Недвижимость

Что такое полный соцпакет при устройстве. Социальный пакет

Когда в 1990-х годах HR-профессия в России только зарождалась, всех именовали кадровиками – и тех, кто таковыми был на самом деле (специалистов по кадровому делопроизводству), и совершенно несвязанных с трудовыми книжками рекрутеров, консультантов по оценке персонала и даже HR-директоров. Вузы зазывали молодежь на обучение HR-дисциплинам, вольно или невольно формируя у абитуриентов ожидание скорой управленческой карьеры. В итоге как у студентов, так и в профессиональном сообществе восприятие профессии эйчара раздваивалось. То ли на этой работе ты будешь до конца своих дней заполнять трудовые, то ли корочка вуза – гарант получения должности HR-менеджера и даже HR-директора?

Почти за 30 лет развития кадровой индустрии и HR-профессии многое изменилось. Накопились примеры впечатляющих карьерных взлетов, возникли новые профессиональные направления, а работа пресловутых «кадровиков» трансформируется на наших глазах под влиянием цифровых технологий. Однако многих эйчаров по-прежнему заботят ограниченные, по их мнению, возможности карьерного роста и развития, недостаточный авторитет в глазах бизнеса и рынка труда, а кого-то и угрозы, исходящие от роботов и автоматизации. Каковы же карьерные горизонты в семействе HR-профессий? Какие из опасений справедливы, а какие вызваны нехваткой информации?

Как стать HR-специалистом

В 1990-е годы на не слишком понятную работу в HR-сфере шли люди с самым разным образованием: искусствоведы, врачи, переводчики, инженеры, экономисты, кандидаты наук. В наши дни в стране насчитывается более ста вузов, предлагающих бакалавриат и магистратуру по специальности «Управление персоналом». Тут абитуриента подстерегают две существенные проблемы:

  1. Вузовское образование в области управления персоналом не является гарантом последующих карьерных успехов, в отличии, например, от юриспруденции и IT.
  2. Высшей школе по-прежнему недостает практики.

На самом деле «образовательное меню» в HR значительно разнообразнее. Так, для начала карьеры в сфере компенсаций и льгот пригодится экономическое или математическое образование, в области оценки и обучения – психологическое/педагогическое, в рекрутменте полезным может оказаться диплом по направлению, в котором вы будете подбирать специалистов – IT, маркетинг, финансы, инженерно-техническая специализация. Поэтому весьма распространен альтернативный путь – получить любое (но непременно качественное!) высшее образование и начиная с третьего-четвертого курса приобретать практический опыт. А дополнительное/второе высшее образование или МВА в HR можно получить и позже, когда вы определитесь со своими профессиональными приоритетами.

Выбирая обучение по HR-специальности, российский студент зачастую пребывает в уверенности, что по окончании вуза будет сразу директором по персоналу и начнет всеми «управлять». Хорошо, если с этими иллюзиями им помогут расстаться на старте. Например, на кафедре управления персоналом факультета управления РГСУ студентам с первого курса объясняют, какой практический опыт придется приобрести, прежде чем им доверят управление кем-то. Это один из признаков ответственного отношения вуза к своим студентам.

Еще один распространенный вариант ошибочного выбора профессии – «иду в HR, потому что нравится общаться с людьми/помогать людям» (оставим за скобками печальную историю выбора HR-профессии просто потому, что юное дарование еще не определилось со своими интересами). Необходимо понимать, что HR – не тождество благотворительности и не биржа труда. Если хотите помогать людям – стоит подумать о специализации в корпоративной социальной ответственности или выбрать карьеру в государственном центре занятости.

Надолго успокаиваться, определившись с вузом, не стоит: необходимо сразу же планировать приобретение практического опыта. Стажеров и ассистентов охотно приглашают и обучают как в HR-отделах крупных и средних компаний из реального сектора, так и провайдеры в сфере кадровых услуг. Это оптимальная возможность осознано выбрать специализацию и приобрести практический опыт в поиске, подборе, оценке персонала, аутсорсинге учетных функций (кадровом делопроизводстве, расчете зарплат), исследованиях рынка труда.

Многие рекомендуют приобретать первый опыт исключительно в международной компании, чтобы освоить лучшие мировые практики. Однако не все столь категорично. В последние пять-семь лет сформировался авангард крупных российских компаний, в которых можно получить прекрасный опыт. Такие игроки есть в телекоммуникационной и финансовой сферах, розничной торговле и промышленности. Главное – выбирать компанию с близкими вам ценностями, достойной репутацией как работодателя и известными в профессиональном сообществе HR-руководителями.

Какие критерии выбора работодателя важны в разном возрасте

Источник: российское исследование Employer Brand Research powered by Randstad , 2017

Семь путей дальнейшей HR-карьеры

Состоявшись как эксперт в одной из HR-специальностей, необходимо обогатить профессиональный багаж смежным опытом: наращивать управленческие компетенции, изучать трудовое законодательство и решения в области автоматизации и роботизации HR-процессов. Например, при подборе и оценке сотрудников следует на зубок знать законодательство в области обработки персональных данных, оформления отказов в заключении трудового договора и не допускать дискриминации соискателей по причинам, не относящимся к их деловым качествам. В общем, квалифицированный HR должен знать и уметь применять на практике соответствующее законодательство не хуже юриста и разбираться в системах автоматизации не хуже программиста.

