Открытие бизнеса

Склонна к рефлексии. Рефлексия: что это такое, значение для человеческой личности и способы развития этого качества

Полноценное развитие личности требует постоянного получения новой информации, а также способность осознавать, "перерабатывать" полученные знания.

Рефлексия в психологии - это способность человека понимать степень своей уникальности, знать свое предназначение, правильно формулировать мысли и взаимодействовать с окружающим миром.

Говоря простыми словами, рефлексия - это умение заглянуть в свой внутренний мир, совершенные действия, полученные знания и будущие начинания.

Рефлексировать - значит фокусироваться на собственном сознании. Человек начинает размышлять о своем внутреннем мире, пытается сравнить себя с другими и пытается посмотреть на себя со стороны.

Рефлексия, она ведь не есть буквально мышление, ошибка отождествлять эти понятия. Рефлексия относится к мышлению примерно так же, как бодибилдинг - к занятиям штангой, то есть как свободный досуг - к спорту.
Максим Кантор. Учебник рисования

Определение

Слово "Рефлексия" обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.

Определение рефлексии - это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.

Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия - человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия - человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.
Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.

Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Виды рефлексии

Рефлексия - это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера - человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера - человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера - человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера - размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера - человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера - попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.
Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.

Формы рефлексии

Различаются несколько форм самоанализа, в зависимости от того, в какой ситуации начинаются размышления человека:
  • Ситуативной формы - человек реагирует на ситуацию, с которой столкнулся на данный момент.
  • Ретроспективной формы - анализ событий, которое произошли в прошлом.
  • Перспективной формы - человек строит планы на будущее, мечтает и ставит определенные цели.

То, чего не хватает нашему времени, - это не рефлексия, но страсть.
Потому что наше время чересчур живуче, чтобы умереть, ибо умирание - это один из самых удивительных прыжков.
Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет

Социальная рефлексия

В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии - это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди.

Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия в психологии общения

Рефлексия занимает особое место в психологии, поскольку является формой самопознания. Она играет основную роль в коммуникации с обществом, позволяет осознавать свои действия, понимать других людей. Самоанализ позволяет человеку выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Рефлексия в психологии общения помогает увидеть все происходящее со стороны. Примером является непозволительное поведение конкретного человека или собственные ошибки. Проводя самоанализ, человек поймет, что взаимодействовать с определенным человеком ему не следует или же осознает, что вел себя неправильно. Таким образом рефлексия поможет вычеркнуть из своей жизни ненужных людей и урегулировать конфликты.

Рефлексия - это поиск ответов на все существующие вопросы, связанные с личностью человека. С ее помощью решаются все личные проблемы человека. Индивид даже не осознает, какую роль рефлексия играет в его жизни. Периодически обдумывая свое отношение к жизни и людям, он проводит самоанализ, видит собственные минусы и пытается исправить их, в зависимости от нравственных ценностей.

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.

Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.
В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.

В чем заключается рефлексия?

Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.

Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.

  • Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
  • Прочитать соответствующую литературу.
  • Уделить небольшое время размышлениям.
  • Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.

Важно:
Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.

Другие виды рефлексии

Как было упомянуто выше, существует множество видов рефлексии.

Различают три основных вида, в зависимости от направленности мышления человека:

  • Элементарного типа. Подобная рефлексия характерна практически для каждого человека. Появление в жизни тяжелых ситуаций, вынуждает обратиться к самоанализу и попытаться понять, что привело к печальному исходу. Размышляя над совершенными действиями, человек может найти для себя ответы на все вопросы.
  • Научного вида. Рефлексия также используется в различных исследованиях и экспериментах. С ее помощью удается подтвердить или опровергнуть определенные теории, с научной точки зрения.
  • Философского вида. Философская рефлексия посвящается высоким вопросам. Речь идет о вопросах бытия и мироздания, истинном смысле жизни и предназначении человека. Если человек способен мыслить так глубоко и периодически задумывается о серьезных вопросах - это показывает высокий уровень его интеллекта.

Примеры рефлексии из жизни

Современный ритм жизни не позволяет задумываться над важными и серьезными вопросами. В действительности, в окружающем мире существует множество возможностей развить в себе рефлексию и взглянуть на жизнь по-другому.

Попытаться подумать

Социальные сети интернет предоставляют человеку такое количество информации, что не остается даже времени на то, чтобы обдумать ее. Люди больше не должны прикладывать усилия или проводить самоанализ, ведь достаточно ввести запрос в интернет, чтобы получить ответ. По этой причине в большей части населения не развита рефлексия.

