Контроль денег

Первая плавучая атомная электростанция. Плавучая атомная теплоэлектростанция (патэс) "академик ломоносов"

Плавучая АЭС Академик Ломоносов расположение: Россия, город Северодвинск (место постройки) – карта АЭС мира ,

Статус: Строящиеся АЭС

Плавучая АЭС Ломоносов в России

Плавучая атомная теплоэлектростанция (сокращенно ПАТЭС) Академик Ломоносов – российский проект по строительству первой в России мобильной плавучей атомной электростанции малой мощности.

ПАТЭС включает в себя как, непосредственно, несамоходное судно, так и реакторные установки КЛТ-40С ледокольного типа. Габариты судна ПАТЭС Академик Ломоносов – 144 метра на 30 метров, водоизмещение судна плавучей АЭС – 21 500 тонн.

Цель постройки плавучей АЭС – получение электроэнергии и тепла, а также опреснение морской воды – от 40 до 240 тысяч тонн в сутки в условиях невозможности постройки наземной АЭС, например это сейсмоактивная территория либо условия вечной мерзлоты (актуально для России). Электрическая мощность одного реактора (всего их на АЭС два) – 35 МВт, тепловая мощность – 140 гигакалорий в час. Срок эксплуатации составляет 36 лет – 3 цикла по 12 лет с перегрузкой активных зон реактора. На текущий момент построен первый реактор в 2010 году. Дальнейшее развитие проекта осложнено начавшимся кризисом в России и экономией государственных средств. Во времена когда люди проверяют курс рубля онлайн каждые пять минут, идет заморозка в стране крупных инвестиционных проектов. Снижающийся курс рубля влияет и на стоимость новых АЭС, так как часть использованного оборудования иностранного производства.

Планируемые территории использования:

  1. Самый северный город России – Певек на Чукотке
  2. Закрытый военный порт Вилючинск на Камчатке
  3. Республика Кабо-Верде (ведутся переговоры)
  4. Шельф Китая, нефтегазоносные месторождения
  5. Газовые месторождения ОАО «Газпром» на Таймыре

15 сентября 2011 года было получено разрешение проекта использования российской плавучей АЭС возле города Певек, для замещения мощностей планируемой к закрытию в 2019-2021 годах . В октябре 2016 года было начато строительство береговой инфраструктуры для ПАТЭС в городе Певек на Чукотке. Реактор планируется установить на штатное место в сентябре 2019 года. В том же году планируется ввести АЭС Певек в эксплуатацию. Стоимость первого энергоблока в Певеке составит 16,5 миллиардов рублей, из которых 14,1 – стоимость самого энергоблока, оставшаяся сумма – возведение береговых и гидротехнический конструкций.

История использования плавучих реакторов в мире рассказывает нам о США, которые использовали плавучие реакторы для обеспечения панамского канала в 1966 – 1976 годах, а также американской базы в Антарктике в 1962 – 1972 годах.

Плавучая АЭС Академик Ломоносов Россия: фото и видео

Академик Ломоносов - строящаяся плавучая атомная теплоэлектростанция проекта 20870, планируемая к размещению в г. Певек Чукотского автономного округа. Включает в себя плавучий энергетический блок и комплекс береговых сооружений. Проект реализуется с 2007 года, ввод в эксплуатацию намечен на вторую половину 2019 года.

Академик Ломоносов
Страна Россия Россия
Местоположение Чукотский АО , г.Певек
Год начала строительства 2007
Ввод в эксплуатацию 2019 (план)
Эксплуатирующая организация Росэнергоатом
Основные характеристики
Электрическая мощность, МВт 70 МВт
Характеристики оборудования
Количество энергоблоков 1
Тип реакторов КЛТ-40С
Эксплуатируемых реакторов 2
Прочая информация
Сайт Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС)
На карте

Описание станции

Плавучий энергоблок

Плавучая атомная теплоэлектростанция предназначена для получения электрической и тепловой энергии. Также ПАТЭС может быть использована для опреснения морской воды (оценочно от 40 до 240 кубометров пресной воды в сутки) .

Плавучий энергетический блок предназначен для работы в составе атомной теплоэлектростанции малой мощности и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть без потребления берегом тепловой энергии, составляет около 70 МВт. В режиме выдачи максимальной тепловой мощности около 145 Гкал/ч электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть, составляет порядка 30 МВт.

Плавучий энергоблок представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойным дном и двойными бортами, с развитой надстройкой, предназначенной в носовой и средней частях для размещения энергетического оборудования, а в кормовой части - жилого блока. В состав энергетической установки ПЭБ входят две реакторные установки КЛТ-40С разработки «ОКБМ Африкантов», две паротурбинные установки производства ОАО «Калужский турбинный завод» (ОАО «КТЗ»), вспомогательные системы и оборудование.

