Бизнес

Ключевыми элементами социальной структуры общества являются. Социальная структура и ее исторические типы

Будучи структурно сложной социальной системой, общество состоит из взаимосвязанных и относительно самостоятельных частей. Социальная структура - это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ними и внутри их.

Основные элементы, социальной структуры, представляющие интерес для социологической науки, следующие:

Социальные группы, составляющие основу социальной структуры общества;

Социальные организации и социальные институты, взаимодействующие между собой и обществом в целом;

Социальные нормы и ценности, регулирующие отношения внутри групп и между ними;

Социальная деятельность, в рамках которой формируются социальные отношения;

Социальные статусы и социальные роли, которым соответствуют субъекты этой деятельности.

Социальная группа как важнейшая составная часть социальной структуры - способ относительно-устойчивого взаимодействия индивидов друг с другом в течение длительного времени. Группа - это не просто определенное количество людей, а совокупность взаимосвязей между ними, сложившихся на основе общих интересов и потребностей в процессе совместной деятельности.

Всякая социальная группа имеет свои отличительные особенности:

Границы - известно, кто является членом группы, какова ее численность;

Идентичность - члены группы знают, чем они отличаются от представителей другой группы, ощущают собственное своеобразие, имеют свою духовную атмосферу, свои ценности и нормы в пределах совместной деятельности;

Символы, значки, униформа, удостоверение личности и другие знаки различия;

Деятельность - совместные действия членов группы, направленные на общие интересы;

Роли - например, роль лидера.

В каждой группе имеется «ядро», которое составляют те ее члены, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам данной группы.

Социальную структуру общества составляют различные групповые общности людей:

1. Социальные классы и слои. К ним относят рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенцию, служащих и другие группы людей с большой численностью составляющих их членов.

2. Этнические общности. Среди них - различные нации, народности, многонациональные сообщества, интегрированные в большие группы с общими инте-ресами и потребностями.

3. Территориальные образования. Это жители города или деревни, области или административного района, субъекта федерации или страны в целом.

4. Профессиональные группы. К ним причисляют группы врачей, учителей, юристов, водителей автомобилей, рабочих-станочников, представителей других профессий и специальностей.

5. Социально-демографические группы. Например, молодежь, женщины, пенсионеры.


6. Политические группы. Это массовые движения, политические партии, другие общественно-политические формирования.

7. Социокультурные группы. Среди них: любители кино, рок-музыки, коллекционеры, другие поклонники культуры или субкультуры.

8. Семейно-бытовые общности. К ним можно отнести семью и быт в их различных видах и формах.

9. Религиозные группы. Сюда причисляют различные секты, группы людей, посещающих храмы или только соблюдающих отдельные обряды, и др.

Перечисленные выше группы далеко не исчерпывают все многообразие сложившихся групповых общностей. Однако именно эти социальные образования чаще попадают в поле зрения социолога, являются объектом социологического исследования.

Социальные группы также подразделяют по характеру связей между их членами:

Первичные группы - связаны между собой эмоциональными, духовными, родственными отношениями, способны оказывать сильное влияние друг на друга;

Вторичные группы - преобладают отношения безличные: структурно-функциональные подразделения предприятия, различные клубы, комитеты и т.д.

Группы принято классифицировать по уровню официальности их формирования:

Формальные создаются и регулируются специ-альными законами, инструкциями, приказами, постановлениями;

Неформальные складываются стихийно, на основе общих интересов и авторитета лидеров.

Отношения в обществе координируют социальные организации. Каждая организация обычно стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои базисные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется через конкретные социальные институты.

Социальные организации - это большие ассоциации людей, совокупность взаимодействующих между собой индивидов, социальных групп, статусов, ролей, норм, направленных на достижение определенных социальных результатов.

Цель организации - ожидаемый конечный результат ее деятельности. Это то, ради чего организация создана.

Иерархия- распределение власти внутри организации. Предполагает наличие лидеров и подчиненных, взаимодействующих между собой. Лидерство в организации может быть формальное (официальное) и неформальное (основанное только на авторитете).

Управление предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на организацию, побуждающее ее членов к эффективному решению стоящих задач. Среди объектов управления могут быть как структурные элементы самой организации (например, предметы и средства труда), так и внешние факторы (взаимодействие с другими организациями).

Формализация требует ограничения поведения членов организации официальными рамками - правилами внутреннего распорядка, уставами, нормами, правилами.

Организации часто подразделяются на виды по способам их образования:

Добровольные (общественные) организации - создаются для защиты интересов своих членов, предполагают свободный выход из организации;

Официальные (формальные) организации - создаются для достижения определенных общественно-значимых целей в рамках бюрократических систем, имеющих устойчивую, четко организованную систему управления.

Бюрократия - это правление официальных лиц. Первоначально бюрократией называли представителей правительства, а затем так стали именовать чиновников в других больших организациях.

Официальные организации имеют различные виды. К ним относят деловые (коммерческие) организации и, так называемые, тотальные организации (создаваемые государственными, религиозными и другими институтами власти для решения важных социальных проблем). Тотальные организации - это больницы, санатории, тюрьмы, казармы, монастыри и другие подобные объекты.

Иногда выделяют простые организации (имеют одну цель) и сложные организации (имеют несколько взаимосвязанных целей).

Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется че-рез социальные институты. Процесс создания новых социальных институтов называется - институционализация.

Социальные институты - устойчивая совокупность организаций, социальных ролей, технологий и правил поведения, норм и ценностей, ориентирован-ных на удовлетворение потребностей людей и регулирующих отношения в обществе.

