Страхование

Что относится к видам производственных процессов. Типы производственных процессов, их признаки

* В расчетах используются средние данные по России

Мы все привыкли к тому, что предприниматель – это распространённый род занятий, профессия даже в какой-то степени. Когда российское правительство прозрело и поняло, что плановая экономика вместе с социализмом и тем более уж сказочным коммунизмом является не более, чем простой утопией (во всяком случае на данном этапе развития человечества), было принято решение всё же вернуться к менее совершенной по Марксу формации. Капитализм стал легальным, а значит, легальным стало и предпринимательство. Множество людей принялись заниматься тем, что ещё вчера называлось спекуляцией и воровством у общества, и тогда немногим было понятно предназначение также прописанных в законе некоммерческих организаций. Однако уже очень скоро стало понятно, что те функции, которыми раньше управляло государство, теперь редко им контролируются; людям дали свободу.

В российском законодательстве до сих пор осталось много неточностей и лишних понятий, так, многие виды НКО (а именно эта аббревиатура стала общеупотребительной, как ООО для общества с ограниченной ответственностью), описанные в законе, отличаются только названиями. Форм НКО великое множество, гораздо больше, чем форм коммерческих организаций, но «нужных» из них всего лишь несколько. Впрочем, это позволяет более точно характеризовать себя при указании реквизитов, разграничивая понятия товарищества и объединения.

Человек или группа людей, которые решили создать некоммерческую организацию редко задаются вопросом «зачем?». А вот обывателей этот вопрос порою интересует. Действительно, зачем? Ведь некоммерческая организация в своём понятии содержит тот смысл, что извлекать прибыль не получится. Для чего людям тратить своё время и силы на содержание целого предприятия? И откуда брать порой немалое количество средств для содержания организации?

На самом деле значительная часть НКО держится на энтузиазме и пожертвовании её участников, которые благодаря зарегистрированной правовой форме имеют возможность отстаивать свои интересы от имени юридического лица, представлять себя от имени организации и более эффективно добиваться поставленной цели. Некоммерческая организация создаётся и тогда, когда люди стремятся объединиться и привлечь новых сторонников (так, например, партия – тоже может быть некоммерческой организацией), взять на себя обязанности, которые не регулируются правительственными организациями.

Отдельно стоит упомянуть СРО – саморегулируемую организацию, которая, являясь некоммерческим объединением, формируется из субъектов предпринимательской деятельности. И, конечно, некоторых людей очень привлекает описание НКО в законодательных актах, где она определена как организация, которая не ставит своей основной целью извлечение прибыли. Основной, но никто же не запрещает иметь и иные цели…

Некоммерческие организации также называются «третьим сектором», таким образом происходит их противопоставление публичным (государственным) и коммерческим организациям. Исторически сложилось, что НКО, более заинтересованные в решении своего вопроса, гораздо более эффективны при его решении, чем государство, порою даже в случае острых проблем. Конечно, кто позаботится об обществе, если не оно само. Отличительной особенностью НКО от организаций двух других секторов является невозможность эмиссии ценных бумаг, но возможность принятия пожертвований. Редкое некоммерческое объединение обходится без спонсорской поддержки извне, при этом в иных случаях может происходить накопление капитала и даже извлечение прибыли.

Да, НКО также может выступать посредником товарных отношений, осуществлять собственную реализацию товаров и предоставлять платные услуги, но вырученные средства должны быть использованы для уставных целей организации. Уставными целями могут быть только те, которые не предусматривают получение материальной выгоды, то есть получается замкнутый круг. Впрочем, никто не создаёт НКО для получения прибыли, подобная организация может быть создана коммерческим учреждением, но совершенно для других целей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Вообще можно сказать, что некоммерческие организации определяют, свободно ли общество. Если НКО могут вести свою деятельность без контроля и ограничений (до известных пределов, конечно) со стороны государства и вообще существуют и могут быть образованы, то это говорит о предоставлении населению свобод и прав. Если НКО эффективны в своей деятельности, то тогда можно считать общество развитым и свободным.

Чтобы зарегистрировать свою некоммерческую организацию, её учредителям нужно обращаться в ближайшее отделение Министерства юстиции Российской Федерации. Чтобы возможность создания НКО было вообще рассмотрено, необходимо подать следующий пакет документов:

    Само заявление о регистрации юридического лица. Бланк заявления можно найти на сайте Минюста либо получить уже на месте. Подписывается заявление представителем будущей некоммерческой организации. Рассмотрят заявление только в том случае, если с момента принятия решения о создании НКО не прошло больше трёх месяцев.

    Квитанция об уплате государственной пошлины. Её стоимость составляет 4 тысячи рублей, но не для политических партий, которые можно создать за 2 тысячи рублей. Правда, за каждый последующий филиал партии придётся отдавать ещё по 2 тысячи.

    Протокол учредительного собрания или решение (если учредитель – один человек) о создании НКО.

    Устав и прочие учредительные документы. Создание этих бумаг может отнять достаточно времени, и иногда проще обратиться к юристом за грамотной формулировкой целей своей деятельности.

    Реквизиты некоммерческой организации, с указанием адреса, счетов, информации об учредителях и тому подобное.

    Документы, подтверждающие право владения и распоряжения помещением и оборудованием.

Срок рассмотрения заявления составляет 33 дня для всех форм некоммерческих организаций, кроме политических партий, заявление на создание которой Минюст обязуется рассмотреть в течение 30 дней. После решения бюрократических вопросов можно приступать к непосредственной деятельности организации. Впрочем, НКО может не регистрировать свою деятельность, оставаясь неформальной организацией, но в таком случае она будет лишена всех возможностей и привилегий, оставаясь лишь кучкой единомышленников, которые с точки зрения закона будут определяться как группа лиц, но не юридическое лицо. В зависимости от целей организации может быть более предпочтительна формальная или неформальная деятельность.

