Кредитование

Российско словацкое взаимодействие на современном этапе. Российско-словацкие экономические отношения

Словацкая Республика, обладая значительным экономическим потенциалом и развитой транзитной инфраструктурой, являясь крупным потребителем российского сырья, относится к числу важных торгово-экономических партнеров России в Европе. Россия занимает третье место среди торговых партнеров Словакии после Германии и Чехии, Словакия входит в число 20 основных торговых контрагентов России.

По данным Федеральной таможенной службы России, внешнеторговый оборот России и Словакии по итогам 2015 года составил 5337,4 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 3577,9 миллиона долларов и импорт — 1759,5 миллиона долларов.

За первые шесть месяцев 2016 года, внешнеторговый оборот России и Словакии составил 1921,3 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 1235,0 миллионов долларов и импорт — 686,3 миллиона долларов.

Основу российского экспорта составляют энергоносители и минеральное сырье, в том числе природный газ, нефть, ядерное топливо, каменный уголь, железная руда. Словакия поставляет в Россию главным образом автомобили, электрические машины, оборудование, бумажную и полиграфическую продукцию, лекарственные препараты, солод, товары широкого потребления.

По данным ЦБ РФ на 2014 год, объем прямых накопленных словацких инвестиций в экономику России составил 28 миллионов долларов, объем прямых накопленных российских инвестиций в экономику Словакии — 119 миллионов долларов.

Основу российско-словацких экономических отношений составляет взаимодействие в области топливно-энергетического комплекса. Российские поставки нефти, газа, ядерного топлива на 90% покрывают потребности Словакии.

Поставки российского природного газа в Словакию и транзит газа по территории Словакии в Западную Европу осуществляются на основе долгосрочных контрактов, подписанных в 2008 году на период до 2029 года и предусматривающих поставки газа в объеме до 6,5 миллиарда кубометров в год. По прогнозам, объем транспортировки российского газа через территорию Словакии за весь период действия контракта превысит 700 миллиардов кубометров.

Поставки российской нефти и транзит нефти по территории Словакии осуществляется на основе межправительственного договора о сотрудничестве, подписанного в декабре 2014 года в Москве на срок до 2029 года. Транзит нефти из России в третьи страны через территорию Словакии осуществляется на основании межправительственного Протокола от 7 февраля 2000 года в объеме до 4 миллионов тонн в год.

Важное место в российско-словацком взаимодействии отводится атомной энергетике. Успешно реализуются долгосрочные контракты по поставкам ядерного топлива для АЭС "Ясловске Богунице" и АЭС "Моховце". Осуществляется работа по модернизации энергоблоков №3 и №4 АЭС "Богунице" и повышению мощности энергоблоков №1 и №2 АЭС "Моховце".

Развивается сотрудничество в инфраструктурно-транспортной сфере. Реализуется ряд взаимовыгодных проектов и сопутствующих программ. С 2005 года прорабатывается проект сооружения широкой железнодорожной колеи от города Кошице до Братиславы с выходом на Вену и созданием логистического центра на Дунае. В нем участвует ОАО "РЖД" совместно с соответствующими структурами Словакии, Австрии и Украины. Проведено несколько этапов технико-экономического обоснования.

Осуществляется сотрудничество в области медицины. НП "Уральский биомедицинский кластер" и ведущий его участник ООО "Завод Медсинтез" ведет активное взаимодействие со словацкой компанией ВУЛМ (VULM). Проводится работа по продвижению продукции Медсинтеза, в частности, препарата "Триазавирин", аппарата искусственной вентиляции легких, шприц-ручки на словацкий, а затем европейский рынок.

В банковской области на словацком рынке действует российский Сбербанк. В апреле 2015 года в Братиславе открылось Европейское региональное отделение Международного инвестиционного банка.

С участием словацких структур в России проекты в энергетике, железнодорожном машиностроении, телекоммуникациях, сельском хозяйстве. свыше 30 соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации и местными администрациями Словакии, а также с минэкономики Словацкой республики. Словацкие компании активно работают в Поволжье и центральной России — в Татарстане, Пермском крае, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Кировской и Ярославской областях.

Одним из инструментов регулирования и совершенствования торгово-экономических связей между Россией и Словакией является двусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Сопредседателями Комиссии являются министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и министр экономики Словакии Вазил Гудак. 5-6 мая 2015 года в Братиславе прошло очередное 17-е заседание МПК.

В рамках МПК функционируют восемь рабочих групп: по энергетике, атомной энергетике, туризму, по сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия, по образованию, военно-техническому сотрудничеству, культуре, промышленности.

В 2007 году был учрежден Словацко-российский деловой совет (СРДС). Российским партнером СРДС является Деловой совет по сотрудничеству со Словакией.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

4 апреля исполнилось 65 лет со дня освобождения Красной Армией столицы Словакии — Братиславы. По этому случаю в стране проходят многочисленные памятные мероприятия, которые займут несколько дней и станут своего рода прелюдией к визиту в Словакию Дмитрия Медведева.

