Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Деловые и научные коммуникации».
Литература.
Б - 1; О - 1, 2; Д – 1, 2, 3
Что является предметом курса «Деловые и научные коммуникации»?
Какие научные дисциплины исследуют проблемы делового общения?
Почему знание основ делового общения необходимо для успешной трудовой и научной деятельности?
Каковы основные правила делового общения?
Какова специфика деловых коммуникаций?
Каковы основные формы научных коммуникаций?
Что такое «научно-техническая информация»?
Что представляет собой научное сообщество?
Проанализируйте понятие «деловые и научные коммуникации».
Раскройте сущность понятия «коммуникация».
Проанализируйте специфику научных коммуникаций.
Охарактеризуйте основные проблемы курса «Деловые и научные коммуникации».
Сущность научных коммуникаций.
Научное сообщество.
Дисциплинарные научные сообщества.
Междисциплинарные научные сообщества.
Научная аргументация.
Специфика деловой коммуникации в различных культурах.
Вербальные и невербальные средства общения и их функция в деловой коммуникации .
Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.
Межкультурные различия в деловой коммуникации.
Концепция межкультурных различий: теория ценностных ориентаций Клакхон и Стродбека, теория ценностных конфигураций Парсонса.
Параметры межкультурных различий: теории Хофстеде, Тромпенаарса.
Теория Холла: высоко- и низко-контекстные культуры.
Восприятие времени в различных культурах: концепция Льюиса.
Тема 2. Деловые и научные коммуникации в организациях.
Литература.
Б
- 1; О
–1, 2; Д
- 1, 2, 3
Вопросы для самопроверки.
1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования ?
2. Что такое референтная группа и какова ее роль в жизни коллектива?
3. Что Вы знаете о препятствиях в деле формирования коллектива?
4. Каковы основные направленности сплоченности в коллективе?
5. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы?
9. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и подчиненными.
10. Расскажите, какова роль руководителя в становлении коллектива.
11. Проанализируйте основные методы решения конфликтов в коллективе.
Эссе, рефераты и доклады по теме.
Конфликтные ситуации и способы их преодоления в деловой коммуникации.
Конформизм в группе.
Основные причины конфликтов в организациях.
Основные методы предупреждения конфликтов.
Особенности групповых коммуникаций в системе науки.
Тема 3. Публичные выступления в деловых и научных коммуникациях
Литература.
Б
- 1; О
– 1, 2; Д
– 1, 2, 3
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы компоненты публичного выступления в деловой и научной коммуникации ?
2. В чем состоит адаптация публичного выступления к аудитории?
3. В чем различия публичного выступления в деловой и научной коммуникации?
4. Каковы виды публичных выступлений в научной коммуникации?
5. Каковы виды публичных выступлений в деловой коммуникации?
3. Характеризуйте виды виртуальных коммуникаций.
4. В чем значение виртуальных коммуникаций в деловых отношениях?
5. В чем значение виртуальных коммуникаций в деловых отношениях в научной среде ?
6. Какова роль интернет-конференций в виртуальных коммуникациях?
7. В чем состоят эпистемологические и социологические аспекты виртуальных научных коммуникаций?
8. Какова связь между компьютерной герменевтикой и коммуникациями?
9. Как соотносятся коммуникации и становление научной специальности?
Задания для самостоятельной работы.
1. Особенности виртуальных коммуникаций в научной среде.
2. Особенности виртуальных коммуникаций в деловой среде .
3. Предмет, задачи и функции коммуникологии.
4. Методологические основания коммуникологии.
5. Роль виртуальных коммуникаций в студенческой среде.
6. Достоинства и ограничения Интернет-коммуникаций.
7. Специфика деловых и научных коммуникаций в период глобализации .
Эссе, рефераты и доклады по теме.
Информационные системы коммуникаций в современном мире.
Интернет-совещания, их роль в деловых коммуникациях.
Роль виртуальных коммуникаций в развитии науки.
Коммуникации и становление научной специальности.
Значение веб-сайтов и Интернет-форумов в науке.
Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций .
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
лекции
семинарские занятия
письменные или устные домашние задания
консультации преподавателей
самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
групповые диспуты и проекты
анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода
деловые и ролевые игры
круглые столы
обсуждение подготовленных студентами эссе, докладов, презентаций
В данной статье мы расскажем вам о таком виде общения с публикой, как семинар. Это необходимо для того, чтобы каждый, кто прочтет информацию, понял, зачем проводят семинары, как их проводят и что нужно для его проведения. Такой вид взаимодействия с аудиторией очень распространен в последнее время. Важно помнить, что для того, чтобы успешно провести семинар, значение имеет все: и место, и форма проведения, и подготовленность ведущего. Не каждому человеку под силу это мероприятие. А сейчас обо всей информации поговорим подробней.
Что такое семинар: значение слова
Для начала уточним, что само слово «семинар» произошло от латинского термина seminarium, что переводится как "теплица", "рассадник". Конечно, наши семинары не имеют ничего общего с садоводством. Но, делая выводы даже из самого слова, можно понять, что семинар - это такой вид общения с людьми, который подразумевает наличие аудитории, то есть зрителей, и того, кто ведет семинар.
Важно знать, что в ходе семинара идет обсуждение какой-то темы, обмен мнениями, но все это происходит только на теоретическом поле. Для того чтобы провести семинар грамотно и результативно, необходимо подготовится к нему достаточно тщательно. Тема семинара всегда известна заранее, поэтому к проведению этого мероприятия могут подготовиться не только ведущий, но и участники. Учеными доказано, что семинарские формы занятий применялись еще в Древнем Риме и Греции. Тогда в учебных заведениях обсуждали разные вопросы, происходило общение преподавателя с учащимися. В советское время проведение семинаров применялось в высших учебных заведениях, где некоторые дисциплины требовали более тщательного и углубленного изучения.
Виды семинаров
Итак, мы уже поняли, что семинар - это общение с аудиторией. Какие же бывают виды семинаров в наше время?
- Бизнес-семинар проводится в компании, и его целью ставится повышение профессионального уровня служащих.
- Научный семинар проводится для обмена опытом и общения людей, работающих в одном исследовательском направлении.
- Учебный семинар проводится для подробного изучения какой-либо темы.
- Вебинар, или онлайн семинар, проводится дистанционно, может иметь разную направленность, как консультативную, так и обучающую. Особенностью является то, что проводится не лично, а с помощью таких программ, как Skype, ooVoo, TrueConf и других.
Деловые и научные семинары
Говоря о научных семинарах, нужно отметить, что они носят теоретический характер. В ходе такого семинара ученые выступают с докладами, которые они подготовили заранее. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу.
Деловой же семинар - это нечто иное. В отличие от научных, такие семинары применяются не столько для обмена опытом, сколько для обучения персонала фирмы или компании новым методам работы. Бизнес-семинары помогают наладить нужную атмосферу в компании, улучшить качество работы сотрудников, поднять их профессиональный уровень. Деловые семинары бывают как закрытыми, так и открытыми.
- Закрытый семинар проводится внутри фирмы только для сотрудников с определенной целью.
- Открытый семинар проводится для всех желающих, в основном для представителей одной профессии.
В условиях агрессивной конкуренции семинары сильно помогают управляющим компанией держать под контролем умения и способности работников.
Учебные семинары
Учебный семинар означает углубленное изучение учащимися какой-то определенной темы. Для начала проводится подготовка к семинару. Студентам сообщается тема заранее, чтобы они могли найти как можно больше информации по ней в разных источниках. Преподаватель также проводит подготовку, он составляет план семинара, делит тему на подтемы, продумывает методы и формы общения с аудиторией. Цель этого лежит в том, чтобы после проведения занятия студенты узнали о предмете обсуждения намного больше, чем знали до этого.
Большим плюсом такой формы обучения является то, что на семинаре люди учатся толерантности, способности принимать мнения других людей, а не навязывать только свое видение проблемы. Также семинары прекрасно развивают культуру правильного общения и поисковую способность человека.
Семинар или тренинг?
Некоторые путают понятие семинара и тренинга. Стоит знать, что это далеко не одно и то же. В чем же отличие семинара от тренинга, и что из них лучше?
- Семинар - это теоретическое занятие. Он может включать много докладов, примеров, обсуждений, но все это только теория. В этом основной недостаток таких мероприятий. После проведения семинара участники много знают, но не могут применить это на практике, так как обычно только теории недостаточно. Нужна еще и практика.