Вообще условно все некоммерческие организации можно разделить на непосредственно организации и движения, и различие состоит в том, что первой формой предусмотрено обязательное членство её участников, вторая же форма может предполагать возможное членство, но не устанавливать его в обязательно порядке. Непосредственно прописанные в законе формы НКО могут относиться и к организациям, и движениям. Когда учредители определяются с целями, которых хотят достичь при образовании НКО, они выбирают форму этой организации. Отдельно нужно упомянуть государственную корпорацию, которая представляет собой НКО, созданную государством и не имеющую членства. Таким образом, создать госкорпорацию ни один человек не имеет возможности.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Ассоциация. Также называется союзом, зачастую прописывается именно такая двойная форма «Ассоциация (союз)». Отличительной особенностью такого объединения является то, что в неё могут входить и юридические лица, и физические, то есть простые люди, причём только за физическими лицами закреплено право состоять в других некоммерческих организациях. Союз осуществляет свою деятельность согласно Гражданскому кодексу РФ, и определён как форма НКО, в которой обязательно членство. Отсюда и регулируется деятельность ассоциации Общим собранием членов. На практике в союзы вступают коммерческие организации, которые таким образом стремятся скоординировать свои действия с другими предприятиями, и обычно ассоциация создаётся для защиты имущественных интересов её членов. То есть подобная форма НКО не радеет за мир во всём мире, например, а преследует более приземлённые цели и решает более насущные вопросы.

Орган самодеятельности. Представляет собой не имеющее членства объединение, которое стремится решить острые социальные вопросы. К театральной, музыкальной и прочей танцевальной самодеятельности не имеет, как правило, отношения, если только это не «Объединение в защиту художников», например. Отличительная особенность органа самодеятельности в том, что он стремится решить не проблемы своих членов (которых, в сущности-то и нет), а определённой категории или даже всего населения вне зависимости от заинтересованности последних в существовании и/или деятельности этого органа.

Политическая партия. НКО с, пожалуй, самой сложной структурой. Как и всё в политике, партия устроена очень сложна и зарегистрировать её можно только при выполнении ряда условий. Самые серьёзные ограничения касаются размеров партии – её представительства должны быть более, чем в половине субъектов Российской Федерации, а состоять в партии должно не меньше пятисот человек. И это ещё совсем немного, так как до 2012 партия могла быть образована только в случае, если её членами являются не менее 40 тысяч человек. Партия – исключительно политическая организация, её целями является только участие в политической жизни народа. Любая партия стремится к власти. Но с юридической точки зрения она является некоммерческой организацией и во многом регулируется так же, как и все остальные объединения.

Потребительский кооператив. Существенно отличается от производственного кооператива (который более верно называют артелью) и кооператива вообще. Эта форма весьма интересная и необычная, потому что занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Целью потребительского кооператива не может быть извлечение прибыли, но ему предоставляется исключительное право распределять полученную прибыль между его членами. Это связано с тем, что подобная организация изначально создаётся для удовлетворения потребностей её членов в товарах и услугах. Стать соучастником создания кооператива нельзя без внесения паевого взноса, из которых формируется первоначальный капитал предприятия. Потребительский кооператив может существовать только в том случае, если его участниками является хотя бы физических лица, иначе кооператив должен быть расформирован и преобразован в иную форму юридического лица. Таким образом, потребительский кооператив представляет собой ту форму НКО, в которой могут (и должны) состоять и обычные граждане, и юридические лица, и в которой обязательно членство.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Профсоюз. Создаётся, как понятно из названия, с целью защиты и отстаивания интересов работников. Как правило, объединение происходить между людьми одной профессии или одной отрасли производства. Профсоюзы сегодня могут выступать и за разрешение социальных вопросов, не связанных прямо с той областью, в которой должен работать профсоюз. Иногда подобные организации действительно помогают простому рабочему добиться своих прав, а иногда профсоюзы становятся дополнительной обузой для рабочего человека, потому что порою ведут чуть ли не свою полноценную политическую игру. Изначально членство в профсоюзе не обязательно, целью создания подобной организации является защита определённого класса людей вне зависимости от того, состоят они в профсоюзе или нет. На практике можно столкнуться с профсоюзом, который помогает только своим членам, которые внесли какой-либо материальный вклад в развитие организации.

Религиозная организация. По вполне понятному стечению обстоятельств отнесена к некоммерческим организациям, хотя большинство из таких объединений больше подходят под определение филиала политической партии на земле или общества с полностью отсутствующей ответственностью. Как понятно из названия, создаётся с целью донести свой сорт опиума до народа. Такая организация не только пытается вовлечь в себя как можно больше последователей, но и проводит совершение своих собственных религиозных обрядов. Вообще трактуется отдельно от понятия секта, хотя порою фактически может ей являться. Членство в религиозной организации, по сути, не должно быть обязательным, так как присоединиться к течению должен иметь возможность кто угодно.

Саморегулируемая организация. Представляет собой объединение коммерческих предприятий, работающих в одной отрасли или сфере. Этакий профсоюз для предпринимателей. Членство в подобной форме НКО обязательно, при этом СРО не только выступает в качестве защитника своих членов, но и решает возникшие споры между ними (что неудивительно, ведь члены СРО часто бывают конкурентами). При этом саморегулируемая организация не всегда выступает на стороне своих членов, общая и крупная СРО, которая регулирует целую отрасль рынка, может производить надзор за законностью совершаемых участниками этого рынка действий. Саморегулируемая организация может становиться мощным инструментом регулирования отношений организаций, освобождая от этой обязанности само государство.

