Бизнес

Менеджмент принципы и законы управления. Система принципов управления, их классификация

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Менеджмент ‚ в переводе с английского‚ означает управление. Определять понятие "Менеджмент" можно с разных точек зрения: в упрощенном виде - это организация взаимоздействий людей, направленных на достижение целей; менеджмент‚ это также область знаний , помогающих осуществлять эту функцию; термин "менеджмент" применим к категории людей , которые осуществляют эту функцию.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:

Чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;

Чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);

Чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия;

Признаки менеджмента как особого вида деятельности :

1.Это хозяйственное управление . Управление вообще может касаться любых структур и в экономике и в биологии. Термин менеджмент связан с управлением в рамках хозяйственной деятельности хозяйственных структур и т.д. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой сфере экономики (промышленности, торговле и т. д.), в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли.

2.Это рыночное управление. Хозяйствование может быть и в рамках дорыночных структур, но там управление носит интуитивный и традиционный характер и только в условиях рыночной структур, которые нивелируют различия, делают ситуации часто повторяющимися и прогнозируемыми управление становится научным и рациональным .

3.Самостоятельный вид профессиональной деятельности - менеджер независим от собственности на капитал в той фирме‚ в которой он работает. Он может владеть акциями, а может просто быть наемным управляющим. Это позволяет ему лучше сосредоточиться на проблемах фирмы и быть более гибким и восприимчивым, больше рисковать. Деятельность менеджера связана с необходимостью комбинировать разные ресурсы и разных людей (технологические, финансовые процессы, психологические, плановые и т.д.). Менеджмент - это профессия , связанная с управлением в целом , на каком бы уровне оно не осуществлялось.

4.Рациональное управление. Такой подход означает, что менеджмент‚- это не решение простых сиюминутных проблем, он требует постановки системы целей . Рациональное управление - это достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффекта , а не достижение цели любой ценой. Рациональное управление опирается на специфический экономический механизм управления менеджмента , который включает в себя три блока: внутрифирменное управление (менеджмент организации), управление производством и управление персоналом. Комплекс менеджмента в зависимости от объекта, состоит из следующих компонентов: стратегический менеджмент, управление персоналом (или персональный или кадровый менеджмент), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный менеджмент (управление развитием), управление качеством продукции или услуг.

Менеджер в организации несет ответственность за обеспечение функционирования организации для достижения своих целей с учетом различных участников, регулирующих органов и законов. Управленческая деятельность включает постановку целей, контроль работы, анализ результатов, применение корректирующих действий и обеспечение среды, которая стимулирует и мотивирует.

Управление как деятельность классифицируется экспертами по-разному. Общая работа менеджмента может быть сгруппирована в следующие четыре функции.

  • Планирование (также называемое принятие решений);
  • Организация (включая укомплектование персоналом);
  • Мотивация (и лидерство);
  • Контроль.

Менеджмент как вид деятельности

Менеджмент наряду с другими видами деятельности, выполняемые людьми, также считается отдельным видом профессиональной деятельности, т.к. менеджер (руководитель) - это тот человек, в задачи которого входит выполнение целей организации, координируя и управляя усилия других людей (сотрудников и других заинтересованных лиц).

  • Информационную деятельность. При осуществлении деятельности организации менеджеру необходимо осуществлять информационную деятельность. Менеджер постоянно работает с потоками информации, получаемыми устно или письменно, из внутренней или внешней среды. Во внутренней среде связь осуществляется с сотрудниками (подчиненными), а также с вышестоящим менеджментом. Такая деятельность необходима для эффективного функционирования предприятия.
  • Принятие решений. Практически все виды управленческой деятельности основаны на одном или других типах решений. Поэтому менеджеры постоянно участвуют в принятии решений различного рода, поскольку решение, принятое одним менеджером, становится основой действий, которые должны предпринять другие менеджеры.
  • Взаимодействие между людьми. Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает достижение целей организации посредством управления деятельностью других людей. Поэтому в задачи менеджеров входит взаимодействие с высшим уровнем менеджмента, а также с нижестоящими менеджерами и иными подчиненными. Менеджеры должны уметь поддерживать взаимоотношения с разными уровнями. Межличностные взаимоотношения включают в себя работу с подчиненными и решение их проблем.

