Другое

Упражнение тренинг эффективного межличностного общения. Тренинг «Эффективное взаимодействие в команде

Тренинг эффективного общения – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

· устанавливать контакт с другими людьми;

· умению эффективно предавать информацию;

· рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;

· потренируемся давать и получать обратную связь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг эффективного общения

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

1 упражнение Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

2 упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности .

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга .

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

6. Активность . Упражнения подразумевают включение всех участников.

3 упражнение «Встать по числу»

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: « Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга ».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

4 упражнение «Арифмометр»

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

5 упражнение «Телеграф»

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

6 упражнение «Ожидания и опасения»

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки и зачитывает комментируя.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного первого занятия.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научиться эффективными способами общения.

На первом занятии нашего тренинга мы научились, а вернее попробовали:

  • устанавливать контакт с другими людьми;

1 упражнение «Приветствие. Поменяйся местами»

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

2 упражнение «Беседа»

Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Вопросы для обсуждения: В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

3 упражнение «Изобрази эмоцию или чувства»

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

4 упражнение «Путаница»

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1.Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2.Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3.Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение сплачивает группу.

5 упражнение «Рефлексия. Комплимент»

Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении.
Время выполнения: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура проведения: ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент словом «спасибо», глядя в глаза ведущему. Затем бросает мяч другому.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного второго занятия.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

1 упражнение «Приветствие. Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, а также включение участников в работу тренинга.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Рефлексия: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

2 упражнение «Вас снимает скрытая камера…»

Все участники садятся по кругу. Видео(аудио)техника подготовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Аудиотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с использованием аудиозаписи.

3 упражнение «Пупсик»

Мы сейчас проведем одно упражнение, но условия игры должны выполняться полностью. Тренер достает игрушку – «пупсик». Включим изображение и представим, что мы собрание древних колдунов. Родился новый человек, и мы должны наделить его чем-то особенным. Этого ребенка мы будем передавать по кругу из рук в руки. Когда ребенок окажется в ваших руках, вы должны наградить его каким-либо даром. Например вы можете сказать: Я НАГРАЖДАЮ ТЕБЯ добрым сердцем. При этом нужно поцеловать пупсика в сердце. Запускаем по кругу. Когда все сказали чем его награждают, тренер говорит: А теперь, чтобы ваши пожелания сбылись, вы должны поцеловать своего соседа справа туда, куда поцеловали пупсика.

4 упражнение «Автобус»

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

5 упражнение «История из жизни»

Участники объединяются в пары.

«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

6 упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнение с левой рукой. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните данное упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного третьего занятия.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения.»

1 упражнение «Приветствие. Портрет товарища»

Упражнение проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию (по желанию членов группы или с определенным умыслом самого тренера).

Участники становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом и делается вывод о том, насколько участник был точен.

2 упражнение «Умение слушать»

Участники садятся в круг.

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

Правила:

  • Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  • Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
  • Не давай советов.
  • Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону.

Итак, «А» говорит в течении 5 минут о своих трудностях , проблемах в общении . Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать что в поведении «В» помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ ».

После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении , что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «А» в течении предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«В» за 5 минут должен повторить «А», что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает , согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

3 упражнение «Слова на букву М»

Вам предстоит соревнование. В течении 30 секунд найдите и запомните в данной комнате все предметы, которые начинаются на букву М. По окончанию времени команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

4 упражнение «Прогулка по берегу моря»

«Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, по удобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

5 упражнение «Изменение»

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Время: 10 минут.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых - облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.


Конструктивные отношения в команде (под «командой» мы здесь понимаем широкий спектр коллективов: подразделение, проектная команда, управленческий состав или компания в целом) были и остаются одним из залогов эффективности бизнеса. Именно поэтому командной работе, выстраиванию отношений между ее членами и улучшению климата отводится большое внимание со стороны руководителей и hr -специалистов.

«Лаборатория Деловых Игр», являясь экспертом в бизнес-психологии, представляет аудиторный тренинг «Работа в команде».

Когда проводить тренинг «Работа в команде»

Тренинг может быть встроено в план регулярных мероприятий, связанных с повышением удовлетворенности и лояльности сотрудников. Мы рекомендуем проводить их не реже 1 раза в полгода.

Другие причины для организации тренинга:

  • в преддверии напряженного периода (сезонный рост объема работ, изменения в организации) — как профилактика напряженных ситуаций в коллективе;
  • наоборот, тренинг может быть проведен в качестве бонуса за эффективную работу команды;
  • участившиеся деструктивные конфликты (в том числе, между подразделениями);
  • формирование нового подразделения или команды проекта;
  • любое заметное изменение состава подразделения (приход достаточно большого количества новых сотрудников или сокращение штата).