Специалисты утверждают, что большое количество разнообразной информации вредит человеку. Большой поток не усваивается мозгом, в результате остаются только обрывчатые картинки и фразы, от которых не будет пользы. Мозг предназначен для размышлений на определенную тему.

Не выбиваясь из ритма жизни, можно развить в себе рефлексию. Примером из жизни может стать обычное действие. Достаточно выбрать один случай, например, прочитанную книгу, увиденный фильм или поход в музей, а потом ответить себе на следующие вопросы :

  • Была ли польза от этого?
  • Получил ли я новую информацию?
  • Как я могу использовать полученный опыт?
  • Понравился ли мне персонаж (место)?
  • Что я извлек из этого?
Это позволит расслабиться и сосредоточиться одновременно. Пока человек будет отвечать на интересующие его вопросы, мозг будет активно действовать и развивать рефлексию.

Завести специальный блокнот

Склонность к самоанализу вырабатывается особым отношением к жизни. Важно обращать внимание на все детали и пытаться думать даже о том, что может стать причиной негативных эмоций. Только так человек может осознать свои ошибки.

Рефлексия развивается с ранних лет, но начав обдумывать все совершенные действия, можно сделать это даже в зрелом возрасте. Человек должен задуматься над самыми важными и актуальными вопросами в своей жизни, даже если они могут причинить ему боль. Вопросов должно быть много, ведь они охватывают всю жизнь.

После этого все это следует записать в специальный блокнот , поделив вопросы по следующим категориям:

  • Вопросы, посвященные жизни и смерти. Философские рассуждения, смысл жизни и предназначение.
  • Основная цель в жизни. Удалось ли добиться ее? Если нет, то по каким причинам.
  • Взаимоотношения с окружающими. Должны быть включены не только доброжелатели, но и те, с кем отношения испорчены. Ответить на вопрос «почему так случилось и как этого можно было избежать».
  • О духовном мире, религии и Боге.
  • О прошлых ошибках и действиях. Ответить на вопрос «что я сделал неправильно и как это можно было исправить».
  • О планах и заветных мечтах. Ответить на вопрос «как я могу добиться этого».
  • О материальных ценностях. Ответить на вопрос «что мне важнее всего в моей жизни».

Важно:
Большинство из этих вопросов могут вызвать у человека серьезные затруднения, ведь отвечать необходимо честно. Рефлексия предполагает самоанализ. Человек должен уметь признавать не только свои положительные стороны, но и недостатки. Ответив на все вопросы честно и проанализировав их, человек может узнать о себе много нового.

Рефлексия, как стиль жизни

Рефлексия в психологии - это тяга к новым знаниям, возможность познавать мир, проводить работу над ошибками, легко идти на контакт с людьми и ограждать себя от источников негатива. Рефлексируя, человек перестает винить во всех проблемах себя или наоборот, сваливать всю ответственность на окружающих. Появляется четкая и правильная жизненная позиция.

Основным положительным качеством рефлексии является то, что с ее помощью человек перестает жить на автопилоте. Если в прошлом все проблемы были связаны с определенными обстоятельствами, то развивая в себе рефлексию, человек заранее анализирует свои действия и не совершает неверных шагов. Появляется привычка обдумывать все свои действия и анализировать их возможные последствия. Человек начинает относиться к жизни серьезнее, ведь неверный шаг может стать причиной плачевных последствий.

Развить в себе рефлексию просто - достаточно просто быть честным и откровенным с собой. Обдуманные поступки и взвешенные решения принесут плодотворные результаты. Периодически занимаясь самоанализом, но не углубляясь в бесконечные размышления, человек может сделать свою жизнь проще и счастливее.

А что вы думаете о способности анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками? Трудно ли вам признавать свою вину даже самому себе или вы всегда отдаете отчет своим действиям?

Рефлексия – это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью.

Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума

Именно рефлексия является основным источником появление новых идей. Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется. Важно понимать, что рефлексия представляет собой механизм, позволяющий сделать неявные мысли явными. Она является тем, что при некоторых условиях может стать источником получения более глубоких знаний, нежели те, что мы и так имеем.

Надо отметить, что профессиональное развитие человека неразрывно связано с процессом рефлексии. Более того, само развитие подразумевается не столько в техническом плане, сколько в интеллектуальном и личностном. Человек, которому рефлексия чужда, не контролирует свою жизнь, которая несет его как река по направлению течения. Именно рефлексия позволяет личности осознать, что она делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться.

