Другое

Стратегическое управление экономическим развитием рпд. Стратегический менеджмент территории

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков в Альшеевском районе.

«Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»

воспитатель Хисматуллина Г.М

Сс. Раевский

Участники: воспитанники дошкольной группы

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный

Актуальность:

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

Приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;

воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

создание развивающей среды; проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

Формы работы:

Непосредственно образовательная деятельность;

Совместная деятельность;

Самостоятельная деятельность;

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Посещение родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,

6. Использование новых педагогических и здоровье сберегающих технологий.

Для успешной реализации проекта необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспиатнников в образовательной деятельности:

Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

    подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

    основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в социальном приюте; привлечение родителей к участию в мероприятиях, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.

    заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

Основные направления в работе по реализации проекта

Образовательная область «Познание»

развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Образовательная область «Музыка»

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Образовательная область «Физическая культура»

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Труд»

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Безопасность»

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественное творчество»

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Ожидаемый результат : воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

    место проживания: республика, село; предприятия родного села и их значимость; символику республики, столицу, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;

    свою нацию, культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями. Знать столицу своей Родины, знать флаг, герб, гимн России;

    называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции;

    знать природу республики, ее флору и фауну;

    уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;

    национальные игры, с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы с детьми

Познание

Тематическое занятие «Моя республика и столица»;

кроссворд «Мой родной Башкортостан»;

тематическое занятие «Государственные символы республики Башкортостан»;

экскурсия в музей ДПиШ «Мой край родной»;

беседа «Достопримечательности моего села»;

занятие «Коренные жители Башкирии»;

беседа «Многонациональный Башкортостан»;

занятие «Башкирское народное жилище»;

занятие «Одежда башкирского народа»;

занятие «Гостеприимство башкир»;

беседа о труде пчеловода;

беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

тематическое занятие « Башкирские народные музыкальные инструменты».

Коммуникация

занятие «Красоты и богатства моего края»;

развитие речи «Придумай сказку»;

пересказ сказки «Ленивый сын»;

рассказывание по картине «В башкирской избе»;

занятие «Гость – благо дома».

Башкирские народные пословицы

чтение сказки «Камыр-батыр». Беседа по содержанию.

беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу Ягафарова (перевод М.Гафурова).

Башкирские пословицы о труде.

Описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме

Художественной

литературы

знакомство с произведениями поэтов Башкортостана

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;

Чтение легенды «Происхождение башкир»;

разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,

занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Разучивание стихотворения С.Юлаева;

чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой;

чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай».

Художественный труд

Рисование «В Башкирии живут красивые люди»;

аппликация «Мой край родной»;

аппликация «Летняя башкирская деревня»

лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

рисование «Юрта»;

декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

лепка «мой любимый сказочный герой»;

рисование «Башкирский национальный костюм»;

аппликация «Сапожки – ичиги»;

рисование «Украсим фартук для бабушки»

аппликация «Коврик для гостей» (тур, юфран);

рисование «Башкирские посиделки»;

лепка «Кадушка для кумыса»;

рисование «На пасеке»;

знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов

песня «Салават-батыр!»;

песня «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера;

башкирская народная мелодия «Боронго Урал»;

«Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой;

«Тукмас» башкирская народная мелодия

«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;

Социализация

Дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме);

Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы».

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».

деловая игра «Звездный час», тема «Край родной на век любимый»

башкирская народная игра «Невод» (разучивание)

Дидактические игры «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо»

Используемая литература.

Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.

Гасанова Р.Х. Земля отцов.

Программа-руководство - Уфа, БИРО, 2004

Агишева Р.Л. Я – Башкортостанец. - Уфа, БИРО, 2003

Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. – Уфа, Китап, 1995

Гасанова Р.Х. Этноэтикет. -Уфа, БИРО, 2003 (метод. рекомендации)

8. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап. 1995год.

9. Башкирская энциклопедия. 2002г. «Башкиры. Этническая национальная культура».

Башкиры (самоназвание — башк. «башкорт») — тюркоязычный народ в Российской Федерации, проживающий на территории Республики Башкортостан. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Значительные группы башкир расселены в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской областях.

Численность в мире — около 2 млн. человек. В России проживает 1 584 554 башкир (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.).

Национальный язык — башкирский. Относится к булгаро-кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Имеет сложную диалектную систему и состоит из южного, восточного, северо-западного наречий с говорами.

Традиционная религия — ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Башкиры — самый свободолюбивый и воинственный народ в Урало-Поволжье, что связано с военно-всадническим образом их жизни в прошлом. Формирование башкирской народности происходило на стыке Европы и Азии — на Южном Урале и в прилегающих к нему степях. В этногенезе участвовали разноязычные племена — тюркские, угро-финские, монгольские, иранские. Особое место в этом сложном этно-историческом процессе, протекавшем почти целое тысячелетие на огромной территории от Алтая до Черного моря, занимают древние тюркоязычные кочевники. Кочевой образ жизни сыграл решающую роль в становлении менталитета современного башкира, определил многие его сущностные черты, значительно повлиял на своеобразное восприятие феноменов физического и социального бытия — времени и пространства, жизни и смерти, свободы, справедливости, веры, долга и т. д.

Известный башкирский исследователь Р. Г. Кузеев в книге «Происхождение башкирского народа» отмечал, что «древнебашкирская общность складывалась в этническом отношении как многосоставное и многоплеменное образование, при ведущем этноязыковом влиянии на формирующийся этнос древнебашкирских племен — выходцев из Южной Сибири и Алтая; в X в. формирование древнебашкирского этноса еще не завершилось, но уже на рубеже IX-X вв. сложилось племенное объединение, послужившее основой для дальнейшего становления башкирского народа и обусловившее в Древней Башкирии новое направление развития культуры, характерное для тюркских кочевников той эпохи» (Кузеев,1974: 441).

В XIII в. Южный Урал, степное Зауралье и Приуралье до Волги — вся эта территория, где шла консолидация башкирских племен, подпала под монгольское владычество, а в I половине XV в. оказалась разделенной между тремя феодальными ханствами — Ногайским, Казанским и Сибирским, возникшими на развалинах Золотоордынского государства. Так более чем на три столетия задержалось сплочение башкирских племен в единую народность. Их объединение произошло позднее.

