Другое

Половозрастная структура персонала организации. Анализ структуры работников по стажу работы на данном предприятии

Методология планирования базируется на трех составляющих: принципы планирования, теории планирования и методы планирования. Все составляющие взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Принципы планирования – основные положения, являющиеся исходной базой для разработки планов любого хозяйствующего субъекта.

К важнейшим принципам планирования относятся:

научность: отражение в теории и методах планирования требований объективных экономических законов. Эти законы имеют объективный характер и проявляются как тенденции протекания экономических процессов. К экономическим законам относятся: спрос и предложение, предельная полезность ресурса, эффект масштаба и др. Их действие обусловливает необходимость планирования и отражается в содержании и структуре планов хозяйствующего субъекта, в экономических методах управления, исходной основой которых является система планирования;

системность : подход к предприятию как к сложной производственной социально-экономической системе, состоящей из ряда подсистем. Их функционирование взаимосвязано и оказывает влияние на эффективность всей системы. В то же время предприятие является базовым элементом систем федерального и регионального уровней. Вследствие этого система планирования должна увязывать в единое целое планы отдельных подразделений, все виды планов самого предприятия, а также учитывать влияние экономической среды более высокого уровня: федерального и регионального;

целенаправленность планов : разработка иерархической системы целей: генеральные, стратегические и тактические цели; программы работ и мероприятия. Планируемые цели должны иметь ресурсное, организационное, информационное и методическое обеспечение. Предусматриваемые в планах генеральные и стратегические цели являются основой для разработки стратегического плана. Они детализируются в тактические задачи, на основании которых разрабатываются тактические планы. Дальнейшая их детализация и уточнение происходят в текущих и оперативных планах;

комплексность : отражение при планировании деятельности всех производственных и управленческих подразделений, а также учет фактического и прогнозируемого уровня развития техники и технологий, организации производства и управления. Реализация этого принципа находит отражение в разработке системы планов (стратегических, тактических, оперативных) и взаимосвязанных показателей. Всякое количественное и качественное изменение как внешних, так и внутренних условий должны отражаться в планах и показателях и учитываться в экономических и социальных результатах деятельности предприятия;

сбалансированность и ресурсное обеспечение планов : использование при разработке ресурсного обеспечения планов балансовых методов планирования, которые соизмеряют потребность в ресурсах и источниках их покрытия. Балансовые методы планирования обеспечивают бесперебойный ход производственного процесса. Выделяют несколько видов балансов: производственных мощностей, материально-технического обеспечения, трудовых ресурсов, финансовых средств и др. Разработка, анализ и контроль балансов являются залогом обоснованности планов и предпосылками их успешного выполнения;

непрерывность (перманентность ) : процесс планирования адекватен непрерывному протеканию всех бизнес-процессов, являющемуся одним из главных принципов их рациональной организации. Принцип реализуется через систему взаимосвязанных планов: перспективного (стратегического или долгосрочного), тактического (среднегодового), оперативного. Каждый из видов планов разрабатывается с различной степенью точности, которая определяется выбранным периодом планирования. Чем продолжительнее тот или иной период, тем ниже точность плана. Непрерывность и точность планов дополняются их анализом и корректировкой при изменении внутренней и внешней сред. Обоснованность и качество плановых заданий определяется сближением планового и фактического уровней показателей. Требованию точности в разработке планов должна отвечать система оперативно-календарного планирования;

гибкость: своевременная реакция на изменение внешней среды. Изменение рыночной конъюнктуры создает на предприятии объективные условия для корректировки планов и внесения комплексных изменений. Поэтому все планы (как показывает мировая практика) должны иметь резервы производственных мощностей (10–15%) и запасы материальных ресурсов на нормативном уровне;

оптимальность: предполагает выбор наиболее целесообразного метода использования ресурсов путем разработки оптимального варианта плана с точки зрения принятого критерия (например, максимизация прибыли, минимизация издержек). Процесс планирования относится к оптимизации производственной мощности, производственной программы, загрузки оборудования. Кроме того, требования загрузки падающей отдачи вызывает необходимость в качестве ограничителей оптимального плана использовать показатели предельного дохода, уровня издержек, численности персонала, точки безубыточности;

принцип эффективности: требует разработки такого варианта плана, который при ограниченных ресурсах обеспечит максимум эффективности (прибыли). Кроме того, затраты на сам процесс планирования не должны превышать эффект от его реализации;

участие: предполагается активное участие всего персонала предприятия в разработке планов, а также в поиске внутрипроизводственных резервов повышения эффективности функционирования предприятия;