Рефлексию, которая направлена на осознание причин и оснований личных суждений, нередко относят к философии. Хотя контроль обоснованности выводов представляет собой обязательную составляющую любой интеллектуально развитой личности, являясь, помимо всего прочего, еще и методом развития мышления.

Рефлексия деятельности очень важна для человека, особенно если речь идет о довольно непростой интеллектуальной работе. Она также нужна в тех ситуациях, когда существует межличностное групповое взаимодействие. Менеджмент, без сомнений, относится к подобным случаям.

Рефлексию не стоит путать с самосознанием, поскольку далеко не каждая рефлексия становится им. Последнее подразумевает рефлексию, предметом которого является понимание и знание самого себя. Обдуманность - результат ориентации сознания на предстоящее событие, а осознанность – концентрация на происходящем. Рефлексия же является обращением сознания на то, что уже имело место быть.

Как развить рефлексию

Развитие рефлексии невероятно важно для изменения трезвомыслящей личности в лучшую сторону. Существуют следующие способы развития рефлексии:

  • Анализируйте свои действия после важных событий и принятия сложных решений . Старайтесь адекватно оценивать себя со стороны. Подумайте над тем, как вы действовали, как выглядели ваши поступки в глазах других. Задумайтесь, была ли у вас возможность поступить более правильно или эффективно. Оцените, какой опыт вы получили после конкретного события.
  • Старайтесь завершать каждый рабочий день анализом прошедших событий. Пробежав мысленно по всем эпизодам уходящего дня, сконцентрируйтесь на тех, которыми вы довольны не полностью. Оценивайте неудачные моменты взглядом стороннего наблюдателя.
  • Периодически проверяйте свое мнение о других людях. Анализируйте, насколько ваши представления верны или ошибочны. Нельзя назвать данную задачу легкой, однако если вы открытый и общительный человек, для вас это не станет проблемой. В противном случае вам следует повысить свои коммуникативные навыки , которые также обеспечивают развитие личностной рефлексии .
  • Больше общайтесь с непохожими на вас людьми, которые придерживаются иной точки зрения, отличной от вашей. Каждая попытка понять такого человека представляет собой активизацию рефлексии. В случае достижения успеха можно говорить о том, что вы освоили еще одну рефлексивную позицию. Не нужно бояться понять другого, поскольку это не является полным принятием его позиции. Широкое видение ситуации сделает ваш ум более гибким , а также позволит найти более эффективное и согласованное решение.
  • Для анализа своих действий используйте проблемы, с которыми сталкиваетесь в конкретный момент.
  • Даже в очень сложных ситуациях можно найти долю парадоксальности или комизма. Если вы посмотрите на свалившуюся проблему под другим углом, вы увидите в ней что-то забавное. Такой навык говорит о высоком уровне рефлексии. Не всегда легко найти что-то смешное в проблеме, однако это помогает открыть путь к ее решению.

Развивая у себя способность к рефлексии, спустя полгода вы заметите, что научились лучше разбираться в людях и самих себе. Вам предстоит удивиться тому, что вы можете прогнозировать чужие поступки и предугадывать мысли. Более того, вы научитесь понимать себя и почувствуете мощный приток сил. Рефлексия представляет собой действенное и одновременно тонкое оружие. В данном направлении развиваться можно бесконечно, а применять способность к рефлексии можно в самых разных сферах жизни.

Любой из нас обладает умением направлять внимание внутрь своего существа, осознавать свои мысли, состояния, настроения и ощущения. С помощью этой способности мы можем видеть себя со стороны. Кроме того, данная способность имеет важное практическое значение, ведь она служит средством полноценного и эффективного самоанализа, позволяя оценивать собственные мысли, действия и поступки, анализировать их и изменять. Называется эта способность рефлексией.

Что такое рефлексия

Определение рефлексии гласит, что она является качеством, присущим только человеку, и служит одним из его отличий от любого другого живого организма. За многовековую историю феноменом рефлексии (также ее называют саморефлексией) интересовались представители психологии, философии и даже педагогики. Все они приписывали рефлексии огромную роль в функционировании личности человека, а также искали самые разные пути ее самостоятельного развития в себе.

Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio», означающего «размышление» или «обращение назад». На самом деле у этого понятия есть много трактовок, причем каждая из них уникальна в своем роде.