Целевая аудитория:

Тренинг ориентирован на широкий круг специалистов компаний, постоянно взаимодействующих друг с другом (в том числе на уровне межфункциональных связей) и заинтересованных в повышении эффективности общения, развития неформальных отношений.

Количество участников: оптимально — от 12 до 40.

Навыки командной работы

Программа разработана с учетом групповой динамики, которая проявляется в любой группе (в данном случае это метафора самого коллектива, который будет проходить тренинг).

Если говорить кратко, то тренинг направлен на проявление основных моментов работы эффективной команды в бизнесе:

  • наличие согласованной цели;
  • информационный обмен и отсутствие барьеров;
  • эффективное распределение ролей и ресурсов;
  • толерантность друг к другу и принятие уникальности каждого члена команды.

Цель и задачи тренинга по работе в команде

Создать условия для улучшения климата и повышения эффективности коммуникаций команды/подразделения/команды проекта.

Задачи:

  • Обеспечить неформальное знакомство сотрудников
  • Повысить лояльность и толерантность участников команды друг к другу
  • Дать позитивный опыт совместного взаимодействия
  • Показать эффективность работы в команде
  • Создать условия для совместного принятия решений, распределения ролей в команде и принятия ответственности всех за общий результат
  • Сформулировать ценности командного взаимодействия
  • способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудников, креативности и лидерства;
  • диагностика психологического климата в коллективе и уровня личностного потенциала, выявление лидеров и аутсайдеров.

Особенности тренинга

Построен на активностях, моделирующих разные аспекты работы в команде. Во всех упражнениях стимулируется совместное принятие решений.

Во время программы составы малых групп могут изменяться для обеспечения максимального взаимодействия участников.

После всех упражнений проводиться краткий анализ действий участников: что было эффективно, где зона развития командного взаимодействия.

В последней части программы, которая посвящена рефлексии и предоставлению обратной связи, участники вырабатывают принципы/ценности взаимодействия.

Возможности адаптации программы

Тренинг «Работа в команде» не является «коробочным» продуктом. Мы изменяем содержание и акценты программы под конкретную целевую аудиторию и задачи. Тренинг может быть более «серьезным», с психологической проработкой особенностей восприятия друг друга и взаимодействия. Или же стать фановой программой, в которой участники получают опыт общения вне рабочих тем.

Темы тренинга

Здесь мы приводим наиболее часто используемые активности программы. Хотя, как уже говорилось, она может быть изменена под задачи Заказчика.

Анна Афанасьева
Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми

Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми

План занятия :

1. Знакомство.

2. Мини-лекция «Что такое агрессивность » .

3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка » .

4. Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку » .

5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе» .

6. Игра «Обзывалки» .

7. Упражнение «Работа с гневом» .

9. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка » .

10. «Рисуют дети» .

11. Упражнение «Эффективное взаимодействие » .

12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции.

13. Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка » .

14. Психологический практикум.

15. Обратная связь.

1. Знакомство

«Давайте познакомимся» . Каждому участнику выдается анкета, в котором перечислены возможные запросы и названы конкретные умения, необходимые при взаимодействии с детьми . В течение 5-10 минут каждый член группы может подойти к любому участнику и попросить его написать свое имя в какой-либо графе анкеты (возможно введение ограничения : один и тот же участник имеет право расписаться не более чем в двух графах).

Каждый игрок должен стремиться к тому, чтобы все клеточки его анкеты были заполнены. Однако бывают такие ситуации, что одна или несколько клеток могут оказаться незаполненными у всех участников.

Когда все анкеты (или почти все) оказываются заполненными, тренер просит встать , например, справа от него тех участников, которые много знают о тревожных детях, затем он предлагает объединиться всех, кто бы хотел пополнить знания о работе с гиперактивными детьми и т . д. Любой участник может переходить из группы в группу столько раз, сколько считает необходимым.

Заполненные анкеты участники тренинга составляют у себя . Как правило, это помогает им в дальнейшем завязать новые знакомства с близкими по духу коллегами, а, кроме того, дает дополнительную информацию о конкретном опыте работы других участников тренинга .

Проведение подобной игры на этапе знакомства способствует сплочению группы, помогает тренеру получить сведения об участниках тренинга об их опыте работы , об их знаниях и умениях, выяснить их запросы и ожидания.

После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга , которые называет либо тренер , либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например : «На занятия приходить без опозданий» , «Быть активными» и др.

Правила записываются на стенде или доске и по мере Необходимости дополняют участниками. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе : без отрицаний и без частицы «не» . Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другому «Приходить вовремя» ; «Не перебивать» - «Один говорит - все слушают» ; «Не критиковать» -«Выступать без критики» и т. д.

Ритуал приветствия можно заменить короткой подвижной игрой (на «разогрев» ).