Товарищество собственников жилья. Имеет общепринятую аббревиатуру ТСЖ. Собой представляет объединение собственников соседних участков или квартир, которые общими усилиями ведут хозяйство общей территории. Порою выполняет очень важную функцию, решая возникшие проблемы порою просто благодаря тому, что является юридическим лицом. Решает множество бытовых проблем, и, когда его создание целесообразно, становится незаменимым элементов сосуществования нескольких соседских квартирных или домовладений. Как правило, членство в ТСЖ обязательно и строго ограничено, но на практике товарищество выступает только в общих интересах, а значит, защищает интересы собственников жилья вне зависимости от того, состоят они в организации или нет. Несколько ТСЖ могут сливаться в единую организацию или образовывать союзы.

Учреждение. Может быть создано с разной целью, но обычно это общественно-полезные начинания. Учредителем наибольшей части учреждений в Российской Федерации выступило само государство, но и граждане, и юридические лица могут создавать свои учреждения. Главная отличительная особенность состоит в том, что учреждение одна из двух форм организаций и единственная форма некоммерческой организации, которая обладает правом оперативного управления имущества. При этом сама организация своего имущества не имеет, оно юридически закреплено за создателями самой организации. Часто учреждения основываются коммерческими предприятиями, которые стремятся заниматься благотворительностью или теми самыми общественно-значимыми и полезными делами, при этом сама НКО остаётся подотчётным и полностью зависимым от головного предприятия филиалом. Недавно появился особый вид учреждения – автономная некоммерческая организация, которая несёт ответственность всем своим имуществом по обязательствам, кроме недвижимости. При этом в автономной НКО учредители не несут субсидиарной ответственности, в отличие от учредителей учреждений.

Фонд. Представляет собой ту некоммерческую организацию, которую проще создать, чем ликвидировать. Фонд изначально создаётся с целью накопления капитала для общественно-полезных целей, именно эта форма становится благотворительными, спасательными, социальными и прочими «благородными» предприятиями. Никто из учредителей не обязан отвечать по обязательствам фонда своим имуществом, но при этом средства, поступившие в фонд, не могут быть распределены между его учредителями. Простыми словами, фонд создаётся для того, чтобы заработать или иным легальным способом получить деньги и потратить их на указанную в уставе цель. Например, накормить детей в Зимбабве. Или построить новый спорткомплекс. Для того, чтобы деньги фонда были направлены именно туда, куда было запланировано, создаётся попечительский совет из незаинтересованных (сторонних) лиц, которые следят за деятельностью организации. В фонде нет членства, вложить средства в фонд может любой желающий.

Можно сказать, что в России относительно много форм некоммерческих организаций, и здесь были рассмотрены основные с позиции выявления их отличительных особенностей, что позволяет определиться с формой предполагаемой НКО. Некоммерческие организации являются важной составляющей общественной жизни государства, и порою они непосредственно влияют на деятельность предпринимателей. НКО может стать хорошим способом иного использования капитала, отличного от коммерческого.

Средняя стоимость нормального комплекта оборудования составляет примерно 100-200 тысяч рублей, хорошо обустроенный сервис со всеми дополнительными системами и вспомогательным оборудованием обойдется н...

Упаковка подарков – бизнес для тех, кто хочет начать своё дело, не имея значительных финансовых средств. Для старта нужны 30 тыс. рублей, базовые навыки и грамотный бизнес-план.

НПФ как источник быстрого получения прибыли не стоит, обычно это организация, которая поддерживает предприятия или просто ориентирована на получение средств для дальнейшего инвестирования. Это сложный...

Различают следующие виды некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации (объединения);

4) учреждения;

5) объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.).

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Признаки потребительского кооператива:

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства;

Цель объединения – удовлетворение материальных и иных потребностей;

Осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности;

Объединение путем соединения имущественных паевых взносов;

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам;

Особое наименование.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Признаки фонда:

Вид некоммерческой организации;

Не основан на фиксированном членстве;

Учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

Основывается на имуществе, переданном учредителями, которое является собственностью фонда;

Создается для достижения социальных, благотворительных или иных общественно полезных целей;

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по их обязательствам;

Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей.

Основания ликвидации фонда:

В случае если имущества для осуществления его целей не достаточно, а вероятность получения необходимого имущества нереальна;

Цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены;

В случае уклонения в деятельности фонда от целей, указанных в уставе;

В иных случаях, предусмотренных законом.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Признаки учреждения:

Вид некоммерческой организации;

Обладает правом юридического лица;

Деятельность финансируется собственником (полностью или частично);

Обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество;

Создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

Отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества учреждения.

Виды учреждений в зависимости от осуществляемой деятельности:

1) учреждения образования (детские сады, школы, училища, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

2) учреждения науки (лаборатории, испытательные станции, научные центры, научно-исследовательские институты и др.);

3) учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулатории, медицинские центры и др.);

4) учреждения культуры (музеи, архивы, театры, концертные залы, выставки и др.);

5) иные учреждения.

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) – некоммерческая организация, созданная на основе договора между коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Признаки объединения юридических лиц:

Некоммерческое юридическое лицо;

Создаются коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

Не отвечают по обязательствам своих членов;

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в порядке, предусмотренном учредительными документами;

Может заниматься предпринимательской деятельностью по решению участников ассоциации (союза);

Имеет собственное наименование.

Административно-правовой статус предприятий и некоммерческих организаций – совокупность административных прав и обязанностей, которые предприятия и некоммерческие организации приобретают и реализуют при совершении следующих действий:

1) создании предприятий и коммерческих организаций по решению собственника или уполномоченного им органа;

2) государственной регистрации предприятий и коммерческих организаций в учреждениях юстиции или в местных органах власти;

3) получении специального разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке уполномоченными субъектами исполнительной власти;

4) формировании органа управления делами предприятия (некоммерческой организации);

5) определении круга вопросов и полномочий вышестоящих органов исполнительной власти в отношении предприятий и коммерческих организаций;

6) ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности.