Можно назвать общие для всех социальных институтов признаки:

1) специально созданные учреждения (организации), в рамках которых развивается деятельность социальных институтов;

2) наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

3) набор социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется соответствие поведения граждан интересам общества;

4) существование системы ценностей, принятых для идеологического обоснования желаемого поведения граждан;

5) использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Существуют основные группы потребностей, на базе которых формируются социальные институты:

Воспроизводство и воспитание новых членов общества;

Развитие социально-профессиональной структуры общества;

Сохранение жизни и поддержание здоровья людей;

Производство и распределение товаров и услуг;

Регулирование политических отношений в обществе;

Сохранение культурных ценностей и норм;

Удовлетворение религиозных потребностей.

Соответственно перечисленным выше потребностям образуются социальные институты: семья, образование, здравоохранение, экономические институты, политические институты, социально-культурные институты, религиозные институты.

Социальных институтов в любом обществе много. Они часто подразделяются на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации, предполагают определенную свободу выбора из возможных вариантов поведения).

Социальная структура - понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначительные колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени. Это понятие имеет богатую предисторию, связанную с представлениями об об-ве как организованной, структурированной, неоднородной системе, но было введено в категориальный аппарат социальных наук в 19 в., гл. обр. благодаря социол. теории Спенсера, к-рый поставил изучение С. с. в центр социол. исследования об-в. Дюркгейм развил морфологич. концепцию С.с. (Социальная морфология) и рассматривал структурно-морфологич. изменения как источник развития об-в. После Второй мир. войны понятие С.с. приобрело большую популярность в социологии в связи с развитием структурного функционализма (Р. Мертон, Парсонс и др.). Общепринятого определения этого понятия нет; в рамках разл. школ социологии и антропологии были сформулированы разл. концепции С.с. Радклифф - Браун, продолжая традицию морфологич. подхода к изучению С.с., идущую от Дюркгейма, развил принципы изучения структуры примитивных об-в и проделал большую работу по типологизации разл. социальных структур в своих исследованиях родства и брака. В концепции Радклифф-Брауна изучение структуры неразрывно связано с изучением функций элементов системы; С.с. должны изучаться с т. зр. их формальных, доступных наблюдению устойчивых характеристик. С.с. могут быть изучены с т. зр. того или иного формального аспекта (полит, структуры, структуры родства и т.д.). С.с. Радклифф-Браун определял как «аранжировку индивидов» в об-ве, т.е. как систему статусных позиций, занимая к-рые индивид попадает в опр. типы отношений с др. людьми. Статич. и внеистор. понимание С.с. вызвало критику и породило попытки внесения в функциональный подход элементов динамич. анализа (Р. Фёрт, А. Ричарде, Линтон, Лич и др.). Фёрт разграничил понятия «С.с.» и «социальная организация», понимая под последней динамич. аспект социальных отношений, выражающий отклонения действительного поведения от формальных правил, вытекающих из изучения требований статич. С.с. Амер. этнолог Мёрдок аналогичным образом рассматривал понятие С.с. как статичное и пригодное гл. обр. для иллюстративных целей, в то же время считая необходимым перенести акцент исследования со структурных аспектов социальной системы на процессуальные. Иное понимание С.с. сложилось во франц. структурной антропологии. Леви-Стросс подверг критике концепции англ. структуралистов и функционалистов и отверг возможность эмпирич. вычленения С.с. из наблюдаемого поведения. Эмпирич. С.с. понимаются им как манифестации лежащих в их основе общих структурных моделей, относящихся к сфере коллективного бессознательного. Эти структурные модели не могут быть познаны путем индуктивных обобщений, они могут быть получены лишь путем математич. моделирования и последующего соотнесения этих моделей с реально существующими об-вами.

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система. Таким образом, социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других он может быть значительно ниже. Следовательно, каждая личность в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой таким образом, что изменение одного статуса меняет другие статусы или позиции, находящиеся в других социальных изменениях.

Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что люди, обладающие одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или, наоборот, превосходства. Люди начинают неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы. Другими словами, они «осваивают» собственное социальное пространство. Выделяя людей «своего круга» и идентифицируя себя с ними, каждая личность начинает придерживаться культурных образцов и ценностей, сходных с теми, которые принимаются и функционально освоены в среде людей с близкими или одинаковыми статусами. Люди, обладающие близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структуры мышления.

В связи с этим, достаточно важными для научного анализа обстоятельствами важно отделить социальные позиции и социальные статусы, так как они представляют собой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание.

Группа - совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы - большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Социальные слои - это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта - социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру - тип профессии, уровень дохода и т.п. Понятие «класс» при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание философы разных времен и поколений. Так, уже в период развития античной философии древнегреческий философ Платон выделял в социальной структуре общества следующие сословия: философы, которые управляют государством, воинов, которые охраняют его от врагов, и работников (крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально).

В европейской философии XVII-XVIII века изучению проблем социальной структуры общества много внимания уделяли такие философы, как Гоббс, Фурье, Руссо и т.д. Немецкий философ Гегель в своих трудах, прежде всего в «Философии права» развернул глубокую и всестороннюю картину социальных отношений, которая была затем всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса.

