Недвижимость

Показатель период оборота оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

К проблеме структуры личности в социологии существует не один подход. Структура личности в социологии - один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением.

Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я - это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны - с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением).

Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными. Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека увидел борьбу биологического и социального начал.

Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура - ценности и деятельности - реализацию потребностей, желаний, интересов человека.

Теория зеркального «Я» была разработана Дж.Мидом и Ч.Кули. Согласно этой доктрине личность является отражением реакций других людей. Определяет суть человека самосознание.

Психоаналитическая теория во главе с З.Фрейдом нацелена на раскрытие противоречий внутреннего мира человека, психологических аспектов связи человека и социума.

Ролевая теория была выведена Т.Парсонсоном, Р.Минтоном и Р.Мертоном. Согласно ей описывается двумя основными понятиями: «социальная роль» и «социальный статус». Статус означает позицию человека в социальной системе. Роль - это действия, которые выполняет человек, которому свойственен определенный статус.

Марксистская теория видит личность как продукт развития индивида в социуме.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

Наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов. и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Элементы социальной структуры личности.

Индивидуальностьʼʼ. Подходы к изучению.

Понятия ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений крайне важно понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет ос­нову понимания жизни всœей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необхо­димо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, зани­маемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинœемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопрос, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека.

Как всœе материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек - это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всœех остальных предметов природы, био­социальная категория. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель какой-либо социальной общности в социологии принято понимать как индивид . Он означает недели­мую дальше частицу общества, ʼʼсоциальный атомʼʼ. Отдельный человек рассматривается не только как еди­ничный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определœенное сочетание которых и определяет его как личность ; именно в данном понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие ʼʼличностьʼʼ употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к какой-либо социальной группе (личность рабочего, студента͵ бизнесмена и др.).

Между поня­тиями ʼʼличностьʼʼ и ʼʼиндивидуальностьʼʼ есть сходство, но есть и различия. Понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ обычно сопрягается с такими эпитетами, как ʼʼяркаяʼʼ, ʼʼтворческаяʼʼ. Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологи­ческом, социальном и др.
Размещено на реф.рф
Индивидуальность - не просто ʼʼатомар­ностьʼʼ человека, скорее характеристика его единичности и своеобра­зия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности - относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся филосо­фы, к примеру, И.Кант имел в виду под этим качеством способ­ность человека благодаря определœенным жизненным принципам быть ʼʼгосподином себе самомуʼʼ.

Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З.Фрейда. З.Фрейд (1856-1939) считал, 90% деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10% содержат в себе приобретенные знания. Черты био­логического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т.д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден посто­янно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и ʼʼродовыми воспоминаниямиʼʼ; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои - Оно и Сверх-Я. Οʜᴎ ʼʼатакуютʼʼ психику человека, благодаря чему он посто­янно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, в связи с этим вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б.Скиннер , Дж.Хоманс , поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. В случае если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, ᴛ.ᴇ. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного.

В качестве стимулов может использоваться любое ʼʼблагоʼʼ: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т.д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, ᴛ.ᴇ. что его ʼʼвкладʼʼ в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение.

Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского (1896-1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В корне личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определœение доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности - вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов дея­тельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не ис­черпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления.

Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж.Мид , Р.Линтон , Р.Дарендорф ) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положе­ния, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. К примеру, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества должна быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства.

Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он занимает в них, используется так же понятие ʼʼсоциальная рольʼʼ. Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определœенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т.д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль - действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два базовых типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение)и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность).Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие ʼʼсоциальный статус личностиʼʼ .

Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием ʼʼсубъект деятельностиʼʼ. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд воспринимается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, ᴛ.ᴇ. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определœенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение (ʼʼближнееʼʼ - родственники, друзья, знакомые и т.д. и ʼʼдальниеʼʼ - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, в связи с этим социализация должна быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.

Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на базе объединœения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас , развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе . Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделœены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определœенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций должна быть выделœена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это ʼʼжизнен­ная позиция личностиʼʼ . Она фиксирует устойчивую направленность личности на определœенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является выработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э.Фромм выделяет несколь­ко типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительный , рыночный .

В современной социологии получила широкое распространение типология личности исходя из ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всœего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии выделяют также модальный , идеальный и базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, к примеру, всœесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или ʼʼновый человекʼʼ Э.Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определœенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определœенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, напротив - препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определœенных социальных групп: тип ʼʼчеловека организацииʼʼ, ʼʼмодельной лич­ностиʼʼ, основной тип личности и др.
Размещено на реф.рф
Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу ʼʼТипы людей и бизнесʼʼ. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть базовых типов личностей: теоретический , экономический , политический , социальный , эстетический и религиозный . За основу выделœения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.

Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителœей, как Н.А.Бердяев , И.А.Ильин , Н.К.Михайловский , В.В.Розанов , А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн , В.С.Соловьев , С.Л.Франк , и др.
Размещено на реф.рф
В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определœен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента͵ руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности.

В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей соци­альной средой, но не адаптировалась к новой. Сегодня происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Ста­новление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личнос­ти окончательно еще не сформировались. Определœенное распро­странение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой инфор­мации и судебные инстанции отмечают факт широкого распро­странения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяже­лыми последствиями для общества.

Тема 4. Лекция 2. Социализация личности. (2 часа).

Элементы социальной структуры личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Элементы социальной структуры личности." 2017, 2018.