Административно-правовые гарантии деятельности предприятий и некоммерческих организаций:

1) недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности;

2) свобода коммерческой и иной незапрещенной деятельности предприятий и некоммерческих организаций, запрет на вмешательство в их деятельность органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) защита имущества предприятий (некоммерческих организаций) от незаконного изъятия;

4) недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;

5) охрана коммерческой тайны.

Системный анализ норм ст. 50 ГК РФ и ст. 2 Закона о некоммерческих организациях позволяет выделить следующие признаки, характерные для некоммерческих организаций:

— некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли;

— некоммерческая организация не распределяет полученную прибыль среди участников*(374);

— некоммерческая организация может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (специальная правоспособность).

Некоммерческими организациями являются созданные для определенных социально полезных целей юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, положенная в основу действующего Гражданского кодекса РФ, носит дихотомический характер: любое юридическое лицо может быть либо коммерческой, либо некоммерческой организацией. Однако критерий выделения некоммерческих организаций по признаку основной цели деятельности не является самодостаточным из-за своей неопределенности.

В Проекте Гражданского Кодекса РФ предлагается сохранить классификацию организаций на коммерческие и некоммерческие которые имеют право осуществлять иную, приносящую доход деятельность*(375).

В отличие от коммерческих организаций, которые могут создаваться в строго предусмотренных ГК РФ формах, перечень видов некоммерческих организаций, приводимый в п. 3 ст. 50 ГК РФ, является открытым и может быть дополнен федеральными законами. Закон о некоммерческих организациях наряду с предусмотренными ГК РФ потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями (союзами) включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации.

По мнению специалистов, открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций, многие из которых активно занимаются предпринимательской деятельностью. Предложение о необходимости внести в ГК РФ запрет на создание юридических лиц, иных организационно-правовых форм, чем предусмотрено в самом Гражданском кодексе, и установить закрытый перечень всех видов организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) было высказано, в частности, Е.А. Сухановым*(376). Это предложение нашло отражение в проекте Гражданского Кодекса.

В проекте части первой ГК РФ в числе некоммерческих организаций названы потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы, фонды, учреждения, религиозные организации (п. 3 ст. 50).

Понятие и виды предпринимательской деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Соответственно, некоммерческие организации вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

— в рамках своей специальной правоспособности непосредственное производство товаров и услуг;

— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

— участие в других коммерческих организациях.

Требования к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ); во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Второе из приведенных требований означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

— служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих); также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

— соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее специальной правоспособности.

Необходимо отметить, что в Законе о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 24), в отличие от ГК РФ (п. 3 ст. 50 ГК РФ), применительно к таким видам предпринимательской деятельности, как приобретение и реализация ценных бумаг и участие в коммерческих организациях, указано только первое условие: некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Второе условие — о необходимости соответствия предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческой организации по отношению к "пассивным" формам предпринимательской деятельности — Закон о некоммерческих организациях не устанавливает.

Указанное противоречие в законодательстве вызывает неоднозначное понимание и правоприменение. Так, не вызывает сомнения участие общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем, например, протезы для инвалидов. А если деятельность этого общества совершенно не связана с уставными задачами некоммерческой организации? Противоречит ли требованиям законодательства о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие некоммерческой организации в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что по ныне действующему законодательству нет. Главное, чтобы доходы от акций были направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, от "пассивной" предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, связанной с приобретением и реализацией ценных бумаг и участием некоммерческих организаций в хозяйственных обществах.

По поводу соответствия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций ее целям в литературе высказана следующая точка зрения. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации считается соответствующей ее целям в случаях.

1) наличия "общей технологической цепочки между основной и дополнительной деятельностью" (например, ремонт своего же оборудования);

2) наличия "функциональных взаимосвязей" (например, реклама основной деятельности);

3) "удовлетворения дополнительными видами деятельности потребностей лиц, осуществляющих основную деятельность" (например, функционирование буфета в общеобразовательном учреждении)*(377).

В научной литературе обсуждается вопрос: можно ли считать некоммерческие организации субъектами предпринимательской деятельности? Так, Е.А. Суханов, рассматривая классификацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, относит первые к "постоянным участникам профессионального оборота", а вторые, соответственно, исключает из таковых*(378). В.В. Долинская, соглашаясь с этим, утверждает, что "некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей"*(379). С.Д. Могилевский по этому поводу, с нашей точки зрения, справедливо полагает: "В праве осуществления предпринимательской деятельности все равны. Но при этом для коммерческой организации — как участника предпринимательской деятельности — эта деятельность является обязательной, ибо ее основная цель — извлечение прибыли. Следовательно, коммерческие организации всегда участвуют в предпринимательской деятельности, поскольку: а) это соответствует самой природе этих видов юридических лиц (коммерческих); б) они обязаны осуществлять такую деятельность в силу прямого указания закона.

Некоммерческие организации не обязаны выступать участниками предпринимательской деятельности, поскольку законом в качестве основных целей устанавливаются иные, нежели извлечение прибыли. Для некоммерческой организации быть участником предпринимательской деятельности — это право, а не обязанность"*(380).

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, она позволяет некоммерческим организациям решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития профильной деятельности; с другой стороны, под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима иногда фактически осуществляется разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные цели.

Как же ограничить возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности и надо ли это делать вообще? Ведь в ситуации бюджетного дефицита, нерешенности социальных проблем и с учетом современных реалий, выражающихся в расширении платных форм образовательных, медицинских и иных социальных услуг, некоммерческие организации объективно вынуждены заниматься предпринимательством. Ответы на эти вопросы, с нашей точки зрения, лежат в следующей плоскости. Право как регулятор общественных отношений должно стимулировать выполнение некоммерческими организациями возложенных на них социальных и иных общественно полезных функций, а также должно способствовать тому, чтобы некоммерческие организации качественно реализовывали делегированные им задачи, а не занимались коммерцией для собственного обогащения. Наконец, право должно предотвращать случаи неправомерного использования статуса некоммерческой организации для целей получения неоправданных льгот и преимуществ.