«В XV — первой половине XVI вв. этнические процессы предшествующей эпохи углубляются и признаки, определившиеся кыпчакским этапом этнокультурного развития, постепенно стабилизируются... В XVI в. башкирские племена расселяются на всей территории, которую они занимали вплоть до XIX в. ...В конце XV — первой половине XVI вв. этнические, территориальные, социально-экономические и политические предпосылки, необходимые для завершения формирования башкир в народность, сомкнулись. Обострение башкиро-ногайской борьбы и добровольное присоединение большинства башкирских племен во второй половине XVI в. к России и объединение башкирского этноса в составе единого государства знаменовало собой завершение этнической консолидации башкирского народа» (там же: 509).

Этот долгий этнический процесс получил своеобразное отражение не только в исторических преданиях, шежере-родословных, эпических сказаниях, которые составляют значительное место в фольклорном наследии башкирского народа, но и заметно повлиял на формирование этнического менталитета башкир.

Одной из лучших специальных работ, посвященных проблеме башкирского менталитета, является монография З. Н. Рахматуллиной «Менталитет башкир: сущность, характеристики» (Уфа, 2007). В книге предпринята попытка целостного социально-философского осмысления и анализа произведений башкирского народного творчества и современных национальных писателей, этнографических исследований и научной литературы по истории и культуре башкирского народа. На основе этого автор делает вывод, что изначальные духовные установки и тенденции развития менталитета башкирского народа базировались на таких ценностях, как свобода, поставленная выше всякого другого блага; примат чувственного начала над рациональным; стремление к справедливости. Доминирующую роль среди них играет свобода, которая стала ключевым понятием в картине мира башкир (см.: Рахматуллина, 2001b). В качестве причин возникновения и развития особенностей менталитета башкирского народа обозначены окружающая природа, кочевой образ жизни, самобытность национального мышления, доисламские религиозные верования и ислам.

Вековыми усилиями духа, самим фактом эмпирического существования башкиры доказывали себе и другим естественную жизненную потребность и необходимость свободы, с ее утратой все остальное теряло смысл и значимость. Для автора очевидно, что башкиры, в основном, действуют, исходя из переживаемых чувств, мало считаясь с личными интересами и потребностями, что является настоятельным желанием его души и нравственного сознания. Башкиры как этнос преимущественно сформировались в степной зоне, здесь, что бы ни совершил человек, все находится в поле зрения других. Условия существования серьезно повлияли также на становление национальной этики, ментальных структур народа, поэтому у башкир развилось повышенное чувство справедливости.

В работе доказано, что вышеперечисленные установки сознания башкир скорее носят архетипический характер, чем нормативный. Из них вытекают следующие сущностные характеристики менталитета башкир: философичность, поэтичность мышления, гостеприимство и храбрость, безмятежность, простота, скромность, терпимость, гордость, обостренное чувство справедливости и соревновательности. Основополагающей ценностью башкирской ментальности является гуманизм — именно эта идея проходит через всю ось культуры народа.

В столь различных качествах менталитета присутствует нечто общее, объединяющее их в одну цельную картину мира. Это неслучайный набор характеристик, но единственно верный для башкирского менталитета. Рационализм разрушает онтологический статус свободы, поэтому она противоречит прагматизму. Мужество — проявление свободы выбора, возможность действовать на свой страх и риск, наперекор судьбе и обстоятельствам, из этого негативизма исходит упрямство характера башкира. Для него цена свободы никогда не была слишком высокой, он знал о том, что надо постоянно бороться за нее, так как свобода не существует как завоеванное раз и навсегда. Он был максималистом в отстаивании идеи свободы, как непримиримый враг любого компромисса стал ее верным заложником.

Скромность как жизненная философия отразилась в сущности существования народа — в устройстве быта, в отношении к труду и к материальным благам. Щедрость башкир есть также отражение их свободы, так как она включает в себя и власть над вещами — способность легко отдавать их. Материальные ценности не очень привлекали башкир, они никогда открыто не стремились к росту благосостояния, к внешним успехам, поэтому они склонны больше размышлять над трансцендентными вопросами своего бытия, чем над эмпирическими; их мысль направлена на собственный внутренний мир, чем на мир внешних объектов. Безмятежность и беспечность башкира — это форма ничем не омраченного состояния духа и ничем не ограниченной свободы.

Прагматичный мир слабо повлиял на развитие и рост коммерческих талантов башкира, так и не появилось у него чувство собственной выгоды и неприкрытого индивидуализма. Поэзия и философия — одновременно сила и слабость башкирского миросозерцания, этим оно отличается выгодно и невыгодно от других менталитетов, в этом его трагедия и судьба. Культ свободы всегда был присущ башкирской ментальности. Безусловно, время и исторические испытания внесли в нее серьезные коррективы, притязания на свободу за всю историческую судьбу претерпели значительные изменения.

З. Н. Рахматуллина заключает, что резкая смена кочевого образа жизни, период кантонного управления, тоталитарный советский режим, эпоха застоя деструктивно повлияли на дух народа, именно совокупное действие всех данных факторов сформировало менталитет современного башкира.

Рассмотрим основные черты башкирского этноменталитета подробнее.

Этногенетические параметры ядра башкирского этноса, в первую очередь, определили физико-географические условия Южного Урала. Подтверждением этого служит сохранившийся у башкир архаический эпос «Урал батыр». Канва его повествования, фон, на котором разворачиваются его сюжеты, не оставляют сомнений, что «картина мира» башкир сложилась на Урале. «В пользу тезиса о том, что башкиры складывались как горный народ, говорят их песни и пляски. Даже недолгое соприкосновение с башкирским народным искусством не оставляет в том никаких сомнений» (см.: Ямаева, 2010).

В родоплеменном обществе башкир каждый мужчина по необходимости должен был быть воином, а значит храбрым, чтобы защитить свой род, семью, пастбища, стада. Мужчина, который бережно относился к своей жизни, считался трусом и вызывал всеобщее презрение у окружающих. Башкиры были лихими наездниками, умело пользовались оружием, украсть коня и девушку считалось удальством. Вся жизнь кочевника проходила верхом, только с помощью лошади можно было подчинить себе бесконечность пространства степей, можно сказать, башкир рождался и умирал в седле (Рахматуллина, 2001b: 58).

