Форекс

Первая в мире плавучая атомная электростанция. Начались испытания плавучей аэс "академик ломоносов"

Первая в мире плавучая атомная электростанция уже заинтересовала зарубежные страны

В Петербурге на Балтийском заводе заканчивается строительстве уникального судна. Первый в мире плавучий энергоблок (ПЭБ, входит с состав плавучей атомной теплоэлектростанции) «Академик Ломоносов» должен уже в 2019 году прибыть в самый северный порт Певек в Чукотском автономном округе и заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ.

Корабль как город

Если бы не плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), то у жителей Чукотки в ближайшем будущем могли бы быть проблемы. Дело в том, что Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ, которые и давали электроэнергию и тепло, вскоре должны вывести из эксплуатации. Первая работает в вечной мерзлоте уже больше 40 лет, вторая - больше 70. За это время обе успели изрядно «состариться». Конечно, на Чукотке можно было бы соорудить новую АЭС, но это долго, дорого и сложно. Вместо этого российские атомщики придумали куда более красивое решение: АЭС можно построить не в невыносимом климате той же Чукотки, а, например, в Петербурге, потом транспортировать станцию к любым дальним городам, пришвартовать там, а затем по линиям электропередач передать энергию местным жителям, предприятиям и даже газовым и нефтяным платформам, которые расположены в открытом море. Это и есть ПАТЭС.

В составе ПАТЭС - плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», то есть судно стоечного типа с ядерными реакторами КЛТ-40С, - рассказывает главный строитель ПЭБ Александр Ковалев. - Судно предназначено для выдачи 70 МВТ электрической мощности и 50 ГВТ в час тепловой. Вторая составляющая ПАТЭС - береговая и гидротехническая инфраструктура в том месте, где должен будет пришвартован ПЭБ. Благодаря этому и можно будет генерировать на берег электрическую и тепловую энергию.

«Академик Ломоносов» - огромное судно высотой почти в 12-этажный дом и длиной в 144 метра - уже практически готов. Он чем-то похож на город, где вместо запутанных улиц - лабиринты коридоров, вместо мэрии - центральный пост, откуда можно управлять всеми технологическими процессами, происходящими на судне, а вместо жилых домов - удобные одноместные каюты с санузлом, а у руководителей - еще и с прихожей и кабинетом. На «Академике...» есть даже свои «социальные объекты» - библиотека, тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, пресс-рум для общения с прессой. Без всего этого не обойтись.

На судне 96 человек экипажа, - рассказывает представитель заказчика, директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Сергей Завьялов. - Работать эти люди будут посменно вахтовым методом по три месяца. Поэтому экипаж необходимо обеспечить комфортными условиями. Так делают на любых крупных судах, которые уходят в моря и океаны на долгие месяцы и несут там службу в отрыве от материка.

12 лет без выходных

Но сердце «Академика Ломоносова» - это не библиотека с бассейном и даже не центральный пост. Это два атомных реактора, к которым сейчас у рабочих Балтзавода повышенное внимание: они готовятся к приему и первой загрузке ядерного топлива, которая запланирована на начало 2017 года. Только потом - после физического пуска реакторов, всевозможных проверок и испытаний - судно отбуксируют в Певек («Академик Ломоносов» сам плыть не может).

ПЭБ - это своего рода батарейка для выдачи на берег энергии. И предназначена она для 12-летней работы без заводского ремонта, - говорит Александр Ковалев. - Но в течение этого срока нужно минимум раз в три года перегружать ядерное топливо. Поэтому на борту судна предусмотрены специальные помещения для хранения уже отработанного топлива. Как видите, предусмотрено все.

Но особое внимание - безопасности. Все-таки «Академик Ломоносов» - это атомная станция, которая будет находиться вблизи населенных пунктов. Поэтому реакторная установка ПЭБа оснащена новой активной зоной с низким обогащение урана. А еще на «Академике Ломоносове» созданы дополнительные системы активной и пассивной защиты, которые не допустят аварийной ситуации. Помимо этого над реакторными шахтами есть специальные бочки - емкости аварийной проливки. Если в реакторах чересчур поднимется температура, есть механизмы снятия излишнего тепла.

Ветер не помеха

Строительство «Академика Ломоносова» - это еще полдела. К его прибытию в Певеке необходимо подготовить комплекс береговых сооружений, включая 600-метровый мол, благодаря которому в месте «парковки» ПЭБа появится закрытая акватория. Это защитит атомную электростанцию в случае климатических ЧП.