2. Мини-лекция «Что такое агрессивность »

Тренер дает определение термина. Агрессия (от латинского «аgгеssiо» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка »

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет "особого" ребенка» , на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей . Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

После проведения упражнения тренер знакомит участников группы с критериями выявления агрессивных детей в группе детского сада, разработанными американскими психологами. Данные критерии, оформленные в виде теста, могут быть использованы участниками тренинга в дальнейшей практической работе с детьми . Также можно использовать анкету «Признаки агрессивности .

4. Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку »

Перед тем как сообщить основную информацию по теме, ведущий обсуждает с группой, что такое гнев. Далее тренер рассказывает об основных направлениях работы с агрессивным детьми , используя теоретический материал.

5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»

Упражнение проводится в два этапа.

Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) - ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение : «Шла Саша по шоссе» . После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос» . По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.

Игра «Шла Саша по шоссе.» является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» .

2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.

Затем участники отвечают на вопросы тренера : «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?

Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом» , начинают улыбаться и смеяться.

6. Игра «Обзывалки»

Цель : Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты.» . Например : «А ты - морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например : «А ты - моя радость.»

Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.

Эта игра будет полезна не только агрессивным , но и обидчивым детям.

7. Упражнение «работа с гневом» .

Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми . Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

8. Упражнение на развитие эмпатии.

Методом мозгового штурма группа, используя блокнот или доску, выводит определение эмпатии.

По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением.

Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием : придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок :

1 подгруппа :«Колобок» .

2 подгруппа :«Курочка Ряба» .

3подгруппа :«Маша и Медведь» .

4подгруппа :«Гуси-лебеди» .

9. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка » .

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков . Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.

Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6-8 человек.

Один из участников выполняет любое (неагрессивное ) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка , остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например : «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость.» и т. д.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе : роль агрессивного человека или «невинной жертвы» . Бывали ли они когда – то в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, были, возможно, были не намерены их выполнить.

10. Упражнение «Рисуют дети»

Данное упражнение рекомендуется выполнять для закрепления теоретического материала. Во время небольшого перерыва тренер раскладывает на ковре или на большом столе рисунки детей разных категорий. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному - двум рисункам той категории детей, о которой шла речь по время встречи. Затем все садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, и в каких деталях, на его взгляд, проявляется, например, агрессивность .

После «презентации» рисунка и обсуждение включаются все желающие участники, дополняя или оспаривая мнение друг друга. На завершающем этапе тренер подтверждает правильные догадки педагогов и добавляет характерные для рисунков данной категории детей детали, ускользнувшие от внимания слушателей.

11. Упражнение «Эффективное взаимодействие »

Вербальный вариант.

1 этап. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию , не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.) . Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

Невербальный вариант.

2 этап. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?» «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»

Далее все участники обсуждают возможности использования данного упражнения повседневной практике. Тренер рекомендует проводить упражнение в группе детского сада или в классе неоднократно, с обязательным последующим обсуждением.

12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Все участники тренинга садятся в круг‚ закрывают глаза. Тренер спокойным тоном зачитывает текст инструкции.

«Вспомните день, в который вы охотно идете на работу. Когда вы идете не очень охотно на работу. Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными. Назовите ситуации, когда вы взволнованы и невнимательны.

Сядьте, выпрямившись, на стул и держит спину совсем прямо. Положите руки на сто или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните, глубоко выдохните без паузы между вдохом и выходом. Вдох происходит несколько быстрее, выдох. когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете - не напрягайтесь пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придает какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете с беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой - нибудь другой, приятный цвет, например, голубой представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность легкость».

Затем участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце и определяют возможности применения этой игры с детьми .

13. Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка »

Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными , но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.

В этом случае желательно как можно шире использовать наглядную информацию и проводить совместные мероприятия с группой родителей, а не индивидуальные беседы. Например, на общем родительском собрании поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы : «Что такое «агрессивность , «Как общаться с агрессивным ребенком » , «Можно ли помочь агрессивному ребенку » . Можно посоветовать родителям играть с детьми в игры , которые способствуют улучшению детско-родительских отношений.

14. Психологический практикум

Одна из форм психологического практикума.

Участники делятся на две подгруппы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими или взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5-10 минут, предъявляет (рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини - дискуссию, что будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга .

Если группа затрудняется в подборе ситуаций, тренер может предложить заранее подготовленные примеры.

15. Обратная связь

Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий день целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи.

Одна из форм проведения - письменная. Например, каждый участник отвечает на вопросы :

чем полезна именно для вас данная встреча;

какие конкретные приемы вы будете использовать в

своей работе;

ваши пожелания на следующий день занятий.

Другая форма проведения процедуры «Обратная связь» - устная. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на те же вопросы в свободной форме устно. Возможно совмещение этих двух форм получения обратной связи на одном занятии.

