Страхование

Деловые и научные. Рабочая программа дисциплины «Деловые и научные коммуникации» составлена на основании

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

Литература.

Б - 1; О - 1, 2; Д – 1, 2, 3


  1. Что является предметом курса «Деловые и научные коммуникации»?

  2. Какие научные дисциплины исследуют проблемы делового общения?

  3. Почему знание основ делового общения необходимо для успешной трудовой и научной деятельности?

  4. Каковы основные правила делового общения?

  5. Какова специфика деловых коммуникаций?

  6. Каковы основные формы научных коммуникаций?

  7. Что такое «научно-техническая информация»?

  8. Что представляет собой научное сообщество?

  1. Проанализируйте понятие «деловые и научные коммуникации».

  2. Раскройте сущность понятия «коммуникация».

  3. Проанализируйте специфику научных коммуникаций.

  4. Охарактеризуйте основные проблемы курса «Деловые и научные коммуникации».

  5. Сущность научных коммуникаций.

  6. Научное сообщество.

  7. Дисциплинарные научные сообщества.

  8. Междисциплинарные научные сообщества.

  9. Научная аргументация.

  1. Специфика деловой коммуникации в различных культурах.

  2. Вербальные и невербальные средства общения и их функция в деловой коммуникации .

  3. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.

  4. Межкультурные различия в деловой коммуникации.

  5. Концепция межкультурных различий: теория ценностных ориентаций Клакхон и Стродбека, теория ценностных конфигураций Парсонса.

  6. Параметры межкультурных различий: теории Хофстеде, Тромпенаарса.

  7. Теория Холла: высоко- и низко-контекстные культуры.

  8. Восприятие времени в различных культурах: концепция Льюиса.

Тема 2. Деловые и научные коммуникации в организациях.
Литература.
Б - 1; О –1, 2; Д - 1, 2, 3

Вопросы для самопроверки.

1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования ?

2. Что такое референтная группа и какова ее роль в жизни коллектива?

3. Что Вы знаете о препятствиях в деле формирования коллектива?

4. Каковы основные направленности сплоченности в коллективе?

5. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы?

9. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и подчиненными.

10. Расскажите, какова роль руководителя в становлении коллектива.

11. Проанализируйте основные методы решения конфликтов в коллективе.


Эссе, рефераты и доклады по теме.

  1. Конфликтные ситуации и способы их преодоления в деловой коммуникации.

  2. Конформизм в группе.

  3. Основные причины конфликтов в организациях.

  4. Основные методы предупреждения конфликтов.

  5. Особенности групповых коммуникаций в системе науки.

Тема 3. Публичные выступления в деловых и научных коммуникациях

Литература.
Б - 1; О – 1, 2; Д – 1, 2, 3

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы компоненты публичного выступления в деловой и научной коммуникации ?

2. В чем состоит адаптация публичного выступления к аудитории?

3. В чем различия публичного выступления в деловой и научной коммуникации?

4. Каковы виды публичных выступлений в научной коммуникации?

5. Каковы виды публичных выступлений в деловой коммуникации?

3. Характеризуйте виды виртуальных коммуникаций.

4. В чем значение виртуальных коммуникаций в деловых отношениях?

5. В чем значение виртуальных коммуникаций в деловых отношениях в научной среде ?

6. Какова роль интернет-конференций в виртуальных коммуникациях?

7. В чем состоят эпистемологические и социологические аспекты виртуальных научных коммуникаций?

8. Какова связь между компьютерной герменевтикой и коммуникациями?

9. Как соотносятся коммуникации и становление научной специальности?


Задания для самостоятельной работы.
1. Особенности виртуальных коммуникаций в научной среде.

2. Особенности виртуальных коммуникаций в деловой среде .

3. Предмет, задачи и функции коммуникологии.

4. Методологические основания коммуникологии.

5. Роль виртуальных коммуникаций в студенческой среде.

6. Достоинства и ограничения Интернет-коммуникаций.

7. Специфика деловых и научных коммуникаций в период глобализации .
Эссе, рефераты и доклады по теме.


  1. Информационные системы коммуникаций в современном мире.

  2. Интернет-совещания, их роль в деловых коммуникациях.

  3. Роль виртуальных коммуникаций в развитии науки.

  4. Коммуникации и становление научной специальности.

