Трудовые отношения

Презентация «Благоприятный психологический климат урока…. Психологический климат в коллективе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе. Подготовил и провел: педагог-психолог: Смирнова М.В.

2 слайд

Описание слайда:

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что не мало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

3 слайд

Описание слайда:

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Психологическим климатом называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и вступает активно в общение.

4 слайд

Описание слайда:

Психологический климат – это, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

5 слайд

Описание слайда:

Поговорим о сплоченности коллектива, как вы думаете, что же это такое, коллектив и сплоченность коллектива? Ответы педагогов. Коллектив – объединение людей, во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший психологический климат в коллективе. Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. А сейчас давайте выполним упражнение.

6 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Приветствие» Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения. Задание: приветствие партнера по общению улыбкой Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю. Анализ упражнения: 1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная? 2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия? 3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта? Делаем вывод: даже с помощью улыбки, можно наладить контакт, ведь это совсем не трудно, подарить улыбку коллеге, окружающим и близким.

7 слайд

Описание слайда:

Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. Можно также построиться в шеренгу по - цвету волос от самых светлых до самых темных; - размеру ноги; - по цвету глаз от самых светлых до самых темных.

8 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Хорошее настроение» Цель упражнения: выражение настроения Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение. Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым. Анализ упражнения: 1. Что понравилось вам в данном упражнении? 2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

9 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Комплимент» Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника. Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха: « Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты…!» Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например: - Вера, ты такой отзывчивый человек! - Да, это так! А еще, я добрая! -А у тебя Света, такие красивые глаза! Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему. Анализ упражнения: 1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения? 2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

10 слайд

Описание слайда:

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне. Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет. Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону. Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д. Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами. Анализ упражнения: 1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения? 2. С какими трудностями вы столкнулись?

11 слайд

Описание слайда:

Цель упражнения: сплочение коллектива Участники тренинга встают в круг, берутся за руки. Ведущий: «Представьте, что после летнего дождя в небе появилась радуга. Представьте, все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – каждый цвет по-своему прекрасен, очень ярок.… Но вместе, объединившись, цвета создают такое чудесное явление природы как радуга. Каждый из нас так же индивидуален как любой из цветов радуги. И мы с вами, взявшись за руки, становимся еще прекраснее, чудеснее как сама Радуга. Объединяясь в единое целое, мы становимся лучше, сильнее… и т.д.». Анализ упражнения: Расскажите о своих ощущениях после упражнения? Смогли ли вы почувствовать себя частью одного целого?

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Упражнение «Цепочки» Педагоги встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Анализ упражнения: Чем вам понравилось данное упражнение? Что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Как пишет американский психолог Дж. Морено, известны четыре типа поведения людей в коллективе, которые отражают отношение члена группы к ее задачам, целям и обеспечивающим их нормам поведения: Как пишет американский психолог Дж. Морено, известны четыре типа поведения людей в коллективе, которые отражают отношение члена группы к ее задачам, целям и обеспечивающим их нормам поведения: Внутригрупповая внушаемость - бесконфликтное, неосознаваемое принятие членом группы мнения группы. Происходит как бы гипнотизирование: принятие мнения группы происходит совершенно некритично; Конформность - осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Человек осознанно меняет собственные оценки, под давлением группы внутренне оставаясь несогласным с этим (голый король); Негативизм - человек во всем противится мнению группы, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию; он "привязан" к групповому мнению, но всегда с обратным знаком; Коллективизм - это тип поведения личности в коллективе, для которого характерно избирательное отношение к ее любым влияниям, к мнениям группы, продиктованное сознательным следованием ее общественно значимым целям и задачам. Большое психологическое значение для взаимоотношений в коллективе имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действий коллег в зависимости от отдельных ситуаций и условий. Все это составляет источник дополнительной информации.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу "как ключ к замку". Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций. Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу "как ключ к замку". Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций. На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей: Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, "сверху". Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК. Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии. Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Слайд 21

Коллектив - это группа людей, объединенная общими целями и близкими мотивами
совместной деятельности, лежащими в русле общественных интересов (например, в
сфере производства, бизнеса, образования и т. д.).
Каждый коллектив, независимо от характера своей деятельности, выполняет следующие
функции:
- осуществление определенного вида труда - производительного, предпринимательского,
учебного и др. (производственная функция);
- включение личности через труд в жизнь общества (социальная функция);
- формирование у личности качеств, необходимых для данного вида деятельности и для
общества в целом (воспитательная функция).
Коллектив – это высшая стадия развития группы. Ее отличительными признаками
являются:
· наличие общей и общественно-значимой цели совместной деятельности;
· личностная значимость общей цели для всех членов группы;
· наличие особой структуры отношений между членами группы, которая опосредуется
содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями и задачами.