Если мы обратимся к «Википедии», то увидим, что рефлексия понимается как обращение внимания человека на себя, свое сознание, продукты личной поведенческой активности, навыки, умения и знания, а также переосмысление всего этого. Сюда же можно отнести анализ уже совершенных или планирующихся поступков. Говоря проще, рефлексия является умением заглядывать внутрь своего сознания (и даже подсознания), оценивать свои поведенческие шаблоны, эмоциональные реакции.

Когда мы говорим, что человек рефлексирует, мы подразумеваем, что он фокусируется на собственном «Я» и осмысливает (или переосмысливает) его. Способность к рефлексии позволяет выходить за границы «Я-пространства», предаваться активным размышлениям, заниматься самоанализом, делать из всего этого выводы и использовать их в дальнейшем. Она дает возможность сравнивать себя и свою личность с окружающими, критически себя оценивать, адекватно воспринимать и видеть себя так, как видят другие люди.

Но не будет лишним также, если мы укажем на различие в понимании саморефлексии в психологии и философии. В философии она понимается как высший феномен, включающий в себя размышления на тему оснований человеческой культуры и изначальном замысле бытия всего сущего.

Впрочем, о роли рефлексии в жизни человека нам стоит поговорить подробнее, но прежде позвольте предложить вам небольшое видео, где в интересной, простой и понятной форме рассказывается о том, что такое рефлексия.

Роль рефлексии в жизни человека

Если рассмотреть вопрос значения рефлексии в жизни человека детально, можно сделать несколько многоговорящих выводов. Благодаря рефлексивной деятельности человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более ;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно вырастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных в жизни перемен. А вот если у человека эта способность плохо развита, он будет хуже знать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, всегда действующий однообразно, но при этом ждущий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому несложно сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и поступках, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяющимся психологами по всему миру. Психологи используют его, чтобы помогать людям обращать свой взор внутрь своего существа и исследовать свою сущность. При условии проведения методичной и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные решения сложных ситуаций, разрешать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри самих себя.

Давайте укажем на конкретные результаты, которых может достичь человек, обратившийся к рефлексии как к методу психологической и психотерапевтической помощи. Такой человек может понять:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

В большинстве случаев, в процессе использования метода рефлексии человек с помощью специалиста также начинает осознавать несколько частей своей личности:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Для достижения понимания вышеназванных вещей психологи могут применять один из трех методов рефлексивной терапии:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, и извлечь из них важный и полезный опыт.

По мнению многих практикующих психологов, рефлексия является одним из самых лучших, полезных и эффективных способов для человека достичь внутренней гармонии и начать самосовершенствоваться, собрать в единое целое мозаику своих мыслей и преобразовать их в целостные идеи, способствующие достижению успеха и благосостояния.

Рефлексия, намеренно используемая человеком (не важно: самостоятельно или посредством психолога) становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, возможностью посмотреть на себя глазами других людей, а также обрести образ идеального себя – той личности, которой мечтает стать человек.

Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию.

Виды рефлексии

Представленная ниже классификация рефлексии считается одной из самых распространенных в психологии. Каждый из видов отличается своими специфическими признаками и особенностями. Вкратце рассмотрим эти виды:

  • Личностная рефлексия. В данном случае объект познания – это личность рефлексирующего человека. Он оценивает себя, свои поступки и действия, мысли и поведение, отношение к себе, другим людям и окружающему миру.
  • Интеллектуальная рефлексия. Активизируется тогда, когда человек решает какую-либо интеллектуальную задачу. Благодаря такой саморефлексии он может множество раз возвращаться к исходным условиям этой задачи (или ситуации) и находить наиболее эффективные и рациональные способы ее разрешения.
  • Коммуникативная рефлексия. Здесь человек старается познать других людей. Делается это посредством оценки и анализа их поступков, поведения, реакций, эмоциональных проявлений и т.д. При этом человек стремится понять причины, по которым люди ведут себя тем или иным образом, чтобы получить более объективное представление о внутреннем мире окружающих.

Однако вышеназванные виды рефлексии не исчерпывают все их многообразие. Те ее виды, о которых мы уже сказали, относятся либо к философскому, либо к психологическому пониманию данного феномена. Но рефлексию можно также рассматривать еще и с точки зрения науки и общества:

  • Научная рефлексия. Предназначена для исследования и анализа научных знаний и инструментов, методов получения результатов научной работы, научных обоснований, теорий, точек зрения и законов.
  • Социальная рефлексия. Уникальный вид рефлексии, суть которого состоит в понимании эмоций и поступков других людей с помощью размышлений за них, от их имени. Интересно, что социальная рефлексия имеет еще одно название – «внутреннее предательство». Внутренний мир окружающих познается через собственные размышления, т.е. человек «входит в образ» интересующей его персоны и пытается понять, что думает о себе как сам этот человек, так и те, с кем он взаимодействует.