  5. Значение веб-сайтов и Интернет-форумов в науке.

  6. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций .
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

Стандартные методы обучения:


  • лекции

  • семинарские занятия

  • письменные или устные домашние задания

  • консультации преподавателей

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.


  • групповые диспуты и проекты

  • анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода

  • деловые и ролевые игры

  • круглые столы

  • обсуждение подготовленных студентами эссе, докладов, презентаций

В данной статье мы расскажем вам о таком виде общения с публикой, как семинар. Это необходимо для того, чтобы каждый, кто прочтет информацию, понял, зачем проводят семинары, как их проводят и что нужно для его проведения. Такой вид взаимодействия с аудиторией очень распространен в последнее время. Важно помнить, что для того, чтобы успешно провести семинар, значение имеет все: и место, и форма проведения, и подготовленность ведущего. Не каждому человеку под силу это мероприятие. А сейчас обо всей информации поговорим подробней.

Что такое семинар: значение слова

Для начала уточним, что само слово «семинар» произошло от латинского термина seminarium, что переводится как "теплица", "рассадник". Конечно, наши семинары не имеют ничего общего с садоводством. Но, делая выводы даже из самого слова, можно понять, что семинар - это такой вид общения с людьми, который подразумевает наличие аудитории, то есть зрителей, и того, кто ведет семинар.

Важно знать, что в ходе семинара идет обсуждение какой-то темы, обмен мнениями, но все это происходит только на теоретическом поле. Для того чтобы провести семинар грамотно и результативно, необходимо подготовится к нему достаточно тщательно. Тема семинара всегда известна заранее, поэтому к проведению этого мероприятия могут подготовиться не только ведущий, но и участники. Учеными доказано, что семинарские формы занятий применялись еще в Древнем Риме и Греции. Тогда в учебных заведениях обсуждали разные вопросы, происходило общение преподавателя с учащимися. В советское время проведение семинаров применялось в высших учебных заведениях, где некоторые дисциплины требовали более тщательного и углубленного изучения.

Виды семинаров

Итак, мы уже поняли, что семинар - это общение с аудиторией. Какие же бывают виды семинаров в наше время?

  • Бизнес-семинар проводится в компании, и его целью ставится повышение профессионального уровня служащих.
  • Научный семинар проводится для обмена опытом и общения людей, работающих в одном исследовательском направлении.
  • Учебный семинар проводится для подробного изучения какой-либо темы.
  • Вебинар, или онлайн семинар, проводится дистанционно, может иметь разную направленность, как консультативную, так и обучающую. Особенностью является то, что проводится не лично, а с помощью таких программ, как Skype, ooVoo, TrueConf и других.

Деловые и научные семинары

Говоря о научных семинарах, нужно отметить, что они носят теоретический характер. В ходе такого семинара ученые выступают с докладами, которые они подготовили заранее. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу.

Деловой же семинар - это нечто иное. В отличие от научных, такие семинары применяются не столько для обмена опытом, сколько для обучения персонала фирмы или компании новым методам работы. Бизнес-семинары помогают наладить нужную атмосферу в компании, улучшить качество работы сотрудников, поднять их профессиональный уровень. Деловые семинары бывают как закрытыми, так и открытыми.

  1. Закрытый семинар проводится внутри фирмы только для сотрудников с определенной целью.
  2. Открытый семинар проводится для всех желающих, в основном для представителей одной профессии.

В условиях агрессивной конкуренции семинары сильно помогают управляющим компанией держать под контролем умения и способности работников.

Учебные семинары

Учебный семинар означает углубленное изучение учащимися какой-то определенной темы. Для начала проводится подготовка к семинару. Студентам сообщается тема заранее, чтобы они могли найти как можно больше информации по ней в разных источниках. Преподаватель также проводит подготовку, он составляет план семинара, делит тему на подтемы, продумывает методы и формы общения с аудиторией. Цель этого лежит в том, чтобы после проведения занятия студенты узнали о предмете обсуждения намного больше, чем знали до этого.

Большим плюсом такой формы обучения является то, что на семинаре люди учатся толерантности, способности принимать мнения других людей, а не навязывать только свое видение проблемы. Также семинары прекрасно развивают культуру правильного общения и поисковую способность человека.

Семинар или тренинг?

Некоторые путают понятие семинара и тренинга. Стоит знать, что это далеко не одно и то же. В чем же отличие семинара от тренинга, и что из них лучше?

