Открытие бизнеса

Игровые тренинги для старших дошкольников. "игровой тренинг на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"

В век развития информационных технологий все более очевидной становится проблема социального одиночества индивида в обществе.
Конечно, с появлением интернет ресурсов современная жизнь приобрела совсем иное качество. Это возможность получения практически любой интересующей нас информации, возможность заказа и приобретения товара при сегодняшней занятости людей. И это здорово!
Но существует и другая сторона медали, которая не может оставаться не замеченной специалистами, работающими в области педагогики и психологии. Целый спектр невротических и поведенческих расстройств у детей – плата за стремление бессознательного к получению удовольствия! Игры, развлечения стремительно порабощают сознание детской психики.
Детские психиатры озабочены так называемым состоянием «пассивного возбуждения» у детей. Дошкольники находясь в игровом поле получают желаемое быстро и без каких – либо усилий. Одним нажатием кнопки, как по волшебству ребенок достигает своей цели. Он повелитель, он всемогущ! Не нужно быть инициативным, волевым, обязательным, ребенок итак успешен!
К сожалению, стоит признать и тот факт, что компьютерная игровая занятость ребенка для родителей является удобным вариантом решения некоторых бытовых проблем. Думаю, что нет смысла перечислять их, они достаточно всем хорошо известны. Наверно отчасти родителей можно понять и даже где – то посочувствовать. Однако, разрешая одну категорию проблем, родители и дети попадают в паутину других, ведущих к деструктивным формам развития семьи.
Самое ценное что есть у каждой семьи – это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей. Отношения – это то интимное пространство, которое качественно отличается одну семью от другой!
На сегодняшний день представляется очевидным признать следующее. Уникальность современных семейных взаимоотношений заключается в их разобщенности. Конечно определенные социальные обязательства родителями выполняются (обеспечение витальных потребностей), контроль за академической успеваемостью ребенка в школе. Но при всем перечисленном «многообразии» интересов и потребностей детей, остается незаполненной духовная ниша определяющая в последствии индивидуальность каждого ребенка. Девиз современной семьи можно сформулировать в следующем смысловом ключе: «Каждый сам по себе!».
Проблема компьютерной наркомании накладывает свой негативный отпечаток и на развитие коммуникации среди сверстников. Очевидной становится проблема психологического одиночества ребенка в детском сообществе. Целиком погружаясь в виртуальный мир, ребенок отчуждается от реального, интерес ко всему окружающему пропадает, навыки необходимые для взаимодействия с близкими и сверстниками принимают деформированные формы.
Потребность в общении, как основа психологического развития человека постепенно нивелируется. Ребенок в конечном итоге аутизируется. Осуществляя педагогическую деятельность на группе в летний период, организуя детей старшего дошкольного возраста для совместных игр обратила внимание на ряд следующих особенностей в поведении:
Мотивационно-потребностная сторона у детей к взаимодействию со взрослым и сверстниками значительно снижена. К сожалению, достаточно распространённой становится ситуация, в которой счастливый обладатель гаджета уединяется в каком-нибудь уголке. Вскоре вокруг него формируется группа детей, которые стремительно поддаются влиянию игры. А мир компьютерных игр так заманчив и притягателен, столько событий и приключений происходит на экране. И конечно достаточно сложно без конфликтов отвлечь дошкольников от игры. Требуются иные стимулы- заменители.
В процессе проведения традиционных детских игр, которые находятся на грани вымирания отмечаются негативные тенденции в общении среди сверстников. Дети не желают считаться с мнением партнера по игре и учитывать его позицию. В результате частые конфликты приводят к распаду игры. Отсутствие сформированности конструктивных навыков партнёрского взаимодействия у «проблемных» детей, приводит к тому, что дошкольники не способны проявлять те социальные качества, которые необходимы для коммуникации (толерантность, эмоциональная идентификация и т. д). Отсутствие упорства в достижении цели, не способность следовать правилу и ориентироваться на действия партнера по игре приводят к тому, что дети либо заранее предпочитают отказаться от совместной деятельности, либо совершают попытки видоизменить игру по своим удобным правилам.
Сила эмоционального реагирования ребенка в конфликте не соответствует силе получаемого извне раздражителя.
В процессе наблюдения за взаимодействием старших дошкольников в системе «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», у детей отмечаются неадекватные эмоционально-поведенческие реакции в состоянии нервно-психического напряжения. Например, на замечание взрослого ребенок реагирует повышенным уровнем возбудимости, раздражительности. В последствии наблюдается длительная центрация на переживании, сопровождаемая угнетенным настроением. Во взаимодействии со сверстниками у дошкольников отмечается повышенный уровень конфликтности, приступы гневных вспышек, лабильность настроения. На основе несоответствия между реальным положением в котором находятся эти дети и теми требованиями, которые они предъявляют к жизни развиваются длительные психологические противоречия. Как следствие мы наблюдаем еще большую невротизацию детей.

