Форекс

Уберизация всего: Как Uber меняет мир. Как Uber стал явлением в мировой экономике и политике

С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.

Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.

  • Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
  • Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.

Убер – убирая лишнее

За счет чего убер снижает издержки своих пользователей?

  • создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
  • убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
  • исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов

Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.

Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.

Как работает убер?

Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.

Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.

Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.

Убер и цифровые решения для бизнеса

Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.

Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.

Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией . Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер. Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.

Уберизации хорошо подвергаются следующие виды бизнеса

  • Существующие на широких традициональных рынках.
  • В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
  • В сегменте рынка работает много агентов.

Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.

У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.

Убер – сделай сам!

Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне. Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.

Уберизация отраслей

Уберизация логистики

Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.

Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.

Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.

Уберизация телекома

Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.

Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:

Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) - сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.

Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.

Уберизация автосервиса

Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.

Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.

  1. Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
  2. Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
  3. Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.

На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic . Сейчас он покрывает 300 городов Америки.

В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.

Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.

Благодаря Владимиру Румянцеву я стал много думать на тему «уберизации» экономики. Тема очень обширная, стратегическая, и относится этот процесс к числу тех, что радикально меняют само лицо экономики, поведение субъектов и макро-параметры. Вот это и хотелось бы максимально сжато обобщить.

Итак, под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Для глубокого понимания «как это бывает и куда ведет» я настоятельно рекомендую к просмотру видео лекции Владимира Румянцева . Оно длинное, но стоит того. Здесь же хочу сформулировать ключевые тезисы, важнейшие для понимания. Итак…

Кто такой «убер»?

«Убер» — это сервис на определенном рынке, координирующий деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, используя информационные и телекоммуникационные технологии, построенный на единых правилах, а так же на принципах добровольности участия и взаимной выгоды. В общем случае он обеспечивает максимально эффективную стыковку «потребность-возможность», получая за свои услуги вознаграждение, существенно меньшее, чем транзакционные издержки агентов на эту же стыковку другими способами. При этом сам «убер» является так же независимым агентом, «жадность» которого сдерживается, во-первых, требованием очевидной полезности участникам рынка, а во-вторых — отсутствием монополии на «убер-услуги».

В чем смысл «убера»?

Правильно приготовленный «убер» в первую очередь снижает транзакционные издержки своих клиентов через:

  1. Непрерывную оптимизацию экономических связей и цепочек добавленной стоимости в реальном времени.
  2. Исключение непроизводительных, «арбитражных» звеньев, не создающих реальной ценности для рынка.
  3. «Концентрацию целевой функции», т.е. распространения единого подхода на всех участников «убер-сервиса».
  4. Автоматизацию всего перечисленного выше, исключения человека из процесса.

Что делает «убер»?

Ключевое, что делает хороший, годный «убер» — он забирает на себя часть бизнес-функций своих клиентов, форматирует их единообразным, для всех своих клиентов одинаковым способом и определяет «правила игры», балансирующие интересы независимых агентов рынка.

Например, тот «убер», который Uber, или, более понятный пример — Яндекс.Такси забирает на себя бизнес-функции:

  1. Поиск клиента, предоставление ему информации
  2. Определение стоимости и достижение договоренности о сделке
  3. Управление исполнением сделки и коммуникациями в ходе исполнения
  4. Контроль качества исполнения
  5. Расчеты между сторонами

Замечу, что это терминальный случай «уберизации рынка», когда «убер» забирает на себя фактически все ключевые и общие для этого рынка бизнес-процессы, причем увязывает их воедино. «Просто добавь машин». Но и рынок здесь структурно прост, оперирует небольшим количеством параметров услуги и вообще — довольно примитивен. В более сложных случаях «убер» скорее забирает на себя одну конкретную бизнес-функцию без особого разделения на отдельные рынки, но ее забирает от начала и до конца.

Keynote: не просто «предоставляет информацию участникам», а именно единообразно форматирует и эффективно исполняет определенную часть бизнес-функций! При этом выполняя эту функцию полностью, т.е. если продажа — то от представления товара клиенту через сделку до получения от клиента отзыва о качестве.

Чем выгоден «убер» рынку?

Снижением транзакционных издержек. Взятые на себя процессы он выполняет существенно более эффективно, чем сам агент, в каждом экземпляре процесса обеспечивая результат если не оптимальный, то заведомо лучший по соотношению результат/усилия, с дополнительным уменьшением рисков.

На примерах: клиенту удобнее и быстрее вызвать такси через сервис, чем обзвонить 10 диспетчерских и сравнить цены. При этом он может быть уверен, что стоимость получится не выше средней по рынку, качество будет приемлемым, а если что не так — исполнитель понесет ответственность. Аналогично, владельцу машин выгоднее получать поток заказов и платить комиссию по факту получения оплаты, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать.

Keynote: «убер» должен выполнять целевую бизнес-функцию более эффективно, чем сам ее владелец или другой «убер»

Где есть место для «убера»?

Там, где взаимодействует большое количество агентов, и существуют попарно стыкуемые бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий.

Очевидно что это, конечно, «купить-продать», ибо суть экономических отношений субъектов сводится именно к этому. А вот выделить предметную область «купить-продать» и отформатировать ее единообразно — вот в этом и состоит искусство «уберостроения».

Кроме того, необходимо, чтобы любой отдельно взятый товар или услуга обязательно производился и потреблялся сравнительно большим числом агентов либо мог быть легко замещен.