  • Семинар - это теоретическое занятие. Он может включать много докладов, примеров, обсуждений, но все это только теория. В этом основной недостаток таких мероприятий. После проведения семинара участники много знают, но не могут применить это на практике, так как обычно только теории недостаточно. Нужна еще и практика.
  • Тренинг же - это практика. Слово образовано от английского Training, что в переводе означает "тренировка". Главная задача тренинга - применить на практике полученные теоретические знания. Методы работы могут быть разные: группами, парами, самостоятельно и др. Ведущий в данном случае не является главным действующим лицом, он только координирует действия участников.

Делая вывод можно с уверенностью сказать, что семинары достаточно полезная форма работы с любым коллективом. Главное, правильно выбирать форму проведения такого занятия и не забывать дополнять теорию практическими занятиями.

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра социологии

Рег. № __________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЧАСТЬ 1

Учебная дисциплина

ДЕЛОВЫЕ И НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

направление подготовки 38.04.01– «Экономика»

магистерские программы: «Банки и банковская деятельность», «Бизнес-статистика», «Бухгалтерский учет и анализ в коммерческих организациях», «Демография и социальная мобильность населения», «Корпоративные финансы и оценка стоимости бизнеса», «Международные валютно-кредитные отношения», «Прикладные корпоративные финансы», «Статистика предприятий», «Учет, анализ и аудит», «Финансовый рынок и финансовый инжиниринг», «Экономика фирмы»

год набора 2016

Новосибирск 2016


Методическое руководство разработано

Тевлюковой Оксаной Юрьевной – к. социол. н., доцентом кафедры социологии

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов прошло экспертизу УМУ

Утверждено на заседании кафедры социологии

Заведующий кафедрой

д. социол. н., профессор Ильиных С.А.

СОГЛАСОВАНО:

И.о. декана факультета корпоративной экономики и предпринимательства

д. э. н., профессор Филатов С. А.

И.о. декана факультета государственного сектора

к. ю. н., доцент Макарцев А. А.

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ……………………………4

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям……………………………………………4

1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины...........…………….11

2.1. Темы, подлежащие самостоятельному изучению студентами……….…….16

2.2. Основные понятия и определения, необходимые студенту для усвоения тем, подлежащих самостоятельному изучению………………………………….19

2.3. Материалы для самопроверки знаний…..……………………………………21

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………………..………………..29

3.1. Список вопросов для подготовки к зачету..……...………………………...29

3.2. Общие положения проведения зачета……………………………………….30

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

1. Проработать конспект лекций;

2. Обратиться к источникам основной и дополнительной литературы, рекомендованной по каждому из двух разделов учебной дисциплины;

3. Подготовить устный ответ на вопросы, входящие в структуру содержания практического (семинарского) занятия по каждой теме соответствующего раздела учебной дисциплины;

4. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Формой текущего контроля самостоятельного изучения студентом отдельных тем является опрос с применением образовательных технологий, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины.

Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Деловые и научные коммуникации» проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры социологии 31 августа 2016 г., протокол № 1.

Английский

Evans, V. Upstream: advanced С1: student"s book / Virginia Evans, Lynda Edwards. – : Express Publishing, . – 256 с.

Evans, V. Upstream: upper intermediate B2+: student"s book / Virginia Evans, Bob Obee. – : Express Publishing, . – 259 с.

1. Greenall, Simon “People Like Us – Еxploring cultural values and attitudes” / Simon Grinall, Macmillan, 2010. – 96c.

2. Tikhomirova, G. Interprentr"s Business [учеб. пособие] / G. Tikhomirova, M. Gatsenko ; НГУЭУ Новосибирск [Изд-во НГУЭУ] 2009 ., 191, с 4И(Англ) А 647обучения практикум / НГУЭУ; сост.: Т. В. Шипилова, И. Н. Шуваева, И. А. Букина

Новосибирск [Изд-во НГУЭУ] 2011 61, с.

1. Английский язык: экономика и финансы (Environment): [Электронный ресурс ]Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская и др.; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 208 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/

2. Английский язык: экономика и финансы (Majors): [Электронный ресурс ]Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская, Н.Г. Кондрахина; Финансовый университет при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 176 с Режим доступа: http://www.znanium.com/

5. Голицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений. – 5-е изд., – СПб.: КАРО, 2007.