- Тренинг же - это практика. Слово образовано от английского Training, что в переводе означает "тренировка". Главная задача тренинга - применить на практике полученные теоретические знания. Методы работы могут быть разные: группами, парами, самостоятельно и др. Ведущий в данном случае не является главным действующим лицом, он только координирует действия участников.
Делая вывод можно с уверенностью сказать, что семинары достаточно полезная форма работы с любым коллективом. Главное, правильно выбирать форму проведения такого занятия и не забывать дополнять теорию практическими занятиями.
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
Кафедра социологии
Рег. № __________________
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 1
Учебная дисциплина
ДЕЛОВЫЕ И НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
направление подготовки 38.04.01– «Экономика»
магистерские программы: «Банки и банковская деятельность», «Бизнес-статистика», «Бухгалтерский учет и анализ в коммерческих организациях», «Демография и социальная мобильность населения», «Корпоративные финансы и оценка стоимости бизнеса», «Международные валютно-кредитные отношения», «Прикладные корпоративные финансы», «Статистика предприятий», «Учет, анализ и аудит», «Финансовый рынок и финансовый инжиниринг», «Экономика фирмы»
год набора 2016
Новосибирск 2016
Методическое руководство разработано
Тевлюковой Оксаной Юрьевной – к. социол. н., доцентом кафедры социологии
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов прошло экспертизу УМУ
Утверждено на заседании кафедры социологии
Заведующий кафедрой
д. социол. н., профессор Ильиных С.А.
СОГЛАСОВАНО:
И.о. декана факультета корпоративной экономики и предпринимательства
д. э. н., профессор Филатов С. А.
И.о. декана факультета государственного сектора
к. ю. н., доцент Макарцев А. А.
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ……………………………4
1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям……………………………………………4
1.3. Список библиографических источников для подготовки к практическим (семинарским) занятиям по разделам учебной дисциплины...........…………….11
2.1. Темы, подлежащие самостоятельному изучению студентами……….…….16
2.2. Основные понятия и определения, необходимые студенту для усвоения тем, подлежащих самостоятельному изучению………………………………….19
2.3. Материалы для самопроверки знаний…..……………………………………21
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………………..………………..29
3.1. Список вопросов для подготовки к зачету..……...………………………...29
3.2. Общие положения проведения зачета……………………………………….30
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ
1.1. Организация самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
1. Проработать конспект лекций;
2. Обратиться к источникам основной и дополнительной литературы, рекомендованной по каждому из двух разделов учебной дисциплины;
3. Подготовить устный ответ на вопросы, входящие в структуру содержания практического (семинарского) занятия по каждой теме соответствующего раздела учебной дисциплины;
4. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Формой текущего контроля самостоятельного изучения студентом отдельных тем является опрос с применением образовательных технологий, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины.
Практические (семинарские) занятия по дисциплине «Деловые и научные коммуникации» проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в Рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры социологии 31 августа 2016 г., протокол № 1.
Английский
Evans, V. Upstream: advanced С1: student"s book / Virginia Evans, Lynda Edwards. – : Express Publishing, . – 256 с.
Evans, V. Upstream: upper intermediate B2+: student"s book / Virginia Evans, Bob Obee. – : Express Publishing, . – 259 с.
1. Greenall, Simon “People Like Us – Еxploring cultural values and attitudes” / Simon Grinall, Macmillan, 2010. – 96c.
2. Tikhomirova, G. Interprentr"s Business [учеб. пособие] / G. Tikhomirova, M. Gatsenko ; НГУЭУ Новосибирск [Изд-во НГУЭУ] 2009 ., 191, с 4И(Англ) А 647обучения практикум / НГУЭУ; сост.: Т. В. Шипилова, И. Н. Шуваева, И. А. Букина
Новосибирск [Изд-во НГУЭУ] 2011 61, с.
1. Английский язык: экономика и финансы (Environment): [Электронный ресурс ]Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская и др.; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 208 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/
2. Английский язык: экономика и финансы (Majors): [Электронный ресурс ]Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская, Н.Г. Кондрахина; Финансовый университет при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 176 с Режим доступа: http://www.znanium.com/
5. Голицынский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений. – 5-е изд., – СПб.: КАРО, 2007.