индикативность : рекомендательный характер разрабатываемых государственных планов. Экономическое состояние предприятия отражает система показателей (индикаторов) – государственные инвестиции, налоги, тарифы, пошлины. Индикаторы позволяют вывести предприятие (при сохранении экономической свободы), на новый уровень развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тест на тему: «О сновы планирования организации»

1.Планирование - это:

А) стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатываются наиболее эффективные способы достижения этих целей;

Б) организация выполнения управленческих решений;

В) технология расчета финансовых показателей, учета и контроля доходов и расходов;

Г) целенаправленная координация во времени и пространстве всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, имеющихся или потенциально возможных в определенных конкретных условиях.

2.Что понимается под принципами планирования:

А) методическая база, регламентирующая порядок разработки планов;

Б) основные теоретические положения, используемые в процессе планирования; планирование долгосрочный предприятие

В) последовательность при составлении различных видов планов;

Г) нахождение оптимальных решений поставленных задач;

Д) получение максимально возможного результата от производства и реализации продукции

3. Какие периоды времени охватывает долгосрочное планирование:

А) от 5 до 7 лет;

Б) от 3 до 5 лет;

В) от 7 до 10 лет;

Г) от 10 до 25 лет;

Д) от 25 до 30 лет.

4. Совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов - это:

А) принципы планирования;

Б) методы планирования;

В) предмет планирования;

Г) объект планирования.

5. Планы, охватывающие период более 5 лет, определяющие долговременную стратегию развития предприятия, называются:

А) стратегические;

Б) перспективные;

В) среднесрочные;

Г) краткосрочные.

А)Стратегическое;

Б)Технико-Экономическое;

В)Межцеховое;

Г)Верно а, б, в.

7. Какие методы планирования существуют?

А)балансовый, нормативный, экономико-математического моделирования;

Б)организационно-стоимостной:

В)аналитический, программно-целевой;

Г)верны А и Б ответы;

Д)верны А и В ответы.

8.Главной целью планирования на предприятии являются:

А)Расчёт потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для увеличения производственной мощности;

Б)Удовлетворение потребительского спроса на продукцию предприятия и получения прибыли;

В)Подготовка информации, необходимой для для повышения эффективности;

Г)Верно а, б, в.

9.Наиболее распространённым методам планирования считаются:

А)Индивидуальный;

Б)Балансовый;

В)Нормативный;

Г)Верно а, б, в.

10.К основным принципам планирования относится:

А)Программно-целевой;

Б)Холизма;

В)Пофакторный;

Г)Верно а, б, в.

Ключи к тесту

1. А

2. Б

3. Г

4. Б

5. А

6. А, Б

7. Д

8. Б

9. Б

10. А

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие планирования, его сущность и особенности, цели и задачи, значение в современной организации. Общий смысл планирования и пути его осуществления. Сущность стратегического планирования, его основные элементы и характеристика, задачи и методы.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    Классификация видов планирования, его основные принципы и функции. Методические основы планирования: процесс, методы, инструменты. Анализ проблем планирования на предприятии на примере ОАО "Электровыпрямитель", характеристика рекомендаций по их решению.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Регулирование пропорций производства. Содержание планирования деятельности предприятия. Границы, принципы планирования. Структура планов предприятия. Организация внутрипроизводственного планирования. Общие понятия стратегического планирования.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Понятие планирования как функции менеджмента, его принципы и методы. Основные признаки тактического, оперативного, стратегического планирования. Сравнение централизованных и децентрализованных предприятий. Механизм и рычаги централизованного планирования.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Особенности планирования в условиях рынка. Основные цели стратегического планирования организации. Классификация и выбор стратегии фирмы. Описание компании и организационная структура. Методы оценки эффективности системы внутрифирменного планирования.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2011

    Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления. Роль планирования в организации. Виды планов. Особенности планирования в условиях рынка. Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического и тактического планирования.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Характеристика особенностей стратегического (долгосрочного) планирования, а также детальной разработки оперативных (текущих) планов по каждому подразделению предприятия. Системы или виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Организация планирования: понятие, сущность, назначение, задачи, виды планов на предприятии. Основные этапы и методы планирования общественного питания. Сущность, назначение, содержание бизнес-планирования. Методологические основы разработки бизнес-плана.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Особенности организации оперативного планирования на предприятии. Примеры систем оперативного планирования, основные требования к ним. Анализ оперативного планирования на конкретном предприятии, основные проблемы хозяйственной деятельности и пути решения.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Основополагающие правила, на базе которых осуществляется процесс планирования. Общие принципы планирования А. Файоля. Обязательное применение планов при выполнении трудовой деятельности. Принцип необходимости, единства, непрерывности, гибкости и точности.


