Юридические документы

Что значит сфера логистики. Что такое логистика и для чего она нужна? Логистика - какие у нее задачи

Приветствую вас! Сегодня мы будем говорить о логистике, науке, помогающей предпринимателям снижать себестоимость их продукции.

Вы узнаете о том, что такое логистика, как грамотно уменьшить издержки, избежать простоев на предприятии, и в результате увеличить процент своей чистой прибыли.

Мы не только расскажем вам о видах логистики и ее значимости для эффективной работы бизнеса, но и дадим практические советы по выбору компаний-партнеров.

Что такое логистика простыми словами?

Если говорить без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики - снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров. Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах, а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

  • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
  • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от предприятия.

Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

Логистика в России

В России логистическая система, гораздо сложнее и затратнее, чем во многих других странах. На это имеются объективные причины:

  • Обширные территории. Компаниям, при транспортировке грузов приходится преодолевать большие расстояния. Даже те предприятия, которые работают внутри одного региона, нередко вынуждены возить сырье и продукцию за сотни километров.
  • Низкое качество дорог. Этот фактор влияет на расход горючего и на амортизацию автомобиля. Соответственно, он отражается и на конечном ценнике на доставку грузов.
  • Суровый климат. Зима в большинстве российских регионов долгая и холодная, что является причиной высоких цен на складское хранение. Причина проста – для складов приходится строить капитальные здания, которые, к тому же, нужно отапливать девять месяцев в году. Большинство товаров, просто нельзя хранить в «холодных» помещениях.
  • «Пробелы» в законодательстве. Предприятие не может получить по суду достойную компенсацию с поставщика или транспортной компании, которая сорвала доставку груза и стала причиной простоев на производстве. Именно поэтому необходимо, еще на стадии заключения договора, уделять пристальное внимание штрафным санкциям для недобросовестных перевозчиков.

Направления и виды работы в логистике

В зависимости от специфики деятельности предприятия, применяется один или несколько видов логистики. Виды логистики:

  • Производственная логистика

Производственная логистика - это управление потоками сырья и готовой продукции внутри самой компании. Соответствующие специалисты занимаются согласованием производственного процесса во всех внутренних подразделениях, чтобы цеха не простаивали, а работали одновременно, решая свои задачи.

В сфере закупок логист контролирует своевременную поставку сырья должного качества, его хранение, и наличие всех необходимых «расходных материалов» для организации бесперебойной работы на производстве.

Вернемся к примеру с мясокомбинатом. Здесь необходимо не только вовремя привезти свинину, но и проследить, чтобы на складах были все нужные специи, упаковочный материал и т.д. При этом логист контролирует, чтобы объем производимой продукции соответствовал спросу. То есть, чтобы на изготовленные 500 килограммов колбасы уже был покупатель. В противном случае товара надо производить меньше, так как готовая продукция должна расходиться по торговым сетям, а не лежать на складах «мертвым грузом».

  • Складская логистика

Не менее важна и складская логистика, которая контролирует методологию приема товаров на хранение и их отпуск со склада.

  • Транспортная логистика

Что касается транспортной логистики, то тут специалисты должны выбирать оптимальные маршруты доставки. Они также решают, что выгоднее, приобрести свой транспорт или пользоваться услугами грузоперевозчиков.

  • Таможенная логистика

При международных поставках, огромная ответственность ложится на специалиста по таможенной логистике, отвечающего за сопровождение грузов и наличие необходимых документов. Данная сфера деятельности подразумевает работу с огромным количеством юридических нюансов, так как неправильное оформление бумаг может обойтись вам очень дорого.

В лучшем случае задержка груза станет причиной простоя на предприятии, в худшем – потери товара. Сами понимаете, партия экзотических фруктов, либо цветов не сможет бесконечно «ждать» пока вы разберетесь с бюрократическими проволочками. Товар в этом случае испортится.

Выбираем партнера для логистики

Предприятия, как правило, пользуются услугами специализированных логистических компаний. И в данном случае, для успешной работы, очень важно грамотно выбрать компаньона.

Прежде всего, обратите внимание на размер авто-парка перевозчика. Чем крупнее логистическая компания, тем дешевле стоят ее услуги. Сами понимаете, перевозчик с 25 «штатными» автомобилями заправляется по оптовым ценам, и обслуживает транспорт со скидками. Соответственно себестоимость его услуг ниже, чем у «мелких» компаний. Значит, и конечный ценник будет более бюджетным.

