Закон и право

Международные стандарты контроля качества. Международные стандарты по управлению качеством


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Тема: «Социальные институты и их типы »

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.
специальности 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

1 Введение 4

2 Социальные институты 5

2.1. Определение понятия социального института. 5

2.2. Типология социальных институтов 8

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 10

2.4. Институт как нормативная система 13

2.5. Динамика социальных институтов 15

Заключение 17

Список литературы 18

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты

2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 1 .

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    формальную и неформальную организацию;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

    политический - институт власти;

    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    военный – институт, организующий законное наследие;

    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

    потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями . У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов.

Во-первых, институты отношений , которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть , вуз, и т. п.

Во-вторых, регулятивные институты , которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые () и моральные () институты.

В-третьих, культурные (духовные) институты , устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).

Социальные институты являются элементами разнообразных систем (сфер) общества: демосоциальной, экономической, политической, духовной, — в рамках которых приобретают свою специфику. Системы общества различаются: 1) общественными потребностями, которые они удовлетворяют; 2) характером статусов и ролей; 3) регуляторами этих статусов и ролей; 4) характером социальной деятельности (связи), в которой реализуются общественные потребности, статусы и роли, субъективные и объективные регуляторы.

Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них — родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т. п., символами — брачный ритуал, обручальное кольцо и т. п.; а институциональным регулятором — семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.

Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т. п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т. п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т. п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т. п. Ма- териально-культурные признаки здесь — заводы, транспортные предприятия и т. п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т. п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т. п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т. п.

Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т. п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т. п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т. п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т. п., а также правовые и административные нормы.

Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т. п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т. п. Основная форма деятельности здесь — политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т. п.

Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т. п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере — производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т. п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т. п.), научных (математических, социологических и т. п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т. п.

Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней — без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т. п. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.

Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется . Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.

Каждое общество — например, американское и российское — имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) — например, США — обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т. д.

В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые — чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.

Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальностыо людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.

Юрий Левача отмечает институциональный дефицит постсоветской России, который преодолевается очень медленно и остается угрозой для дальнейшей стабильности: «Слабости, противоречия, нерешенные проблемы неизбежны, особенно в нестабильных условиях. Вопрос в другом — в наличии институциональных средств для цивилизованного, наиболее рационального решения проблем. «Конъюнктурная» примитивность нынешнего общественного устройства побуждает к простейшим, накатанным вариантам — госмонополистическим, запретительным, просто силовым. Сюда можно добавить и дефицит адекватного понимания ситуации. Именно отсюда возникает реальная, в перспективе — возрастающая, угроза стабильности государства и общества».

В современных условиях для обеспечения убежденности потребителей, в высоком качестве выпускаемой предприятием продукции важной становится не только сертификация самой этой продукции, но и сертификация всей системы управления качеством, используемой на предприятии. Конкурентная борьба в большинстве сегментов современного рынка носит международный характер, поэтому такая сертификация предполагает проверку соответствия системы качества предприятия требованиям международных стандартов. Наибольшее распространение и признание в данной области получили международные стандарты систем качества серии ИСО-9000. Стандарты серии ИСО-9000 представляют собой пакет документов по обеспечению качества, подготовленный одним из комитетов Международной организации по сертификации (ISO) и пригодный для достижения стабильно высокого качества работы практически любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности. Семейство стандартов серии ИСО-9000 (версия стандартов 2000 г.) имеет структуру. Основными стандартами серии ИСО-9000 являются стандарты ИСО-9001: 2000 и ИСО-9004: 2000.

Стандарт ИСО9001: 2000 "Система менеджмента качества. Требования" является ключевым стандартом, на соответствие требованиям которого в системе ИСО сертифицируются системы качества предприятий. Данный стандарт устанавливает минимально необходимый набор требований к системам менеджмента качества предприятий и организаций независимо от их отраслевой принадлежности. Стандарт ИСО-9001: 2000 полностью заменяет ранее действовавшие стандарты ИСО-9001, ИСО-9002, ИСО-9003, в которых фиксировались требования к механизмам обеспечения качества на разных стадиях жизненного цикла продукции, логически объединяет основные положения данных стандартов и дополняет их рядом новых пунктов. В структуру стандарта ИСО-9001: 2000 входят пять основных разделов, в отношении которых системой ИСО устанавливаются обязательные требования:

система менеджмента качества;

ответственность руководства;

менеджмент ресурсов;

процессы жизненного цикла продукции;

измерение, анализ и улучшение.