Любой из видов рефлексии (философская, психологическая, социальная или научная) занимает особое место в жизни человека. В зависимости от преследуемой цели можно обратиться к конкретному «направлению», и действовать, исходя из него. Примеры рефлексии подобрать очень просто:

  • если нужно лучше понять себя, нужно обратиться к личностной рефлексии;
  • если нужно лучше понять процесс решения какой-то задачи, нужно обратиться к интеллектуальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять другого человека, нужно обратиться к коммуникативной или социальной рефлексии;
  • если нужно лучше понять какое-то научное направление или научный метод, нужно обратиться к научной рефлексии.

Может показаться, что все это требует огромных усилий, специфических знаний и уникальных навыков, но в действительности все обстоит намного проще. Рефлексия, какой бы она ни была, почти всегда подчинена единому алгоритму (он может отличаться только по форме (в зависимости от вида рефлексии), но не по сути). И теперь мы хотим рассказать вам, как развить в себе рефлексию, т.е. как ей научиться.

Как развить в себе рефлексию

Развить в себе способность рефлексировать может, пожалуй, любой человек. Для этого нужно следовать предложенным ниже рекомендациям. Каждую из них не обязательно рассматривать, как какой-то этап саморефлексии, но в целом все они вполне могут составить целостный алгоритм.

Итак, что же нужно делать, чтобы овладеть навыком рефлексии:

  • После принятия любого решения анализируйте его эффективность и свои действия. Пытайтесь посмотреть на себя со стороны, увидеть себя в глазах окружающих, понять, что вы делали правильно и что требует доработки. Стремитесь увидеть, была ли у вас возможность действовать как-то иначе – правильнее и результативнее. Также важно после любых событий и решений оценивать свой опыт.
  • По окончании каждого рабочего дня анализируйте его. Мысленно возвращайтесь к тому, что происходило днем, и тщательно разбирайте то, чем остались недовольны. На неудачные моменты и неловкие ситуации старайтесь смотреть со стороны, чтобы увидеть их более объективно.
  • Время от времени анализируйте свое собственное мнение об окружающих. Ваша задача – понять, правильны или ошибочны ваши представления о них. Одновременно с развитием навыков рефлексии вы будете .
  • Старайтесь больше общаться с теми, кто на вас не похож, кто разделяет другие взгляды и убеждения. Каждый раз, когда вы будете пытаться понять другого человека, вы будете активизировать рефлексию, тренировать гибкость мышления и учиться видеть ситуацию шире, а также , что улучшит ваши взаимоотношения с окружающими.
  • Используйте проблемы и трудности для анализа свих действий, умения решать сложные задачи и выходить из затруднительных положений. Пытайтесь смотреть на разные ситуации под разным углом, искать в них неочевидные плюсы и минусы. Очень полезно находить в любых ситуациях какие-то смешные моменты, а также относиться к себе с некоторой долей самоиронии. Это не только отлично развивает саморефлексию, но и позволяет находить нестандартные пути решения проблем.

В принципе, этих нескольких рекомендаций будет достаточно, чтобы понять, что необходимо делать, чтобы способность к рефлексивному мышлению начала активизироваться и развиваться. Но все же мы хотим дать еще несколько хороших упражнений на ее развитие:

  • Упражнение «Карусель». Направлено на развитие навыков рефлексии, установления контакта и быстрого реагирования на поведение другого человека. Суть упражнения в том, что вам нужно ежедневно знакомиться хотя бы с одним новым человеком и поддерживать с ним небольшую беседу. По окончании встречи необходимо проанализировать свои действия.
  • Упражнение «Без маски». Направлено на снятие поведенческой и эмоциональной закрепощенности, формирование навыков рефлексии и искренности в поведении, а также на последующий анализ собственного «Я». В упражнении принимают участие несколько человек. Каждому выдается карточка с началом какой-то фразы, но без ее окончания. По очереди все участники должны искренне закончить свои фразы.
  • Упражнение «Автопортрет». Направлено на развитие навыков рефлексии и самоанализа, а также умения быстро узнавать другого человека и описывать его по разным признакам. Смысл упражнения в том, что вы представляете, будто вам нужно встретиться с незнакомым человеком, но чтобы он смог вас узнать, вам необходимо максимально точно себя описать, причем это касается не только внешности, но и поведения, манеры вести беседу и т.д. Лучше всего работать с напарником. При желании можно изменить «полярность» упражнения: вы описываете не себя, а своего помощника.
  • Упражнение «Качества». Направлено на развитие навыков рефлексии и формирование правильной самооценки. Вам нужно взять листок и ручку, разделить лист на две части. Слева напишите 10 своих достоинств, а справа – 10 недостатков. Затем оцените каждое положительное и отрицательное качество по шкале от 1 до 10.