Уровень зрелости коллектива определяется как способность группы ставить актуальные и
реалистичные общие цели, соответствующие индивидуальным целям каждого члена коллектива,
строить и в случае необходимости изменять структуру взаимоотношений и взаимодействий для
достижения поставленных целей с максимальной эффективностью.
В качестве основных показателей уровня зрелости коллектива чаще всего называют следующие:
· сплоченность коллектива (совпадение оценок и установок членов группы по отношению к
существенным сторонам совместной целенаправленной деятельности);
· организованность коллектива (способность создавать и сохранять устойчивой свою структуру в
ситуациях неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с
единством действий его участников);
· направленность коллектива (социальная значимость поставленных целей, мотивов деятельности,
ценностных ориентаций и норм);
· эмоциональная идентичность (способность группы к сопереживанию с любым ее членом);
· сработанность коллектива (максимально возможная продуктивность совместной деятельности при
минимальных эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие, сопровождающаяся
высокой субъективной удовлетворенностью);
·
интеллектуальная
коммуникативность
(способность
создавать
оптимальные
пути
взаимоинформирования в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений).

Согласно современным научным представлениям, структура
отношений в любом коллективе является многоуровневой.
Первый уровень – это формальные, регламентированные
отношения. Характер взаимоотношений на этом уровне обусловлен
а) разделением труда между членами группы, их официальными
обязанностями и правами;
б) особенностями производственного процесса;
в) административно-правовой регламентацией, зафиксированной в
официальных положениях, инструкциях, приказах и прочих
нормативных актах.
Второй уровень –это отношения членов коллектива к реализуемой
производственной цели, мотивация их трудовой деятельности, ее
социальный и личностный смысл для каждого работника.
Третий уровень– это межличностные отношения, опосредованные
содержанием производственного процесса, его целями, задачами,
принятыми в коллективе принципами и ценностными ориентациями,
«неписанными» нравственными требованиями и традициями.
Четвертый уровень– это межличностные отношения, не связанные
с содержанием совместной деятельности, основанные на личной
симпатии или антипатии, уважении или неуважении и т.д.

Важно уделять должное внимание развитию и укреплению всех уровней отношений. Но при
этом следует помнить, что первые три уровня обладают потенциальной
центростремительной силой и их укрепление способствует сплочению коллектива и
повышению эффективности его деятельности. А четвертый уровень отношений несет в себе
центробежный заряд, и если акцент делается именно на его развитии (например, посредством
корпоративных вечеринок, неформального общения и т.д.), это может привести к ослаблению,
видоизменению, а иногда и разрыву отношений на первых трех уровнях. И тогда нарушения
трудовой дисциплины, халатное отношение к выполнению своих обязанностей, круговая порука
и т.п. становятся нормой жизни трудового коллектива (ведь «мы все свои люди»), а дело
страдает.
Иными словами, можно утверждать, что первые три уровня характеризуют
формальную(официальную) структуру группы, а четвертый -- неформальную(неофициальную).
Формальная структура группы отражает официальное распределение между членами
коллектива служебных ролей. Это распределение обусловлено технологией производства или
должностным положением работников. Четкое определение служебных функций работников
повышает их персональную ответственность, обеспечивая тем самым успех всего предприятия
в целом.