Стандарт ИСО-9001: 2000 позволяет организациям достаточно гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством. В соответствии с данным стандартом обязательным является документирование следующих шести процедур: управление документацией; управление записями о качестве; внутренние аудиты; управление несоответствующей продукцией; корректирующие действия; предупреждающие действия.

Если стандарт ИСО-9001: 2000, предназначенный для сертификации систем качества, содержит минимальные обязательные требования к построению таких систем на предприятиях, то стандарт ИСО-9004: 2000 "Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества" описывает механизм дальнейшего развития таких систем до уровня, превышающего требования стандарта ИСО-9001: 2000. Стандарт ИСО-9004: 2000 внедряется уже после установки и сертификации на предприятии системы качества, отвечающей требованиям стандарта ИСО-9001: 2000, и нацелен на совершенствование всей деятельности в организации. Данный стандарт ориентирует организацию на учет и максимально возможное удовлетворение требований всех заинтересованных в ее деятельности сторон: потребителей, владельцев бизнеса, персонала, поставщиков, общества в целом

В стандарте ИСО9004: 2000 в общем виде содержится методика постоянного улучшения деятельности предприятия.

Стандарты серии ИСО-9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ИСО, то потребителями это воспринимается как убедительное доказательство способности фирмы обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг требуемого уровня качества.

Отличительной особенностью международных стандартов ИСО-9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Данные стандарты указывают на то, что руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально.

В последнее время в экономически развитых странах все большее значение приобретает сертификация систем качества предприятий на соответствие требованиям стандартов серии ИСО-14000, устанавливающих требования к экологическим параметрам производства. Сертификация предприятий на соответствие стандартам ИСО-14000 становится важным инструментом получения доступа на рынки многих развитых стран. Базовыми стандартами серии ИСО-14000 являются стандарты ИСО-14001 и ИСО-14004.

Основным предметом стандартов ИСО-14000 является система экологического менеджмента, поэтому основным документом серии считается ИСО-14001 "Системы экологического менеджмента. Спецификация и руководство по применению".

Стандарты ИСО-14001 и ИСО-14004 разрабатывались с учетом опыта применения принципов всеобъемлющего менеджмента качества (отраженного и в стандартах ИСО серии 9000) к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. В свою очередь опыт разработки и применения стандартов ИСО-14001 и ИСО-14004 был учтен при создании стандартов ИСО-9001 и ИСО-9004 версий 2000 г. Серии стандартов ИСО-9000 и ИСО-14000 являются полностью совместимыми.

Предприятия могут использовать стандарты ИСО-14000 как для внутренних, так и для внешних целей. Внутренние цели могут быть связаны с использованием данных стандартов в качестве инструкций по созданию на предприятии систем экологического менеджмента, а также в качестве основы для проведения внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Внешние цели внедрения стандартов серии ИСО-14000 связаны с тем, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям.

Формально сертификация по стандартам серии ИСО-14000 является добровольной.

«Международные организации» - Понятие международного режима. История создания и развития международных организаций (МО). 5. Классификация международных организаций. Принцип субсидиарности и принцип наднациональности. Роль МО в мировой политике. 3. Понятие МО в основных теориях и концепциях международных отношений. Понятие международной правительственной, неправительственной, неправительственной гибридной организации.

«Образовательный стандарт» - Образовательный стандарт: разработки 2005- 2006 г.г. Ресурсы и условия. Контакты. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я. Цель: обеспечение консолидации нации. Учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … Требования стандарта могут быть дополнены. Образовательный стандарт: особенности подхода.