Основные характеристики ПЭБ:

  • длина по КВЛ 140,0 м;
  • длина наибольшая 144,2 м;
  • ширина наибольшая 30,0 м;
  • высота борта до ВП 10,0 м;
  • осадка по КВЛ 5,5 м;
  • водоизмещение ок. 21560 т.

Назначенный срок службы ПЭБ составляет 35 ÷ 40 лет с ежегодным техническим обслуживанием и текущим ремонтом отдельного оборудования, которые выполняются без вывода ПЭБ из эксплуатации, и заводским (средним) ремонтом через 10-12 лет эксплуатации.

На ПЭБ предусматривается размещение обслуживающего персонала в количестве около 70 человек. Для этого предусмотрены жилые каюты, столовая, салон отдыха, библиотека, спортивный комплекс (спортивный зал, тренажерный зал, бассейн, сауна, баня), магазин, прачечная и др. Для приготовления пищи и хранения продуктов предусмотрены камбузный и провизионный блоки. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена амбулатория.

Береговая инфраструктура

Береговые сооружения ПАТЭС, предназначены для приёма и распределения выдаваемой с ПЭБ электроэнергии и горячей воды (для отопления города) расположены в г. Певек Чукотского АО. Для защиты ПЭБ в период эксплуатации от морского волнения и навала дрейфующих льдов предусмотрен защитный мол-причал, который представляет собой преграду сплошного типа с пропускными отверстиями для обеспечения нормальных для эксплуатации ПЭБ гидротермических параметров акватории.

Стоимость проекта

Изначально полная стоимость строительства ПАТЭС оценивалась в 9,1 млрд рублей. В процессе строительства стоимость станции многократно возросла и по состоянию на 2015 год оценивалась уже в 37,3 млрд рублей с учетом береговой инфраструктуры .

История строительства

Проектирование

Проектирование АЭС малой мощности начинается в СССР в 70-х годах ХХ века. Активное участие в разработке этих проектов принимает АО «ОКБМ Африкантов». На основе опыта создания и эксплуатации судовых и корабельных реакторов в АО «ОКБМ Африкантов» разрабатывается ряд проектов реакторных установок для автономных атомных энергоисточников малой мощности в диапазоне от 6 до 100 МВт(эл.). Наиболее готовые к реализации проекты малой мощности АБВ-6Э и КЛТ-40С предполагают размещение атомной энергетической установки на суше и на несамоходных плавучих средствах.

Хроника строительства

  • 19 мая 2006 года: победителем тендера на строительство ПЭБ объявлено предприятие АО "ПО «Севмаш » (г. Северодвинск Архангельская область).
  • 15 апреля 2007 года: на «Севмаш е» заложен плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Сроком окончания строительства называется 2010 год.
  • Август 2008 года: из-за неоднократного переноса сроков строительства принято решение о передаче работ на АО «Балтийский завод» в г Санкт-Петербург.
  • Май 2009 года: на АО «Балтийский завод» доставлен первый из двух реакторов КЛТ-40с. Второй реактор доставлен в августе 2009 года.
  • 30 июня 2010 года: спуск на воду ПЭБ; монтаж реакторного и энергетического оборудования производится у достроечного причала АО «Балтийский завод».
  • 15 сентября 2011 года проект размещения ПАТЭС в городе Певек получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • 27 сентября и 1 октября 2013 года 220-тонные парогенерирующие блоки, изготовленные по проекту АО «ОКБМ Африкантов» были транспортированы из эллинга цеха № 6 Балтийского завода к достроечной набережной, где их погрузили в отсеки ПЭБ.
  • 4 октября 2016 года: началось строительство береговой инфраструктуры ПАТЭС.
  • 28 апреля 2018 года: началась буксировка плавучего энергоблока к месту проведения комплексных испытаний на базу ФГУП «Атомфлот» в г. Мурманск.
  • 19 мая 2019 года: ПЭБ «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался на базе ФГУП «Атомфлот» .
  • 2 ноября 2018 года: Произведён физический пуск реактора № 1.
  • 20 ноября 2018 года: Произведён физический пуск реактора № 2.
  • Август - сентябрь 2019 года: планируемая транспортировка ПЭБ в г. Певек;
  • Декабрь 2019 года: планируемый ввод в эксплуатацию ПАТЭС.

Подготовка персонала

В настоящее время подготовка персонала для ПАТЭС ведётся в учебно-тренировочном подразделении ПАТЭС на базе Санкт-Петербургского филиала АНО ДПО «Техническая академия Росатома».