1. Почкаева, Е. И. Учебное пособие по развитию умений и навыков чтения: для студентов 3-го курса факультета политологии. Тема:
"Противоречия глобализации" (английский язык) / Е. И. Почкаева, К. В. Цыбульская; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. англ. яз. №7 .- М. : МГИМО-Ун-т МИД России, 2005
2. Тарновская, Марина Леонидовна Verbals & Conditionals сб. грамматических упражнений / М. Л. Тарновская, О. М. Кочкина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России М. Изд-во МГИМО-Ун-т МИД России 2004 156 с. ил.
3. Яшина, С. Л. Английский для экономистов: пособие по англ. яз. для экон. факультетов вузов / С. Л. Яшина, Е. А. Закоморная.- 3-е изд., испр. и доп.- М. ; Ростов н/Д: МАРТ, 2006
4. Gordina, E. A. Conducting Effective Presentations [учеб. пособие] / Gordina E. А. ; НГУЭУ Новосибирск 2005 72с.
деловые и научные комуникации
2. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие для вузов / О. Л. Гнатюк. – М.: КноРус, 2012. – 255 с.
3. Евтихов, О. В. Управление персоналом организации: учеб. пособие / О. В. Евтихов. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 297 с. (УМО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=446364
4. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – М. : Юрайт, 2013. – 480 с. (МОиНРФ)
8. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / Т. А. Апарина, О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова и др. ; отв. ред. О. Я. Гойхман. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 351 с.
9. Самохвалова, А. Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций: учеб. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012. – 332 с.
10.Управление персоналом организации: практикум / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Д. К. Захаров и др. ; под ред. А. Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 363 с. (МОРФ)
2. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – М. : Юрайт, 2013. – 480 с. (МОиНРФ)
4. Кузнецов, И. Н. Деловое общение: учеб. пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 335 с.
7. Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учеб. и практикум для академического бакалавриата / Ю. Г. Одегов, М. Г. Лабаджян; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М.: Юрайт, 2015. – 443 с. (УМО)
8. Самохвалова, А. Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций: учеб. пособие / А. Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012. – 332 с.
9. Сурикова, Т. И. Русский язык и культура речи: учеб. для бакалавров / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова; под ред. Г. Я. Солганика; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Юрайт, 2013. – 239 с.
10. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки (специальности) «Реклама и связи с общественностью» / А. Н. Чумиков. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 157 с.
Антоновский, А. Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации / А. Ю. Антоновский // Вопросы философии. – 2015. – № 2. – С. 45-57
2. Асеев, А. Л. Без науки у России нет будущего / А. Л. Асеев // ЭКО. – 2010. – № 1. – С. 15–33.
3. Багдасарьян, Н. Г. Научная коммуникация в информационном ландшафте современной России / Багдасарьян Н. Г., Король М. П. // Ученый совет. – 2013. – № 12. – С. 18-22.
4. Емельянов, Ю. Информационная и коммуникационная культура в компании / Ю. Емельянов // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 10. – С. 8–18.
5. Колин, К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры / К. К. Колин // Открытое образование. – 2007. – № 5. – С. 40–46.
6. Лебедев, С. А. Уровни научного знания / С. А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62–75.
8. Никифоров, В. И. Учебный процесс как метод научного познания / В. И. Никифоров // Alma mater (Вестник Высшей школы). – 2010. – № 3. – С. 39–43.
Рубцова, Т. И. Организация деловых встреч в международном бизнесе / Т. И. Рубцова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 11. – С. 56–60.
10. Семина, Т. Об этике общения и имидже / Т. Семина // Служба кадров и персонал. – 2010. – № 8. – С. 53–57.
11. Стол переговоров: как грациозно превратить деловой обед в потрясающую площадку для общения // PR. Пиар в России. – 2009. – № 11. – С. 28–29.
12. Суслова, И. М. Деловое общение. Методики достижения эффективных результатов коммуникации / И. М. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 1. – С. 73–81 .
13. Шабшин, И. Война или мир? : об идеологии и технологии проведения переговоров / И. Шабшин // Советник. – 2010. – № 12. – С. 36–39.
15. Юдин, Б. Г. Человек в обществе знаний / Б. Г. Юдин // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. – 2010. – № 3. – С. 65–83.
Похожая информация.