В какой-то момент вы оказываетесь на профессиональной развилке. Необходимо будет сделать выбор дальнейшего пути развития, например:

  1. Кросс-функциональное развитие : поработать последовательно в подборе, оценке, обучении и развитии. Сфера HR хороша разнообразными возможностями горизонтального развития. Например, Executive Search (поиск и подбор управленцев и редких специалистов) или HR-аналитикой можно успешно заниматься долгие годы, и это будет весьма достойно оплачиваться. Но если вы твердо нацелены на управленческую карьеру в HR, необходимо достичь профессиональных высот как минимум в одной-двух областях. Например, в подборе и оценке; оценке и обучении; HR-аналитике и компенсациях/льготах.
  2. Региональная / проектная экспертиза: расширить профессиональные горизонты можно, поработав в филиале в другом городе; на проекте по массовому подбору персонала на нескольких производственных площадках; в команде по запуску нового карьерного портала или автоматизации различных HR-процессов.
  3. Международная карьера: перенимать опыт и культурные особенности других стран и народов через сферу управления персоналом может быть весьма увлекательным занятием.
  4. Вертикальный рост: карьера HR-директора. В этом случае потребуется получить дополнительное образование, а главное – пройти этап кросс-функционального развития, нарастить проектную экспертизу и приобрести руководящий опыт в операционном управлении бизнесом.
  5. Переход из HR в консалтинг, если вы начали карьеру внутри компании, или из консалтинга во внутренний HR. Здесь все зависит от ваших предпочтений и способностей.
  6. Организация своего бизнеса – например, тренингового или рекрутингового стартапа. Этот путь стоит выбирать тем, у кого с институтской скамьи проявлялись предпринимательские качества и желание начать свое дело.
  7. Кардинальная смена профессии: переход в сферу продаж, юриспруденции, маркетинга. Опыт в HR пригодится везде.

Кто может стать HR-директором

Если вы планомерно развивали свою карьеру, то от заветной должности HR-директора вас отделяет лишь один шаг – приобретение управленческих компетенций: лидерских качеств, стратегического мышления, способности собирать и мотивировать команды профессионалов. Функционал HR-директора больше похож на описание работы управленца из других сфер, нежели на HR: управление производительностью труда, системой вознаграждений и расходами на персонал, возвратом на инвестиции в человеческий капитал, оптимизацией организационной структуры и внедрением сложных информационных систем. Неудивительно, что все чаще на должность HR-директора назначают руководителей с непрофильным опытом – директора по продажам, финансового директора. Опыт работы на производстве, в логистике, маркетинге или продажах поможет будущему HR-директору чувствовать себя уверенно с коллегами из бизнес-подразделений, общаться с ними на одном языке – языке цифр и показателей эффективности.

Конечно, ни один вуз и даже программа МВА не выпускает готовых директоров по персоналу. Необходимо дополнить свое первое высшее образование знаниями в сфере финансов, экономики и управления проектами. Если у вас все же есть потребность в повышении квалификации в HR, из предлагаемых в России программ можно рассмотреть международную , CIPD Advanced Level Diploma (совместный проект РАНХиГС и Kingston University, London).

Однако самый лучший способ изучения современных HR-технологий – это работа в компаниях, которые применяют их на практике. В крупных корпорациях обычно внедрены самые современные HR-IT-системы, передовые программы привлечения и обучения персонала, развита культура преемственности, внедрена структурированная система оплаты труда. Стоит также помнить о том, что ни один HR-директор не будет успешен без профессиональной команды, которую нужно уметь собрать, постоянно обучать и развивать.

Вершина карьерного развития в сфере HR на сегодняшний день – вовсе не «что-то цифровое» как самоцель, а Chief Сustomer and Employee Experience Officer – директор по формированию впечатлений клиентов и сотрудников. Это совершенно новая, революционная ступень в карьере HR, требующая компетенций и опыта, существенно отличающихся от традиционных. Нужно полностью переориентировать свое сознание, культивируя отношение к сотрудникам как к клиентам. И, конечно, глубоко погрузиться в мир цифровых технологий и социальных сетей, куда смещаются активности как по маркетингу продуктов и услуг, так и по развитию бренда работодателя.

Семь вариантов управленческого роста в HR

Однако есть и другие варианты карьерного развития:

  1. Переход в более крупные компании с расширением функционала. Например, к HR-функциям добавляется корпоративная социальная ответственность.
  2. Международная карьера / проекты в разных странах в рамках глобальных корпораций.
  3. Переход в консалтинг . Можно стать генеральным директором в HR-консалтинговой / тренинговой компании или партнером в компании Executive Search.
  4. Создание собственной консалтинговой / тренинговой компании. Здесь пригодится и профессиональный, и управленческий опыт, и сеть контактов в бизнесе.
  5. Переход в сферу образования . Например, на руководящую должность в бизнес-школе или в некоммерческой организации.
  6. Переход на госслужбу . Например, Ольга Голодец перешла с должности заместителя генерального директора по персоналу и социальной политике «Норильского никеля» в правительство Москвы, а затем в правительство РФ.
  7. Построение карьеры генерального директора. Этот вариант рекомендуют делать не в один шаг. Сначала стоит поработать на управленческой должности в бизнесе, например, возглавить операционное подразделение / филиал / регион. Некоторые компании осознанно практикую подобную ротацию. Например, HR-директор KFC Раиса Полякова, поработав коммерческим директором компании, через год была назначена генеральным директором компании в России и СНГ.