Президент России будет находиться в Братиславе 6-7 апреля и, среди прочего, почтит память погибших на словацкой земле бойцов Красной Армии.

Наши отношения со Словакией выгодно отличаются от тех, которые связывают Россию с другими бывшими соцстранами Европы. В последние годы мы практически стали союзниками. Достаточно сказать, что президент Словакии Иван Гашпарович и премьер Роберт Фицо на саммите НАТО в апреле 2008 г. не поддержали вступление в альянс Украины и Грузии и категорически отказались признавать независимость Косово.

В августе того же года Фицо стал первым в Европе политиком, открыто заявившим о том, что агрессором в югоосетинской войне стала Грузия. А уже в начале 2009 г. он дал понять, что виновником российско-украинского газового конфликта, от которого в значительной мере пострадала и Словакия, была Украина. Это шло вразрез с заявлениями большинства европейских политиков, старавшихся возложить основную вину на Россию.

Надёжным фундаментом российско-словацких связей служит отношение словаков к прошлому, особенно к истории Второй мировой войны. "Историю невозможно пересматривать, память о тех днях должна сохраняться вечно", — заявил в прошлом году президент Гашпарович, говоря о переоценке итогов войны. Представить себе такое из уст его польского коллеги Леха Качиньского трудно.

В Словакии чтят заслуги советских воинов, погибших в боях за освобождение страны от нацистов. Подтверждением чему является и впечатляющий памятник на холме Славин в Братиславе. Рядом находится кладбище, где похоронены наши бойцы. Властям страны и в голову не приходит повторить то, что сделали с "Бронзовым солдатом" в Эстонии. Памятники поменьше стоят и в других городах.

Есть ещё одна "параллель" с Прибалтикой. Дело в том, что в 1939-1945 гг. существовала Словацкая республика, которая была союзником нацистской Германии. Мало того — первым в истории независимым словацким государством. Однако нынешняя страна считает себя наследницей Чехословакии, входившей в антигитлеровскую коалицию.

Представить себе парад коллаборационистов, марширующих по Братиславе, подобно ежегодным рижским шествиям, трудно. "Во время Второй мировой войны нам хотели навязать режим, который словаки не могли принять", — сказал в прошлом году по этому поводу президент Гашпарович. То есть на официальном уровне дал отпор тем, кто пытается возвести руководителей первой Словацкой республики в ранг национальных героев.

Лишнее свидетельство уважения к истории — прошедшие в прошлом году торжества по случаю 65-летия антифашистского словацкого восстания. Участвовавшим в нем партизанам по мере сил помогал СССР, хотя вторгшиеся в страну гитлеровцы восстание подавили. Тем не менее, праздником является 29 августа — день его начала, а не 14 марта — день провозглашения союзной Гитлеру Словацкой республики.

События, омрачавшие российско-словацкие отношения, случались. Вспомним хотя бы антибольшевистскую борьбу чехословацких легионеров в Гражданской войне в России 1918-1920 гг. Или ввод советских войск в Чехословакию в 1968 г. Но сегодня подобные исторические эпизоды влияния на политику не оказывают.

Словом, вполне логично, что Дмитрий Медведев посетит Братиславу в дни празднования ее освобождения. Этот визит является убедительным доказательством высокого уровня отношений между двумя странами. Ответный шаг Иван Гашпарович намерен сделать 9 мая. Он без колебаний согласился приехать в Москву на празднование 65-летия Победы.

Тему продолжают эксперты "Правды.Ру" Сергей Хелемендик и Виктор Никитин.

Сергей Хелемендик, депутат парламента Словакии, публицист:

— Объяснений того, что отношения России и Словакии намного лучше, чем у России с другими бывшими соцстранами Европы, несколько. Главная причина в том, что традиционно доброе отношение нашей страны к России уходит корнями в начало XIX века. Словаки, которые в массе своей верят в духовную сущность славянства, — русских логично считают самым сильным и великим славянским народом.

Немаловажно и то, что в 2006 г. в Словакии пришло к власти правительство Роберта Фицо, и унизительную, почти лакейскую проамериканскую политику Микулаша Дзуринды сменила новая, взвешенная позиция, которая учитывает важную роль России в Европе и мире.

фото EURACTIV.COM

В рамках наступившего председательства Словакии в Совете Европейского Союза, во время которого, как правило, задаются ключевые тренды дискуссий для высших политических кругов Европы на ближайшие полгода, словацкая сторона отводит большое значение рассмотрению комплекса вопросов, касающихся взаимоотношений России и Европейского союза.

Акцентирование внимания именно на этом аспекте многоплановой картины развития международных и внутриевропейских отношений обосновывается не только важностью этого вопроса для всей европейской общественности, но и особой заинтересованностью страны-председательницы. Так, в ходе подготовительных мероприятий, предшествовавших началу председательского срока, состоялись встречи словацких и российских министров на высшем уровне, были проведены круглые столы, на которых присутствовали представители ученого сообщества обеих стран, подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере экономики и образования.