В течение 2-3 месяцев мы должны обеспечить поставку материалов с Большой земли в город Певек, что позволит нам построить мол - гигантское сооружение-причал для стоянки ПЭБа, - рассказывает Сергей Завьялов. - В настоящее время в пути находятся два транспортных судна: «Константа» и «Анисимов». Эти суда везут строительную технику, бурильные машины. А вообще мы должны обеспечить задел строительных материалов на весь межнавигационный период 2017 года. То есть решается серьезная, я бы даже сказал грандиозная задача. Уже 4 октября на площадке строительства в Певеке состоится важное событие: так называемая церемония забивки лидерной сваи. Это традиционное мероприятие, которое сопутствует сооружению подобных объектов и ознаменовывает собой начало строительства крупного объекта в Арктике.

Построить 600-метровый мол будет непросто. Одна из главных проблем - суровый климат Чукотки.

Чукотка славится своим ветром «южак», скорость которого достигает 80 метров в секунду, - рассказывает Сергей Завьялов. - Он легко сносит 90-тонные краны! В таких условиях Концерну «Росэнергоатом» и нашему подрядчику придется осуществить все работы в кратчайший срок. Сметная стоимость создания береговых сооружений к ПАТЭС составляет 7,2 миллиарда рублей, а энергоблока (ПЭБ) - 21,5 миллиарда. Это немалые деньги, но значительно дешевле, если строить на Чукотке АЭС на земле. Плюс, строить впервые уникальный объект всегда дороже. Типовые плавучие АЭС будут значительно дешевле.

Мир ждет ПАТЭС

ПАТЭС уже заинтересовались зарубежные страны. Оно и понятно, ведь плавучую атомную электростанцию можно отбуксовать практически в любое место на Земле.

Востребованность подобных энергоисточников на сегодняшний день в мире очень высока, - признается Сергей Завьялов. - Еще в 2009-2012 годах я участвовал в подписании меморандумов о намерениях с рядом стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Китае. Представители из этих стран заявляли, что как только мы достроим головной энергоблок и будут видны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сейчас продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы для коммерческого использования подобных изделий.

Само собой, серийные ПАТЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. По словам Сергея Завьялова, типовая плавучая АЭС может обойтись на 40-50 процентов дешевле. Скорее всего, очередную ПАТЭС начнут строить сразу же после того, как заработает «референтный образец». Планируется, что подобные станции в России могут использоваться на Таймыре и на Камчатке.

Екатерина Кузнецова

Тренировка для лучших

Будущих членов экипаж для «Академика Ломоносова» готовят в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) Росатома. Обучение длится два года. За это время экипаж должен пройти как теорию, так и практику на самом энергоблоке. В «уроки» входит даже спасение людей на воде, действия при пожаре, разгерметизации реактора или поступлении воды. Примерно треть времени отводится под тренажерную подготовку. В Центральном институте повышения квалификации создали специальный тренажер, который полностью имитирует пульт управления на «Академике Ломоносове». Его можно запрограммировать на 250 вариантов отказа системы. Благодаря этому к концу обучения экипаж будет знать как себя вести в любой чрезвычайной ситуации.

Мы сейчас формируем команду, - говорит Сергей Завьялов, - Мы синхронизируем набор персонала с тем строительным графиком, который утвержден с Балтзаводом. То есть к определенному строительному периоду готовим тех или иных специалистов. Могу сказать, что желающих работать на «Академике Ломоносове» очень много. Так что мы проводим кастинг и отбираем только самых лучших.

Первая в мире плавучая атомная электростанция, спроектированная так, чтобы устоять перед цунами и землетрясениями, подобно тем, что стали причиной катастрофы на Фукусиме (2011), будет открыта на российском Крайнем Севере — Чукотке и начнет производить электроэнергию в 2020 году.

«На данный момент платформа с двумя реакторами на борту проходит морские испытания в доке, которые завершатся к концу этого года или в 2017-ом», — рассказал EFE Георгий Тихомиров, профессор Московского Инженерно-физического института (МИФИ) (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — прим. ред. ).

Затем АЭС будет отбуксирована из Санкт-Петербурга в самый северный город России — Певек (Чукотка), который расположен в защищенной бухте, чтобы заменить собой обычную электростанцию.

«Строительство необходимой портовой инфраструктуры для установки плавучей АЭС началось в конце 2015 года. Прежде, чем установить опоры для платформы, необходимо подвести электролинию для передачи энергии в общую сеть», — объяснил он.