Башкиры учились ездить на лошади с раннего детства. Каждый башкирский юноша должен был стать наездником, ловким и выносливым, способным длительное время находиться в седле, не чувствуя при этом усталости. Наряду с искусной джигитовкой, умением на скаку метко стрелять из лука, рубить саблей, многие авторы XVIII-XIX вв. отмечали чрезвычайную выносливость башкирских всадников, выработанную повседневным пребыванием в седле. Известный чувашский историк Н. В. Никольский в своих «Этнографических альбомах» писал: «В характере башкира замечается два явления: лесной башкир более смел, вспыльчив, более гордого и независимого характера… Башкиры худощавы, телосложения не очень крепкого; тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие труды и лишения» (Никольский, 2009: 201). Столь же много и хорошо ездили верхом и женщины-башкирки, что вообще характерно для кочевого быта скотоводов (Жуковская, Мокшин, 1998: 257).

В традиционном башкирском обществе огромным авторитетом пользовались старейшины. Информация, которую они хранили в своей памяти, считалась ценнейшим достоянием. У башкир аксакалы, обладающие хорошей памятью и имеющие за своими плечами богатый эмпирический груз долгих лет жизни, до сих пор пользуются всеобщим уважением. «Мудрецы ценили неторопливый, душевный разговор за чашкой кумыса и свободное философствование. Они ничего другим не доказывали, а только показывали убедительные факты из жизни, не поучали, а внушали определенные ценности и истины» (Рахматуллина, 2001b: 64).

Башкирскому менталитету чужды насилие и нетерпимость ко всему незнакомому, у башкир очень низка степень отчуждения от других, более того, стоит подчеркнуть, отношение к «чужим» лучше, чем к своим, так как с ними поступают, согласно всем правилам гостеприимства. Башкиры терпимо относились ко всем переселенцам, несмотря на различие в языках, нравах и вероисповеданиях, выдавали им за символическую плату землю и не навязывали своих взглядов на жизнь, а позднее совместно отстаивали в борьбе общие социально-экономические и духовные интересы (там же: 77).

В менталитете башкир присутствует элемент любознательности, присущий им в любом возрасте, они стремятся познать собственную культуру через иную, обогатиться духовным и практическим опытом других народов, поэтому они одни новшества принимали без изменений, другие отвергали, некоторые переосмысливали и вносили в них новое содержание. У переселенцев башкиры учились навыкам земледелия, делясь, в свою очередь, опытом ведения скотоводческого хозяйства. У башкир очень высока степень адаптации к инородным элементам, терпимость по отношению к другим, но данное положительное качество негативно повлияло на культуру самих башкир, выразившись в дальнейшем в ассимиляции народа, в нивелировке культурных различий.

Башкирский народ отчаянно сопротивлялся попытке насильственной христианизации со стороны Российского государства, во главе восстаний и в качестве организаторов и идеологов нередко стояли сами муллы. После неудачи в христианизации с колонизаторскими целями российское правительство становится на компромиссный путь апологии ислама.

Башкирский вариант ислама имеет свои особенности, которые отличают его от ортодоксального мусульманства стран Ближнего и Среднего Востока. А. Б. Юнусова выделяет следующие его специфические характеристики: 1) раздельность власти и религии, слабая политическая выраженность мусульманского верования; 2) недостаточная развитость экономических принципов существования мусульманской общины; 3) сохранение реликтов доисламских верований у башкир вплоть до ХХ в. (Юнусова, 1999: 92).

Несмотря на то, что ислам не имел сильного воздействия на массовое сознание башкир, как, например, в Средней Азии или на Кавказе, тем не менее он стал и верой, и образом жизни, и нормой, регулирующей социальные стороны их бытия. Мусульманская модель мира определили многие важнейшие грани менталитета народа, легла в основу башкирской национальной идеи, выдвинутой интеллигенцией. Ислам определил направление развития не только религиозной, но и всей духовной культуры, мечети, являясь культовыми сооружениями, одновременно были центрами образования и просвещения башкир (Рахматуллина, 2001b: 78).

У башкир, кочевавших вплоть до XVIII в., мечети не всегда представляли собой специальное сооружение культа, во время кочевок его функции выполняла обыкновенная юрта, обучение учеников проходило там же. После перехода на оседлый образ жизни архитектура и внутреннее убранство башкирский мечетей сохранило аскетическую простоту.

«Башкиры менее обнаруживают боязнь за свою религию, чем татары, спокойно рассуждают о своей и русской вере, не обнаруживая ни малейшей склонности возвеличивать свою, считая все веры равными. Они спокойно встретили распоряжение русских властей об обязательности знания русского языка муллами, без опасения за веру отдают своих детей в русские начальные школы», — отмечал С. Г. Рыбаков (Рыбаков, 1897: 16).

Вместе с исламом в социальное бытие башкир вошли нормы шариата — мусульманского законодательства. Все события в жизни мусульманина, от рождения до смерти, происходили по шариатским законам (Рахматуллина, 2001b: 80).

Семейная жизнь башкир тоже претерпела большие изменения под воздействием религии. Ислам узаконил многоженство, развод происходил по установлению шариата. Причиной развода являлись неудовлетворенность материальных потребностей женщины, невыплата договоренного количества калыма, а также негуманное обращение с ней. Измена мужу была редким явлением, и практически всегда заканчивалась разводом, так как в обществе высоко ценилось целомудрие женщины, и была высока половая нравственность народа. Этнографы не раз отмечали, что башкиры — замечательно чистый народ по отношению к женщинам.

«Положение башкирской женщины в семье, пожалуй, лучше положения русской. Семейная жизнь башкир протекает тихо и мирно, без особых ссор и тем более драк со стороны мужа. Причину этого можно видеть в отсутствии пьянства среди башкир» (Никольский, 1899: 141). Ислам запрещает правоверному мусульманину употреблять спиртные напитки, «эффективным отвлекающим средством и противоядием от алкоголя у башкир на протяжении веков оставался кумыс, который кроме того имел общеоздоровительное значение» (там же: 69).

Муж старался гуманно относиться к жене, детей почти никогда не наказывали, но существовал непререкаемый авторитет отца, воля которого была законом для всех. Башкирская женщина пользовалась большой свободой, хотя бытует устоявшееся представление о приниженном положении всех женщин Востока. В массе своей браки башкир были моногамными, и именно в таких семьях отношения между полами строились на равноправии и на равных обязательствах.