Планирование должно соответствовать определенным требованиям, которые сформулированы в виде принципов, определяют характер планирования и одновременно являются его признаками.
Совокупность принципов планирования, известных в настоящее время науке, можно разделить на две группы: общие и специфические.
К числу общих принципов планирования можно отнести: целенаправленность, целостность и полноту, гибкость, актуальность, эффективность.
К числу специфических относятся: уровень стандартизации, уровень точности, согласованности планов, уровень документального обеспечения, принцип непрерывности, принцип участия и другие особенности систем планирования.
Отметим, что некоторые из административных принципов управления, сформулированные еще А. Файолем, сохраняют свою значимость для планирования и по сей день. Например, принцип единства управления и единый план работы. Заметим, что если административные принципы управления были достаточно эффективны в относительно предсказуемых, простых ситуациях, то в условиях динамичных изменений бизнес-среды возможности их применения ограничены.
1. Целенаправленность системы планирования и системы планов проявляется в том, что цели верхнего уровня являются исходным пунктом всего процесса планирования, а также его результатом. Формирование отдельных разделов общего плана предприятия (или частных планов) должно вытекать из целей верхнего уровня и обеспечивать возможности их достижения. Целостность и полнота. Системное, целостное и полное представление о событиях и процессах можно получить только на основе всей совокупности взаимосвязанных планов, что позволяет менеджерам делать содержательные и обоснованные выводы. Гибкость системы планирования. Система планирования тогда обладает гибкостью, когда она может приспосабливаться к происходящим изменениям во внутренней и внешней среде. Так, в ходе планирования рекомендуют жестко задавать мероприятия только тогда, когда это кажется абсолютно необходимо, а в остальном планировать гибко. Для этого необходимо в определенных границах оставлять возможность пересмотра и уточнения плана, так как новая информация и дополнительные сведения о конъюнктуре рынка могут влиять на постановку и выполнение производственных задач. Для повышения уровня гибкости рекомендуют также разрабатывать альтернативные планы, а затем в ходе реального развития ситуации принимать решение о том, какая плановая альтернатива должна быть реализована в каждый период. Актуальность. Информация на входе, в процессе переработки информации и на выходе из системы планирования должна соответствовать требованиям ее актуальности. Эффективность. Издержки, связанные с формированием системы планирования, не должны превышать результат (эффект) от ее внедрения и практического использования. Эффективность планирования зависит от координации и интеграции планов в процессе планирования. Однако не следует переходить границы, за которыми «избыток планирования» сковывает инициативу и предприимчивость работников, а также снижает мотивацию персонала.
Р. Акофф сформулировал и обосновал три основных принципа интерактивного планирования: принцип участия, принцип непрерывности и принцип холизма (планирование «сразу всеми») [Акофф, 2002]. Рассмотрим их, поскольку они также важны для успешного процесса планирования в организации. Принцип участия предполагает, что важнейшим продуктом планирования является сам процесс. Поэтому главные выгоды дает участие в этом процессе, которое обеспечивает многообразие точек зрения на проблемы планирования. Чем больше различаются точки зрения на проблему, тем больше альтернативных путей ее решения может быть предложено.
Каждое подразделение предприятия само разрабатывает свой план. Планирование, основанное на принципе участия, называют партиси- пативным. Принцип участия подразумевает, что никто не может эффективно планировать для кого-то другого.
Руководители подразделений должны быть непосредственно вовлечены в процесс планирования - это одна из важнейших их функций. Принцип участия позволяет уменьшить трудности, с которыми связано выполнение планов. Люди гораздо охотнее выполняют планы, в составлении которых они принимали непосредственное участие. Принцип непрерывности в планировании заключается в том, что сам процесс планирования в фирме должен быть непрерывным процессом, направленным на адаптацию решений, относящихся к будущему, с учетом обновления информации о состоянии дел фирмы и внешней среде ее бизнеса. Планирование превращается в процесс последовательной корректировки планов, который должен постоянно возобновляться.
В реальной практике планирование носит скорее циклический характер, при этом цикл планирования повторяется ежегодно. Сущность планирования определяется как процесс непрерывной корректировки планов, помогающий фирме адаптироваться и выжить в конкурентной борьбе. Поэтому необходимо иметь гибкий план, который можно постоянно корректировать, а не жесткий план, который нельзя выполнить.
В масштабе отдельной фирмы план может быть великолепным, но он будет обречен на провал, если руководство не осознает тех несоответствий, которые возникают по мере свершения реальных событий. Таким образом, планирование должно быть непрерывным процессом, а планы безусловно должны постоянно переоцениваться и корректироваться с учетом непрерывно поступающей информации. Принцип холизма (единства), по мнению Р. Акоффа, состоит из двух частей: принципа координации и принципа интеграции. Все организации разделены на уровни иерархии, в каждом из них есть структурные звенья, отличающиеся по своим функциям, продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает взаимодействие звеньев одного уровня иерархии, интеграция - между звеньями разных уровней.
Различные подразделения должны скоординировать свои планы, чтобы частные планы свести в общий план, свободный от претензий и конфликтов. Суть принципа координации сводится к тому, что деятельность звеньев одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими (путем так называемого синхронного множественного планирования), поскольку проблемы подразделения чаще всего связаны с его взаимодействием с другими подразделениями и решать их нужно одновременно, с разных точек зрения.
Принцип интеграции состоит в том, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным, как планирование во взаимозависимости на всех уровнях.
Сочетание этих двух принципов дает принцип холизма, согласно которому чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. Этот принцип противопоставляется последовательному планированию («сверху вниз», «снизу вверх»). Интерактивное планирование требует усилий и времени, а потому может быть оправдано в случае значительных улучшений работы организации.
В заключение отметим, что следует обеспечивать определенную согласованность между принципами планирования и принципами управления, такими как объем делегирования полномочий, стиль управления. Особенности построения системы планирования и выбор ее формы должны способствовать достижению высоких результатов, повышению конкурентоспособности предприятия.
Основные термины
Методология и методика планирования, форма планирования; принцип координации; принцип интеграции; партисипативное планирование.
Контрольные вопросы и задания Что понимают под методологией планирования и каково ее влияние на практику планирования и его конечный результат? В чем отличие долгосрочного планирования от прогнозирования и как они между собой соотносятся? Проведите анализ соотношения функций планирования и контроля, выполняемых менеджерами на каждом уровне управления. Каковы происходящие изменения в зависимости от рассматриваемого уровня иерархии в управлении? Представьте себе, что университет собирается: 1) внести изменения в учебные планы по подготовке менеджеров с целью учета требований современной практики менеджмента; 2) активизировать работу студентов в проведении научных исследований; 3) расширить возможности по трудоустройству своих выпускников. Какими типами планирования и подходами к планированию вы порекомендуете воспользоваться, чтобы провести соответствующие мероприятия и достичь желаемого результата? В чем суть партисипативного планирования? Назовите общие принципы планирования и их особенности. Каковы особенности принципов координации и интеграции в планировании? Что понимают под формой планирования и от чего зависит ее выбор для конкретного предприятия?
На CD, прилагаемом к данному учебному пособию, дан примерный перечень тестов для контроля знаний по курсу «Бизнес-планирование».