При этом, кроме ролей, определяемых штатным
расписанием, существуют еще и роли, связанные с самим
процессом производства, его потребностями в различных
видах деятельности. Работников, которые берут на себя эти
роли, условно классифицируют следующим образом:
· "генераторы идей", обладающие нестандартным, творческим мышлением;
· исполнители, обладающие репродуктивным складом ума и
являющиеся добросовестными исполнителями чужих идей
и задумок;
· эксперты, способные спрогнозировать и просчитать, как
будет "работать" предлагаемая идея - ее плюсы и минусы,
возможные последствия;
· критики, люди с особым, критичным складом ума,
зачастую не способные к продуктивной деятельности, но
зато выявляющие те негативные моменты и "узкие места" в
производственном
процессе,
которые
остальными
работниками не замечаются;
· "шуты гороховые" (условно-шутливое название) некоторыми руководителями признается необходимость
иметь в коллективе людей легких, необидчивых,
контактных, способных поднять настроение или разрядить
конфликтную обстановку в коллективе.

Руководитель выявляет, к какому типу относится тот или
иной работник и, соответственно, определяет его место в
коллективе. Непродуктивно и невыгодно, например,
использовать "генератора идей" на исполнительской работе
и наоборот, бесполезно упрекать "критика" - мол,
критиковать всегда легче, а ты попробуй, сделай сам и т.д.
Система служебных и общественных функций работников
(формальная структура) является той основой, на которой
складывается неформальная структура группы.
Неформальная структура представляет собой совокупность
психологических связей и отношений, складывающихся
между людьми, непосредственно контактирующими друг с
другом в процессе выполнения ими производственных
функций. Эти отношения менее устойчивы, чем служебные,
поскольку возникают они на основе личного, субъективного
восприятия людьми друг друга. Однако для самих людей,
членов коллектива, они имеют большое значение и
оказывают на них сильное психологическое воздействие
Дело в том, что в зависимости от характера неформальных
отношений в коллективе складывается тот или иной
морально-психологический климат (или микроклимат).

Морально-психологический климат коллектива определяет отношение людей к
выполняемой работе, а также отношение их друг к другу. Это эмоциональная окраска
психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их взаимоотношений,
симпатий или антипатий, разности характеров, склонностей и интересов. Психологи
утверждают, что в атмосферу коллектива каждый вносит свое, а общий воздух вдыхают все.
Действительно, от каждого сотрудника в значительной степени зависит характер и состояние
психологического климата всего коллектива..
Психологический климат группы может быть разным: доброжелательным и
недоброжелательным, устойчивым и менее устойчивым, положительным и отрицательным,
здоровым и нездоровым.
Положительный, устойчивый, здоровый и доброжелательный микроклимат в коллективе
создает у людей ощущение "психологического комфорта", благополучия, способствует
сохранению жизненного оптимизма, рождает чувство удовлетворения от своей работы.
Морально-психологический климат существует на двух уровнях – на уровне всего учреждения
или предприятия и на уровне малой группы людей, непосредственно и постоянно
соприкасающихся в процессе работы. Важен и тот и другой уровень, но каждый по-своему.
Например, неблагополучие, существующее в «большом» коллективе, до определенной степени
можно компенсировать хорошим, дружеским климатом в микроколлективе. Но вряд ли в этом
случае люди станут проявлять особую активность на уровне всего коллектива – на
производственных собраниях, на общественной работе, в культурно-массовых мероприятиях.

Морально психологический климат любого коллектива определяется несколькими
параметрами, среди которых особую роль играют следующие:
1. стиль руководства, который определяется соотношением демократизма и
авторитаризма;
2. стиль отношений в группе, который колеблется от максимально личностно
насыщенного до предельно обезличенного, формального, сухого, бюрократического.
Здесь также важна мера, т.к. на одних улыбках и личных связях работу строить нельзя.
Слишком многое в этом случае начинает зависеть от личных симпатий и антипатий,
понижается общий уровень организованности и дисциплины, падает значение
необходимых в любом деле формальных моментов;
3. степень личной независимости, т.е. широта сферы, в пределах которой работник имеет
возможность действовать и принимать решения самостоятельно;
4. помощь и доброжелательность в отношениях;
5. степень толерантности, терпимости к различным точкам зрения и мнениям по
вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера;
6. реально применяемая шкала поощрений и наказаний, ее гибкость и справедливость,
позитивное влияние на мотивационную сферу членов коллектива. Для человека очень
важно не только то, сколько он сделал и сколько он получил, но и сознание
справедливости оценки его вклада в общее дело в сопоставлении с вкладом и
«воздаянием» коллег по работе.

