Банки

Палубная авиация долгосрочные перспективы. Палубная авиация Китая – ближнесрочные перспективы

25 сентября текущего года первый китайский авианосец «Ляонин» официально вошел в состав ВМС Народно-освободительной армии Китая /НОАК/. После этого, авианосец «Ляонин» прошел серию технологических испытаний. К настоящему времени на авианосце было завершено более ста тренировок и испытаний. Как сообщил источник в военно-морских силах Китая, на днях на палубу авианосца «Ляонин» была совершена успешная посадка истребителя «Цзянь-15». Взлет и посадка истребителей на палубу авианосца считаются трудной технической задачей, поэтому посадка истребителя «Цзянь-15» на палубу авианосца «Ляонин» вызвала большое внимание международного сообщества.

Ведущие СМИ США, Японии, России, Пакистана, Польши и других стран мира считают, что официальное вступление авианосца «Ляонин» в состав ВМС НОАК и совершение посадки истребителя на палубу авианосца означают, что состав китайских военно-морских сил намного усилился. Взлет и посадка истребителя на палубу авианосца открыли новую эпоху в развитии китайских военно-морских сил. Китайский авианосец совершил тренировку высшей степени сложности.

Говоря о трудностях во время проведения взлетно-посадочных тренировок, военный специалист Инь Чжуо сказал:

«Первая трудная задача - это преодоление психологических препятствий. Для совершения истребителями взлетов и посадок на земле необходима взлетно-посадочная полоса длиной не меньше 3000 метров. Посадка на палубу авианосца осуществляется совсем по-другому. Длина взлетно-посадочной полосы на авианосце составляет всего 195 метров, то есть летчик должен остановить самолет на площади в 195 метров. Это большое испытание для летчиков. Кроме того, хвост авианосца постоянно колышут волны. Обычно колебания составляют 1-2 метра. Это тоже следует учитывать. Если колебания слишком большие, самолет может не вписаться в посадочную площадку. Поэтому летчики истребителей должны быть высококлассными профессионалами».

«Цзянь-15» был разработан на основе технологий китайских военных самолетов третьего поколения. Это аналог российских Су-33 и американских F-18. «Цзянь-15» характеризуется широким радиусом действия и высокой мобильностью, способен нести противокорабельные ракеты, ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и высокоточные бомбы.

«Цзянь-15» обладает складывающимися крыльями и оснащен двумя двигателями высокой мощности. На нем также имеется современное устройство по увеличению подъемной силы самолета, в сочетании со взлетно-посадочным устройством и посадочным крюком обеспечивается успешный взлет и посадка истребителя на палубу авианосца. Вот что сказал профессор Университета обороны Китая, специалист по вопросам военной стратегии Ван Баофу:

«Для обычных самолетов, кроме вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, очень опасно совершать взлеты и посадки на таких маленьких пространствах. Из мировой истории развития кораблестроения видно, что испытания и тренировки на авианосцах очень опасны, даже для западных стран и стран, которые имеют мощные военно-морские силы. Можно считать это самой опасной работой в мире».

Американские СМИ в своих репортажах отмечают, что успешная посадка истребителя на палубу авианосца обозначает повышение военной мощи Китая, однако, согласно докладу министерства обороны США, Китаю необходимо несколько лет, чтобы подготовить авианосец к практическим боевым действиям. Профессор Ван Баофу отметил, что преодоление трудностей в совершении взлетов и посадок истребителей, безусловно, очень важно, однако обеспечение полной боеспособности этого процесса требует времени.