Перспективы

Изначально при разработке проекта ПАТЭС рассматривались варианты размещения станции в г. Северодвинск Архангельской области и г. Вилючинск на Камчатке. В настоящее время работы по строительству мол-причала и комплекса береговых сооружений, предназначенных для работы в составе ПАТЭС, ведутся в г. Певек Чукотского АО. Размещение плавучего энергоблока на этой площадке планируется к осени 2019 года

Заинтересованность в плавучих атомных станциях проявляют островные государства, в частности Республика Кабо-Верде

Необходимо отметить, что за время продолжительного (12 лет) строительства ПАТЭС ее стоимость значительно увеличилась по сравнению с оценками 2007 года.

Технологический цикл ПАТЭС подразумевает 12-летнюю кампанию, после чего плавучий энергоблок необходимо отбуксировать на специализированное предприятие для среднего ремонта и перегрузки ядерного топлива, на что отводится год. В результате ПАТЭС не может быть единственным источником энергоснабжения и требует строительства резервного энергоисточника, обеспечивающего снабжение потребителей электроэнергией и теплом в то время, когда ПАТЭС проходит ремонт и перезагрузку топлива. Для резервирования ПАТЭС в Певеке запланировано строительство новой ТЭЦ мощностью 48 МВт, ориентировочной стоимостью 18,9 млрд рублей .

Единственный в мире плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов" прошел на буксирах на Неве под вантовым мостом Западного скоростного диаметра и покинул город. Посмотреть на транспортировку пришли тысячи жителей Северной столицы.

"Атомную батарейку" построили на "Балтийском заводе". Ядерного топлива на энергоблоке пока нет, оно будет загружено в Мурманске, куда ПАТЭС сейчас и транспортируют. В долгий путь "Академика Ломоносова" пришли проводить сотни сотрудников предприятия. Чтобы добраться до столицы Заполярья, ПАТЭС потребуется 18-20 дней.

ПАТЭС выглядит необычно. Это огромное судно, длиной 110 метров и шириной 30, высота борта без надстройки 10 метров. По размерам "Академик Ломоносов" не уступает атомным ледоколам проекта 3310, а это, к слову, самые крупные атомные ледоколы в мире.
У причала станцию удерживали на специальных буксирах. Но чтобы осуществить транспортировку, станцию присоединили к трем другим буксирам. Их задача - вывести судно из города.

Подготовка к буксировке заняла больше времени, чем ожидалось. Что неудивительно: опыта по транспортировке таких объектов нет, это первая плавучая АЭС в мире. Начало буксировки прошло успешно, платформа неспешно отошла от причала и направилась в сторону Финского залива.

Примерно за две недели до начала буксировки подвергли швартовным испытаниям. С помощью буксиров отвели от берега на 13 метров и удерживали в неподвижном положении посредством тех самых инженерных устройств, с помощью которых "Ломоносов" будет жестко пришвартован к гидротехническим сооружениям ПАТЭС уже на месте работы в Певеке.

Как сообщила пресс-служба Балтийского завода, объект проверили прежде всего на адаптацию к приливам и отливам, при которых специальные штанги и шарниры должны обеспечивать вертикальную (около 2 метров) и горизонтальную (1,3 метра) амплитуды движения отдельных элементов и надежность их крепления к судовой части. Проверку работоспособности также прошли шланги, по которым внутрь энергоблока и обратно будут подаваться и выводиться жидкости.

В ходе мероприятий проводилось испытание транспортного въезда с берега в помещение ПЭБ. Между энергоблоком и берегом разворачивался специальный мост и по нему в технологические ворота энергоблока въезжали и выезжали грузовые автомобили. В мероприятиях приняли участие порядка 50 человек. Это инженерно-технические работники Балтийского завода, капитанская служба предприятия, специалисты АО "Эра". Было задействовано три буксира и несколько кранов.

Буксировка атомной станции будет проходить в два этапа. Вначале ПАТЭС доставят в Мурманск, а уже весной следующего года после всех испытаний, доставят в чукотский город Певек. В "Росэнергоатоме" рассчитывают, что по Северному морскому пути станцию проведут на буксирах без участия ледоколов. Планируется, что станция сможет заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ. К слову, сейчас в самом Певеке для выработки электроэнергии используют уголь, который завозят из Якутии с Зырянского угольного месторождения.