Keynote: Наиболее быстро «уберизируеются» широкие рынки с устоявшейся понятийной системой, легко каталогизируемым (в идеале — и тарифицируемым) набором товаров/услуг, обладающих конечным набором параметров, но при этом со значительным количеством агентов. Плохо «уберизируются» рынки с «размытыми» определениями товаров и услуг и особенно рынки с сильной зависимость стоимости от некаталогизируемых параметров товара/услуги.

Где нет места для «убера»?

  1. Число действующих агентов невелико, и исчисляется не тысячами, а сотнями или, еще хуже, единицами. Там просто все всех знают.
  2. Свойства товара/услуги/предмета взаимодействия не могут быть четко описаны и формализованы или товары уникальны. Рынок искусства, например. Или стволы для танков.
  3. Там, где сделки имеют уникальный, штучный характер с крайне высокой сложностью предмета сделки.

keynote: «убер» — для массовых рынков с тысячами и миллионами участников, уникальные товары, узкие ниши и специфичные рынки — не для него. Хотя компании, работающие на этих рынках тоже извлекут из «убера» пользу в какой-то другой части своей деятельности.

Что нужно «уберу» для успеха в трансформации рынка?

Полагаю, что нужно следующее:

  1. Возможность определить разумные «правила исполнения бизнес-функции», которые устроят большинство участников рынка, а идеально — и тарифы;
  2. Возможность в достаточной степени структурировать предмет взаимодействия агентов;
  3. Достаточное количество активных агентов, обеспечивающих высокую ликвидность для каждого агента в отдельности.

Keynote: «полезность убера» нелинейно растет от числа участников при условии баланса участников по ролям. Условием успеха является вменяемость общих правил «убера».

Как влияет «уберизация» на размер бизнеса?

Способствует его дроблению и углублению разделения труда. «Вертикальная интеграция» имеет основной целью как раз снижение транзакционных издержек и рисков, связанных с обеспечением технологических цепочек. Неразвитые рынки, высокая вероятность не получить нужные части, товары или услуги — являются основным драйвером. Правильно приготовленный «убер» обеспечивает меньшие транзакционные издержки и меньшие риски в цепочках снабжения, чем «натуральное хозяйство», и на порядок большую масштабируемость поставок.

На примере: если у тебя в любой момент времени «на кончиках пальцев» десятки производителей гаек с их складскими запасами, выровненной рынком «справедливой» ценой, и весьма низкой вероятностью не выполнить заключенную сделку, то свой собственный гайконарезной завод становится бессмысленным. Либо ты его включаешь в «убер» и он работает как независимое звено на рынке со всеми потребителями гаек, либо ты неэффективен, и твоя итоговая продукция — не оптимальна по себестоимости. И кстати, гайконарезной станок то стоит, то в три смены молотит.

К тому же «уберу» не принципиально — работать с тысячей агентов, проводящих по сто сделок в день или со ста тысячами агентов, проводящих по одной сделке. Это технология, она очень дешево масштабируется.

Keynote: С точки зрения бизнес-функции «убер» обеспечивает эффективность взаимодействия независимых субъектов, существенно превышающую эффективность взаимодействия вертикально-интегрированных структур, меньшие транзакционные издержки и риски, в силу чего усиливает специализацию субъектов, углубляет разделение труда и выделение рынков. Количество агентов не играет роли, «убер» легко масштабируется. Стратегически, «уберизация» ведет к разрушению вертикально-интегрированных структур.

Как влияет «уберизация» на цену и конкуренцию?

Выравнивает цену по балансу спроса и предложения с учетом таких факторов, как репутация и история агентов, «подпор» себестоимостью и предельной ценой, которую готов платить покупатель, и т.д. Таким образом, успешный «убер» формирует справедливую рыночную цену.

Создавая эту цену, он существенно увеличивает роль внутренней эффективности в достижении успеха в «жестко уберизированном» секторе, т.е. необходимо оптимально выполнить основную функцию — решить что произвести и произвести товар/услугу.

С другой стороны, конкуренция частично уходит в плоскость создания новых продуктов, репутацию производителя. Безупречная репутация позволяет продавать чуть дороже, новый продукт — позволяет ненадолго сместить баланс рынка в свою пользу.

Keynote: «правильный убер» выравнивает цену, снижая «случайные», нерыночные, манипуляционные и коррупционные доходы производителей, выравнивая таким образом возможности. Точка, определяющая эффективность агента «убер-экономики» смещается от эффективных продаж к эффективному производству товаров/услуг. Распределение объемов рынка в большей степени зависит от репутации и эффективности производства. Неэффективные — умирают. Эффективные и порядочные — развиваются.

Как «убер» способствует созданию новых бизнесов?

Он одновременно стимулирует небольшой и сфокусированный бизнес и снижает стоимость «входного билета», поскольку совершенно бесплатно предоставляет готовые ключевые бизнес-функции — продажи и снабжение. Ты хочешь производить гайки? Текущий уровень цен — вот он, себестоимость считай сам, комиссия «убера» известна. Объемы рынка в сравнении с твоими планами — огромны. Выгодно? Регистрируйся и начинай продавать. Сразу, сегодня.

Keynote: «Убер» облегчает создание новых бизнесов путем предоставления им «за так» очень эффективных ключевых бизнес-функций с одной стороны и «дробления» бизнеса с другой.

Какие перспективы влечет за собой «уберизация»?

«Убер» накапливает в себе колоссальные объемы данных о целевом для себя рынке, при этом накопление носит не административно-принудительный характер госстатистики, а характер объективный и естественный. Так, Uber или Яндекс.Такси «знает» о рынке такси на порядок больше любых экспертов, организаций или отраслевых ассоциаций, если только правильно распорядится накопленными данными. Вот она, BigData!