Проблемы, связанные с изучением социальной структуры общества, нашли свое отражение в трудах как советских, так и зарубежных философов ХХ века, причем необходимо отметить, что подход ко многим сторонам этой проблемы, как в прошлом, так и в настоящее время остается различным, Для диалектико-материалистического понимания истории особенно характерно то, что в качестве основы социальной структуры общества рассматривается развитие материального производства и те различия, которые связаны с материальными сторонами жизни людей. Исходя из этого под социальной структурой общества понимается исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей и отношений между такими элементами общества как целого, какими являются классы и иные социальные группы, социально-профессиональные и социально-демографические группы, исторические формы общности, семья.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т.д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили небольшой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т.д.). Такой подход к пониманию роли социально-классовой структуры и роли классов отличает диалектико-материалистическое понимание истории.

В западной социологии в отличие от материалистической социальной философии особое место занимает теория социальной стратификации, обозначающей систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества со своих особых позиций. Основным ключевым понятием теории социальной стратификации является понятие страта (от лат. - слой, пласт) как главного и конечного элемента социальной структуры.

Измеряются и выделяются страты по различным критериям и признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиозные убеждения и т.д.).

Различают одномерную, т.е. осуществляемую по какому-то одному признаку и многоизмеримую структуру, основанную на ряде признаков стратификации.

Социальная стратификация позволяет достаточно детально изучать, причем с различных позиций социальную дифференциацию, внутреннее расслоение в обществе и сложную систему связей между стратами, прослеживать противоположные потоки социальной мобильности и т.д. Из недостатков этого подхода следует отметить известную произвольность выбора признаков и критериев выделения страт, а наряду с этим и отсутствие должного внимания к основным разрезам социальной структуры, очерченным выше.

Вместе с тем эти два различных подхода к изучению социальной структуры не только не исключают друг друга, а в принципе могут и должны друг друга дополнять.

Но обратимся к социально-классовой. Что же представляют собой такие социальные общности как классы? При попытке понять их происхождение и сущность высказывались различные точки зрения.

Понятие «класс» происходит от латинского слова - classis, что означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским императором С. Туллием, жившим в VI в. до н.э. Население Рима было разделено на пять классов в соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии. Позже понятие «класс» получило широкое распространение. Этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а затем и Аристотель, признавая естественность деления людей на господствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины многих исторических процессов.

Итак, факт существования классов был известен еще в античную эпоху. Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда, когда развивающаяся буржуазия, сметая все сословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма. Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отмечая деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том, в чем причина этого деления. Французские историки времен Реставрации Ф. Гизо, О. Тьерри, О. Минье, обобщая опыт буржуазных революций, рассматривали историю европейских стран с XV века как проявление борьбы классов. Существенный вклад в развитие учения о классах внесли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, которые пытались вскрыть экономические причины деления общества на классы. Так, А. Смит различал три класса: земледельцев, капиталистов и рабочих, считая основой их появления различные источники дохода - ренту, прибыль с капитала и заработную плату.

При всей важности открытий, сделанных в области учения о классах до К. Маркса, общим для их авторов была неспособность выявить подлинные причины возникновения и дальнейшие исторические судьбы классов.

Одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия. Другие исследователи за основу классового деления пытались принять различия в уровне дохода, в имущественном положении.

Третьи считали, что классы отличаются друг от друга различным положением в обществе, обусловленным волей божьей.

Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был Е. Дюринг.

Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов.

Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов, К. Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад К. Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух процессов: развития производительных сил и общественного разделения труда. Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически можно говорить о них как о двух сторонах одного явления - общего прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для формирования классов. Научный анализ истории, общества дает возможность выделить решающий признак класса, показать, что его сущность находится в прямой зависимости от того, какое место он занимает в системе общественного производства, в каком отношении он находится к средствам производства, что от этого в конечном счете зависит его социальное положение в обществе, образ жизни, а это в свою очередь определяет его психологию и мировоззрение. Поскольку решающим условием жизни и развития общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Развернутое определение классов дал В.И. Ленин в работе «Великий почин». «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

В этом определении выделяются следующие основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному классу:

1) место в исторически определенной системе общественного производства;

2) отношение к средствам производства;

3) роль в общественной организации труда;

4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Таким образом, В.И. Ленин считал, что при определении классов необходимо принимать во внимание, во-первых, не один, а несколько признаков. Во-вторых, главными признаками, по которым можно и нужно судить о принадлежности человека к тому или иному классу являются прежде всего признаки экономические. При этом важно отметить, что при изучении классов необходимо учитывать не только экономические признаки, которые являются главными, но идеологические и психологические особенности, присущие представителям разных классов. Существенную роль в формировании классов играет и субъективный фактор: осознание классом своих интересов и создание им своих организаций.

Во всех общественно-экономических формациях существуют основные и неосновные классы. Основные классы - это те, существование которых обусловлено данным способом производства. В каждой общественно-экономической формации существуют основные классы: в рабовладельческом обществе это рабы и рабовладельцы, в феодальном - феодалы и крестьяне и т.д.

Напротив, классы, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или развитием нового способа производства являются неосновными. Так, например, после утверждения капитализма в той или иной стране, в ней еще долгое время наряду с буржуазией и пролетариатом сохранялись в качестве неосновных классов помещики и крестьяне.