«Для создания авианосной ударной группы не только необходим сам авианосец, истребители, но и вспомогательные части. Кроме того, необходимо повысить способности взаимной координации, единого командования и т.д.. Это огромная систематическая программа, для выполнения которой необходим большой промежуток времени. На мой взгляд, это только начальный этап. Как мы знаем, в США и Великобритании от производства авианосца до создания авианосных ударных групп прошло немало времени. Может быть, у нас все будет развиваться быстрее, однако, все равно времени необходимо немало. Поэтому мы должны продолжать усилия в данном направлении».-0-

В КНР продолжаются испытания первого китайского авианосца «Ляонин», о также предназначенного для него истребителя корабельного базирования Shenyang J-15 «Летающая акула». В китайском интернете появились фотографии этого самолета, совершающего проход но малой высоте над палубой авианосца и стоящего но стартовой площадке авианосца перед поднятым газоотбойником. Отработка взлета истребителя с палубы осуществляется в научно-исследовательском Центре, расположенном на авиабазе «Янь Лионь» недалеко от г. Сиань. Но территории Центра сооружена взлетная рампа, по размерам и конфигурации аналогичная рампе, примененной но корабле, о также его надстройка.

Сообщается, что прототип китайского палубного истребителя был собран на фирме SAC в 2008 г., а его первый полет состоялся 31 августа 2009 г. При этом самолёт был оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф (2x12500 кгс). Его первый взлет с трамплина на наземном стенде был выполнен 6 мая 2010 г. В настоящее время в полетах участвуют четыре опытных самолета типа J-15 с б/н 551, 553, 554 и 556. При этом самолеты с первого по третий, с высокой долей вероятности, оснащены ТРДДФ WS-10H, а но четвертом установлены двигатели АЛ-31Ф. Планируется постройка и двухместного учебно-боевого самолета, который, как предполагается, будет иметь индекс J-15S.

Китайский палубный истребитель Shenyang J-15 превосходит российский Су-33 по многим характеристикам и не является его клоном. При создании истребителя J-15 китайские инженеры использовали многие черты прототипа Су-33-Т-10К-3, купленного у Украины в первой половине 2000-х годов. В частности, Shenyang J-15 позаимствовал у российского самолёта планер. Сообщается, что для самолета J-15 разработано специальная «морская» модификация китайского ТРДДФ WS-10H (2x12800 кгс). Как и российский истребитель Су-33, китайский палубный самолёт имеет ПГО, крыло увеличенной площади, консоли которого выполнены складными, складное горизонтальное оперение, усиленное, по сравнению с Су-27/J-11B, шасси с двухколесной передней опорой, тормозной гак и укороченный хвостовой контейнер для обеспечения посадки с увеличенным углом атаки.

Shenyang J-15 отличается от Су-33 более совершенной бортовой электроникой с двунаправленной высокоскоростной шиной передачи данных. Бортовой компьютер Су-33 способен выполнять лишь 170 тысяч операций в секунду, а вычислитель J-15 - несколько миллионов задач. Информационно-управляющее поле кабины летчика выполнено с использованием МФИ на ЖК. В состав вооружения палубного истребителя должны быть включены высокоточные средства поражения китайской разработки, включающие ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-12, о также ПКР YJ-83K. Кроме того, Shenyang J-15 в отличие от российского истребителя может не только выполнять воздушный перехват, но и наносить прицельные удары по объектам на поверхности. За счет использования более современных материалов корпус J-15 легче и крепче, чем у Cу-33. Также Shenyang J-15 оснащен двигателями Taihang (WS-10) местного производства, которые существенно мощнее российских АЛ-31Ф. По своим характеристикам Shenyang J-15 сравним с палубными версиями американских истребителей F/A-18 Super Hornet и французских Rafale.

Страны сел истребитель Shenyang J-15. К концу ноября китайцы сообщали уже о пяти успешных посадках. Похоже, такие успехи вскружили им голову и на днях пришло еще более интересное сообщение, касающееся авианосной программы Китая. В интернет-издании People’s China Online появилась заметка, в которой новый китайский J-15 сравнивается с российским Су-33 и сравнение делается отнюдь не в пользу нашего самолета. Представитель китайского министерства обороны Гэн Яньшэн в качестве доказательств превосходства своего истребителя упомянул современную бортовую электронику, совершенство конструкции, возможность нанесения ударов по наземным объектам и т.д. В свете некоторых данных о создании истребителя J-15 все эти заявления смотрятся, как минимум, неоднозначно. Попробуем разобраться, соответствуют ли действительности слова товарища Гэна.