Правильное распоряжение этими данными, превращение их именно в информацию дает результат беспрецедентной ценности, как минимум:

  1. Динамика рынков в зависимости от. В разрезе дня-месяца-погоды-количества облаков на небе, положения звезд, да чего угодно. Это дает возможность «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес.
  2. Рыночные дисбалансы и ниши. То, о чем отдельный производитель может только догадываться, а аналитические организации — предполагать, «убер» просто знает .
  3. В секторе B2C «убер» может формировать инструменты анализа рынка, потребительского поведения и предпочтений такой эффективности, что ни одно маркетинговое агентство даже рядом не стояло.

Keynote: на определенной фазе зрелости «убер» начинает работать на развитие рынка в целом за счет превращения накопленных данных в знания. Полученные знания позволяют «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес, а инвесторам — снижают риски инвестиций в предприятия сектора.

«Убер» плюс ИТ-системы бизнеса = ?

Как я уже писал, хороший «убер» структурирует рынок, обеспечивает «честную цену» и задает единые «правила игры». А кроме того — высокую ликвидность. Т.е. выполняемая им функция сама по себе уже имеет крайне высокую степень автоматизации и внутреннюю логику. Следующий шаг — интеграция управляющих и отчетных ИТ-систем предприятия на основе открытых API и правил бизнес-логики позволяет выстраивать полностью автоматические процессы производственного планирования от фактических продаж в режиме pull. Мanufacturing on demand и прочий леан с канбаном здесь появляются как бы из ниоткуда, благодаря свойствам самого «убера».

Это значит, что продажи через «убер» могут автоматически формировать производственный план в системе планирования, которая формирует потребность в материалах и комплектующих, которые опять же через «убер», возможно — другой, автоматом уходят в «закупку», и появляются в нужном количестве, в нужное время и по оптимальной цене. И на следующем «плече» этот процесс повторится для следующего агента, и так циклично до тех пор, пока не «соберется» вся производственная цепочка. Без участия человека, с автоматической оптимизацией на каждом шаге, которой можно доверять . А все связанные с этим транзакции сами лягут в учетную систему.

Keynote: тотальная «уберизация» экономики — означает кратный рост эффективности производственных цепочек, их непрерывную оптимизация и исключение из них человека как фактора. А так же переход от частных решений «где купить» и «почем продать» к общим решениям типа «ценовая политика» и «стратегия расширения бизнеса». Число участников цепочки перестает иметь значение. Фокус внимания смещается с эффективности взаимодействия на эффективность производства.

Ограничивается ли «уберизация» одним конкретным сектором?

Нет, не ограничивается. Во-первых, «уберизация» как концепция работает в почти любом секторе экономики, за редким исключением. Во-вторых, успешная «уберизация» одного сектора перемещает «узкое звено», мешающее развитию рынка в другой сектор и индуцирует там тот же процесс «уберизации».

Так, например, развитие в Китае розничных «мега-уберов» — taobao.com и aliexpress.com обозначило проблему: логистика розничных заказов, которые миллионы независимых продавцов отправляют миллиардам покупателей. Ответом стала «уберизация» логистики — Cainiao.com, который на единых принципах агрегирует более 3 тыс. организаций, занимающихся транспортом и доставкой, от самых крупных мировых сетей до небольших частных компаний. В итоге это дало систему, в которой скоординированным образом участвует более 1,7 млн. сотрудников, более 400 тыс. машин. В «день холостяка» 11.11.2015 сервис обработал ориентировочно 500 млн (!!!) заказов на доставку.

Кроме того, взаимодействие «уберизированных секторов» еще более снижает транзакционные издержки за счет интеграции «уберов» этих секторов, включения поддерживаемых одним «убером» процессов в процессы другого через взаимодействие информационных систем, API и т.д.

keynote: прогресс «уберизации» одного сектора тянет за собой потребность в «уберизации» другого. Взаимодействие двух «уберов» легко автоматизируется и влечет значительный кумулятивный эффект, усиливающий обоих. Хороший «убер» всегда готов встретить брата по разуму из примыкающего сегмента, а то и создать его.

Масштабируется ли «убер» и куда?

Не просто масштабируется, а отлично масштабируется. Поскольку хороший убер строится исходя из принципа «20% усилий обеспечивают 80% результата», затрагивает самые распространенные процессы и в целом больше апеллирует к человеческим свойствам и объективным законам экономики, то он легко перешагивает границы с минимальными издержками, распространяет свое влияние на смежные рынки или использует на других вроде бы рынках те же подходы. Через Gett.com можно заказать не только такси, но и суши. Алиэкспресс начал работать в России и целится в Индию, Пакистан, США и далее — везде.

Серьезных ограничений для правильного «убера» всего два: предел рынка и другой «убер».

keynote: успешный «убер» неизбежно упрется в «потолок рынка» и обречен на расширение, географическое, в другие ниши, в смежные сервисы.

Многие проекты, претендующие на роль «убера» на самом деле таковыми не являются в первую очередь потому, что вместо качественного выполнения бизнес-функции они предлагают пусть даже качественное, но выполнение малой части этой бизнес-функции, потому описанные выше эффекты трансформации рынка не достигаются или очень ограничены. Так, например, не являются «уберами»:

  • Тематические доски объявлений. Они дают незначительную оптимизацию взаимодействия как очень малую часть бизнес-функций продажи-закупки.
  • Маркетплейсы типа Яндекс.Маркет. Это по сути агрегатор витрин интернет-магазинов, та же самая «доска объявлений», чуть более структурированная.
  • B2B порталы широкого профиля. Если разобраться, большинство из них ничем не отличается от «досок объявлений».
  • Торговые площадки в том виде, в каком мы их видим в России. Проблема с ними в том, что они ориентированы на результат в виде заключения контракта в соответствии с формальной процедурой, а не на оптимизацию бизнес-функций участников.

keynote: не все то «убер», где есть покупатель и продавец в одном месте. «Убер» то, что обеспечивает эффективное взаимодействие бизнесов/клиентов, а не их сотрудников и ведет транзакции от начала и до конца с минимальным вмешательством человека.