Цели и ценности, которые реализует человек, в значительной мере определяются социальной средой и группой, где он учился об­щению и взаимодействию с окружающими, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свое мировоззрение. Такой группой - эталонной и наиболее значимой для человека - является семья. Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами обще­ния, что способствует его адаптации в широкой социальной сфере. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоз­зрение и идеалы в большинстве своем являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и цен­ности, остающиеся зачастую основой образцов поведения и для взрослого человека (3).

Процесс личностной самореализации и саморазвития может быть искажен или ограничен вследствие нарушений взаимодействия и об­щения со значимыми другими, в первую очередь с родителями (16). Ведь именно отношения и связь с родителями составляют необходи­мое условие личностного развития. «Какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастливым, станет ли он победителем или неудачником, зависит от того, какой сценарий - с хорошим или с плохим концом - передали ему родители» (3). Одним из элементов жизненного сценария является стиль воспитания. Стиль воспитания складывается надолго - на всю жизнь. Он воспроизводится в семьях детей в различных ситуациях и от повторения становится прочнее. Поведение родителей, как правило, формируется их собственным воспитанием. Со своим ребенком они часто обращаются так, как в свое время обращались с ними их родители. В других случаях родители критикуют то воспитание, которое получили сами и говорят: «Моему ребенку должно быть лучше, чем мне» (17). Неуверенные в себе родители воспитывают ребенка в соответствии имеющимися в данный момент установками, информацией и настроениями.



Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а также стиль воспитания, принятый в их родительской семье. Ана­лиз семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем са­мым объективизировать свое поведение (14). После этого участни­ки групповых занятий начинают понимать собственные стереоти­пы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а передаются «по наследству» от своих родителей либо яв­ляются следствием представлений о семейных отношениях, полу­ченных из близкого социального окружения, средств массовой ком­муникации и информации (3). Осознание стереотипов собственного воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодо­леть привычные стили реагирования.

Для эффективного взаимодействия родителей и детей необходима психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному поведению детей, которая имеет несколько составляющих. Во-первых, это внутренняя личностная свобода самих взрослых и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни. Во-вторых, это знание психологических особенностей детей. В-третьих, это овладение конк­ретными психологическими навыками общения с детьми, причем та­кими навыками, которые позволяют взрослым полно и свободно вы­ражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и, в конечном счете, делать отношения с детьми искренними и открытыми.

Программа тренинга «Эффективное взаимодействие детей и ро­дителей» рассчитана на родителей с детьми школьного возраста. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом детей. Про­грамма предполагает проведение занятий с периодичностью 1-2 раза в неделю. Курс начинается с восьми занятий для родителей. Про­должительность занятий с родителями 4-4,5 часа. Следующую часть курса составляют шесть занятий с детьми продолжительностью 1,5 часа. Параллельно с проведением занятий для детей проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей. По окончании курса занятий для детей проводятся два совместных занятия (для родителей и детей), продолжительность совместных занятий 2,5 часа.Завершает курс заключительное занятие для родителей. В группу может входить от 8 до 12 родителей с детьми.

Цель программы - оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, между ребенком и окружающими его людьми, а также личностное развитие ро­лей и детей. Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:

Осознание родителями своего стиля воспитания;

Преодоление привычных стилей реагирования;

Расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми;

Улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотноше­ний с ним;

Формирование навыков сотрудничества с детьми;

Расширение репертуара форм самовыражения ребенка;

Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребен­ка за счет осознания им своих эмоций, чувств и переживаний;

Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей.
Разработанная нами программа построена на принципах адлерианской терапии и включает в себя бихевиоральные, когнитивные, телесно-ориентированные, игровые техники, а также сказкотерапию. При составлении программы использовались элементы про­граммы Т. Гордона (5).

Работа по программе начинается с занятий для родителей, так как именно родители являются ведущим звеном в детско - родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит ха­рактер взаимоотношений в семье. Первый этап групповых заня­тий центрирован на личности родителя. Работа начинается с исследования их жизненного стиля, осознания этого стиля и из­менения нежелательных паттернов поведения, расширения поведенческого репертуара. На этом этапе используется метод адлерианской терапии «анализ ранних воспоминаний» (16). Второй этап групповых занятий с родителями сосредоточен на личности ребенка. На этом этапе родители знакомятся с психологическими осо­бенностями детей, закономерностями их психического развития. Третий этап групповых занятий с родителями касается взаимоотношений с ребенком. Здесь родители обучаются способам равноправного общения с детьми (на этом этапе активно используются элементы программы Т. Гордона) (5).

После занятий с родителями проводится цикл занятий для детей. На этом этапе проходит работа с эмоциями, личностными убеждениями детей, развиваются коммуникативные навыки (7, 12, 18).

