Судебные споры

Какие вопросы задавать на собеседовании водителю экспедитору. Персональный водитель

Вопрос 3. Этапы разработки концепции социально-экономического развития.

Разработка концепции государственной экономической политики базируется на следующих элементах:

1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.

2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.

Цели также различают по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

3. Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.

Национальные интересы Российской Федерации требуют разработки рациональной стратегии социально-экономического развития страны, поиска эффективного пути реализации выработанной стратегии. Необходимость разработки стратегии экономического развития осознается руководством ведущих стран мира, но особенно это касается таких стран как Франция и Япония.

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития и программы экономического развития, разрабатываемой в целях ее реализации, должны стать:

Проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики,

Решение социальных проблем при реформировании экономики,

Стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

Вопрос 3.Определение социальной сферы и социальной политики

Решение социальных проблем по удовлетворению потребностей населения.

Социальные проблемы являются важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ. Именно степень и пути их решения должна быть определяющим моментом при проведении всех организационно-управленческих решений.

в. Стимулирование деловой активности реального сектора экономики. Это направление экономической политики является определяющим на данном этапе развития экономики РФ. Это обусловлено как просчетами в проведении политики трансформации экономики, так и объективными трудностями вступления страны в мировое экономическое сообщество.

В зависимости от временного горизонта целевые установки решения социальных проблем стоят по разному:

В рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики является приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;

В рамках среднесрочного периода в качестве таковой стоит задача достижение докризисного уровня жизни населения;

В качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечение условий для физического выживания людей, предотвращение социального взрыва в обществе.

Важнейшими приоритетами социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы являются:

а. Содействие расширению фронта занятости, сохранение перспективных рабочих мест.

б. Активизация потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса, содействие оживлению деловой активности в реальном секторе экономики.

в. Становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда.

г. Повышение уровня жизни населения, сокращение уровня имущественного и доходного расслоения населения, формирование системы социальных гарантий в части оплаты труда, пенсионного обеспечения, оказания медицинских и образовательных услуг и пр.

д. Восстановление, развитие и повышение эффективности отраслей социальной сферы.

Приоритеты социально-экономической политики государства в рамкахдолгосрочной перспективы:

Улучшение условий жизни населения страны,

Обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рыночной экономики,

Укрепление государственности как ресурса повышения эффективности экономики.

а. улучшение условий жизни населения страны включает в качестве подцелей такие составляющие как:

Сферу жизнеобеспечения человека (которая включает в себя: поддержку производителей, облегчение прохождения через границу импортных товаров, снижение таможенных пошлин на отдельные товары и пр.),

Концепция социально-экономического развития страны - набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее.

Задача государственного регулирования экономики и лежащей в ее основе концепции экономической политики – это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.

Системная реализация государственной экономической политики требует разработки концепции экономического развития, которая соответствовала бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.

Главной задачей при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни и благосостояния населения, рассмотренных выше.

Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия.

С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.

Этапы разработки концепции социально-экономического развития. Разработка концепции государственной экономической политики базируется на следующих элементах:

1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.

2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.

Цели также различают по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

3. Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.

Целями первого уровня выступают:

а. Повышение уровня жизни населения страны.

б. Поддержание социальной стабильности в обществе.

в. Обеспечение развития экономики страны в будущем.

г. Экологическая безопасность страны.

Целями второго уровня являются более детальные показатели, характеризующие условия выравнивания экономического цикла, совершенствование структуры национальной экономики.

Все эти цели вместе с генеральной образуют дерево целей, пример которой приведен на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Дерево целей экономического развития

(условный пример применительно к общенациональному уровню).

Глобальная цель государственного регулирования -

сохранение и упрочение социально-экономического строя.

Цели 1 уровня:

1. Повышение уровня жизни населения страны.

2. Поддержание социальной стабильности в обществе.

3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем

Цели 11 уровня:

2. Поддержание социальной стабильности в обществе:

а. соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)

б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.

в. Контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.

3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:

а. финансирование научно-технического прогресса,

б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,

в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

4. Экологическая безопасность страны

а. уровень загрязнения водных ресурсов,

б. уровень загрязнения воздушного бассейна,

в. нарушения в использовании земельных ресурсов.

Цели 111 уровня:

1. Повышение уровня жизни населения страны:

а. рост доходов на душу населения,

Обеспечение рационального уровня занятости,

Обеспечение роста средней заработной платы,

Формирование нормальных условий труда.

б. товарное обеспечение денежных доходов,

Развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,

Импорт потребительских товаров,

в. обеспечение населения социальными благами.

Здравоохранение,

Образование и наука,

Культура и спорт.

Принципы разработки целей государственного регулирования:

- Адекватность существующему строю. Соответствие генеральной цели деятельности государства – сохранению, укреплению и совершенствованию существующего строя, решению задач повышения уровня жизни народа.

- Научная обоснованность. Оправданны постановка и осуществление любой цели, которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном секторе или на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.

- Взаимосвязь набора целевых установок. Любая цель государственного регулирования может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии со всеми остальными целями в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей.

- Реальность целевых установок. Поставленные цели должны находиться в рамках возможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ.

- Приемлемость целей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.

Анализ применимости инструментов государственного регулирования.

Сюда относятся выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения.

Важным остается вопрос о возможностях и границах применения административных методов и средств государственного регулирования, таких как государственное программирование экономики, национализация частной собственности, поддержка развития государственного сектора.

Задачи государственного регулирования экономики – набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие составляющие:

    экономический рост и экономическое развитие;

    полная и эффективная занятость;

    ориентация на достижение экономической эффективности;

    стабильный уровень цен;

    экономическая свобода;

    справедливое распределение доходов;

    сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

В лучшем случае необходимо увязать задачи государственного регулирования в единое целое, в виде, например, «многоугольника» целей. Многоугольники целей государственного регулирования – взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник» т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность:

    экономический рост;

    высокий уровень занятости;

    стабильность цен или устойчивость денег;

    внешнеэкономическое равновесие.

    Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

    наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;

    необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

    необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих.

Сферами или областями государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений являются:

    конкурентная рыночная среда;

    кономические циклы;

    кризисы на микроэкономическом уровне;

    малообеспеченные и социально незащищенные группы населения

Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Это – сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки экономической политики, обоснования ее положений, выбора средств и методов ее проведения.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:

Законотворчество,

Администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования,

Информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем на пути разработки прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований,

Регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях,

Контроль за текущей деятельностью предприятий, в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Показатели, отражающие роль государства в экономике.

Некоторое представление о масштабах государственного регулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности . Более высокая доля государственной собственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике.

Государство начинает принимать непосредственное участие в хозяйственных процессах, оно активно развивает инфраструктуру в военно-политических и экономических целях, строит морские и речные порты, каналы, линии телеграфной связи, участвует само или поощряет частный капитал в строительстве железных дорог, военных заводов и верфей, выдает военные заказы. Строятся и приобретаются в государственную собственность объекты в инфраструктурных отраслях.

    Экономическая политика государства и её содержание.

Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическомуровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

    Обеспечение стабильного роста национальной экономики ;

    Поддержание эффективного размера занятости ;

    Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией ;

    Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса .

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики .

    Денежно-кредитная политика ;

    Бюджетная политика ;

    Налоговая (фискальная) политика ;

    Инвестиционная политика;

    Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;

    Внешнеэкономическая политика ;

    Другие разновидности направлений экономической политики.

    Объекты и субъекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В РФ к субъектам относятся:

    Государственная дума

    Совет Федерации

    Президент РФ

    Конституционный суд

    Государственный совет при Президенте

    Формы и средства ГРЭ.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства-это:

    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком)

    установление и изменение размеров минимальных резеров, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

    операции государственных учреждений на рынке ценных

    бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.