Таким образом, введением закрытого перечня видов некоммерческих организаций и установлением ограничений на занятие ими предпринимательской деятельностью вопрос не решить. Необходим комплекс мер, как стимулирующих эффективное функционирование некоммерческих организаций, так и предотвращающих возможные злоупотребления в соответствующей сфере.

Надо сказать, что отечественный законодатель уже пытается идти по этому пути.

Так, с целью предотвращения возможных злоупотреблений в сфере налоговых правоотношений унифицировано налогообложение прибыли. Концепцией гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" является определение круга налогоплательщиков независимо от квалификации их на виды: плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций, например: вступительных и периодических членских взносов, пожертвований, сумм финансирования из бюджетов различного уровня, от собственников учреждений (п.

Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности

2 ст. 251 НК РФ).

В проекте ГК РФ в целях обеспечения интересов кредиторов установлено, что некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доходы деятельность, должна иметь обособленное имущество в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Читайте также:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Общее понятие о целях, содержании, средствах и видах общения
  3. I. ОТКРЫТЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА (open corporation, mutual, non-profit organization, political firm)
  4. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  5. II. Исключить «лишнее» понятие
  6. II. Основные положения по организации практики
  7. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  8. V. Популяционно-видовой уровень организации
  9. Административное наказание: понятие и виды
  10. Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
  11. Акты толкования норм права: понятие и виды.
  12. Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды прав акционеров.

Некоммерческие унитарные организации: понятие, признаки, классификация и организационно-правовые формы.

Понятие и признаки.

Некоммерческими унитарными организациями (НУО) признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Признаки некоммерческих унитарных организаций:

1. Некоммерческие унитарные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

2. Не распределяют полученную прибыль между участниками;

3. Учредители некоммерческих унитарных организаций не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства

4. Создание некоммерческих унитарных организаций включает в себя следующие этапы: принятие решения о создании некоммерческой организации;

утверждение устава некоммерческой организации;

передача имущества некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом;

государственная регистрация некоммерческой организации.

5. Имущество принадлежит некоммерческой организации (кроме учреждений) на праве собственности, оно передается ей ее участниками (учредителями), а также приобретается по иным основаниям.

6. Некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность.

7. Обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

8. Некоммерческие унитарные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

9. Законодательство не устанавливает для этих юр. лиц минимального размера уставного фонда (законодательством определяется лишь минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фондов) — имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (10 000 руб).

Классификация некоммерческих унитарных организаций.

Организации управляющие и объединяющие (администраторы (операторы) и сообщества (альянсы)).

Общим предназначением организаций, входящих в первую группу, является управление имуществом или осуществление функций, которые по каким-либо причинам учредитель не желает (или не может) осуществлять самостоятельно от своего имени. Таким образом, они создаются с целью выполнения определенных функций управленческого, социального, а в ряде случаев — хозяйственного или имущественного характера. Нередко эти функции носят общественно-полезный характер и заключаются в предоставлении услуг, средств, информации и т.д. широкому кругу лиц.

К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации. Деятельность таких организаций носит в первую очередь экономический характер.

Альянсы (сообщества) создаются для достижения общественно-политических (социальных) целей. Основной целью их создания и деятельности является выражение и защита общих интересов, а не хозяйственная деятельность. Они являются площадкой для реализации совместных начинаний участников, решения их общих задач.

К общественно-политическим (социальным) некоммерческим унитарным организациям относятся:

общественные учреждения;

общественные фонды.

Организационно-правовые формы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими унитарными организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

2) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

3) автономных некоммерческих организаций;

4) религиозных организаций;

5) публично-правовых компаний.

Статья 123.17. Основные положения о фонде.

1. Фондом в целях ГК РФ признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица. Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда. Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы. Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

Автономная некоммерческая организация (АНО).

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации.

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юр. лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией.

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы),

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, ген. директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Учреждения.

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях.

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях несет собственник соответствующего имущества.

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа. Учредительным документом является устав.

Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность его собственника. Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений преобразование в хозяйственное общество допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе учреждения к другому собственнику.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество

Религиозные организации.

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях.

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27.

Особенности разных видов НКО, их различия и цели создания

Учредители и устав религиозной организации.

1. Из ФЗ Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства;

— религиозная организация, деятельность которой приостановлена;

— лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации.

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей

Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Публично-правовые компании.

Публично-правовые компании – новая форма некоммерческих организаций, которой в РФ планируется заменить действующие государственные корпорации.

проект закона об публично-правовых компаниях под № 252441-6 находится на рассмотрении Государственной Думы.

Уже сейчас в ГК РФ (в ч.3 ст.50) в рамках проведения реформы гражданского законодательства Законом № 99-ФЗ внесены соответствующие изменения, в частности в перечень ОПФ некоммерческих организаций включены и публично-правовые компании (подпункт Кроме того, упоминание о публично-правовых компаниях как отдельной унитарной форме юр. лиц содержится и в ст.65.1 ГК РФ.

Что же касается вышеупомянутого проекта ФЗ № 252441-6, то он определяет публично-правовые компании как некоммерческие унитарные организации, наделенные отдельными публично-правовыми функциями, которые действуют в интересах общества и государства. Среди таких целей законодатель выделяет проведение государственной политики, управление госимуществом, развитие экономики, оказание тех или иных государственных услуг, контроль, управление, а также другие полномочия в отдельных сферах экономики, осуществление особо важных проектов и др.

