Кодексы РФ

Под конкуренцией понимается сотрудничество между участниками. Теоретические основы понятия «конкурентные преимущества организации

Екатерина Меньщикова
Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса»

1. Психологическое здоровье человека

2. Составные части психологического здоровья человека

3. Факторы риска нарушения психологического здоровья человека

Список использованной литературы

1. Психологическое здоровье человека

Психологическое здоровье – это динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом).

Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.

Основные свойства благополучных и здоровых людей: оптимизм, эмоциональное спокойствие, умение радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к благоприятным и неблагоприятным ситуациям.

Адаптация к благоприятным условиям – это испытание медными трубами, когда человек быстро достигает успеха, но при этом нарушил свое психологическое здоровье.

Адаптация к неблагоприятным условиям – использование их для самоизменения, для своего роста и развития

Портрет психологически здорового человека.

Это человек – спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей, умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций, его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).

Психологическое здоровье, это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

В. Э. Пахальян - в соответствии с кот. психологическое здоровье - это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности, кот. позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе.

Критерии психического здоровья Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Психологическое здоровье и его критерии.

Определение критериев психологического здоровья человека методом “Мозгового штурма”.

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека: Соблюдение собственных интересов. Социальный интерес. Самоуправление. Высокая толерантность к фрустрации. Гибкость. Принятие неопределенности. Преданность творческим занятиям. Научное мышление. Принятие себя. Рискованность. Отсроченный гедонизм. Антиутопизм. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье - нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.

2. Составные части психологического здоровья человека

Самоотношене (аксиологическая) – положительное отношение к себе и к другим, ценность собственного я, абсолютное принятия себя, при достаточном познании себя, принятие других вне зависимости от пола, возраста, профессии, национальности. Предпосылкой этого – личностная целостность, принятие и вступление в диалог со своим темным началом, умение разглядеть светлое начала в других и по возможности вступать во взаимодействие с ним, дать право на существование темного начала.

Изучение у педагогов отношения к себе “Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей” (Метод парных сравнений В. В. Скворцова)

Рефлексия (инструменталльная) – личностная рефлексия, владение человеком рефлексией как средством самопознания, концентрирование своего сознания на себе, на своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Предпосылка этого – умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, открытость и свободность в проявлении чувств без причинения вреда другим, осознания причин и последствий поведения своего и окружающих.

Изучение у педагогов способности понимать чувства по выражению мимики, лица и тела.

Саморазвитие (потребностно-мотивационная) – потребность в саморазвитии. Человек имеет внутренний источник активности, полностью принимает ответственность за свое развитие, становится автором своей автобиографии.

Самоотношение, рефлексия и саморазвитие находятся в постоянном взаимодействии. Позитивное самоотношение, развивает позитивную (а не невротическую) рефлексию, а саморазвитие способствует изменению самоотношения.

Отсюда вытекают задачи психологической поддержки детей: обучение положительному самоотношению и принятию других, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии.

Уровни психологического здоровья ученика

1) Высший уровень (креативный) – дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. В этом случае психологическая поддержка не требуется.

2) Средний уровень (адаптивный) – дети, в целом адаптированные к социуму, но имеющие несколько повышенную тревожность. Психологическая поддержка в этом случае профилактически-развивающей направленности.

3) Низший уровень (дезодаптивный) – дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения конфликта ассимилятивные или аккомодативные средства.

Ассимилятивный стиль поведения – стремление человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Это рождает ригидность – попытка человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Аккомодативный стиль поведения – активно-наступательная позиция, стремление подчинить окружающих своим потребностям. Это рождает негибкость поведенческих стереотипов, преобладание экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

Психологическая поддержка в этом случае необходима.

3. Факторы риска нарушения психологического здоровья человека

Объективные факторы (факторы среды)

1. Неблагоприятные факторы взаимодействия: дефицит общения с матерью, переизбыток общения – или гиперопека (приводит к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка) характерное для современной семьи.

Перевозбуждение и сверхстимуляция имеет несколько разновидностей:

– мама все время около ребенка, т. к. без него ощущает пустоту и одиночество.

– гиперопека направлена на одну функцию (пищеварение: питание, горшок, на которую направлено повышенное внимание.

– чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, структурная неорганизованность, неупорядоченность, анархия жизненных ритмов (ребенок получает то много тепла, то надолго остается в одиночестве).

формальное общение, т. е. общение, лишенное эротических проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Это мать, стоящая отношения с ребенком по книгам и рекомендациям, советам врача или просто эмоционально не включенная в процесс ухода за ребенком (сдает экзамены).

Последствия этого влияния – может сформировать тревожную привязанность и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти нарушения часто бывают устойчивы и сохраниться до младшего школьного возраста и могут далее приобретать свои возрастные оттенки.

2. В период раннего детства (1-3 лет) – важны отношения с матерью, но становятся важными взаимодействия с отцом. В этот период особо значим для формирования «я» ребенка, которое должно освободиться от поддержки «я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и разграничения себя как отдельного «я». Итог раннего возраста – формирование автономности, самостоятельности. Для этого матери надо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти.

Неблагоприятные факторы взаимодействия матери ребенком:

– слишком резкое и быстрое отделение (выход на работу, рождение второго ребенка, б) продолжение постоянной опеки над ребенком (свойство тревожной матери).

