховой организации делает следующие проводки по отражению полученных доходов и произведенных расходов, связанных со страховой деятельностью:

Дебет 92 Кредит 99

получен доход в виде суммы страховых премий по договорам страхования;

Дебет 95-3, 95-4 Кредит 99

получен доход, связанный с уменьшением страховых резервов;

Дебет 99 Кредит 22

списаны в расходы организации выплаты по договорам страхования;

Дебет 99 Кредит 26

списаны общехозяйственные расходы, связанные с заключением договоров страхования, осуществлением операций по страхованию, а также по управлению страховой организацией;

Дебет 99 Кредит 68

начислен налог на прибыль, платежи по пересчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций;

Дебет 99 Кредит 91

списаны прочие расходы;

Дебет 99 Кредит 95-3, 95-4

учтены расходы, связанные с увеличением страховых резервов;

Дебет 99 Кредит 96

отражена сумма отчислений от страховых премий на предупредительные мероприятия и т.д.


Список используемых источников

внутренний контроль учет страховая компания

1."ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

2."ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

."НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007)

."НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008)

."ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 22.07.2008)

."УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 14.07.2008)

."КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2008)

Закон N 129-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 03.11.2006)

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 26.03.2007)

10.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (ред. от 30.12.1999)

11.ЗАКОН РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.11.2007) "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 11.02.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 N 4090)

13.План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. - Прим. ред.

14.Статья: Система внутреннего контроля организации "Бухгалтерский учет", 1999, N 9)

Особенности налогообложения страховых организаций см. в РНК, 2005, N 20. - Прим. ред

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. - Прим. ред.

17.Статья: Особенности бухгалтерского учета страховых организаций ("Российский налоговый курьер", 2005, N 22)

18.Статья: О задачах аудиторского комитета и ревизионной комиссии ("Бухгалтерия и банки", 2006, N 7)


Правила (стандарты) аудиторской деятельности


Наименование Номер, дата Часть закона, относящаяся к ВКПравило (стандарт) N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" Постановление Правительства РФ N 696 от 23.09.2002, (с послед. изм. и доп.) Раздел "Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля"Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27.04.1999, Протокол N 3 Раздел 2 "Место внутреннего аудита в управлении экономическим субъектом"Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996, Протокол N 6 Раздел 4 "Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего контроля"

с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.