Для публично-правовых компаний предусмотрен также специфический состав органов управления, среди которых – наблюдательный совет как высший орган управления, ген. директор и правление (если формирование такового предусмотрено для данной компании). Таким образом, главным органом, осуществляющим управление публично-правовой компанией, выступает именно наблюдательный совет, председатель и члены которого назначаются Правительством РФ.

1.3 Виды некоммерческих организаций

ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Многообразие организационно правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных в действующем законодательстве, вызвало необходимость провести детальную классификацию некоммерческих организаций.

Общественные организации (объединения)

— политические партии

— профессиональные союзы (профсоюзные организации)

— общественные движения

— органы общественной самодеятельности

— территориальные общественные самоуправления

Некоммерческие партнерства

Автономные некоммерческие организации

Фонды

— общественные фонды

— благотворительные фонды

Товарищества собственников недвижимости

— товарищества собственников жилья

— товарищества собственников иной недвижимости

Государственные корпорации

Государственные компании

Частные учреждения

— общественные учреждения

— иные частные учреждения

Государственные и муниципальные учреждения

автономные учреждения

бюджетные учреждения

— казенные учреждения

Ассоциации и союзы

— ассоциации (союзы) в виде некоммерческих партнерств

саморегулируемые организации

— объединения работодателей

— объединения профессиональных союзов

— объединения кооперативов

— объединения общественных организаций

— торгово-промышленные палаты

— нотариальные палаты

— адвокатские палаты

Потребительские кооперативы

— жилищные потребительские кооперативы

— жилищно-строительные потребительские кооперативы

— гаражные кооперативы

— садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы

— общества взаимного страхования

кредитные кооперативы

— фонды проката

— сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Публично-правовые компании

Религиозные организации (объединения)

Общины коренных малочисленных народов России

Казачьи общества

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общественная организация (объединение) — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов и для удовлетворения их нематериальных потребностей.

Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Частное учреждение — это некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Автономная некоммерческая организация — это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

А ссоциация (союз) — это основанное на членстве объединение юридических лиц и (или) граждан в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных, имеющих некоммерческий характер целей.

Казачье общество — это форма самоорганизации граждан России, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Община коренных малочисленных народов России — это форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

С уважением,

коллектив Центра регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников.

Некоммерческие организации:

— обладают правами юридического лица;

— не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли;

— не распределяют возможную прибыль между участниками, направляя её на обеспечение основной деятельности.

Под основной понимают деятельность некоммерческой организации, соответствующую целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренную ее учредительными документами.

Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятельности: некоммерческие организации могут предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За рубежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечительских советов.

Попечительский совет – орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации

Для понимания сущности образовательного учреждения как некоммерческой организации необходимо определение его статуса, включающего определение как самого понятия «об­разовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует. Под статусом понимается место обра­зовательного учреждения среди организаций других типов, его отличия от них и характерные черты. К основным характерным чертам образовательного учреж­дения, уже закрепленным в действующем законодательстве, мо­гут быть отнесены следующие:

Некоммерческий тип организации, осуществляющей об­разовательную деятельность;

Наличие в оперативном управлении образовательного уч­реждения имущества, переданного учредителем для осуществ­ления образовательного процесса (и иной деятель­ности, в т.ч. приносящей доходы);

Право на доходы от собственной деятель­ности, на продукты интеллектуального и творческого труда или само­стоятельное распоряжение этими доходами;

Право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществле­нием образовательного процесса и использовать для этого пере­данное имущество;

Определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

Законом «Об образовании», образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется. В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям. Вместе с тем возникает вопрос, до каких пор некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность в качестве одного из видов своей деятельности, остается некоммерческой? Второй стороной данного вопроса является определение той количественной грани, переходя через которую некоммерческая организация превращается в коммерческую и наоборот.

По определению учреждение - это некоммерческая орга­низация. Однако термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли осуществления своей деятельности. Само по себе отсутствие такой цели вовсе не оз­начает, что прибыль некоммерческой организацией не может быть получена. Кроме того, коммерческие организации, имея в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, мо­гут ее не получать вовсе, будучи, например, убыточными.

Очевидно, что термин «учреждение» обычно применяется к организациям, осуществляющим функции непроизводственно­го характера: управленческие, культурные, образовательные, на­учные и т.д. Однако этим характеристика учреждения также не исчерпывается, поскольку эти же функции могут осуществлять­ся (и осуществляются) организациями других типов, например предприятиями, реализующими функции управления, научных исследований и др. Но на предприятии реализация функций уп­равления, например, является одним из видов деятельности, обес­печивающим достижение основной цели. При этом предприя­тие, в принципе, может функционировать и без осуществления этих функций, передав по договору их исполнение другим ор­ганизациям. Созданная же специально для осуществления по­добных функций организация должна выполнять их сама в ка­честве своей основной деятельности, в том числе и с целью извлечения прибыли.

Важной характеристикой, является то обсто­ятельство, что учреждение финансируется собственником (уч­редителем). По определению финансирование - это обеспече­ние необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализа­цию некоторой потребности. Основным принципом финанси­рования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Следует подчеркнуть, что при этом собствен­ник (учредитель) не оплачивает произведенные для него това­ры или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесен­ные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей зна­чение для учредителя. В частности, учебное заведение осуще­ствляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы. Для государственных образовательных учреждений собственником является государство, осуществляя бюджетное финансирование их деятельности.

Говорить о финансировании какой-либо деятельности мож­но в случаях, когда результат этой деятельности не выступает в форме товара, не может быть реализован и, следовательно, не может возместить расходы по его достижению. Именно этот случай и имеет место применительно к образовательной деятельности как к реализации общественной потребности (не личной). Или когда реализация результата деятельности не возмещает издержек по его достижению, т.е. имеет место погашение убытков. Следовательно, говорить о необходимости существования такой формы организации, как учреждение, можно лишь при условии наличия необходимости осуществления ею деятель­ности, результат которой не выступает в товарной форме и не возмещает издержек по его достижению.