Период дошкольного возраста является мощным энергетическим сосудом, который стремительно наполняется содержимым, необходимым для дальнейшего развития ребенка, а в последствии и взрослого человека. Развиваются адаптивные возможности, мотивационно-потребностная сфера, интеллектуальный потенциал. Задача взрослых научить детей использовать энергию, индивидуальные наклонности в эффективном для них ключе.
На сегодняшний день, во времена стремительно развивающихся технологий традиционные игры с использованием сказок, песен для детей старшего дошкольного возраста на мой взгляд давно утратили свой интерес. Для того, чтобы быть мобильным, гибким, успешным в социуме, от ребенка требуются хорошо развитый социальный интеллект.
Задача социальной адаптивности ребенка в социуме как никогда является наиболее актуальной. По результатам анкетирования родителей детей подготовительных групп выявлены следующие показатели: большинство родителей (82%) среди перечисленных возможных причин дезадаптации ребенка в школе отмечают несформированность социальной компетентности у дошкольников. По мнению родителей дети недостаточно самостоятельны в принятии решений, слабо ориентируются в окружающем, неуверенны в себе.
На вопрос: «Как Вы считаете, на что необходимо обратить внимание педагогов при проведении занятий?» (74%) родителей отмечают развитие социальных навыков у детей (умение договариваться, помогать друг другу, слушать старших). Данные показатели свидетельствуют о том, что родители видят и признают наличие проблемы у детей, но при этом не готовы оказать необходимую поддержку.
Средством для развития социального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста остается игровая деятельность. Задача взрослого организовать игру, посредством которой ребенок будет иметь возможность активно проявлять свою жизненную позицию.

Одним из эффективных методов формирования и развития мировоззрения у старших дошкольников является социально-психологический тренинг.
Социально – психологический тренинг - это интерактивная форма обучения посредством приобретения жизненного опыта, с целью развития компетентности в общении. Особенность данного метода заключается в том, что дошкольники обучаются не через трансляцию знаний, например, посредством слушания сказок, произведений, что тоже является необходимой составляющей. Метод, создает практические условия (ребенок включается в конкретную ситуацию, а не просто представляет ее) для решения поставленной задачи.

Преимущества использования тренинга в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В основе тренинга – обучающая игра (ведущая деятельность дошкольника);
Способствует развитию социально-эмоционального интеллекта;
Решает задачи диагностического, обучающего и коррекционного характера;
Возможность использования активных методов работы;
Эффективен для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями»;
Возможность использования вариативного подхода (комбинирование различных техник и методов);
Активное задействование всех видов модальности. Использование видео и аудиозаписи;
Возможность структурировать взаимодействие с детьми в зависимости от наличия конкретной проблемы в детском коллективе;

Использовать тренинг в своей работе могут не только психологи ДОУ, но и педагоги группы. При составлении курса занятий необходимо учитывать следующие условия:
1. Доступность выполнения упражнений. Подбор(разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников;
2. Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д);
3. Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант.
4. Соблюдение правил участниками группы.

Организация занятий с детьми в рамках программы.
Программа тренинга общения «Зеркало» предназначена для работы с детьми 6 -7 летнего возраста (подготовительная группа).
Конспект одного занятия «Мои друзья всегда со мной». (см в приложении).
Цель и задачи программы.
Целью развивающей программы является развитие навыков конструктивного сотрудничества в межличностном взаимодействии старших дошкольников.
Задачи программы:
Развитие интереса ребенка к сверстнику, как партнеру общения;
Развитие умения согласовывать собственные интересы с интересами сверстника, способность учитывать противоположную позицию;
Развитие умения старших дошкольников дружно организовывать работу в мини группах;
Развитие социально-эмоциональной чувствительности ребенка к вербальной и невербальной информации партнеров по взаимодействию.