– запрет на проявление агрессивности, следствие этого – полное вытеснение агрессивности (Агрессия – естественное проявление детской активности).

– неправильный процесс воспитания опрятности ребенка (приучение к горшку) – излишне строгое и быстрое приучение к опрятности, может вызвать в ребенке протест и борьбу за самоопределение.

Благоприятные факторы взаимодействия отца с ребенком в период становления его автономности:

– физически и эмоционально подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами.

– выступает прообразом внешнего мира. Тогда освобождение от матери – это не уход в никуда, а уход к кому-то.

– отец – менее конфликтный объект, чем мать и становится источником защиты.

Факторы риска при формировании автономности и самостоятельности – невозможность или нежелание отца находится в этот период рядом с ребенком.

4. Неблагоприятное взаимодействия в семье - один из основных факторов риска

– взаимодействие по типу «Ребенок – кумир семьи» (удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи).

– отсутствие одного из родителей.

– конфликтные отношения между ними (может привести к половой идентификации или развить невротические симптомы: энуреза, истерических приступов страха, фобий, в некоторых случаях может характерно изменить поведение: сильно выраженная общая готовности к реагированию, боязливости, робости, покорности, склонности к депрессии, к слабой аффектности и фантазии. Но на эти изменения часто обращают внимание много позже, когда они перерастают в школьные трудности)

– родительское программирование. С одной стороны оно дает усвоение нравственный культуры (предпосылки духовности, с другой стороны из-за чрезвычайно выраженной потребности в любви, ребенок, стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется приспособившийся ребенок, который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность

4. Факторы риска, обусловленные детскими учреждениями

Встреча с первым чужим значимым взрослым (после родителей) воспитателем, которая часто определяет его последующие взаимодействия со значимыми взрослыми. Это первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Воспитательница не замечает около 50%, направленных к ней обращений детей. Это приводит к росту самостоятельности ребенка и снижению его эгоцентризма. Но может привести к фрустрации потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Возникает ситуация и для выявления внутреннего конфликта, при конфликтных взаимоотношений со сверстниками. Этот в конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей т возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

Субъективные факторы (внутриличностные факторы)

1. Особенности темперамента

Темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций, в реактивности (силе реагирования к вызвавшему реакцию стимулу).

К свойствам «трудных» темпераментов относят: неритмичность, низкая адаптивность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность.

1.1. Слабая реактивность – слабая реакция на интенсивное стимулирование. Им нужно замечание, плохая оценка для увеличения деятельности,

1.2. Высокая реактивность – сильная реакция даже на небольшие стимулы. Им достаточно строго взгляда, чтобы понять недовольство педагога. Высокореактивным присуща повышенная тревожность и низкий порог возникновения страхов, сниженная работоспособность и способность к саморегуляции, слабая настойчивость, низкая эффективность действий, неумение приспосабливать свои цели к реальному положению вещей, неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).

Все эти свойства темперамента мешают социальной адаптации, учебе, и, конечно, плохо воспринимаются взрослыми. Поэтому становятся существенными факторами риска нарушения психологического здоровья. Но они также являются свойством ребенка, и для них трудно найти адекватные воспитательные воздействия.

2. Особенности отношения к событиям

Экстроверты – менее стрессоустойчивы, т. к. в неприятностях не видят закономерностей и воспринимают их как случайное событие, не связанное с их личным участием.

Интроверты – более стрессоустойчивы, т. к. обладают внутренним контролем и самооценкой, чувством собственного предназначения и собственных возможностей.

3. Стрессоустойчивость

Характеристики стрессоустойчивости – контроль, самооценка, критичность, стрессоизменчивость. Они перекликаются с компонентами психологического здоровья: самопринятие, рефлексия и саморазвитие.

4. Критичность – это степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. У уравновешенного человека стремление к риску (тенденция к изменению) и безопасности (тенденция к сохранению стабильности) находятся в оптимальном равновесии. Это равновесие одновременно развивает и предотвращает саморазрушение.

5. Самооценка

5.1. Высокая самооценка – отсутствие взгляда на события как на тяжелые и стрессовые.

5.2. Пониженная самооценка – повышает уровень страха и тревожности, восприятие себя как неспособных противостоять угрозе, и потому неэнергичны в отстаивании своих прав, склонны избегать трудности, т. к. убеждены, что не справятся с ними.

6. Стрессоизменчивость – поиск внутренних сил в самом себе и позитивное изменение себя в трудной ситуации (фрустрация, кризис, стресс).

7. Излишняя комфортность среды

Это риск воспитать скучную, малоинтересную и нежизнеспособную личность. Факторы риска заставляют ребенка стремиться выжить, обучают и развивают. Это объясняет, почему не все дети в неблагоприятных условиях добиваются жизненных успехов. И наоборот, дети из комфортной среды требуют психологической поддержки, у них может развиться апатия, невроз (недостаток инициативы и интереса). Часто в находясь в абсолютном эмоциональном комфорте, начинают искусственно создавать необходимое напряжение и ситуацию нужды. Но следует все-таки напряжение чередовать с расслаблениями (расслабление – это не просто изменение условий деятельности, полное прекращение или замена ее другой). Необходим баланс между фрустрацией и потаканием желаниям ребенка. Определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребностей, дает младенцу чувство, что он может справиться с тревогой. А полной отсутствие конфликта у младенца мешает его возможности обогащения своей личности и усиления способности к творческой деятельности.