Внутри как основных, так и неосновных классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Так, в рабовладельческих обществах Древней Греции и Древнего Рима шла борьба между рабовладельческой демократией и аристократией, которая была выражением противоречий интересов между различными слоями рабовладельцев. В современных условиях в составе рабочего класса существуют слои высококвалифицированных, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

Наряду с существованием основных и неосновных классов в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Так, в России широкое распространение имели до революции такие сословия, как дворянство, купечество, духовенство, мещанство и т.д. Помимо этого в социальной структуре, в широком смысле этого слова, важную роль играют такие демографические группы, как молодежь, женщины, пенсионеры. Особое место занимают интегральные социальные группы, объединяющие город и деревню, лиц физического и умственного труда.

Интеллигенция как общественная группа, как социальный слой занимает специфическое положение в социальной структуре общества. Она крайне неоднородна в социальном отношении, характеризуется своим особым отношением к средствам производства, если не считать того, что сегодня называют интеллектуальной собственностью: знания, духовная продукция и т.д., но занимает особое место в системе общественного производства и общественных отношений в целом. Так, в частности, техническая интеллигенция занимается управлением производства.

Интеллигенция - это социальная группа, состоящая из людей, занятых профессионально умственным трудом и пополняющая свои ряды из представителей разных классов общества. Интеллигенция существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, но как особая социальная группа она сложилась гораздо позже. Интеллигенция оказывает значительное влияние на общественное развитие, особенно в современных условиях, когда развитие научно-технической революции ведет к существенному увеличению численности интеллигенции, как в сфере науки и производства, так и в сфере обслуживания. Помимо этого заметно повышается роль интеллигенции в решении многих социальных вопросов, как в области политики, так и в других областях в жизни общества.

Экономические условия существования классов, их место в системе общественного производства определяют интересы классов. Классовый интерес - это объективное отношение класса к существующему способу производства, общественному и государственному строю. Несовпадение коренных интересов классов является источником борьбы между ними.

Интересы класса следует отличать от интересов общества в целом. Интерес класса - это интерес определенной общественной группы людей, тогда как интерес общества - это интерес подавляющего числа членов общества. Главный интерес общества - это социальный прогресс, обеспечение высокого уровня развития производительных сил, свободное развитие всех членов общества. При этом совпадение интересов общества, другими словами общечеловеческих интересов и интересов класса должно способствовать более ускоренному движению общества по пути прогресса, причем, несомненно, что общечеловеческие интересы должны преобладать над интересами отдельных социальных групп, им должен отдаваться приоритет в решении тех или иных проблем.

На протяжении развития многих общественно-экономических формаций происходила классовая борьба. Наряду с другими объективными причинами она способствовала продвижению общества по пути прогресса. В эпоху рабовладельческого строя она выступала в виде восстаний рабов, в эпоху феодализма - в виде крестьянских восстаний. Широкий размах приобрела она в период осуществления буржуазных революций в странах Западной Европы, а в дальнейшем и в период осуществления социалистической революции в России.

Классовая борьба происходит в различных формах: экономической, политической, идеологической. Исторически первой, и в значительной степени стихийной формой борьбы является экономическая, то есть борьба за улучшение условий жизни (условий труда, оплаты труда, социального обеспечения и т.д.). Она охватывает широкие слои трудящихся и служит для них начальной школой классовой борьбы, способствуя их политической активности. Именно в экономической борьбе происходит непосредственное осознание классом своих коренных интересов и целей, вырабатываются формы его организации, развивается чувство классовой солидарности. Однако эта форма борьбы не может принести желаемого освобождения, а лишь отчасти улучшает экономическое положение ее участников.

Следующей формой классовой борьбы является борьба политическая. Эта борьба за удовлетворение политических требований (более широкое участие в работе политических органов, расширение прав и свобод и т.д.). Высшей целью политической борьбы является установление политической власти, того класса, который добивается коренного улучшения своего положения, экономического и социального.

Наряду с экономической и политической формами классовой борьбы существует и идеологическая, которая предусматривает расширение своего влияния, своих идей среди широких масс. Эта форма борьбы также имеет большое значение для достижения определенным классом своих целей. В разные периоды истории и, в разных странах на первый план выдвигались разные формы борьбы. Так во время становления капитализма в РОссии (П-половина 1Х века и начало ХХ века) большое распространение имела экономическая борьба, а в период подготовки и осуществления социалистической революции - политическая и идеологическая.

В современных условиях существует целый ряд особенностей, которые характерны для классовой борьбы. Это связано прежде всего с теми изменениями, которые происходят в настоящее время во всем мире. Если говорить о наиболее развитых в экономическом отношении странах, то во-первых, развитие научно-технического прогресса привело к значительному улучшению условий труда и жизни значительных слоев трудящихся. Во-вторых, многолетняя экономическая и политическая борьба трудящихся также дала свои результаты. Под натиском их требований и массовых выступлений правящие классы вынуждены были идти на улучшение экономического положения трудящихся, в частности, значительное повышение уровня заработной платы, социального обеспечения, совершенствования системы профессиональной подготовки и образования и т.д. Положение трудящихся в этом плане значительно улучшилось. Поэтому, если говорить об этих странах, то острота классовой борьбы в целом, конечно, снизилась по сравнению с первой половиной 20-го века. Однако и в настоящее время печать, радио и телевидение приносят нам время от времени сообщения о массовых выступлениях трудящихся за улучшение экономических и политических требований.

Если говорить о развивающихся странах, то там положение несколько иное. Уровень жизни основной массы трудящихся значительно ниже, чем в развитых странах, в то же время организованность различных слоев трудящихся еще в большинстве случаев слабая. Поэтому массовые выступления происходят редко и не играют пока такой роли, какую они сыграли в свое время, скажем в странах Западной Европы или США.

