Закон и право

Факторы и параметры социальной мобильности. Понятие социальной мобильности: сущность, виды, параметры и каналы социальной циркуляции? Типы социальной мобильности

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.

2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти.

3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Краткое изложение материала

Под государственным органом следует понимать организационный коллектив , образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции, структура и деятельность которого регламентированы законодательством.

Задумайтесь над вопросом: является ли Администрация Президента РФ государственным органом? А органом исполнительной власти?

Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Выделим их.

1.Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан.

2. Наделены оперативной самостоятельностью.

3. Имеют постоянные штаты.

4. Как правило, образуются вышестоящими органами.

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

6. Их образования, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

На лекции мы говорим именно о государственных органах исполнительной власти, то есть о конституционном понимании этого термина.

Прежде чем перейти к понятию органа исполнительной власти, необходимо определиться с некоторыми достаточно важными теоретическими положениями.

Кратко запишем определения понятий:

1. Система органа исполнительной власти – это, как правило, их иерархическое построение, соответствующее административно-территориальному делению либо особенностям организации производства.

2. Структура органа исполнительной власти – это его внутреннее строение, соответствующее задачам и функциям.

3. Компетенция органа исполнительной власти – это совокупность установленных нормативными правовыми актами его прав и обязанностей (полномочий), а также круг дел, отнесенных к его ведению.

Рассмотрим понятие органа исполнительной власти и основы его административно-правового статуса .

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.п.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти можно поделить на следующие виды:

1. По характеру компетенции – общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации).

3. По источнику финансирования (из какого бюджета) – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. По территориальному масштабу деятельности – центральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

1. Орган исполнительной власти представляет из себя такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.

2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

3. Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти

Схемы:

а) структура федеральных органов исполнительной власти (с примерами);

б) характерные черты правового положения органов исполнительной власти;

в) система органов исполнительной власти.

Особое место в системе органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.

Правовое положение российского Правительства определяется в настоящее время Конституцией, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", другими законами, а также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство – это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. Министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Интересно, что в соответствии со ст. 32 федерального конституционного закона о правительстве Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Правительство лишь координирует деятельность названных федеральных органов исполнительной власти.

Д.Н. Бахрах: "Фактически и юридически Президент РФ – глава исполнительной власти".

Заседания Правительства проводятся регулярно, но не реже одного раза в месяц.

Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике.

3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) Осуществляет управление федеральной собственностью.

5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.

6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью.

7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Главное звено федеральной исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации. Они проводят политику государства и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство - единоначальный орган, руководство министерством осуществляет входящий в состав Правительства министр. Министр издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Регламентирование деятельности министерств и четкий порядок является важнейшим фактором повышения их работы. Министерства в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями о них.

Рассматривая другие разновидности федеральных органов исполнительной власти, необходимо отметить, что Федеральная служба и Федеральное агентство – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (в том числе исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

Нормативная основа - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность органов данного субъекта, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (комментарий к ст. 17 (ч. 1); ст. 18 (ч. 1 и 6); ст. 22 (ч. 1); ст. 29 (ч. 1).

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

1. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации – президент республики, губернатор и т.д.

Например, Губернатор Омской области самостоятельно формирует, руководит администрацией и определяет основные направления ее деятельности; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти области; утверждает их положения; принимает решения о приостановлении действия или о признании утратившими силу правовых актов органов исполнительной власти Омской области, принятых с нарушением федерального и областного законодательства; определяет кадровую политику; решает вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Губернатора, управляющего делами Администрации, руководителей органов исполнительной власти Омской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация).

Например, Правительство Омской области может быть структурно представлена Губернатором, первым заместителем Губернатора, заместителями Губернатора, управляющим делами Администрации, органами исполнительной власти Омской области.

Правительство Омской области осуществляет реализацию определяемых Губернатором Омской области основных направлений внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Омской области; осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности; организует исполнение федерального и областного законодательства на территории Омской области; осуществляет контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти Омской области федерального и областного законодательства и т.д.

Для коллективного обсуждения принимаемых решений Губернатор Омской области образует коллегию Правительства Омской области - совещательный орган при Губернаторе Омской области.

Состав коллегии Правительства Омской области и порядок ее деятельности утверждаются Губернатором Омской области. Председатель Законодательного Собрания Омской области участвует в работе коллегии Правительства Омской области с правом совещательного голоса.

3. Исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (пример по структуре органов исполнительной власти Омской области).

В структуру органов исполнительной власти Омской области входят: Архивное управление; Главное государственно - правовое управление; Главное управление архитектуры, градостроительства и строительного комплекса; Главное управление ветеринарии; Главное управление жилищно-коммунального комплекса; Главное управление культуры и искусства; Главное управление образования; Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; Главное управление сельского хозяйства; Главное управление социальной защиты населения; Государственная жилищная инспекция; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей; Комитет по делам печати и полиграфии; Комитет по молодежной политике и туризму; Комитет по социальной политике; Комитет по управлению имуществом; Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет финансов и контроля; Лицензионная палата; Региональная энергетическая комиссия; Управление государственной вневедомственной экспертизы; Управление делами Администрации; Управление жилищных субсидий и льгот; Управление записи актов гражданского состояния; Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных; Экономический комитет.

Необходимо учитывать, что на территории каждого субъекта Российской Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Управление Министерства юстиции по Омской области, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Омской области и др.).

В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти » и «органы государственного управления » используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений .

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата , имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом , использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества .

Признаки, перечисленные в данном определении, позволяют выразить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных (законодательных, судебных) и негосударственных органов.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти , представляет собой организацию, т. е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих , которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда . Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так — «сверху» «вниз» на федеральном и региональном уровнях управления.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии создаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управления. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента — решение Совета Безопасности), императивны.

Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством Российской Федерации и означает пределы территории , на которую распространяется действие его актов управления.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов по реализации их задач, функций, полномочий и ответственности находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах. Например, постановлением Правительства от 24 ноября 1999 г. утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилишно-коммунальному комплексу, в котором определены его назначение, основные задачи, функции, права, обязанности и структура.