Уточните условия сотрудничества. Готов ли перевозчик нести финансовую ответственность за нарушение сроков поставок и страхует ли он перевозимый груз. Последний фактор крайне важен. Мы уже говорили о том, что в дороге может случиться что угодно. Задайтесь вопросом, кто будет «покрывать» ущерб, если автомобиль, например, попадет в аварию.

Узнайте также, готова ли компания, в случае необходимости предоставлять вам срочные услуги, непредусмотренные заранее согласованным планом. Лучше выбрать поставщика, который способен работать в экстремальных ситуациях, пусть и по более высокому «ценнику».

И, конечно же, постарайтесь пообщаться с другими клиентами компании, и почитайте отзывы о ее работе в сети Интернет.

Теперь вы знаете о том, что такое логистика, и насколько она важна для грамотного ведения бизнеса. Это не просто доставка товаров из пункта «А» в пункт «Б», это построение системы сотрудничества, при которой максимально снижаются издержки на производстве.

В наше время с необходимостью решать «логистические задачи» сталкиваются все предприниматели, вне зависимости от масштабов компании. Логистика актуальна, как для автомобильного завода, так и для таксиста, который посадив в машину клиента, старается выбрать самый короткий маршрут.

На этом я с вами прощаюсь, и помните, сэкономленные – это заработанные деньги!

Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену

Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.

Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.

Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!

1. Что такое логистика простыми словами - даем определение

В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.

Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.

Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:

  1. Формирование параметров взаимоотношений вашего бизнеса с поставщиками ресурсов и управление перемещением ресурсов в процессе создания продукции.
  2. Построение механизма поступления создаваемой вашим предприятием продукции к ее потребителям.

Логистический процесс многогранен.

На практике он содержит:

  • договоры с поставщиками;
  • политику управления запасами;
  • организацию перевозки грузов;
  • взаимодействие с таможенными органами;
  • анализ потребностей рынка;
  • особенности заключения договоров с покупателями и многое другое.

Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.

Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.

Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.

Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).

Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.

Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.

Факт

Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.

2. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.

Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).

Среди проблем логистики в России стоит выделить:

  • неразвитость логистической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, лимитирует рост российской экономики на уровне 3-4% в год (при прочих оптимальных условиях);
  • высокие затраты на услуги складов, хранение, разгрузку и погрузку;
  • нестабильность рынков и низкое качество планов по сбыту;
  • ограниченность численности поставщиков по ряду позиций;
  • непрозрачность большого перечня затрат;
  • низкое качество исполнения контрактов;
  • тяжелые климатические условия во многих регионах;
  • кадровый дефицит и неудачные модели управления логистикой.

Пример из практики

Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.

В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.

В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.

Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.

3. Теоретические аспекты логистики: предмет, цели, задачи и логистические модели

Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.

Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.

Основные задачи, решаемые логистикой:

  • управление движением товаров,
  • контроль над потоками материальных ценностей, услуг и информации путем создания развитой системы,
  • анализ востребованности материалов и товаров, прогноз данных показателей.

Логистика исследует ряд объектов :

  1. Логистическая операция – действие по трансформации материального потока или потока услуг.
  2. Логистическая система – набор принципов планирования и реализации всей совокупности логистических операций. Современные логистические системы являются адаптивными и используют обратную связь со своим окружением. Выделяют логистические системы, функционирующие на основе прямых связей (потоки напрямую протянуты от производителей к потребителям) и эшелонированные (многоуровневые системы, в которые включен как минимум один посредник).
  3. Логистическая функция – набор действий, преследующих общую цель, соответствующую этапу логистического процесса. Среди логистических функций выделяют: транспортировку, складирование, закупку, формирование запасов.
  4. Материальный поток – физическая продукция, проходящая логистическую процедуру. Материальный поток измеряется количественными показателями (объем, масса), представленными во времени.
  5. Логистические издержки – затраты на обеспечение процесса логистики. При ведении бухгалтерского учета могут частично включаться в себестоимость продукции, а частично являться расходами на сбыт.

На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».

Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.

Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.

Факт

Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.

Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.

Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:

Показатель Большое объем запасов Малый объем запасов
1 Расходы на логистику Высокие (-) Низкие (+)
2 Эффективность использования оборотного капитала Низкая (-) Высокая (+)
3 Риск нарушения контрактных обязательств Низкий (+) Высокий (-)
4 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему Высокая (+) Низкая (-)
5 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту Низкая (-) Высокая (+)
6 Сложность управления логистической системой Низкая (+) Высокая (-)

4. Основные виды логистики - ТОП-7 популярных видов

С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.

Вид 1. Производственная логистика

Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.

Производственная логистика решает ряд задач:

  • планирование производства на базе оценки потребностей покупателей;
  • формирование планов-графиков для отдельных производственных подразделений;
  • согласование планов-графиков с отделами снабжения и сбыта;
  • оперативное управление производством, контроль над выполнением заданий и их корректировка.

Вид 2. Закупочная логистика

Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.

Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :

  1. Некачественная организация данного процесса приводит к простоям производства. Закупки должны координироваться с производством по ассортименту, количеству, качеству, упаковке, графику поставок.
  2. На этапе снабжения формируется около 55% себестоимости , что обусловливает важность этого этапа.

Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».

Вид 3. Логистика запасов

В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.

Вид 4. Транспортная логистика

Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.

Вид 5. Информационная логистика

Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.

Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

Вид 6. Таможенная логистика

Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.

При этом приходится решать ряд задач:

  • оформление таможенной декларации и оценка груза;
  • проверка соответствия груза и декларации;
  • организация перевозки;
  • сертификация товаров при необходимости;
  • послетаможенное сопровождение материального потока;
  • контроль над соблюдением валютного законодательства.

Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.

Вид 7. Складская логистика

Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.

Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

5. Как правильно выбрать логистическую компанию - 7 золотых советов

Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.

Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.

7 золотых советов :

  1. Услугами транспортно-логистической компании стоит пользоваться почти всегда , кроме тех случаев, когда характер вашего бизнеса предполагает наличие большого автопарка. И даже в такой ситуации оцените вариант привлечения стороннего перевозчика. Дело в том, что в подобной ситуации играет роль «эффект масштаба». Тот, кто занят перевозками профессионально, делает это дешево. Логистическая компания экономит на оптовых закупках бензина, на ремонте (имеет скидки или своих мастеров).
  2. Если перевозчик не имеет собственного автопарка, то это – не перевозчик. Не имейте дело с такой компанией.
  3. Смотрите на то, какие гарантии готов предоставить потенциальный партнер. Прописаны ли в проекте контракта на доставку точное время поступления груза и транзитное время.
  4. Крайне желательно, чтобы перевозчик страховал свою ответственность за сохранность перевозимых материальных ценностей в сторонней страховой компании.
  5. Сравнивайте стоимость услуг и готовность перевозчика работать с «нестандартной» поставкой. При необходимости заключите дополнительный контракт, который гарантирует вам предоставление транспортного средства в случае возникновение экстренной потребности в перевозках (разумеется, что рассчитывать на «стандартные» тарифы в подобной ситуации не придется).
  6. Ознакомьтесь с отзывами о компании. «Мировая паутина» вам поможет.
  7. Обратите еще боле пристальное внимание на отзывы о компании, если вам предоставляются услуги таможенного брокера. Ошибки при декларировании могут иметь негативный «отложенный эффект».

6. Заключение

Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.

До внедрения американизмов в речь простого русского человека, слово «логистика» обозначало лишь отрасль математической логики и все, связанное с ней. Нынешняя логистика: что это такое? В мире современного бизнеса данным словом обозначается целая область, обеспечивающая насущные нужды любого функционирующего предприятия.

Задачи логистики

Основная обязанность логистики - обеспечить все потребности потребителей путем поддержания нормальной работы производства, маркетинга и остальных отраслей деятельности предприятия. Другими словами, логистика обеспечивает нас свежим хлебом в магазине, свежими газетами и клубникой на рынке. А как вспомогательный момент, она обеспечивает поступление муки на хлебозавод, удобрений и рассад к фермерским угодьям. Логистика: что это такое, каковы ее главные характеристики? Скорость, доступность товаров, бесперебойность поставок, а также гибкость процессов - главные задачи данной области развития любого бизнеса.

Функциональные области

Прежде чем появился термин «цепочка поставок», логистика позволяла минимизировать затраты с помощью функциональных областей. Изменение параметров в любой такой области предприятия может повлиять на его работу в целом.