Завершает цикл заключительное занятие для родителей, где про­водится подведение итогов групповых занятий. Участники получа­ют рекомендации по дальнейшему улучшению взаимоотношений с детьми.

При проведении занятий применяются такие техники группо­вой работы, как психогимнастические упражнения (9), ролевые игры, игры-драматизации, рисование, подвижные игры (11), груп­повые дискуссии (10), сказкотерапевтические техники (6, 7). Важ­ную роль играет видеосъемка занятий с последующим просмотром видеоматериала и его обсуждением.

Перед началом групповых занятий и по их завершении прово­дится психодиагностическое обследование участников групповых занятий (родителей и детей). Для этого применяются следующие методики: биографический опросник (BIV, см. приложение), про­ективные методики «Цветок», «Дерево» Коха для родителей (13); методика «Моя семья», «Семейный тест отношений» (10, см. при­ложение), методика «Цветок» для детей (2). Кроме того, на каждом занятии проводится диагностика состояния детей с помощью цве­тового теста Люшера.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Занятие первое

Цель. Создание климата психологической безопасности, озна­комление родителей с основными принципами проводимых заня­тий (14), выяснение ожиданий и опасений родителей, общая ори­ентация в проблемах родителей.

С целью ознакомления родителей с основными принципами про­водимых занятий ведущие информируют участников с целями, задачами и теоретическими принципами, на основании которых строится работа группы, оговаривается регламент работы. Ведущие знакомят участников с формами групповой работы, которые будут использоваться в ходе тренинга, освещаются основные темы занятий. Для эффективной работы в группе и создания климата психологической безопасности необходимо, чтобы обстановка была дружественной, контролируемой. В такой обстановке человек чувствует себя прини­мающим других и принимаемым другими, доверяющим им и внуша­ющим доверие, заботящимся и окруженным заботой, оказывающим помощь и получающим ее. Только тогда участники группы могут усваивать новые навыки, экспериментировать с различными стиля­ми поведения и получать опыт «проверки реалий» на партнерах. Ощу­щение личностного комфорта позволяет всем, даже самым неуверен­ным членам группы, чувствовать себя спокойно, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть и у других. Для создания друже­ственной, комфортной обстановки необходимо выработать правила групповой работы. Ведущие группы обращают внимание на необхо­димость включенности в работу всех участников и на характер пра­вил, принимаемых каждым участником. В начале занятий участники еще не знают друг друга, поэтому для налаживания контакта и запо­минания имен возможны различные игры «в имена». Это могут быть игры с мячом, ритмичные упражнения (9).

Для общей ориентации в проблемах родителей проводится их опрос. Участники групповых занятий рассказывают о волнующих их проблемах во взаимоотношениях с детьми, о том, что они хотели бы изменить, какими они хотели бы видеть свои отношения с деть­ми и в семье. С этой же целью проводится психодиагностическое упражнение «Цветок», где родители изображают и описывают сво­их детей посредством образа цветка (2). Описывая своего ребенка, изображенного в виде цветка, родители имеют возможность взгля­нуть на него «другими глазами», осознать свою роль в формирова­нии существующего стиля взаимодействия с ребенком.

Неотъемлемой частью групповой работы является выполнение домашнего задания (10). Таким образом исследование отношений получает свое продолжение в семьях участников групповых занятий. Это повышает мотивацию участников группы, а также стимулирует возникновение заинтересованности детей в предстоящих занятиях.

Каждое занятие заканчивается оценкой участниками групповых занятий своих впечатлений и чувств от проделанной работы, а также удовлетворенности его результатами.

Занятие второе

Цель. Исследование жизненного стиля родителя (3), осознании этого стиля, понимание значения детско-родительских отношений а также выявление основных причин трудностей во взаимодействии взрослых и детей.

Все занятия начинаются с оказания поддержки каждому родите­лю, повышения его самооценки. Участники группы рассказывают о чувствах, с которыми они пришли в группу, о позитивных измене­ниях, произошедших за период времени между занятиями.

Так как участники группы еще не успели хорошо запомнить имена друг друга, целесообразно провести психогимнастическое упражне­ние «Брось мяч, назови имя». Такого рода упражнения проводятся и на других занятиях. Они позволяют активизировать коммуника­цию, повысить работоспособность группы (9).

Далее проводится обсуждение домашнего задания, выполненного участниками. С целью осознания и исследования жизненного сти­ля личности родителя используется метод анализа ранних воспоминаний (16). Здесь используется метод визуализации ранних воспо­минаний. Визуализация начинается с основных релаксационных упражнений: «Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз...» При этом используется релаксационная музыка. Каждый участник рассказывает о своем раннем воспоминании, о пережитых чувствах. Проводится анализ ранних воспоминаний участников. В ходе этого анализа участники имеют возможность осознать стиль воспитания в родительской семье, связь его со стилем воспитания в своей се­мье, осознать собственный жизненный стиль.