Важно отметить, что Словакия одна из немногих европейских стран, чей лидер на официальном уровне заявляет о пагубности режима санкций , установленного между ЕС и Россией. Риторика выступлений премьер-министра Словакии Роберта Фицо свидетельствует о его позитивном отношении к России и желании установления добрососедских отношений. Так, он постоянно говорит о культурно-языковой близости Словакии и России, отмечая славянские корни словацкого общества. Он открыто симпатизирует президенту России В.В. Путину, который, по его мнению, вернул россиянам чувство национальной гордости. Обвинения оппозиционных политиков в недемократичности российского государственного режима он считает надуманными и не имеющими под собой оснований. Главный же довод для поддержания хороших отношений с Россией Фицо видит в необходимости удержания экономических связей .

Следует выделить тот факт, что только за 2015 г. в результате установления санкций взаимный торговый оборот между странами снизился на 30%. Так, ещё в 2014 г. Россия занимала 3-е место среди торговых партнеров Словакии после Германии и Чехии, и Словакия входила в число 20 основных торговых контрагентов России. Однако сокращение объема российско-словацкой торговли привел к тому, что Польша и Китай нарастили свою долю в словацком импорте, сместив РФ на пятое место.

Российская сторона также подчеркивает первоочередную важность расширения и укрепления экономических контактов. Так, министр иностранных дел России С.В. Лавров во время майской встречи со своим словацким коллегой М. Лайчаком, отмечая необходимость приложения усилия для преодоления негативных тенденция в торгово-экономической сфере, указал на то, что выход из этой ситуации находится «в поиске новых проектов». Сейчас подобные проекты возможны в основном в сфере топливно-энергетического комплекса, где на данный момент российские поставки сырья покрывают около 90% потребности Словакии. Так, во время встречи главы Минэкономразвития А. Улюкаева с вице-премьером Словакии по инвестициям П. Пеллегрини обсуждалась возможность постройки двух энергоблоков для АЭС «Моховце». 31 мая 2016 г. между АО «Русатом Сервис» и словацкой компанией VUJEa.s., занимающейся эксплуатацией атомных электростанция, был подписан Меморандум о взаимопонимании . 22 июня 2016 председатель Словацкой торгово-промышленной палаты и председатель исполкома Всемирной федерации торговых палат Петер Мигок во время визита в МИД РФ отметил, что продолжающиеся санкции против России не имеют эффекта и только вредят общему делу.

Однако членство Словацкой республики в ЕС и НАТО ведет к тому, что нынешнее правительство страны одновременно с желанием продолжать полноценное сотрудничество с Россией вынуждено ставить свою подпись под резолюциями, вводящими ограничительные меры экономического и политического характера в отношении РФ. Так, например, во время недавней совместной встречи премьер-министров стран Вишеградской группы, регионального объединения стран Центральной и Восточной Европы (Венгрии, Польши, Словакии и Чехии), была подписана декларация , в которой говорилось о необходимости завершить процесс адаптации НАТО на территории его членов в Центральной и Восточной Европе для «ответа на любые вызовы и угрозы, исходящие из различных направлений». Несомненно, что в условиях антироссийской риторики подобные указания на ориентиры возникновения опасностей относятся напрямую к России.

Что касается упомянутых участников Вишеградской группы, то словацкая сторона не обременена тяжелым грузом исторического прошлого, который бы вплоть до сегодняшнего дня влиял на её взаимоотношение с Россией. Так, Польша обуреваема воспоминаниями о многовековом сопротивлении восточному соседу, последующих разделах Речи Посполитой, пребывании в советском блоке. Венгрия и Чехия вспоминают ввод советских войск в 1956 и 1968 гг. Несмотря на то, что Пражская весна 1968 г. случилась в Чехословакии — объединенном государстве чехов и словаков – можно говорить, что современное словацкое общество не воспринимает это событие так болезненно, как их бывшие соотечественники. Отсюда можно делать выводы, что присоединение Словакии к совместным заявлениям является обязательной частью членства страны в международной организации и не отражает реальных интенций нынешнего словацкого правительства.

Однако внутри Словакии в партийной среде позитивное восприятие России и желание восстановить прежние отношения не являются общераспространенными трендами. Более того, значительная часть политического истеблишмента занимает антироссийские позиции и идет в русле брюссельской политики. Так, например, словацкие СМИ, находящиеся в оппозиции действующему премьер-министру, проигнорировали его телефонный разговор с В.В. Путиным накануне футбольного матча на Чемпионате Европы по футболу между национальными сборными двух стран. Во время беседы обсуждалось предстоящее председательство Словакии в Совете Европейского Союза. Роберт Фицо, недовольный подобным поведением словацких журналистов, высказался по этому поводу на своей странице в Facebook, где отметил важное экономическое значение России, в особенности в сфере энергетики.