Логистическая инфраструктура - комплекс связанных между собой объектов, обладающих различными характеристиками и имеющих определенное географическое месторасположение. Например, завод может находиться вблизи источников сырья, а склад (их может быть несколько) может быть расположен совершенно в другом месте. Все объекты данной инфраструктуры связаны между собой определенным образом.

  1. Транспортировка - осуществление связи между отдельными объектами инфраструктуры. Массовые перевозки осуществляются с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. В случае дальних расстояний используется водный, воздушный и трубопроводный (для транспорта нефти и газа).
  2. Грузопереработка и складирование. Первый процесс подразумевает погрузку-разгрузку, перемещение продукции и материалов по складу. Склады могут быть привязанными к производству или самостоятельными.
  3. Управление заказами - правильный расчет необходимого количества запасов в каждой точке инфраструктуры в зависимости от потребностей всей цепочки.
  4. Логистика: обеспечение - самая важная часть всей ее рабочей системы. Информационные технологии превратили отдельные функциональные области в единую интегрированную систему, которая позволяет минимизировать общие расходы всей цепочки поставок. Именно они обеспечивают основное развитие логистики.

Самый перспективный способ организации логистики - привлечение специализированных логистических фирм. Они имеют полное представление и знания о том, что собой представляет логистика, что это такое в мире бизнеса и какую роль она сегодня играет. Компании помогут грамотно организовать всю логистическую цепочку для клиента. Удачи в вашем бизнесе!

В настоящее время логистика стала самостоятельным бизнесом, в котором задействованы тысячи сотрудников, а также она является неотъемлемой частью крупных компаний. Глобальные затраты на логистику составляют около 15% мирового ВВП, что составляет свыше семи триллионов долларов. Хотя логистика совсем недавно появилась на рынке страны, тем не менее, она пользуется огромным спросом у работодателей.

Кто такой логист?

Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок. Это человек, который ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка транспортных услуг, готовит необходимые документы. Проще говоря, задача логиста считается целиком выполненной, если заказанный продукт был доставлен заказчику соответствующего качества в нужном количестве и объеме в нужный срок с минимальными затратами средств и сил.

Хороший логист всегда имеет в резерве запасной путь доставки товара, чтобы при возникновении форс-мажорных обстоятельств (проблема с таможней, поломка поезда, ремонт автодороги, задержка самолета), товар все равно был доставлен в срок. Кроме того, он постоянно должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые касаются его работы.

Специальность логист более всего подходит людям, которые умеют работать самостоятельно и мыслить творчески, быть мобильными и коммуникабельными. Это те люди, которые имеют развитые аналитические способности, то есть умеют всецело представлять отдельные цепочки поставок.

Так что должен знать логист в своей работе?

Хорошими логистами становятся те, кто имеют отличные знания в юриспруденции, экономики, математики и других точных науках, которые умеют пользоваться новыми технологиями в своей работе. Во время, когда компьютерные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности, когда многие компании пользуются интегрированными IT-решениями, специалист в сфере логистики должен пользоваться программными средствами на высоком уровне.

Какая же цена найма логиста, сколько получает логист?

Как было написано выше, основная цель логистики – экономия ресурсов компании. Поэтому профессия логиста оценивается недешево и спрос на них постоянно растет. То, какую зарплату специалисту предложат, влияет в основном его опыт работы в данной сфере и профессионализм. Молодым людям, не имеющим опыта работы, и которых на рынке труда представлено в немалом количестве, работодатели готовы платить 600-1500 долларов в месяц. В то же время, в рыночной отрасли почти отсутствуют настоящие профессионалы, которым компании готовы платить от 2500 долларов и больше. «Среднее звено», которое представлено специалистами с двух- трехлетним стажем и которые умеют руководить небольшими подразделениями, является самим востребованным, их зарплата колеблется в диапазоне от полторы до двух тысяч долларов.

По причине нехватки именно «среднего звена», компании вынуждены нанимать либо недостаточно квалифицированных логистов, либо очень опытных и дорогих. Во многих случаях работодатель отдает предпочтение двум новеньким логистам, которые нанесут вреда компании меньше, чем необходимо будет потратить на зарплату одного дорогого профессионала. Однако впоследствии эта стратегия может оказаться убыточной.

Какие же основные требования к профессиональным логистам?

Так как логистика – это сложный процесс, состоящий из множества разных процессов, которые необходимо воспринимать едино, одно из основных требований к логисту - умения видеть процесс целиком. Наиболее востребованными кандидатами являются те, которые разбираются не только в различных видах перевозок, но также знают складскую и закупочную логистику, владеют несколькими иностранными языками, работавшие в крупных компаниях, имеющие опыт работы от трех до пяти лет.