Сперва необходимо вспомнить историю разработки самолета J-15. По имеющимся данным, еще в конце девяностых годов Китай пытался купить у России полсотни палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров по возможному контракту количество желаемых самолетов постоянно уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц. Нетрудно догадаться, что двумя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для реверс-инжиниринга с последующим развертыванием собственного производства копии. Несмотря на тяжелое экономическое положение и нужду в новых контрактах, российские авиастроители отказали Китаю и не продали ни одного Су-33. Немного позже Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоторой документации по нему. Примерно в середине двухтысячных годов украинский самолет отправился в Китай. Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Стоит отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предыдущего J-11 (сперва лицензионная, а затем контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае получается, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, впоследствии ставшим Су-33.

На имеющихся фото видно, что китайский J-15 почти не имеет заметных внешних отличий от российского Су-33. Возможно, какие-то детали и имеют различающийся вид, но для их обнаружения требуется внимательный и подробный осмотр двух самолетов. Таким образом, конструктивные отличия планеров двух палубных истребителей, скорее всего, имеют только технологическую «природу». Сами китайцы говорят о неких более новых и совершенных материалах. Скорее всего, какие-то детали планера выполнены либо из других сплавов, либо из композитных материалов. Так или иначе, подобные изменения конструкции могут повлечь за собой некоторое облегчение самолета и облегчение технического обслуживания. Тем не менее, весовых преимуществ при этом не достигнуто. Пустой J-15 весит столько же, сколько и Су-33. Другие показатели массы также различаются незначительно. Что касается аэродинамики или летных характеристик, то J-15 вряд ли может выигрывать в этом отношении только благодаря изменению конструкции планера.


Куда более важным элементом самолета в контексте характеристик являются его двигатели. Как и купленные у Украины Т-10К, J-15 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. По имеющимся данным, на J-15 устанавливаются двигатели Shenyang WS-10A с форсажной тягой около 13500 кгс. WS-10A выдают тягу почти на тонну больше чем российские АЛ-31Ф. Благодаря этому китайский истребитель имеет максимальную скорость в М=2,4, что примерно на 200 км/ч выше аналогичного показателя Су-33. В целом, заявленные летные данные китайского истребителя J-15, как минимум, не ниже, а по ряду показателей и выше характеристик российского Су-33. При этом стоит отметить такой немаловажный вопрос, как технологии изготовления двигателей и их ресурс. Поскольку семейство двигателей WS-10 имеет самое прямое отношение к российской линейке АЛ-31, появляется сразу несколько версий. К примеру, китайцы могли скопировать не только конструкцию российских моторов, но и технологии изготовления их деталей. Именно технологическая часть современного авиационного двигателестроения является одной из сложнейших задач. Похоже, полное копирование так и не удалось. Последние модификации двигателей WS-10, согласно открытым источникам, имеют ресурс всего в 200 часов. У АЛ-31Ф этот параметр в пять раз больше. Недавно китайцы заявляли, что нашли способ увеличивать ресурс закупаемых АЛ-31Ф до полутора тысяч часов, однако их технология подразумевает доработку моторов уже после покупки. Возможно, они смогут внедрить такие технологии в производство WS-10, но в настоящее время ресурс этих моторов оставляет желать лучшего и китайским самолетостроителям приходится массово закупать двигатели у России. В общем, двигатель WS-10A представляет собой не слишком удачный компромисс между высокими характеристиками и живучестью.