7.1. Препятствия

Препятствия вызывают активность у субъекта, порождают потребность искать, находить способы овладения ими, вырабатывать стратегию преодоления. Трудные ситуации позволяют накопить опыт борьбы, стимулируют активность, способствуют личностному развитию, добиться сверхкомпенсации, если степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психического и физического здоровья. Педагогическая задача не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия.

8. Общий фон настроения

Хорошее настроение, оптимизм и жизнерадостность повышает эффективность в решении проблем и делает человека более стрессоустойчивым. Пессимизм – понижает стрессоустойчивость. Настроение детей во многом зависит от внешних факторов, т. к. у них еще нет (как взрослых) саморегуляции и во многом определяется настроением взрослых. Поэтому важно, чтобы человек, занимающийся детьми имел жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора. Способность быть счастливым развивается с детства. Взрослый формирует у ребенка радостное восприятие жизни, учит находить разнообразные источники положительных эмоций (лучше не материальные) и быть счастливым.

Оптимизм - способ психологически здорового человека адекватного объяснения и описания неудачи, отсутствие самообвинения и неправомерности ее обобщения (на всю оставшуюся жизнь). Для формирования оптимизма у детей можно постоянно фиксировать их внимание на прогрессе, на положительных изменениях, проводить анализ причин этого прогресса Фокусировка на прогрессе создает положительную атмосферу, заставляет обращаться к собственным ресурсам, развивает собственные силы.

1. Формировать умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

2. Формировать умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, формировать личностную рефлексию.

3. Формировать умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

4. Формировать эмоциональную децентрацию и произвольность регуляции поведения.

Список использованной литературы

1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, 2000 г

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992.

3. Бреслав Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование акгивности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1985. - С. 45-49.

4. Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. - Кировоград, 1992.

5. Леснова-Савицкая А. А. Проблема адаптации первоклассников в школе. Метод. Рекомендации для школьных психологов, Одесса, 2001

6. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. - М., 1991.

7. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе - М., 1999.

8. О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина. Маленькие игры в большое счастье или как сохранить психическое здоровье дошкольника. - Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

9. Под ред. Дубровиной В. Н. Практическая психология образования. - Творческий центр, Москва 2000.

10. Попова В. М. Возрастная психология. – М. : ИЙГАС, 1999.

11. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. - Рос-тов-н/Д, 1994.

12. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. - Рос-тов-на/Д, 1996.

13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании. - М., 1995.

14. Семиченко В. А. Психология личности. - К. : Изд-во Ешке О. М., 2001.

15. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. Ростов-на-Дону, 1992.

Творческая группа «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (руководитель группы:).

Состав творческой группы:

Должность, предмет, стаж

Квалификация

Куть-Ях № 1

педагог-психолог, стаж работы в ОУ -8 лет

Салымская СОШ №1

педагог-психолог, 13 лет (24 г. педстаж)

Салымская СОШ № 2

педагог-психолог, педстаж-18 лет

Ø К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Ø Низший уровень – это дезадаптивный. К нему относятся люди стремящиеся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям и люди, стремящиеся подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска нарушения психологического здоровья

Существует две группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

1. Объективные, или факторы среды;

2. Субъективные факторы, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Внешние факторы

Под объективными следует понимать семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью , социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, чем для взрослых людей.

· Наиболее значимо для нормального развития личности младенца общение с матерью. Дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений (мать-студентка) могут привести к различным нарушениям развития ребенка . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия. Тревожная привязанность в младшем школьном возрасте проявляется повышенной зависимостью от оценок взрослых, стремлением делать уроки только с мамой . А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи , причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью . С помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.

· Взаимоотношения с отцом значимы для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Таким образом, нарушенные отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка . Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте приводит к проблеме выражения гнева и проблеме неуверенности . Проблема может иметь различную симптоматику: чрезмерная тучность , страх взросления и депрессивные проявления , резкие необоснованные вспышки агрессивности . Более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

· Отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними могут привести к нарушениям половой идентификации или обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий . У некоторых же детей – привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию .

· Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей . Ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

· Явление родительского программирования неоднозначно влияет на психологическое здоровье ребёнка. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры, духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы, что мешает развитию его самостоятельности. В целом же, проявится отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности . Ребёнок проявляет повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

· Фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья.

· Излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка – фактор риска нарушения психологического здоровья. У ребёнка формируется страх наказания за неопрятность.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями.

· Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. Эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт , в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

· Взаимоотношения детей 6,5-7 лет с родителями начинают опосредоваться школой. Если родители понимают сущность изменений в ребёнке, то его статус в семье повышается, и он включается в новые взаимоотношения. Но чаще конфликтность в семье возрастает, когда предъявляемые родителями требования к ребёнку не соответствуют его возможностям. Последствия могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

· В школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки – баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т. п.). Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребёнок может стать апатичным , приобрести депривацию притязания на признание. Проявиться это не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования . При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности . Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь . Формируется чувство неполноценности .

· Подростковый возраст - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Последствия незавершенного отделения от семьи – неумение взять на себя ответственность за свою жизнь . Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.

· Школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления, также имеющих своей целью достижение независимости и самостоятельности.