Анализ персонала по возрасту

Возрастная структура работников представлена в таблице 3.

Таблица 3

Анализ возрастной структуры

Данные таблицы 3 графически представлены на рис.3

Наибольшее количество работников - 38% - приходится на категорию «свыше 50 лет». Эти сотрудники имеют высшее, среднетехническое, средне-специальное, среднее образование, так как давно закончили учебные заведения некоторые проходят повышение квалификации, в совершенстве владеют компьютером и компьютерными программами. На втором месте идет категория «от 30 до 40 лет» - она составляет 29%. Эти работники имеют значительный опыт работы, а также более чутко реагирующие на изменения внешней среды и более легко к ним адаптирующиеся.

На третьем уровне «от 40 до 50 лет», что составляет 21%. На четвертом уровне «от 20 до 30 лет» -8%. И на последнем уровне категория «до 20 лет»-4%, это самая малочисленная категория.

В рамках анализа персонала по стажу работы необходимо провести анализ по общему стажу и анализ по стажу работы на предприятии.

Исходные данные приведены в таблице 2, результаты анализа - в таблицах 4 и 5, а также на рис. 4 и 5.

Таблица 4

Анализ персонала по общему стажу


Как показал проведенный анализ, 50% персонала «Отдела социальной защиты населения» имеют общий трудовой стаж свыше 25 лет, 25% персонала имеют общий трудовой стаж до 10 лет. Категория « от 16 до 20 лет » -13%, Категория «от 11 до 15 лет»-8%. И всего лишь 1 человек (4%) имеет стаж от 21 до 25 лет.