Первый киловатт в 2020 году

Профессор рассчитывает, что «к 2020 году плавучая АЭС произведет свой первый киловатт электроэнергии», называя этот срок «реальным» вне зависимости от колебаний в экономике.

Баржа, как которой установлены оба ядерных реактора имеет 144 метра в длину, 30 — в ширину и 6 метров осадки и водоизмещением 21 тысяча тонн. «Это все равно что круиз. Персонал будет проживать на платформе в условиях четырехзвездочного отеля, со всеми удобствами, ведь им придется провести в каютах целый год», — заметил Тихомиров.

Что касается реакторов (КЛТ-40C), каждый из них обладает мощностью 40 МВт, они могут работать одновременно и будут располагать запасом топлива для автономной работы в течение трех лет.

«Каждые три года производится перегрузка топлива, а каждые двенадцать проводится полное техобслуживание. Предполагается, что общий срок эксплуатации АЭС — 40 лет», — сообщает собеседник EFE.

На станции будет использоваться низкообогащенный уран, а отработанное топливо будет накапливаться на самой платформе. По словам российского физика, плавучая АЭС способна производить такое же количество электроэнергии, что и обычная.

Тихомиров считает, что устанавливаемые на платформе реакторы «абсолютно надежны», что доказывает их бесперебойная работа в течение многих лет на борту «по меньшей мере трех атомных ледоколов».

В случае цунами или землетрясения АЭС поднимут над уровнем моря. «Реакторные блоки компактные и автономные. Это не такие реакторы, как были установлены на Чернобыльской АЭС, разумеется. Вариант развития событий по фукусимскому сценарию также исключен», — утверждает ученый.
Эксперт объяснил, что в случае опасности цунами или подземных толчков, что «маловероятно» в Арктике, «АЭС будет поднята над уровнем моря при помощи прочных опор, на которых она установлена».

«Это сложное техническое решение, но оно гарантирует как безопасность, так и бесперебойную поставку электроэнергии», — сказал он.

После аварии на атомной электростанции Фукусима в Японии (2011 году) российские власти пообещали не размещать плавающие АЭС в зонах с высокой сейсмической активностью. По этой причине был исключен вариант установки станции на вулканическом полуострове Камчатка в Тихом океане.

Гринпис: бомба замедленного действия

«Гринпис», напротив, считает, что подобные станции являются настоящими «бомбами с часовым механизмом», поскольку на них накапливается большое количество урана, а, кроме того, «подарком для террористов», а значит для их охраны потребуется целый военный флот, что сделает проект чрезвычайно дорогостоящим.

В ответ на эти утверждения Тихомиров исключает возможную угрозу зхвата АЭС террористами, поскольку все современные атомные электростанции оснащены чрезвычайными мерами защиты, чтобы предотвратить доступ к радиоактивному топливу.

«До сих пор не было ни одной попытки захватить атомные станции. Кроме того, Чукотка в силу своей удаленности является вполне безопасным местом», — напомнил ученый.

Помимо снабжения экологически чистой электроэнергией удаленных районов, плавучая АЭС способна вырабатывать тепло, что позволит отказаться от использования для этих целей угля, газа и нефти.

Исследование ресурсов российской Арктики

От успеха этого первого проекта будет зависеть, одобрит ли российское правительство строительство остальных запланированных плавучих АЭС — хотя «Росатом» уже подготовил документацию на 5-7 мобильных платформ для «исследования ресурсов российской Арктики».

«Преимуществом плавучей АЭС является то, что она может быть пришвартована практически в любом месте, где есть линия электропередачи», — отмечает Тихомиров.

Он полагает, что «если на арктическом шельфе будет найдена нефть, (…) наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».

«Почему? Да потому что обычная электростанция обойдется гораздо дороже», — уверяет профессор и добавляет, что таяние арктических льдов и открытие арктического морского пути в качестве альтернативы Суэцому каналу мгновенно повысит спрос на плавучие АЭС на рынке.

Тихомиров убежден, что такие установки могли бы стать «хорошим коммерческим продуктом», но считает «преждевременным» говорить об их экспорте, хотя такие страны, как Чили, Бразилия или Индонезия, уже выразили свою заинтересованность проектом, а Китай решил запустить свою версию плавучих АЭС.