«Стандарты 2 поколения» - Формируемые общеучебные умения и способы деятельности Повторение Дом.зад. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом. Педагоги-ческие технологии. Назначение ФГОС. Стандарт как общественный договор: ориентиры развития. Пояснительная записка. Рабочая учебная программа. Стандарты второго поколения и реализация образовательной системы «Школа -2100».

«Стандарты второго поколения» - Недаром стандарты тогда мы нередко называли стандартами содержания образования. К предметным результатам относятся. Личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

«Новые образовательные стандарты» - Федеральный государственный образовательный стандарт. Планируемые результаты группы «Ученик получит возможность научиться». Общественный договор и государственная ответственность. Изменяются требования к качеству усвоения содержания образования. Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения.

«Новый образовательный стандарт» - В В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.

1. Данное предисловие к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг призвано способствовать пониманию области применения и сферы действия стандартов и документов, опубликованных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, как это изложено в Общих положениях Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

11. Международные стандарты контроля качества предназначены для применения аудиторскими организациями в отношении всех предоставляемых ими услуг, подпадающих под определение стандартов выполнения заданий Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность. Сфера применения МСКК описана во введении к МСКК.

12. Некоторые международные стандарты, указанные в , содержат информацию о целях и требованиях, руководство по применению и прочие пояснительные материалы, а также вводные положения и определения. Эти термины должны толковаться аналогично тому, как они разъясняются в контексте Международных стандартов аудита при аудите финансовой отчетности в соответствии с МСА 200.

13. Другие международные стандарты, установленные в , содержат основные принципы и обязательные процедуры (выделенные в тексте полужирным шрифтом и обозначенные словами "следует", "должны"), а также соответствующие указания в форме пояснительных и иных материалов, включая приложения. Основные принципы и обязательные процедуры должны истолковываться и применяться в контексте пояснительных и иных материалов, которые содержат указания по их применению. Поэтому необходимо изучить весь текст стандарта, чтобы понять и применять основные принципы и обязательные процедуры.

14. Основные принципы и обязательные процедуры Стандарта должны применяться во всех случаях, когда они являются уместными в конкретных условиях задания. Однако в исключительных обстоятельствах профессиональный бухгалтер может счесть необходимым отступить от соответствующей обязательной процедуры, чтобы достичь цели такой процедуры. Когда возникает такая ситуация, профессиональный бухгалтер обязан задокументировать то, каким образом выполненные альтернативные процедуры достигают цели обязательной процедуры и причины такого отступления, если последние не являются очевидными. Необходимость отступления от соответствующей обязательной процедуры, с которой столкнулся профессиональный бухгалтер, может возникнуть лишь тогда, когда такая процедура оказалась бы неэффективной в конкретных обстоятельствах задания.

15. Приложения, которые составляют часть руководства по применению, являются неотъемлемой частью стандарта. Цель и назначение приложений объясняются в основной части соответствующего стандарта или в названии самого приложения и во введении к нему.

17. Сфера применения, дата вступления в силу и любые ограничения в применении какого-либо международного стандарта четко установлены в тексте стандарта. Если международный стандарт не содержит иных указаний, профессиональному бухгалтеру разрешается применять международный стандарт до даты вступления в силу, указанной в стандарте.

18. Международные стандарты применяются к заданиям, выполняемым в государственном секторе. Дополнительные аспекты, характерные для организаций государственного сектора, в подобающих случаях включены в:

19. Неофициальные материалы включают Международные отчеты о практике применения, публикуемые Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, и материалы, публикуемые сотрудниками этого совета. Неофициальные материалы не являются частью международных стандартов, публикуемых Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.

20. Международные отчеты о практике применения Международных стандартов аудита не содержат дополнительных требований для аудиторов, помимо содержащихся в Международных стандартах аудита, и не влияют на обязанность аудитора соблюдать все Международные стандарты аудита, действие которых распространяется на данный аудит. Международные отчеты о практике применения Международных стандартов аудита оказывают практическую помощь аудиторам. Предполагается, что они должны распространяться организациями, отвечающими за разработку национальных стандартов, или использоваться при подготовке соответствующих материалов на национальном уровне. Кроме того, они содержат материалы, которые могут использоваться аудиторскими организациями при разработке своих программ обучения и внутренних инструкций и указаний.