Юридические документы

Лишним среди элементов социальной структуры являются. Что такое социальная структура: понятие, основные элементы

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

    Понятие социальной структуры и стратификации.

    Теории социальной структуры и социальной стратификации, их основные различия.

    Исторические системы социальной стратификации.

    Социальная мобильность: понятие, виды, типы.

    Социальная структура современного белорусского общества

    Понятие социальной структуры и стратификации.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнен с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой.

Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности .

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Основными элементами социальной структуры являются:

    Социальные общности (большие и малые группы).

    Профессиональные группы.

    Социально-демографические группы (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

    Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

    Социально-этнические группы (расы, нации, народности, племена),

    Социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Самая крупная единица в социальном структурировании общества - класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые. При этом в обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы . В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; относительно высокой степенью единства и сплоченности, способностью входить в более широкие социальные звания в качестве структурных единиц.

Социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Существуют следующие виды социальных групп:

агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (очередь в магазине, попутчики в поезде). Случается так, что агрегация целиком может стать группой.

Большая группа – это совокупность людей, объединенных общим признаком, определяющим ее существование как относительно самостоятельного устойчивого образования, все члены которого не могут вступить в непосредственное общение в силу их многочисленности. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20–30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты: малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и продолжительность функционирования, интенсивность межличностных взаимодействий; высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

По характеру взаимодействия социальные группы подразделяют на первичные и вторичные . Под первичной социальной группой понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Чарльзом Кули(1864-1929) применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом. В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, учебные коллективы, политические партии и др.

Кроме того, группы подразделяют на условные (номинальные) и реальные. Условные, или номинальные – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, номинальной группой будет совокупность матерей одиночек, или совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку. Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Иначе эту группу можно назвать эталонной. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать социальную группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

    Понятие социальной стратификации.

Социальная структура отражает «вертикальный срез» общества, однако, все составляющие элементы в обществе расположены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»). Термин «страта» был позаимствован из геологии (слой земной коры), и в социологии его впервые использовал Питирим Сорокин в 1920-е годы.

Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный исторический период.

Понятие «стратификация» отличается от термина «расслоение». Стратификация означает ранговое расслоение, т.е. высшие слои находятся в привилегированном положении по сравнению с низшими. Кроме этого, как правило, высшие слои по численности значительно меньше, чем низшие. Однако в современном развитом обществе эта пропорция нарушена, и в социальной структуре преобладает средний класс.

Рис – пирамида и ромб. Пирамида Речи Посполитой.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства - неравенства. При этом под равенством понимают:

1. равенство личностное;

2. равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);

3. равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.);

4. равенство результатов.

Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с обратным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства .

Начнем с понятия "власть". Классическое определение власти предложил Макс Вебер. Власть есть любая возможность проводить (осуществлять) внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

"Собственность" - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, общественной, формы ее весьма многообразны. Но в любом случае отношения собственности раскрывают, кто принимает решение: где, что и как производить; как распределять произведенное; кого и как награждать, стимулировать за труд, творчество и организационно-управленческую деятельность. Другими словами, собственность реально раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность – это форма экономической власти.

Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж . Это понятие раскрывает сравнительную оценку обществом, общиной или какой-либо другой группой и ее членами социальной значимости различных объектов, явлений, видов деятельности в соответствии с господствующими общепринятыми в данной культуре, данной общности социальными нормами и ценностями. На основе такой оценки определяется место группы или индивида в социальной иерархии престижа. Они наделяются определенным почетом, привилегиями, властью, особыми символами и т.д. Оценки престижности - один из действенных регуляторов социального поведения. По крайней мере, с 1920-х годов особенно широко исследуется престиж профессий в различных обществах и на его основе - профессиональное неравенство.

Образование – четвертый компонент неравенства.

В социологии учеными предлагаются разные критерии стратификации. Р.Дарендорф в основу стратификации вносит "авторитет", и на этой основе делит все общество на управляющих и управляемых. Американский ученый Л. Уорнер социальные позиции всех людей определял по 4 параметрам: 1) доход; 2) профессиональный престиж; 3) образование; 4) этническая принадлежность. Б. Барбер провел стратификацию общества по 6 показателям: престиж профессии, власть, богатство, образование, религиозная чистота, этническая принадлежность. Французский ученый А.Турен считал, что в современном обществе стратификация проходит не по отношению к собственности, власти, престижу, а по доступу к информации.