США запустили в 1968 году плавучую АЭС (Surgis) в Панамском канале, которая была выведена из эксплуатации в 1976-ом по причине высоких затрат на ее содержание.

(передвижные атомные электростанции), но и мимоходом зацепили там же и ПАТЭС. Давайте продолжим эту тему …

В ближайшие несколько лет совместными усилиями Объединенной судостроительной корпорации и государственного концерна «Росатом» планируется достроить первую российскую плавучую атомную тепловую электростанцию (ПАТЭС). Как полагают эксперты, уже в самом ближайшем будущем экспорт ПАТЭС сможет составить большую часть доходов обеим организациям. Однако в то же время существуют определенные сомнения относительно того, смогут ли эти корпорации обеспечить такими станциями хотя бы Россию.

В первую очередь необходимо отметить, что сама идея строительства ПАТЭС не нова. Первыми она пришла в голову американцам, которые в начале 80-х годов прошлого века вознамерились построить в Америке 8 таких плавучих станций, общая мощность которых должна была достичь 1150 МВт. Проект оценивался в 180 миллионов долларов, но успеха он не имел. Причиной провала была объявлена экономическая неэффективность станций. Однако, очевидно, что большую роль в этом сыграли и протесты жители прибрежных регионов, которые не очень обрадовались перспективе иметь «под боком» атомную бомбу замедленного действия. Вспыхнул громкий скандал, который имел весьма интересные последствия – ПАТЭС заинтересовались в Советском Союзе. В конце 80-х годов в стране советов прекрасно осознавали, что являются лидерами по производству атомных реакторов, но большому счету девать их было некуда. Поэтому возникла идея использовать списанные подлодки для обогрева северных прибрежных городов. Но, к счастью, от подобной затеи вскоре отказались, потому как реакторы того времени не отличались надежностью, да и стоимость такой энергии не оправдывала себя. Казалось, от плавучих станций отказались навсегда, но тут в начале нового века о ПАТЭС вспомнили в России.

О планах на совместное строительство ПАТЭС заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, сразу же после того, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев посетил с визитом Балтийский завод (там, собственно говоря, и ведется строительство станции). По словам Дьячкова, премьер выделил десять дней на то, чтобы уладить все формальности и придти к единому видению дальнейшего проведения работ, а также их стоимости.

Если говорить о технических характеристиках ПАТЭС – то это довольно-таки прибыльное сооружение, обладающее значительным потенциалом. Грубо говоря, это батарейка больших размеров, которая может прослужить до 40 лет (предусмотрено 3 цикла по 12 лет каждый, между которыми необходимо проводить перезагрузку реакторных установок). Основу станции составляют две реакторных установки КЛТ-40С, которые в советское время использовались на советских атомных ледоколах и подлодках. Они способны генерировать до 70 МВт, поэтому их целесообразно устанавливать в тех местах, где нет возможности или нет смысла строить большие электростанции, которые для работы используют другие источники электроэнергии.

ПАТЭС обладает и еще одним положительным свойством – ее можно использовать и в качестве мобильного опреснителя. Если 50 лет назад нехватка пресной воды в первую очередь ассоциировалась с африканским континентом, то уже три десятилетия назад с подобными проблемами столкнулись и государства Ближнего Востока. Более того, уже в ближайшем будущем нехватка пресной воды может стать проблемой №1 в мире. Именно поэтому еще в 1995 году на мировом рынке объемы опреснительного оборудования были оценены в три миллиарда долларов. МАГАТЭ в то же время прогнозирует, что в будущем эти объемы будут только увеличиваться, и к 2015 году будут оцениваться уже в 12 миллиардов. Плавучая атомная теплоэлектростанция способна опреснить порядка 40-240 тысяч тонн воды в сутки, при этом себестоимость этой воды будет гораздо ниже, чем той, которая была получении при помощи работающих на других видах топлива источников. Поэтому авторы проекта не отрицают, что намерены хорошо заработать на таких станциях.

Но в настоящее время все это возможно лишь теоретически. Если коснуться практической стороны вопроса, то первая станция такого типа должна была быть запущена в прошлом году. Но в ходе ее строительства возникли определенные трудности. Так, станцию начали строить на заводе «Севмаш» в 2006 году, однако руководству «Росатома» не подошли темпы строительства. Поэтому дальнейшие работы проводились уже на Балтийском заводе. Но и дальше было много проблем. Сам завод оказался под контролем ОСК, руководство которой заявило о том, что готово закончить строительство, но для этого необходимо около 7 миллиардов рублей. «Росатом» предлагал всего на 1 миллиард меньше. Поэтому на данный момент готовность ПАТЭС по оценкам экспертов, составляет не более 65 процентов. Тем не менее, аналитики не сомневаются в том, что в течение следующих трех лет станция «Академик Ломоносов» будет готова, то есть полностью достроена, испытана, и вполне возможно, даже доставлена на место выработки электроэнергии.