Государство — это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Его воздействие охватывает широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата государство придает десяткам миллионов индивидуальных воль и усилий целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.

Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, повседневно выполняют значительный объем этой работы по практической реализации управленческих задач и функций государства . От других государственных (законодательных и судебных) органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей . Объекты их управления — экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т. п. Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления , обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами , т. е. обладают гражданской правоспособностью.

Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами, органами прокуратуры , а также с негосударственными организациями осуществляется в различных организационных формах (представительства , согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).

Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, выступающих от имени государства, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления , коммерческих и некоммерческих организаций , решающих иные задачи.

Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве.

Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции) предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный закон государства — Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права . Однако пока отсутствует комплексный правовой акт — закон, устанавливающий соподчиненность нормативных актов, определяющий правила их применения, вступления в юридическую силу и действия. Имеются лишь разрозненные акты, регламентирующие некоторые вопросы в этом направлении.

В условиях, когда в стране началась широкая правовая (и судебная) реформа, призванная обеспечить верховенство и торжество Закона во всех сферах жизни общества и государства, крайне важно выработать механизм поддержания законности и правопорядка . Недопустимо, чтобы субъекты Федерации отдавали приоритет своим нормативным правовым актам, а не актам общефедерального характера. Административное законодательство, находясь в совместном ведении Федерации и ее субъектов, не дает последним права на принятие собственных нормативных актов, противоречащих федеральным законам.

Поскольку этих органов много и они имеют разнообразное правовое положение, целесообразно классифицировать их по существенно важным признакам сходства и различия для того, чтобы точно и всесторонне охарактеризовать правовое положение каждого из них в отдельности. Четкая классификация позволяет избежать в законодательстве и практике его применения путаницы в определении функций органов, их полномочий и ответственности, предотвратить дублирование и вмешательство одних органов в дела других. В конечном итоге классификация призвана обеспечивать более эффективную деятельность этих органов (см. схему 9).

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Хотя формально, по действующей Конституции , Президент не является главой исполнительной власти , фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно — через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • принимает решение об отставке Правительства;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
  • по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • утверждает военную доктрину;
  • формирует Администрацию Президента;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
  • подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • осуществляет руководство внешней политикой страны;
  • ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом .

Совершенно очевидно, что существующая система федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как по ряду причин она не в полной мере отвечает современным требованиям.

25 мая 1998 г. Президентом утверждено Положение о региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти. Коллегия в пределах своей компетенции содействует согласованному выполнению территориальными органами стоящих перед ними задач; совершенствованию взаимодействия территориальных органов и субъектов Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации, на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации (например, президент республики, губернатор края, мэр города федерального значения).бюджета , а также проекты социально-экономического развития субъекта Федерации;

  • обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации;
  • формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации (примерная структура органов краевой, областной администрации рекомендована постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г.);
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации;
  • вправе предложить органу местного самоуправления , выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации, а также вправе обратиться в суд ;
  • заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.
  • Расширение прав и повышение самостоятельности регионов, которое наблюдается в последние годы, является объективным процессом в развитии федеративного государства . В то же время недопустим любой выход за пределы установленной им компетенции, так как это означает незаконное присвоение властных полномочий. В своей практической деятельности органы исполнительной власти субъектов Федерации должны строго руководствоваться ст. 73 Конституции, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов).

    Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.

    1.Введение…………………………………………………………..3

    2.Сущность социальной мобильности……………………………4

    3.Виды социальной мобильности и ее последствия…………….7

    4.Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв……..10

    5.Заключение………………………………………………………..16

    6.Список использованной литературы……………………………17

    1.Введение.

    Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.

    В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.

    В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность - это изменение социального статуса . Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

    Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековая Европа, касты в Индии). Такое положение может сохраняться только в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно просто тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно во всех социальных группах населения.

    Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных заслуг. Общество в этом заинтересовано.

    1. Сущность социальной мобильности.

    Статусно-слоевой иерархии разных об­ществ и разных эпох присущи некоторые общие характеристи­ки. Так, в любом обществе люди умственного труда в целом за­нимают более привилегированные позиции, нежели люди физического труда; высококвалифицированные работники приобретают более статусные позиции, нежели неквалифици­рованные. В каждом обществе также наличествуют слои бедных и богатых. При этом, чем выше на социальной иерархии рас­положен социальный класс, тем больше существует барьеров для тех, кто хотел бы проникнуть в него извне. В исторической практике многих стран нередким было наличие малопроницае­мых социальных групп, весь образ жизни и социальная деятельность которых как бы замыкались на себя, будучи отгоро­женными от низших слоев. Тем не менее, всегда в обществе развивались процессы социальной мобильности, предоставляв­шие человеку возможность изменить свое статусное положение в лучшую сторону.

    П. Сорокин определяет понятие социальной мобильности как любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую 1 ,

    К приведенному определению следует добавить, что и не­которых случаях данный переход человек осуществляет без чрезмерных усилий (меняет место жительства или работы), в других переход происходит в силу естественных причин, про­истекающих из жизненных циклов человека (так осуществляет­ся смена возрастных групп). Но в подавляющем числе жизнен­ных ситуаций человеку приходится прилагать немало созна­тельных усилий для перемены своего социального статуса, особенно в том случае, если речь идет о желании его улучшить. Впрочем, существует ряд человеческих качеств, которые опре­деляются биологически, что делает невозможным изменение социальной позиции (раса, пол).

    Процессы социальной мобильности формируются из целена­правленной активности людей по достижении жизненных це­лей, а также поддерживаются как общественной самооргани­зацией (традиционными запретами и стимулами, семейными отношениями, самодеятельными формами жизни, нравами), так и системно-институциональными структурами - правовы­ми регуляторами, образовательной системой, различными способами стимулирования трудовой активности со стороны государства, церкви, профессионально-корпоративной среды и др. В совокупности указанные факторы и предпосылки, под­держивающие процессы социальной мобильности, предостав­ляют немало возможностей разным группам варьировать свои действия для достижения необходимого статусного положения. При этом объективно общество заинтересовано, чтобы, с од­ной стороны, нс было острой конфронтации групповых инте­ресов, конкретных линий поведения людей, а с другой - су­ществовал активный обмен общественной энергией и духовными ресурсами, особенно в тех ситуациях, когда потребность в такой активизации многократно увеличивается.