Современные учёные пришли к выводу, что анализируя социальную стратификацию общества целесообразно использовать несколько критериев. Таким образом, используют многоуровневую стратификацию , которая, в отличие от одноуровневой , представляет собой деление общества по двум и более критериям. Дифференциация людей (или социальных групп) в обществе на социальные страты характеризуется неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д. Социологи учитывают следующие особенности стратификации.

1.В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы (слои, классы, страты).

2.Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство и ущемлённое в правах большинство.

3.При стратификации учитывается возможность перемещения.

Современное общество можно дифференцировать (структурировать) по различным критериям.

Критерии дифференциации общества:

    Этнонациональные,

    Мировоззренческие,

    Религиозно-конфессиональные,

    Образовательные,

    Духовно-культурные,

    Ценностно-ориентационные (религиозная, светская мораль).

    Экономические (владение капиталом, уровень личного дохода и потребления);

    Идейно-политические (причастность к управлению обществом, причастность к процессам перераспределения общественного богатства).

Ряд западных социологов в социальной структуре общества выделяют 3 класса: высший класс (обычно 1-2 % населения, это владельцы крупного капитала, высшая бюрократия, элита); низший класс (низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и доходов); средний класс (совокупность групп самостоятельного и наёмного труда, занимающих серединное, промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий и обладающих общей идентичностью). Средний класс в развитых странах состовляет 60% населения (например, в США). По оценкам некоторых социологов, в Беларуси он не более 20 %.

Внутри выделенных классов также возможна дифференциация. Например, внутри среднего класса выделяют высший средний (владельцы среднего капитала, административная и политическая элита среднего уровня, представители высших интеллектуальных профессий); средний средний (представители малого бизнеса, фермеры, коммерсанты, лица “свободных профессий”); низший средний (средний состав обеспечения образования, здравоохранения и социальных служб, работники массовых профессий торговли и сервиса, высококвалифицированные рабочие).

Социальная структура может иметь «пирамидальную» либо «ромбовидную» форму. При пирамидальной форме социальной структуры средний класс в обществе достаточно небольшой, зато значительная часть общества относится к нижним слоям. При ромбовидной структуре средний класс большой. Считается, что чем больше средний класс, тем более стабильно общество.

Одни социологи исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений. Другие – анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся ролевые различия между людьми. Если воспринимать социальную структуру как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними, то вероятным становиться определение таких её элементов как: индивиды, нормы, ценности, социальные статусы, роли, позиции и т.п.

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы). Поэтому образование рассматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих (подразделяющих общество на группы и слои) отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и характер перелива социального капитала (принудительный или трастовый, эксплуататорский или эквивалентный).

Современное понимание конфликта заложено Дарендорфом и Козером. Дарендорф считал, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.

Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе . Также как и Зиммель, Козер считал, что конфликт содействует сохранению ус­тойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать центра­лизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать со­циальный контроль.

    Типы стратификационных систем.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

Существует девять типов стратификационных систем .

В основе первого типа - физико-генетической стратификационной системы - лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается и данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства.

Вторая стратификационная система - рабовладельческая - также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерно было долговое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство собственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов и разного рода преступников (в том числе, и политических). Эта практика была практически воспроизведена много позднее в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялось здесь в скрытых внеюридических формах).

Третий тип стратификационной системы - кастовая . В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы но праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, по, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Прежде чем перейти к теме нашего реферата, усвоим для себя понятие «социальной структуры общества».

Итак, социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Существует две общепризнанные парадигмы рассмотрения социальной структуры: 1) теории социальных институтов и 2) теории социального неравенства.

Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами, в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Социальные институты - это специфические образования, которые обеспечивают относительную устойчивость связей и отношений в границах социальной организации общества, исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты - исторически сложившиеся стойкие формы организации совместной деятельности людей. Они должны обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей индивидов, круп, общества в целом. Социальные институты определяют жизнедеятельность любого общества. Употребляя понятия «социальный институт», чаще всего имеют в виду различного рода упорядочения, формализацию общественных связей и отношений, овладение такими чертами, как:

1.постоянство и степень взаимодействий между участниками связей и отношений;

2.четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связей;

3.регламентация и контроль за взаимодействием субъектов, наличие специально подготовленных кадров, которые обеспечивают функционирование социальных институтов.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1. в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2. должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующий новую потребность;

3. чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальные институты многообразны:

Политические институты (государство, партия, армия);

Экономические институты (распределение труда, собственность, налоги и т.п.)

Институты родственности, брака, семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации) и пр.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое.

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих отношений собственности и власти.

Итак, социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности, а основными ее элементами являются:

1.социальные общности (большие и малые группы);

2.профессиональные группы;

3.социально-демографические группы;

4.социально-территориальные общности.

Типы социальных структур различаются в зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений.

Так, социальную структуру рабовладельческого общества, составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные класс, где бы они ни возникли, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений. Особое место в ней занимают сословия. Сословия - это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами.

В России, например, существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих.

Основными элементами социалистического общества являются рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, профессиональные и демографические группы и национальные общности.

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социальные группы - это относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, которые отличаются по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества.

Социологи отличают социальные группы от агрегаций, тем, что первые объединяются на основе объективных обстоятельств и принадлежность к группе связана с объективным положением людей в системе социальных связей, выполнением определенных социальных ролей, а вторые - некоторое количество людей, которое собралось в определенном физическом пространстве и не осуществляет сознательных взаимодействий. Для того, чтобы совокупность людей признавалась группой, необходимо взаимодействие между ее членами и наличие ожиданий, разделяемых каждым членом крупы относительно других ее членов.

Различают формальную и неформальную группы:

Формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации». Важным является то, что для формальной группы характерна определенная иерархическая структура соподчиненности.

Неформальная группа - это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы.

По признаку принадлежности индивида можно различать ингруппу и аутгруппу.

Ингруппы - это те группы к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами, то есть понимает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым индивид не относится, являются для него аутгруппами, то есть «они».

Кроме ингруппы и аутгруппы выделяют также референтную группу, что означает реальную или условно-социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, взгляды, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Различают нормативную и сравнительную референтные функции группы.

Первая проявляется в том, что группа выступает источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Другая (сравнительная функция) проявляется в том, что референтная группа выступает как эталон, благодаря которому индивид может оценивать себя и других.

По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы. В первичной группе каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Члены таких групп как друзья, семья стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными.

Во вторичных группах социальные контакты являются безличными и имеют утилитарный односторонний характер. Все контакты являются функциональными соответственно социальным ролям.

Для анализа социальной структуры общества используется такая элементарная часть общества, которая сосредоточивает в себе все виды социальных связей - это малая социальная группа, общественные отношения которой проявляются в форме непосредственных личных контактов. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Большая же группа может быть только вторичной. При изучении малых групп можно проследить зарождение социальных процессов, механизмы сплоченности, возникновение лидерства, ролевых взаимоотношений.

Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.



Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности . Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности :

· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

  • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития.
  • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности.
  • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество.
  • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Субкультура - понятие, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.1 Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадииреволюционного взрыва , когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, иконтрреволюции , когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теориюсоциальной стратификации , разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п. Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина - это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей.Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества.Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточное, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы... Маргинализция подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью... Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова НИ., С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.С3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.С4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите три проявле

Срочно!!!