Структура занятия.
Курс развивающей программы состоит из 15 тренинговых занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут. Курс занятий используется в рамках развития социально- психологической готовности детей к школьному обучению. Структура занятия состоит из трех стадий (начальная, рабочая, конечная) по актуальным на данный период времени обучающим задачам.
Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении.
Следовательно, начальная стадия занятия (разминка) представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог);
В рамках рабочей стадии реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой (отработка умений ориентироваться в ситуации взаимодействия, развитие способности адекватно реагировать, готовность проявлять инициативу, доброжелательно относится к сверстнику при любых складывающихся обстоятельствах);
В рамках конечной стадии реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи), развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности.
Занятия проводятся в игровой форме с использованием интерактивных методов.
Среди них можно выделить следующие:
Подвижные игры (разминка, разогревающие игры). Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим). Среди традиционно практикуемых подвижных игр и упражнений возможно использование элементов психогимнастики.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя без слов, используя элементы пантомимы. Данный метод на мой взгляд является наиболее эффективным, поскольку способность к вербализации чувств у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована. Некоторые дети испытывают значительные затруднения в передаче необходимой информации в ходе игры.
Например, ребенку нужно поприветствовать своего партнера по игре или передать пожелание. В случае возникновения проблемной ситуации, взрослый оказывает ребенку необходимую поддержку, либо ребенок самостоятельно поддерживает взаимодействие доступным для него способом - посредством жестикуляции и разнообразного спектра мимических проявлений.
Ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Ребенок играя социализируется посредством освоения различных ролей и выполнения соответствующих ей норм и общественных требований. Отличительной особенностью ролевой игры в традиционных видах игровой деятельности (игра в магазин, больницу и т. д) и ролевой игры в тренинге является тот факт, что в классической игре дети дублируют дословно уже всем известные действия (выполняют функции воспитателя, врача, водителя). В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведенческих паттернов в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения.
Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру».
Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я».
Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей. Ролевая игра таким образом выступает и в качестве психотерапевтического средства, поскольку она позволяет ребенку проработать определенные конфликтные состояния и если не абсолютно признать свою проблему, то хотя бы снизить остроту переживаний.
Сенсомоторные игры. Сенсомоторные игры используются в качестве дополнительных тренинговых методов, как с целью развития общей и мелкой моторики дошкольников, так и с целью получения нового сенсорного опыта.
К сенсомоторным играм можно отнести следующие: игры с карандашами, прищепками, фольгой, мячами и т. д. Посредством использования различных предметов и действий решаются задачи развития навыков конструктивного мышления, развития координации собственных действий ребенка с учетом движений сверстников (телесно-ориентированные упражнения), формирование готовности дошкольника работать в условиях тактильного контакта, что как правило является затруднительным не в очень сплоченной группе, выполнять упражнение не открывая глаз.
Желательно выполнение упражнений с использованием музыкального сопровождения. Подбор музыкальных произведений осуществляется в широком диапазоне, от классических произведений до современных.
В конечной стадии каждого занятия между участниками группы традиционно осуществляется обратная связь. Обратная связь направлена на закрепление полученного опыта, развитие умения обобщать и использовать в дальнейшем проработанную информацию в практическом ключе.

Приложение.
Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной».
Цели: Создание благоприятных условий для сплочения группы, развитие конструктивных навыков взаимодействия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки каждого участника.
Материалы: карандаши по количеству участников.
Музыкальное сопровождение (музыка – релаксация), две грузовые машины, кубики, две конфеты, сделанные из фольги, вырезанные кружки из цветного картона, прищепки.