    В любом обществе существует определенная сбалансирован­ность процессов социальной мобильности, уравновешивающая противоречивые тенденции внутри них. Так, на представите­лей низших групп направлены разные формы социального вспомоществования, способные смягчить их обездоленность. В свою очередь представители престижных слоев (властных, профессиональных, тендерных и др.) стремятся выделить себя в качестве социальных целостностей и сохранить признаки своего высокого статуса. Разными способами возводится нема­ло препятствий для проникновения выходцев из более низких слоев в привилегированные ряды. Следует также учитывать действие объективных ограничений, характерных для целост­ного функционирования хозяйственного или социального организма: общество на определенном этапе своего развития нуждается в определенной доле людей конкретных профессий, крупных собственников, высших государственных деятелей, произвольно превысить которую невозможно, как бы люди ни пытались улучшить механизмы социальной мобильности.

    Но вместе с тем в потоке социальных взаимодействий все­гда есть противоположные тенденции, ведущие к расшатыва­нию существующего положения или к его обновлению. Конк­ретный механизм этого расшатывания можно понять на при­мере проблематизации условий жизни отдельных групп, на стремлении людей добиваться в жизни большего, чем их роди­тели. Жизненные проблемы, которые встают перед множе­ством людей в процессе социальной активности, а также трансформация ценностных ориентации ставят их перед необ­ходимостью искать возможность изменить свое социальное по­ложение. Поэтому многие из них стремятся преодолеть прегра­ды и осуществить переход в более престижную группу.

    Историческая практика свидетельствует, что не существо­вало обществ с абсолютно непроницаемыми перегородками между социальными классами и слоями, равно как и с пол­ным отсутствием таких перегородок. Разные общества отлича­ются лишь степенью, формами, механизмами проницаемости социальных преград. Одну из наиболее устойчивых стратифика­ционных структур в виде кастового деления можно встретить в Индии. Однако в древности и тем более в настоящее время со- дела­ющие возможным переход из одного слоя в другой.

    Не получает подтверждения позиция некоторых исследова­телей, которая сводится к тому, что социальный прогресс, де­мократизация общества неизбежно ведут в наше время к уст­ранению препятствий для перехода людей в более привилеги­рованные группы, Социологи не раз доказывали на массивном историческом материале, что демократические изменения в том или ином обществе означают не абсолютное уменьшение, а только замену одного вида социальных помех другими. В на­ши дни на примере открытых обществ к такому выводу прихо­дят западные исследователи. Так, американский исследователь Л. Дуберман констатирует, что в последние сто лет «в аспекте большей открытости или закрытости американская классовая структура сохранилась относительно неизменной».

    Утверждения исследователей о социальной устойчивости и даже определенной неподвижности социальных пропорций в развитых странах Запада следует понимать в том смысле, что складывающаяся в них столетиями иерархическая структура не может трансформироваться быстро и, главное, в односторон­нем направлении. Под влиянием социальных факторов как не­благоприятного (войн, революций), так и благоприятного ха­рактера (модернизация, экономический подъем) эта структура испытывает колебания то в одну, то в другую сторону. Тем са­мым она модифицируется, но в целом сохраняет неизменным диапазон иерархичности, протяженность социальных дистан­ций между слоями. Можно сказать, что на разных стадиях раз­вития того или иного общества, в разных исторических ситуа­циях процессы социальной мобильности могут заметно разли­чаться между собой, но их вариативность осуществляется вокруг некоторых пределов и принципов, которые обусловле­ны, с одной стороны, исторической традицией, с другой - потребностями времени. Если же сопоставлять процессы соци­альной мобильности в разных странах, и особенно в обществах разного типа развития и неодинаковой цивилизационной принадлежности, то можно видеть их заметное отличие друг от друга.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

    Кафедра социологии и работы с персоналом

    Социально-гуманитарный факультет

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине Общая социология

    на тему Социальная мобильность населения и факторы ее формирования в

    Выполнила студентка группы 09-г-сц1

    Серебрякова Мария Геннадьевна

    Допущен к защите

    Руководитель (нормоконтролер) проекта (работы) ____________________

    Защищен __________________ Оценка ____________________

    Члены комиссии ______________________________________________

    ______________________________________________

    ______________________________________________

    ______________________________________________

    (подпись, дата, расшифровка подписи)

    Краснодар

    Реферат

    Курсовая работа: 31с., 14 источников, 1 прил.

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ОБРАЗОВАНИЕ.

    Объект исследования – социальная мобильность.

    Цель работы – выявить основные факторы формирования социальной мобильности.

    Методы исследования: социологические методы эмпирического и теоретического исследования: анализ документов, анкетирование.

    В процессе работы были изучены первоисточники, рассмотрено общественное мнение, проанализированы исследования социальной мобильности, в результате чего было выявлено, что доминирующими факторами социальной мобильности являются экономические факторы. А наиболее значимым фактором для восходящей социальной мобильности выступает образование.

    Новизна курсовой работы: проведенные ранее исследования подвергаются вторичному рассмотрению и анализу.

    Практическая значимость. Проблема социальной мобильности и факторов ее формирования весьма актуальна в современном обществе, т.к. происходят постоянные процессы перемещения. Результаты данного исследования могут послужить для краткосрочных и долгосрочных прогнозов изменения в социальной структуре общества.

    Введение………………………………………………………………..

    1 Понятие, виды и факторы социальной мобильности …………….

    1.1 Определение понятия социальная мобильность, виды социальной мобильности..…………………………………………….

    1.2 Факторы формирования социальной мобильности….……….

    2 Исследование факторов социальной мобильности………………

    2.1 Экономический и поселенческий факторы…………………...

    2.2 Условия достижения успеха……..…………………………….

    Заключение....……………………………………………………….….