Внутренние факторы

Психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому рассмотрим те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

v Следующие свойства темперамента по А. Томасу способствуют, формированию низкой стрессоустойчивости: низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения и в том, что взрослым тяжело применять адекватные воспитательные воздействия.

v Реактивность - фактор, влияющий на психологическое здоровье. Под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные дети – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Высокореактивным детям чаще всего присуща повышенная тревожность. У них снижен порог возникновения страха, снижена работоспособность. Характерен пассивный уровень саморегуляции, то есть слабая настойчивость, низкая эффективность действий, слабое приспособление своих целей к реальному положению вещей. Обнаружена и другая зависимость: неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).

Пониженная устойчивость к стрессу связана также с некоторыми личностными факторами.

v Жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

v Экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы более успешно справляются со стрессами.

v Самооценка – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются.

v Соотношение между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий – является существенным фактором риска сохранения психологического здоровья. Только равновесное состояние позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой.

Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Поговорим об этом в следующий раз.

Если на самом деле конкуренция выявляет «зверя» внутри нас, то исследования показывают, что, конечно, сотрудничество пробуждает все лучшее внутри нас. Этот вывод был сделан практически в каждом исследовании профессии, навыка или поведения. Например, ученые которые считают себя «кооперативными», как правило, имеют больше опубликованных статей, чем их «конкурентные» коллег. Кооперативные предприниматели имеют более высокие доходы. Начиная с младших классов и до колледжа, кооперативные студенты имеют более высокий средний балл. Директора по персоналу, способные работать совместно, имеют меньше незанятых вакансий. И не удивительно, что сотрудничество повышает творчество. К сожалению, большинство людей не учат кооперативным навыкам.

Д-р Дэвид У. Джонсон и д-р Роджер Т. Джонсон, профессора Университета Миннесоты и со-директора Cooperative Learning Center соглашаются и добавляют, что образование и психологии имели разногласия по этому вопросу в течение многих лет. Роджер Джонсон объясняет: «Если мы хотим научить людей сотрудничать, педагогика и психология должны работать вместе. Посмотрите, типичный учитель в классе учит студентов держаться тихо и отдельно друг от друга, косвенно поощряя конкуренцию. Тем не менее, люди учатся лучше всего, когда они работают совместно друг с другом. Дети, которые испытали этот вид обучения в раннем возрасте, проносят его с собой по мере взросления». Дэвид Джонсон добавляет: «Большинство студентов чувствуют себя лучше, когда они сотрудничают. Их самооценка повышается, у них выше чувство общности, принадлежности и принятие. Можно также экстраполировать этот вывод к любой обстановке».

Учебный центр занимается изучением и обучением кооперативным навыкам на протяжении более 15 лет. По словам Роджера Джонсона, центр обладает «исследовательской базой из более чем 500 исследований, начиная с рубежа 20 века». Опираясь на свои исследовательские и учебные традиции, Джонсоны обеспокоены тем, что на конкуренции делается слишком сильный акцент. Более того, они считают, что общепринятая система обучения разрушает кооперативные навыки.

Роджер объясняет: «Есть много причин для беспокойства. Некоторые из стандартных способов, с помощью которых люди когда-то учились сотрудничать — дом, церковь, община — сегодня не работают так, как они работали поколение назад. Обучение молодых людей сотрудничеству не получило соответствующий уровень интереса. «В результате, воспитание конкуренции не ослабевает. Лишь немногие обучают, практикуют или содействуют лучшей идее».

Джонсоны борются с этой проблемой через образование. Говорит Дэвид Джонсон: «Хотя мы проводим некоторую работу с крупным бизнесом, мы предпочитаем взаимодействовать со школьной системой. Таким образом, мы учим студентов — следующее поколение бизнеса — как сотрудничать, и оказываем косвенное влияние на корпоративную Америку. Люди, единожды испытавшие сотрудничество, понимают, что это лучший и даже более простой способ».

Похоже, сотрудничество имеет воздействие на отдельных лиц, работающих совместно в различных ключевых областях. Оно не только создает более гибкое руководство, но и позволяет каждому участвовать активнее, не боясь осуждения. Сотрудничество также имеет влияние на восприятие человеком рабочей среды.

Еще одна область, на которую непосредственно влияет сотрудничество, как ни удивительно, здоровье . Увлекательное исследование, проведенное Центром, изучало статистически конкурентоспособных хоккеистов. В исследовании рассматривалась связь между сотрудничеством / конкуренцией и психическим, умственным и физическим здоровьем. Центр оценивал 57 игроков из колледжей и полупрофессиональных хоккеистов (в возрасте 18-29 лет), отбиравшихся для олимпийской сборной в 1980 году. Используя сложные персональные оценки по шкале социального взаимодействия, исследователи обнаружили, что сотрудничество дает гораздо больше, чем помощь ладить между собой.

Согласно этому исследованию, склонные к более тесному сотрудничеству игроки были лучше скорректированы психологически и были физически здоровее, чем их более конкурентоспособные коллеги. Кажется, что конкуренция, или постоянное ощущение, что вы должны работать против чего-то, имеет нездоровые физические побочные эффекты. Сотрудничество и другие модели просоциального / бескорыстного поведения, как правило, дают положительный эффект.