У HR-директора весьма высоки шансы на успех в роли генерального директора, поскольку в эпоху ускоренной цифровой трансформации при отборе управленцев требуются как раз те качества, которыми обладают успешные HR-директора. Они закалены постоянными вызовами и сложными ситуациями в работе с людьми, знают, как поддержать сотрудников в состоянии неопределенности и перемен, они привыкли тщательно подбирать слова, прежде чем что-то озвучить коллективу, понимают ценности компании как никто другой.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что роботы заменят человека в рутинных трудовых действиях , но не лишат нас рабочих мест, а создадут новые для людей, обладающих не только опытом и знаниями, но и развитым эмоциональным интеллектом. Для тех, кто выбирает карьеру в сфере HR, основным вызовом станет необходимость научиться очеловечивать цифры, находить индивидуальный подход к каждому работнику и транслировать машинные данные в понятную и полезную для людей информацию.

В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утверждённом Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г., эта специальность разделяется на должности: «инспектор по кадрам» и «специалист по кадрам». Если первой должности, согласно этому справочнику, отведена, в основном, работа с кадровыми документами, то должности «специалиста по кадрам» вменены в обязанность следующие виды работ Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г. «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих».:

Подбор и расстановка персонала;

Изучение и анализ штатной структуры предприятия;

Аттестация сотрудников;

Создание кадрового резерва предприятия;

Изучение рынка труда;

Планирование карьеры сотрудников предприятия;

Обучение и адаптация персонала;

Поддержание трудовой дисциплины предприятия;

Оформление документов о приёме-увольнении сотрудников;

Оформление документов по периодической отчётности и т. д.

Знания специалиста по кадрам, согласно этому же справочнику, должны включать в себя следующие необходимые данные:

Законодательные и нормативные правовые акты;

Трудовое законодательство;

Структуру и штат предприятия;

Порядок и источники выполнения текущей потребности в кадрах;

Порядок проведения аттестаций;

Методы анализа структуры кадров;

Порядок оформления, ведения и хранения кадровой документации;

Порядок формирования банка данных работников предприятия;

Порядок составления отчётности по выполняемой работе;

Основы психологии и социологии труда;

Основы экономики, менеджмента;

Информационные технологии (средства ПК), средства коммуникации (факс, электронная почта, интернет);

Правила и нормы охраны труда.

Базовое образование, согласно тому же справочнику, для этой должности указывается как высшее профессиональное, причём без предъявления требований к стажу. На этом, интересующая информация об этой должности, в справочнике исчерпывается. А теперь, обратимся к тому, как же осуществляется работа менеджера по персоналу на практике.

Сегодняшний рынок труда предлагает гораздо больше возможностей для выбора траектории профессионального развития и должностного продвижения. В частности, снизилось давление возрастных ограничений. В отличие от прежней эпохи, когда важнейшими критериями для продвижения выступали стаж и опыт работы (так называемая выслуга лет), сейчас именно молодые специалисты имеют максимально широкие возможности сделать карьеру в соответствии с реальными способностями. У них, как правило, есть существенные преимущества в уровне образования, а также больше перспектив получить обучение и развитие за счет компании.

Карьера менеджера по персоналу начинается еще на этапе осознанного выбора высшего учебного заведения.

По мнению действующих специалистов, менеджер по персоналу должен быть экономистом. Такой специалист должен обладать экономическим мышлением, понимать сущность бизнес-процессов. Во вторую очередь, деятельность менеджера по персоналу должна быть связана с маркетингом. Оценка рынка труда, проведение исследований -- все это должно быть взято из области маркетинга. И только в последнюю очередь, это психологи. Экономист мыслит шире, чем психолог. В рекрутменте, ассессменте психологи справляются, а дальше им намного сложнее. Экономист, в отличие от психолога, имеет стратегическое видение.

Карьерная лестница HR-департамента зачастую строиться следующим образом:

Секретарь или помощник менеджера по персоналу: занимается документооборотом, выполняет мелкие поручения;

Менеджер по персоналу или HR-менеджер: занимается непосредственно набором и контролем деятельности сотрудников, повышением лояльности сотрудников, написанием должностных инструкций;

Бизнес - тренер, психолог (в крупных компаниях): проводит тренинги по адаптации в коллективе, проводит внешнее и внутреннее обучение, разрешает конфликтные ситуации;

Начальник HR-департамента: выполняет функцию управления персоналом, занимается построением кадрового резерва, разрабатывает систему оплаты труда.