Башкирка — это девушка-джигит, амазонка степей, которая скакала на лошади и стреляла из лука не хуже любого мужчины. Она самостоятельна в суждениях и поступках, в некоторой степени эмансипированна. Башкирка была другом и помощницей в суровой жизни кочевника-скотовода, ни перед кем не закрывала лица, нередко сама являлась инициатором развода, более половины башкирок дореволюционного времени знали грамоту. Пожилая женщина пользовалась всеобщим уважением, во многих случаях ее голос был решающим (Рахматуллина, 2001b: 82).

Главными константами традиционной башкирской семьи являются такие черты, как многопоколенность, многодетность, сохранение духовных ценностей, передача нравственного опыта предков, ориентация на создание крепкой семьи, формирование экологической культуры, забота о духовном развитии молодого поколения. Главой в башкирской семье был и остается мужчина — отец семейства, муж. В настоящее время понятие «глава семьи» не означает беспрекословного подчинения ему всех остальных членов семьи и жены. Глава семьи является главным защитником семьи, обеспечивает ее безопасность, материальное благополучие, представляет ее перед обществом (см.: Акчурина: эл. ресурс).

Башкирская женщина имела относительную свободу по сравнению с женщинами Востока. Главной причиной независимого положения башкирок было то, что быт и семья не были глубоко пропитаны предписаниями ислама и мусульманской моралью. Профессор Д. Ж. Валеев, изучая истоки нравственного сознания башкир, считал, что изображение башкирок ХIХ в. забитыми, лишенными всякой общественной деятельности не соответствует действительности. Доказательством является, например, участие башкирских женщин в военных походах 1812 г. наравне с мужчинами (см.: Валеев, 1989).

Для регулирования отношений в семье между родителями, мужем и женой, детьми у башкир из поколения в поколение существовали определенные нормы поведения, которые составляли традиционный семейный этикет. Он строился на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Это наиболее древняя форма морали, на основе которой шел процесс дальнейшего нравственного развития башкирского народа.

Одной из главнейших ментальных характеристик башкирского народа является свободолюбие. Русский антрополог-этнограф Ф. Д. Нефедов писал: «С живым умом и впечатлительные, башкиры отличались смелостью и безграничным удальством, всего выше ставили личную свободу и независимую жизнь, были горды и вспыльчивы» (Башкирия…, 1964: 119). Башкиры восставали почти два века подряд за свою независимость и свободу, за которую платили дорогой ценой — сотней тысяч человеческих жизней. Героическая смерть за освобождение народа была для башкира предпочтительней, чем жалкое прозябание в оковах (Рахматуллина, 2001b: 89).

Однако жестокое подавление восстаний (виселицы, ссылка в Сибирь, сожжение деревень) безусловно отрицательно сказались на генофонде народа. Исследователь края В. М. Черемшанский во второй половине XIX в. писал: «…Дикий и необузданный, привыкший действовать самопроизвольно, не терпящий над собою никакой власти, одним словом — народ буйный и своевольный, в настоящее время представляет народ мирный, терпеливый и покорный, не имеющий уже того строптивого духа» (Черемшанский, 1859: 13).

«Всматриваясь в эти лица, не верится в недавние сказания про силу и воинственный дух башкир. Через сто с лишком лет нельзя узнать этого некогда буйного и отважного народа. Они полуголодные, едва перебивающиеся изо дня в день, забитые и запуганные, в настоящее время представляют только тень своего прежнего облика. В работе они трудолюбивы, предусмотрительны, находчивы, а главное аккуратны. Ум у них живой. По-татарски все читают» (Никольский, 2009: 203).

Следует отметить, что свобода как духовная потенция народа не исчезла и не раз обнаруживала себя позже в виде национально-освободительных движений ХХ в., но после восстаний XVIII в. случился некий надлом в психике, умонастроении народа, он «ушел в себя», находя утешение в свободе творчества, хотя и в данной сфере его пытались сделать несвободным. Башкир стал жить прошлым, время как бы остановилось для него, он вспоминал былую привольную и свободную жизнь, милые сердцу кочевки (Рахматуллина, 2001b: 92).

Резкая смена естественного для народа уклада жизни, мрачная эпоха кантонного управления нарушили органичность внутренней и внешней жизни башкир, кардинально изменили повседневные ценностные ориентации, уничтожили многие положительные черты народа, привили такие, как апатичность, безынициативность, а пропасть между реальностью и желаемым привела к самоотчуждению народа. Именно совокупное воздействие данных факторов сформировало ментальность современного башкира. «Глядя на башкир, трудно себе представить, что это был когда-то многочисленный и сильный народ, которому принадлежала, за небольшим исключением, вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миасу, Исети, Тоболу и Иртышу до Оби», — писал Д. Г. Амиров (Амиров, 1922: 37).

У башкир очень развито чувство справедливости, из которого вытекает прямолинейность характера, резкое разграничение правды и неправды. Вообще, картина мира башкира поделена только на две части: добро и зло, где не существует промежуточных оттенков. Все их душевные черты возводятся до абсолютного предела, как точно заметил И. Эренбург, башкиры умеют любить и умеют ненавидеть (см.: Башкирия…, 1968: 45). Поэтому они редко прощают друг другу неудачную шутку или остроты в свой адрес, тем более измену и предательство. После такого даже самый добродушный из башкир не будет относиться по-прежнему, а возможно надолго затаит обиду и злобу. У башкир нет этики всепрощения, свойственной русским. Этот максимализм есть чистота первозданной полудикой души народа (Рахматуллина, 2001b: 98).

Храбрость у башкир являлась высшей добродетелью, умереть на поле битвы считалось почетнее, чем дожить до глубокой старости. Сподвижник Емельяна Пугачёва знаменитый бунтарь Салават Юлаев считается в Башкортостане национальным героем. В войне 1812 г. башкирских конников французы прозвали «северными амурами», о храбрости которых позднее вспоминал в мемуарах генерал де Марбо. Во время Великой Отечественной войны башкирский народ создал свою национальную дивизию. Доктор Мейяр пишет в «Дейче цейтунг фюр Остланд»: «Нужно добавить, что в донских степях мы вынуждены сражаться с людьми дикими, но не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир» (цит. по: Рахматуллина, 2001a: 16). Как народ, существовавший в условиях непрерывной войны и приравненный к военному сословию, башкиры оценивали человека прежде всего через его мужество.