Те политические силы, которые в словацкой медиа-сфере обозначаются как «пророссийские», подчас вынесены за пределы политической жизни Словакии или же, несмотря на свое присутствие в парламенте страны, являются «нерукопожатными» для большей части словацкой политической элиты. Наиболее ярко на этом поприще выступает Марианн Котлеба, лидер праворадикальной и ультранационалистической партии «Народная партия – Наша Словакия». Политик резко выступает против ЕС, НАТО, западных финансовых структур, в конфликте с Украиной занимает российскую сторону. По его мнению, события на Майдане были совместным продуктом Запада и США, результат которого был всецело направлен против России. Стремление украинского общества стать частью ЕС он не одобряет, указывая на желательность нахождения Украины в сфере влияния РФ. Эксцентричность высказываний политика привела к тому, что некоторые словацкие СМИ, в свете ареста польского общественного деятеля, лидера незарегистрированной партии «Смена» Матеуша Пискорского, поддерживавшего политику Кремля, по обвинению в шпионаже в пользу России начали высказывать предположение о возможной причастности Котлебы к сотрудничеству с российскими спецслужбами.

Такие защитники интересов России скорей делают ей медвежью услугу, заставляя словацкого обывателя задуматься над образом России, которая притягивает на свою сторону столь одиозных личностей. Подтверждением этого являются опросы общественного мнения, которые указывают на то, что при рассмотрении российско-украинского конфликта, первопричины введения санкций в отношении России, большая часть словаков встает на сторону Украины и рассматривает её в качестве жертвы агрессивных действий Кремля.

В этой связи для российской стороны укрепление российско-словацких отношений должно стать важным направлением развития внешнеполитического курса страны. В условиях, когда ЕС держится непоколебимо в убеждении необходимости сохранения санкций, государство, где правительство возглавляет политик, выступающий за смягчение режима между Европой и Россией, представляет собой громадный потенциал для последующей нормализации отношений. На данный момент подобная деятельность проводится посредством правительственных групп, составленных из представителей Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Перед ними ставится задача развивать региональное сотрудничество между субъектами двух стран и работать в направлении разработки законодательной базы для упрощения их последующего сотрудничества. Весной 2016 г. группы дружбы Госдумы совершили поездку в Словацкую республику, где им удалось провести деловые переговоры с коллегами из Национального совета. Результаты поездки можно оценивать двояко: с одной стороны, российские СМИ отрапортовали, что официальные представители словацкой стороны отметили неприемлемость санкций в отношении России, их приверженность дружбе с Россией и готовность ей помогать. В то же самое время словацкая сторона, в лице оппозиционных СМИ, была возмущена характеристикой Словакии как «страны, которая гордо противостоит злому Западу в вопросе отношений с Москвой и прилагает усилия по нейтрализации санкций, введенных в связи с агрессией России на востоке Украины и аннексией Крыма». Помимо этого часть экспертов отмечают активизацию на просторах всемирной сети «интернет троллей», которые посредством обильного комментирования политических событий на информационных порталах пытаются оказать влияние на общественное мнение словаков. За спинами этих комментаторов политологи видят «невидимую руку Кремля».

Пагубность установившегося режима взаимоотношений между Россией и Европой подспудно или открыто начинают признавать всё большее количество политиков, экспертов. Если ранее тяжелые последствия для экономик обеих сторон объясняли третьими причинами, стараясь отстоять необходимость поддержания ограничений по отношению к России, то сейчас становится очевидным, что экономики двух политических образований – ЕС и РФ – неразрывно связаны. Словакия, как страна, которая имела и до сих пор имеет очень тесные экономические связи с Россией наиболее остро прочувствовала последствия санкций. В этой связи работа, направленная на ликвидацию барьеров с целью последующего восстановления полноценного сотрудничества, стала одним из направлений деятельности нынешнего премьер-министра Р. Фицо. Однако действия политика во многом ограничены, прежде всего, необходимостью подчинения регламентирующим постановлениям высших органов ЕС, а также внутренней оппозицией словацкого политического истеблишмента, ориентированного на Запад, для которого Россия является угрозой национальным интересам Словакии. Необходимо отметить, что заявления Фицо подчас звучат популистски и направлены на завоевание политических очков среди аудитории, настроенной скептически к инициативам ЕС. Однако в этом его упрекать не стоит. В этой связи председательство Словацкой республики в Совете ЕС предоставляет в распоряжение словаков политическую трибуну, с которой они могут сформировать повестку дня в выгодным для них русле. Подобная возможность появляется раз в 14 лет, поэтому руководству страны необходимо выставить приоритеты в таком виде, чтобы они были, с одной стороны, понятны и доступны всему политическому сообществу ЕС, а, с другой, соответствовали интересам собственной страны. Тема «Россия и её взаимоотношения с ЕС» (а соответственно и российско-словацкие отношения, как составная их часть) в обстановке прошедшего референдума в Великобритании, главного инициатора введения санкций, становится более доступной для всестороннего рассмотрения. В свою очередь российская сторона не должна оставаться равнодушной и ей следует приложить максимум усилий для продолжения позитивного сотрудничества со словацкими коллегами.

Михаил Ведерников , научный сотрудник Центра Вишеградских исследований Института Европы РАН, Российская Федерация

Автор

Ежеквартальник Русский вопрос был создан Петром Вагнером в 2001г. Журнал ориентирован на настоящее и прошлое государств, возникших на территории бывшего СССР.