Руководство «Росатома» заявляет, что оно намерено запустить в серийное производство плавучие атомные теплоэлектростанции. Но проблема заключается не в их желаниях и стремлениях, а в том, способно ли российское судостроительство построить необходимое количество ПАТЭС, чтобы они выпускались в срок и высокого качества. В данном вопросе большую роль играет не столько финансирование, как физические возможности судостроителей возводить плавучие станции сериями, ведь строительство может производиться лишь на двух предприятиях: Балтийском заводе, который строил все атомные ледоколы в советские времена, и на «Севмаше», который занимается строительством атомных подлодок. У каждой из этих верфей постоянно имеются полные объемы оборонзаказа и заказы на строительство судов арктического класса. Поэтому, по всей видимости, производство ПАТЭС не будет первоочередным на этих предприятиях. А это может привести к тому, что на мировом рынке для российских плавучих атомных теплоэлектростанций не будет места, потому как вполне могут появиться японские, корейские и китайские атомные проекты.

Необходимо также отметить и то, что в настоящее время плавучими станциями заинтересовалась Индия, которая, как сообщают некоторые источники, намерена вложить в строительство первой установки порядка 140-180 миллионов долларов. Кроме нее, интересуется проектом и Китай, который имеет желание изготавливать для них корпуса. Не отстают от этих государств и Индонезия, государства африканского континента и Персидского залива.

И все-таки существуют проблемы. И не в последнюю очередь краеугольным камнем выступает весьма значительное финансирование проекта, о чем упоминалось выше. Помимо этого, большой вопрос – это безопасность ПАТЭС. Разработчики, понятное дело, утверждают, что проект был подвергнут жесткой государственной экологической экспертизе и получил лицензию Госатомнадзора. К тому же, система безопасности на станции значительно усилена. Однако существуют оппоненты, которые вполне разумно отмечают, что на строительство сооружений для обеспечения безопасности станции, средства должны выделяться их местных бюджетов, и вопрос заключается в том, будет ли в месте использования достаточно денег для этого.

Еще одна немаловажная проблема связана с использованием урана. Обогащение его в реакторах доходит до 90 процентов, хотя разработчики твердят о том, что в ПАТЭС данная цифра будет оставлять не более 60 процентов. Однако и такого количества вполне достаточно, чтобы заинтересовать экстремистов, если, к тому же, принимать во внимание, что размещаться станции будут в не самых стабильных регионах в мире.

Таким образом, утверждать, что проект ПАТЭС исключительно положителен, нельзя, поскольку он имеет и ряд негативных моментов, и говорить о его будущем пока рано.

Вместе с тем, российские чиновники вполне оптимистично смотрят в будущее. Так, в частности, по словам Сергея Кириенко, руководителя Федерального агентства по атомной энергии, строительство плавучих атомных теплоэлектростанций перспективно не только для России, но и для мира в целом. Он отмечает также и то, что у россиян есть преимущества перед другими производителями, благодаря надежности и безопасности советских реакторных установок. Кириенко убежден в том, что плавучие станции намного безопаснее наземных АЭС, потому как обладает большим количеством уровней защиты.

Кириенко вполне поддерживает и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Сергей Крысов, который отмечает, что российским проектом уже заинтересовались 20 государств, и Россия уже готова приступить к переговорам с ними, но только после того, как будет готов первый энергоблок. По его словам, большая заинтересованность вызвана тем, что срок строительства ПАТЭС намного меньше, чем наземных. Кроме того, плавучая станция способна выдерживать шторм 7-8 баллов.

Поэтому в настоящее время с целью успешной реализации проекта в мире рабочей группой из представителей Министерства иностранных дел, Росатома и «Росэнергоатома» проводится анализ международного законодательства, и внутренней правовой базы некоторых государств. А что из всего этого получится – время покажет…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - ПАТЭС "Академик Ломоносов" Фото: Total-rating.ru

Последние несколько лет Госкорпорация «Росатом» планировала зарядить топливом свой противоречивый проект – плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – на Балтийском заводе, который находится всего в паре километров от таких мест паломничества туристов, как Эрмитаж и Исаакиевский Собор. Однако столкнулся с рядом серьезных трудностей.