Живя вдалеке от городской цивилизации, башкиры не знали чувства корысти, личной выгоды, скорее наоборот, у них поощрялись щедрость и гостеприимство. Собиратель и исследователь музыкального творчества уральских мусульман С. Г. Рыбаков подчеркивал: «Башкиры прежде всего дети природы и как таковые проявляют естественные стороны человеческого существа: простодушие, доверчивость, добродушие, готовность бескорыстно услужить, приветливость, гостеприимство, что выражается на их физиономиях, которые выглядываются такими простодушными, чуждыми задних мыслей, и лишены какой-либо отталкивающей дикости и свирепости» (Рыбаков, 1897: 31).

«Гость у башкира — священная особа, для него башкир не пожалеет зарезать барана или жеребенка, хотя бы и последнего. Приезжая в любую деревню, вы можете остановиться в первой попавшей избе, чего мы не встретим даже у русских, считающихся одним из гостеприимных народов… Богатый башкир, пользуясь случаем, приглашает еще гостей и устраивает чуть не настоящий пир…» — писал Д. Н. Никольский в работе «Башкиры» (Никольский, 1899: 98).

Однако, как отмечал известный краевед Р. Г. Игнатьев, «ухаживая за гостем, даже важным, башкир не снисходит до низкопоклонства, заискивания и т. д., он сохраняет свое достоинство и держит себя независимо» (цит. по: Буканова, Фешкин, 2007: 111). Не допускает двусмысленности и характеристика, данная башкирам В. М. Флоринским. У них, по его мнению, «характерной чертой является их прирожденное чувство порядочности, привычка уважать в другом человеке его человеческую личность и сохранять таковое и в самом себе, редко доводя сознание собственного достоинства до высокомерия или нахальства» (цит. по: Буканова, Фешкин, 2007: 112).

«Несмотря на все неблагоприятные условия, при которых складывалась жизнь башкир... — указывал Д. Н. Никольский, — эти дети степей все же сохранили и хорошие стороны. В числе таковых на первом плане стоит гостеприимство, особенно по отношению к чужестранцам... Далее, к положительным качествам башкир нужно отнести их доброту, приветливость, мягкость характера, последнее свойство особенно проявляется в семейном быту. Башкир относится к своей жене мягко… Такое же мягкое и любовное отношение у башкир замечается и к детям... Сострадание и помощь ближнему, особенно бедняку, значительно развито у башкир, проявляясь в больших даже размерах, чем этого можно было бы ожидать» (Никольский, 1899: 98, 99, 100, 140, 141). По наблюдению Ф. Д. Нефедова, «башкиры — народ симпатичный, с живым умом, способным к отвлеченному мышлению, чрезвычайно впечатлительный и обладающий значительной фантазией, вспыльчивы, но отходчивы, народ добродушный и гостеприимный, довольствующийся малым, — их разве только ленивый не обирает и не эксплуатирует» (цит. по: Юлдашбаев, 1972: 193).

Яркое качество менталитета башкир — скромность. Башкирская скромность проявляется в сдержанном выражении чувств по отношению к другим людям, причем даже позитивных. И в застольях башкиры в основном ограничиваются пожеланиями блага человеку, мало говорят о его достоинствах и достижениях, стараясь не захвалить, хотя «за глаза» могут сказать много хорошего. Завышенная оценка достоинств человека воспринимается как ложь, неприятие ее в любом виде, даже нацеленную во благо, обостренное чувство справедливости везде и во всем (Рахматуллина, 2001b: 112).

Беззаботность, беспечность башкира является весьма любопытным проявлением его этноменталитета. Как считает З. Н. Рахматуллина, безмятежный человек не имеет особых претензий к себе и к другим, у него не бывает угрызений совести по поводу того, что целый день созерцал мир и размышлял.

«Башкир не отягощает себя работою, и работает лишь столько, сколько это неизбежно, и всякую минуту готов предаться самой беззаботной праздности: лежать и болтать» (Рыбаков, 1897: 22). Для башкира героический подвиг важнее трудовых будней, поэтому каждодневному рутинному труду он предпочитает творческую работу по вдохновению, зову сердца. Ему очень важно получить от своей деятельности удовольствие, почувствовать подъем духа, сделать все это с охотой и любовью, не заставляя себя. Он всегда действует, исходя из переживаемых чувств, особо не считаясь с личными интересами и потребностями. Заставить себя трудиться он может во благо другого: любимого, близкого, уважаемого человека, но не для себя (Рахматуллина, 2001b: 116).

«При первом знакомстве с бытом башкир становится ясным, что это народ малодеятельный, непредприимчивый, прямо даже ленивый, существующий тем, что пошлет ему природа, живущий только настоящим днем, но не заботящийся о следующем, не знающий цены тем великим природным богатствам, которые ему принадлежат, и среде, в которой он живет на Урале. Это изобилие богатств поощряет его к ленивой жизни тем успешнее, что потребности его не поднимаются даже до степени ничтожности и первобытности» (Рыбаков, 1897: 26).

Башкиры достаточно резко отличаются от родственного им татарского народа недостаточным развитием в характере таких качеств, как прозорливость, расчетливость и гибкость в отношениях с людьми, необходимых для деятельности в сфере торговли. Умение купли-продажи с выгодой для себя, что так высоко ценится у народов, занимающихся торговлей, не почиталось за особое достоинство в среде башкир. Они оценивали человека по совершенно другим меркам: в первую очередь, по широте души, щедрости, смелости и простоте. Суетиться и торговаться из-за нескольких тенгэ не позволяла гордость башкира, это он воспринимал как унижение, оскорбление, мелкость души, и вообще ремесло торговца-лавочника не удостаивалось большого уважения и чести в башкирском обществе (Рахматуллина, 2001b: 119).

Однако непредприимчивость башкир вытекает не только из-за скромных жизненных потребностей, особенностей национального характера, недостаточного развития производственных сил и отношений или щедрот Башкортостана, которые якобы не располагали к труду, но и из-за рутинности социальных связей, чуждых бытию, менталитету людей традиционного общества. В. М. Флоринский пишет: «Башкир ленив, но его нельзя назвать бездеятельным: в промежутке между праздным времяпрепровождением, он работает усердно и проявляет даже большую по сравнению с русскими работоспособность. В работе они не споры, но трудолюбивы, предусмотрительны, находчивы и, главное, аккуратны. Вообще, ум их отличается живостью и подвижностью, как и весь характер, вот почему они чувствуют большую склонность к таким работам, которые требуют не одной механической привычки и рутины, а разнообразия приемов и личное соображение» (цит. по: Амиров, 1922: 8).