Может ли государство создать «убер»?

Маловероятно. Оно может помочь, как в Китае, смотрите лекцию на видео. Или как минимум — не мешать. Успешный «убер» зарабатывает на успешных транзакциях своих клиентов и в силу этого максимально ориентирован на рост числа и объема этих транзакций. Государство (любое!!!) не любит и не умеет такие вещи делать, зато имеет склонность к регулированию и принуждению, ибо по самой сути своей оно и есть элемент принуждения. Кроме того, государство не приемлет конкуренции с собой, хороший «убер» же должен расти под давлением конкурентов.

Максимум, что может разумно сделать государство — это стимулировать и поддерживать такого рода проекты, использовать по максимуму накопленные ими знания для управления отраслями и не мешать.

Keynote: государство как «уберизатор» в лучшем случае — неэффективно, в худшем — вредно ввиду принципиально разной мотивации и как сущности, и конкретных исполнителей.

Можно ли сесть и придумать «убер» для конкретного сегмента?

Можно. И даже нужно. Результат не гарантирован, но вероятность положительного результата существенно выше, чем вероятность набрести на «убер-идею» случайно.

Что для этого нужно сделать? Видится следующее:

  1. Определить рынок, область, сегмент. Ибо нельзя думать обо всем сразу.
  2. Определить набор «встречных функций». Чаще всего — купить-продать, но тут надо четко сформулировать — а кто кому что продает? Фактически, это и есть более четкое определение рынка, сегмента или области. Реже — «какую информацию концентрируем, откуда ее берем и кому она нужна».
  3. Выделить ключевые роли относительно этих функций и понять их интересы. Чего они хотят в этой функции, что является критерием оптимального ее выполнения? Как «убер» может добавить ценности и более полно соответствовать интересам ролей.
  4. По мере проработки п. 2 и 3 области могут «плыть». Может оказаться целесообразным включить еще какую-то смежную область в рассмотрение, а может — напротив, уменьшить зону. Это нормально.
  5. Понять принципы «стыковки» функций. Критерии «оптимальной сделки».
  6. Сформулировать «убер-услугу» по отношению к ролям, ибо для разных ролей она — разная. И ту ценность, которую она несет. Этот пункт — уже успех.
  7. Посмотреть в рынок, прикинуть как ваш «убер» может его преобразовать, какова модель монетизации, на сколько велика необходимая «критическая масса» убер-клиентов. Проще говоря — где деньги и есть ли они тут вообще?
  8. Взять денег, людей, потратить пару лет жизни и, если все сделаете правильно, будет вам собственный «убер»!

Естественно, прохождение по этому пути требует определенного склада мышления и аналитических способностей, так что если что — . Услуга платная.

И в заключение

«Уберизация» — это тот самый процесс проникновения информационных технологий на все рынки, который должен в корне изменить систему экономических отношений, планирования, производства и потребления. Это не просто локальный тренд, это мегатренд, магистральное направление, стратегическая перспектива.

Концепция повышения эффективности за счет автоматизации внутренних процессов свое уже отыграла, там больше нет существенных резервов для роста. Концепция peer-to-peer взаимодействия информационных систем предприятий без участия человека — не взлетела вовсе, ибо в отрыве от всего рынка таковое взаимодействие особой ценности не несет.

Глядя на то, что происходит в Китае (еще раз отсылаю к видео лекции!), нельзя не заметить, что «уберизация» не просто «взлетела». Она несется на всех парах, катком раскатывая тех, кто еще не понял в чем тут суть. Будь в системе или умри! При этом эта система совершенно добровольная, абсолютно рыночная и беспрецедентно открытая.

Одним из главных трендов 2016 года стала уберизация. Под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Что такое уберизация?

Этот термин произошёл от названия американской компании Uber, которая разработала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Приложение так и называется, Uber, и с его помощью пользователи создают запросы на поездки, которые затем напрямую переадресуются водителям, зарегистрированным в системе.

Короче, термин «уберизация» означает внедрение компьютерных интерфейсов для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, в обход посредников.

А давайте примеры убер-компаний?

Окей. Помимо самой компании Uber, давшей в 2009 году название всему явлению и обслуживающей ныне более 500 городов мира, можно, пожалуй, назвать ещё двух главных иностранных убер-гигантов в сфере перевозок. Во-первых, это израильский сервис Gett, открывшийся в 2010 году и работающий в более чем в 50 крупных городах по всему миру. Ну и во-вторых, компания Lyft, которая работает с 2012 года и обслуживает более 200 городов в США.

А в России работает а-ля убер-сервис «Яндекс.Такси» — он стал доступен с октября 2011 года. Он интегрирован с другими продуктами и сервисами компании «Яндекс»: водители из таксопарков, с которыми сотрудничает «Яндекс.Такси», работают по «Яндекс.Картам», а клиенты могут расплачиваться за поездки с помощью «Яндекс.Денег».

Так уберизация — это только про такси?

Нет, уберизация — глобальное явление, проникающие во все сферы бизнеса.