1. Почкаева, Е. И. Учебное пособие по развитию умений и навыков чтения: для студентов 3-го курса факультета политологии. Тема:

"Противоречия глобализации" (английский язык) / Е. И. Почкаева, К. В. Цыбульская; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. англ. яз. №7 .- М. : МГИМО-Ун-т МИД России, 2005

2. Тарновская, Марина Леонидовна Verbals & Conditionals сб. грамматических упражнений / М. Л. Тарновская, О. М. Кочкина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России М. Изд-во МГИМО-Ун-т МИД России 2004 156 с. ил.

3. Яшина, С. Л. Английский для экономистов: пособие по англ. яз. для экон. факультетов вузов / С. Л. Яшина, Е. А. Закоморная.- 3-е изд., испр. и доп.- М. ; Ростов н/Д: МАРТ, 2006

4. Gordina, E. A. Conducting Effective Presentations [учеб. пособие] / Gordina E. А. ; НГУЭУ Новосибирск 2005 72с.

деловые и научные комуникации

2. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие для вузов / О. Л. Гнатюк. – М.: КноРус, 2012. – 255 с.

3. Евтихов, О. В. Управление персоналом организации: учеб. пособие / О. В. Евтихов. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 297 с. (УМО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=446364

4. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – М. : Юрайт, 2013. – 480 с. (МОиНРФ)

8. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / Т. А. Апарина, О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова и др. ; отв. ред. О. Я. Гойхман. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 351 с.

9. Самохвалова, А. Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций: учеб. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012. – 332 с.

10.Управление персоналом организации: практикум / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Д. К. Захаров и др. ; под ред. А. Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 363 с. (МОРФ)

2. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – М. : Юрайт, 2013. – 480 с. (МОиНРФ)

4. Кузнецов, И. Н. Деловое общение: учеб. пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 335 с.

7. Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учеб. и практикум для академического бакалавриата / Ю. Г. Одегов, М. Г. Лабаджян; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М.: Юрайт, 2015. – 443 с. (УМО)

8. Самохвалова, А. Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций: учеб. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012. – 332 с.

9. Сурикова, Т. И. Русский язык и культура речи: учеб. для бакалавров / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова; под ред. Г. Я. Солганика; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Юрайт, 2013. – 239 с.

10. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки (специальности) «Реклама и связи с общественностью» / А. Н. Чумиков. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 157 с.

Антоновский, А. Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации / А. Ю. Антоновский // Вопросы философии. – 2015. – № 2. – С. 45-57

2. Асеев, А. Л. Без науки у России нет будущего / А. Л. Асеев // ЭКО. – 2010. – № 1. – С. 15–33.

3. Багдасарьян, Н. Г. Научная коммуникация в информационном ландшафте современной России / Багдасарьян Н. Г., Король М. П. // Ученый совет. – 2013. – № 12. – С. 18-22.

4. Емельянов, Ю. Информационная и коммуникационная культура в компании / Ю. Емельянов // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 10. – С. 8–18.

5. Колин, К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры / К. К. Колин // Открытое образование. – 2007. – № 5. – С. 40–46.

6. Лебедев, С. А. Уровни научного знания / С. А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62–75.

8. Никифоров, В. И. Учебный процесс как метод научного познания / В. И. Никифоров // Alma mater (Вестник Высшей школы). – 2010. – № 3. – С. 39–43.

Рубцова, Т. И. Организация деловых встреч в международном бизнесе / Т. И. Рубцова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 11. – С. 56–60.

10. Семина, Т. Об этике общения и имидже / Т. Семина // Служба кадров и персонал. – 2010. – № 8. – С. 53–57.

11. Стол переговоров: как грациозно превратить деловой обед в потрясающую площадку для общения // PR. Пиар в России. – 2009. – № 11. – С. 28–29.

12. Суслова, И. М. Деловое общение. Методики достижения эффективных результатов коммуникации / И. М. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 1. – С. 73–81 .

13. Шабшин, И. Война или мир? : об идеологии и технологии проведения переговоров / И. Шабшин // Советник. – 2010. – № 12. – С. 36–39.

15. Юдин, Б. Г. Человек в обществе знаний / Б. Г. Юдин // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. – 2010. – № 3. – С. 65–83.


Похожая информация.