В то же время в бывших социалистических странах и государствах СНГ рабочее движение и выступления других слоев общества в ходе развития демократических процессов приобретает все более широкий размах. Достаточно вспомнить, например, массовые демонстрации и митинги, которые проходили в ГДР, Румынии, Венгрии, Чехословакии в период так называемых «бархатных революций», когда происходило крушение коммунистических режимов в этих странах. В нашей стране в 1989-90 годах прошла целая серия массовых забостовок шахтеров, которые выступали не только с экономическими, но и политическими требованиями. Демонстрации, митинги и забастовки стали повседневным явлением на территории государства СНГ, когда началось осуществление экономических реформ, которое, к сожалению, сопровождается резким ухудшением экономического положения широких слоев трудящихся.

Рассматривая вопрос о социальной структуре общества представляется необходимым остановиться на анализе изменений, происходящих в социальной структуре общества в современных условиях. Не претендуя на полноту анализа этих процессов, мы остановим наше внимание на главных из них, и прежде всего, связанных с развитием НТР, на изменениях, которые происходят в результате экономических и политических процессов.

Ускорение научно-технического прогресса, которое получило свое начало в 60-х годах нашего столетия привело к значительным переменам не только в развитии науки и техники, но и во всей социальной структуре общества. Это явление особенно проявило себя в наиболее развитых в экономическом отношении странах (США, Японии, Германии и т.д.), хотя его влияние все больше сказывается и на развитии других стран. Усложнение техники, технологии производства привело к значительному росту в составе рабочего класса удельного веса высококвалифицированных и резкому уменьшению доли неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. А это в свою очередь привело к изменению требований, необходимых для подготовки рабочей силы. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обучения). Высшее и среднее специальное образование становится базовым для многих профессий. Массовая подготовка средней рабочей силы требует от семей, корпораций и государства больших инвестиций в каждого раба касаются не только усложнения самого характера труда и требований, которые предъявляются к подготовке работников к такому труду. Они в свою очередь ведут и к более высокому уровню культуры, общей образованности, к росту стремления к самосовершенствованию и т.д. Эти обстоятельства хорошо понимают руководители государств, корпораций, предприниматели.

В результате ускорения научно-технического прогресса и длительной классовой борьбы произошли заметные изменения в материальном положении людей наемного труда. Основная масса людей наемного труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась в средние и обеспеченные слои общества. Работающее по найму население становится не только основным налогоплательщиком, но достаточно информированным избирателем и гражданином, все более определяющим лицо и политику правительственных организаций, всего общества.

Среди работающих по найму все больше сегодня становится тех, кто имеет собственные дома и небольшие земельные участки, акции и страховые полисы, транспортные средства и т.д. Вместо «простой и ясной» фигуры пролетария, «которому нечего терять» возникли многие «пограничные», как бы переходные социальные слои рабочего-собственника, наемного рабочего-кооператора и т.д. Все это говорит о том, что под влиянием НТП и других объективных процессов в экономически развитых странах происходят заметные изменения в социальной структуре общества, формирование новых слоев, изменение их роли в жизни общества.

Заметные изменения в социальной структуре происходят в бывших социалистических странах и в странах СНГ. Развитие демократических процессов и тех изменений, которые происходят в сфере экономики и связаны с формированием новых форм собственности, наряду с существованием таких основных социальных групп как рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и служащие, идет достаточно активный процесс формирования так называемого «среднего класса» - слоя предпринимателей, которые в большинстве из этих стран занимают пока небольшой удельный вес в общей структуре общества, но в будущем, видимо, они будут играть более значительную роль как в экономике, так и в политике. В странах СНГ в сельской местности развивается слой фермеров, то есть крестьян-собственников.

Развитие рыночных отношений, с одной стороны, приведет к резкому сокращению отдельных отраслей и производств, которые занимали в прошлом значительный удельный вес в экономике социалистических стран, что способствует высвобождению значительного числа рабочих, служащих и инженерно-технических работников. С другой стороны, проведение реформ способствовало развитию новых отраслей, целых сфер деятельности (банковское дело, коммерческие структуры и т.д.). А это в свою очередь, приводит к увеличению спроса на работников новых профессий. В результате этих и других явлений, связанных с развитием рыночных отношений, в социальной структуре общества происходят значительные изменения, как позитивного, так и негативного характера. Происходит расслоение общества на богатых и бедных, значительно усиливая процесс социальной дифференциации, а также социальной мобильности, когда большие массы людей переходят в силу различных причин из одного социального слоя в другой и т.д.

Остро стоит проблема социальной справедливости, социальной защиты интересов малоимущих слоев населения, людей, оказавшихся в результате этих явлений неспособными быстро адаптироваться и развиваться в данной среде: это пенсионеры, студенты, военнослужащие и т.д. Таким образом социальная структура общества носит сложный характер. В ней выделяются различные по характеру и общественной роли социальные общности, складываются сложные взаимосвязи между ними. Социальная структура общества включает и этническую структуру, в которую входят исторические общности людей: род, племя, народность и нация.

Первой исторической формой общности людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя, которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности - народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская - из славянских и т.д.

Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей - нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Если для родо-племенной общности главным признаком является кровнородственный, для народности - общая территория, то для нации - экономическая жизнь. Именно экономическая жизнь объединяет народности в нации.

Итак, нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней.