    Список использованных источников ………………………………… Приложение А “Условия, важные и очень важные для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни”…………………….

    Введение

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что социальная мобильность в каждом развитом, современном, демократическом обществе составляет неотъемлемую часть культуры.

    Важное значение имеет размер города, региональная специфика и т.д., и то, как процесс социальной мобильности протекает в этих условиях. Необходимо, также, выделить сходство и различие в разных типах территориальных поселений.

    Уникальность современной ситуации заключается в том, что процессы социальной мобильности в России обладают некими чертами, которые присущи только российской действительности.

    Исследование современных тенденций мобильности представляется сложным. Во-первых, официальная, государственная статистика не располагает достаточными данными по социальной динамике населения, во-вторых, речь идет о социальных процессах в трансформирующемся обществе. Важность социологического изучения этой проблемы на конкретно - историческом материале социальной реальности определяется необходимостью восполнить недостаток социальной информации о процессах социальной мобильности населения в городе, что поможет определить вектор их движения.

    Степень научной разработанности проблемы . Проблема социальной мобильности, впервые появилась в 1927 году с выходом в печать работы «Social Mobility» П.А. Сорокина. Работа Сорокина вызвала широкий интерес в научных кругах и послужила толчком к дальнейшему социологическому осмыслению сущности понятия социальной мобильности, его видов и каналов.. Таким образом, П. Сорокин создал основу для научного изучения важнейшей проблемы в социологии - социальной мобильности, в различных ее проявлениях. М. Вебер большое внимание уделил изучению социальных структур в рамках системного подхода. Он считал, что интенсивность перемещений дает основания для установления границ между классами. С начала 70-х годов появляются работы исследователей второго поколения, к которым относятся П. М. Блау, И. Блумен, Л. Гудман, О. Д. Данкен,

    Д. Трейман и др. Они анализируют изменения в образовательной и профессиональной межпоколенной мобильности, с целью выявления того, насколько «открыты» определенные социальные группы и слои. С 80-х годов появляется третье поколение исследователей социальной мобильности, наиболее яркими представителями которого являются Л. Джонс, Дж. Голдторп, Р. Эриксон, Д.Л. Фитерман, P.M. Хаузер. Фитерман, Джонс и Хаузер проводят испытания FJH-гипотезы, сравнивая социальную мобильность разных поколений. В постсоветский период проблематике социальной мобильности были посвящены работы Е.М. Авраамовой, Л.А. Беляевой, С.А. Белановского, В.А. Бондаренко и др.

    Объект исследования – социальная мобильность.

    Предметом исследования являются факторы, формирующие социальную мобильность.

    Цель исследования заключается в выявлении и рассмотрении факторов социальной мобильности, как необходимого критерия развития российского общества.

    Чтобы достичь поставленную цель необходимо определить задачи :

    ‒ дать определение понятию социальная мобильность;

    ‒ рассмотреть виды социальной мобильности;

    ‒ выявить факторы формирования социальной мобильности.

    Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общие гипотезы исследования :

    1. Преобладающим фактором социальной мобильности выступает экономический фактор.

    2. Социальная мобильность по образовательному мотиву наиболее интенсивна в группе лиц с высшим и средним образованием.

    3. Важными факторами социальной мобильности являются предписанные возможности индивида.

    Теоретическая основа работы базируется на концепции социальной мобильности и стратификации П.Сорокина, работах М. Вебера, Ю. Г. Волкова, В. Н. Добренькова, С. С. Фролова, А. И. Кравченко, М. Ф. Черныша, О. А. Павленок.

    Методы исследования . Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: социологические методы эмпирического и теоретического исследования: анализ документов, анкетирование;

    Эмпирической базой исследования стали результаты социологического опроса, проведенные Институтом Социологии РАН в 2007 году в России. По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, репрезентировавших население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания. Опрос проводился в 58 поселениях разных типов из 19 субъектов РФ. Рассматривалась оценка россиянами своего положения.

    Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в ней используются готовые, проведенные ранее исследования, которые подвергаются вторичному рассмотрению и анализу.

    Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут служить основой для дальнейших краткосрочных и долгосрочных прогнозов изменения социальной структуры общества.

    1 Понятие, виды и факторы социальной мобильности

    1.1 Определение понятия социальная мобильность, виды

    социальной мобильности

    Социальная мобильность, в широком смысле, это любые передвижения индивидов в социальном пространстве. Следует определить и рассмотреть, что есть социальное пространство. Как отмечал П. Сорокин, положение в социальном пространстве кординально отличается от геометрического: «Положение президента Гар-динга в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переместился из Вашингтона на Аляску, тогда как ето социальное положение осталось тем же, что и в Вашингтоне. Людовик XVI в Версале и Николай II в Царском Селе оставались в том же геомет­рическом пространстве, хотя их социальное положение в один мо­мент круто изменилось» . Таким образом люди находящиеся рядом друг с другом в одном месте, могут быть отдалены друг от друга в социальном смысле, и наоборот. Например люди одной и той же религии живут в разных странах, они разделены геометрическим пространством, но социально они близки. Так между людьми существует не понимание, даже если они живет в одной местности. Разница между социальным и геометрическим пространством состоит в соотнесении положений индивидов, их места в обществе. Такими параметрами являются принадлежность и место в системе социальных отношений, близость ценностных ориентаций и способ восприятия социальной реальности. Социальное пространство является обширным и многомерным. В нем существуют различные общности с различной дифференцированной системой идеологий и верований. Таким образом соотнесение положений индивидов может существовать по нескольким критериям: профессиональному статусу, уровню участия в политической деятельности, по религиозным верованиям, национальности, полу, возрасту и некоторым другим.

    Основное определение социальной мобильности сформулировал П. Сорокин. Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

    К социальной мобильности относятся такие понятия, как социальные каналы или лифты и социальные агенты. Все, с помощью чего перемещается индивид, называют лифтами социальной мобильности. К ним относятся социальные институты. П. Сорокин относил к лифтам семью, церковь, армию, образовательные учреждения, политические и религиозные организации и т. п. К агентам относятся люди, которые каким-либо образом способствуют социальной мобильности.