Изменений не произошло так как возраст работников не совпал с возрастным переходом из одной категории в другую.

Анализ по стажу работы на данном предприятии

Результаты анализа работников по стажу на предприятии представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анализ персонала по стажу работы в учреждении

Данные таблицы 5 графически представлены на рис. 5


Как показал анализ, 62% персонала работает на фирме свыше 5 лет. Эта категория сотрудников самая многочисленная. Она включает в себя 15 человек.

На второй уровень можно отнести категорию сотрудников от 1-3 лет. Она включает в себя 5 человек и равна 21%. Третья категория от 3-5 лет составляет 17 %, 4 человека. И самая малочисленная категория до 1 года. Если в 2008 году в данной категории работало 2 человека, то в 2009 году показатель снизился до 0. Проанализировав данные можно сказать, что наибольшее количество персонала работает уже давно и имеет большой стаж работы в организации.

Анализ качественного состава работников

В настоящее время промышленность ощущает потребность в специалистах нового уровня, не только владеющих самыми современными технологиями и умеющими обращаться с микропроцессорной техникой, но и обладающих широким кругозором в области экономики рынка, умением работать творчески. В связи с этим важное значение в анализе имеет изучение качественного состава работников: по стажу, квалификации (разрядам), образованию, половозрастной структуре. Анализ качественного состава кадров проводится в той степени и с той детализацией, которая определяется целями анализа. Исследование рабочих кадров по возрастной и квалификационной структуре проводится с учетом стажа работы на предприятии. Связь этих трех факторов между собой, а также с другими (например деление работников по полу) позволяет получать детальные данные, необходимые для управления использованием рабочей силы и осуществления кадровой политики, а также для анализа условий труда и жизни работников.

Традиционно в анализе качественного состава изучается динамика и структура численности персонала по всем качественным характеристикам отдельно по рабочим и специалистам. В анализе возрастной и квалификационной структуры рассчитываются показатели среднего возраста, стажа и разряда.

Средний тарифный разряд (стаж, возраст) рабочих исчисляется по формуле среднеарифметической взвешенной из тарифных разрядов (стажа, возраста), взвешенных по числу рабочих, имеющих соответствующие разряды (стаж):

где Ч pi – число рабочих по i- тому разряду;

ti i- тый тарифный разряд рабочих.

По результатам анализа следует сделать вывод о том, по каким группам работников фактический уровень квалификации не соответствует установленному для планирования повышения квалификации, формирования заработной платы и пр.

Рассмотрим пример анализа качественного состава рабочих и специалистов.

1) Характеристика кадров по квалификации .

Таблица 6.2 Профессионально-квалификационный состав рабочих

Год Численность Средний разряд рабочих Всего по разрядам I II III IV V VI Предыдущий год 4,52 Отчетный год 4,54

Средний разряд работ, предусмотренный производственной программой, на данном предприятии составляет 4,9, в то же время фактический тарифный разряд рабочих как в отчетном, так и в предыдущем годах ниже данного уровня. Таким образом, предприятию следует уделить внимание повышению квалификационного уровня рабочих, т.к. несоответствие уровня работ и рабочих может привести к авариям, браку в работе, низкой производительности труда и др.

2) Половозрастная структура кадров.

Таблица 6.3 Анализ служащих по возрасту

Год До 20 лет 20-30 30-40 40-50 50-60 Старше 60 Всего Ср.возраст, лет Базисный год - - 38,59 Удельный вес, % - - 25,6 25,0 37,4 12,0 - Предыдущий год 38,71 Удельный вес, % 0,0 0,0 25,9 24,8 35,8 13,5 - Отчетный год 38,54 Удельный вес, % 0,4 0,4 27,2 23,6 35,5 12,9 -

Средний возраст служащих, рассчитанный по формуле (6.2), составляет примерно 39 лет. Как показал анализ, этот показатель не изменялся на протяжении 3-х лет. Наибольшая доля численности приходится на возрастные группы 50-60 и 40-50 лет.

Аналогичный расчет по функциональной группе руководителей (рисунок 6.1) свидетельствует о том, что средний возраст руководителей предприятия с каждым годом возрастает и составляет 45 лет.

На рисунке 6.2 представлена диаграмма, характеризующая состав руководителей по образованию, из которой видно, что наибольшая часть руководителей имеет высшее образование. Однако в условиях высоких технологий и внедрения прогрессивных методов управления руководители должны постоянно повышать свою квалификацию, что должно быть учтено в планировании обучения кадров.