1. Социальная структура общества определяет отношения между: а) членами общества и государством;
б) собственниками производства и государством; в) разными слоями населения; г) членами различных обществ.
2. Причиной появления маргиналов является: а) переход современного общества на стадию постиндустриального развития;
б) бедность, безработица, неустроенность; в) всеобщая грамотность населения.
3. Оценка, которую общество дает статусу или должности - это: а) авторитет личности;
б) социальный престиж; в)норма.
4. Социальная роль - это: а) действия, которые должен вьшолнять человек, занимающий определенное место обществе;
б) взаимодействие человека и общества; в) верны оба утверждения; г) оба утверждения неверны.
5. Авторитетным может быть: а) конкретный человек;
б) профессия; в) должность.
6. Изменить социальный статус: а) нельзя;
б) больше возможностей в цивилизованном обществе; в) легче в той стране, которая менее развита.
7.Социальный статус человека определяется его отношением к: а) другим людям;
б) Родине; в) собственности.
8. Выражением социальной стратификации является а) различие типов экономических систем
б) разнообразие культурных традиций в) сословное деление общества г) идейный плюрализм

Социальные статусы

В социологии под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным определяет положение человека в обществе. Статус, унаследованный от рождения прирожденный называетсяприписанным (раса, возраст и пол). Статус, приобретенный индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым (звание, должность и т.д.).

2) Социальные роли

Статус предполагает осуществление определенных представительно-обязывающих действий, формирующих модель поведения – роль. Роли помогают мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. Роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Исполнение роли равнозначно реализации социальной функции лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной, жизни часто встречается несоответствие между должным и фактическим поведением. Важно, что роль не является жестко фиксированной моделью поведения. В действиях индивида отображается его индивидуальное толкование собственной роли.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (студент), называется: ролевой системой или ролевым набором (ученик, сокурсник, читатель библиотеки и т.д.). Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например, законы, являются формальными; другие, скажем, умение вести себя за столом, - неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения.

Статусы и роли - это составные элементы более сложных социальных структур, включая группы. Группа - 2 или более индивида, которые имеют общие взгляды и связанны друг с другом относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия. Группу образуют индивиды с соответственными ролями, если они взаимодействуют устойчиво в течение долгого времени.

4) Институты

Социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Выделяют следующие группы потребностей общества, которым соответствуют группы институтов: 1) общение между членами общества (институты образования); 2) производство, распределение и потребление товаров и услуг (экономические институты); 3) защита членов общества и регуляция их поведения (политические институты); 4) воспроизводство общественной системы (семья).

5) Общества

Общество - это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, пополняемое в основном за счет внутриобщественного деторождения и обладающее политической независимостью.

37.Социальная структура и ее исторические типы

Любая система обладает собственной структурой. Структура – это строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Нетрудно видеть, что в понятии «структура» прежде всего объединяются два таких термина, как элементы и взаимосвязь между этими элементами. Таким образом, можно сказать, что каждая структура имеет свой состав и свои внутренние связи. Не является исключением и социальная структура общества как целостной системы.

Поэтому для более полного рассмотрения этого термина остановимся на интерпретации понятий «социальный состав» и «социальные связи». Социальный состав – это набор элементов, составляющих общественную систему. В качестве таких элементов можно отметить индивидов и их объединения (общественные, политические, экономические и т. д.).Индивид – это наиболее общее понятие, которое включает в себя самые общие свойства человека.

Первичной организацией индивидов в обществе является семья. Семья – это самое первое общественное объединение людей, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях и выполняющая функцию биологического воспроизводства себе подобных. Более сложными формами объединения выступают корпоративные и общественные организации.

Корпоративные объединения – это органы, создаваемые с целью ведения совместной хозяйственной деятельности. Общественные объединения – это органы, создаваемые для реализации общественно значимых целей.

Второй характеристикой социальной структуры выступает социальная связь. Социальная связь – это устойчивые взаимодействия между элементами социальной системы. В структуре общества можно отметить существование таких связей, как биологические, экономические, политические, социокультурные, духовные. Итак, социальная структура является сложным понятием, и его интерпретация может производиться как в широком, так и в узком смысле.

В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая.

В рамках этой теории принято выделять четыре типа социальной структуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен прежде всего для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие.

Основными же элементами системы являются две группы людей: одни люди обладают гражданскими правами, другие их полностью лишены и наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях.

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. В этих обществах социальные связи носят наследственно предписанный социально-профессиональный характер и закрепляются религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определенной касты, и изменить свое положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может.

Классовый тип социальной структуры. Данный тип получил научную разработку в трудах родоначальников марксизма. Класс определяется ими как большая группа людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.