    Существует два основных типа социальной мобиль­ности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, рас­положенную на одном и том же уровне . Эти перемещения индивида, трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, на первый взгляд, сложно определить положение индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей доступа к власти, изменением дохода, изменений верований индивида, перемещение из одной религиозной группы в другую, смена одного места работы на другое, при сохранении своего профессионального статуса, из одной семьи в другую при разводе или при повторном браке. В итоге эти изменения положения индивида оказывают влияние на его поведении, на систему отношений в группе, меняют потребности, установок, и сказываются интересах и ориентациях. Горизонтальная мобильность проявляется так же в перемещении социальных объектов: транспорта, радио, моды, идеологии, законов и так далее. Во всех этих и других случаях изменения могут происходить без значительной смены социального положения индивида или социального объекта. Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет и послушание, повышение и понижение по службе. Все эти явления и соответствующие им взаимосвязи представлены в виде вертикальной социальной мобильности.

    Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отноше­ния, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социа­льный спуск. Итак, вертикальная мобильность – такое изменение положения индивида, при котором повышается или понижается его статус. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

    В соответствии с природой стратификации есть нис­ходящие и восходящие течения экономической, политической и профес­сиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с кора­бля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги .

    Также следует заметить, что все хотят «подниматься» на социальном лифте, повышать свой статус, повышать и свое социальное положение, увеличивать доступ к власти, улучшать качество и уровень жизни. Никто не хочет «опускаться» и падать вниз. Таким образом, восхождение - явление добровольное, а нисхождение – принудительное .

    Рассмотрим подробнее групповую мобильность. Она вносит значительные изменения в структуру общества. Особенно интенсивны групповые перемещения в период структурных изменений экономики. Общество развивается, перестраивается структура, появляются новые престижные высокооплачиваемые профессиональные группы. Это способствует массовому передвижению и служит примером вертикальной восходящей мобильности. Падение своего социального статуса исчезновение некоторых профессий приводит к нисходящей вертикальной мобильности массового характера.

    Итак, массовые перемещения могут происходить из-за серьезных изменений в социально-экономической структуре общества, что приводит к появлению новых социальных слоев, новых классов; так же из-за смены идеологии и политических приоритетов, при этом поднимаются вверх те политические силы, которые смогли адаптироваться к новым условиям; и, наконец, вследствие сбоя механизма, обеспечивающего стратификацию структуры общества.

    Индивидуальная социальная мобильность и ее проблема является одной из наиболее притягательных для социологов. Индивидуальная социальная мобильность есть изменение, при котором один конкретный индивид перемещается, меняя свое положение. Индивидуальная мобильность характерна для стабильно развивающегося общества. В случае успеха индивид изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социопрофессиональную группу. В проблему индивидуальной социальной мобильности входит изучение интенсивности перемещений, их направленность, возможности детей достичь более престижного статуса, чем имеют их родители, изучение индивидуальных способностей, навыков, возможностей и других факторов помогающих индивиду подниматься вверх.

    П. Сорокин считает, что нет полностью эзотеричных обществ, т. е. в котором не происходит никаких перемещений. Однако в истории не говорится и об обществах с абсолютной, неограниченной мобильностью. Все общества стратифицированы. Существуют «фильтры», которые позволяют одним индивидам подниматься в новый верхний слой, а другим оставаться внизу. Роль этих «фильтров» выполняют социальные институты, которые регулируют вертикальные движения. Однако подниматься вверх только с помощью какого-либо социального института не всегда приводит к ожидаемому результату. Чтобы закрепиться в новой страте необходимо органично вписаться в новую окружающую среду, адаптироваться к новой жизни, вести себя согласно новым правилам и нормам. Иногда этот процесс бывает болезненным для индивида, так как трудно распрощаться с прежними привычками и пересмотреть свою систему ценностей.

    Аналогичная ситуация возникает при движении вниз. Будучи не способным ориентироваться к чуждой для него обстановке, индивид испытывает серьезные психологические затруднения.

    Следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество эко­номических, профессиональных или политических слоев, проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсив­ность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

    Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности .

    Интенсивность социальной мобильности – это скорость, с которой индивид поднимается на социальном лифте. Чем больше ступеней он прошел за определенное время, чем больше повысил свой статус тем больше скорость, интенсивность передвижений. А всеобщность – это количество индивидов, совершающих передвижения в социальном пространстве в конкретное отрезок времени.

    Если связать эти два явления получим совокупный показатель вертикальной социальной мобильности какого-либо общества. А рассматривая показатели разных обществ можно увидеть в каком из низ социальная мобильность выше. Т.е. можно сравнивать показатели.

    На ряду с горизонтальной и вертикальной мобильностью существуют такие формы как межпоколенная и внутрипоколенная.

    Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) заключается в сравнении социальных статусов родителей и их детей в определенный момент карьеры. Например, сопоставление уровня образования в каком-то конкретном возрасте родителей и их детей или ранг их профессий в приблизительно одинаковом возрасте. Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

    Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) выражается в сравнении социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением.

    Обобщая выше сказанное социальную мобильность можно представить схематично:

    Рисунок 1 – Социальная мобильность

    1.2 Факторы формирования социальной мобильности

    Причины, позволяющие индивидам перемещаться называются факторами социальной мобильности . К ним относятся:

    · уровень полученного образования;

    · социальный статус семьи;

    · система общественного устройства;

    · национальность;

    · физические и умственные способности;

    · получение воспитания;

    · место жительства;

    · уровень рождаемости местности;

    · выгодный брак.

    Изучим факторы подробнее. В качестве доминантного фактора социальной мобильности выделяется социально-экономический, который становится базовым в России при укреплении роли собственности и предпринимательства. Богатство стало общепринятым критерием успеха, состоянием защищенности и возможности продвижения в более высшие страты.