Сразу после образования в 1993 году Словацкой Республики Российская Федерация установила с ней дипломатические отношения на уровне посольств. В том же году состоялся официальный визит в Братиславу Президента России, в ходе которого был подписан двусторонний Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве.

В настоящее время между двумя странами существуют дружественные, взаимовыгодные и многообразные отношения. В последние годы активизировался межгосударственный политический диалог. В феврале 2005 г. Братиславу с официальным визитом посетил Президент Российской Федерации В.В.Путин, в апреле 2005 г. – Председатель Государственной думы Российской Федерации Б.В.Грызлов, в ноябре 2006 г. состоялся официальный визит Президента СР И.Гашпаровича в Россию.

С 1993 г. проводятся заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, ставшей ключевым механизмом двустороннего взаимодействия во всех областях. За этот период Россия и Словакия стали важными торговыми партнерами. Россия сегодня занимает пятое место (5,4%) во внешнеторговом обороте СР после Германии (27,3%), Чехии (13,5%), Италии (6%) и Австрии (6%).

Двусторонний товарооборот в 2006 году составил 5,35 млрд. долл. США и повысился по сравнению с 2005 г. на 44,9 % (в 2005 г. – 3,9 млрд. долл. США).

Россия занимает третье место в общем объеме словацкого импорта (9,4%). В 2006 г. из РФ поставлено товаров на 4,58 млрд.долл. США (на 43,6% больше, чем в 2005 г.) - в основном энергоносители, минеральное сырье (природный газ, нефть, каменный уголь, железная руда). Экспорт Словакии в Россию в 2006 г. увеличился на 53,2% и составил 770 млн.долл. США.

Из Словакии поставляются машины, оборудование, бумажная продукция, транспортные средства, полиграфические изделия, изделия из черных металлов, лекарственные препараты, солод и другие товары.

Объем накопленных российских инвестиций в Словакии в 2006 г. превысил 90 млн. долл. США. Накопленный объем словацких капиталовложений в российскую экономику в 2006 г. составил более 100 млн.долл. США.

Российские компании обеспечивают стабильные поставки нефти на словацкий (6 млн. тонн) и западноевропейские рынки (4 млн. тонн.).

В соответствии с долгосрочными контрактными обязательствами в Словакию ежегодно поставляется около 8 млрд. куб. м. российского газа, его транзит через Словакию в страны Западной Европы составляет более
70 млрд. куб. м.

Традиционно российские компании занимают одно из ведущих мест на словацком рынке ядерной энергетики. Российское АО "ТВЭЛ" поставляет ядерное топливо для АЭС "Ясловске Богунице" и "Моховце". Прорабатывается возможность участия российских компаний в достройке 3 и 4 блока АЭС "Моховце" и выводе из эксплуатации 1 и 2 блока АЭС "Ясловске Богунице".

В настоящее время реализуется более 40 совместных промышленных проектов. Набирает потенциал российско-словацкое СП "Матадор-Омскшина" в Омске. Компания реализует дальнейшие инвестиции в развитие совместного производства с целью доведения его объемов до 2 млн. шин в год.

Научно-техническое направление сотрудничества определяют осуществляемые при участии российских организаций проекты сооружения Международного Лазерного и Циклотронного центров в СР. Примером двустороннего взаимодействия в передовых отраслях явился полет словацкого космонавта И.Беллы на российской космической станции "Мир", со времени которого в феврале 2007 г. исполнилось 8 лет.

На сегодняшний день практически полностью урегулирована проблема государственной задолженности бывшего СССР перед Словакией. В общей сложности Россия выплатила Словакии около 1,7 млрд. долл. США.

В многогранное сотрудничество между двумя странами все активнее вовлекаются регионы. В 2005-2006 гг. состоялись заседания смешанных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Министерством экономики Словакии и администрациями Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкирии, Республики Чувашия и Омской области, в ходе которых были намечены и проработаны дальнейшие шаги по развитию межрегиональных связей. Успешно действует целый ряд совместных предприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Липецкой и Волгоградской областях.

Развиваются связи между Россией и Словакией в области культуры и образования. Проводятся обмены творческими коллективами, выставками, развиваются связи в области кинематографии. Российские исполнители ежегодно принимают участие в ряде международных фестивалей, проводимых в Словакии: «Братиславские музыкальные торжества», «Театральная Нитра», «Агрофильм», Братиславский международный кинофестиваль и др. В 2006 г. в Словакии прошли гастроли балетной труппы Красноярского театра оперы и балета, концерт стипендиатов Филармонического общества Санкт-Петербурга, выступления лауреатов Московского международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Открытая Европа». В 2007 г. планируются гастроли ансамблей песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова и народного танца под руководством Игоря Моисеева, гала-концерт артистов балета Большого театра.

