Закон и право

Трансфертное ценообразование: налоговый контроль, практические рекомендации по подготовке уведомлений и документации по сделкам. Отчет о контролируемых сделках

В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену информацией с 2018 года в Налоговый кодекс РФ введеены новые правила представления документов по международным группам компаний (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ). ФНС выпустила проекты приказов о форматах странового отчета и об уведомлении об участии в международной группе компаний. Подготовлен новый порядок их представления и заполнения в электронной форме.

Раздел V.1 НК теперь посвящен не только взаимозависимым лицам, но и международным группам компаний. Вводится глава 14.4-1 о представлении документации по международным группам компаний, прописываются условия, при которых совокупность фирм или иностранных структур без образования юрлица признается международной группой. Участники таких групп должны сдавать уведомление об участии в международной группе компаний и страновые сведения по группе, участником которой является налогоплательщик.

Цель семинара – с участием специалистов регулирующих и контролирующих органов, а также экспертов-практиков рассмотреть принятые новации, обсудить практику налогового контроля по контролируемым сделкам, рассмотреть последнюю судебную практику, проанализировать ошибки в подготовке документации и уведомлений.

Семинар предназначен для специалистов отделов ТЦО, планово-экономических отделов, налоговых юристов, финансовых директоров и главных бухгалтеров предприятий.

Программа:

  • Практические аспекты в работе по ТЦО. Новое в правилах тонкой капитализации. Практические аспекты работы компании по соблюдению правил трансфертного ценообразования. Выявление и анализ контролируемых сделок. Определение факторов сопоставимости, функций и рисков сторон. Оценка соответствия цен /рентабельности в текущих планируемых сделках рыночному уровню. Подготовка документации. Матрица методов трансфертного ценообразования. Выбор метода. Комбинация методов. Анализ актуальной судебной практики по ТЦО и влияние судебных решений на будущие действия налогоплательщиков. Рассмотрение судами обстоятельств сделки. Ответы на вопросы.
  • Основные изменения в законодательстве о трансфертном ценообразовании в 2017-18 г.г. Обзор разъяснений Минфина России по применению законодательства о трансфертном ценообразовании. Ответы на вопросы.
  • Практика проведения проверок соблюдения законодательства по ТЦО. Примеры проведения внутренних расследований трансфертного ценообразования. Выявление взаимозависимости компаний. Проверка соответствия условий договоров рыночным. Определение налоговых последствий заключенных договоров для компаний.
  • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки. Правила изменения цены договора (сделки) согласно ГК РФ. Отражение изменения цены сделки в бухгалтерском и налоговом учете. Безвозмездные сделки: налоговые проблемы у сторон и способы их разрешения. Какие сделки будут попадать под контроль налоговых органов. Могут ли налоговые органы проводить ценовой контроль в неконтролируемых сделках. Налоговые последствия различных форм финансирования в группах компаний: внутренние услуги и различные формы покрытия затрат; внутригрупповые займы; дивиденды; безвозмездное финансирование; вложения в уставной капитал и т.д. Налоговые ловушки в группах компаний (необоснованная налоговая выгода, безвозмездное пользование, убытки и перенос убытков на будущие периоды, экономически необоснованные расходы и т.д.) и как их избежать. Схема дробления бизнеса в трактовке налоговых органов и судов (УСН, ЕНВД, ПСН). Как снизить налоговые риски. Особенности налогообложения обособленных подразделений. Сложные вопросы применения ценовых скидок, бонусов и премий: юридическое оформление, бухгалтерский учёт.
  • Метод сопоставимой рентабельности. Подходы к поиску и отбору сопоставимых компаний. Правила применения метода сопоставимой рентабельности. Ограничения на его использование. Анализ показателей операционной рентабельности, методики их расчета и ситуации, когда целесообразно применять каждый из них. Проблемные вопросы подбора сопоставимых компаний. Основные подходы и параметры формирования выборки сопоставимых компаний и дальнейшая работа по выстраиванию доказательной базы сопоставимости отобранных компаний.
  • Практические вопросы судебной практики по применении законодательства о ТЦО в России. Обзор текущей российской судебной практики по вопросам трансфертного ценообразования, подготовленный Верховным Судом Российской Федерации. Обзор последних судебных решений по применению правил ТЦО. Кто может проверять цены в сделках? Концепция необоснованной налоговой выгоды. Когда суд может признать лица взаимозависимыми. Ответы на вопросы.
  • Налоговое администрирование трансфертного ценобразования в России. Влияние BEPS на практику налогового администрирования ТЦО. Администрирование проверок по ТЦО – кто и что делает? Практика применения положений Раздела V.1 НК РФ. Практика налогового контроля цен России. Аспекты трансфертного ценообразования в финансовых сделках, внутригрупповых услугах. Новый формат документации по трансфертному ценообразованию. Самостоятельная оценка налоговых рисков трансфертного ценообразования. Ответы на вопросы.
  • Налоговые споры 2016-2017 гг. и стратегии групп компаний. Управление рисками в отношении взаимодействия компаний, входящих в группу компаний. Основные виды налоговых споров по ТЦО. Ошибки компаний в отношении и налогового органа. Стратегия работы групп компаний для избежания рисков налоговых споров. Стратегия работы с ценами для избежания рисков возникновения спорных ситуаций.
  • Ответы на вопросы.
Очное участие по адресу: Москва, Славянская площадь, д.2/5/4, Дом Металлургов, 5 этаж, конференц-зал.