Китайская пресса в качестве преимущества своего самолета указывает на возможности атаковать наземные цели. В номенклатуре вооружений Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 килограмм и неуправляемые ракеты различных типов. Во время испытаний предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», однако серийные самолеты такой возможности уже не имеют. Собственно говоря, в концепции отечественного палубного истребителя первостепенное значение придавалось защите кораблей от нападения с воздуха, а атака наземных целей была всего лишь дополнительной возможностью. Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет точной информации, и поэтому имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать свой авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на этот вопрос, то вполне возможно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых вооружений. На данный момент точная информация об этом отсутствует и по факту все данные ограничиваются только словами Гэна Яньшэна.

В случае с бортовой электроникой J-15 информации не намного больше. Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Конечно, на первый взгляд такие заявления смотрятся многообещающе. Однако для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортового компьютера, необходима и другая информация, вплоть до конкретных задач и характеристик того или иного элемента вычислительного комплекса. Кроме того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых возможностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с соответствующими характеристиками. Например, плохая бортовая радиолокационная станция неспособна помочь раскрытию всего потенциала мощного компьютера. Интересно, что до сих пор нет никакой конкретной информации относительно РЛС истребителя J-15. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод сомневаться в этом. Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», иначе достижение высоких характеристик по определению невозможно. Также необходимо заметить, что большинство самолетов последнего времени имеют развитую бортовую электронику в том числе и для взаимодействия с новейшими управляемыми вооружениями. На данный момент известно только о возможности применения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух». Управляемое вооружение для нанесения ударов по наземным объектам, требующее сложного комплекса бортовой аппаратуры, пока находится под вопросом.


И все же нельзя не признать, что БРЭО истребителя J-15, а именно вычислительный комплекс, скорее всего действительно имеет более высокие характеристики, чем аппаратура Су-33. Причина такого отставания российского самолета проста и очевидна. В августе этого года исполнилось 25 лет со дня первого полета прототипа Т-10К. J-15, в свою очередь, поднялся в воздух всего пару лет назад. Разница в двадцать лет не могла не сказаться на составе и возможностях бортового оборудования. Так что само сравнение Су-33 и J-15, предпринятое китайцами, обречено на неудачу. С учетом большой разницы в возрасте самолетов, а также в свете устаревания техники, такое сравнение является в некотором смысле неудачным для китайского истребителя. Даже если J-15 действительно опережает Су-33 по всем характеристикам – чего, нужно сказать, не наблюдается – то это говорит лишь о том, что Китай в технологическом плане смог догнать не Россию, но еще Советский Союз образца второй половины восьмидесятых. Подобная «победа в гонке» была бы почетной для развивающейся страны, а вот для без пяти минут сверхдержавы, как позиционирует себя Китай, это уже смотрится в достаточной мере сомнительно.

Вполне понятно, что Су-33 был выбран «соперником» в сравнении только из-за того, что J-15 делался, как минимум, с использованием документации по нему. Поэтому более новый самолет в некоторых нюансах может выглядеть лучше. Однако для большей справедливости следовало бы сравнивать не старый самолет с новым, а два новых. В таком случае «соперником» J-15 мог бы стать обновленный МиГ-29К или его учебный вариант МиГ-29КУБ. МиГ-29К последней версии фактически представляет собой разработку конца восьмидесятых – начала девяностых, значительно доработанную в последние годы, чем немного похож на J-15. Конечно, Миг-29К и J-15 серьезно отличаются уже даже на уровне массогабаритных параметров: максимальный взлетный вес китайского истребителя чуть ли не в полтора раза больше аналогичного параметра российского. В то же время, МиГ-29К имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, высокую тяговооруженность (более единицы при нормальной взлетной массе) и возможность применения управляемых вооружений «воздух-поверхность». Таким образом, российская разработка уже имеет все те преимущества, которыми хвалятся китайцы, сравнивая свой новый самолет с нашим старым.