    Социальная мобильность населения является важным аспектом социально-экономической жизни в любом обществе. Мобильность детерминируется необходимостью индивидов адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, а общество, как системный фактор, должно создавать благоприятные условия для успешной реализации этого мотива. Учитывая, что все в социальной жизни общества обуславливается стремлениями и действиями человека, основным аспектом для перемещения является личностная детерминанта. Но, она не всегла проявляется, в связи с личной природой индивида, либо ее подавляют социальные и экономические факторы. При этом к социальным факторам относятся: демографические и миграционные процессы, поселенческая и отраслевая структура общества, ситуация в системе образования. К экономическому фактору относятся состояние на рынке труда, социально-экономическое положение. Экономический фактор вызывает вынужденную социальную мобильность, ограничивая индивидуальную, т.к. индивиды вынуждены отвечать социально-экономическим требованиям на данный период времени. Вынужденная мобильность может быть не только негативной. В том случае, если результат перемещений индивида отвечает его представлениям о счастье и приносит удовлетворение, то мобильность обретает положительный характер. Следует заметить, что тенденция развития современного общества способствует переходу от вынужденной мобильности к формам свободным, т.е. к увеличению приоритета индивидуальной социальной мобильности. Это происходит посредством повышения уровня производительности труда, высочайшего научно-технического и информационного оснащения всей производственной и социокультурной жизни.

    Для экономического фактора велика роль образования, которое выступает отдельным, не менее важным фактором перемещений. Во-первых, образование необходимо в условиях перехода конкуренции из области финансовой, производственной и военно-технических ресурсов в информационную сферу. Во-вторых, с одной стороны, поможет в процессе социализации усвоить больше положительного опыта, а с другой стороны позволит сформировать новые корпоративные ценности для возникающих социальных слоев.

    Развитие в нашем обществе передовых технологий способствует появлению новых профессии, для которых необходима высокая подготовка и квалификация, и которые в большинстве своем являются высокооплачиваемыми и престижными. Здесь сочетаются добровольная мобильность индивидов, которые стремятся достичь большего, и вынужденная, обусловленная необходимостью повышения квалификации и переподготовки.

    М. Вебер в качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и в-третьих, престиж рождения или профессии .

    Отсюда можно сделать вывод, что полученное образование, и выработанный стиль жизни, также профессиональный статус и доход от него позволят индивиду занимать высшие страты.

    Таким образом, в российском обществе все пространство социальной стратификации определяется практически одним показателем, а именно материальным (богатство) при резком снижении значимости других критериев дифференциации, которые перестают играть уравновешивающую роль.

    К социальным факторам социальной мобильности относятся предписанные возможности индивидов (исторический тип стратификации, социальный статус семьи к которой принадлежит индивид, тип общества). Доступность путей социальной мобильности для индивида зависит от его стартовых возможностей, которые предоставляет ему семья, и от структуры общности в которой он живет.

    Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми. Если в обществе большинство статусов являются предписанными, то рамки перемещений суживаются. В открытых обществах ценятся индивидуальные социальные успехи и достигнутый статус. В этих обществах возможности для социальной мобильности велики.

    В сословном обществе люди не верят в возможность изменить свой статус, не имея богатства, родословной или покровительства монарха. То же происходит и в закрытом обществе. Например, в СССР люди, на заводах, фабриках, работая по времени, получали зарплату не зависимо от того сколько они производят, больше или меньше, лучше или хуже – вознаграждение одинаковое. Нет стимула, нет веры в себя. И наоборот, социологами наблюдается закономерность, чем больше возможностей для продвижения вверх, тем больше люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем больше пытаются достигать высот, продвигаться, то есть тем выше уровень социальной мобильности в обществе.

    Итак, как семья влияет на социальную мобильность. Существуют разные способы от выгодных браков, до финансовой помощи, позволяющие продвигаться в более высокие страты.

    Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX – начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был бракобедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида.

    Итак, факторов формирования социальной мобильности много и они различны. Наиболее важными является экономический и фактор социальной позиции семьи.

    2 Исследование факторов социальной мобильности

    2.1 Экономический и поселенческий факторы

    В последние 15 лет российское общество претерпело масштабные изменения. Становление рыночных институтов в нашей стране не только создало новые возможности, но и заставило говорить о конкуренции во всех сферах жизни. Эту конкурентную борьбу довольно часто успешно выигрывали выходцы из «простых» семей, которые достигли в итоге довольно высоких позиций в современном российском обществе. Но является ли это правилом, или эти случаи стоит рассматривать как исключения? Насколько легко оторваться от своих «корней» и занять высокое положение в обществе? Может ли высокий статус родителей заведомо обеспечить благополучное существование их детей? И в какой степени положение человека в современной России определяется его личными качествами и амбициями? Ответить на эти вопросы помогут исследования.

    Изучение материала по теме социальная мобильность и факторы ее формирования свидетельствует, что высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот и получается четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж.

    Рассмотрим наиболее престижные профессии в России. Социальный престиж – значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) рейтинг наиболее престижных и прибыльных профессий в России можно сделать вывод.

    Согласно опросу россияне с уверенностью отвечают, что быть юристом – престижно (20%). На втором месте по престижу врач и экономист, их выдели 12% респондентов. Далее в этом рейтинге расположилась такая профессия, как банкир (7%). За ней следуют программист, государственный служащий (6%), также привлекательным для россиян кажется заниматься бизнесом, чему отдают предпочтение тоже 6%. Учитель, артист, дизайнер – 4%. Нижнее место занимают профессии бухгалтер, нефтяник (3%). Наименее престижно, с точки зрения опрошенных, быть научным работником.

    Рисунок 1 – Самые престижные профессии

    Из Рисунок 1 видно, что юрист занимает первое место, затем предприниматель, так 13% россиян считают, что прибыльнее всего быть предпринимателем, и 11% - банкиром. Далее следуют профессии экономиста и государственного служащего (по 8%), врача (7%). По 4% респондентов уверены, что наиболее высокие доходы у, нефтяников, по 3% – у обладателей творческих профессий, по 2% – у бухгалтеров. Наименее прибыльно, с точки зрения респондентов, быть учителем и научным работником (по 1%).