У этой профессии есть своя специфика в этом плане. Нет длинной карьерной вертикали. Только в крупных структурах можно начать со специалиста, затем стать руководителем HR-департамента, далее - вице-президентом по персоналу.

Горизонтальное движение вполне обычно для эйчаров: они достаточно легко осуществляют кроссиндустриальные переходы. Есть кадровые работники, которые становятся серьезными стратегическими партнерами, входят в состав правления. Известны даже случаи перехода в генеральное руководство компании. Один из вариантов развития карьеры директора по персоналу - «вырасти» из конкретной компании и занять позицию управленческого консультанта.

Менеджер по персоналу -- это стратег. Он должен найти способ, чтобы каждый сотрудник работал максимально эффективно. Главное результат, а чтобы его получить, нужна серьезная мотивация. Как ее добиться и объяснить работникам, чего от них ждут задача менеджера по персоналу. Для этого он сам должен вникнуть в суть инновации и стратегию своей компании.

Кроме этого, HR-специалисты следят за уровнем квалификации штатных работников компании и способствуют росту их профессионализма. Для чего применяются различные тесты, тренинги и учебные программы.

Плюсы профессии:

К службе персонала постепенно стали относиться как к важной: в крупнейших компаниях появляются HR-директора в ранге вице-президентов и членов совета директоров;

80% успеха компании зависит от деятельности HR-менеджеров;

Достаточно разнообразная и разноплановая работа;

У людей этой профессии всегда есть работа

Минусы профессии:

Необходимость сообщать кандидату, что его кандидатура не прошла конкурсный отбор или, что компания больше не нуждается в его услугах;

Высокая степень ответственности за работу с человеческим ресурсом, потому, что именно от правильности выбора HR-менеджера зависит дальнейший успех компании;

Отсутствие математической и бизнес-подготовки для создания процедур в области оплаты и аттестации персонала.

Для карьерного роста менеджера по персоналу важны такие качества, как работоспособность и уверенность в себе. Часто им приходится принимать решения, ответственность за которые они несут в одиночку. HR-менеджер должен быть человеком коммуникабельным и позитивно настроенным по отношению к собеседнику.

Хороший менеджер по персоналу с возможностью карьерного роста может получиться из того, кто получил общеуправленческое, психологическое или социологическое образование, а также имеет диплом экономического или юридического вуза.

Ощутимую пользу в профессиональном росте приносят специализированные курсы.

Перспективы трудоустройства во многом зависят от уровня базового образования соискателя. Предпочтение отдается обладателям дипломов о высшем (пусть и непрофильном) образовании. Самые близкие специальности для кадровика - «Социология» и «Психология». Дипломированные социологи и психологи востребованы и в крупных компаниях, и в самих кадровых агентствах - там, где приходится иметь дело с большим количеством соискателей и нужно неплохо разбираться в людях. Вместе с тем в крупных производственных компаниях нередко отдают предпочтение специалистам своего профиля, выбирая выпускников технических вузов: для того чтобы объективно оценить компетентность людей, задействованных на производстве, нужно хотя бы на базовом уровне понимать технологический процесс.

Наряду с этим большую роль в трудоустройстве играет и опыт работы: во многом именно он определяет стартовую должность. Поэтому наиболее реалистичный вариант трудоустройства по окончании курсов - работа в небольшой компании или кадровом агентстве на должности менеджера по персоналу, который работает с базами данных и проводит первоначальные интервью с соискателями. Стартовая зарплата начального уровня невысока. Дальнейшие перспективы зависят от личностных особенностей и амбиций. Потолок ежемесячного дохода в этой области - вполне «топовый».

Существует множество примеров, когда сотрудник становился руководителем отдела персонала, начиная при этом свою карьеру с секретаря.

Претендовать на начальные позиции в профессии могут студенты и выпускники вузов, предпочтение отдается кафедрам психологии и управления персоналом. Начинающие НR-менеджеры должны демонстрировать знание основ кадрового делопроизводства, трудового законодательства и технологий подбора персонала, уверенно владеть компьютером. Конкурентным преимуществом обладают соискатели с опытом работы в сфере управления персоналом. Зарплата на начальной ступени невысока.

На более высокую зарплату могут претендовать выпускники профильных и психологических факультетов вузов с опытом работы в качестве менеджера по персоналу от 1 до 3 лет. От соискателей также требуются уверенные знания основ адаптации, технологий подбора, обучения и развития персонала, развитые коммуникативные навыки и опыт ведения кадрового делопроизводства. Доход специалистов средней квалификации удваивается по сравнению с предыдущей ступенью.

Вход в следующий зарплатный диапазон открыт для менеджеров по персоналу, отработавших по специальности не менее 3 лет и досконально изучивших кадровое делопроизводство. Профессионалы кадрового менеджмента должны иметь опыт подбора персонала разного уровня, успешные проекты реализации HR-политик и процедур. Конкурентным преимуществом на рынке труда пользуются соискатели с дополнительным образованием в сфере управления персоналом. Специалисты такого уровня могут рассчитывать на очень высокий доход.

Согласно исследованию рынка труда, типичным представителем профессии HR-менеджера является молодая образованная женщина. Более двух третей соискателей этой должности - молодежь в возрасте до 30 лет. Представителей сильного пола в кадровом менеджменте всего 10%. 80% менеджеров по персоналу имеют высшее образование.