Наибольший спрос имеют профессионалы в области международных перевозок, а также специалисты по закупкам. Если человек готов к профессиональному росту, владеет основами экономики, имеет высшее гуманитарное образование, то у него есть все шансы достичь успехов в сфере логистики. Многие компании хотят, чтобы на них работали многопрофильные логисты, которые разбираются в складской логистике, в организации транспортирования грузов и многом другом, а требования к образованию по специальности особо не предъявляется. Это, в первую очередь связано с тем, что в стране совсем немного ВУЗов, которые обучают данной специальности, и, во-вторых, опыт в этой сфере ценится намного больше образования.

Во многих случаях хорошим началом карьеры может стать работа стажера в одной из известных компаний, которая работает с использованием новейших технологии, а процессы логистики отлично структурированы. И, в случае успешного старта, уже через пять лет можно будет занять место руководителя среднего звена одного из направлений (складская логистика, транспорт, закупочная логистика).

Профессиональный логист должен уметь исполнять такие основные должностные обязанности :

  • Проектировать и разрабатывать логистические системы;
  • Разрабатывать методы и формы ведения отчетности;
  • Координировать внешние и внутренние связи фирмы;
  • Анализировать эффективность и стоимость логистических операций компании;
  • Согласовывать работу отдела логистики с другими отделами компании;
  • Направлять и координировать финансы, которые связаны с логистическими процессами;
  • Участвовать в формирования бюджета, который будет выделяться на логистику.
Логистика – это сфера, в которой ежедневно выполняется огромное количество задач, и циркулируют большие потоки информации, поэтому логистам нужно уметь стратегически мыслить, четко соблюдать установленные сроки и быть очень внимательными. Логист, который не выполняет уговор и срывает поставки, вряд ли дождется похвалы со стороны начальства, а тем более увеличение зарплаты. Компании всегда стараются сократить свои расходы, а логистика – одна из наиболее затратных статей, поэтому в этой сфере ценится тот профессионал, который сможет удачно провести трендер с минимальным расходом денежных средств.

11 Авг

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое транспортная логистика и поделимся советами, как выбрать транспортную логистическую компанию. Сложно представить себе бизнес, способный существовать, а тем более развиваться без транспортировки различных грузов. Сырье нужно доставить на производство, готовый товар посреднику, а от посредника потребителю. Организовать все перемещения, сведя затраты к минимуму - в этом и заключается основная задача транспортной логистики.

Транспортная логистика как часть логистической науки

Представим себе человека, и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли , нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

Изучает управление всеми потоковыми движениями, ее подраздел — транспортная логистика отвечает за перевозку материальных грузов посредством различных транспортных средств.

Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость. В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

  1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
  2. С позиции организации процесса транспортировки;
  3. С точки зрения клиента - не менее важны условия хранения и обработки груза.

История возникновения отрасли

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием , четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

  1. Нестабильность экономической ситуации;
  2. Медленный темп развития производства;
  3. Неудовлетворительное состояние транспортных путей;
  4. Низкий уровень производственно-технической базы.

Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

  1. Научно-технические (подготовка специалистов);
  2. Технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).

Основы транспортной логистики, функции транспортной логистики

Давайте разберемся, из чего же состоит транспортная логистика и какие виды деятельности в нее входят:

  1. Прогноз и организация доставки груза;
  2. Оформление сопутствующих документов;
  3. Юридическое сопровождение перевозки;
  4. Расчет за услуги перевозки;
  5. Погрузка и разгрузка;
  6. Упаковка и складирование;
  7. Оптимизация процесса;
  8. Информационное сопровождение;
  9. Дополнительные услуги (таможенные услуги, страхование).

Виды транспортной логистики

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю (перемещение груза внутри компании и между ее филиалами) и внешнюю (например, доставка продукта от производителя потребителю).