Напомним, «Академик Ломоносов» был заложен 15 апреля 2007 года в Северодвинске, но в 2008 году строительство перенесли на Балтийский Завод в Санкт-Петербурге. С тех пор проект преследовали судебные разбирательства, процедуры банкротства, споры собственников и постоянные задержки.

Сегодня проект отстает от собственного графика на десятилетие, его бюджет превышен на миллионы долларов; тем не менее, он остается «голубой мечтой» «Росатома», грезящего о большом мировом спросе на плавучие АЭС в будущем. Пока только Китай рассуждает о строительстве собственных плавучих АЭС, а Москва еще не получила ни одного заказа.

Реакторная установка для "Академик Ломоносов" Фото: Балтийский Завод

Пожар , возникший на ПАТЭС на территории Балтийского завода в июне этого года, только усилил опасения, что злополучный дорогущий проект может стать не только причиной серьезной экологической проблемы, но и приманкой для террористов.

Огромные риски

Можно долго рассуждать, где опаснее заряжать объекты ядерным топливом, и какой город, в случае серьезного инцидента, больше пострадает – Мурманск или Санкт-Петербург. Если опасность есть, она будет одинаковой для обоих городов, независимо от количества жителей.

«Росэнергоатом» постоянно поднимал вопрос о загрузке топлива в Санкт-Петербурге, в одном из самых густонаселенных районов города. В прошлом году был поставлен крайний срок – топливо в ПАТЭС должно быть загружено до окончания 2016 года . Но и этот дедлайн, как и многие другие в судьбе проекта, был пропущен.

Фото: Daniel Sannum Lauten

По словам председателя правления ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург) Александра Никитина, «Росатом» был настолько скрытен относительно планов по загрузке топлива, что иногда казалось, что эта операция будет произведена тайно.

«Если бы такое случилось, оставалось бы уповать только на профессионализм сотрудников Балтийского завода, на мощностях которого было построено несколько российских атомных ледоколов», – считает он.

В мае 2017 года, выступая на конференции «Росатома», посвященной политике открытости Госкорпорации, Никитин представил провокационную презентацию, в которой перечислил все ЧП, которые происходили во время загрузки топлива в советские годы, а также их последствия для такого города, как Санкт-Петербург.

Один из таких инцидентов произошел в 1985 году, когда во время операции по загрузке топлива в атомную субмарину произошел взрыв, и радиоактивные осколки разбросало по всей бухте Чажма недалеко от Владивостока. В результате погибло 10 и было ранено 49 человек.

В очистке территории принимали участие 2 000 человек, 290 из которых получили высокую дозу радиации. Позже выяснилось, ядерное топливо буквально выстрелило из субмарины (класс Эхо II) на близлежащие суда, потом попало в воду и на берег. Часть дна до сих пор остается загрязненной. Советскому правительству удалось скрывать инцидент до 1993 года, но случись он сегодня в Санкт-Петербурге, это вряд ли осталось бы незамеченным.

Международная обеспокоенность

К обеспокоенности по поводу риска возникновения чрезвычайной ситуации во время загрузки топлива, которая может привести к загрязнению большей части второй столицы России, добавилась и негативная реакция норвежского МИДа, вызванная самой идеей транспортировки двух реакторов КЛТ-40 c облученным ядерным топливом вдоль побережья Норвегии.

В конце июня Госсекретарь Норвегии Марит Бергер Рёшланд (Marit Berger Røsland) выразила протест российским планам буксировки «Академика Ломоносова» с ядерным топливом на борту вдоль норвежского побережья.

В ответ глава «Росатома» Алексей Лихачев в официальном пресс-релизе пообещал, что сначала энергоблок будет отбуксирован в Мурманск, и только потом специалисты приступят к операциям по загрузке топлива.

Новой площадкой для загрузки ПАТЭС выбран город Мурманск. Работы произойдут на ФГУП «Атомфлот», в распоряжении которого есть вся необходимая для таких работ инфраструктура. В Мурманск станцию отбуксируют через Балтийское море, мимо побережья Финляндии, Швеции, Польши, Германии и Дании и далее вдоль побережья Норвегии.

После загрузки и испытаний ПАТЭС, ее транспортируют вдоль северного побережья России в арктический порт Певек на Чукотке. Планируется, что она заменит Билибинскую АЭС, которую «Росатом» планирует постепенно выводить из эксплуатации.