Рис. 6.1. Возрастной состав руководителей Рис. 6.2. Состав руководителей по образованию

Таблица 6.4 Анализ работников по полу

Год Списочная численность, чел Количество женщин Удельный вес, % Абсолютное изменение, чел Темп роста, % к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. Базисный год 23,20 - - - - Предыдущий год 21,31 102,72 102,72 Отчетный год 22,30 112,42 115,48

В структуре персонала численность мужчин превышает количество женщин примерно в 3,5 раза (доля женщин в среднем составляет 22%), что объясняется спецификой производства работ в трубопроводном транспорте. В то же время количество женщин с каждым годом возрастает: в отчетном году численность женщин на предприятии составляло 552 чел., что на 12,42% больше, чем в предыдущем году, и на 15,48% больше, чем в базисном.

3) Анализ кадров по стажу.

Оценку кадрового состава можно проводить по количеству лет, отработанных на данном предприятии или по числу лет общего стажа.

Таблица 6.5 Анализ состава работников по стажу на предприятии

Стаж До 5 лет 6-10 лет 11-20 лет > 20 лет Средний стаж Базисный год 8,60 Предыдущий год 7,39 Отчетный год 6,74

С каждым годом растет число сотрудников, имеющих стаж работы на предприятии менее 5 лет, что может негативно отразиться на производительности труда и эффективности работы предприятия в целом. В результате средний стаж работы снизился на 21,6%.

Таблица 6.6 Динамика приема молодых специалистов

Год Принято молодых специалистов Абсолютное изменение, чел. Темп роста, % Всего с высшим проф. образованием со средним проф. образованием чел. % чел. % к пред. к баз. к пред. к баз. Базисный год 92,59 7,41 Предыдущий год 94,87 5,13 144,44 144,44 Отчетный год 91,43 8,57 -4 89,74 129,63

Из таблицы 6.6 видно, что в отчетном году приток молодых специалистов незначительно снизился по сравнению с предыдущим годом на 10,26% (4 чел.) и возрос на 29,63% (8 чел.) по сравнению с базисным годом. Из 35 принятых человек 32 имеют высшее профессиональное образование, что на 5 человек меньше, чем в предыдущем году, и на 10 человек больше, чем в базисном.

4) Анализ работников по уровню образования .

Таблица 6.7 Характеристика кадров по уровню образования

Показатели Предыдущий год Уд.вес, % Отчетный год Уд.вес, % Изменение Темп роста, % Списочная численность, всего 107,4 Работники с высшим проф. образованием 26,48 28,32 114,9 Работники со средним профессиональным образованием 26,43 26,18 106,4 Работники, обучающиеся в учеб. заведениях 6,90 7,56 117,6 -руководители 0,87 0,69 -3 -специалисты 1,87 1,58 -4 90,70 -служащие 0,61 0,57 - - -рабочие 3,56 4,73 142,6

Из таблицы видно, что общая численность персонала с высшим и средним профессиональным образованием возросла на 11% (130 чел.), в первую очередь, за счет увеличения количества работников с высшим образованием на 14,92% (91 чел.), а также работников, имеющих среднее профессиональное образование на 6,4% (39 чел.). Кроме того, возросло количество работников, обучающихся вновь и продолжающих повышать свой профессиональный уровень в учебных заведениях.

Анализ качественного состава необходимо проводить во взаимосвязи с изучением динамики и выполнения плана повышения квалификации.

Таблица 6.8 Динамика обучения кадров

Год Работники, прошедшие обучение и повысившие свою квалификацию, в т.ч. специалисты рабочие Кол-во, чел Абс. изменение, ч. Темп роста, % Кол-во, чел Абс. изменение, ч. Темп роста, % к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. Базисный год - - - - - - - - Предыдущий год -25 -25 94,23 94,23 -23 -23 93,65 93,65 Отчетный год 122,55 115,47 -10 -33 97,05 90,88

В отчетном году наблюдается рост численности руководителей, специалистов и служащих, обучающихся и повышающих квалификацию в различных учебных центрах, – на 23%, что свидетельствует о постоянном росте профессиональной подготовки. В то же время в отношении обучения рабочих произошел незначительный спад: в отчетном году обучено 329 чел., что на 9,12% меньше, чем в предыдущем году. Это связано с интенсивным обучением данной категории сотрудников в предыдущие годы.