То, что национальные проблемы отчетливо обнаружились в нашей стране как в годы перестройки, так и в последнее время объясняется целым рядом причин. Развитие демократизации и гласности позволило в полный голос говорить о тех проблемах и противоречиях, которые существовали давно во взаимоотношениях между определенными нациями и народностями. И хотя долгое время считалось, что в национальном вопросе все давно решено и нет никаких проблем, что между нациями навеки утвердились дружественные отношения, жизнь опровергла эти утверждения. В целом ряде регионов бывшей территории СССР, а теперь стран СНГ происходят столкновения на национальной основе, в отдельных же из них (в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Южной Осетии, в Чечне и т.д.) дело доходит до настоящей гражданкой войны. Многие жители страны, слушая ежедневные сообщения из «горячих точек» страны задают себе вопрос, что же является причиной такого обострения в национальных отношениях в нашей стране, да и не только в ней?

Дело в том, что в национальных отношениях сконцентрировались почти все деформации, ошибки, беззакония, и даже преступления, которые имели место в нашей непростой истории: чрезмерный централизм, нарушения принципов федерации и автономии, нарушения правовых норм национальных образований, отсутствие должного внимания к национальной культуре каждого народа и т.д. Положение осложняется тем, что наряду со здоровыми силами, заинтересованными в подлинно демократических преобразованиях, активизировали свои силы и антиперестроечные, коррумпированные элементы, заинтересованные в укреплении своей власти. И во многих случаях они, к сожалению, добиваются своих целей.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье, как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение определенных потребностей продолжения рода и т.д. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

    Понятие социальной структуры и стратификации.

    Теории социальной структуры и социальной стратификации, их основные различия.

    Исторические системы социальной стратификации.

    Социальная мобильность: понятие, виды, типы.

    Социальная структура современного белорусского общества

    Понятие социальной структуры и стратификации.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнен с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой.

Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности .

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Основными элементами социальной структуры являются:

    Социальные общности (большие и малые группы).

    Профессиональные группы.

    Социально-демографические группы (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

    Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

    Социально-этнические группы (расы, нации, народности, племена),

    Социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны).

Самая крупная единица в социальном структурировании общества - класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые. При этом в обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы . В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; относительно высокой степенью единства и сплоченности, способностью входить в более широкие социальные звания в качестве структурных единиц.

Социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Существуют следующие виды социальных групп:

агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (очередь в магазине, попутчики в поезде). Случается так, что агрегация целиком может стать группой.

Большая группа – это совокупность людей, объединенных общим признаком, определяющим ее существование как относительно самостоятельного устойчивого образования, все члены которого не могут вступить в непосредственное общение в силу их многочисленности. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20–30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты: малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и продолжительность функционирования, интенсивность межличностных взаимодействий; высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

По характеру взаимодействия социальные группы подразделяют на первичные и вторичные . Под первичной социальной группой понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Чарльзом Кули(1864-1929) применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом. В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, учебные коллективы, политические партии и др.

Кроме того, группы подразделяют на условные (номинальные) и реальные. Условные, или номинальные – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, номинальной группой будет совокупность матерей одиночек, или совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку. Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Иначе эту группу можно назвать эталонной. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать социальную группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

    Понятие социальной стратификации.

Социальная структура отражает «вертикальный срез» общества, однако, все составляющие элементы в обществе расположены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»). Термин «страта» был позаимствован из геологии (слой земной коры), и в социологии его впервые использовал Питирим Сорокин в 1920-е годы.

Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный исторический период.

Понятие «стратификация» отличается от термина «расслоение». Стратификация означает ранговое расслоение, т.е. высшие слои находятся в привилегированном положении по сравнению с низшими. Кроме этого, как правило, высшие слои по численности значительно меньше, чем низшие. Однако в современном развитом обществе эта пропорция нарушена, и в социальной структуре преобладает средний класс.

Рис – пирамида и ромб. Пирамида Речи Посполитой.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства - неравенства. При этом под равенством понимают:

1. равенство личностное;

2. равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);

3. равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.);

4. равенство результатов.

Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с обратным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства .

Начнем с понятия "власть". Классическое определение власти предложил Макс Вебер. Власть есть любая возможность проводить (осуществлять) внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

"Собственность" - это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, общественной, формы ее весьма многообразны. Но в любом случае отношения собственности раскрывают, кто принимает решение: где, что и как производить; как распределять произведенное; кого и как награждать, стимулировать за труд, творчество и организационно-управленческую деятельность. Другими словами, собственность реально раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность – это форма экономической власти.

Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж . Это понятие раскрывает сравнительную оценку обществом, общиной или какой-либо другой группой и ее членами социальной значимости различных объектов, явлений, видов деятельности в соответствии с господствующими общепринятыми в данной культуре, данной общности социальными нормами и ценностями. На основе такой оценки определяется место группы или индивида в социальной иерархии престижа. Они наделяются определенным почетом, привилегиями, властью, особыми символами и т.д. Оценки престижности - один из действенных регуляторов социального поведения. По крайней мере, с 1920-х годов особенно широко исследуется престиж профессий в различных обществах и на его основе - профессиональное неравенство.

Образование – четвертый компонент неравенства.

В социологии учеными предлагаются разные критерии стратификации. Р.Дарендорф в основу стратификации вносит "авторитет", и на этой основе делит все общество на управляющих и управляемых. Американский ученый Л. Уорнер социальные позиции всех людей определял по 4 параметрам: 1) доход; 2) профессиональный престиж; 3) образование; 4) этническая принадлежность. Б. Барбер провел стратификацию общества по 6 показателям: престиж профессии, власть, богатство, образование, религиозная чистота, этническая принадлежность. Французский ученый А.Турен считал, что в современном обществе стратификация проходит не по отношению к собственности, власти, престижу, а по доступу к информации.