Функциональные задачи менеджмента

В функциональные задачи менеджмента как основного вида деятельности может входить следующие вопросы:

  1. Правильно ли осуществляется деятельность? Часто время, затрачиваемое на деятельность по управлению, обратно пропорционально их важности, например, когда израсходовано чрезмерное количество времени, затрачиваемое на незначительные расходы по сравнению со временем, заданным для определения того, где организация видит себя через десять лет. Руководство должно оценивать свою деятельность, чтобы увидеть, какие из выполняемых функций необходимы. Следует задать вопрос: «Сколько времени и усилий мы тратим на конкретный вопрос, который стоит больше, чем полученные результаты?» Если нет - зачем это осуществлять такую функцию? Например, если сотрудникам разрешалось тратить деньги на расходы без предварительного разрешения и проводились только выборочные проверки, сколько денег компания потеряла бы по сравнению с экономией времени управления?
  2. Определение различных видов деятельности. Управленческая деятельность - это не то же самое, что и деятельность менеджера. Последний может осуществлять многие другие виды деятельности, а также управление работой и людьми. Действительно, некоторые «менеджеры» вообще не связаны с каким-либо управлением. Эти другие виды деятельности могут включать профессиональную работу, быть представителем СМИ или заседать в различных внешних комитетах. Они действительно подпадают под категорию поддержки или случайных действий.
  3. Проведение оценки и анализа. Важной управленческой деятельностью является оценка и сравнительный анализ, то есть сравнение различных аспектов организации с внутренними задачами, другими подобными организациями или установленными правительством стандартами.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Управление как особый вид деятельности, его специфика…………..5

2. Элементы процесса управления. Функции управления……………..12

Заключение…………………………………………….………………….17

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

В экономике формируются, функционируют и развиваются различные объекты как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе.

«Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен» (Питер Друкер).

Управление выполняет функцию предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

1. Управление как особый вид деятельности, его специфика

Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.

Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова-синонимы.

Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна.

В Словаре иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей организации руками других людей. Субъектом этого процесса является менеджер.

Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.

Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Менеджмент должен задавать направление движения фирме, которой он управляет. Он должен продумать миссию фирмы, установить её цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые фирма должна дать обществу.

Как специфическая область деятельности и знаний, управление имеет собственные базовые проблемы, свои специфические подходы и трудности.

В специальной управленческой литературе даются различные толкования управления в широком понимании этого слова. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания управления представлены на рис. 1.

Как видим, понятия «менеджмент» и «управление» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

1. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию* и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера* как субъекта процесса управления.

2. Управление как вид деятельности людей. В XVII - XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.

Управление как вид деятельности реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К числу важнейших функций управления относятся: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.

«Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие - следствие» - так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в нашем столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.

Единственное, что отличает одно предприятие этой отрасли от другого, - качество управления на всех уровнях.

В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).

3. Управление как процесс. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Таким образом, содержание процесса управления проявляется в реализации его функций.

Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Такой подход позволяет представить управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, изменяющихся в пространстве и во времени, целью которого является решение проблем и задач организации.

Процесс управления есть информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий возникновения, прохождения и использования информации реализуются в ряде действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

Таким образом, менеджмент можно рассматривать как информационный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей - менеджеры*. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

4. Менеджмент как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры*, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала* для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Отсюда управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса требует от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенного в людях потенциала к саморазвитию. Эффективное использование и наращивание этого потенциала становится центральной задачей управления. Отсюда вытекает необходимость, смещения центра тяжести с автократического стиля управления в сторону демократических отношений между менеджером и другими работниками. Это обязательное условие повышения качества принимаемых решений, эффективности организации и повышение качества жизни работников.

Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей.

Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако продуктивность их деятельности различна. Это отличие определяется качеством управления.

Продуктивность фирмы означает тот баланс между факторами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными и проч.), который дает наибольший выпуск при наименьших усилиях. Поэтому повышение продуктивности - одна из главных задач менеджеров.

5. Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

2. Элементы процесса управления. Функции управления

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе «Общее и промышленное управление» в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

Функция управления «планирование» имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:

На основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;

Определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;

Исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;

Для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;

Производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;

Планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

2. Конкретные функции управления (специфические) определяются объектом управления.

К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

Планирование (используемый ресурс - время);

Маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

Предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

Финансы (используемый ресурс - деньги);

Организация (используемый ресурс - люди);

Производство (используемый ресурс - технологии);

Инновация (используемый ресурс - идеи);

Информация (используемый ресурс - данные);

Социальное развитие (используемый ресурс культура).

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

Заключение

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Список литературы

1. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислянова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школв, 2001. – 367 с.

2. Менеджмент: Конспект лекций/Авт.- сост. В.М. Гавриленко. – М.: Приор.-издат., 2004. – 160 с.