Рис. 6.3. Динамика обучения кадров Рис. 6.4. Динамика затрат на обучение кадров

Как видно из рисунка 6.4, наблюдается постепенный рост затрат на обучение как специалистов, так и рабочих. Причем количество обученных рабочих в среднем за три года практически не менялось и составляло 331 чел., в то время как количество специалистов, повысивших свою квалификацию, в отчетном году значительно возросло. В результате затраты на обучение одного рабочего в отчетном году возросли на 40% и составили в среднем 9500 руб., а на одного специалиста – на 8% (6000 руб.).

6.3. Анализ движения кадров

Движение работников предприятия характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. В численность принятых работников включаются лица, зачисленные в отчетном периоде на предприятие приказом (распоряжением) о приеме на работу. В численность выбывших работников включаются все работники, оставившие работу на предприятии независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод работника с его согласия на другое предприятие; увольнение в связи с наступлением пенсионного возраста и др.). В число принятых и выбывших работников списочного состава не включаются: работники, привлеченные на работу по специальным договорам; внешние совместители и другие.

Движение рабочей силы характеризуется следующими коэффициентами:

4 коэффициент приема кадров – отношение количества работников, принятых на работу за анализируемый период, к среднесписочной численности за тот же период;

4 коэффициент выбытия кадров – отношение количества работников, уволенных по всем причинам за анализируемый период, к среднесписочной численности за тот же период;

4 коэффициент текучести кадров – отношение численности уволенных (выбывших) работников по причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и др.), к среднесписочной численности за тот же период;

4 коэффициент постоянства кадров – отношение количества работников, проработавших весь год на предприятии, к среднесписочной численности;

4 коэффициент стабильности кадров – отношение работников, проработавших на данном предприятии более 3-х лет, к среднесписочной численности.

В анализе движения кадров необходимо изучить динамику показателей в целом по предприятию и по рабочим, указать основные причины увольнений. Анализ движения кадров следует проводить во взаимосвязи с уровнем социального обеспечения работников, условиями труда и др.

Таблица 6.9 Анализ движения кадров

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение 1. Состояло по списку на начало года, чел. 2. Принято в течение года – всего, чел. -46 3. Выбыло в течение года – всего, чел. в т.ч. в связи с сокращением численности персонала по собственному желанию за нарушение трудовой дисциплины по другим причинам из них: на пенсию в связи с переводом на др. пред. - - -74 - -37 -4 -33 -3 -23 4. Состояло на конец года, чел. 5. Коэффициент оборота по приему, % всего рабочих 7,4 5,2 9,1 7,9 1,7 2,7 6. Коэффициент оборота по выбытию, % всего рабочих 5,7 4,4 4,2 -6,6 -1,5 7. Коэффициент общего оборота, % всего рабочих 5,3 7,9 6,5 -3,1 1,2 8. Коэффициент текучести, % всего рабочих 7,2 4,8 3,6 2,8 -3,6 -2 9. Численность работников, проработавших весь год, чел. 10. Численность работников, проработавших более 3-х лет, чел. 11. Коэффициент постоянства, % всего рабочих 82,9 63,5 92,2 78,3 9,3 14,8 12. Коэффициент стабильности, % всего рабочих 60,8 71,1 58,4 -2,9 -2,4

Анализируя показатели движения кадров можно сделать вывод что численность работников в отчетном году увеличилась на 86 чел. Выбытие работников снизилось на 74 чел., при этом было принято на 46 чел. меньше. Основной причиной выбытия как в предыдущем, так и в отчетном году являлось увольнение по собственному желанию – около 60%. Основными причинами увольнения по собственному желанию явились: неудовлетворенность решением жилищных вопросов, заработной платы, неудовлетворенность профессией и др. Следует отметить, что коэффициент оборота по приему возрос на 1,7%, в то же время коэффициент оборота по выбытию снизился на 6,6%, а коэффициент текучести кадров – на 3,6%. Это говорит о повышении постоянства кадров, что характеризует рост производительности труда и закрепление квалифицированных кадров.

6.4. Анализ использования рабочего времени

Важнейшей задачей использования фонда рабочего времени является формирование стабильных трудовых коллективов, укрепление трудовой дисциплины, устранение потерь рабочего времени, связанного с нарушением организации и технологии производства.

Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.

Контроль за использованием рабочего времени начинается с данных табельного учета, анализа баланса использования рабочего времени одного рабочего, изучения использования рабочего времени по рабочим местам и участкам производства.

Анализируя использование рабочего времени, необходимо изучить структуру фонда рабочего времени. Взаимосвязь структурных групп рабочего времени отражена на рисунке 6.5.