Так, убер-гигант гостиничной индустрии, компания Airbnb, была создана в Сан-Франциско в 2008 году (заметьте, даже раньше Uber, но «эйрбиэнбизация» — не звучит). Это онлайн-сервис для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру, который работает в более чем 34 тысячах городов из 191 страны по всему миру.

В сфере интернет-коммерции работает китайская Alibaba Group, основанная в 1999 году в Ханчжоу. Она владеет порталом Alibaba.com, где различные компании проводят свои торговые операции по схеме B2B. В 2012 году объём продаж на порталах группы Alibaba составил 1,1 трлн юаней (170 млрд долларов).

Но это всё мастодонты. А вообще убером является любой сайт, напрямую соединяющий клиента и исполнителя с помощью специального убер-интерфейса, будь то сервис по поиску репетиторов, нянь, музыкантов, поваров или даже врачей.

Стоп, что за «убер-интерфейс»? Как эта штука работает?

Убер-интерфейс хорош тем, что забирает на себя значительную часть функций посредника между клиентом и исполнителем.

Во-первых, он ищет клиента и предоставляет ему информацию о продукте. Во-вторых, он помогает договориться о сделке. В-третьих, он предоставляет обеим сторонам контроль за сделкой в ходе её исполнения. И, наконец, в четвёртых, он обеспечивает расчёты между клиентом и исполнителем.

И что круто, весь этот процесс стандартизирован с помощью интерфейса — прост, прозрачен и единообразен для каждого клиента и исполнителя. Другими словами, убер — это чёткие правила игры. И да, в этом его отличие от простой доски объявлений. Убер выполняет все вышеперечисленные функции по единым правилам, известным всем игрокам.

Что хорошего в уберизации?

Она значительно снижает издержки — и для клиента, и для исполнителя. Убер-интерфейс выполняет все взятые на себя процессы более эффективно, чем посредник, которого он замещает. При этом — и дешевле, и безопаснее.

Докажите!

Хорошо, возьмём пример с такси. Согласитесь, что исполнителю-владельцу машин выгоднее получать поток заказов, идущий через убер-сервис, и платить ему комиссию, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать, верно? А клиенту-заказчику такси удобнее и быстрее вызвать такси через убер-сервис, чем обзвонить десять диспетчерских и самому найти оптимальный вариант.

Звучит логично, но всегда есть подводные камни...

Они действительно есть. Например, законодательству очень трудно регулировать деятельность убер-сервисов, которые, парадоксально, но не являются поставщиками услуг, доступ к которым предоставляют их платформы. Так — Uber в своём пользовательском соглашении отрицает, что он перевозчик, а Airbnb — что гостиничный сервис. Поэтому они не несут ответственности за продукт, получаемый клиентом с помощью их интерфейса. По сути дела, клиенты пользуются им на свой страх и риск, ведь законодательно реализовать претензию к убер-компании очень сложно: это показывает практика судов не только в России, но и по всему миру.

Кстати о качестве — клиенту есть за что опасаться?

Вообще, качество услуг — главная болевая точка уберизации. Все убер-компании понимают это и пытаются создавать те или иные фильтры, защищающие пользователей от плохих поставщиков услуг — чаще всего это системы отзывов и оценок. Но это опять же проблема — насколько онлайн-рейтинги вообще способны заменить государственное и профессиональное регулирование? Скептики отмечают, что число хороших игроков на рынке всегда фиксированно, а увеличивая путем уберизации объем предложения услуг, мы получаем лишь всё больше и больше некачественных продуктов.

Какие ещё проблемы есть у уберов?

Другая проблема уберизации связана с её влиянием на количество рабочих мест. Критики уберизации указывают на то, что, устраняя посредников, она способствует проблеме безработицы. В случае с Uber — появление этого игрока на рынке перевозок лишает занятости всех сотрудников компаний-диспетчеров. Однако противники такой точки зрения считают, что происходит не сокращение, а перераспределение занятой рабочей силы на рынке. Так, по их мнению, Uber способствует росту объема перевозок, рынок разрастается — а значит появляются новые рабочие места, ведь нужно всё больше водителей для того, чтобы этот разросшийся рынок обслуживать.

А может ли государство как-то влиять на всю эту уберизацию?

Тут мнения специалистов делятся.

Согласно одной точке зрения, государство должно адаптироваться к уберизации — процессу, порождаемому обществом и развитием технологий — и начать правильно ей управлять. Именно государство должно решить проблемы порождаемые уберизацией — законодательную уязвимость клиентов, низкое качество услуг, негативное влияние на рынок рабочей силы. Оно же должно наладить систему стимулирования, контроля и поддержания убер-проектов, а также использовать big data, накопленные различными уберами, в формировании собственного политического курса, делая его таким образом более адекватным запросам общества.

А другая точка зрения на роль государства?

Сторонники другой концепции доказывают, что в уберизации места государству вообще нет, более того, она — начало конца всех государств. Уберизация создаст новую мировую экономическую систему — совершенно добровольную, абсолютно рыночную и открытую. Она породит сначала локальные, а затем и мировые системы госплана, который будет формироваться сам, без участия государства — без насилия, без чиновников. Утопия. Согласно этой концепции, государство — лишь один из посредников, которых убер так хорошо умеет заменять.

Короче, уберизация — это всерьез и надолго?

Короче, да. Уберизация экономики — это тренд, который кардинально и навсегда изменит систему экономических связей, производства и , какой она сложилась в XX веке.