При сравнении действительно новых палубных самолетов можно вспомнить и про сроки начала службы. Согласно нынешним заявлениям китайских чиновников, J-15 будет принят на вооружение в 2014-15 году. В начале этого года российское министерство обороны заказало РСК «МиГ» две дюжины истребителей Миг-29К и МиГ-29КУБ. Срок исполнения заказа – 2015 год. Таким образом, МиГ-29К и J-15 поступят в строй почти одновременно. Также необходимо напомнить, что изначально сравнивавшийся с китайским истребителем Су-33 к тому же времени планируется выводить из строя по причине выработки ресурса. На их место придут новые МиГ-29К. В результате J-15 гарантированно сможет соревноваться с российскими палубными истребителями только по количеству. Однако в этом случае серьезным ограничительным фактором для обоих самолетов станет количество имеющихся авианосцев, от которого придется отталкиваться при расчетах необходимого количества истребителей. Россия в течение ближайших лет будет располагать только одним авианосцем, а строительство новых пока только планируется. Вряд ли новые корабли с самолетами на борту войдут в строй раньше 2020 года. Китай, в свою очередь, тоже обладая одним авианосцем, собирается строить новые, хотя и в его случае пока рано говорить о количестве и сроках.

Как видим, заявления китайских военных о превосходстве истребителя Shenyang J-15 над Су-33, если и правдивы, то лишь отчасти. К примеру, более высокие летные данные «компенсируются» малым ресурсом двигателя, а все преимущества в электронном оснащении легко объяснимы одной только новизной. И все же основная проблема сравнения этих самолетов кроется в возрасте машин. Именно этот аспект не только нивелирует все преимущества китайской машины, но и выставляет некоторых китайских граждан в не очень хорошем свете, ведь в сравнении с более новой российской машиной J-15 уже не выглядит современным, уникальным и непобедимым.

По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://english.peopledaily.com.cn/
http://airwar.ru/
http://china-defense.blogspot.ru/
http://sac.com.cn/

Китай расширяет производство самолетов, созданных компанией «Сухой».