Ход занятия:
Дошкольники традиционно садятся в круг вместе с ведущим (психолог, педагог). Ведущим проводится небольшая вводная беседа по предложенной теме. Раскрываются такие ключевые понятия, как «дружба», «друг», «взаимопомощь». Ведущий обращается к опыту дошкольников, посредством беседы стимулирует умение открыто выражать свои чувства, делиться переживаниями и возможным позитивным, либо негативным опытом взаимодействия со сверстниками.
В конце короткой беседы задача ведущего заключается в умении обобщить полученную информацию, сформировать у детей желаемый образ товарища, друга и способствовать развитию потребности находить позитивные черты характера в каждом участнике.
После вводной беседы участникам группы в качестве разминки предлагается следующие игры – упражнения.
Упражнение - разминка «Передай мой привет».
Описание упражнения. Участники встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами. Водящий начинает совершать какое – либо движение, например, гладит впереди стоящего по голове, или щекочет под мышкой, или кладет руку на плечо. После того, как движение пройдет полный круг, следующий по очереди участник задает другое движение.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не передадут свой привет. Психологический смысл упражнения заключается в создании условий для снятия психоэмоционального напряжения посредством телесного контакта и эмпатии между детьми (желание передать приятные ощущения другим).
Все выполняемые действия осуществляются под музыкальное сопровождение. Желательно, чтобы музыка была подобрана с релаксационной направленностью.
На заключительном этапе этого упражнения ведущий обращает внимание детей на развитии способности создавать психологически безопасную среду в процессе общения, как необходимое условие формирования чувства доверия среди сверстников.
Упражнение – разминка «Карандаши».
Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.
Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения:
Поднять руки вверх и опустить их.
Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.
Присесть, встать.
Наклониться вперед, назад.
Для разнообразия и усложнения задания возможно использовать те же варианты только с закрытыми глазами, или с произнесением допустим женских или мужских имен.
Если упражнение выполняется под музыку, то можно ввести дополнительное условие - совершать движения в такт музыкальному произведению.
Психологический смысл упражнения заключается в умении ребенка ориентироваться на действия рядом стоящего. Развивается способность подстраиваться под ритмизацию (учет резкости, плавности совершаемых действий) на основе невербального восприятия друг друга. Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала.
На заключительном этапе этого упражнения ведущий поясняет детям следующее, что для того чтобы научиться понимать другого человека необходимо научится его чувствовать, совершать с ним совместные действия, учитывать его желания.
Обучающая ролевая игра. Детям предлагаются для проигрывания и обсуждения следующие ситуации:
Ситуация 1.
Петя и Коля были друзьями. В детском саду они всегда играли вместе. Но вот однажды с ними произошла вот какая история. Ребята перевозили в грузовых машинах кубики для стройки. И так увлеклись игрой, что не заметили, как стали соревноваться между собой. Каждый хотел быстрее довезти груз. И вдруг, на большой скорости Коля не рассчитав расстояния врезается в машину Пети. Машина, которой играл Петя сломалась. Воспитатель группы решила выяснить, кто же сломал машину, но честного ответа она не получила. Ребята обвиняли друг друга, Коля не хотел признавать свою ошибку. В результате воспитатель наказал Петю, у которого сломалась машина.
После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, как вы думаете Коля поступил правильно?»; «Коля хороший друг?»; «Как нужно было поступить Коле?».
Ситуация 2.
Маша, Кристина и Арина были неразлучными подружками. Когда дети стали собираться на прогулку Кристина нашла в своём кармане две конфеты. Одну она решила съесть сама, а другой угостить Машу. Арина сильно обиделась, когда поняла, что подруги с ней не поделились сладостью.
После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, можно назвать Машу, Кристину и Арину подругами?»; «Кто из них поступил неправильно?»; «Как бы поступили вы в данной ситуации?».
После совместного обсуждения, дошкольникам предлагается снова проиграть ситуацию, в сочетании с наиболее приемлемым по мнению детей способом выхода из конфликтной ситуации.
Ведущий обращает внимание детей на такие нравственные качества, как умение вовремя признавать свои ошибки, быть честным, умеющим делиться и помогать другу в беде.

Упражнение «Пожалеем, сделаем доброе дело».
Работа с эмоциями с элементами психогимнастики.
Ведущий выбирает по желанию ребенка, который соглашается сыграть роль обиженной девочки Арины. «Ребята, посмотрите, как сильно расстроилась Арина, ведь ее самые лучшие подружки не поделились с ней конфетой! Арина даже заплакала от обиды (ребенок изображает эмоцию обиды). Может ей станет веселее, если каждый из вас подарит какой-нибудь подарок. Дети посредством жестовых движений дарят подарки, а ребенок играющий роль Арины пытается отгадать, что подарил каждый из участников.
Ведущий: «Ребята случилось волшебство! Наша Арина стала счастливой! (ребенок играющий роль Арины улыбается и обнимает каждого из детей). Вы помогли ей прогнать обиду, пожалели, подарили от души подарки. Теперь Арина не одна, у нее много друзей!

Упражнение завершение.
Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки.
Детям предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д). После того, как дети подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница.
Обратная связь. После выполнения последнего задания, ведущий вместе с детьми обобщает полученные в ходе занятия переживания, знания. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей.
Для того, чтобы дружба была крепкой и надежной необходимо соблюдать рад правил. Дошкольники вместе с ведущим формулируют эти правила:
Будь с другом честным;
Помогай другу в беде;
Дал слово – держи;
Не жадничай, всегда умей делиться;
Умей жалеть, сочувствовать;
Радуйся успехам друга, не завидуй.

РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры на снятие психологического напряжения (зажимов)

Снятие мышечного напряжения.

1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.
Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
3. Дети ходят вокруг обруча.
Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

Примеры пластических тренингов

1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части.
2. Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый кружочек.
3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги.
4. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом.
6. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки.
7. «Веселая зарядка»:
Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…
Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние лапы.
Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.
Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке.
Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.

Упражнения, связанные с закрепощением тела

Скульптор. Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура.
Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму.
Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.
Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
«Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком. Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.
-Изобрази походку: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный…

Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:
- Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими - гигантскими шагами.)
- Как катится колобок?
- Как серый волк по лесу рыщет?
- Как заяц, прижав уши, убегает от него?

Игры–стихи

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Сердитый гусь.
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
Самолет
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все - крылья, я - пилот.
Получили инструктаж -
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры - рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж - закончен наш полет.
До свиданья, самолет.

Как живешь?
Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры
Педагог Дети
- Как живешь? - Вот так! С настроением показать большой палец.
- А плывешь? - Вот так! Любым стилем.
- Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
- Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
- Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
- Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.
- Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.
- А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)

Работаем над вниманием

Ритмический тренинг

1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно.
2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем.
3. Пройти в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).
4. Работаем парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.

Упражнения на внимание

1.По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства.
2.Один выходит перед полукругом и встает спиной к группе. Дети называют его имя. Надо назвать имя ребенка, чей голос тебя позвал.
3.«Кто во что одет?» – называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить.
4.Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться.
5.«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене произвести некоторые изменения и попросить ведущего восстановить как было; построить мизансцену по любой иллюстрации.
6.Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Лучше делать под счет – считать до 7, до 5, до

Упражнения на развитие речи

Артикуляционная гимнастика

1.Покусайте кончик языка-« так мама шинкует капусту».
2.Язык- тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
3.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
4. Достаньте кончиком языка нос.
5. Нарисуйте надутыми губами солнце.

Скороговорки на развитие дикции

1.Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три надели
Карамель на мели ели.
2.Посреди двора дрова.
3.Жук,над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.

Чистоговорки

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Развитие интонационной выразительности

1.Произнести следующие стихи то удивительно, то насмешливо, то недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток.
2.Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. П.
3.Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна - зрители, другая - актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я - до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я - до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука -
Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!

Игра « Подбери рифму»

Кочка - бочка, строчка, дочка, точка...
Картошка - матрешка, морошка, кошка...
Печь - меч, течь, лечь...
Лягушка - квакушка, подружка, кружка...
Зайчик - пальчик, мальчик...
Мышь - тишь, камыш, шуршишь...
Кошка - мошка, блошка, плошка...
Крючок - сучок, бачок, молчок, пятачок...
Снежинка - пушинка, пружинка...

Развиваем фантазию и воображение

1.Сидя в полукруге, показать ребятам какой-нибудь предмет:
– ручку, линейку, перышко, ракушку, блокнот, целлофановый пакет и т.д., и сказать: «Это не ручка (линейка, перышко…), а иголка для шитья». Сделать несколько стежков и передать предмет ребятам.
Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, только не в его истинном назначении. Повторяться нельзя, каждый должен проявить свою фантазию.
2. Взять со стола карандаш так, будто это:
а) червяк,
б) горячая картошка,
в) булочка.
Пройти по линии, как будто по канату:
На канате балеринка,
Словно легкая пушинка.
3. «Фантастический тренинг».
Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается и заходит – зеленый крокодил на задних лапах!
– потолок вдруг над нами исчезает, и…
– в окошко стучится голубь…
– предложить детям придумать свою фантазию.

4. Известный детям короткий стих (Наша Таня громко плачет…), прочесть как:
– робот;
– старик, старуха;
– маленький ребенок.

5. Превращение детей
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

Упражнения на предлагаемые обстоятельства

Упражнения и задания для развития веры в разные предлагаемые обстоятельства в полукруге.
1. Трогаем – гладим воображаемого котенка, ежика, скользкую рыбу;
– воду в реке, в море, гладкий мрамор, лед;
– манную кашу, клей, костер.
2. Представьте себе и измените что-нибудь в своей позе, если:
– Ночь, зима, холодно, темно, вы на даче одни, не можете уснуть. Вдруг – шаги…
– Весна, солнечный день, поют птички, вы играете под кустом сирени… И вдруг видите недалеко драку…
Поздняя осень, утро выходного дня, вы в неважном настроении подходите к окну, а там – первый снег!
– Вечер, лето, тишина, аромат цветов, вы у речки – вдруг сильный запах гари!..
Король (вариант народной игры)
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игр: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем

Упражнения на развитие логики и последовательности

1.Упражнение «Из зерна – в цветок».
2.Упражнение «Жесты через стекло» – по одному дети выходят на площадку и как будто за стеклом должны показать:
«Принеси мне шапку, я ее забыл!»
«Вынеси мне денежки на мороженое!»
«Очень пить хочется!»
«Выходи гулять!»
«Я не хочу домой!»
«Я на тебя обиделся!» и т.п.