При помощи этих советов и упражнений вы сможете развить в себе способность к рефлексии очень быстро. А если будете следовать нашим рекомендациям , сформируете у себя полезную для жизни привычку, и рефлексия станет вашим верным спутником по жизни.

Научившись правильно рефлексировать, вы заметите массу положительных перемен в своей жизни: станете лучше понимать себя и разбираться в окружающих людях, будете принимать больше правильных решений и легко учиться на ошибках, начнете прогнозировать возможные варианты развития событий и даже поведение других людей, будете готовы к непредвиденным обстоятельствам и неожиданным поворотам на жизненном пути.

Все это привнесет в вашу жизнь и внутренний мир огромное количество положительной энергии, гармонию и ощущение самодостаточности. Развиваться в этом направлении можно всю свою жизнь, все время становясь лучше и лучше. Но и забывать о том, что во всем должна быть мера, тоже нельзя, ведь излишняя и гипертрофированная саморефлексия может привести к самокопанию, самобичеванию и другим негативным психическим состояниям. И тогда придется искать способы, как избавиться от рефлексии. Но это уже тема другой статьи.

На этом мы подводим итог материалу, и в качестве хорошего послесловия предлагаем вам посмотреть небольшое видео, в котором психолог Юрий Николаевич Левченко приводит интересную точку зрения на самокопание и рассказывает, почему оно не приводит ни к чему хорошему.

Данилкина Г.А.

На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой.

Рефлексия в широком понимании - это осмысление, анализирование того, что происходит. Личностная рефлексия - это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые субъект совершает во внешнем мире. «Ф.Е. Коньков представил результаты совместного с В.И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой)» (с.163 Вопросы психологии №5 1983. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества с.162-164).

Наиболее значимыми вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о достигнутых результатах развития. Ряд авторов рассматривает наличие рефлексии как определенный, зрелый уровень развития личности. «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (с.162 Вопросы психологии №5 1984. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания. С.162-164. - цитируется по книге Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. 284 с.).
Существуют различные типы рефлексии, в зависимости от выделения исследователями определенного основания классификации. Если критерием является характеристика эмоциональных переживаний, сопровождающих целенаправленные размышления человека, то можно выделить рефлексивную дихотомию: позитивную и негативную.

Позитивная (или конструктивно-продуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого является обогащение «Образа-Я» и «личностный рост» субъекта, конструктивное активно-практическое изменение способов деятельности и общения, построение позитивного, созидающего отношения к жизни в целом.

Позитивная рефлексия - рефлексия, дающая практически применимые результаты, т.е. субъект с ее помощью выясняет причины собственных неудач и работает над их устранением. Это так называемая поэтапная рефлексия, четко выделяющая цели, задачи и средства решения или достижения целей и задач, вставших перед человеком.

Негативная (или деструктивно-непродуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого являются непродуктивные размышления, не имеющие актуального практического применения и выступающие в качестве средства саморазрушения человека. В данном случае рефлексия - уже не способ поиска альтернатив, а собственно использование жизненных сложностей для «ухода в рефлексию» (происходит подмена результата процессом).

Негативная рефлексия - рефлексия, не дающая практически применимые результаты. Она может быть излишне глобальна в своей негативной оценке происходящего. «…редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме - в виде главным образом отрицательных самооценок» (с.100 Вопросы психологии №1 1982, Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. с.99-104.).

Данная рефлексия, обеспечивая постановку цели, не способствует выделению этапов решения проблемы, вследствие чего цель, поставленная на слишком высокую планку, остается недостижимой. Возможно, негативная рефлексия излишне эмоционально перегружена (отрицательными переживаниями), из-за чего субъекту и не требуется деятельностного выхода из сложившейся ситуации (достаточно «пустого философствования»). «Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по раз и навсегда выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь далеко не окончена» (с.12) (Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. - 299 с.).