Активно развиваются двусторонние связи в области образования. В ходе официального визита Президента СР в Москву подписано соглашение между образовательными ведомствами наших стран о сотрудничестве в области образования. Словакия и Россия обмениваются студентами, аспирантами, стажерами и преподавателями. Особое внимание Посольство уделяет работе по распространению русского языка в Словакии, опираясь на помощь и поддержку Ассоциации русистов СР. Словацкая общественность активно подключилась к проведению Года русского языка в СР, шефство над которым взяла супруга президента Словакии С.Гашпаровичова. Работают курсы русского языка при РЦНК в Братиславе. Уровень владения русским языком в Словакии остаётся одним из самых высоких в регионе. Русским языком владеет до 25% населения страны и интерес к его изучению неуклонно возрастает. Сейчас он занимает третье место в рейтинге популярности – вслед за английским и немецким.

В Словакии проживает около 4 тысяч наших соотечественников. Из них, по данным Словацкого статистического управления, 1590 этнических русских – граждане Словацкой Республики. Соотечественники в Словакии имеют свою культурно-просветительскую организацию - Союз русских в Словакии (СРС). Союз является участником Международного совета российских соотечественников (зарегистрирован Минюстом России 10 октября 2003 г.). В 2003 г. при СРС была образована молодежная организация. Работают 7 филиалов Союза в городах Братислава, Нитра, Бaнска Быстрица, Повaжска Быстрица, Мaртин, Кошице и Попрад.Союз издает журнал на русском языке "Вместе" (6 номеров в год).

В 2006 г. создано Словацко-российское общество, ставящее своей задачей развитие культурных и экономических связей с Россией, поддержание интенсивного дружественного диалога между общественностью двух стран, содействие распространению правдивой информации о России.



События сентября 2001 года, показавшие уязвимость США и невозможность строить безопасность даже самой Америки, тем более всего мира, на одной точке, проявляют все более широкие последствия для международной обстановки и воздействие на внешнеполитическое и историческое мышление. Многие начинают переоценивать свою одностороннюю ориентацию на США и НАТО и искать более сбалансированный курс.

Свидетельством такой корректировки стал визит президента Словакии Рудольфа Шустера в Россию. В ходе этого визита словацкий лидер, с именем которого принято связывать поворот от пророссийского и нейтралистского курса Владимира Мечиара к сугубо атлантической ориентации и вступлению в НАТО, всемерно подчеркивал задачу Словакии возродить политические и экономические отношения с Россией в качестве важнейшего уравновешивающего фактора словацкой политики. Р.Шустер немало говорил о "славянской взаимности", близости культуры и языка, общности исторического наследия, произнося слова, давно вычеркнутые глобалистами из современного евроатлантического лексикона.

Хотелось бы надеяться, что эти слова из уст президента Словакии - не просто дань политическому моменту, ибо они действительно отражают глубокую историческую традицию, о которой предпочитали умалчивать славянские либералы-западники, но которая по-прежнему является фоном исторического и политического мышления многих словацких интеллектуалов христианско-консервативного направления.

Предлагаем Вашему вниманию мнение о месте Словакии в современной истории и борьбе за это место в современном внешнем контексте, высказанное словацким ученым-международником Беатой Лукан за несколько месяцев до визита президента Словакии в Россию.


ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Идеи единения с Россией и русской ориентации будущей словацкой государственности, основанные на славянофильском мировоззрении, всегда играли значительную роль в политической истории и мысли Словакии. Крупнейшие словацкие интеллектуалы Павол Йозеф Шафарик, Йан Коллар, Людовит Штур были не только приверженцами идеи "славянской взаимности", но и сами активно разрабатывали подобные исторические концепции . До сих пор на представителей словацкой интеллигенции оказывают немалое воздействие мировоззрение и видение Л.Штура - создание союза славянских народов с русским царем во главе, которое он подробно изложил в своем политическом завещании "Славянство и мир будущего". Для Штура союз с Россией представлялся необходимостью вследствие геополитических причин. Он надеялся, что сильная русская держава освободит славянские народы, втянутые в ходе Дранг нах Остен в Германию и Австро-Венгрию, нацеленные на оформление так называемой политической Mitteleuropa.

С началом Первой мировой войны большая частъ словацкой интеллигенции с энтузиазмом восприняла русофильскую концепцию решения словацкого вопроса. В соответствии с этими идеями должно было быть создано словацкое княжество с членом царского рода Романовых во главе, входящее в царскую державу. Эта идея просуществовала вплоть до февраля 1917 года, и словаки ждали армию казаков как спасение от венгерской тирании. [В Австро-Венгрии словаки и сербы были в составе Венгерского королевства и венгры были главными противниками придания славянам равных прав в Дунайской империи. По словам патриарха британской балканистики Р.В.Сетон-Уотсона, именно венгерские круги упрямо сопротивлялись перестройке Австрии на принциппах триализма и "в течение более сорока лет монополизировали австрийскую политику и блокировали любое развитие". (Seton-Watson R.W. The Southern Slav Question and the Habsburg Monarchy. London, 1911, p.4) - Примечание редакции]

Однако Февральская революция уничтожила все надежды на освобождение Словакии с Востока. Одновременно итогом Первой мировой войны вместо германских проектов превращения Mitteleuropa в главный центр силы на континенте, Центральная Европа вообще изчезла как самостоятелъный политический фактор, а судьбу словаков как и других западных и южных славян начертала в соответствии со своими интересами англосаксонская часть победившей Антанты.