    Инструменты ГРЭ.

Основные экономические инструменты - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институтыстраны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложенияна финансовом рынке (рынкессудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения ролирынковсвободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

    Национальное счетоводство.

Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности, рыночного характера формирования цен на основе конкуренции, естественности стремления всех людей к прибыли. Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством. Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала, предпринимательства, инвестиций, новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство – практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) – это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам.

    Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие.

Структура органов государственной власти , ответственных за экономическое развитие, схематически может быть представлена следующим образом

Законодательные органы власти : совет федерации, гос дума

Исполнительные органы власти: президент, правительство

Судебные органы власти: прокуратура, верх суд, арбитражный суд.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.

Исполнительная власть в условиях Российской Федерации имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ.

Задача Правительства в сфере регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.

Функции федеральных органов власти по управлению экономикой.

Под системой органов исполнительной власти понимается их взаимосвязанная совокупность и система взаимоотношений между ними. Система органов исполнительной власти в России функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности и порядка.

Система органов государственной власти создается законодательно на основе конституционных разграничений полномочий, указов Президента РФ, законов.

    Виды экономических прогнозов.

1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный . Этот критерий даёт ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?» Поисковый прогноз (или: исследовательский, трендовый, генетический) – это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения действующих тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция. Нормативный прогноз (программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция. 2. По критерию природы объекта выделяют прогнозы: социальные (в т. ч. демографические); ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику); общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.) 3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные , краткосрочные , среднесрочные , долгосрочные , дальнесрочные . Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный – от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный – от 1 года до 5 лет; долгосрочный – от 5 до 15 лет; дальнесрочный – на период свыше 15 лет. 4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой , простой , сложный , сверхсложный . Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе – взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1). 5. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных потерь информации в описании условий, стахостическими, в которых требуется учёт случайных величин, смешанными, включающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов. 6. По критерию характера развития объекта во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, апериодические, для которых характерна периодическая функция времени. 7. По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем. 8. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные. Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трёх видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза.

    Методика экономического прогнозирования.

Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических при­емов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов.

Методологические подходы к прогнозированию экономическо­го развития страны: генетический и телеологический. ^ Генетический прогно з исходит из анализа предыстории раз­вития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определя­ющие особенности развития. На этой основе делаются выводы отно­сительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Целевые ус­тановки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли, и поэтому не принимаются во внимание. Наи­более яркий представитель данного подхода - Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн». ^ Телеологический прогно з (от греч. teleos - цель) исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к намеченным целям. Наиболее ярким представи­телем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин . ^ Экономический рос т - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), выраженный в сопоставимых (постоянных) ценах. Для при­ведения результатов производственной деятельности в сопоставимый по годам вид применяют дефлятор ВВП.

    Концепция социально-экономического развития страны.

34. Главная целевая установка социально-экономического развития страны:

а. Повышение уровня благосостояния правящего класса;

б. Рост благосостояния народа;

в. Повышение уровня денежных доходов населения;

г. Борьба с инфляцией монетаристскими методами.

35. Предельная склонность к потреблению – это:

а. Отношение прироста потребления к приросту сбережений;

б. Соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов;

в. Доля прироста объема потребления в единице прироста дохода;

г. Соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени.

36. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при:

а. Единой ставке налога;

б. Дифференцированной ставке налога;

в. Ограничении круга потребителей.

37. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это:

а. Расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос;

б. Чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов;

в. Спрос всех макроэкономических субъектов экономики;

г. Инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения.

38. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на:

а. Имущество;

б. Доходы;

в. Наследство;

г. Транспортные средства.

39. Фискальная политика, проводимая государством влияет:

а. Только на предприятия государственного сектора экономики;

б. Только на коммерческие фирмы;

в. Только на предприятия теневого сектора;

Г. На все макроэкономические субъекты.