Кроме того, возможно, между выделенными двумя типами рефлексии присутствуют значимые различия во временной направленности каждого из них. Так, позитивная рефлексия акцентирует внимание на настоящих событиях, формулирует выводы на основе прошлого опыта субъекта и простраивает планы на ближайшее и отдаленное будущее. «Рефлексия приобретает продуктивную функцию в том смысле, что она связана теперь с предвосхищением и созданием условий развертывания тех или иных рефлексивных актов. Она выступает, соответственно, в форме «самосознания личности в проблемной ситуации»» (с.117. Большунов А.Я., Молчанов В.А, Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. с.117-124).
Негативная рефлексия не фиксирует момент настоящего времени, она либо поглощена воссозданием эмоциональных переживаний прошлого, либо направлена на проецирование возможных результатов в будущем без детального анализа реальных возможностей человека (эффект завышенной планки).

Правомерность наших размышлений подтверждают и мысли Абульхановой К.А.: «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она … может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (с. 158 Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 224 с.)

Итак, и позитивная, и негативная рефлексия отражают поиск, способность субъекта ставить все новые вопросы, но только позитивная рефлексия способна находить на них ответы.

Что такое рефлексия? Каково ее определение, виды рефлексии и в чем заключаются методы рефлексии? В этой статье будут даны ответы на поставленные вопросы, а также на многие другие, чтобы понять, каково место данного явления и что означает рефлексия в психологии.

Каково значение слова рефлексия? В психологии понятие рефлексии таково:

Рефлексия – это навык, позволяющий человеку держать под контролем свое внимание, а также помогающий прийти к осознанию своих мыслей, чувств, эмоций и всего состояния в целом.

Проще говоря, рефлексией является способность человека видеть со стороны себя и все свое окружение, при этом подвергая увиденное анализу. Проявляется она в умении проводить самоанализ своих действий. Ее глубина прямо пропорциональна уровню и образования человека.

Таким образом, цель рефлексии – это не что иное, как развитие нашей способности к анализу себя самих, путем переосмысления действий, мыслей. Самоанализ становится неотъемлемым процессом формирования нашей личности и выполняет определенные функции:

  • Контролирование мышления. Сознательный контроль над своими мыслями, действиями.
  • Самокритика. Способность к критике самого себя, логичности мышления.
  • Решение сложных задач.

Творческие люди не смогли бы творить без этой способности. Только способность к оценке «плодов» своего творчества позволяет двигаться дальше. Она всегда стимулирует нас и направляет к чему-то большему.

Существует несколько психологических характеристик, которыми определяется рефлексия:

  • Глубина. Каждый человек имеет свой уровень анализа собственного внутреннего мира.
  • Обширность. Можно анализировать только свой мир, а можно и другие миры.

Возникновение метода

Способность к рефлексии рассматривалась еще древнегреческими мыслителями. Например, Сократ говорил, что если человек отрицает всякое знание – это означает, что он не может развиваться в духовном плане. Платон и Аристотель причисляли этот навык к способностям, присущими сверхчеловеку, который, в отличие от обычных людей, может осознавать свои мысли.

Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:

  • Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
  • Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.

Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.

Разделение на типы. Подходы к пониманию

Чтобы осознать глубокий смысл этого понятия, используются такие методы рефлексии, как:

  • Личностная рефлексия. В этом подходе становление и совершенствование личности осуществляется путем активного взаимодействия с социумом.
  • Социальная рефлексия. Человек познает себя сам в процессе межличностного восприятия.
  • Кооперативная рефлексия. Взаимодействия между личностями подвергаются анализу, что позволяет рефлексировать.
  • Когнитивная рефлексия. Человек, рефлексирующий в рамках отдельно взятой ситуации, пользуется данным методом.

Психология подразделяет личную рефлексию в свою очередь еще на два вида:

1. Позитивная личностная способность к анализу, что значит благоприятное воздействие на развитие человеческой личности. Человек проводит анализ своих ошибок или же неудач, и посредством осмысления произошедшего рождаются выводы. Выводы подталкивают к новым действиям, уже с учетом опыта, помогая самосовершенствованию.

2. Негативная личностная способность к анализу. Потерпев неудачу, человек, анализируя ее, приходит к выводу, что его цели неосуществимы и не стоит повторять попытки.

Прибегая к рефлексивному методу, можно как наметить цели и шаги для своего дальнейшего развития, так и построить стену между своим сегодняшним «Я» и будущим «Я».