Андрей Золотков.

Юридические коллизии

По словам директора АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова, решение о переносе пуска реакторных установок ПАТЭС в Мурманск вызвано и юридическими причинами: «В морском праве нет такого понятия как «несамоходный плавучий ядерный объект», что и создает большие трудности при транспортировке ПАТЭС по Балтийскому, Северному и Баренцеву морям. Ну кто согласится страховать объект, которого не существует даже в юридических терминах морского права? Как запрашивать право на проход проливами? Как буксировать ПАТЭС, пусть даже и с остановленными реакторными установками, но уже с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на такое расстояние». Для перевозки ОЯТ существуют специальные классы судов, к которым ПАТЭС ну никак не относится».

Кроме того, по словам Никитина, в 1990-е годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга издало указ о запрете проведения любых потенциально-опасных ядерных операций в городской черте. Именно по этой причине загрузка топлива на атомный ракетный крейсер «Петр Великий», построенный на Балтийском Заводе, происходила в другом городе.

Тем не менее, в 2007 году на Балтийском Заводе заряжали атомный ледокол «50 лет Победы». Сейчас там строится атомный ледокол «Арктика». Возникает вопрос – его тоже будут загружать ядерным топливом на месте, в обход решения Законодательного собрания, или будут буксировать в Мурманск?

А что будет в Мурманске?

По словам Андрея Золоткова, это, наверное, будет первый случай, когда объект уходит с завода без официальной «приемки объекта» и нормальной проверки всех систем – нельзя проверить работоспособность ПАТЭС, не запустив ядерную энергетическую установку хотя бы «для проформы».

«Но реакторная установка – это лишь часть станции. Там неимоверное количество оборудования, которое завязано именно на исправную работу паропроизводительной установки. Сначала производство пара, потом турбины, охлаждение, большая электрическая часть и куча вспомогательных механизмов. Конечно, они будут каким-то образом проверены в холостом режиме, но это не реальная приемка ПАТЭС в работу», – отметил Золотков.

Атомные ледоколы на причале ФГУП "Атомфлот" Photo: Анна Киреева

Он напомнил, что все атомные ледоколы, которые строились на Балтийском заводе, уходили своим ходом с работающей реакторной установкой. Но даже после этого уже в Мурманск приезжала куча специалистов, чтобы устранить возникшие неполадки.

Приемка ПАТЭС в эксплуатацию у причала ФГУП «Атомфлот» займет точно ни один месяц, при этом станция будет занимать значительную часть причала. Это может внести дисбаланс в плановую деятельность предприятия, на причале которого базируются действующие атомные ледоколы.

Тем не менее, у Золоткова не вызывает беспокойства факт загрузки топлива на ПАТЭС на территории ФГУП «Атомфлот». Реакторы КЛТ-40 используются на лихтеровозе «Севморпуть» и на атомных ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». Несмотря на то, что прошло уже 30 лет с тех пор, когда ее изготавливали, и даже с учетом конструкторских изменений, на «Атомфлоте» хватает операторов и специалистов для работы с этим типом реакторной установки. По его словам, на базе «Атомфлота» было произведено не менее 15-ти пусков похожей реакторной установки.

«Академик Ломоносов» будет первой российской плавучей атомной станцией. Сомнительная честь быть первой плавучей АЭС мире принадлежит американской Sturgis , построенной в 1967 и утилизированной менее чем через 10 лет – в 1976 году.

Поскольку «Росатом» делает ставку на востребованность ПАТЭС в будущем, особенно среди иностранных покупателей, перед ним встает большой вопрос – где строить следующую станцию, если вдруг появятся заказы, особенно из-за рубежа? Буксировать «несамоходный плавучий ядерный объект» по морям и океанам не позволит морское право. Придется, кроме самой ПАТЭС, создавать целую технологическую цепочку – специальное судно для загрузки-выгрузки ядерного топлива, специальное судно для транспортировки ОЯТ по типу и многое другое.

В ходе прошедшей на прошлой неделе выставки «Международный военно-морской салон-2013» чиновники российской Объединенной судостроительной корпорации огласили несколько новостей, касающихся последних достижений отрасли и идущих в настоящее время проектов. Так, руководство Балтийского завода (г. Санкт-Петербург) поделилось информацией о ходе одного из самых смелых проектов последнего времени – строительства плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».