Морально-психологическая общность коллектива как раз и обеспечивает ту слаженность и сплоченность, которые
характеризуют работоспособный и творческий коллектив. Проявляются они на трех уровнях:
- как единство целей;
- как общность ценностей;
- как эмоциональная общность, в основе которой лежат личные симпатии и предпочтения.

Неформальная структура группы может быть рассмотрена по нескольким основаниям:
-- предрасположенность членов группы к исполнению различных "ролей".
Будучи реализованной в кадровой политике умелого руководителя в виде должностей, штатного расписания и др.,
она становится основой формальной структуры коллектива, способствуя оптимизации микроклимата в
коллективе. Вместе с тем, не будучи реализованной или будучи неправильно истолкованной, эта
предрасположенность людей становится зачастую причиной их недовольства, раздражительности, зависти и т.д.,
что естественно, ведет к состоянию "психологического дискомфорта" в коллективе.
- социально-бытовое положение членов группы.
Руководитель должен внимательно относиться к определенным группам сотрудников: женщины-вдовы, материодиночки, молодые люди из "неблагополучных" семей, люди с физическими недостатками, с нерешенными
жилищными и семейными проблемами. Перед столь различными людьми на производстве ставятся одни и те же
задачи, предъявляются одинаковые требования к их поведению, но при контакте с ними руководителю необходимо
принимать во внимание особенности их личной жизни, соответствующего психологического состояния.
Так, например, у людей, имеющих плохие жилищные условия, может возникнуть "агрессивность" по отношению к
руководителю, безразличие к жизни коллектива. Люди, у которых не ладится семейная жизнь, свою неизбежно возникающую нервозность переносят на работу. Одни умеют справляться со своими эмоциями, подавлять их (что тоже не
проходит бесследно), другие же "разряжаются" при общении с коллегами. В таких ситуациях руководитель должен
проявить максимум такта и внимания при "погашении" конфликта в коллективе.
- психологические и культурологические различия членов группы: от разницы в темпераменте до различий в
религиозных и политических убеждениях.
- социально-психологические слои коллектива, отличающиеся типом поведения и способом деятельности.
Их знание дает возможность комплексно учитывать все факторы, влияющие на поведение сотрудников, предвидеть
варианты их поведения в той или иной конкретной ситуации, и, исходя из этого, строить свою линию руководства.

Остановимся подробнее на характеристике представителей определенных социально-психологических
слоев.
Коллективисты - тяготеют к общественной работе, поддерживают общественные начинания, быстро
включаются во все мероприятия, очень общительны. Они составляют костяк, актив группы и облегчают
руководителю контакт с коллективом. Вместе с тем они все-таки нуждаются в "подстраховке", в систематической оценке руководителем их деятельности, которая стимулирует их дальнейшую активность.
Индивидуалисты - больше тяготеют к самостоятельным действиям, часто замкнуты и необщительны. К ним
нужен особый подход.
Претензионисты - предрасположены к активному участию в жизни и делах коллектива, но обладают
повышенным тщеславием, обидчивы, стремятся постоянно находиться в центре внимания. Если их
недооценили, предложили неинтересную работу, то они легко становятся в позу недовольных, бесконечно
критикуя решения руководства. Следовательно, если большую часть коллектива составляют
индивидуалисты или претензионисты, руководителю для пользы дела необходимо предварительно
согласовывать с ними решение любых производственных вопросов
Подражатели (конформисты) - главный принцип их отношений с людьми: поменьше проблем и
осложнений. Они приспосабливаются к любым условиям, всегда согласны с мнением большинства.
Подобные люди дисциплинированы, ни с кем не конфликтуют, "удобны", поэтому часто пользуются
расположением руководителя. Однако они не безвредны для коллектива: отсутствие развитого интереса к
общественной жизни усиливает у этих людей эгоистические мотивы. При работе с этой группой важно
сформировать в коллективе атмосферу непримиримости к безразличию и равнодушию, пробудить у данной
категории сотрудников чувство личного достоинства, убедить в необходимости занять активную жизненную
позицию.