В то время как внимание специалистов приковано к развитию китайских собственных программ по созданию истребителей, таких как «Цзянь-10» (J-10), «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-21/31» (J-21/31), Шеньянская авиастроительная корпорация (Shenyang Aircraft Corporation – SAC) продолжает развивать семейство самолетов Су-27, которые находятся в строю военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с 1992 года. Наиболее современными версиями машины являются палубный истребитель «Цзянь-15» (J-15) и многоцелевой истребитель «Цзянь-16» (J-16). Китай начал собственные разработки на базе семейства Су-27 в 1992-м, когда стал первым государством помимо стран постсоветского пространства, закупившим тяжелый истребитель. Из России было поставлено три партии одноместных истребителей Су-27СК и двухместных Су-27УБК. Эти самолеты оказали существенное влияние на изменения в авиационной промышленности КНР. Затем китайцы получили лицензию на производство Су-27СК на заводе в Шеньяне. Контракт завершен в 1996 году. Первоначально предполагалась постройка 200 самолетов. Производство началось со сборки истребителей из поставляемых машинокомплектов, но затем Китай постепенно стал увеличивать долю собственных работ. Собранный в Шеньяне Су-27 получил обозначение «Цзянь-11» (J-11). Специалисты отмечали низкий уровень системы контроля качества самолета. В результате производство завершилось после сборки 105 истребителей «Цзянь-11» и «Цзянь-11А» (J-11A), который отличался рядом улучшений в кабине пилота и авиационном вооружении, размещаемом на внешних пилонах. По мере того как Шеньянская авиастроительная корпорация и сотрудничающий с ней 601-й институт получили больший опыт строительства самолетов, началась разработка локальной версии Су-27 – «Цзянь-11В» (J-11B). Стремясь освободиться от технологической зависимости от России, китайская промышленность разработала ряд элементов и систем, которые позволили собирать истребители без российских запчастей и приспособить их под применение местного авиационного вооружения. Основным отличием китайского истребителя стал установленный двигатель локального производства «Шеньян-Лимин» WS-10A «Тайхань», который заменил российский ТРДД АЛ-31Ф производства НПО «Сатурн». Полет испытательной модели J-11WS состоялся в 2002-м. Два года спустя поднялся в воздух первый опытный образец J-11B, оснащенный двумя ТРДД WS-10A. Производство самолетов «Цзянь-11В» продолжилось с китайскими двигателями, однако проблемы, связанные с их надежностью, привели к применению российских авиадвигателей АЛ-31Ф. В настоящее время эксперты полагают, что большинство проблем с WS-10A преодолено и истребители «Цзянь-11В» будут оснащаться именно этими авиадвигателями. Фотографии, появившиеся в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что в конструкцию WS-10A могли быть внесены дополнительные изменения, так как форма сопла отличалась от представленных ранее. Помимо нового двигателя на «Цзянь-11В» установлены новая китайская многофункциональная бортовая РЛС (БРЛС), инфракрасная поисково-следящая система и канал связи, позволяющий применять широкий спектр китайских вооружений, в том числе ракету класса «воздух-воздух» PL-12 с активным радиолокационным наведением. В кабине пилота, в которой установлено пять многофункциональных дисплеев, также используются китайские приборы. Истребители «Цзянь-11В» поступили на вооружение ВВС НОАК в конце 2007 года и с этого момента их число существенно выросло. В начале 2010-го авиация ВМС НОАК начала получать версию «Цзянь-11В», предназначенную для применения в прибрежной зоне. В дополнение к одноместному истребителю Шеньянская авиастроительная корпорация разработала двухместный вариант, получивший название «Цзянь-11ВS» (J-11BS). Самолет совершил первый полет в 2007 году и был принят на вооружение ВВС и ВМС НОАК в 2010-м. При решении задачи создания палубного истребителя советские специалисты предпочли вариант соответствующей модернизации Су-27, получивший обозначение Су-33. КНР выбрала точно такой же путь, создавая самолет для оснащения своего нового авианосца «Ляонин». Для этих целей у Украины был приобретен опытный образец Су-33. Новый самолет получил обозначение «Цзянь-15» (J-15) и название «Флаинг Шарк». Он внешне и конструкционно напоминает Су-33, однако при его создании для снижения массы широко применялись композиционные материалы. Большинство систем, установленных на «Цзянь-15, соответствуют аналогам на «Цзянь-11В». На нем применяется аналогичная БРЛС, хотя, по предварительной информации, ее действие расширено и включает в себя несколько «морских» режимов. Система предупреждения о приближающихся ракетах также аналогична установленной на «Цзянь-11В». Кабина оснащена пятью многофункциональными дисплеями. «Цзянь-15» оснащен широким спектром вооружения, в которое входят ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противокорабельные ракеты. Необычной функцией является возможность установки контейнера с топливом для заправки других самолетов, что позволяет «Цзянь-15» с тяжелым вооружением сопровождать другие самолеты при выполнении боевых задач на значительном расстоянии. Штанга для заправки топливом внешне аналогична российскому УПАЗ-1А и могла быть скопирована или закуплена в России. Так же, как и в случае с «Цзянь-11В», применение авиадвигателя локального производства существенно снижает боевые качества самолета. Предполагается, что в «Цзянь-15» используется ТРДД WS-10H, который является «морской» версией WS-10A. Основное отличие состоит в увеличенной тяге, необходимой для улучшения взлета и посадки с палубы авианосца «Ляонин». Вместе с тем только один из двух опытных образцов палубного истребителя оснащен двигателями WS-10H. Как минимум пять «Цзянь-15» оборудованы российскими ТРДД АЛ-31Ф. Опытный образец самолета с этими двигателями совершил первый полет в августе 2009 года. К маю 2010-го уже осуществлялись полеты с наземной площадки, имитировавшей палубу авианосца. Испытания непосредственно на корабле начались в конце прошлого года, когда 23 ноября два опытных самолета совершили взлет и посадку. На фотографиях, опубликованных в декабре 2013-го, отчетливо видно, что первые «Цзянь-15», произведенные Шеньянской авиастроительной корпорацией, оснащены российскими авиадвигателями. Одновременно разрабатывается двухместная версия палубного истребителя, которая, возможно, получит обозначение «Цзянь-15S» (J-15S). Опытный образец с двигателями WS-10A совершил первый полет в ноябре 2012 года. Несмотря на то, что «Цзянь-15S» первоначально предполагалось применять в качестве учебно-тренировочного самолета, этот истребитель будет использоваться в радиоэлектронной борьбе и при выполнении различных боевых задач. Впечатленные применением машин семейства Су-27 в качестве средств противовоздушной обороны, китайцы обратили внимание на самолеты компании «Сухой», которые могли бы выступить в качестве носителя тяжелого вооружения. В конце 2000-х годов в КНР поступила первая партия двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, что существенно увеличило возможности ВВС НОАК по применению высокоточных вооружений. Были заказаны для ВВС две партии Су-30МКК по 38 самолетов в каждой. Заказанные для авиации ВМС НОАК 25 машин получили модернизированную БРЛС, позволившую применять оружие по кораблям. Основываясь на опыте, полученном в ходе локализации производства «Цзянь-11В», Шеньянская авиационная корпорация и 601-й институт разработали аналогичную программу для Су-30МКК. В результате был создан образец, получивший обозначение «Цзянь-16» (J-16), который, как предполагается, станет основным ударным самолетом ВВС НОАК и, возможно, основным носителем ПКР в составе ВМС НОАК. Так же, как и «Цзянь-11», самолет «Цзянь-16» оснащен большим количеством китайского оборудования, в том числе ТРДД WS-10A. Наиболее важным усовершенствованием, как полагают эксперты, стала установка БРЛС с активной фазированной антенной решеткой китайского производства, данных о которой немного. Как и «Цзянь-15», Су-30МКК оснащен убирающейся в фюзеляж системой дозаправки в воздухе. Информация по проекту «Цзянь-16» обрывочна, однако специалисты полагают, что первый полет самолета состоялся в 2011-м.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