3. Менеджмент. Учебник/ Григорян А. Ф. – М.: ПБОЮЛ, 2002. – 264 с.

4. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 440 с.

5. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова и др.: ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М.,2003. – 224с.

Сущность и значение менеджмента.

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

Кроме этого, все грани менеджмента целесообразно сгруппировать, учитывая, что он является одновременно и системой, и процессом.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

1 - менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

2 - менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели ;

3 - менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

4 - менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности , называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);

5 - менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений ;

6 - менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесскоммуникаций , связывающий воедино все составляющие системы управления.

Значение менеджмента как вида деятельности.

Менеджмент, интегрируя культурные ценности разных стран, становится общим для всех и переступает границы национальных государств. Многонациональными становятся не только производство и продажа продукции, но и менеджмент сверху донизу.

В связи с этим необходимо выделить две стороны в значении менеджмента:

первая, состоящая в определяющей роли менеджмента для успешного развития организаций,

вторая, определяющая влияние менеджмента на развитие общества в целом.

Значение менеджмента. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения определяет необходимость управления.



Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления.

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.Развитие и совершенствование менеджмента приспособление его к конкретной обстановке на сегодня является одним из главных рычагов улучшения результатов деятельности фирм. Он во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые вложения или создание новых производственных мощностей предприятия.

Подтверждением этому может служить практика менеджмента, достижения известных менеджеров за рубежом и в России, таких как Ли Якокка, Т. Уотсон, А. Морита, Г. Форд, А. Файоль, Б. Гейтс и др. В первую очередь необходимо остановиться на опыте двух великих индустриальных держав мира - США и Японии. На западном небосклоне звездой менеджмента первой величины считают Ли Якокку. Ли Якокка являлся президентом компании «Форд мотор компани», но неожиданно был уволен Г. Фордом. И тогда он взялся почти за безнадежную задачу, спасти стоящую на краю банкротства фирму «Крайслер». И ему не только удалось спасти фирму, но и сделать ее процветающей.

Японский менеджмент также богат примерами деятельности великих менеджеров, своей деятельностью подтверждающих значение для фирм умелого, грамотного менеджмента, научно поставленного с учетом специфики организации и людей работающих в ней. Одной из ярких звезд японского менеджмента является Акио Морита и основанная им корпорация "Сони". Блестящий тандем менеджера Акио Мориты, и Масару Ибуки , технического гения фирмы, превратил маленькую и никому не известную компанию в одну из крупнейших транснациональных корпораций мира. Кроме того, «Сони корпорейшн» была и остается фирмой-новатором, предлагающей своим потребителям новые перспективные товары: транзисторный радиоприемник, домашний видеомагнитофон, портативный кассетник, лазерную технологию звукозаписи, технологии телевидения с высокой четкостью изображения и др. В своем стремительном развитии «Сони корпорейшн» прошла три важнейшие стадии: мелкого производителя, специализированной компании и крупной монополии. Начало фирме «Сони», тогда называвшейся «Токио телекомьюникейшенз инжиниринг корпорейшн», положила основанная в 1946 году мастерская по переделке радиоприемников.

Современная «Сони корпорейшн» представляет собой гигантский организм. Она велика по размерам (в 1987 году‑47583 занятых), сложна по структуре (более тридцати основных производственных филиалов, часть из которых находится к тому же в совместном с другими фирмами владении), действует практически во всех странах мира и управляется интернациональным коллективом менеджеров

В российском бизнесе достаточно сложно определить "звезд", поскольку времени для проверки практикой их достижений в современной России, конечно, прошло недостаточно. По мнению П. Друкера, не существует слаборазвитых, есть только плохо управляемые страны. Япония когда‑то была по всем экономическим параметрам слаборазвитой страной, но все изменилось после введения менеджмента высшей компетенции, т. е. менеджмент - это основной двигатель, а развитие - его следствие. И все природные и другие богатства России, о которых мы говорим, будут бесполезны до тех пор, пока не произойдут кардинальные изменения в системе менеджмента.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

  1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
  2. гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
  • ориентации на человеческий фактор,
  • высокого профессионализма,
  • творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент как вид деятельности

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление как процесс

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление - это менеджеры

Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

  1. роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
  2. информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
  3. межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
  • высокое чувство долга и преданностью делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • умение выражать свои мысли и убеждать;
  • уважительное отношение к персоналу;
  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Управление - это аппарат управления

Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

Менеджмент - это наука управления

Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.