Пассивные - тип слабохарактерных людей, они добродушны, дружелюбны и исполнительны. У них
часто появляются хорошие порывы, стремление быть в ряду активных, но они не умеют проявлять
инициативу, смело выступать на совещаниях. У них бывают срывы в работе, не достает силы воли,
поэтому такие люди нуждаются в четкой организации труда. Усилия руководителей должны быть
направлены на формирование у них волевой собранности и умения действовать четко и
целенаправленно.
Изолированные - наиболее малочисленный слой людей, которые своими действиями или
высказываниями (безразличие к работе и жизни группы, стремление переложить все на плечи
других, грубость, эгоизм и т.д.) оттолкнули от себя большинство членов коллектива. Такое поведение
ведет к изоляции человека - с ним мало разговаривают, стараются не решать никаких вопросов,
сторонятся. Изолированными часто оказываются люди недостаточно воспитанные или
психологически несовместимые (раздражительные, вечно недовольные, с болезненным самолюбием
и т. д.). Нередко эти качества оказываются не результатом сознательного поведения человека, а
следствием его плохого воспитания в семье, отсутствием контроля над собой. К таким людям
следует относиться с пониманием. Необходимо настроить актив группы на внимательное к ним
отношение, постараться втянуть их в жизнь коллектива, убедить в необходимости серьезной работы
над собой.
Из вышеизложенного следует, что главное в работе с коллективом – это умение создавать
«командный дух», который значительно повышает творческие и производственные возможности
всех членов коллектива, их заинтересованность в результатах деятельности и чувство
ответственности.

Особенности общения в коллективе "по горизонтали"
Кроме условного разделения на социальнопсихологические
слои
и
группы,
неформальная
структура
коллектива
предполагает
также
реальное
формирование микрогрупп, в основе
которых лежат личные отношения членов
коллектива друг к другу, их психологическая
совместимость, определяющая в конечное
счете
взаимоотношения
между
сотрудниками одного уровня. Их принято
называть отношениями "по горизонтали". В
этике делового общения они играют
немаловажную роль, ибо в эти отношения
вступают не только рядовые сотрудники
(подчиненные), но и сами руководители
оказываются
вовлеченными
в
"горизонтальные" отношения с другими
руководителями своего уровня.

Психологическая
совместимость
это
оптимальное сочетание личностных качеств
отдельных людей: их темпераментов,
взглядов, характеров, культур. Причем
психологически совместимыми могут быть
люди как с одинаковыми, так и с разными, но
удачно
дополняющими
друг
друга
личностными качествами. Часто, однако,
приходится иметь дело с психологической
несовместимостью.
Психологическая несовместимость - это
неспособность в критических ситуациях
понять
друг
друга,
несинхронность
психических реакций, различие во внимании,
мышлении, ценностных установках; это
невозможность
дружеских
связей,
неуважение или неприязнь друг к другу.
Психологическая несовместимость препятствует, затрудняет, а иногда и делает
невозможной совместную деятельность и
жизнь людей.

При этом несовместимость может быть
нескольких видов:
психофизиологическая
(например,
нетерпимость к привычкам и даже
запаху другого человека);
- социально-психологическая (особенно
проявляется
при
неправильном
распределении "ролей" в коллективе);
социально-идеологическая
(несовместимость
убеждений
и
мировоззрений и, как следствие, возможное
гражданское
противостояние).
Руководитель при формировании коллектива
должен
уметь
определять
психологическую совместимость или
несовместимость
людей
(особенно
обратив внимание на последнюю).
Успешное решение этих задач зависит от
знания психологических типов людей.

Швейцарский психолог К. Юнг указал на существование двух основных
характеристик психологических типов личности: интроверсии и экстраверсии.
Интроверсия – выражается у нормального субъекта в форме сдержанности,
созерцательности, часто нерешительности, социальной пассивности (но на фоне
достаточно большой настойчивости), склонности к самоанализу. Интроверт –
человек в себе, скрытый, осторожный, аккуратный, педантичный,
предпочитающий монотонную работу.
Экстраверсия – проявляется в натурах открытых, отзывчивых, услужливых,
легко приспосабливающихся к новым условиям. Экстраверт – человек
открытый, общительный, обладающий внешним обаянием, прямолинейный в
суждениях, достаточно инициативный (но при этом недостаточно настойчивый),
ориентированный на внешнюю оценку. Он хорошо справляется с работой,
требующей быстрого принятия решений.
Следует подчеркнуть, что в природе редко встречается тот или иной
психологический тип в «чистом виде». Качества, присущие и тому и другому
типу, встречаются в каждом человеке.
Важно также определять тип темперамента и характер человека.

Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.
Холерика отличает сильная нервная система, он легко переключается с одного вида
деятельности на другой, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает
совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в
настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.
У сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он
легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник
стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие
события, сравнительно легко переживает неудачи.
У флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в
другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает
спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством.
Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью
движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая
эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг. Чуткость к другим делает
меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам
меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к
саморазрушению.

Психологическая
совместимость
может
также проявляться в виде эмпатии, влечения
одного человека к другому. Потребность в
общении одного человека с другим
выражается в первую очередь том, что
первый стремится быть поближе ко второму,
объекту своей симпатии. Если мы знаем, с
кем человек хочет вместе работать учиться,
отдыхать, значит можно утверждать, что он
испытывает симпатию к этому, другому
человеку.
На основе взаимных симпатий в любом
коллективе складываются малые группы
единомышленников, людей, с удовольствием
общающихся друг с другом. Наличие таких
положительно
ориентированных
групп
должно использоваться руководителем в
интересах управления.
Вместе с тем, симпатии и антипатии,
совместимость и несовместимость людей не
должны фатально определять отношения в
коллективе. Коллектив должен выполнять
свои основные функции при любых
условиях.

Обеспечению оптимального климата в отношениях "по горизонтали", способствует соблюдение ряда
требований, предъявляемых ко всем. членам коллектива, в том числе и к его руководителю.
1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых
делу, приятных окружающим, способствующих вашему собственному успеху и продвижению.
Американцы называют это "to make someself" - "сделать самого себя" И считают такое стремление
неотъемлемым качеством делового человека.
2. Координация собственного поведения, потребностей, интересов, настроения с окружающими.
Недопустимо распускаться, оправдывая себя тем, что вы холерик или что у вас неприятности дома.
Японцы, например, никогда не будут демонстрировать на людях свое раздражение, горе или плохое
настроение, поскольку считают себя не вправе негативно воздействовать на окружающих, боясь вызвать
ответную негативную реакцию.
3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их взглядам, убеждениям, мнениям. Основой
такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким,
каков он есть; таким и следует его принимать.
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего необходимо "выйти из собственной
концепции к общей системе координат", попытаться понять, что движет другим человеком. Возможно, у
вас общие цели, но разное видение путей их достижения или разные мотивы действий.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию. Это даже не требование (требовать этого нельзя), а скорее
ожидание, желаемое. Причем моральность этого качества в том, что оно распространяется не только на
"ближних" - своих, друзей, родных, но ина «дальних» - просто членов коллектива, не всегда даже
симпатичных нам.

Рассматривая эти требования с точки зрения этики, мы обнаруживаем, что в основе их лежат такие
принципыкак гуманизм, проявляющийся в уважении к людям, коллективизм, нацеливающий
сотрудников на единство действий, и, как это ни парадоксально, индивидуализм, требующий (в его новом
понимании) ценить в каждом человеке его уникальность и неповторимость.
Сложный сплав этих принципов и требований конкретизируется в процессе трудовой деятельности в
следующих нормах поведениясотрудников в их отношениях "по горизонтали":
- способность к реалистической самооценке своего труда, своего вклада в общее дело, предполагающей
высокую требовательность к себе как специалисту, скромность, отсутствие самомнения и зазнайства,
открытость для конструктивной критики;
- умение уважать достижения, изобретения и разработки своих предшественников и коллег, по
достоинству оценивать результаты их деятельности, не преуменьшать их значения с целью возвысить
собственные успехи
- подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям производства или фирмы;
- умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои
симпатии и антипатии на служебные отношения;
- способность координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск
наиболее оптимального решения производственных или экономических задач;
- умение проявлять во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию,
сочувствию, сопереживанию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Социально-психологический климат в коллективе Выполнила: Гультяева Галина Васильевна МАОУ СОШ №11

2 слайд

Описание слайда:

Коллективом называются разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.