Виды транспортных перевозок делятся на:

  1. Унимодальные (одновидовые) . Осуществляются одним транспортом;
  2. Мультимодальные (многовидовые) . Перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, с одним ответственным организатором. Официально перевозчиком выступает один транспорт, остальные носят статус клиентов;
  3. Интермодальные . Доставка грузов на нескольких видах транспорта, когда один оператор организует весь процесс перемещения от первой точки, через промежуточные пункты, и до получателя. Ответственность делится между всеми перевозчиками, которые равны в своем статусе, определены единые тарифы;
  4. Смешанные . Используется два вида транспорта, когда первый выполняет доставку до места погрузки на второй (без промежуточных пунктов и складирования). Например: железнодорожно-автомобильная доставка;
  5. Комбинированные . В отличии от смешанных в цепочке используется более двух видов транспортных средств.

Два подхода к организации транспортного процесса

Процесс транспортной логистики организовывается по одному из двух принципов:

  1. Логистический;
  2. Традиционный.

В традиционном подходе отсутствует оператор мультимодальной перевозки, управляющий всем процессом перемещения груза. Участники взаимодействуют последовательно. Информация и финансовые потоки в традиционном потоке передаются исключительно между смежными звеньями цепочки. Неудивительно, что в подобной цепочке не установлены единые тарифы.

В логистическом подходе всем руководит единый оператор перевозки, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

Задачи транспортной логистики

Сущность транспортной логистики - организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Провести анализ пунктов доставки;
  2. Проанализировать свойства груза;
  3. Выбрать подходящий транспорт;
  4. Выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;
  5. Построить маршрут;
  6. Осуществлять контроль груза во время перевозки;
  7. Обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
  8. Оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

Анализ конечных пунктов

На первом этапе менеджер по транспортной логистике прокладывает примерный маршрут с учетом географии местности и типа груза. Иногда уже при решении этой задачи становится ясно, что придется использовать несколько видов транспорта или необходимо проработать промежуточные пункты.

Анализ свойств груза

Особенности груза во многом влияют на дальнейший выбор транспорта и на разработку маршрута. Например, то, насколько товар объемный, тяжелый или хрупкий, во многом повлияет на выбор транспортного средства. А ядовитые и химически опасные вещества рекомендуется перевозить вдали от населенных пунктов. Только после определений свойств груза стоит приступать к выбору транспорта.

Выбор транспорта

Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

  1. Характера и ценности груза;
  2. Количества партий и частоты отправлений;
  3. Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

По назначению транспорт бывает :

  1. Общественный транспорт (общего пользования);
  2. Специального пользования (принадлежащий организации);
  3. Личный транспорт.

По использованию энергии:

  1. На силе двигателя (электромобили, машины с тепловым или гибридным двигателем);
  2. На силе ветра (например, парусные судна);
  3. На мускульной силе (движимые животным или человеком).

Самая важная для нас классификация — по среде перемещения.

Наземный транспорт. Автомобили

Плюсы:

  • Низкие тарифы;
  • Мобильность;
  • Доступность;
  • Скорость;
  • Возможность отправления маленьких партий;
  • Высокая регулярность отправлений;
  • Большой выбор перевозчиков;
  • Нет жестких требований к упаковке.

Минусы:

  • Очень низкий грузоподъемный потенциал;
  • Зависимость от метеорологических и дорожных условий;
  • Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км;
  • Дорогое обслуживание;
  • Необходима быстрая разгрузка;
  • Низкий уровень надежности (риск кражи).

Наземный транспорт. Железная дорога

Плюсы:

  • Высокая грузоподъемность;
  • Высокая регулярность перевозок;
  • Не зависит от погоды и сезона;
  • Быстрая доставка на дальние расстояния;
  • Невысокая себестоимость.

Минусы:

  • Низкая мобильность;
  • Монополия перевозчиков.

Наземный транспорт. Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Не требует большого количества персонала;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Узкий перечень транспортируемых грузов;
  • Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт. Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Низкая скорость;
  • Ограниченная география перевозок;
  • Редкие отправления;
  • Жесткие требования к креплению и упаковке.

Водный транспорт. Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Плюсы:

  • Очень высокая грузоподъемность;
  • Высокая провозная возможность.

Минусы:

  • Ограниченность географии перевозок;
  • Зависит от погоды и времени года;
  • Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Плюсы:

  • Надежность сохранности груза;
  • Высокая скорость;
  • Высокая мобильность;
  • Большая грузоподъемность;
  • Самые короткие маршруты.

Минусы:

  • Самые высокие тарифы;
  • Зависимость от погоды;
  • Ограниченное количество аэропортов.

К другим, менее популярным, видам транспорта можно отнести космический или подводный, а также фуникулеры и элеваторы.