Справка "РГ"

В основу проекта ПАТЭС "Академик Ломоносов" легли судовые реакторные установки типа КЛТ-40С (мощность - 35 МВт, на ПАТЭС используется двухблочная установка мощностью 70 МВт), которые имеют большой опыт успешной эксплуатации на атомных ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" и лихтеровозе "Севморпуть". Общая электрическая мощность станции составит 70 МВт. В состав комплекса ПАТЭС входят: ПЭБ - основной (базовый) элемент станции; гидротехнические сооружения (специальный мол-причал для установки ПЭБ); объекты береговой инфраструктуры, предназначенные для обеспечения технологического цикла передачи электрической и тепловой энергии с ПЭБ в береговые сети, а также выполняющие вспомогательные функции.

На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Согласно проекту, перегрузка топлива будет производиться раз в 7 лет, для этого станция будет буксироваться на завод-изготовитель.

Eще один опасный проект Росатома.

Идея связана с размещением на российском севере и Дальнем Востоке атомных станций плавучего базирования на базе ледокольных реакторов типа КЛТ-40С. Среди предполагаемых площадок: Вилючинск (Камчатка), Певек (Чукотка), Северодвинск (Архангельская область).

Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили интерес к проекту, и Росатом планирует передавать плавучие АЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает Бразилию, Уругвай, Чили.

Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными. Эксперты утверждают, что в случае аварии с выходом радиоактивности за пределы судна радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории. И опыт эксплуатации судовых реакторов и судов с реакторными установками .

Причем к обычному списку факторов риска аварий добавляются опасные природные явления (землетрясения, цунами), морское пиратство и терроризм. В случае захвата ПАЭС (ВОУ) и они получают шанс для ядерного шантажа.

Возможные контракты на поставки плавучих АЭС за рубеж должны учитывать требования физической защиты объектов атомной энергии и контроля над нераспространением ядерных материалов. Известно, как сложно (если вообще возможно) защищать крупное судно от нападения извне. Физическая защита станции потребует содержать значительную военизированную охрану, то есть предусматривать участие военно-морских сил России. Но даже и при этом практически невозможно обеспечить абсолютную защиту станции со стороны ее подводной части от торпедного удара или от подводных диверсантов, а на поверхности — от ракетно-бомбового удара.

С экономической точки зрения плавучие реакторы изначально являются крайне дорогим способом производства электроэнергии.

Первая плавучая АЭС в мире вышла в море April 28th, 2018

Когда я начинал с вами обсуждать пять лет назад я не особенно то верил, что такой амбициозный и необычный проект получится довести до изделия в металле. Еще в 1950-х годах появились на колесах, на гусеницах и на плаву. С того времени в реальные образцы ничего не перешло.

И вот атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" 28 апреля покинул территорию "Балтийского завода" в Санкт-Петербурге, где с 2009 года велось его сооружение, и направился к месту своего базирования - на Чукотку.

Буксировку ПЭБ в Певек (Чукотка) планируется осуществить в два этапа: из Санкт-Петербурга - в Мурманск, без ядерного топлива на борту, а затем из Мурманска - в Певек - ориентировочно летом 2019 года с уже загруженным ядерным топливом.


Весь комплекс буксировочных и маневровых услуг, связанных с перегоном плавучего энергоблока (ПЭБ) по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск - Певек окажет ФБУ "Морская спасательная служба Росморречфлота".

В самом Певеке, где расположится плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), продолжаются строительные работы, включая сооружение мола-причала, гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста.

Осенью текущего года в Мурманске состоится загрузка ядерного топлива в реактор и его физический пуск, а готовый к работе ПЭБ доставят по Северному морскому пути в Певек и подключат к береговой инфраструктуре. "После ввода в эксплуатацию, который запланирован на 2019 год, ПАТЭС заменит Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели, и станет самой северной атомной станцией в мире", - отмечается в сообщении.

"Установка ПАТЭС в труднодоступных районах России - очень перспективное направление развития российской инженерной мысли", - говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Он напоминает, что о важности освоения Крайнего Севера неоднократно говорил президент страны. Кроме того, заявил Андриевский Центру энергетической экспертизы, "проект отвечает всем требованиям МАГАТЭ, это снимает всевозможные претензии к нему на международном уровне. Учитывая растущий интерес к Арктике со стороны ряда стран, и тот факт, что удовлетворение энергопотребностей в этом регионе связано с рядом понятных трудностей, которые эти страны пока в полной мере не решили, появление ПАТЭС наверняка вызовет научный и деловой интерес у ряда партнеров России […]".

В свою очередь, советник президента ГК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков напомнил, что к проекту еще на стадии строительства проявляли интерес многие государства и "особенно активен в этом направлении Китай". По мнению эксперта, "с выходом на эксплуатацию первой ПАТЭС в случае ее успешной работы можно ожидать, что проект захотят реализовать страны, которые раньше и мечтать не могли о развитии у себя атомной энергетики".

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" проекта 20 870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс мобильных энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. ПЭБ - это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.