3 слайд

Описание слайда:

Коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4) структурированностью - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива; 5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку ведения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью - то есть готовностью к принятию новых членов.

4 слайд

Описание слайда:

Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием «социально-психологический климат коллектива» Социально-психологический климат (от греч. klima (klimatos) - наклон) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

5 слайд

Описание слайда:

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: - доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; - доброжелательная и деловая критика; - свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; - отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; - достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; - удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; - принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

6 слайд

Описание слайда:

Социалъно-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

7 слайд

Описание слайда:

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Важнейшей проблемой в изучении СПК является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников.

10 слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания. ФГКОУ «СОШ№ 3» Искакова В.И.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н.Толстой

ДОБРЫЙ ЩЕДРЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ ЗДОРОВЫЙ УМНЫЙ ЛЮБЯЩИЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ СИЛЬНЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ ИСКРЕННИЙ

жестокий коварный жадный злой бессердечный подлый лицемерный

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной". (0%)

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. (10%)

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. (20%)

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.(70%)

Демократические родители - инициативные, добрые дети. РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ И ПОНИМАЮТ ДЕТЕЙ, ЧАСТО ХВАЛЯТ, А ЗА ПРОМАХИ, КАК ПРАВИЛО, НЕ НАКАЗЫВАЮТ, ОБЪЯСНЯЮТ, ПОЧЕМУ ТАК ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. НА КАПРИЗЫ РЕАГИРУЮТ СПОКОЙНО, ТВЁРДО ОТКАЗЫВАЮТСЯ ИМ ПОДЧИНЯТЬСЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕТИ ВЫРАСТАЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМИ, УВЕРЕННЫМИ В СЕБЕ, КОНТАКТНЫМИ И ОБЛАДАЮЩИМИ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. РОДИТЕЛИ ПОЧТИ НЕ КОНТРОЛИРУЮТ ДЕТЕЙ, РАЗРЕШАЯ ИМ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТО ЗАХОЧЕТСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНО СТАНОВИТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ.

Авторитарные родители - раздражительные, конфликтные дети. РОДИТЕЛИ УСТАНАВЛИВАЮТ ЖЁСТКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ, СЧИТАЯ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ВО ВСЁМ ПОДЧИНЯТЬСЯ ИХ ВОЛЕ. В КАЧЕСТВЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТ НАКАЗАНИЕ, А ТАКЖЕ ЗАПУГИВАНИЕ, УГРОЗЫ. ДЕТИ ОТЛИЧАЮТСЯ УГРЮМОСТЬЮ, ЧАСТО БЫВАЮТ ТРЕВОЖНЫ, А ПОТОМУ НЕСЧАСТНЫ.

«Кумир семьи» Твердая вера в свою исключительность. К апризный, своевольный эго­ист. Н е способен себя обслужить. Родители освобождают ребенка от всех обязанностей.

«Гиперопека». Лишен самостоя-тельности. Привык повино-ваться и следовать советам взрослых. Родители контро-лируют его во всём. Часто гиперопека приводит к бурной реакции про­теста.

« Гипоопека ». Ребёнок предоставлен сам с ебе. Его потребности никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям. Со време­нем начинает ощущать себя неполноценным и это останется на всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни» Родители трясутся над ним,предупреж-дая все его желания. Он, воспринимает всякую болезнь как свою привилегию. Ж дет от всех сочувствия и сострадания. Из таких детей вырастают приспособленцы и подхалимы.

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

Проблемная ситуация 1. Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой.

Проблемная ситуация 2. Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости.

Проблемная ситуация 3. Сын вернулся домой позже обычного.

Памятка родителям. Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть) Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным) Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины) Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других) Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным) Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым) Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям) Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя) Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире).

« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства ». В.А.Сухомлинский

Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и паденье, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда Пусть мчаться минуты, секунды, года. Но стены родные, отчий свой дом Сердце навеки останется в нём!