Похоже, на наших глазах совершается настоящая революция в сфере услуг

В России набирает обороты так называемая уберизация, реализующая давнюю мечту потребителя и производителя – ликвидацию посредников между теми, кто продает товары или оказывает услуги, и их потребителями, обеспечивая между ними быструю, удобную и надежную связь.

Термин происходит от названия американской компании "Uber Technologies" ("Убер"), которую в 2009 году основали Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик (на фото) . С помощью разработанного ею мобильного приложения для смартфонов можно вызвать такси гораздо быстрее и дешевле обычного.

"Убер" не имеет своего автопарка, фактически это технологическая интернет-платформа, выполняющая функцию электронной торговой площадки ("маркетплейс"), где покупатели выбирают оптимальных поставщиков. Преимущество получают те агрегаторы, которые сумели объединить наибольшее количество предложений товаров или услуг от небольших компаний и частных лиц. Все "убер-платформы" используют интернет для быстрой и максимально гибкой связи потребителя и поставщика услуги.

Компания "Убер" не была первопроходцем, в 2008 году молодой дизайнер Брайан Чески запустил в Калифорнии аналогичный сервис на веб-сайте airbedandbreakfast.com ("Airbnb") для онлайн-бронирования комнат, квартир и частных домов, который сейчас используют 40 миллионов человек в разных странах мира. Известность "Уберу" принесли громкие и скандальные противостояния с таксистами и властями в США, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чили других странах.

Проблема в том, что "Убер" переадресует заказы клиентов не только профессиональным таксистам с лицензией, но в основном частным водителям без лицензий, которые подрабатывают на своих собственных автомобилях.

Сервис "Убер" определяет местоположение клиента и обеспечивает подачу такси в пределах 5-10 минут и обеспечивает мобильный платеж за услугу. По принципу Парето, 80% оплаты получает водитель, 20% перечисляются компании "Убер".

Появление "Убер" и ему подобных сервисов сильно обрушило цены на перевозки и больно ударило по доходам традиционных таксомоторных компаний. Кроме того, лицензии на извоз в некоторых странах стоят нереально дорого. Так, во Франции официальные таксисты должны заплатить от 50 до 250 тысяч евро за право заниматься пассажирскими перевозками. В этой стране работа сервиса "Убер" с января 2015 года запрещена законом, который не разрешает заниматься коммерческими перевозками водителям без лицензии. В июне этого года суд во Франции оштрафовал "Убер" на 800 тысяч евро за незаконное предоставление транспортных услуг и за привлечение к работе непрофессиональных водителей. Кроме того, глава "Убер" в Европе и руководитель его подразделения признаны виновными в нечестной коммерческой практике и управлении сервисом, предоставляющим нелегальные услуги, Они оштрафованы на 30 и 20 тысяч евро соответственно. В начале июля компания "Убер" объявила о приостановке работы своего сервиса во Франции.

В Венгрии этим летом принят закон, позволяющий властям блокировать работу поставщиков услуг такси через интернет, даже несмотря на наличие частной лицензии на перевозки людей и уплату всех налогов. Поэтому сервис заказа такси "Убер" с 24 июля приостановил свою работу в Венгрии. Но уже в августе на смену Uber в Будапешт пришла новая служба вызова машин с мобильных телефонов из Эстонии. Правда, она, в отличие от "Убер", использует официальные базовые тарифы, лицензии, машины желтого цвета и счетчики оплаты.

В Чили водителям, занимающимся частным извозом, грозит штраф до 1200 долларов США.

Традиционные таксомоторные компании, вложившие большие средства в собственный автопарк, диспетчерские и маркетинговые службы, несут серьезные убытки. Им приходится менять устаревшую бизнес-модель, чтобы выжить в условиях быстро распространяющейся "уберизации".

Сервис "Убер" сталкивается с проблемами со стороны властей в целом ряде стран, где запрещено заниматься извозом без лицензии. Кроме того, у компании появилось много конкурентов. Несмотря на это, компания "Убер" бурно развивается, оказывает услуги уже в 470 городах 68 стран мира. Ее бизнес вырос до огромных размеров и сейчас оценивается почти в 68 млрд долларов США, что превышает стоимость капитализации нашего «Газпрома».

В России сервис "Убер" работает с 2013 года, он доступен в Москве, Санкт-Петербурге и в семи городах-миллионниках, к которым в этом году добавится еще шесть. География его присутствия будет расширяться и далее, на города с численностью населения около 500 тысяч человек.

Причем в России он далеко не лидер: сервис «Яндекс.Такси» и израильская компания "Gett" существенно опережают "Убер" как по количеству автомобилей, так и по объему выручки. В Москве столичное правительство заключило с "Убер" соглашение, по которому обязало компанию сотрудничать только с легальными таксистами и передавать властям данные по движению их машин по городу.

"Убер" расширяет свой бизнес, выдавая беспроцентные кредиты десяткам тысяч новых партнеров-водителей, которые будут выплачивать долги из заработанных извозом денег.

Фрейзер Робинсон, региональный директор по развитию бизнеса "Uber Technologies" в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, летом этого года выступил на XX Петербургском международном экономическом форуме и рассказал, как им удалось «взорвать мир»: «Мир хочет, чтобы его взорвали. В этом есть потребность. Uber не собирался радикально менять мир, это случилось само по себе. Хорошие идеи приобретают популярность, они делают услугу, которая пользуется спросом. Каждый раз, когда мы приходим в новый город, мы видим одну тенденцию – рынок недообслуживается. Появляется on-demand-economy – «экономика по требованию», в основе которой лежит не продажа товаров и услуг, а получение к ним доступа по требованию, или sharing-economy – «совместная экономика», в основе которой лежит концепция совместного пользования.