Менеджер, целенаправленно и инициативно развиваясь в бизнес-организации, путем постоянного самосовершенствования достигает высокой квалификации и профессионального мастерства. На практике они выражаются в результатах работы, общественном признании достигнутого и, в конечном счете, в должностном росте.

Развитие потенциала менеджера обеспечивает формирование, закрепление и расширение профессиональных, деловых и других специфических качеств, которые обеспечивают эффективное решение стоящих перед организацией задач. Оценка этих достижений обусловливает не только повышение оплаты труда менеджера, но и его продвижение по службе, выполнение новых обязанностей и, в конечном счете, построение эффективной карьеры.

Карьера - последовательное представление этапов должностного продвижения работника.

Чаще всего карьера представляется последовательностью занимаемых должностей, на которые назначается работник на определенный период времени. Подразумевается, что такая последовательность должностей отражает профессионально-квалификационный рост менеджера, расширение и углубление его способностей, освоение и совершенствование деловых качеств, накопление знаний, обогащение культурой, интеллектуальное развитие менеджера.

Качества отражают и представляют оценку характеристик, присущих каждому человеку от рождения или приобретенных и развитых его профессиональными, деловыми и личными способностями и возможностями. Формирование, развитие, использование и оценка качеств работника являются основами обоснования и построения любой карьеры. Их выявление, исследование, анализ и сравнение являются задачами такого важного направления работы с персоналом, как профессиональная диагностика.

В отличие от профессиональной ориентации диагностика ставит своей целью определение наиболее подходящих специальностей, трудового предназначения человека как наиболее перспективных форм деятельности именно для этого человека. Диагностика является инструментом выявления качеств лидера, открывает перспективы разработки и построения на ее основе карьеры менеджера.

Понятно, что требования к качествам менеджера во многом задаются не только общими представлениями, но и конкретными условиями работы. Это делает проведение диагностики качеств менеджера периодически повторяемой процедурой, адаптируемой к конкретным условиям.

Навыки представляют собой реально осваиваемые практические приемы, которые обеспечивают эффективность его профессиональных действий на основе выработки и использования конкретных прикладных умений, проведения систематической практической подготовки. Они формируются с самого начала жизнедеятельности человека, во многом определяя ее организацию, характер, темпы, результаты.

Знания являются основным интеллектуальным ресурсом работника в социальной адаптации, профессиональном совершенствовании и интеллектуальном развитии. Получение, систематизация, накопление и использование знаний обеспечивается первичными навыками работника.

Культура как исторически сформировавшаяся совокупность достижений и форм коммуникации, функционирования и развития общества обеспечивает адекватную коммутацию менеджера в организации. Она обеспечивает восприятие окружающими менеджера, эффективную интеграцию менеджера в профессиональное сообщество и его карьерный рост.

Искусство представляет собой высший уровень позиционирования и развития профессиональных, деловых и личных качеств менеджера, характеризует оценку его достижений, обеспечивающих общественное признание. Такая высокая оценка профессионально характеризует менеджера и обусловливает его карьерный рост в организации. Достижение высокого уровня признания искусства менеджера во многом обеспечивается эффективным сочетанием качеств, навыков, знаний и культуры профессиональной деятельности.

Статус отражает официальное и общественное признание административно закрепляемых полномочий менеджера и, соответственно, возможностей личного воздействия на окружающих. Эффективно освоив все составляющие карьерного роста, менеджер приобретает такой статус в виде закрепления определенных позиций в иерархии организаций, которые официально признаются или неформально реализуются. На этой основе статус определяет формальное или неформальное положение работника совокупностью полномочий или степенью доверия.

Карьерное продвижение работника отражается не только последовательностью занимаемых им должностей, но и уровнем, содержанием, ответственностью поручаемых ему заданий и результативностью их исполнения. Оно осуществляется в условиях конкуренции с другими соискателями, обусловливая тем самым становление особых карьерных отношений в организации. Как правило, даже в тоталитарных организациях карьерные отношения между работниками строятся на сугубо рыночных принципах, насыщаются субъективным содержанием и развитием.

Профессиональная карьера отражается продвижением менеджера по иерархии должностей организации и так или иначе ориентируется на ее или типовую конфигурацию организационной структуры управления. Карьерное продвижение менеджера может осуществляться не только по вертикали, но и по горизонтали, что отражает необходимость освоения им более широкого или даже всего спектра функциональных направлений перед выдвижением на должность руководителя более высокого уровня. Этим обусловливается существование так называемых: «восходящих», «горизонтальных» и даже «нисходящих» типов профессиональных карьер или их периодов.

В этой связи особое значение уделяется планированию профессиональной карьеры, обеспечению эффективности ее развития в рамках реальной ОСУ.

Траектория формирования и развития карьеры менеджера может иметь не только вертикальную, но и горизонтальную ориентацию. Это обеспечивает возможность повышения эффекивности производственной и управленческой кооперации.