В результате можно сделать вывод о том, что деление орга­низаций на коммерческие и некоммерческие является в значи­тельной степени условным и вызвано сложившимся отношени­ем в обществе к тем или иным видам деятельности.

Тем не менее, многие ученые и специалисты в области экономики образования считают, что образовательная деятельность должна осуществляться именно в учреждениях, а никак не в иных формах организаций, тем более не в коммерческих. Это связано в значительной сте­пени с интуитивным пониманием необходимости сохранения доступности бесплатного образования, достигаемой в условиях сохранения некоммерческого характера образовательной дея­тельности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте понятие «образовательная система»

2.3. Виды некоммерческих организаций

Перечислите особенности некоммерческой организации на примере образовательного учреждения.

3. Опишите функции образовательного учреждения.

Литература:

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1998.

2. Экономика и организация управления вузом / Под ред. д-ра эконом. наук Глухова В.В. – СПб.: издательство «Лань», 1999.

3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

В их число входят:

    потребительские кооперативы;

    общест­венные и религиозные организации (объединения);

  • учреждения;

    объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных

потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

ФОНД

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждение

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Объединения юридических лиц

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе

учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих

организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является

некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и

права юридического лица.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, что можно признать важным свидетельством развития демократи­ческих начал в нашей общественной жизни. Государство может предо­ставлять налоговые льготы и преимущества, осуществлять целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, на кон­курсной основе распределять социальный заказ на выполнение раз­личных государственных программ и др.

Законодательством устанавливается принцип невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятель­ность общественных объединений.

Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют прокуратура, орган регистрации объединения, финан­совые и иные органы в пределах своей компетенции.

Юридическое признание общественного объединения осуществля­ется путем официальной регистрации Министерством юстиции или его органами на местах, обязательным условием для этого является наличие Устава объединения. В нем, кроме указания на цели, задачи, структуру и территорию действия, должны содержаться: права и обя­занности участников объединения; компетенция и порядок образо­вания руководящих органов; сроки полномочий; источники получе­ния средств и имущества, порядок прекращения деятельности и т.д.

Отказ в регистрации общественного объединения может быть об­жалован в суд и рассмотрен в порядке гражданско-процессуального производства.

Закон об общественных объединениях наделяет их рядом прав. Так, они могут свободно распространять информацию о своей деятель­ности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; осуществлять издатель­скую деятельность; защищать законные интересы своих членов и участников.

Достаточно важны полномочия общественных объединений и в осуществлении народовлас­тия. Им предоставлено право выступать с инициативами по различ­ным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательной кампании, если это зафиксировано в уставе и т.д.

В то же время общественные объединения обязаны соблюдать за­конодательство Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права, а также устав. Они должны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; предоставлять по запро­су в органы регистрации определенную отчетность, допускать пред­ставителей органов администрации на проводимые мероприятия.

Таким образом, в Республике Беларусь уже созданы и действуют необходимые пра­вовые основы для развития системы общественных объединений.

Между тем в социально-политической практике Республике Беларусь продол­жается процесс формирования многопартийной системы. Так, в про­шедших в октябре 2000 г. парламентских выборах участвовали более 30 политических партий. Произошла кристаллизация крупных партий и коалиций, которая обозначила контуры новой партийно-политической систе­мы, способной через несколько лет принять стабильный вид. В будущем, видимо, эта структура может основываться на поли­тических партиях или движениях, представляющих 4 главных направ­ления общественной жизни.

Первое - либерально-демократическое. Его сторонники высту­пают за плюрализм собственности, уменьшение вмешательства го­сударства в экономику, общецивилизованные критерии политичес­кой демократии.

Второе - государственно-предпринимательское. Партийные структуры, представляющие это направление, делают особый акцент на социальных аспектах экономического развития, на максимальном развитии производства, сохранение определяющей роли государст­ва и общественной собственности. Они выступают за построение общества смешанной экономики, политическую демократию и соци­альное партнерство.

Третье - представляет собой синтез полукоммунистических и по­лусоциал-демократических идей, которые связываются с ведущей ролью государства и общественной собственности, признанием смешанной экономики, социально-ориентированного рынка, поли­тического плюрализма, правового государства.

Четвертое - державно-патриотическое, которое выступает с по­зиций православия, народности.

Сложные процессы протекают и в профсоюзном движении Республики Беларусь. Сегодня в регионах страны действует более 30 профсоюзных объединений и профцентров. Самым массовым из них является Феде­рация независимых профсоюзов Республики Беларусь. (более 4 млн. человек). В то же время в белорусском профсоюзном движении можно выделить сле­дующие наиболее важные составляющие: традиционные официаль­ные профсоюзы; новые (альтернативные) профсоюзы; профсоюзы работников негосударственного сектора экономики.

Роль профсоюзов в жизни страны постоянно возрастает. Отказав­шись от руководства со стороны партий, освоив практику заключе­ния тарифных соглашений, приобретя опыт борьбы за экономические и социальные права работников, они становятся серьезной силой, которую нельзя не учитывать. Достаточно сказать, что в выборах Президента Республики Беларусь баллотировался представитель профсоюзов – председатель ФПБ Гончарик В.И., набравший около 20 % голосов избирателей.

1Аристотель (384 – 322 гг. до н. Эры) – древнегреческий филисоф и ученый. Учился у Платона в Афинах, учитель А. Македонского. Его сочинения охватывают все отрасли знаний того периода.

2Ленин В. И. ППС. Т. 39. С. 75.

3 Фридман Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 105.

4 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – 2 / 146; 2011. – № 60. – 2/1819.