Значительное количество организаций ведут свою деятельность в составе групп компаний. Внутригрупповые операции имеют свои особенности, которые нужно учитывать. Так, централизация прибыли, внутригрупповые займы и инвестиции, финансирование управляющей (головной) компании, перераспределение затрат и ресурсов требует тщательной отработки и взаимодействия. Налоговые органы к внутригрупповым операциям относятся с особым вниманием.

Чтобы правильно и с минимальными налоговыми потерями организовать взаимодействие в группе компаний, нужно учитывать правила трансфертного ценообразования, правила тонкой капитализации, методы проверки, применяемые налоговыми органами, судебную практику. Этим вопросам и посвящена традиционная ежегодная конференция.

ВЕДУЩИЕ:

Т.С. СМИРНОВА – к.ю.н., налоговый консультант, начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления экономической безопасности МВД
С.М. ДЖААРБЕКОВ – эксперт в области налогообложения, практикующий с 1990 года; член Московской аудиторской палаты, автор более 100 статей и 10 книг, в т.ч. «Холдинги и компании с обособленными подразделениями», «Методы и схемы оптимизации налогообложения», «Территориально-распределенный бизнес. Организация, финансовые потоки, налогообложение»
Е.А. КРЮЧКОВ – эксперт Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» - экспертной площадки при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, член Палаты налоговых консультантов

и другие специалисты

В ПРОГРАММЕ:

  • Изменения в налогообложении групп компаний в 2017-2018 году.
  • Взаимозависимые лица: выстраиваем систему определения, анализируем возможные критерии признания. Высокорисковые сделки взаимозависимых лиц: расставляем акценты. Специфика применения методов ценообразования для целей налогообложения. Целесообразность добровольных корректировок.
  • Документирование контролируемых сделок, ближайшие изменения в порядке представления документации.
  • Задачи, решаемые созданием отдельных компаний. Следует ли опасаться взаимозависимости группы компаний?
  • Как оптимально выстроить систему взаимозависимых компаний, чтобы не потерять на налогах.
  • Типичные ошибки, приводящие к дополнительным налоговым потерям – разбираем на примерах
  • Налоговые последствия различных форм финансирования в группах компаний: внутренние услуги и различные формы покрытия затрат; внутригрупповые займы; дивиденды; безвозмездное финансирование; вложения в уставной капитал и т.д.
  • Налоговые ловушки в группах компаний (необоснованная налоговая выгода, безвозмездное пользование, убытки и перенос убытков на будущие периоды, экономически необоснованные расходы и т.д.) и как их избежать.
  • Схема дробления бизнеса в трактовке налоговых органов и судов (УСН, ЕНВД, ПСН). Как снизить налоговые риски.
  • Особенности налогообложения обособленных подразделений.
  • Арбитражная практика: обзор, анализ побед и поражений налогоплательщиков, рекомендации.