Более того, ряд подходов, например к организации управления японскими компаниями, основывается на необходимости приобретения определенного опыта работы руководителя в должностях каждого из своих будущих заместителей. Наличие у кандидата подобного опыта как в зарубежных, так и в отечественных компаниях все чаще становится не только желательным, но и даже обязательным требованием, публикуемым в объявлении о конкурсе на замещение той или иной вакантной должности.

В зависимости от традиций и специфики организации такая задача может решаться в форме стажировки, замещения исполнения обязанностей и даже временного их совмещения, позволяющих кандидату сформировать четкое представление о напряженности труда, информационном обеспечении, системе коммутации, потенциале исполнителей каждой конкретной службы. Понятно, подобное ознакомление носит временный характер и не предполагает овладения руководителем всем объемом функций каждого из подчиненных подразделений. Но все это позволяет представить возможную нагрузку методом «погружения». Карьера конкретного менеджера может принимать самые разнообразные конфигурации, которые зависят от организационных, региональных, отраслевых, профессиональных, коммуникационных, корпоративных и других факторов.

Некоторые профессиональные менеджеры на пике своей успешной карьеры резко отказываются и от этой карьеры, и от соответствующих высоких заработков. Происходит это в связи с переоценкой ценностей на определенном этапе жизненного пути, когда становится очень важным баланс между карьерной и личной жизнью.

Человек отказывается от престижной и высооплачиваемой, но напряженной работы, взамен которой у него высвобождается время для семьи и своего личного развития. Это бывает связано еще и с тем, что жесткие рамки, напряженный график и постоянные стрессы отрицательно влияют на здоровье руководителей. Такое проявление получило название дауншифтинг.

Кто-то в такой ситуации переходит на более спокойную работу с меньшим заработком и с меньшей ответственностью, а кто-то, если такое возможно, продолжает работать не на полную ставку. Встречаются случаи, когда человек полностью меняет свой образ жизни. Например, уезжает из города в деревню или выбирает совершенно другую сферу деятельности.

В настоящих отечественных условиях сложилось и устойчиво проявляется несколько категорий дауншифтеров:

  • · молодые люди до 30 лет, осознавшие, что они выбрали неподходящую для себя карьеру, например, под влиянием семьи;
  • · менеджеры, испытывающие перенапряжение и стрессы на работе;
  • · менеджеры после 40 лет, уже достигшие определенного положения и благосостояния, «уставшие» от карьеры и желающие попробовать в жизни что-то еще, согласно своим иным талантам и склонностям.

Организации необходимо реально исследовать и оценивать формирование этих тенденций в среде своих менеджеров, поскольку их проявление влечет за собой порой уже неисправимые последствия для карьеры персонала управления:

  • · нарушается логика программирования карьеры, в ответ на что работодатель может не простить такого непостоянства и больше не принять обратно на работу;
  • · профессионал «выпадает из обоймы, номенклатуры», у него теряется ритм, что не способствует обратному возвращению, обусловливая потери;
  • · изменяется оценка личности близкими и окружающими, что существенным образом деформирует психологический и социальный климат.

В любом случае менеджеру необходимо четко осознать свое отношение к тенденциям дауншифтера, признать просчеты предтрудового, трудового и посттрудового периодов управления жизненным циклом сотрудника, разработать и реализовать программу реакции на развитие опасных тенденций и компенсации деструктивных последствий в работе с персоналом организации. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент - М. ФОРУМ - ИНФРА-М 2010.

Подводя итоги по первой главе, можно сделать вывод, что профессиональным характером управленческой деятельности является менеджер, который выступает главным элементом, лежащим в основе менеджмента.

Менеджер - это:

Работа менеджера заключается в следующем: ставить перед собой цели, добиваться их выполнения, предвидеть последствия своих решений. Поскольку в настоящее время для рынка характерны такие черты, как риск и неопределенность, то подобные ситуации требуют от менеджера самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

Что касается карьерного роста, то руководитель должен постоянно находиться в состоянии прогресса, улучшая свои навыки, развиваясь и подавая хороший пример для своих подчиненных.

Такое распространённое слово «менеджер» давно у всех на слуху, однако многие не понимают его значения и не знают специфики этой работы. Менеджер – это управленец, человек, который руководит людьми, организовывает их работу. Профессия менеджер подразумевает под собой и самостоятельную организацию работы в какой-либо области, и управление группой подчинённых, их деятельностью. Всё зависит от полномочий сотрудника и от конкретной компании.

Именно от таких специалистов в большой степени зависит успех фирмы, её конкурентоспособность и положение на рынке товаров или услуг. Поэтому, хоть эта профессия и распространена, она всё равно занимает одну из высших строчек рейтинга самых востребованных специальностей.

Кому подойдёт эта профессия

Менеджмент – это отличная отрасль для людей-лидеров, которые способны хорошо , мотивировать их на успехи и достижения. Также в работе помогут такие качества, как: ответственность, позитивность, аналитический склад ума и некоторая дальновидность. Благодаря этому человек действительно сможет добиться больших высот и поднять рейтинг своей компании, увеличить продажи, соответственно, и доходы. А это именно то, что нужно для каждой фирмы в первую очередь – продать свои товары или услуги по максимально выгодной цене.