Неотъемлемой частью каждого занятия является информационная часть. Содержание информационной части определяется основными задачами занятия. На этом занятии рассматриваются такие понятия, как жизненный сценарий, стиль воспитания, преемственность стиля воспитания, «родительские послания» (3), функции отца, матери.

Занятие третье

Цель. Осознание родителями стиля взаимодействия с ребенком, не­обходимости воспитания ответственности и самостоятельности у детей.

Для осознания родителями своего стиля взаимодействия с ребен­ком проводится психогимнастическое упражнение «Слепой и по­водырь». После его обсуждения ведущие знакомят группу с тремя стадиями ответственности родителей за своего ребенка (по теории К. Роджерса) (8). Первая стадия - ответственность абсолютная, все время. Вторая стадия - родители начинают «передавать» «нет» своему ребенку, потому что у него уже пробуждается способность отделять то, что запрещается, от того, что позволяется. Взрослые еще не пытаются апеллировать к моральным «хорошо» и «плохо», а просто дают ребенку знать об опасностях, от которых и защищают его. Третья стадия - родители приходят к взаимопониманию с ребенком, предлагая объяснения.

Далее ведущий рассказывает и выдает на руки схему этапов психосоциального развития по Э. Эриксону (8). Родители имеют возможность отследить, на каком этапе психосоциального разви­тия находятся их дети и насколько стиль взаимодействия способ­ствует или не способствует решению ими возрастных задач. В кругу происходит обсуждение этой темы, во время которого взрослые при­ходят к выводу о необходимости развития самостоятельности детей. Обсуждается процесс постепенной передачи прав и ответственнос­ти ребенку по мере его готовности действовать независимо от роди­телей, о развитии способности ребенка принимать решения само­стоятельно, об ответственности родителей за самих себя.

С целью осознания необходимости постепенного предоставле­ния самостоятельности ребенку участники занятий выполняют пси­хогимнастическое упражнение «Кенгуру» (18). В ходе обсуждения упражнения затрагиваются такие вопросы, как осознание готовно­сти либо неготовности родителей предоставить ребенку самостоя­тельность и ответственность, преимущества отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Далее проводится упражнение, позволяющее родителям осознать Уникальность и неповторимость своего ребенка и выработать спо­собы развития его самостоятельности (15). Родителям выдается листок с примерным перечнем того, что должны делать дети по об­служиванию себя и близких (см. приложение). Теме развития само­стоятельности и ответственности детей посвящено и домашнее за­дание для родителей.

Занятие четвертое

Цель. Знакомство родителей с понятием «принятие» ребенка, особенностями «принимающего» и «непринимающего» поведения; определение «языка принятия» и «языка непринятия» (4).

Для осознания стиля взаимодействия родителей с другими людьми проводится психогимнастическое упражнение «Тропинка над пропастью». Затем ведущие знакомят участников с понятиями «принятие» и «непринятие» ребенка, рассказывают о «зонах принятия», об относительно «принимающем» родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изме­нение соотношения «зон принятия» и «непринятия» (5). В ходе групповой дискуссии с родителями выделяются те факторы, от которые зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Ведущие об­суждают с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», рассказывают о том, что означают следующие поня­тия: оценка поступка, временный язык и постоянный язык, невер­бальные проявления «языка принятия и непринятия».

«Принятие» или «непринятие» ребенка родителями является од­ним из основных условий формирования таких взаимоотношений, при которых ребенок может свободно развиваться, в полной мере реализовать свои потенциальные способности. Ведущие показыва­ют участникам группового занятия схематическое изображение «зон принятия» и «непринятия» действий ребенка (рис. 7-11).

Рис. 7. Абсолютно «принимающие» родители

На рис. 7 изображены все потенциально возможные поступки ребенка - все, что он только может сказать или сделать. Родитель, принимающий все проявления своего ребенка, является «абсолют­но принимающим» родителем (в жизни «абсолютно принимающих» родителей не бывает).

Рис. 8. Относительно «принимающие» родители

На рис. 8 изображено такое соотношение «зоны принятия» (сверху) и «зоны непринятия» (снизу), когда родители принимают практически любое поведение своего ребенка и, соответственно, довольно часто испытывают к нему теплые и снисходительные чувства (относительно «принимающие» родители).

Рис. 9. Относительно «непринимающие» родители

На рис. 9 изображено такое соотношение «зоны принятия» (сверху) и «зоны непринятия» (снизу), когда родители не принима­ют большинство поступков своих детей и, соответственно, доволь­но редко испытывают к ним теплые и снисходительные чувства (от­носительно «непринимающие» родители).