    Рисунок 2 – Самые прибыльные профессии

    Сравнивая Рисунок 1 и Рисунок 2 можно заметить, что по мнению россиян, самые прибыльные и престижные профессии, такие как юрист, экономист, банкир требуют образования, что подтверждает высокую роль образования в повышении своего статуса.

    В маркетинговом исследовании «Абитуриент – 2009», которое проводилось в июле – сентябре 2009 года, приняли участие, в основном выпускников школ г. Кемерово и Кемеровской области. При этом опрос показал, что целями получения высшего образования абитуриентов выступают получения статуса квалифицированного специалиста и получение профессии. Что представляет собой восходящую социальную мобильность, при помощи такого социального лифта, как образование.

    Данный вывод сделан на основании данных Рисунок 3, исследования целей образования. По ней видно, что самой главной целью получения образования является получение статуса квалифицированного специалиста, эту цель выделяют 41% абитуриентов. На втором месте желание получить престижную профессию – 28%. 17% опрашиваемых называют перспективу трудоустройства. Далее следует стремление повышения уровня знаний, эту цель выбирают 13%. И другое занимает лишь 1%.

    Рисунок – Цель получения высшего образования

    Итак, получение статуса квалифицированного специалиста и получение престижной профессии позволяет расширить возможности перемещения в социальном пространстве.

    Дополнительное профессиональное образование выступает как

    канал профессиональной мобильности, работающие перемещаются в областях экономики.

    При таком перемещении индивиды сохраняют свое благоприятное положение или даже улучшают его, изменяя позицию или повышая статус, посредством приобретения более престижной профессии.

    Трансформирующий профессиональное положение тип мобильности касается профессиональных групп с более низким уровнем квалификации и преимущественной занятостью на предприятиях частной собственности.

    Роль дополнительного образования в формировании социально-профессиональной структуры актуализируется в силу задач изменения модели экономического роста страны, стимулирования инновационного вектора и постиндустриальных тенденций в ее развитии. По сути, это – важный элемент механизма активизации интеллектуального потенциала страны, раскрытию которого до настоящего времени не уделялось действительно серьезного внимания. В идеале он представляется наиболее прозрачным и доступным в смысле институционализации механизмом перераспределения работающего населения в отраслях и секторах экономики и, соответственно, социально-профессиональной структуры через регулярное получение комплекса новых знаний и навыков.

    Россияне, получившие высшее образование, много чаще остальных добивались более высокого положения в обществе по сравнению со своими родителями. И наоборот – чем ниже был уровень образования, тем выше оказывались показатели нисходящей мобильности.

    Изучая социальную мобильность, стоит иметь ввиду страртовые возможности, т.е. положение родителей в обществе. По сравнению со своими родителями, достигли более высокого общественного положения те, кто имели более высокий уровень образования и имели тот комплекс навыков, который больше востребован на рынке труда. Умели пользоваться компьютером, знали иностранные языки, получали дополнительное образование, не отрываясь от работы, имели права на вождение автомобиля.

    Восходящая мобильность и поколенческая тесно переплетаются, т.о. по данным Рисунок 3 видно, что занимать более высокие страты, по сравнению со своими родителями, будут, в основном те, чьи родители имели наиболее высокий уровень образования. Т.е. основная тенденция это взаимосвязь образования родителей и детей, чем выше образование родителей, тем более высокое социальное положение будут иметь их дети.

    Итак, говоря о социальной мобильности, население главным считало собственные усилия человека, но отмечало, что положение и образование родителей также очень сильно влияет на жизненные шансы детей.

    Рисунок 4 – Положение россиян по сравнению с их собственными родителями в зависимости от уровня образования, в %

    Далее перейдем к рассмотрению другого типа факторов… Судя по результатам исследования, важным для социальной мобильности выступает поселенческий фактор . Добились успеха, в большей степени жители мегаполисов – Москва, Санкт-Петербург. В этих городах больше возможностей получить образование, и хорошую должность не только его жителям, но и приехавшим из других городов. Причем если по месту жительства разрыв в показателях вертикальной мобильности между жителями сел и столиц составлял 10% (32 и 42% соответственно), то по показателю восходящей мобильности в зависимости от условий первичной социализации достигал 13% (28 и 41% соответственно).

    Рисунок 3 Оценка россиянами из разных типов населенных пунктов положения своего поколения по сравнению с поколениями родителей и детей, в %

    2.2 Условия достижения успеха

    По полученным данным (Таблица 1) видно, что самое важное для собственного благополучия россиян – иметь нужные знакомства, так называемые “связи”. Но так же и велика роль собственного образования, особенно для тех людей, которые занимают более высокое положение, чем их родители. Важным условием для продвижения вверх является упорность и трудолюбие индивидов. Предписанный статус и положение семьи, как фактор мобильности выделили 74% всего населения. Образование родителей способствует социальной мобильности на 66%. Место жительства, пол и национальность как фактор выбрали не более 25% населения.

    Таблица 1 Условия, важные и очень важные для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни, в %

    % от тех, кто оценивал свое положение как более высокое по сравнению с тем, что занимали его родители

    Население в целом

    % от тех, кто оценивал свое положение как более низкое по сравнению с тем, что занимали его родители

    Иметь нужные знакомства

    Упорно трудиться

    Происходить из богатой семьи

    Иметь образованных родителей

    Иметь политические связи

    Место, откуда человек родом

    Национальность

    Факторами восходящей социальной мобильности, т.е. условиями повышения статуса, достижения успеха россияне считают образование, упорный труд, знакомства и связи. При этом способностями являются как способность выживать в изменяющихся социально-экономических условиях, в условиях рынка и возрастающей конкуренции, так и присутствие определенных профессиональных навыков, например, умение пользоваться компьютерными программами, знание иностранных языков и т.п.

    В основном успех достижений зависит от самих индивидов, от их стараний и труда, но также велика роль влияния городской культуры и статусные позиции родителей.

    Заключение

    Социальная мобильность представляет собой перемещения в социальном пространстве. Они могут иметь различные направления, как вверх, так и вниз, а могут быть нейтральными, т. е. без изменения социального положения индивидов. Социальная мобильность обусловлена личностностными желаниями и стремлениями, а также на нее влияют социально-экономические условия, что, в основном, приводит к вынужденной мобильности. Доступность путей перемещения зависит как от индивида, так и от социальной структуры общества, в которой он находится.