подвесное

  • ракеты «воздух-воздух»: PL-8, PL-9, PL-12;
  • ракета «воздух-корабль»: YJ-83K;
  • неуправляемые ракеты, бомбы (всего до 6500 кг).

встроенное

  • 1 х 30-мм пушка ГШ-30-1.

J-15 (рус. «Цзянь-15») - китайский многоцелевой палубный истребитель, созданный для вооружения авианосца «Ляонин» . Был разработан на основе истребителя J-11B (китайской копии российского Су-27СК) и приобретённого на Украине Т-10К-3 (прототипа российского палубного истребителя Су-33). Внешне является точной копией последнего. По утверждению китайских специалистов, J-15 по характеристикам превосходит Су-33 и не уступает новейшим палубным самолётам других стран.

История создания

Су-33 на стартовой позиции ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Приступая к достройке приобретённого в 1998 году ТАКР «Варяг» , руководство Морских сил Народно-Освободительной армии Китая столкнулось с необходимостью в палубных самолётах для укомплектования его будущей авиагруппы. Изначально предполагалось заказать 50 штук российских Су-33 - они как нельзя лучше подошли бы к бывшему советскому авианосцу, для которого и были разработаны. В ходе переговоров с российской стороной объём заказа был уменьшен с пятидесяти до двух машин, после чего представители России переговоры прекратили: слишком очевидно было желание китайцев получить только образец для копирования, чтобы потом его самостоятельно и без лицензии производить .

В 2001 году представителям Китая удалось приобрести у правительства Украины опытный самолёт Т-10К-3 - третий прототип корабельного Су-27К (будущего Су-33), ранее доставшийся Украине при разделе СССР. Располагая этим прототипом и частью конструкторской документации, в китайском государственном институте №601 под руководством главного конструктора Сунь Цуна был разработан проект палубного истребителя, внешне практически неотличимого от Су-33.