Башкир живет днем сегодняшним, не думая, не гадая о будущем. Многие русские писатели поражались такому фатализму, но это явилось следствием печальных, вероятно, неслучайных исторических испытаний в судьбе народа (см.: Рахматуллина, 2001b: 123).

Менее заметным в менталитете башкир, но гораздо более важным следует считать свойственную им склонность к соперничеству и равенству, из чего вытекает завистливость характера. Объектом зависти чаще становится представитель своего народа, «чужим» башкиры не завидуют. Две сильные личности из башкир редко сотрудничают друг с другом, так как даже в равноправных отношениях один партнер должен подчиниться, а независимый по духу башкир никогда не признается ни себе, ни другим, что он слабее. В предельных ситуациях башкиры максимально поддерживают друг друга, но в стабильных обстоятельствах лишь до того момента, пока их возможности и перспективы примерно одинаковы.

З. Н. Рахматуллина иллюстрирует это ментальное качество народной легендой: «Господь спустился в ад посмотреть на работу своих помощников и видит: стоят в огне три больших чана, в которых наказывают грешников. За одним присматривают три стражника, за другим — только один, а у последнего чана вообще стражников нет. Господь спрашивает: «Почему же так?» «В первом чане находятся евреи, как только один из них оказывается наверху, он начинает помогать остальным и они быстро могут освободиться. Во втором — русские, они тоже, помогая друг другу, довольно скоро вылезти из чана могут. В последнем — башкиры. Как только один из них выплывает наверх, остальные тянут его обратно, поэтому здесь нет охранников», — отвечают стражники» (Рахматуллина, 2001b: 129).

Если с момента принятия ислама башкирская культура развивалась, синтезируя общетюркское, арабо-мусульманское и собственно башкирское, то после вхождения Башкортостана в состав Русского государства во второй половине XVI в. синкретизм этнокультурного менталитета, общественных институтов и норм под влиянием политико-правовой системы метрополии возрастает, что явилось детерминирующим фактором нарастания общечеловеческого содержания в мировоззрении башкирского народа. С присоединением к России расширились духовные связи башкир с русской и западноевропейской культурой. Приоритетной сферой становятся социально-философские проблемы, что обусловлено остротой противоречий, вставших перед обществом.

Стиль мышления и поведения современного башкира мало отличается от манер его предков. Он так же свободолюбив, гостеприимен, щедр, храбр и искренен, хотя прагматичная цивилизация внесла ощутимые изменения в этнические традиции в сфере социальных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акчурина, А. Философские аспекты исследования башкирской семьи // Ватандаш. URL: http://www.vatandash.ru/index.php?article=1604 (дата доступа: 20.06.2013).

Амиров, Д. Г. (1922) Башкиры. Стерлитамак.

Башкирия в русской литературе (1964) Т. 2. Уфа.

Башкирия в русской литературе (1968) Т. 5. Уфа.

Башкирское народное творчество (1987) Т. I. Эпос. Уфа: Башкир. кн. изд-во.

Бикбулатов, Н. В., Фатыхова, Ф. Ф. (1995) Семейный быт башкир XIX-XX вв. Уфа: Башк. кн. изд-во.

Буканова, Р. Г., Фешкин, В. Н. (2007) Башкиры в трудах русских ученых и исследователей. Уфа.

Валеев, Д. Ж. (1989) Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа.

Жуковская, Н. Л., Мокшин, Н. Ф. (1998) От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». М.: Флинта: Наука.

Кузеев, Р. Г. (1974) Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М.

Никольский, Д. Н. (1899) Башкиры. СПб.

Никольский, Н. В. (2009) Башкиры // Никольский Н. В. Собр. соч. в 4 т. Т. IV. Этнографические альбомы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. С. 199-210.

Рахматуллина, З. Н. (2001a) Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа: автореф. дис. … канд. филос. наук. Уфа.

Рахматуллина, З. Н. (2001b) Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа: дис. … канд. филос. наук. Уфа.

Рахматуллина, З. Я. (2000) Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа.

Руденко, С. И. (1955) Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л.

Рыбаков, С. Г. (1897) Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб.

Черемшанский, В. М. (1859) Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа.

Юлдашбаев, Б. Х. (1972) История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа: Башкир. кн. изд-во.

Юнусова, А. Б. (1999) Ислам в Башкортостане. Уфа.

Ямаева, Л. А. (2010) Менталитет башкир: особенности национального характера // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: Информационно-аналитический бюллетень № 11 / ИГИ АН РБ. Уфа. С. 195-200.

Подготовила Э. В. Никитина

Российская Федерация - многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В есть такой субъект РФ - Республика Башкортостан. Она входит в Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Что за народ - башкиры?

Это автохтонное население одноименной исторической области. Если составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина - на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир - мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.

История народа

По утверждениям ученых, древних башкир описывали еще Геродот и Клавдий Птолемей. «Отец Истории» называл их аргиппеями и указывал, что этот народ одевается по-скифски, но говорит на особом наречии. Китайские же хроники причисляют башкир к племенам гуннов. В «Книге Суй» (седьмое столетие) упоминаются народности Бей-Дин и Бо-Хан. Их можно идентифицировать как башкир и волжских булгар. Больше ясности вносят средневековые арабские путешественники. Приблизительно в 840 году Саллам ат-Тарджуман посетил край, описал его пределы и быт жителей. Он характеризует башкир как независимый народ, обитающий по обоим склонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Это были полукочевые скотоводы, но очень воинственные. Арабский путешественник упоминает и анимизм, который исповедовали древние башкиры. Религия их подразумевала двенадцать богов: лета и зимы, ветра и дождя, воды и земли, дня и ночи, лошадей и людей, смерти. Главным над ними был Дух неба. В верования башкир также входили элементы тотемизма (некоторые племена почитали журавлей, рыб и змей) и шаманизма.