РОССИЙСКО-СЛОВАЦКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В 90-Е ГОДЫ

На исходе ХХ века в 90-е годы для восточноевропейских стран было почти типичным желание дистанцироваться не только от бывшего СССР, но и от демократической России, и скорее интегрироваться в западноевропейские и атлантические структуры. Однако, среди словацких политических кругов после отделения от Чехии сохранялись весьма глубокие стремления сохранить сбалансированную позицию между Россией и Западом и сильную пророссийскую ориентацию.

Несмотря на близкие исходные предпосылки с прочими странами Вышеградской группы - Чехией, Венгрией и Польшей, - Словакия в 1999 году так и не стала членом НАТО. Причина тому, вопреки частым заявлениям правящих политических кругов Запада, заключается вовсе не только в "инертности" преобразовательных процессов в стране. Словакия не вошла в НАТО в первую очередь потому, что стремилась избежать односторонней ориентации исключительно на евроатлантические структуры. Напротив, в период с 1993 по 1996 год она развивала необычайно интенсивные взаимоотношения с Россией, вызывая тем самым недовольство на Западе.

Отношения России и Словакии начинались без какой-либо провозглашенной доктрины и первоначально не предполагали выхода за рамки чисто экономического сотрудничества. Однако они на глазах приобретали все более выраженный геополитический и даже оборонный характер. Россия в качестве великой державы представляла для внешней политики молодого словацкого государства единственную альтернативу прозападному курсу и выступала в течение девяностых годов возможным гарантом изменения внешнеполитической ориентации Словакии.

Однако участие России в некоем оборонительном союзе Центральной Европы диаметрально противоречило концепции "нового мирового порядка" под эгидой "единственной сверхдержавы" США, которую сформулировал столь откровенно американский стратег безопасности Збигнев Бжезинский. В конце 1996 года Бжезинский сделал несколько довольно прозрачных намеков в адрес Словакии и дал тогдашнему премьер-министру Словакии Владимиру Мечиару, которого уже упрекали в политических пристрастиях к России, следующую откровенную оценку: "Возможно, Мечиар и неплохой политик, но в качестве государственного стратега он слаб. В случае, если Словакия не станет членом НАТО, история вынесет ему строгий приговор, поскольку он пользовался полным доверием своих избирателей, что существенно облегчило бы интеграцию Словакии в НАТО... Это трагедия всего словацкого народа, ... и вам еще предстоит горько пожалеть об этом".

Во взаимоотношениях независимой Словацкой Республики и Российской Федерации в девяностые годы можно выделить несколько этапов. В период с 1993 по 1995 год часть влиятельной словацкой интеллигенции проповедовала образ Словакии как "моста между Востоком и Западом". Если вспомнить историю Чехословакии между двумя мировыми войнами, когда концепция "моста" призвана была гарантировать элементарную безопасность в регионе, то эта идея не представляет собой ничего нового. Новым компонентом явились внешние геополитические условия, в первую очередь беспрекословный унилатерализм Соединенных Штатов Америки, из-за которого эта идея во второй половине девяностых годов оказалась обречена на провал.

Интенсивные двусторонние связи России и Словакии в первой половине 90-х годов должны были свести к минимуму урон, причиненный словацкой экономике распадом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в октябре 1991 года. Учитывая, что еще в 1989 году 70% всего словацкого экспорта приходилось на СССР, Словакия не могла лишиться своих рынков сбыта на Востоке, не рискуя тем самым вызвать экономический обвал в стране. Для сохранения добрых взаимоотношений была и еще одна причина: почти стопроцентная зависимость словацкой промышленности от российского сырья. В основу ориентации Словакии одновременно на Восток и на Запад легло также образование совместного российско-словацкого банка (Эксимбанк, основан в 1996 году) и совместного предприятия по добыче и эксплуатации газа. По мнению тогдашнего российского премьер-министра В.Черномырдина, оно должно было связать воедино все газопроводы Европы. Тем самым гарантировалось также сохранение монополии Словакии на ввоз энергоносителей из России в Западную Европу.

26 августа 1993 года между Словацкой Республикой и Российской Федерацией было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве, которое призвано было открыть новый этап во взаимоотношениях двух стран и одновременно обеспечить преодоление последствий "холодной войны". Всего в 1993 - 1996 годах было заключено 70 двусторонних соглашений - эта цифра, по сравнению с другими странами, необычайно высока. Сергей Ястржембский, посол Российской Федерации в Словакии в 1993-1996 годах, заслужил репутацию одного из главных архитекторов российско-словацких отношений.

Начиная с 1996 года, в Братиславе стали уже более осознанно оценивать стратегическое значение словацко-российских взаимоотношений для Европы в целом. И именно к этому времени усилилась критика политического курса В.Мечиара со стороны США.