40. В структуру банковской системы России не входит(ят):

а. Центральный банк России;

б. Сбербанк Российской Федерации;

в. Региональные коммерческие банки;

Г. Фондовые биржи.

41. Инвестиции – это:

а. Доход, не израсходованный в данном периоде;

б. Вложения во все виды производственных ресурсов;

г. Приобретение жилой недвижимости;

д. Доход, использованный для приобретения потребительских товаров.

42. Государственный долг – это сумма предшествующих:

а. Государственных расходов;

б. Бюджетных дефицитов;

в. Расходов на оборону;

г. Будущих выплат иностранным заемщикам.

43. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то:

а. Сбережения населения превышают инвестиции;

б. Сбережения равны инвестициям;

в. Номинальный объем выпуска останется неизменным;

г. Реальный ВВП будет возрастать.

44. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся (выберите два правильных ответа):

а. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла;



б. Установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции;

в. Регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики.

45. В рамках институционального подхода границы государства определяются:

а. Его захватнической политикой;

б. Его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан;

в. Политической волей лидеров государства;

г. Установлением формальных «правил игры» на определенной территории.

46. Повышению обменного курса национальной валюты, при прочих равных условиях, способствует:

а. Снижение объемов товарного экспорта в данной стране;

б. Повышение товарного экспорта у торгового партнера;

в. Повышение объемов товарного импорта в данной стране;

Анализ и прогнозирование социально-экономического разви­тия является отправной точкой работы по управлению региональ­ным развитием. На основе обоснованного прогноза определяют­ся цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региональ­ного хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона- предвидение будущего состояния экономики и социальной сфе­ры, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального ком­плекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обосно­вания целей и задач социально-экономического развития, выра­ботки и обоснования социально-экономической политики прави­тельства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.

В состав прогноза социально-экономического развития реги­она входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдель­ных сторон жизни общества, и комплексный экономический про­гноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • состояние природной среды, включая такие сферы, как раз­веданные запасы природных ископаемых, земельные, вод­ные и лесные ресурсы;
  • будущее состояние научно-технических достижений и воз­можность их внедрения в производство;
  • основные факторы производства (капитал, труд, инвести­ции);
  • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;
  • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятель­ности.
В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разра­ботка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие ре­гионального хозяйственного комплекса.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономичес­кого развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концеп­ции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза исполь­зуются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегод­ной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспек­тивы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне­срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-эко­номического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью паке­та, представляемого Правительством России Федеральному собра­нию. В состав этого пакета входят:

  • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;
  • проект сводного финансового баланса на территории Рос­сии;
  • перечень основных социально-экономических проблем (за­дач) развития, на решение которых будет направлена поли­тика Правительства РФ;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств феде­рального бюджета;
  • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • проектировки развития государственного сектора эконо­мики.
Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успеш­ной реализации намеченных задач.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза исполь­зуются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счето­водства, система макроструктурных моделей, включающая модифи­цированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экс­периментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально различных подхода к прогно­зированию экономических объектов: генетический и телеологи­ческий.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, оп­ределяющие особенности развития. На этой основе делаются вы­воды относительно состояния прогнозируемого объекта в буду­щем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюда­телям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и сте­пени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым правительство поручает разработку прогно­зов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатыва­ется Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить прави­тельству региона информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики. Во-вторых, его показа­тели служат основой для разработки показателей проекта государ­ственного бюджета региона.

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования. Го­сударственное прогнозирование базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответствен­ность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщаю­щим инструментом проведения экономических расчетов. Регио­нальная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про­исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позво­ляет определить обобщающие показатели развития отраслей, сек­торов и институциональных единиц на различных стадиях про­цесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов мо­жет применяться как при проведении макроэкономических рас­четов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

Теоретическая база прогнозирования регионального развития.

Прогноз социально-экономического развития региона базирует­ся на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.

Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой те­ории выход из состояния слаборазвитости может быть описан сери­ей стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.