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Контролируемые сделки и лимиты годового оборота

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Пример расчета суммового критерия

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

  • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
  • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • и некоторые другие.

Какие налоги попадают под ТЦО?

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Методы определения рыночной цены

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • выявить контролируемые сделки.

Кто контролирует цены?

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Ответственность по ТЦО

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

  • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
  • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

Отчет о контролируемых сделках:

    Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

    Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

    Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Посвященный порядку регулирования взаимоотношений между зависимыми лицами. Названный алгоритм регламентации предусматривает множество специфичных механизмов, среди которых особое место занимает трансфертное ценообразование.

Зависимые лица

По общему правилу, предусмотренному отечественным правом, зависимыми лицами признаются субъекты, имеющие возможность контролировать деятельность, операции или решения друг друга.

Перечень лиц, отвечающих признаку взаимозависимости, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ .

При совершении контролируемых сделок, то есть между зависимыми или приравненными к ним субъектами, используются трансфертные цены.

Налоговое законодательство прямо не расшифровывает вышеназванное понятие, однако содержит отдельный раздел, посвященный контролируемым сделкам, совершаемым внутри одного предприятия или группы компаний.

С учетом анализа существующего законодательства можно сформулировать понятие трансфертного ценообразования по НК РФ как стоимость товаров или услуг, применяемую контрагентами в расчетах между зависимыми лицами по внутрифирменной стоимости, отличающейся от условий, имеющих место на открытых рынках.

Названный механизм является объектом контроля со стороны отечественных фискальных органов и позволяет налоговикам квалифицировать договоры на описанных условиях в качестве контролируемых сделок.

Трансфертное ценообразование в 2017 году

В текущем налоговом периоде порядок совершения контролируемых сделок не претерпел сколь-нибудь значимых изменений. Налогоплательщики, отвечающие признакам взаимозависимости, обязаны доводить до сведения фискальных органов информацию о договорах, подлежащих проверке.

Важно знать, что регулированию трансфертного ценообразования и контролю со стороны государства подлежат сделки, совершаемые взаимозависимыми лицами:

  • внутрироссийские соглашения;
  • внешнеторговые договоры.

Особое внимание государства к описанным сделкам обусловлено прежде всего возможностью сторон манипулировать ценами и, как следствие, получать необоснованную налоговую выгоду.

Можно утверждать, что целью трансфертного ценообразования является увеличение прибыли от продажи товаров или услуг конечному потребителю, достигаемое, в том числе, за счет налоговой оптимизации.

Далеко не все сделки между аффилированными лицами подвергаются контролю. Для особого внимания со стороны налоговиков такие договоры должны отвечать требованиям, прямо перечисленным в ст. 105.14 НК РФ .

Методы трансфертного ценообразования

В настоящее время выделяются следующие основные способы определения цены между взаимосвязанными предприятиями:

  • затратный подход, характеризующийся проверкой соответствия цены на основе валовых затрат по конкретной операции с валовыми расходами по аналогичным действиям в условиях свободного рынка;
  • следующим видом трансфертных цен является сопоставление рыночной стоимости, заключающееся в сравнении имеющихся условий контракта со стоимостными значениями на рынке по схожим операциям;
  • применение метода цены последующей реализации включает в себя проверку соответствия анализируемой сделки рыночным условиям на основании валовой выгодности лица, перепродавшего имущество;
  • еще одним правилом трансфертного ценообразования является сопоставление рентабельности, характеризующееся сверкой операционной эффективности по договору с аналогичным показателем на рынке;
  • подход распределения прибыли, основанный на разделении фактической доходности между сторонами контролируемой сделки и аналогичным делением в условиях рынка.

Современное международное трансфертное ценообразование существенно не отличается от внутрироссийского и основывается на схожих принципах и методах.