Кроме того, имеются данные, свидетельствующие о том, что сотрудничество создает вид «эйфории бегуна» . Хотя данное исследование не является окончательным, оно многообещающе. Как и люди, которые регулярно заниматься спортом, «кооперативные» и помогающие другим люди также испытывают «эйфорию бегуна», которую можно лучше описать как спокойствие или чувство свободы от стресса. Как отмечают исследователи, сотрудничество, а не конкуренция, является предпочтительной.

И еще люди, которые развиваются позицию сотрудничества, чувствуют лучший контроль над своей жизнью и не живут ради одобрения от других. Они, как правило, чувствуют себя хорошо. Это находится в резком контрасте с постоянной работой «на износ» конкурентного человека.

Как и во всем, слишком много хорошего может стать проблемой. В случае сотрудничества, как отмечают психологи, слишком много сотрудничества может привести к «групповому мышлению», синдрому «человек-да» или неуместному подчинению.

Скотт Айзексен, директор по исследованиям в области творчества в Buffalo State College, объясняет: «Если все оказываются сотрудничающими на одной стороне , они теряют критический взгляд на проблему. Все они единогласно могут решить делать неправильные вещи. Хотя нет никаких сомнений, что кооперативная среда увеличивает количество идей, улучшает качество результата и способствует улучшению рабочей среды, взаимодействие должно быть построено таким образом, чтобы обеспечивалась целостность проекта». Проще говоря, сотрудничество является правилом, но объективность должна быть сохранена.

Есть способы облегчить сотрудничество, и они одинаково хорошо работают для любой среды, от крупного бизнеса до детского футбола.

1. Ф окусируйтесь на «сделать хорошо» . Айзексен указывает, что попытка «сделать хорошо » и попытка «побить других » — два разных психических процесса. Невозможно сконцентрироваться на обоих. Из этих двух, сотрудничество с самим собой и другими для создания положительного результата дает большую награду.

2. Выделяйте достаточно времени . Сотрудничество замедляется вплоть до полной остановки по мере увеличение давления временного фактора. Заканчивающееся время приводит к несогласию, снижению обмена информацией и ужесточению требований к другой стороне. Восприятие достаточного времени способствует сотрудничеству.

3. Разговаривайте на одном языке . Если кто-то приглашает вас сотрудничать в конкретном предприятии, задавайте вопросы, используя те же термины, которые они использовали для описания своего плана. Айзексен объясняет: «Это создает то, что психологи называют «соответствие/совместимость», и вы, кажется, будете более заинтересованы в тесном сотрудничестве, даже если задача требует серьезных усилий и сбора дополнительной информации.

4. Разделите руководство . Айзексен видит сотрудничество как форму руководства, равномерно распределенную между всеми членами группы. Делясь руководством, вы позволяете другим взять на себя инициативу в качестве неотъемлемой части группы. Возникает повышенное чувство «собственности» на и идеи всеми членами группы, и рабочая среда становится приятной.

5. Изучите кооперативные средства решения проблем . Айзексен указывает, что это действительно творческие инструменты под другим названием. Возьмем, например, простой инструмент мозгового штурма. Что происходит, когда всех приглашают предложить самые «дикие» идеи, чтобы затем найти способы, которыми они могут следовать, создавать или сотрудничать. Другие методы включают в себя приостановку суждений, уточнение цели и задач до начала сотрудничества, а также оценку планов других людей в неугрожающей манере.

6. Соблюдайте принцип взаимности . Когда кто-то помогает вам, не забудьте помочь им. Выразите свою благодарность и помогите им прежде, чем они ожидают. Политика всеобщей взаимности — люди помогают людям — облегчает сотрудничество. Эта методика, как было доказано эмпирически (особенно в области международных исследований), является одним из немногих способов добиться сотрудничества с противной стороной.

7. Совместно используйте ресурсы и информацию . Когда люди конкурируют за знания, рабочее место, персонал, или что-нибудь еще, что может помочь им сделать работу, сотрудничество уменьшает. Обмен ресурсами, наоборот, поощряет работу одного человека с другим.

8. Укрепляйте командный дух . Вместо того, чтобы хвалить одного человека за хорошо выполненную работу, используйте коллективный подход к решению проблем. Когда команда работает хорошо, вся группа будет вознаграждена. Это минимизирует личный зачет и максимизирует сотрудничество. Распределите вознаграждение поровну между всеми членами группы.

9. Действуйте сообща . Исследования подтверждают тот факт, что лица, которые были свидетелями совместных действий, являются «переносчиками и распространителями», разделяют некоторую степень сотрудничества со следующим человеком, которого они встречают. В любое время, когда вы помогаете другому человеку чувствовать себя лучше, вы увеличиваете вероятность того, что он станет сотрудничать с вами. Как резюмирует Айзексен, «Ваши дела говорят громче, чем слова, и поощряют других людей сотрудничать с вами».

10. Ради своего здоровья, попробуйте сотрудничать . Сделайте это, чтобы почувствовать, насколько лучше вы себя чувствуете, когда сотрудничаете с другими. Как полагают исследователи, стоит вам однажды испытать положительные эмоции и, кажется, для вас больше нет другого способа выполнять работу, за исключением совместного.

Сотрудничество является ценным товаром, и работает лучше всего, когда оно дается даром и косвенно поощряется. Это способствует доброжелательности по отношению и к мужчинам, и женщинам, и это дар, который уместен в любое время. В конце концов, прямо сейчас — подходящий момент!