Должность менеджера – очень интересная, и она прекрасно подойдёт для тех, кто хочет работать активно, чувствовать уважение коллег и гордиться результатами своего труда. Если вы энергичны и коммуникабельны, хотите постоянного движения и роста, вы стрессоустойчивы и организованны, то путь к успеху в таком интересном деле, как менеджмент, для вас открыт!

Планирование, организация и контроль – вот три главные характеристики задач, которые стоят перед каждым менеджером. Описание обязанностей сотрудника, который устроился на вакансию менеджера, обычно заключается в увеличении прибыли компании или в .

Менеджер тщательно продумывает стратегию «поведения» фирмы на рынке и анализирует отчеты конкурирующих компаний. На успех предприятия влияет всё: спрос на услуги, которые оно осуществляет, наличие конкурентов, цена на товары конкурентов и многие, многие другие факторы. И менеджер должен в своей скрупулёзной работе учесть всё и спланировать наилучший вариант продвижения и развития компании.

Хороший менеджер умеет очень выгодно преподнести достоинства компании и не акцентировать внимание на её недостатках. В обязанности также входит решать задачи, благодаря которым количество клиентов (а значит и прибыли) возрастёт. В случае неудачного решения необходимо очень быстро оценить ситуацию, проанализировать положение и исправить ошибку.

К тому же менеджер должен отлично понимать дух своей компании, знать всех сотрудников и уметь наладить отношения в коллективе. Очень важно, чтобы сотрудники ладили между собой, а также были мотивированны на работу. Менеджмент-специалист хорошо понимает особенности каждого своего подчинённого и умеет грамотно распределять между всеми задачи и ставить цели. Если у сотрудника что-то не получается, то именно менеджер разбирается, в чём дело и исправляет положение: объясняет задачу проще и понятнее, помогает человеку вникнуть в дело.

Менеджмент и все его тонкости должен понимать каждый представитель этой профессии. Важно, чтобы его знания были обширными и масштабными, а не «узкими» и специализированными. Делопроизводство, экономика, психология, социология – это далеко не полный список всех дисциплин, которые человек должен усвоить «на отлично». Для очень многих компаний важно и знание иностранного языка.

Менеджер – это поистине универсальный работник, который с одинаковым успехом справится и с продажами, и с организацией работы сотрудников, и с подбором персонала. Конкретная деятельность зависит от потребности компании, и зачастую в должности может присутствовать сочетание нескольких этих задач.

Про учёбу и работу

Менеджмент и маркетинг, менеджмент организации, документоведение, рыночная экономика – это не полное описание всего того, что предстоит изучить юному студенту, поступившему в университет на представленную профессию. Законодательные и правовые акты, ценообразование, налогообложение, принципы рекламы – все эти знания сделают человека поистине ценным сотрудником для каждой компании.

Конечно, новичку без опыта, но с хорошими знаниями в менеджменте организаций, необходимо приложить все усилия, чтобы проявить себя и показать свои профессиональные качества. Возможно, что сначала вам будут поручать простые задачи, но помните, что для хорошего сотрудника всегда есть . Какой он может быть?

Принято разделять менеджеров на три звена: начальное, среднее и высшее.

Как новичок, вы можете претендовать на должность менеджера начального уровня. Это та самая «платформа», с которой начинается карьера большинства людей. Они руководят небольшой группой работников, которые выполняют поставленные перед ними задачи (но сами не имеют под собой подчинённых).

Далее, когда вы разовьёте свой потенциал, будете отлично (а главное – результативно) работать, когда покажете начальству профессионализм и понимание дела, вы сможете рассчитывать на поощрения и повышения. Стать менеджером среднего звена – это уже очень почётно. Они управляют менеджерами начального уровня. Кстати, в зависимости от структуры вашей компании, может быть несколько «уровней» менеджеров среднего звена.

А вот топ-менеджеры – это самый представительный и высший уровень. Обычно таких сотрудников единицы, они руководят всем огромным «механизмом» компании.

Огромный плюс данной профессии: выпускник специальности «менеджмент» может работать в организациях самых разных сфер. Эти незаменимые сотрудники, которые обладают таким важным багажом знаний, нужны и во всех торговых организациях, в туристических компаниях, везде, где требуется управление персоналом. Согласитесь, такое множество вариантов для деятельности дарит огромный выбор работы на самых разных предприятиях!

Менеджмент и маркетинг – отличные сферы для развития амбициозных, изобретательных и креативных людей. Отличная новость: обширная база знаний, которую вы получите в университете, применима на практике.

Менеджер – это очень , и на отличных специалистов с хорошими знаниями и профессионализмом всегда есть большой спрос. Для успеха в данной области (впрочем, как и в любой другой) необходимо самосовершенствоваться, развиваться и всегда стремиться к большему и к лучшему. После получения высшего профессионального образования лучше не заканчивать своё обучение мастерству менеджера: посещайте семинары и тренинги, покупайте тематические книги, слушайте видеоуроки и лекции по интернету. И используйте полученные знания на практике! Благодаря этому вы сможете развиться до очень солидного уровня и занять должность своей мечты. Главное, чтобы работа была вам по душе, и вы получали удовольствие от каждой своей маленькой и большой победы!