Современные учёные пришли к выводу, что анализируя социальную стратификацию общества целесообразно использовать несколько критериев. Таким образом, используют многоуровневую стратификацию , которая, в отличие от одноуровневой , представляет собой деление общества по двум и более критериям. Дифференциация людей (или социальных групп) в обществе на социальные страты характеризуется неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д. Социологи учитывают следующие особенности стратификации.

1.В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы (слои, классы, страты).

2.Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство и ущемлённое в правах большинство.

3.При стратификации учитывается возможность перемещения.

Современное общество можно дифференцировать (структурировать) по различным критериям.

Критерии дифференциации общества:

    Этнонациональные,

    Мировоззренческие,

    Религиозно-конфессиональные,

    Образовательные,

    Духовно-культурные,

    Ценностно-ориентационные (религиозная, светская мораль).

    Экономические (владение капиталом, уровень личного дохода и потребления);

    Идейно-политические (причастность к управлению обществом, причастность к процессам перераспределения общественного богатства).

Ряд западных социологов в социальной структуре общества выделяют 3 класса: высший класс (обычно 1-2 % населения, это владельцы крупного капитала, высшая бюрократия, элита); низший класс (низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и доходов); средний класс (совокупность групп самостоятельного и наёмного труда, занимающих серединное, промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий и обладающих общей идентичностью). Средний класс в развитых странах состовляет 60% населения (например, в США). По оценкам некоторых социологов, в Беларуси он не более 20 %.

Внутри выделенных классов также возможна дифференциация. Например, внутри среднего класса выделяют высший средний (владельцы среднего капитала, административная и политическая элита среднего уровня, представители высших интеллектуальных профессий); средний средний (представители малого бизнеса, фермеры, коммерсанты, лица “свободных профессий”); низший средний (средний состав обеспечения образования, здравоохранения и социальных служб, работники массовых профессий торговли и сервиса, высококвалифицированные рабочие).

Социальная структура может иметь «пирамидальную» либо «ромбовидную» форму. При пирамидальной форме социальной структуры средний класс в обществе достаточно небольшой, зато значительная часть общества относится к нижним слоям. При ромбовидной структуре средний класс большой. Считается, что чем больше средний класс, тем более стабильно общество.

Одни социологи исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений. Другие – анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся ролевые различия между людьми. Если воспринимать социальную структуру как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними, то вероятным становиться определение таких её элементов как: индивиды, нормы, ценности, социальные статусы, роли, позиции и т.п.

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы). Поэтому образование рассматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих (подразделяющих общество на группы и слои) отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и характер перелива социального капитала (принудительный или трастовый, эксплуататорский или эквивалентный).

Современное понимание конфликта заложено Дарендорфом и Козером. Дарендорф считал, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.

Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе . Также как и Зиммель, Козер считал, что конфликт содействует сохранению ус­тойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать центра­лизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать со­циальный контроль.

    Типы стратификационных систем.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

Существует девять типов стратификационных систем .

В основе первого типа - физико-генетической стратификационной системы - лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается и данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства.

Вторая стратификационная система - рабовладельческая - также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерно было долговое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство собственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов и разного рода преступников (в том числе, и политических). Эта практика была практически воспроизведена много позднее в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялось здесь в скрытых внеюридических формах).

Третий тип стратификационной системы - кастовая . В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы но праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, по, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.

Социальные статусы

В социологии под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным определяет положение человека в обществе. Статус, унаследованный от рождения прирожденный называетсяприписанным (раса, возраст и пол). Статус, приобретенный индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым (звание, должность и т.д.).

2) Социальные роли

Статус предполагает осуществление определенных представительно-обязывающих действий, формирующих модель поведения – роль. Роли помогают мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. Роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Исполнение роли равнозначно реализации социальной функции лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной, жизни часто встречается несоответствие между должным и фактическим поведением. Важно, что роль не является жестко фиксированной моделью поведения. В действиях индивида отображается его индивидуальное толкование собственной роли.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (студент), называется: ролевой системой или ролевым набором (ученик, сокурсник, читатель библиотеки и т.д.). Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например, законы, являются формальными; другие, скажем, умение вести себя за столом, - неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения.

Статусы и роли - это составные элементы более сложных социальных структур, включая группы. Группа - 2 или более индивида, которые имеют общие взгляды и связанны друг с другом относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия. Группу образуют индивиды с соответственными ролями, если они взаимодействуют устойчиво в течение долгого времени.

4) Институты

Социальный институт - совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Выделяют следующие группы потребностей общества, которым соответствуют группы институтов: 1) общение между членами общества (институты образования); 2) производство, распределение и потребление товаров и услуг (экономические институты); 3) защита членов общества и регуляция их поведения (политические институты); 4) воспроизводство общественной системы (семья).

5) Общества

Общество - это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, пополняемое в основном за счет внутриобщественного деторождения и обладающее политической независимостью.

37.Социальная структура и ее исторические типы

Любая система обладает собственной структурой. Структура – это строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Нетрудно видеть, что в понятии «структура» прежде всего объединяются два таких термина, как элементы и взаимосвязь между этими элементами. Таким образом, можно сказать, что каждая структура имеет свой состав и свои внутренние связи. Не является исключением и социальная структура общества как целостной системы.