Johnson, D.W., Johnson, R.T., & Krotee, M.L. «The relation between social interdependence and psychological health on the 1980 U.S. Olympic ice hockey team.» (May, 1986). Journal of Psychology, 120, 279-291.

Kohn, A. «How to succeed without even vying.» (September, 1986). Psychology Today, 20, 22-28.

Внутренняя конкуренция в организации является одним из важнейших условий ее развития. Под внутренней конкуренцией понимается соперничество персонала - между отдельными работниками, группами и коллективами. Центральное место в этом процессе занимает соперничество менеджеров. Конкурентная борьба в системе управления существует всегда, и обычно она различается как по остроте отношений, так и по значимости ее результатов для развития организации.

Общая характеристика. Соперничество менеджеров - это специфическая область отношений, взаимодействий руководителей, направленных на получение определенных преимуществ. Мотивы, которые лежат в основе соперничества, могут быть разными: власти, материальные, социального признания, достижения успеха, избегания неудачи. Но предметом его в большинстве случаев являются преимущества в статусе, должности, полномочиях, доступе к распоряжению ресурсами. Достижение этих преимуществ обеспечивает удовлетворение указанных мотивов.

Соперничество менеджеров, с одной стороны, - это борьба за новые, дополнительные преимущества более высокого уровня и масштаба, ей соответствует атакующая форма соперничества; с другой - это борьба за сохранение имеющихся преимуществ: занимаемых положений, должностей, особых полномочий, ей соответствует защитная форма соперничества. Для любого соперничества менеджеров характерно единство этих двух сторон. Но у разных менеджеров в различных ситуациях одна из сторон конкурентной активности оказывается основной, ведущей. При этом активность соперничества за сохранение имеющихся преимуществ чаще оказывается более высокой, чем соперничество за новые достижения. Понятно, что чем выше уровень менеджмента, тем большую значимость оно имеет и соответственно в большей мере доминирует в деятельности менеджера.

Соперничество менеджеров в чем-то похоже на спортивное соревнование. Цель того и другого - определить сильнейшего. Спортивное соревнование, конечно, отличается большей открытостью, но даже здесь часто используются обходные и запрещенные способы, которые искажают результаты и затрудняют задачу определения истинно сильнейшего. В итоге выигравший спортсмен не всегда оказывается сильнейшим.

Соперничество менеджеров для судей и наблюдателей намного более закрытый процесс. Судьи здесь - это руководители, принимающие решения о предоставлении и изъятии преимуществ, за которые идет конкуренция. Наблюдатели - это коллеги, подчиненные и другие члены ближнего окружения соперничающих менеджеров, которые прямо не влияют на решения о предоставлении или изъятии статусно-должностных конкурентных преимуществ. Судьи и наблюдатели не могут видеть всех деталей соперничества и поэтому часто формируют представления о достоинствах соперников на основе неполной информации как о результатах деятельности, так и особенно о способах их достижения.

Кроме того, в соперничестве менеджеров часто отсутствуют правила (например, нет даже списка запрещенных приемов, они в основном определяются каждым менеджером по умолчанию на основе своих собственных представлений о нормах приемлемого и культурного поведения, а также на основе индивидуальных моральных ценностей) и критерии оценки результата. В связи с этим количество специфических обходных и запрещенных приемов в соперничестве менеджеров гораздо больше, чем в спортивном. Поэтому и задача определения истинно сильнейшего также оказывается намного сложнее. Определить сильнейшего среди соперничающих менеджеров - не просто оценить чьи-то личные достоинства, так как за этим стоит создание определенных новых возможностей для предприятия. Причем чем выше должностной статус соперничающих менеджеров, тем выше цена ошибки.

Виды и формы соперничества. Все существующие способы соперничества менеджеров можно объединить в следующие основные виды:

    активность направлена на достижение более высокого результата профессиональной деятельности;

    явные и скрытые действия создают препятствия в достижении более высокого объективного результата производственной деятельности конкурентом;

    активность направлена на формирование положительной оценки процесса и результата собственной профессиональной деятельности у всех «судей» и многих наблюдателей;

    действия, организуемые через других людей, направлены на создание положительного оценочного мнения у отдельных «судей» о собственной деятельности;

    явные и скрытые действия (чаще кулуарные) направлены на создание отрицательного оценочного мнения у «судей» о деятельности и личности соперника.

Как видно, далеко не все формы соперничества менеджеров способствуют повышению эффективности деятельности предприятия и его развитию. В этой связи их можно разделить на:

    позитивные, способствующие росту эффективности предприятия;

    негативные, отрицательно влияющие на результаты его деятельности;

    относительно нейтральные, не оказывающие существенного влияния на его эффективность и развитие.

Способы соперничества определяют характер межличностных отношений менеджеров . В ходе соперничества между менеджерами чаще всего складываются различные формы межличностных отношений:

    дружественные - характеризуются положительным отношением, взаимным интересом и уважением к личности (такие контакты обычно выходят за рамки формальных отношений);

    нейтральные - характеризуются отсутствием положительных и отрицательных эмоциональных реакций друг на друга, пассивностью взаимодействия (не выходят за рамки формальных отношений);

    напряженные - характеризуются эмоционально отрицательными оценками друг друга, опосредованным противостоянием, направленным на нейтрализацию усилий друг друга в стремлении достичь преимуществ (как правило, не выходят за рамки формальных отношений);

    враждебные - характеризуются отрицательными эмоциональными реакциями, прямыми и опосредованными столкновениями, борьбой за доминирование друг над другом (часто выходят за рамки формальных отношений);

    псевдодружественные - характеризуются внешней дружественностью, которая прикрывает напряженные или враждебные отношения (не выходят за рамки формальных отношений).