У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного обще­ства к зрелости: 1) традиционное общество; 2) созревание пред­посылок для рывка; 3) рывок к самоподдерживаемому росту; 4) пе­реход к технологической зрелости; 5) эра массового потребления. Каждая из этих стадий имеет свою внутреннюю структуру и ло­гику развития. По мнению автора теории, они не только характе­ризуют элементы теории экономического роста, но вместе с тем являются, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.

Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов нео­классической теории является тезис, согласно которому либера­лизация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сум­му внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.

Традиционно неоклассические модели роста строятся на мо­делях Харрода-Домара и Солоу-Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям. Соглас­но неоклассической теории экономический рост обусловлен тре­мя главными факторами:

  • ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования);
  • накоплением капитала (через сбережения и инвестиции);
  • прогрессом в технологиях.
В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличе­ние доходов происходит по достижении более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент «капитал - доходы на инвестиции» выше.

Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребитель­ской экономики - модель АЛьюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для тру­доизбыточной экономики стран «третьего мира».

В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов. Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хо­зяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной произ­водительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую мож­но изъять оттуда, не уменьшая объем производства. Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к кото­рому относится городская промышленность и в который посте­пенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.

Основное внимание в модели АЛьюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятос­ти в современном секторе. Как миграция, так и занятость в со­временном секторе зависят от экономического роста внутри него, что, в свою очередь, определяется накоплением капитала и уров­нем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции произво­дятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами совре­менного сектора. Заработная плата предполагается фиксирован­ной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. При фиксированной заработ­ной плате в городе предложение рабочей силы из деревни рассмат­ривалось А Льюисом как абсолютно эластичное.

Данная модель может быть приспособлена для описания вза­имосвязей экономических переменных в отдельных регионах Рос­сии.

Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.

При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть од­новременный процесс роста и различных сопутствующих измене­ний, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах разви­тия в связи с целым рядом специфических факторов. К ним от­носятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства го­сударственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.

Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. При моделировании структурных пре­образований наряду с моделью трудоизбыточной экономики АЛ ь-юиса широко используется эмпирический анализ форм развития, проводимый Х.Ченери. Последний является специалистом в об­ласти межотраслевого баланса.

Эмпирические исследования структурных сдвигов показыва­ют, что темпы и формы развития могут различаться в зависимос­ти как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из ко­торых неподконтрольны отдельной стране. Несмотря на эти раз­личия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государствен­ную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию. Из этого сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что «правильный» выбор экономической политики спосо­бен привести к самоподдерживаемому росту.

Теории внешней зависимости. Сторонники этой теории пыта­ются доказать, что «третий мир» отстает в своем развитии из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных ими международных организаций, а не из-за чрезмер­ного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению сторонников этой теории, обнаруженные структуралис­тами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение, по­скольку не раскрывают ключевых факторов, определяющих дина­мику развития отдельных стран, и, самое главное, отвлекают вни­мание от тех реальных проблем и сил в мировой экономике, ко­торые воспроизводят бедность стран «третьего мира».

В настоящее время последователи неоклассической школы одержали верх в двух ведущих международных институтах - МВФ и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где все­гда были сильны позиции представителей «третьего мира», утра­тили былое влияние. Главным аргументом в пользу необходимо­сти ухода государства из экономики для неоклассиков является нерациональное распределение ресурсов в «третьем мире» из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоре­тики неоклассической школы утверждают, что именно вмешатель­ство государства тормозит экономический рост в странах «третьего мира». Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инве­стиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешатель­ства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.

По мнению неоклассиков, для успеха развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населе­ния или вводить более эффективное центральное планирование, а поощрение свободных рынков, развитие предпринимательской инициативы, с тем чтобы «невидимая рука» рынка привела к ра­циональному распределению ресурсов и тем самым - к ускоре­нию роста. Против этого подхода выступают сторонники теории внешней зависимости.