Рис. 10. Ситуативно «принимающие/непринимающие» родители

Рис. 10 изображает такое соотношение «зоны принятия» и «зоны непринятия», когда родителя нельзя с достаточной определенностью отнести к какому-либо типу. Соотношение «зон принятия» и «не­принятия» может меняться в зависимости от разных условий (на­пример, присутствия других людей, настроения родителя и т. д.



Рис. 11. «Неискренне принимающие» родители

На рис. 11 изображена ситуация, когда родители делают вид, будто принимают большую часть поступков своих детей, но это означает лишь то, что они хотят казаться добрыми, а значит, их одобрение в определенной степени неискренне. Они скрывают свое непринятие за внешней снисходительностью. Однако как бы взрос лый ни пытался скрыть свое раздражение или гнев, он неизбежен выдаст себя одним из «невербальных сообщений» (например, насупленные брови, особый тон голоса, определенная поза, напряженность лицевых мышц). В такие моменты ребенок прекрасно пони­мает, что родителям не нравится, как он себя ведет. Если родители часто демонстрируют «неискреннее принятие», то детям может на­чать казаться, что их не любят. Это заставит их постоянно быть на­стороже, испытывать чувство неуверенности. Дети начинают сомне­ваться в искренности своих родителей, не доверяют им. Поэтому стараясь быть терпимыми даже к такому поведению детей, которое им не нравится, родители наносят серьезный ущерб своим взаимо­отношениям с детьми и в конечном счете вредят их душевному здо­ровью. Родителям не следует пытаться расширять свою «зону при­нятия» до неприемлемых для них самих размеров. Гораздо важнее делать свои отношения с детьми искренними и открытыми (5).

Это занятие наиболее актуально для родителей, чье состояние характеризуют соотношения «зон принятия» и «непринятия», изоб­раженные на рис. 9-11.

Для того чтобы участники групповых занятий могли осознать, в каких ситуациях их «принимали» или «не принимали» родители, отследить чувства, испытываемые ими в ситуациях «принятия» и «непринятия» родителями, проводится упражнение «Случай из дет­ства». Группа делится на подгруппы по 3 человека. Каждый участ­ник подгруппы поочередно рассказывает о своих воспоминаниях в течение 5 минут, двое других участников в это время выступают в качестве внимательных слушателей.

После упражнения обсуждаются следующие моменты: являлись ли родители участников занятий «относительно принимающими» или «относительно непринимающими» родителями; являются ли сами участники занятий «относительно принимающими» или «от­носительно непринимающими» родителями; каким образом участ­ники занятий выражают «принятие» и «непринятие» своих детей.

При проведении последующих занятий (пятого, шестого и седь­мого) в основном используются теоретические подходы и практи­ческие техники из программы Т. Гордона «Повышение родительской эффективности» (5). Эти занятия посвящены проблемам родителей «Я-»,«Ты - высказывания»), проблемам детей с точки зрения родитлей (активное слушание как способ решения проблем детей), кон­фликтам, способам выхода из конфликтных ситуаций (знакомство шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта). Наряду с техниками, предлагаемыми Т. Гордоном, проводятся психогимнастические, телесно-ориентированные упражнения, а также групповые дискуссии, что позволяет родителям лучше осо­знать стиль своего поведения в проблемных ситуациях, проанали­зировать свои чувства, повысить уверенность в себе.

Ведущие рассказывают о необходимости применять различные техники общения в зависимости от того, «принадлежит» ли труд­ность в общении большей частью ребенку или родителю. Если ре­бенок создает проблему родителю, то она «принадлежит» родите­лю. Если же ребенок создает трудности самому себе, то они «принадлежат» ребенку. Для эффективного решения проблем в об­щении с детьми необходимо научиться определять, кому же они «принадлежат» - родителю или ребенку. Ведущие учат родителей определять «принадлежность» проблемы. Это происходит в ходе ролевых игр, где роли детей и взрослых поочередно играют участ­ники групповых занятий. При этом они должны учитывать - кого в наибольшей степени эмоционально затрагивает проблема. Если проблема эмоционально затрагивает родителя, то наиболее эффек­тивно будет применение такой техники, как «Я - высказывание»; если ребенка, то родителям предлагается использовать технику «Актив­ного слушания». Родители учатся правильно распознавать свои чув­ства для выбора соответствующей техники общения.

В ходе занятий информационная часть сочетается с практиче­ским освоением навыков эффективной коммуникации, которые отрабатываются на примере конкретных проблемных ситуаций, предложенных участниками тренинга. После отработки навыков «Я - высказывания» и «Активного слушания», родители осваивают беспроигрышный метод разрешения конфликтных ситуаций, осно­вой которого и являются эти навыки (см. приложение).