В России во многих сферах слишком много недобросовестных посредников, которые наживаются на перепродаже товаров и услуг, в результате чего цены практически на все сильно завышены. Так, глава Росрыболо­вства Илья Шестаков в июне этого года заявил, что цена российской рыбы по пути от производителя до прилавка возрастает в 3-4 раза.

По его словам, Росрыболовство провело собственное расследование и выяснило, что главная проблема – большое количество посредников, которые передают рыбу из рук в руки по пути от места вылова до магазина. Это, как правило, 4-5 компаний, каждая из которых устанавливает свою наценку. Борьба с ними управленческими и административными мерами не приносит особых результатов.

Идея бизнес-модели "Убер" быстро стала популярной, "уберизация" захватывает все новые рынки сферы услуг, создает "экономику свободного заработка".

Наиболее активно торговые интернет-площадки по образцу сервиса "Убер" создаются в сфере финансовых и банковских услуг, медицине, образовании и торговле. Через веб-сайты или мобильные приложения на смартфонах можно заказать не только такси и арендовать гостиницу, но и доставку товаров, ремонт и уборку в квартире, няню для ребенка, вызвать врача или преподавателя, получить консультацию юриста...

Российские сервисы по доставке фермерских продуктов вытеснили из торговой цепочки перекупщиков. Сервис YouDo, созданный в 2012 году, позволяет легко и быстро найти мастеров для ремонта, курьеров, уборщиков, грузоперевозчиков, репетиторов. Работает сервис так: заказчик размещает на сайте заказ на услугу и указывает размер ее оплаты. Исполнители присылают ему свои предложения, из которых заказчик выбирает наиболее подходящее. В прошлом году сервис YouDo получил в Москве и Петербурге 650 тысяч заказов, которые выполнили 60 тысяч исполнителей. Средняя стоимость заказа составила более 2 тысяч рублей, из которых от 5 до 15% получил сам сервис в виде комиссии.

Бизнес-модель "Убер" - это не только технологическая платформа, устраняющая ненужных посредников, она создает более простую и удобную систему отношений между исполнителями и потребителями с минимальными временными и финансовыми издержками.

Сразу несколько функций - определение местоположения клиента, выбор исполнителей, мобильный платеж, управление персоналом - упакованы в одном интернет-приложении и выполняются простым нажатием клавиш.

Против "уберизации" выступают в основном представители крупных и средних компаний, привыкшие зарабатывать по старинке и не готовые к происходящим неотвратимым изменениям. Так было 200 лет назад, когда луддиты протестовали против внедрения ткацких машин, и сто лет назад, когда извозчики пытались остановить приход автомобилей в их бизнес.

Сейчас интернет-агрегаторов товаров и услуг обвиняют в недобросовестной конкуренции, которая ведет к экономическому хаосу, банкротствам и безработице.

Сторонники новых технологий считают, что наоборот, создаются рабочие места, развивается малый и средний бизнес, улучшается качество услуг благодаря конкуренции и внедрению более высоких стандартов.

Подобные сервисы также упрекают в недостаточном регулировании, недоборе налогов и слабом контроле качества предоставляемых услуг.

Например, в Москве сервис такси "Убер" в пользовательском соглашении заявляет, что не является транспортной компанией и, таким образом, не несет ответственность за «косвенные, случайные, непредвиденные, фактические, штрафные или последующие убытки», за «утерянные данные, телесные повреждения или материальный ущерб», а также за «любые убытки, обязательства или ущерб... Ни при каких обстоятельствах полная ответственность компании Uber по отношению к вам в связи с оказываемыми услугами не будет превышать 500 евро по всем убыткам, ущербу и основаниям для иска».

Тем не менее, бизнес-модель "Убер" позволяет контролировать качество работы своих партнеров. Если пассажир остался недоволен поездкой или покупатель получил товар с опозданием, можно отправить негативный отзыв, который снизит рейтинг исполнителя.

"Уберизация" сделала поездки на такси более доступными. Результаты социологического опроса ВЦИОМ осенью прошлого года показали, что россияне стали ездить на такси вдвое больше, причем рынок нелегальных перевозок только в Москве сократился за три года почти в три раза.

Бизнес-модель "Убер" эффективна в тех сферах, где есть большое количество потребителей, нуждающихся в услугах, которые могут быть легко стандартизированы как для исполнителей, так и для клиентов.

Сама компания "Убер" займется не только перевозками пассажиров, но всего того, что будет востребовано клиентами. Этой осенью она вместе с компанией "Вольво" начинает испытания самоуправляемых автомобилей (без водителей). Кроме того, "Убер" купила компанию «Отто», которая занимается разработкой технологии автономного вождения для грузовых автомобилей.

Все это должно повлиять на всю транспортную систему, изменить дорожную ситуацию и поведение людей на рынке городских услуг.

В будущем "уберизация" распространится на пока еще неохваченные ею сферы деятельности. По оценкам консалтинговой компании "Прайсуотерхаускуперс" (PwC), пять основных секторов "экономики Убер" (путешествия, каршеринг, финансовые услуги, наем работников, потоковое воспроизведение музыки и видео) имеют потенциал роста с прошлогодних 15 до 335 млрд долларов в 2025 году.

К тому же "уберизация" выгодна людям и в чисто финансовом аспекте. Американский "JP Morgan Chase Institute" подсчитал, что "экономика совместного потребления" способна увеличить доходы граждан, работающих с онлайн-платформами, в среднем на 15%.