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена - кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри - по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Соединение с исламом

В десятом столетии на территории, населенные башкирами и волжскими булгарами, стали проникать мусульманские миссионеры. В отличие от крещения Руси, которое встретило яростное сопротивление языческого народа, кочевники-тенгрианцы приняли ислам без эксцессов. Понятие о религии башкир идеально соединилось с представлениями о едином Боге, которое дает Библия. Тенгри стал ассоциироваться у них с Аллахом. Тем не менее «нижние боги», ответственные за стихии и природные явления, еще долго были в почете. Да и сейчас след древних верований можно проследить в пословицах, обрядах и ритуалах. Можно сказать, что тенгрианство преломилось в массовом сознании народа, создав своеобразный культурный феномен.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения на территории Республики Башкортостан датируются восьмым веком. Но, судя по предметам, найденным в могильнике, можно судить, что усопшие, скорее всего, были пришлыми людьми. На раннем этапе обращения местного населения в ислам (десятое столетие) сыграли большую роль миссионеры таких братств, как Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали из городов Средней Азии, преимущественно из Бухары. Это предопределило то, какую религию исповедуют башкиры сейчас. Ведь Бухарское царство придерживалось суннитского ислама, в котором тесно переплелись суфийские представления и ханафитские истолкования Корана. Но для западных соседей все эти нюансы мусульманства были непонятны. Францисканцы Иоанн-Венгр и Вильгельм, прожившие беспрерывно шесть лет в Башкирии, посылают в 1320 году такую реляцию Генералу своего ордена: «Мы нашли Государя Баскардии и почти всех его домочадцев совершенно зараженными сарацинскими заблуждениями». И это позволяет говорить о том, что в первой половине четырнадцатого века большинство населения края приняло ислам.

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами - злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.