Первый этап групповых занятий для родителей заканчивается восьмым занятием, посвященным дисциплине, поощрению и нака­занию. Целью этого занятия является осознание родителями важ­ности формирования у детей позитивных норм поведения, знаком­ство с принципами использования поощрения и наказания. Только °своив новые техники общения, научившись учитывать эмоции и потребности как ребенка, так и собственные, родители могут успещ но наладить дисциплину. Этим занятием целесообразно заверщ Ит цикл занятий для взрослых.

Ведущие рассказывают о важности формировании у детей опре­деленных правил поведения внутри семьи и безусловного выпол­нения предъявляемых требований, о значении дисциплины для эмоционального комфорта детей. Далее участники групповых за­нятий делятся на подгруппы, в которых каждый участник расска­зывает о нормах поведения, предъявляемых своему ребенку. Со­ставляются списки общих норм поведения, и отмечаются различия в представлениях о приемлемом и неприемлемом поведении де­тей. Затем в круге обсуждаются совпадения и различия во взглядах родителей на необходимость формирования определенных правил поведения.

Для лучшего понимания родителями негативного влияния по­стоянного применения наказаний выполняется психогимнастиче­ское упражнение «Родитель и ребенок» (19). Участники поочередно играют роль наказывающего родителя и его ребенка, обращая при этом внимание на свои чувства во время выполнения упражнения. Ведущие знакомят участников с основными функциями поощрения и наказания. Обсуждается значимость наказания для ребенка, воз­можность применения физических наказаний, а также участие ребенка в вопросах выбора поощрений и наказаний. Особое внима­ние уделяется предпочтению использования поощрений в воспита­тельном процессе (4).

После этого проводится упражнение, позволяющее родителям осознать важность воздействия на детей с помощью поощрений и наград. Один из участников групповых занятий предлагает конкрет­ную ситуацию нежелательного поведения своего ребенка, осталь­ные - свои варианты способов его изменения с помощью поощре­ний и наказаний. Упражнение обсуждается в кругу.

В заключение проводится упражнение «Комплименты» (11). Один родитель выходит вперед, поворачивается спиной к группе, все остальные родители выстраиваются в шеренгу позади него. Все по очереди говорят комплимент стоящему впереди участнику. Зада­ча водящего - угадать, кто сказал комплимент, и принять этот ком­плимент с благодарностью. Комплименты должны получить все участники групповых занятий - это позволяет участникам осознать чувства, возникающие у них при высказывании комплиментов дру­гому человеку и при принятии их от других людей.

Первая часть групповых занятий для родителей завершается заполнением ими анкеты, которая позволяет проанализировать результаты и при необходим­ей (см. приложение).

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Этот этап посвящен работе с эмоциями, личностными убежде­ниями детей, развитию их коммуникативных навыков.

Занятие первое

Цель. Знакомство детей друг с другом, выявление их ценност­ных ориентации, самооценки.

Для знакомства детей друг с другом и осознания ими значимости своего имени, а также чувства причастности к истории семьи, по­вышения самооценки используется упражнение «Мое имя», в ходе которого дети рассказывают об истории своего имени (как проис­ходил процесс выбора имени, почему выбрали именно его и т. д.) (1). Далее проводится игра с мячом «Давайте познакомимся», со­здающая положительный эмоциональный настрой у детей и позво­ляющая детям лучше запомнить имена друг друга (1).

Следующее упражнение «Путешествие по сказочному лесу» от­носится к сказкотерапевтическим (6, 7), оно развивает творческое воображение, самоконтроль. Упражнение выполняется под музыку. Дети вслед за ведущим «путешествуют по сказочному лесу», прохо­дят по «заколдованной дорожке», «переходят через реку», через за­росли, встречаются со сказочными персонажами и оказываются на волшебной поляне. Здесь каждый из детей ассоциирует себя с ка­ким-либо явлением природы, тем самым отражая свои личностные особенности.

Завершает это занятие диагностическое упражнение «Я - цве­ток», в ходе которого каждый ребенок изображает и описывает себя в виде цветка. После того как все дети расскажут о своем цветке, ведущий просит прикрепить рисунок на «волшебное дерево». Осо­бенности рисунка и место его прикрепления - важный диагности­ческий материал для психолога. После этого выполняется ритуал прощания, выбранный детьми.

Занятие второе

Цель. Формирование положительной «Я - концепции» и полого, тельной концепции другого человека.

Занятие начинается со сказки «Гусь», которую рассказывают ведущие и обсуждают с детьми (1). В ходе занятия выполняются такие упражнения, как «Рубка дров», «Кто я?», «Угадай, о ком говорим?» «Дракон», «Герой дня» (19). В результате дети учатся обращать вни­мание на свои достижения, понимать, что успех является результа­том приложения их личных усилий, осознают важность своей ин­дивидуальности, самопринятия и самоуважения.