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления деловой карьерой .

      Понятие и сущность, цели, особенности деловой карьеры менеджера………………………………………………………...…..4

      Развитие деловой карьеры: проблемы, перспективы, программы поддержки…………………………………………………………….15

      Профессиональный рост менеджеров и управление их карьерными перемещениями…………………………………………………….....22

ГЛАВА 2 . Анализ организации управления деловой карьеры туристической фирмы «Карланж» .

      Область деятельности фирмы……………………………………………29

      Анализ структуры управления карьеры ООО «Карланж»……………................................................................................31

      Анализ управления деловой карьерой персонала………………………39

ГЛАВА 3 . Разработка стратегии развития ООО «Карланж»

      Программный подход к формированию стратегии развития маркетинговых коммуникаций…………………………………….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...…52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….....54

Введение

Курсовая работа на тему: «Деловая карьера в менеджменте»

Создавшаяся в нашей стране сложная социально-экономическая ситуация, изменение политической и экономической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, для устойчивости ее существования, вносят значительную неопределенность в жизнь практически каждого человека.

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях, социально-экономических условиях. Он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в организации, а также условия, которые должен для этого выполнять. В противном случае человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

Значительную роль в современном обществе играет карьера – профессиональный жизненный путь каждого человека. Для того, чтобы максимально реализовать себя в выбранной сфере деятельности человеку необходимо управлять своей деловой карьерой. Управление деловой карьерой становиться с каждым днем все более актуальной темой исследований в современном обществе.

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимающая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Таким образом, в условиях дальнейшего развития рыночных отношений, перед каждой фирмой встает проблема совершенствования управления деловой карьерой, что и обуславливает актуальность данной темы.

Целью написания работы является изучение управления деловой карьерой конкретной фирмы для дальнейшей разработки стратегии ее совершенствования.

Основные задачи написания курсовой работы следующие:

    изучение теоретического материала темы;

    рассмотреть основные понятия управления деловой карьерой;

    выявление сильных и слабых сторон управления карьерой;

    анализ управления деловой карьеры фирмы;

    разработка стратегии для дальнейшего совершенствования фирмы.

Объектом изучения является ООО «Карланж». Предмет исследования – управления деловой карьерой персонала данной фирмы.

Предметом защиты в первой части курсовой работы выступает обобщенный теоретический материал, во второй части – практическое исследование фирмы и в третьей части – разработка мероприятий по совершенствованию управления деловой карьерой.

Глава 1. Теоретические основы управления деловой карьерой.

1.1. Понятие и сущность, цели, особенности деловой карьеры менеджера.

В современном обществе каждый человек стремиться наиболее полно и эффективно реализовать свои способности и потенциалы, стремиться организовать свой жизненный путь таким образом, чтобы наиболее результативно использовать время и свои возможности.

Каждый человек, относящийся к своей профессии, работе как одному из основополагающих элементов своей жизни, невольно задумывается и строит планы относительно самосовершенствования в данной области деятельности, увеличению своих способностей и потенциала, сочетания своих потребностей, интересов с действительными возможностями.

Далеко не последнюю роль в современном обществе играет карьера – профессиональный жизненный путь каждого человека. Для того, чтобы максимально реализовать себя в выбранной сфере деятельности человеку необходимо управлять своей деловой карьерой. Управление деловой карьерой становиться с каждым днем все более актуальной темой исследований в современном обществе.

Карьера – это движение вперед по выбранному пути. Карьера в деятельности менеджера может быть определена как постепенное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с профессиональной деятельностью. Одновременно следует заметить, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру и есть ее частью. Поэтому понятие карьеры не обязательно означает постоянное продвижение вверх по организационной иерархии. В более общем виде карьера выступает в форме индивидуальной позиции и поведения, которые связаны с трудовым опытом на протяжении трудовой деятельности человека.

Деловая карьера - поступательное продвижение человека в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Деловая карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере как о роде занятий, деятельности. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является частью карьеры. Деловая карьера начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельность на протяжении рабочей жизни человека.

Различают несколько видов деловой карьеры:

1) Карьера центростремительная (скрытая) - вид деловой карьеры, наименее очевидный для окружающих. Она доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих налаженные личные контакты с высшим эшелоном управления и обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации, но де-факто иметь высокий социальный статус. Как правило уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

2) Карьера горизонтальная - вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной рабочей группы, программы и т. п.). К горизонтальной деловой карьере можно отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие «Горизонтальная карьера» не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

3) Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной деловой карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда). 4) Карьера внутриорганизационная - вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию последовательно в стенах одной организации. Внутриорганизационная деловая карьера типична для японских и американских компаний, практикующих систему пожизненного найма сотрудников. Может быть специализированной и неспециализированной.

5) Карьера межорганизационная - вид деловой карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие профессиональных способностей, уход на пенсию последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.

Стремление сделать карьеру тесно связано с потребностями. На различных этапах карьеры человек удовлетворяет разнообразные потребности. Существуют следующие этапы:

1. Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

2. Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

3. Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

4. Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например,