Что такое тарифы

Расходы в транспортной логистике складываются из стоимости перевозки груза, которая формируется от тарифа (или фрахтовой ставкой) - то есть от цены за перевозку, выставленную перевозчиком на некий промежуток времени. Фрахт - альтернатива тарифу, используемая на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику возмещение расходов на эксплуатацию и формирует его прибыль. Свои тарифные ставки он может разделять на группы:

  1. По потребителям;
  2. По типу груза;
  3. По классу транспортного средства.

У каждого вида транспорта есть свои особенные системы тарифов. В автомобильных перевозках используют следующие тарифы:

  1. Сдельные;
  2. Ставки на тонно/часы;
  3. По времени использования транспорта;
  4. По километрам пути;
  5. За выезд;
  6. Договорные тарифы.

На железных дорогах:

  1. Общие тарифы;
  2. Исключительные тарифы;
  3. Местные тарифы.

На морском транспорте:

  1. На регулярных линиях - по установленному тарифу;
  2. На нерегулярных линиях - по фрахтовым ставкам.

На речном транспорте ставки устанавливаются пароходством.

Оговорив с заказчиком сроки, проанализировав географию точек назначения и выбрав тип транспорта, логист приступает к построению возможных маршрутов. Методом анализа полной стоимости подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только себестоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. Итоговое предпочтение отдается маршруту с наименьшими издержками.

Зачастую уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят климатические, политические и иные условия.

Контроль груза при транспортировке

Чтобы избежать форс-мажора и вовремя внести корректировки в маршрут современные логистические компании используют все возможные навигационные устройства. Так же очень важно держать заказчика в курсе, где и на какой стадии доставки находится его товар. Современная транспортная логистика невозможна без качественной сотовой связи и интернета.

Как выбрать транспортную компанию

Не всегда логистическая компания осуществляет перевозки своим транспортом. Очень часто для этих целей логисты обращаются к сторонним организациям: перевозчикам или экспедиторам.

Перевозчики осуществляют только физическую транспортировку груза. Экспедиторы оказывают ряд дополнительных услуг по оформлению документов, погрузке и разгрузке, хранению, контролю и страхованию груза.

Очень важно выбрать надежную транспортную компанию. На что обратить внимание?

  1. Опыт . Долгая история компании говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие проблемы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы старше пяти лет;
  2. Технологии . Чем больше опыт компании, тем лучше отработаны у нее технологии взаимодействия с заказчиком, что значительно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал . Профессиональные сотрудники - залог успеха любой компании. Квалификация сотрудников не должна вызывать у вас никаких сомнений;
  4. Специализация . Молодая небольшая компания может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою накрутку, а вот крупная фирма, уверенно доставляющая сборные грузы уже достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции . Выбирайте перевозчика, уже знакомого с типом вашего груза. Свои нюансы существуют практически в каждой отрасли.

Под технологическим единством процесса стоит понимать соответствие всех параметров транспортных средств и складов. Технология работы с каждым типом груза - от пакета до контейнера - должна быть четко прописана и проработана. Потребуются ли вам просторный склад, специальные системы погрузки, упаковочные аппараты и т.п. — все это необходимо спланировать и довести до целостной модели.

Согласование коммерческих интересов сторон и установка единых алгоритмов планирования тоже можно отнести к данной задаче.

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства - железнодорожные или водные - а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для быстрого и удобного решения задач транспортной логистики используются специальные логистические программы (Transport Management System, TMS - система управления транспортной логистикой).

Подобная система рассчитывает маршруты с учетом модели транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса продукции. Решение позволяет получить наглядное сравнение запланированных и фактических маршрутов на электронной карте. В результате можно установить отклонение маршрута от плана, устранить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других аналитических задач.

Документация в транспортной логистике

Правила перевозок в РФ регламентируют: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Обязательно заключается договор между перевозчиком и отправителем, по которому первый обязуется доставить груз до указанного пункта в установленные сроки, а второй - оплатить перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Накладные на груз;
  3. Сводные ведомости;
  4. Счет-фактура от поставщика;

Документооборот варьируется в зависимости от используемого транспорта.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист - выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).
  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или чартерный договор (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое транспортная логистика, какие функции и задачи она выполняет и, как выбрать транспортную компанию для своего бизнеса.

Успехов вам и вашему бизнесу!