Экономика будущего станет более открытой, добровольной и саморегулируемой, избавленной от ненужных посредников и менее зависимой от чиновников и бюрократов. Эта экономика уравнивает возможности крупных и мелких компаний, индивидуальных предпринимателей. Усилится конкуренция, которая заставит постоянно придумывать разные усовершенствования и инновации, чтобы держаться на плаву.

Специально для «Столетия»

Пять лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Из маленькой компании, обслуживающей небольшой сегмент рынка в Сан-Франциско, Трэвис превратил ее в успешную корпорацию с оценочной стоимость в $51 миллиард.

Своим появлением Uber изменила рынок услуг такси.

Во-первых, с ее появлением вызвать такси оказалось еще проще. Компания создала мобильное приложение с одноименным названием для вызова, поиска и оплаты такси. Достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не махать руками.

Во-вторых, водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании не платить им минимальную почасовую зарплату, социальные выплаты и налоги. Хотя представители компании заявляют, что их водители в США зарабатывают примерно $19 в час и могут работать, когда хотят и сколько хотят. Именно на гибкость рабочего графика делается упор.

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к месту назначения. Поездка оплачивается только банковской картой.

Первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе, были родители учредителя Трэвиса Каланика.

Изначально водители, участвующие в системе Uber, могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса Lincoln Town Car , Cadillac Escalade , BMW серии 7 , Mercedes-Benz S550 .

После Лос-Анджелеса Uber быстро распространился и по другим городам США.

В мае 2011 года интернет-сервис стал доступен в Нью-Йорке. За все время там было совершено 13 миллионов поездок (около 20 тысяч в день).

В 2011 году Uber запустился и в Париже - первом городе за пределами США. Теперь компания работает в более чем 300 городах и 67 странах, в том числе, в России и Украине.

Чтобы помочь росту компании, Каланик нанял лоббиста Дэвида Плаффа, который возглавлял предвыборную кампанию Обамы в 2008 году.

Тем не менее, критики сошлись во мнении, что быстрый рост этой компании произошел именно за счет водителей, которые слишком мало получают и лишены многих социальных гарантий, пишет Vox .

В 2012 году список доступных автомобилей расширили в сторону эконом-класса, а новый сервис назвали UberX.

В компании не обошлось без скандалов. Самый резонансный произошел в 2011 году. Компания нарушила политику конфиденциальности и отслеживала перемещение своих клиентов, которые не давали на это согласие. Учитывая тот факт, что клиентом оказался журналист Buzzfeed, новость быстро набрала обороты.

Оказывается, в компании есть программа God View, с помощью которой можно вычислить клиентов и работников сервиса и которая широко доступна для сотрудников компании, пишет Buzzfeed .

В ответ компания прописала в своем блоге политику конфиденциальности и уточнила, что всегда ее придерживалась.

В скандальных историях не обошлось без конкурентов. В 2014 году Uber и ее главный конкурент Lyft обвиняли друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа 2014 года представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более 5 тысяч фальшивых заказов, поступивших от сотрудников Uber, а уже на следующий день представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фейковых вызовов.

В прессу утекла информация о том, что Uber нанимает специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отказываются от них, отнимая время у водителей. По данным The Verge , такие сотрудники получали мобильные телефоны и кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, что заказы поступают от Uber.

Стартап отверг все обвинения в свой адрес.

Всего Uber привлек $5,9 миллиардов при рыночной стоимости компании в $51 миллиард, что делает Каланика мультимиллиардером. Следующий раунд инвестиций в полтора-два миллиарда долларов может сделать Uber самой дорогой частной компанией мира, пишет Silicon .

Однако деятельность сервиса вызывала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды.

В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других – запрещались некоторые или все ее услуги.

Проблема связана с несоответствием правил сервиса и законодательства ряда европейских стран. Чаще всего – отсутствие полагающихся лицензий на предоставление услуг, а также заниженные тарифы.

В 2015 году Uber стал поводом политический дискуссий между Республиканской и Демократической партиями.

Республиканцы выступили в защиту сервиса. Они хвалят его за то, что тот перевернул традиционный рынок услуг и позволяет пассажирам быстро и недорого добраться в нужное место.

Республиканец Тед Круз даже сравнил себя с Uber в декабре 2015 года, сказав, что надеется покорить Вашингтон так же, как Uber покорил сферу услуг такси.

Джеб Буш постоянно пользовался услугой Uber в Сан-Франциско в период своей кампании. Марко Рубио в течение года рекламировался в Uber.

Демократы разделились на два лагеря. Одни хвалили инновационный дух Uber, другие – выражали опасения за водителей, которые социально не защищены.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон отметила в своей речи: «Эта «экономика взаимопомощи» открывает потрясающие возможности и стимулирует инновации. Но она также ставит серьезные вопросы о защите интересов трудящихся и о том, как будет выглядеть хорошая работа в будущем».

Под «экономикой взаимопомощи» (sharing economy) в нашем случае подразумевается сдача в аренду водителя с машиной. «Спрос рождает предложение» – главный принцип быстро распространяющегося по всему миру бизнеса, пишет журнал The Economist.

Uber экспериментирует с другими услугами, кроме пассажироперевозок: UberEATS - заказ еды, UberRUSH - курьеры.

В мае 2015 года компания Каланика переманила 40 ученых из университета Карнеги-Меллон, которые будут работать над созданием беспилотных автомобилей для использования в такси-перевозках. В прошлом гендиректор Uber уже заявлял, что хотел бы заменить водителей беспилотными автомобилями.

Среди стран бывшего Советского Союза Uber пока доступен в России, Азербайджане, Украине и Беларуси.