Поэтому для более полного рассмотрения этого термина остановимся на интерпретации понятий «социальный состав» и «социальные связи». Социальный состав – это набор элементов, составляющих общественную систему. В качестве таких элементов можно отметить индивидов и их объединения (общественные, политические, экономические и т. д.).Индивид – это наиболее общее понятие, которое включает в себя самые общие свойства человека.

Первичной организацией индивидов в обществе является семья. Семья – это самое первое общественное объединение людей, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях и выполняющая функцию биологического воспроизводства себе подобных. Более сложными формами объединения выступают корпоративные и общественные организации.

Корпоративные объединения – это органы, создаваемые с целью ведения совместной хозяйственной деятельности. Общественные объединения – это органы, создаваемые для реализации общественно значимых целей.

Второй характеристикой социальной структуры выступает социальная связь. Социальная связь – это устойчивые взаимодействия между элементами социальной системы. В структуре общества можно отметить существование таких связей, как биологические, экономические, политические, социокультурные, духовные. Итак, социальная структура является сложным понятием, и его интерпретация может производиться как в широком, так и в узком смысле.

В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая.

В рамках этой теории принято выделять четыре типа социальной структуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен прежде всего для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие.

Основными же элементами системы являются две группы людей: одни люди обладают гражданскими правами, другие их полностью лишены и наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях.

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. В этих обществах социальные связи носят наследственно предписанный социально-профессиональный характер и закрепляются религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определенной касты, и изменить свое положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может.

Классовый тип социальной структуры. Данный тип получил научную разработку в трудах родоначальников марксизма. Класс определяется ими как большая группа людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменные – престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.

Социология изучает общество в различных его масштабах. Она не ограничивается социальными образованиями, функционирующими в границах современных национальных государств, а изучает все социальное, от индивида до человечества в целом. На средних уровнях социального порядка, находящихся между индивидуальным и глобальным, социология имеет дело с отдельными элементами социальной структуры.

Социальная структура общества - это устойчивая совокупность его элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей. Хотя социальная структура образуется посредством функционирования социальных институтов, это не вся социальная организация, а лишь ее форма. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности, а также другие факторы социального неравенства. Преимущества общественного неравенства состоят в возможностях профессиональной специализации и предпосылках для роста производительности труда. Недостатки социального неравенства связаны с социальными конфликтами, которые оно порождает. Эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент дифференциации доходов, или отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных групп общества. В высокоразвитых индустриальных странах он колеблется в пределах от 4 до 8. Сегодня в Беларуси он находится в пределах 5,6-5,9. Для сравнения: в Казахстане децильный коэффициент составляет 7,4, в Украине - 8,7, в Польше - 16,5, в России - 16,8.

Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы являются человек и многообразные социальные общности, в которых люди объединены родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и прочими связями. Интеграция и координация действий множества людей и различного рода групп осуществляется через социальные институты.

Понятие «социальная структура» отражает социальное неравенство в во всех его проявлениях, а понятие «социальная стратификация» - только в вертикальном срезе.

В качестве признаков, по которым люди объединяются в страты, выступают, прежде всего, уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии и доступ к власти. В соответствии с местом в социальной иерархии различные социальные страты можно объединить в классы. Индикатором положения человека в классовой структуре общества является стиль жизни - совокупность поступков и предметов собственности, которые воспринимаются индивидом и окружающими как символы его социального статуса.

В марксистской теории классы - это большие группы людей, которые различаются:

По месту в исторически определенной системе общественного производства;
- по отношению к средствам производства (большей частью, закрепленному и оформленному в законах);
- по роли в общественной организации труда;
- по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Выделяют основные (доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) и неосновные классы (существование которых обусловлено сохранением в данной общественно-экономической формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений). Такое понимание представляет классовую структуру общества менее жестко и приближает анализ социальной структуры к стратификационному анализу. Однако выделение чрезмерно больших групп населения в рамках социальной структуры делает социальный анализ чересчур абстрактным и не позволяет учитывать довольно существенные внутриклассовые различия. Отчасти этот недостаток классового анализа был преодолен М. Вебером, у которого класс - это совокупность индивидов, обладающих сравнительно равнозначной долей власти, богатства и престижа. Более детально социальная структура представлена в теории социальной стратификации. Класс может быть определен также как группа, которую объединяют профессиональные, имущественные и социально-правовые интересы.

Веберовская трактовка классов получила развитие в рамках функциональной (статусной) концепции классов (Р. Арон, Д. Белл, Т. Парсонс, У. Уорнер, X. Шельский и др.), в которой выделяются следующие классообразующие признаки: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти.

Высший класс (обычно 1-2 % населения) - это владельцы крупного капитала, промышленная и финансовая элиты, высшая политическая элита , высшая бюрократия, генералитет, наиболее преуспевающие представители творческой элиты. Они обычно владеют значительной частью собственности (в индустриально развитых странах - около 20 % общественного богатства) и оказывают серьезное влияние на политику, экономику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.

Низший класс - низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и дохода, маргинальные и люмпенизированные слои, для многих из которых характерны значительные расхождения между относительно высокими ожиданиями, социальными притязаниями и низкой оценкой своих реальных возможностей и достигнутых в обществе личных результатов. Представители таких страт встраиваются в рыночные отношения и добиваются жизненных стандартов среднего класса с большим трудом.

Средний класс - совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающих общей идентичностью.