5 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 9. – 1 / 65; 2005. – № 196. – 1/7011; 2006. – № 166. – 1/7989.

6 Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь.1993. № 2. Ст.18; Ведомости Национ. собрания Республики Беларусь. 1999. .№34 -35. Ст.518.

7 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 9. 1 / 65.

8 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 14. 8/ 4711.

Россия как правовое государство осуществляет деятельность, регламентированную нормами и фундаментальными принципами права. Законам подчиняются не только органы власти, но и различного рода организации, часть из которых известна как . Более подробно рассмотрим здесь виды некоммерческих организаций (НКО).

В первую очередь, следует подчеркнуть, что их отличается от коммерческих отсутствием финансового интереса участников. Главные задачи, стоящие перед ними, должны носить благотворительный, социальный, общественно-полезный, научный или другой, имеющий социальное значение характер.

Именно вид некоммерческой организации играет роль в том, какую деятельность они будут осуществлять в дальнейшем. Классификация НКО основывается на принципе соотношения имущественных прав между учредителем и юридическим лицом, разбивающем их по форме. Организационно-правовая форма позволяет разделить некоммерческие организации на такие разновидности, как:

  • Наделенные правом собственности (товарищества, хозяйственные общества).
  • Не имеющие собственности (союзы, ассоциации, религиозные или благотворительные организации).

Далее формы НКО подразделяются на несколько разновидностей (таковых около 30). При этом сами организации могут выполнять схожие функции, различаясь между собой только названием и представляя разные юридические формы. Поэтому из всего списка выделяют несколько основных видов НКО. О них далее.

Виды и направления деятельности

Следует отметить, что, хоть некоммерческие организации и не могут иметь материальной заинтересованности, у них есть возможность осуществлять . Речь идет о привлечении дополнительных средств путем реализации продуктов своего производства, чтобы в дальнейшем продолжать осуществлять свою первоочередную задачу перед обществом.

  1. Фонд представляет собой лишенную членства НКО (на основании ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» ГК РФ), которая продолжает функционировать благодаря и на добровольных началах. Его целью является развитие сферы образования, науки, культуры и социальных связей.
  2. Религиозная/общественная организация/объединение, как и фонд, функционирует на добровольных началах. Взносы на их деятельность поступают от добровольных взносов своих членов. Главными целями такого рода НКО являются благотворительные, культурные и общественные функции.
  3. Частное учреждение в своей основе имеет собственника, создавшего организацию для выполнения функций, ограниченных некоммерческим характером. Основателем в данном случае может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
  4. Помимо прочих НКО, Россия содержит на своей территории ряд государственных корпораций, в которых не предусматривается членство, а имущество предоставлено РФ для целей, определенных на законодательном уровне. В основном они носят управленческий и социальный характер.
  5. Некоммерческое партнерство входит в виды некоммерческих организаций, как НКО, преследующее своей целью благотворительность, управление, а также поддержку в решении вопросов социального характера. В роли учредителей в данном случае выступают физические или юридические лица.
  6. Объединения юридических лиц, а также союзы и ассоциации создаются с целью более успешной координации между коммерческими организациями. При этом их главным отличием от предпринимательских учреждений является некоммерческий характер.
  7. Автономное учреждение является НКО, которую может образовать либо Россия в лице действующего правительства, либо отдельный субъект РФ. Главная цель его создания – осуществление местного самоуправления в сферах оказания здравоохранительных, научных и культурных услуг. В первую очередь, организации такой формы выполняют задания государственного характера.
  8. Автономная некоммерческая организация не имеет членства и создана для предоставления услуг в культурной, образовательной, здравоохранительной, правовой, научной сферах. Деятельность НКО осуществляется за счет добровольных имущественных взносов участников. При этом участники теряют право владения на собственность после ее передачи в распоряжение АНО.
  9. представляется в виде разных общественных объединений, которые основаны для решения управленческих и социальных задач. Большинство НКО, представляющие этот тип, основаны на членстве. К примеру, жилищно-строительный или жилищный кооперативы обеспечивают граждан жильем. Потребительский кооператив может носить название некоммерческого товарищества или партнерства в зависимости от выбранных им целей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, НКО могут классифицироваться по праву управления своей деятельностью, праву владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, если оно находится в федеральной собственности.

Исторически некоммерческие организации возникли как альтернатива политизированным общественным организациям. Изначально это были добровольные объединения активных, идеологически грамотных людей, а в основе этих объединений лежали принципы гуманизма и справедливости. Эти социально ориентированные некоммерческие организации осуществляли правовую защиту и просвещение широких масс населения.

В настоящее время программы таких организаций выполняют задачи бесплатного юридического консультирования и правовой поддержки.

В некоммерческой организации обязательно наличие юридического лица;

Возможная прибыль не распределяется между ее участниками.

Организации: устав, Организация может иметь собственную эмблему, печати, штампы, собственный баланс или смету.

Некоммерческие организации виды могут иметь следующие:

  1. Общественные организации/объединения. В свою очередь, они подразделяются на общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение.
  2. Религиозные организации.
  3. Различные фонды.
  4. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
  5. Финансируемы собственником учреждения.
  6. Торгово-промышленные палаты.
  7. Коллегии адвокатов.
  8. Некоммерческие партнерства.

Для повышения эффективности деятельности некоммерческой организации следует решить несколько важных проблем. Среди них проблема неполноты базы правовой информации и проблема недостаточности финансовых средств стоят на первом месте по значимости. Именно эти проблемы затрудняют реализацию многих инициатив, таких как качественный мониторинг правовой ситуации, защита некоторых слоев населения, формирование систематизированной базы данных. Только, разрешив их, можно приступать к следующим. Тем не менее, планы некоторых некоммерческих организаций в России обнадеживают, и пути для их роста и развития есть.