Другое

Скачать презентацию на тему методы исследования. Формы и методы обучения

Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:

Особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошколь­ной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;

Наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;

Отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, пред­шествующем поступлению в школу.

Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой пред­мет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что на­правлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до посту­пления в школу.

Современная дошкольная педагогика изучает: процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершен­ных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социаль­ной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, посколь­ку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изуча­ются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образова­тельного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают:

Разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в се­мье;

Обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;

Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ре­бенка дошкольного возраста;

На основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.

Дошкольная педагогика как наука тесно связана с другими науками о человеке: философией, психологией, анатомией и физиологией, отрасля­ми медицинских наук и другими науками.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.

Формирование - процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собствен­ной активности личности.

Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие - это процесс движения, изме­нения, переход от старого к новому качественному состоянию.

Воспитание - (в социальном смысле) понимается как социальное яв­ление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастаю­щего поколения к жизни. Воспитание (в широком педагогическом значе­нии) - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых. Воспитание (в узком педа­гогическом значении) - специальная воспитательная деятельность, имею­щая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение детей дошкольного возраста - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на развитие познавательных способностей, передача им в доступной форме знаний, уме­ний, навыков, действий, предусмотренных программой воспитания и обуче­ния, а также развитие любознательности и познавательной активности.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и дополнительного образования, а также в ре­зультате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта позна­вательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отно­шений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Детство - этап в развитии человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием выс­ших психических функций.

Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

Педагогика – «наука о сущности развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса».

Основы педагогики начали формироваться с началом человеческого общества (первобытнообщинный строй) в виде обобщения опыта воспитания.

Как научная дисциплина педагогика формировалась в рабовладельческом обществе, когда появились первые учебно-воспитательные учреждения. Вначале педагогика была представлена в форме педагогической мысли, отдельных суждений, высказываний о содержании и задачах воспитания, чаще практического плана. Истоки теоретической педагогической мысли мы находим в истории философии (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Окончательно как наука педагогика «родилась» в 17 веке благодаря великому чешскому педагогу, гуманисту Яну Амосу Коменскому, который получил образование в университетах Германии, создал свою педагогическую систему обучения и воспитания от рождения до зрелости, заложил основы педагогики как самостоятельной области знаний, отразив все это в многочисленных фундаментальных педагогических трудах. В России «отцом педагогики» общей и дошкольной является К.Д. Ушинский.

Дошкольная педагогика – одна из отраслей в системе педагогических наук. Как любая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет, научные методы исследования, понятийный аппарат, категории.

Предметом дошкольной педагогики являются проблемы развития и воспитания детей от 3 до 7 лет. Это есть то, что изучает дошкольная педагогика.

Задачи современной дошкольной педагогики:

Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования;

Разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта;

Создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста;

Разработать систему педагогического просвещения родителей.

Задачи видоизменяются в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Дошкольная педагогика выполняет следующие функции:

Гносеологическую (гносеология - познание), т.е. изучения педагогической деятельности, педагогических закономерностей;

– прогностическую, т.е. научного прогноза путей совершенствования дошкольного образования;

– творческо-преобразовательную, т.е. разработки новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику.

Дошкольная педагогика располагает следующими научными методами исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок и др. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и как наука непосредственно связана с науками о человеке. Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология – наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Бабунова Т. М. характеризует использование философских подходов в дошкольной педагогике следующим образом.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам в качестве таких ценностей будут выступать такие ценности, как коммуникативные, этнические, культурные. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка – дошкольника.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.

Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощью использования ведущей деятельности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.

На современном этапе общества развитие ребенка. Связывают с герменевтическим подходом. Слово «герменевтика» с греческого языка переводится как «разъясняющий», «истолковывающий». Применительно к ребенку дошкольного детства оно означает умение педагога растолковывать, раскрывать, интуитивно чувствовать и даже угадывать в каждом личность, его внутренние и потенциальные возможности: талант, способности, уникальность, индивидуальные особенности. (Н. Ф. Голованова)

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика - философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Основными учебными пособиями по дошкольной педагогике являются: Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2002; Дошкольная педагогика / О.В. Солнцева, В.М. Крулехт, Т.И. Бабаева.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005; Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007; Турченко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко.- Магнитогорск: МаГУ, 2011.

Ведущими специалистами по отечественной дошкольной педагогике являются: Козлова С.А., Комарова Т.С., Гогоберидзе А.Г., Чумичева Р.М. и др.

Таким образом, современный педагог должен знать и понимать теоретико-методологические подходы к изучению проблем дошкольной педагогики, т.к. это позволяет на высоком профессиональном и научном уровне осуществлять свою педагогическую деятельность. Использование на практике различных научных подходов помогает педагогу быть более объективным.

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает дошкольная педагогика?

2. Каковы функции дошкольной педагогики?

3. С какими науками связана дошкольная педагогика?

4. Перечислите методы педагогических исследований.