Хамидуллина Гульназ ВенеровнаMAОУ «СОШ № 32» г. Стерлитамак
Учитель истории и культуры Башкортостана
Возрождение национальных традиций и обрядов башкирского народа на уроках ИКБ.
В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни. Чужая культура преподносится как догма, что жить надо только так, и в результате духовная потребность превращается в вечную гонку за «ней», как у них, совершенно не соизмеряя, что это не заложено генетически в наших потребностях.
Как отмечал Мустай Карим, народный поэт Башкортостана: “...Род людской может погибнуть не от землетрясений, не от потопа, не от космических катаклизмов, даже не от атомной войны, погибнет он от водки, от наркотиков, от выхлопных газов, от духовного разложения людей, если не опомнится сегодня”.
Как избежать безразличия людей к своей культуре?
Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками этнокультурных традиций может обеспечить стабильное развитие общества. Возврат к духовности сегодня является не только потребностью беспокойной души, но и жизненной необходимостью. В национальной культуре представлены «вечные» общечеловеческие ценности и идеалы.
В настоящее время проблема заключается в выборе, который должен соответствовать этнопсихологическому и этнокультурному менталитету каждого народа.
Многолетнее отчуждение народов от своих этнодуховных корней привело к глубокой деформации личности. Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Речь идет о разработке национально-регионального компонента, в которой интернационально-атеистическая педагогика уступала бы место этнодуховному просвещению в региональной концепции национального образования всех народов России.
Важнейшей основой решения проблем является возрождение принципов народности, согласно которой обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, истории, языка того народа, к которому относится индивид.
В основу национальной концепции регионального образования положены идеи выдающихся просветителей, таких, как чешский философ-гуманист Ян Коменский, английский педагог Джон Лок, швейцарский педагог-демократ Иоганн Песталоци, русский педагог Константин Ушинский, татарский и башкирский педагог-реформатор Шигабутдин Марджани и многие другие. К. Д. Ушинский, например, говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты.
Один из организаторов народного образования России Владимир Шадриков обращается к трем взаимосвязанным проблемам национальной школы: педагогике личности, соотношению между универсальной общечеловеческой миссией и его этнокультурной функцией, связанной с передачей уникального этнокультурного наследия, сохранением национальной идентичности и, наконец, возможности построения индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего каждой личности реализовать свою образовательную траекторию, соответствующую ее интересам и способностям.
Этнопедагогику мы понимаем как науку об эмпирическом опыте этинических групп в сферах воспитания и образования молодого поколения, морально-этнических и эстетических особенностях нации, народности, о совокупности исконных ценностей семьи, рода, этноса, выражающихся в социальном контроле за поведением ребенка и коррекции этого поведения, в межэтнических нормах и оценках, традициях народов. Педагогическая практика, основанная на подлинно народной системе образования, укрепляет связи между поколениями, формирует интерес к изучению истории своего народа, помогает выработать основы национального самосознания.
К.Д. Ушинский говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты. «Каждый европейский народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Воспитание, построенное на иностранных началах, будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система созданная самим народом»,- писал он
К.Д Ушинский раскрыл роль народности в воспитании. Он утверждал, что
1) у каждого народа своя система воспитания, которая пополняется годами; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем невозможны;
2) опыт других народов в деле есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Но нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитываться на чужой педагогической системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои собственные силы.
3) возбуждение общественного мнения в деле воспитания - единственная прочная основа всяких улучшений по этой части; где нет общественного мнения о воспитании - там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений;
4) система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она не была обдумана, она окажется бессильной и не будет действовать ни на личностный характер, ни на характер общества; она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных членов общества…
Итак, Ушинский оценивал педагогику каждого народа с точки зрения, насколько она приближена к удовлетворению общенародных интересов.
“Национальность- не гордость. Национальность-это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов”,- утверждает Роберт Нигматуллин, академик РАН, президент АН Республики Башкортостан.
Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев, которые определяют развитие личности - носителя ценностей национальной культуры:
1.Целостность знаний о национальной истории и культуре.
2.Отношение к самому себе как представителю своего народа.
3.Творческая активность личности в усвоении национальной культуры и ее практическая направленность.
Россия относится к пограничным культурам, которая совмещает элементы Запада и Востока. В этом отношении Оренбургская область располагает уникальными историко- лингвистическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей. В Оренбуржье происходит синтез разнообразных культур, смешиваются два потока мировой истории: азиатский и европейский.
По своему национальному составу наш регион уникален: на его территории сосредоточены разные группы славян, финно - угоров, тюрко - язычных народов, а также представителей романской языковой семьи. Об этом говорит богатая и разнообразная по генетическим истокам топонимика и ономастика края.
Татары, например, появились в Оренбургском крае с основанием города в 1773 г., когда возникла необходимость в развитии торговли. По распоряжению Оренбургской губернской канцелярии под поселение казанских татар были отведены земли башкир. Селение стало именоваться Сеидов посад (по имени купца Сеида), более позднее название Татарская Каргала (карга-ворона), недалеко от Сеидовской слободы возникает еще одно татарское село Чебенле (чебен-муха).
Оренбургские степи входили в ареал формирования ранних башкир. Тысячелетиями проживали они вместе с казахами на Оренбургской земле, практиковали совместные браки. Об этом говорит эпос народов “Кузыйкурпяс и Маянхылыу” и тюркоязычная топонимика большинства географических названий. Например, название Саракташ ведет от названия горы Саракташ и объясняют его как “овечий камень” (сарык-овца) или “желтый камень” (сары таш-желтый камень); Бузулук означает “телячий” (бозау- теленок); Кувандык означает “ обрадовались” (по преданию, у горы произошла битва, в которой башкиры одержали победу и обрадовались); Акбулак - “белый мел” (акбур-мел) или “будь белым-белым” (ак-белый, бул - будь); река Чертанлык означает по-башкирски “щучья река”; Терен-сай с казахского - “глубокая балка” или “ глубокая и мелкая” - с башкирского.
Мы привыкли говорить о дружбе народов, а надо учиться уважать национальность своих знакомых, их предков, их культуру и традиции, языки.
Поэтому очень важно, чтобы учитель знал и уважал историю и культуру не только того народа, к которому он себя причисляет, но и историю и культуру народов, с которыми его народ веками проживает вместе. К сожалению, часто приходится наблюдать то, что учитель оперирует знаниями, почерпнутыми лишь из учебников истории времен советской власти. Такой учитель не научит детей уважать культуру соседнего народа. Без осмысления истории культуры другого народа невозможен диалог. Пристальный интерес только к культуре своего народа может привести к межнациональным конфликтам, потому что национальное чувство - одно из самый деликатных и уязвимых, затронешь неосторожно - вызовешь боль.
Чем богаче опыт общения национальной культуры с другими культурами, тем в большей степени представитель данной культуры способен проникнуть не только в «стиль», манеру, творческие приемы и способы развития, характерные для одной национальной культуры, но их внутренний облик, основу, заложенную природой целого ряда культур данного региона.
Ясно и то, что культура одного народа не может существовать отдельно, она проникает в другие культуры, обогащая и развивая их. Историю народы создавали сообща, и каждый народ внес свою лепту в мировую историю.
Многие элементы национальной культуры имеют общие черты, сходные признаки, единые нравственные ценности формирования нравственного самосознания, терпимости, нуждаются в чутком, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа.
Народный поэт Башкортостана М. Карим по этому поводу писал: “Не говорит ли это о том, что здесь мы упускаем всеобщую связь? То есть не всегда свою судьбу рассматриваем в тесном взаимодействии, взаимосвязи с судьбами других”. В тесной взаимосвязи находятся, например, проблемы общности культур тюркских народов и их национальной самобытности.
По истечении многих веков, после многократных переплетений исторических судеб в прошлом просто невозможно установить: у башкир или у татар впервые появился обычай праздновать окончание весеннего посева (праздник “Сабантуй”). Попытка вычленить из системы традиций родственных народов какие-либо конкретные традиции и отнести их к заслугам определенной нации толкает человека к национализму.
Общность педагогических культур объясняется многими факторами:
1)общностью основ народной психологии;
2)общностью исторического развития;
3)общностью географических условий;
4)генетической общностью;
5)общностью основ религиозной морали.
Введение курса “История и культура” в национальных школах призвано предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять западному влиянию, чуждым народу псевдокультурным тенденциям, утрате сформированных веками нравственно - этических понятий, духовных ценностей, ассимиляции.
Прав, наверное, наш земляк поэт Равиль Бикбаев, утверждающий, что “ассимиляция губит не только ассимилированного, но и ассимилятора, лишает обеих самобытности, утрамбовывает высокие национальные культуры в безликие тюки культурного, низкопробного ширпотреба”.
Разработка национально-регионального компонента общего среднего образования связана с обновлением учебно-воспитательного процесса и возрождением национальных культур. Подготовка и внедрение национально- регионального компонента предусматривает разработку программ для детей, живущих в условиях иной социально - культурной среды. Например, не разработана еще в Оренбурге программа “История и культура татарского (башкирского, казахского) народа”.
Правда, аналогичные программы в Татарстане и Башкортостане, Казахстане разработаны, но они нацелены на определенную социально - культурную среду.
Это попытка соединить в единое целое историю, этнокультуру и этнопедагогику народа и краеведческий материал. Данный курс рекомендуется вводить в школах региона, где изучается родной язык как предмет, но дети, в силу оторванности от своей национальной среды, слабо знают родной язык, историю и культуру своего народа. Общие положения предлагаемой ниже программы применимы также в школах с изучением татарского и казахского языков. Еще древние мыслители говорили: “Отними у народа историю, и он превратится в стадо”. А у известного русского писателя Федора Абрамова есть прекрасные слова: “Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда он забывает свою историю”.
В последнее время на страницах печати часто встречаются слова “зомби”, “манкурт”. Так называют людей, которые не знают своей истории, культуры, своего народа. Но не будем спешить их осуждать, потому что в этом не их вина. 30 % башкирского народа проживает за пределами Республики Башкортостан и, к сожалению, плохо знает свою историю. До сих пор, например, остается в тени прошлое башкирского народа.
Мы смело говорим, что каждый человек индивидуален, но совершенно забываем говорить, что любой народ - явление уникальное. Уникальна местность, на которой он проживает, прекрасна его культура, образ жизни его людей. И как результат наша малая родина - это грязные реки, полузабытые кладбища, до абсурда доведенные традиции. Когда по национальным костюмам мы не можем определить, что за соседи живут рядом, а свои обряды в лучшем случае можем увидеть только в музее, если таковые имеются. А о своих великих соотечественниках мы узнаем не по их трудам и деятельности, а по названиям улиц или по открытию памятников, а еще хуже - из зарубежных новостей.
«Культура каждого народа - жемчужина на ковре цивилизации», - утверждает Ф. Искандер.
Каждый из нас внес что-то свое – неповторимое - в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше, а кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало как недосягаемый образец. Но в дальнейшем выдвигались другие, шли дальше, осваивая накопленное.
Величие народа - вещь неизмеримая. Оно не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры. К этой группе следует отнести и башкир.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).