1997 год ознаменовался принятием важных решений в области евроатлантической ориентации Словакии. На Мадридской встрече в верхах в июле 1997 года Словакия не получила приглашения в качестве возможного кандидата на переговоры о членстве в НАТО. Всего за три месяца до этого российский премьер-министр В.С. Черномырдин в сопровождении делегации из двухсот человек нанес официальный визит в столицу Словакии Братиславу. Были подписаны важные соглашения в сфере энергетики и распространения информации, а также в оборонно-технической сфере. Договоренность о сотрудничестве в области оборонной техники регулировала взаимные поставки вооружений, совместные исследования, координацию производства традиционных систем вооружений и другие вопросы. Апрельское соглашение 1997 года было одной из наиболее весомых причин исключения Словакии из программы расширения НАТО на Восток.

Российская сторона приветствовала отказ пригласить Словакию в НАТО и выступила с собственными гарантиями безопасности. Председатель Национальной партии Словакии Ян Слота 10 апреля 1997 года провел с российским посланником Сергеем Зотовым переговоры о предоставлении Словакии гарантий нейтралитета со стороны Российской Федерации. Гарантии нейтралитета были в течение того же года одобрены руководством России и рассматривались в качестве возможной альтернативы курсу Словакии на атлантический блок.

Попытки Словакии установить и сохранить нейтралитет были несовместимы с внешнеполитическими устремлениями США. Американский посол в Словакии Ральф Джонсон недвусмысленно высказался по этому поводу: "Правительство Соединенных Штатов гарантирует безопасность своим союзникам, но не обеспечивает ее нейтральным государствам..."

В период, предшествующий выборам в сентябре 1998 года, антиамериканские настроения правящей коалиции продолжали усиливаться. Премьер-министр В. Мечиар охарактеризовал критику американского посла в адрес словацкого правительства как вмешательство во внутренние дела страны и привел в качестве сравнения поведение Сергея Червоненко, посла Советского Союза в Словакии в 1968 году.

В связи с приближающимися выборами и ожидаемой сменой руководства Словакии российская сторона однозначно высказывалась за сохранение существующей расстановки сил и демонстрировала поддержку правительства Мечиара. В мае глава словацкого правительства нанес официальный визит в Москву. Во время этого визита российский президент Борис Ельцин открыто заверил его в своей поддержке: "Мы здесь, в России, очень рады тому, что вы поддерживаете добрые отношения с нами... Мы с нетерпением ожидаем вашей победы на выборах. Мы этого хотим, так как дальнейшее развитие наших отношений со Словакией пойдет только на пользу обеим сторонам".

Однако, сентябрь 1998 года стал переломным моментом во внешнеполитической ориентации Словакии, символизировав смену курса в словацко-российских отношениях. Партия демократической коалиции во главе с премьер-министром Дзуриндой, фактически победившая на выборах, еще в своей предвыборной борьбе провозгласила курс на изменение характера контактов с Россией, переоценку действующих двусторонних соглашений и их пересмотр с целью устранения препятствий для как можно более быстрого вступления Словакии в НАТО и в Европейский союз. В программном заявлении нового правительства внутренняя и внешняя политика страны была подчинена целям интеграции в евроатлантический блок и было декларировано стремление к сдержанным отношениям с Москвой. Тот факт, что правительство Дзуринды окончательно переориентировалось на НАТО, не в последнюю очередь доказала готовность Словакии открыть свое воздушное пространство натовским самолетам для бомбардировок Югославии, что должно было продемонстрировать лояльность Североатлантическому альянсу.

Москва приняла к сведению перемены в правительстве Словакии. "Независимая газета" писала об этом так: "Результатом выборов явилось выпадение Словакии из сферы российских интересов. Запад взял на себя обеспечение безопасности Словакии, сузив тем самым сферу политического влияния России".

Таким образом, можно сделать вывод, что в 90-е годы, несмотря на получение Словакией собственной государственности после распада Чехословакии, ей так и не была предоставлена возможность суверенно избрать себе наивыгоднейшую внешнюю ориентацию. Геополитические условия были таковыми, что Словакия была лишена шанса одновременно укреплять взаимоотношения и с Западом, и с Россией. Провозглашенный для стран Центральной Европы "евроатлантический" курс исключает сотрудничество с "Восточной цивилизацией".

Очевидно, что, коль скоро словацкое правительство в соответствии со своим програмным заявлением от 1998 года подчиняет всю свою внутренную и внешнюю политику целям "евроатлантической интеграции", оно добровольно отказывается от полного суверенитета, хотя до сих пор точно не знает, будет ли Словакия принята в Европейский Союз или нет.

Политические перемены в Словакии в 90-е годы являют назидательный пример того, как в Центральной Европе выстраивалась "доктрина Бжезинского" и воздвигался новый "железный занавес", который в духе извечных англосаксонских планов предупреждал и исключал сотрудничество между Россией, Германией и Центральной Европой.


Однако англосаксонская глобалистская политика оказалась не всесильной, что воочию демонстрируют события осени 2001 года. Это побуждает переоценивать перспективы следования центральноевропейских стран лишь в атлантическом фарватере и опять вернуться к наиболее выгодному и продиктованному самим геополитическим положением западных славян курсу - равнонаправленному сотрудничеству с Россией и Западной Европой вместо односторонней ориентации исключительно на евроатлантические структуры.