Характер межличностных отношений зависит не только от применяемых методов соперничества, но также и от личностных качеств менеджеров, уровня их образования, предшествующего опыта взаимодействия, ближнего окружения и случайных событий.

Из беседы с топ-менеджером

- В чем проявлялась ваша амбициозность в разные периоды жизни?

- Всегда был синдром отличницы. В детстве и юности ощущала себя «замухрышкой», «мышкой». Восторга со стороны мужчин не чувствовала. Много работала. Появились первые успехи. Поняла, что могу все преодолеть. Появилась внутренняя вера в себя, убежденность, что могу «больше, вперед и выше». Однако была и внутренняя неудовлетворенность, вызванная низкой зарплатой. По-настоящему свои амбиции проявила в бизнесе. Демонстрирую себя как профи. Вижу решения многих вопросов лучше других. И многие это замечают.

- Что-то мешает на работе в полной мере удовлетворять свои амбиции?

- Среда очень агрессивна к амбициозным людям. Мне повезло, я взяла головой, но среда мешает.

- Вам больше нравится руководитель с чрезмерными амбициями или с умеренными?

- Я придерживаюсь принципа: руководителя не выбирают. Мне нравятся умные, а они и амбициозные. При движении по служебной лестнице приходится «шагать через головы». Если жалеть каждую голову, будешь в проигрыше. Мне людей не жалко, у нас волчий закон. Если кого-нибудь не съешь, тебя съедят.

- Зачем вам это, симпатичной молодой женщине?

- А меня поставили в такие условия. По-другому не получится. До определенного служебного уровня интриг не было. Но как только я переступила через грань, отделяющую рядовой персонал от руководства, все и началось. Я попала в водоворот интриг. Волей-неволей приходится в этом участвовать. Иначе не получится. Меня подставят, а чтобы не подставили, надо за этим следить.

- А руководитель? Он понимает?

- Более чем. Он провоцирует. Он сам создал эту систему.

- А для чего провоцирует?

- Мне кажется, он считает себя великим психологом. Ему нравится сталкивать лбами и наблюдать. Ему кажется, что таким образом он лучше узнает и сможет контролировать людей.

- А зачем ему это, он ведь человек другой страты по кругу общения, денежным доходам?

- Честно говоря, у меня нет ответа на этот вопрос. Для дела это плохо.

- Может, потому, что он просто профессионально не подготовлен для работы руководителем такого ранга?

- В принципе это человек очень умный и решительный. Может, его не устраивают его замы? Убрать их сложно: кто ставленник какого-то олигарха, кто - власти и т. д. Таким образом он заставляет их работать.

- Вы осознаете, что работаете в «гадюшнике»?

- Работа интересная!

- А чем она интересна?

- Я мало занимаюсь рутиной, в основном - нестандартными проектами.

- Вас не тяготит тупость вокруг?

- Я не могу сказать, что они тупые. Есть никакие, но не тупые.

- В какой форме вы соперничаете с коллегами?

- В форме борьбы. При этом использую несколько способов. Через голову я жалуюсь директору. Раньше приносила бумаги, сделанные коллегами, и показывала: это ошибка, компромат на нас, на предприятие. В беседах с коллегами «подкакиваю» кому-то. Делаю документы и подаю их так, что директор замечает их качество и отмечает, что они подготовлены лучше, чем другими.

Закономерности соперничества. Соперничество менеджеров представляет собой неоднородный процесс и в разных звеньях организационной структуры протекает по-разному. В нем можно выделить несколько закономерностей.

1. Активность соперничества менеджеров возрастает в соответствии с должностным уровнем, занимаемым в системе управления. У менеджеров высшего звена конкурентное поведение отнимает много сил и времени. Соперничество составляет ту часть их профессиональной деятельности, которая больше всего требует энергии, утомляет и подрывает здоровье, меньше всего приносит удовлетворения. Однако многие считают его главной составляющей своей работы.

2. Чем выше иерархический уровень, на котором идет соперничество менеджеров, тем больше активность, направленная на удержание, сохранение достигнутых преимуществ по сравнению с активностью, направленной на достижение новых, более высоких.

3. Борьба за удержание преимуществ (защитная форма конкуренции) наиболее отрицательно влияет на развитие предприятия. Это объясняется следующим. Если менеджер переносит основные усилия на защиту, а не на нападение, в большинстве случаев это свидетельствует об ограниченности его реального потенциала. Повысить эффективность конкурентного поведения за счет своего профессионального уровня он не может. Очевидно, что в способах ведения позитивного соперничества (уровень прямых целевых действий) он достиг своего потолка. Поэтому усиление своей должностной конкурентоспособности возможно только за счет нейтральных и негативных форм поведения. А поскольку, как правило, такие формы требуют меньше усилий и дают более быстрый результат, выбор часто делается в их пользу. Отсюда следуют выводы:

    менеджеры, занимающие свою должность в соответствии с уровнем своего профессионализма и не достигшие потолка своего роста, склонны к атакующей форме соперничества с помощью всех способов ведения конкурентной борьбы (их выбор зависит от чувства собственного достоинства, уровня культуры, моральных ценностей);

    менеджеры, занимающие свою должность в соответствии с уровнем профессионализма, но достигшие потолка своего роста, склонны к защитной форме соперничества с помощью позитивных и нейтральных способов конкурентного поведения;

    менеджеры, занимающие должность, не соответствующую уровню своего профессионализма, склонны к защитной форме соперничества с помощью негативных и нейтральных способов конкурентного поведения.