Рис. 6.5 Схема формирования фонда рабочего времени

В анализе использования рабочего времени рассчитываются следующие коэффициенты:

1) коэффициент использования календарного фонда рабочего времени:

2) коэффициент использования максимально возможного фонда рабочего времени:

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня. Эту зависимость можно представить следующим образом:

ФРВ = ЧР * Д * П, (6.5)

где ЧР – численность рабочих;

Д – количество отработанных дней одним рабочим за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня.

Рассмотрим пример факторного анализа исходя из данных таблицы 6.10.

Таблица 6.10 Показатели использования рабочего времени

Показатели Значение показателя Изменение Предыдущий год Отчетный год Среднегодовая численность рабочих (ЧР), чел. -226 Отработано дней одним рабочим за год (Д), дн. +8 Отработано часов одним рабочим за год (Ч), ч. 1694,8 +17,8 Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч. 7,8 7,6 -0,2 Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел-ч. 17003928,4 -200414,6

Расчеты показывают, что на анализируемом предприятии ФРВ в отчетном году сократился на 200414,6 чел.-ч., или на 11,6%, в т.ч. за счет изменения:

Численности рабочих:

∆ФРВ чр = (ЧР 1 – ЧР 0) * Д 0 * П 0 = (10033 – 10259) * 215 * 7,8 = -379 002,0 чел.-ч;

Количества отработанных дней одним рабочим:

∆ФРВ д = ЧР 1 * (Д 1 – Д 0) * П 0 = 10033 * (223 – 215) * 7,8 = +626 059,2 чел.-ч;

Продолжительности рабочего дня:

∆ФРВ п = ЧР 1 * Д 1 * (П 1 – П 0) = 10033 * 223 * (7,6 – 7,8) = -447 471,8 чел.-ч.

Как видно из проведенных расчетов, на анализируемом предприятии не в полном объеме используется рабочее время. За счет сокращения численности рабочих на 226 человек ФРВ снизился на 379 002,0 чел.-ч. Также произошли изменения в использовании рабочего времени: в результате перевода некоторых работников на сокращенную рабочую неделю сократилась средняя продолжительность рабочего дня на 0,2 ч, что привело к общим потерям рабочего времени на 447 471,8 чел.-ч. однако это было компенсировано увеличением количества дней, отработанных дней одним рабочим, что позволило снизить потери рабочего времени на 626 059,2 чел.-ч.

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени необходимо сопоставить данные баланса рабочего времени отчетного и предшествующего периодов (таблица 6.11).

Рис. 6.6. Динамика неявок на работу

Таблица 6.11 Анализ использования фонда рабочего времени

Наименование На одного рабочего Изменение Предыдущий год Отчетный год На одного рабочего На всех рабочих Календарное количество дней -1 -10033 В том числе: праздничные и выходные дни – – Номинальный фонд рабочего времени, дни -1 -10033 Невыходы на работу, дни -9 -90297 В том числе: - ежегодные отпуска -4 -40132 - отпуска по учебе -5 -50165 - отпуска по беременности и родам +2 +20066 - дополнительные отпуска с разрешения администрации – – - болезни -2 -20066 - прогулы – +1 +10033 - простои – -1 -10033 Явочный фонд рабочего времени, дни +8 +80264 Средняя продолжительность рабочего дня – – Бюджет рабочего времени +64 +642112 Предпраздничные сокращенные дни, ч – – Льготное время для подростков, ч – – – – Перерывы в работе кормящих матерей, ч – – – – Внутрисменные простои, ч – +20 +200660 Полезный фонд рабочего времени, ч +44 +441452 Сверхурочно отработанное время, ч +2 +20066 Непроизводительные затраты рабочего времени, ч -8 -80264

Потери рабочего времени могут быть вызваны объективными и субъективными причинами, а именно: дополнительными отпусками с разрешения администрации; заболеваниями работников с временной потерей трудоспособности; прогулами; простоями, из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и др.

Анализируя данные таблицы 6.11, следует отметить, что на данном предприятии сократились невыходы на работу в среднем на 9 дней на каждого человека в основном за счет сокращения ежегодных и учебных отпусков на 40132 чел.-ч и на 50165 чел.-ч соответственно, а также в результате снижения невыходов по болезни и простоев. Данное обстоятельство можно охарактеризовать как улучшение использования рабочего времени, однако необходимо обратить внимание на рост прогулов, которые являются резервами использования рабочего времени.