Психология выделяет формы рефлексии, которые имеют свое назначение:

1. Ситуативная форма – это форма, анализирующая определенную жизненную ситуацию. Действие происходит сейчас, в этот момент. Польза от этого такова, что учит человека мгновенно включаться в происходящие события, которые могут быстро изменяться.

2. Ретроспективная форма – здесь происходит оценка уже совершившегося события. Человек часто подвергает анализу, разбирает «по косточкам» то, что с ним произошло.

3. Перспективная форма. Данный этап рефлексии предназначен для осмысления будущих событий, с которыми только предстоит встретиться. Анализ будущего помогает в планировании своих действий.

Развитие навыка

Рост над собой в духовном плане является рефлексированием. Каким образом можно повлиять на свое развитие? Зачем нам развивать в себе этот навык?

Мы рефлексируем, а следовательно, обращаем внимание на раздражители. Любая личность проходит через множество испытаний каждый день: ссоры, переживания, разговоры и прочее. Величина этой способности каждого человека зависит от масштаба происходящих событий.

Анализируя самих себя, мы примеряем роль собственного психолога. При этом сами выявляем проблему и постепенно решаем ее, получая схему дальнейших поступков.

Человек, обладающий «живым» умом, не нуждается в большом объеме информации для глубокого размышления, ему достаточно и капли. Достичь высокого уровня развития данного навыка можно с помощью осмысления прочитанных книг. Как много времени занимают размышления о прочитанной книге, просмотренном фильме или увиденной картине в вашем внутреннем мире?

Такие мысли, проецирование на себя событий, происходящих там (в книге, фильме), и являются своеобразным тренингом по рефлексии. Также вы можете зафиксировать волнующие вас вопросы на бумаге, выделив каждый ярким маркером. Классифицируйте их, найдите в них общее и начинайте анализировать.

Существуют разные способы, подходы к рефлексии, один из них основывается на том, что женщины имеют глубокий навык самоанализа. С чем это связано? Якобы девушки обладают более тонкой душевной организацией и именно поэтому более склонны к такой деятельности, но научных доказательств этому не существует.

У ученых имеются только наблюдения, которые они подвергают анализу.

Приведем примеры. Женщины, у которых рефлексия менее развита, часто отстаивают свое мнение, при этом ущемляя других. Проще говоря, это скандалистки-склочницы, которые не отличаются блестящим умом. Женщины же, обладающие высоким уровнем этого навыка, напротив, скандалов не любят, они тактично уходят от конфликтов, решая все вопросы мирным путем.

С мужчинами все наоборот: те, кто обладает высоким уровнем, ринутся в бой, отстаивая свое мнение и интересы, а вот те, у кого более низкий уровень, проявляют приспособленческие черты характера.

Польза и применение

Для чего нужна рефлексия? Зачем ее используют, и как часто ее применяют люди в повседневной жизни?

Этот навык служит толчком, который необходим для создания чего-то нового. С его помощью мы конструируем картину действий, подвергаем ее обработке, то есть анализируем. Таким путем мы совершенствуем самих себя и стремимся к новым высотам.

Этот навык применим во всех областях нашей жизни. Личная это сфера или профессиональная – не имеет значения, он может присутствовать везде, являясь частью любого процесса. С ним мы не пускаем все на самотек, мы берем поводья своей судьбы в руки и управляем ею, в противном случае можем растеряться и заблудиться, запутавшись в гуще спутанных мыслей.

Многие ошибочно принимают рефлексию за самосознание, где происходит ориентация на самого себя. Все мы рождаемся с нулевой степенью развития этого навыка. Лишь в процессе своего роста и развития человек приобретает способность осмысливать происходящие, подвергать критике и сомнениям собственные действия. Как только это произошло, значит, рефлексия зародилась и начался период духовного роста личности.

Все мы анализируем по-разному. Не может одно и то же действие разных людей быть отрефлексировано одинаково. Каждый из них проанализирует его по собственному, личному механизму.

Это зависит и от пола, и от возраста, и от глубины самого навыка. Однако механизм рефлексии не вечен. Она с возрастом замедляется, а к концу жизненного пути и вовсе прекращает свой ход.

Без такого навыка, как рефлексия, мы стояли бы на месте, не получали бы духовного развития, не имели бы возможности творить. Саморазвитие собственного внутреннего мира делает нас выше и лучше. Автор: Вера Чугуевская