    На ориентацию и социальное поведение человека оказывают политические перемены в стране, изменение способа принуждения к труду; трансформация ценностных ориентации общества, снижение социальной мобильности людей; резкое уменьшение спроса на рынке труда, общее снижение уровня жизни.

    Из анализа первичного материала и проведенных исследований просматривается тенденция – индивиды стремятся вверх, пытаются улучшить социальное положение, попасть в наиболее высшую страту, повышая свой профессиональный статус, накапливая богатство. Никто не хочет «опускаться». Для восходящей вертикальной мобильности наиболее важным фактором является образование, причем образование и социальная позиция родителей также значимыми. К факторам еще относят престиж профессии и получаемое за нее вознаграждение. К условиям достижения успеха в России относятся нужные знакомства, дополнительные профессиональные навыки и упорный труд.

    Таким образом, изучая вопросы социальной мобильности, стоит рассматривать как стартовые условия, т.е. положение родителей, так и индивидуальные личные особенности поведения и мышления.

    Значимость проведенного анализа важна, т. к. социальная мобильность полезна, необходима и служит неотъемлемой частью культуры в обществе.

    Список использованных источников

    1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]/ Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М, 1992. – 373 с.

    2 Вебер М. Основные понятия стратификации [Текст]// СОЦИС, 1994. № 5. - 326 с.

    3 Волков Ю. Т., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов В.Н. Социология: Учебник [Текст] /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

    4 Фролов С. С. Социология: Учебник – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001. – 364 с.

    5 Кравченко А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007. – 640 с.: ил.

    6 Шерныш М. Ф. Социальная мобильность// Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. - М.: 2008. с. 143 – 154.

    7 Крыштановская О. В., Хуторянский Ю. В. Элита и возраст: путь наверх // Социс. 2002. №3. с. 49 – 59. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.urgeu.ru/lib/polit/l_pol_2.pdf – Загл. с экрана.

    8 Зборовский. Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов.[Текст] – М.: Гарадарики, 2007. – 592 с.

    9 Бабосов. Е. М. Общая социология: Учебник для вузов [Текст] Е. М. Бабосов. – Мн: «Тетра Системс», 2005. – 640 с.

    10 Шевяков, А. «Болевые точки России»: избыточное неравенство и депопуляция/ А. Шевяков// Общество и экономика. – 2008. – с. 86 – 102. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.demoscope.ru/weekly/2007/0273/analit06.php – Загл. с экрана.

    11 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году. Программа ООН в Российской Федерации. – М.: Издательство ИНОН РАН, 2009. – 208с.

    12 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2008 году. Программа ООН в Российской Федерации. – М.: Издательство ИНОН РАН, 2009. – 208с.

    13 Социальное неравенство в социологическом измерении. 2006г.
    Подготовлен в сотрудничестве с Горбачев-Фондом и Национальным Инвестиционным Советом. Институт Социологии РАН [Электронный ресурс] Режим доступа: www.isras.ru/analytical_report_Social_inequality_9.html – Загл. с экрана.

    14 Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 464 с.

    Приложение А

    Условия, важные и очень важные для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни, в %

    Условия

    % от тех, кто оценивал свое положение как более высокое по сравнению с тем, что занимали его родители

    Население в целом

    % от тех, кто оценивал свое положение как более низкое по сравнению с тем, что занимали его родители

    Иметь нужные знакомства

    Самому иметь хорошее образование

    Упорно трудиться

    Происходить из богатой семьи

    Иметь образованных родителей

    Неразборчивость в средствах, нахальство

    Иметь политические связи

    Место, откуда человек родом

    Социальная мобильность - любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Социальные объекты – мода, телевидение и т.д.

    Существуют два типа социально мобильности: горизонтальная и вертикальная . Горизонтальная социальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Вертикальная – это перемещение индивида или социального объекта из одного пласта в другую.

    Мобильность бывает восходящая (социальный подъем), либо нисходящая

    Так же она бывает добровольная (добровольное перемещение индивидов в рамках социальной иерархии), либо структурная социальная мобильность, которая диктуется определенными изменениями в экономике или структурными социальными изменениями.

    Систематическое изучение социальной мобильность, в первую очередь вертикальной, началось в Америке в 50-х годах прошлого века.

    Факторы социальной мобильности:

    1) Экономическое развитие

    2) Система общественного устройства

    3) Передовые технологии

    4) Войны и революции

    5) Разный уровень рождаемости в разных странах

    6) Система образования

    7) Сознательное усилие личности

    Социальная мобильность может привести к отчуждению, к социальной нестабильности в обществе.

    /////////Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в 1927г.

    Соц. м-ть - изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, либо перемещение из одного социального слоя в другой.

    Вертик. м-ть - перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.

    Восходящая - соц. подъем, движение вверх (повышение в должности).

    Нисходящая - соц. спуск, движение вниз (разжалование).

    Гориз. м-ть - переход индивида из одной соц. группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в др.). Подобные движение происходят без заметного изменения соц. положения в вертикальном направлении. Географическая м-ть - перемещение из одного места в др. при сохранении прежнего статуса (международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). Миграция - перемещение из одного места в др. с переменой статуса (человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

    Межпоколенная м-ть - сравнительное изменение соц.статуса у различных поколений (сын рабочего становится президентом). Внутрипоколенная м-ть (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертик. и гориз. м-ти влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.



    Вообще факторы социальной мобильности можно поделить на: 1)микроуровня - непосредственно соц. окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс. 2)макроуровня - состояние эк-ки, уровень научно-технического развития, характер полит. режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

    Иногда выделяют организованную и структурную м-ти. Организ. м-ть - перемещение ч-ка или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется гос-вом с согласия самих людей или без их согласия. Структ. м-ть - изменение в стр-ре народного хозяйства. Она происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Каналы соц. м-ти: армия, церковь, образование, брак, полит. и проф. организации.