J-15 с бортовым номером 553 после посадки на палубу авианосца «Ляонин»

Первый полёт прототипа, получившего обозначение J-15 (кит. «Цзянь цзи ши у син», рус. «истребитель модель 15»), был совершён 31 августа 2009 года. Сборку прототипов вела Шеньянская государственная авиастроительная корпорация на заводе №112, расположенном на северо-востоке Китая. Двигатели АЛ-31Ф для первого прототипа были приобретены в России, впоследствии предполагается заменить их двигателями китайского производства WS-10H. Испытания самолёта ведутся в научно-испытательном центре на авиабазе «Янь Лионь» возле города Сиань. На территории этого центра сооружён комплекс для наземной имитации взлётов и посадок на палубу, подобный советскому комплексу НИТКА - со взлётной рампой (трамплином), аэрофинишёрами и макетом надстройки авианосца. Первый взлёт с рампы истребитель выполнил 6 мая 2010 года, а 25 ноября 2012 года самолёт под управлением лётчика Дая Минь Мена выполнил первую в истории китайского флота посадку на палубу авианосца «Ляонин».

Согласно заявлениям китайской печати, с декабря 2013 года самолёт принят на вооружение и производится серийно. Помимо обозначения «Цзянь-15», ему также присвоили название «Летающая акула».

Описание конструкции

Как и прототип наземного базирования (Су-27/J-11), палубный истребитель J-15 выполнен в интегральной компоновке - так, что крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом и представляют собой единую несущую конструкцию. Для улучшения управляемости на больших углах атаки, что критически важно для палубного самолёта при посадке на авианосец и взлёте с трамплина, J-15 имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено на наплывах перед крылом. Кроме наличия ПГО, палубный истребитель отличается усиленными стойками шасси, а также укороченной хвостовой балкой, чтобы исключить её удар о палубу при посадке с большим углом атаки. Под хвостовой балкой расположен посадочный гак.

J-15 со сложенным крылом и стабилизатором на палубе авианосца

Серийные J-15 на палубе «Ляонина», 2015-2016 год. На фюзеляже за кабиной нанесён флаг ВМС - так же, как это принято в советской и российской палубной авиации

Плоскости и стабилизатор, а также штанга ПВД выполнены складными для уменьшения площади, занимаемой самолётом в ангаре и на палубе авианосца. Размах нескладывающихся частей крыла и оперения в точности соответствует таковому на советском Су-27К . Утверждается, что в конструкции планера J-15 применена значительно большая, чем у Су-33, доля композитных материалов, что способствует снижению его веса.

Силовая установка

Для опытной серии истребителя Китай закупил двигатели АЛ-31Ф российского производства (такие же, какие стоят на Су-27 и Су-33) с форсажной тягой в 12500 килограммсил. В дальнейшем планируется перейти на его китайский аналог WS-10H, выпускающийся государственной корпорацией «Тайхань», а в перспективе - на более мощную версию этого двигателя, WS-10A, развивающего на форсаже до 13500 кгс. Однако до настоящего времени двигателестроение Китая существенно отстаёт от российского, так что доведение двигателей серии WS-10 до сравнимых с АЛ-31 надёжности и ресурса может занять ещё несколько лет. Как признал в интервью 2013 года Сунь Цун, главный конструктор самолёта J-15 - двигатели являются его слабым местом, поэтому ещё значительное время Китай в этом плане будет зависеть от поставок из России.

Вооружение и оборудование

По бортовому оборудованию и оснащению кабины J-15 должен заметно превосходить российский Су-33 хотя бы потому, что разрабатывался на двадцать пять лет позже. Как сообщается, китайский истребитель получил бортовой локатор с фазированной антенной решёткой, мощный вычислительный комплекс на современной элементной базе и вполне современную эргономику кабины с многофункциональными дисплеями. Согласно заявлениям китайских военных - по уровню бортового оборудования J-15 не уступает самым современным палубным самолётам, таким как американский