Как рассказал директор Балтзавода А. Вознесенский, первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция будет построена к 2016 году. В настоящее время идет монтаж конструкций судна и через три года Росатом получит первую в мире ПАТЭС. Судно сможет обеспечивать электроэнергией и теплом города и предприятия в труднодоступных районах страны, в первую очередь на Крайнем Севере. Вскоре после окончания строительства первой плавучей электростанции планируется начать строительство следующих судов этой серии.

Сейчас продолжается строительство первого судна с агрегатами атомной электростанции на борту. Работники Балтийского завода монтируют металлоконструкции и устанавливают оборудование. Начата работа по установке некоторых элементов реакторов. Таким образом, проект строительства ПАТЭС «Академик Ломоносов» наконец сдвинулся с мертвой точки. Напомним, строительство судна с ядерным энергетическим модулем началось еще в 2007 году на северодвинском заводе Севмаш. Однако через несколько месяцев после начала строительства все собранные агрегаты будущей плавучей электростанции перевели на Балтийский завод, где предполагалось продолжить работы. Тем не менее, подобные планы не воплотились в жизнь и строительство было заморожено на несколько лет. Нынешние работы ведутся в соответствии с новым договором между Росатомом и Балтзаводом, подписанным в декабре прошлого года.

Готовая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» будет представлять собой несамоходное судно водоизмещением свыше 21 тыс. тонн. Отсутствие собственной силовой установки обусловлено особенностями эксплуатации ПАТЭС. Предполагается, что к месту работы ее будут приводить буксиры, после чего стоящее в порту судно подключится к коммуникациям снабжаемого объекта и будет обеспечивать его теплом и электроэнергией в течение заданного срока. Экипаж ПАТЭС из 69 человек будет контролировать работу двух атомных реакторов, способных вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепла. При необходимости электростанция сможет работать в качестве опреснителя морской воды. В таком режиме расчетная максимальная производительность ПАТЭС «Академик Ломоносов» составляет 240 тыс. кубометров пресной воды в час. Согласно официальным данным от разработчиков проекта, такие характеристики позволят одной плавучей электростанции снабжать электричеством и теплом город с населением до 200 тысяч человек.



Заявленный срок работы одной ПАТЭС – 40 лет. По истечении этого времени судно с атомной энергоустановкой планируется буксировать на соответствующее предприятие для замены энергоблока, отработавшего свой ресурс. На его место предполагается устанавливать новый агрегат, после чего плавучую электростанцию можно будет возвращать на старое место службы или переводить на новое.

Разработчики и строители первой плавучей атомной теплоэлектростанции – ЦКБ «Айсберг», ОКБМ им. И.И. Африкантова и Балтийский завод – подчеркивают, что в конструкции судна и ядерной энергоустановки используются наработки, проверявшиеся в северных условиях в течение многих десятилетий. В проект ПАТЭС «Академик Ломоносов» заложен запас прочности, значительно превышающий все возможные угрозы, в том числе цунами, столкновения с другими судами или береговыми сооружениями и т.п. подобные катастрофы. Уровень безопасности атомных энергоустановок новых ПАТЭС полностью отвечает всем международным требованиям, предъявляемым к подобной технике.

Ввиду отдаленности таких событий, пока точно неизвестно, куда именно отправится первая российская ПАТЭС. Ранее, во время начала строительство головного судна утверждалось, что подобные электростанции будут служить на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере. В качестве возможных мест работы указывались Чукотский автономный округ, Таймыр и Камчатка. Возможно, в дальнейшем такой список территорий, нуждающихся в снабжении при помощи плавучих электростанций, претерпит серьезные изменения. Примечательно, что характеристики и возможности российских ПАТЭС заинтересовали не только российских чиновников и коммерсантов. Свой интерес к таким судам проявили несколько зарубежных стран: Алжир, Аргентина, Индонезия, Малайзия и др.

По вполне понятным причинам, пока рано говорить о поставках ПАТЭС зарубежным странам. Головное судно этого класса будет построено только в 2016 году, после чего некоторое время уйдет на завершение серии плавучих электростанций для внутренних российских нужд. Поэтому начало строительства экспортных аналогов судна «Академик Ломоносов» стоит ждать не ранее конца текущего десятилетия. Примерно к этому же времени возможно завершение строительства следующего судна серии для Росатома.

По материалам сайтов:
http://russian.rt.com/
http://morvesti.ru/
http://okbm.nnov.ru/