Упражнения на развитие эмоций

1. Продолжи фразу:
«Я радуюсь, когда…»
«Я боюсь, когда…
«Я грущу, если…»
2.Упражнение «Волшебный шлем». Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.
– любит долго спать;
– не любит есть;
– обожает маму;
– любит рисовать;
– не любит, когда его гладят;
– любит есть пироги и т.д.
4.Выразить названую эмоцию – глазами, руками, губами, всем телом.
Нахмуриться, как туча; как рассерженная мама; как разъяренный лев.

Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Тепло-холодно.
6. Обиделись.
7. Удивились.
8. Мне грустно.
9. Получить подарок.
10. Две обезьяны: одна гримасничает - другая копирует первую.
11. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
12. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
В рот не суй, что попадется!
13. Радость.
14. Восторг.
Игры- этюды:
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама - простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

Упражнения на развитие памяти

1. «Запомни предметы»
На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрыть их салфеткой и предложить назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выяснить, кто больше запомнил.
2. «Опиши картину»
Показать детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, посчитать до 10. Убирать картину и попросить перечислить, что было изображено.
3. «Какого я цвета?»
В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Воспитатель просит у кого-нибудь одного назвать все цвета.
5. «Волшебный тазик»
Сидя в полукруге, сказать детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (взыть воображаемую гору тазиков и раздать, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Все нюхают как будто свежую малинку, кладут ее в рот, разжевывают, вспоминая вкус. Педагог говорит: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Зацепить его пальчиком и попробовать (не облизывая пальцы, а играя в это).
– А теперь медом!
– Папиным (или дедушкиным) одеколоном!
– Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашивать: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?»

Упражнения на общение

1. Упражнения и задания для освоения понятия «общение» можно начинать с ситуации знакомства. Первое время стараться поговорить с детьми на разные темы:
«За что меня можно любить» – высказывается каждый в полукруге по очереди.
«Мне бывает жалко…»
«Я люблю, когда…»
«Мне неприятно, если…»
2. «Мне нравится в…» – называется имя каждого ребенка в полукруге и каждый старается назвать хотя бы одно достоинство у «Другого», пусть это будут первое время – красивые глаза или волосы, даже брови или уши! (Да, милые, иногда дети так говорят, потому что им трудно признать достоинства другого и стараются найти самые незначительные!) Потом, когда они подрастут и подружатся, они сумеют найти особые качества, а пока каждый из них (парадокс!) трепетно ждет любого ласкового слова от группы.
3. «Коридор смеха». Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу, образуя коридор. По этому проходу идет один ребенок, которого все старательно смешат, делая рожицы, показывая свои самые удачные «хиты смеха». Ребятки меняются, а коридор остается, и все уже понимают, что смешить очень тяжело и трудно, ведь первые шутки уже исчерпаны… А есть ли вторые?..
4.Упражнение «Найди друга».

педагог-психолог

МАОУ детский сад № 79 «Гусельки»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

Задачи тренинга:

  • формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты
  • совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;
  • совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;
  • обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;
  • создание возможностей для самовыражения.

Продолжительность: 25-35 минут

Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.

Оборудование:

Ход тренинга:

1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.

Продолжительность: 5-7 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.

Инструкция психолога: Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!». В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

2. Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.

Инструкция психолога: «Ребята сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо ответа «нет» - присесть».

  • Вы сегодня ели?
  • Вы сегодня купались?
  • Зубы чистили?
  • На карусели катались?
  • Спали?
  • Торт ели?
  • Вы на Марсе были?
  • Шнурки завязывали?
  • Вы сегодня улыбались?
  • На самолете летали?
  • Здоровались сегодня?
  • Бегали?
  • Посуду мыли?
  • Кино смотрели?
  • Вы любитель мороженное?
  • Лимон сладкий?
  • Домой хотите?
  • Сейчас лето?
  • Рисовали?
  • На скрипке играли?

3. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща

Продолжительность: 10-13 минут

Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.

Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.

Продолжительность: 7-10 минут

Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.

Инструкция психолога:

Инструкция: Дети встают в разных местах комнаты. Водящий ходит по помещению, приговаривая: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, то должен проползти у водящего между ног и встать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

5. Релаксация «Солнечный зайчик» и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что к вам на лицо прибежал солнечный зайчик. Улыбнитесь ему. А теперь он побежал у вас по голове, погладьте его. Он побежал по щекам, носику, ушкам и т.д. Погладьте его и там». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

  • Что понравилось? Что не понравилось?
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Какое упражнение больше всего понравилось?
  • и т.д.

Список источников:

1. Trepsy.net – психологические упражнения для тренингов http://www.trepsy.net/

2. Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.

Тренинг

Старший дошкольный возраст

Занятие 1

Цель:

Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;

Создание благоприятного климата в группе;

Развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности,

Повышение самооценки.

Оборудование: воздушные шарики – по кол-ву детей, диск с энергичной музыкой, маленький мяч, кегли, маты.

  1. Приветствие (2 мин)

Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова.

Очень хорошо!

2. Упражнение

«Разные, но похожие» (3 мин)

Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.

Психолог говорит:

Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах... Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

3. Упражнение

"Гусеница" (7 мин)

Цель: развитие умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.

Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Молодцы!

4. Упражнение

«Снеговик» (3 мин)

Цель - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где детям предстоит сыграть роль снеговика.

Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова. Напрягите голову и шею, потом – плечи, потом – туловище.

А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками. Сильно напрягите ноги. И не удалось ветру его разрушить.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

Первой начала таять голова. Свободно опустите голову, потом расслабьте и опустите плечи. Затем растаяли руки. Мягко опустите руки, туловище. Как бы оседая, склонитесь вперед, ноги. Мягко согните в коленях.

Солнышко все сильнее греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

5. Упражнение

«Волшебный стул » (8 -10 мин)

Цель - развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.

6. Итог занятия

Психолог просит детей сказать, какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница».

Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог.

7. Прощание

Дети встают в круг.

Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой, а потом, не отпуская руки, другой.

Затем все хором говорят: «До свидания!»

Литература:

Крюкова С.В.. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 1998.

Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д., «Феникс», 2005.

Предварительный просмотр:

Тренинг

Старший дошкольный возраст

Занятие 2

Цель:

Повышение уверенности в себе;

Формирование позитивного отношения к сверстникам;

Формирование коммуникативных навыков;

Снятие эмоционального и физического напряжения;

Релаксация;

Формирование атмосферы сотрудничества, чувства ответственности за другого человека;

Развитие эмпатии, внимания, умения действовать по правилам, волевой регуляции;

Контроль импульсивности.

Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников); предметы - «препятствия»; три силуэта руки – красный, желтый, синий.

Ход занятия:

  1. Приветствие (2-3 мин)

Здравствуйте! Начнем нашу встречу с приветствия, и вновь оно будет необычным. Давайте закроем глаза, и я дотронусь до плеча того, кто сидит слева от меня. После того, как он почувствует мое прикосновение, он передаст его своему соседу и так пока мое приветствие не вернется ко мне.

Молодцы!

2. Упражнение 1

«Бумажные мячики» (5 мин)

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик.

Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Марш!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.

Упражнение 2

«Поводырь» (7-10 мин)

Цель: формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе.

Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников), предметы - «препятствия».

Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем».

«Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Переступи через кубик», «Здесь кегля» и т.п.

Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями.

В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.

Упражнение 3

«Кричалки – шепталки-молчалки» (3 мин)

Цель: формирование навыков регуляции поведения, контроля импульсивности

Оборудование: три силуэта руки – красный, желтый, синий.

По сигналу психолога дети выполняют определенные действия: красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой».

Упражнение 4

«Дождь в лесу» (5 мин)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение 5

«Я хороший» (3 мин)

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона

А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая».

И наконец дружно «Я очень хороший(ая)!»

Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!»

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим.

Ксения Иванова
Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35.

Тема : «Тренинг общения для детей »

Выполнила работу :

Иванова Оксана Юрьевна.

Тверь, 2016

Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста . Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей , в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения . Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения , при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения . Так как одной из важных частей культуры общения является речь , поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

Цель - выявление наиболее эффективных методов и упражнений для детей старшего дошкольного возраста , с помощью тренинга общения .

Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста .

Предмет исследования – тренинг общения для детей старшего возраста .

Задача – рассмотреть понятие тренинга и специфику общения детей старшего дошкольного возраста .

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение . Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов : Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.

Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере , в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества , невозможное без общения . В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную "действенную" форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации) . Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением . Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы , ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта . Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Чтобы помочь ребёнку в общении с товарищами и раскрыть свои коммуникативные способности мы решили провести тренинг .

Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности : общение , игра, обучение, труд.

Итак, начнём наш тренинг ! Он состоит из нескольких занятий, где каждое упражнение практически точно поможет нам в поставленной цели.

Занятие 1.

Цель :

Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;

Создание благоприятного климата в группе;

Развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности,

Повышение самооценки.

Оборудование : воздушные шарики – по кол-ву детей , диск с энергичной музыкой, маленький мяч, кегли, маты.

1. Приветствие (2 мин)

Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова.

Очень хорошо!

2. Упражнение

«Разные, но похожие» (3 мин)

Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.

Психолог говорит :

Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка , обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том , что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

3. Упражнение

"Гусеница" (7 мин)

Цель : развитие умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.

Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Молодцы!

4. Упражнение

«Снеговик» (3 мин)

Цель - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где детям предстоит сыграть роль снеговика.

Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова. Напрягите голову и шею, потом – плечи, потом – туловище.

А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками. Сильно напрягите ноги. И не удалось ветру его разрушить.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

Первой начала таять голова. Свободно опустите голову, потом расслабьте и опустите плечи. Затем растаяли руки. Мягко опустите руки, туловище. Как бы оседая, склонитесь вперед, ноги. Мягко согните в коленях.

Солнышко все сильнее греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

5. Упражнение

«Волшебный стул» (8 -10 мин)

Цель - развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.

6. Итог занятия

Психолог просит детей сказать , какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница» .

Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог.

7. Прощание

Дети встают в круг.

Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой , а потом, не отпуская руки, другой.

Затем все хором говорят : «До свидания!»

Занятие 2.

Цель :

Повышение уверенности в себе;

Формирование позитивного отношения к сверстникам;

Формирование коммуникативных навыков;

Снятие эмоционального и физического напряжения;

Релаксация;

Формирование атмосферы сотрудничества, чувства ответственности за другого человека;

Развитие эмпатии, внимания, умения действовать по правилам, волевой регуляции;

Контроль импульсивности.

Оборудование : повязки на глаза (по количеству пар участников) ; предметы - «препятствия» ; три силуэта руки – красный, желтый, синий.

Ход занятия:

1. Приветствие (2-3 мин)

Здравствуйте! Начнем нашу встречу с приветствия, и вновь оно будет необычным. Давайте закроем глаза, и я дотронусь до плеча того, кто сидит слева от меня. После того, как он почувствует мое прикосновение, он передаст его своему соседу и так пока мое приветствие не вернется ко мне.

Молодцы!

2. Упражнение 1

«Бумажные мячики» (5 мин)

Цель : снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик.

Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой : «Приготовились! Внимание! Марш!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.

Упражнение 2

«Поводырь» (7-10 мин)

Цель : формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе.

Оборудование : повязки на глаза (по количеству пар участников, предметы - «препятствия» .

Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам , в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем» .

«Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому : «Переступи через кубик» , «Здесь кегля» и т. п.

Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями.

В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.

Упражнение 3

«Кричалки – шепталки-молчалки» (3 мин)

Цель : формирование навыков регуляции поведения, контроля импульсивности

Оборудование : три силуэта руки – красный, желтый, синий.

По сигналу психолога дети выполняют определенные действия : красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой» .

Упражнение 4

«Дождь в лесу» (5 мин)

Цель : релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами) .

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног) . Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев) . Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей ) . Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение 5

«Я хороший» (3 мин)

Цель : повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона

А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая» . Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся . Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая» .

И наконец дружно «Я очень хороший (ая!»

Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например : «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!»

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем : «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим.

На этом наш тренинг заканчивается . До свидания!

Как научить ребенка общаться с другими детьми? Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает . Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим : нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким. Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы , что дети проходят жесткий общественный кастинг : плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты) . Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, - вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.

Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.

Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.

Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера) .

Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.

Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника . Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.

Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.

Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему) .

Признавайте право ребенка на запрет : если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.

Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

Список использованной литературы.

1. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис» , 2003.

2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать ? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис» , 1998.

3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д ., «Феникс» , 2005.