4. Чем выше должность, за которую идет соперничество, тем больше активность и жесткость конкурентной борьбы (на высшем уровне управления соперничество на 80-90% носит скрытый, негативный характер; на нижних уровнях управления соотношение в формах соперничества - в пользу открытого позитивного характера). Часто активность конкуренции сводится к постоянному контролю топ-менеджеров за действиями своих соперников. Такое поведение по своим результатам не совсем соответствуетпонятию «активность», но в действительности требует большой траты сил и высокого нервного напряжения. Для многих к такой работе сводится политика сохранения места в структуре власти. Как показывает практика, сохранение статуса нередко достигается излишне высокой ценой - потерей здоровья.

Управление соперничеством . Когда на предприятии создается благоприятная среда для внутренней конкуренции, собственники и первые руководители обычно ориентируются на условия для позитивных форм конкурентного поведения менеджеров. В действительности не менее важно учитывать и условия, нейтрализующие негативные способы соперничества. Во многих случаях создание препятствий, «организационных запретов» для этого может дать более заметные результаты в эффективности работы предприятия, чем формирование благоприятных условий для позитивных форм конкурентного поведения.

Таким образом, при разработке проектов и технологий развития внутренней конкуренции на предприятии необходимо:

    создавать благоприятные условия для позитивного соперничества менеджеров;

    создавать специальные условия, препятствующие применению негативных способов соперничества;

    контролировать относительно нейтральные формы соперничества.

Соперничество менеджеров протекает в позитивной форме внутренней конкуренции и становится фактором, стимулирующим развитие организации, только в том случае, когда:

    итоги соперничества оцениваются по реальным результатам работы;

    существуют адекватные критерии и эффективные методы объективной оценки результатов;

    на ход соперничества специально не влияют другие лица, прямо заинтересованные в победе какого-то менеджера;

    руководство компании действительно заинтересовано в более быстром росте сильных и эффективных менеджеров.

В реальной жизни полностью выполнить все условия сложно, иногда невозможно. В какой мере данные условия внутренней конкуренции созданы, в такой соперничество менеджеров носит позитивный характер и положительно влияет на развитие предприятия.

Указанные условия конструктивного соперничества менеджеров зависят от более крупных факторов:

    жесткости-гибкости организационной структуры предприятия;

    особенностей его организационной культуры;

    индивидуальной управленческой концепции первого руководителя;

    кадровой политики и технологий развития человеческих ресурсов.

Каждый из этих факторов влияет на определенные характеристики процесса внутреннего соперничества управленческого персонала.

На многих зарубежных предприятиях внутренняя конкуренция является официальной политикой руководства, в соответствии с ней обеспечивается влияние на эффективность организационного развития. На отечественных предприятиях такая политика встречается редко. Напротив, чаще имеет место осознанное и целенаправленное устранение любых условий, поддерживающих соперничество менеджеров. И ту и другую политику вполне можно объяснить и оправдать. Политика поддержки и развития внутренней конкуренции эффективна, когда на предприятии существуютбарьеры для использования негативных форм соперничества и у руководства есть уверенность, что конкуренция будет идти только посредством позитивного поведения. Если таких организационных и культурных барьеров нет, а у руководителей нет возможности контролировать эти процессы, то вполне оправдана политика устранения условий внутренней конкуренции, которая сама является барьером негативного поведения менеджеров в борьбе за те или иные преимущества и действительно в значительной мере предупреждает их появление.

Иногда противоречивая ситуация, когда высшие руководители отрицают наличие какой-либо политики поддержки внутренней конкуренции, но сами создают условия, стимулирующие соперничество. Такая индивидуальная стратегия топ-менеджера типа «разделяй и властвуй», как правило, выходит за рамки конструктивного соперничества и поэтому вредит работе предприятия.

Направить соперничество в позитивное русло - серьезный шаг в повышении эффективности менеджмента. Для этого необходимы:

    возможности для служебного роста;

    корпоративное обучение для управленческого персонала;

    системы управления корпоративными знаниями;

    объективные оценки деятельности.

Внутренняя конкуренция - тонкий и сложный процесс, чреватый неоднозначным влиянием на деятельность менеджмента в целом. Поэтому управлять им необходимо с учетом многих индивидуальных и ситуативных факторов. В частности, следует принимать во внимание:

    активность соперничества;

    соотношение двух видов активности: направленной на новые достижения и на сохранение достигнутого;

    корректность управленческого поведения в компании - соотношение позитивной, нейтральной и негативной форм и способов соперничества.

Создание конкуренции внутри организации само по себе не является панацеей решения проблем и повышения качества управления. Например, в достижении высокой эффективности системы управления знаниями внутренняя конкуренция между менеджерами является почти непреодолимым препятствием. Превращение знания в действие легче осуществляется в тех организациях, которые подвижны и внутренняя культура которых не основана на внутренней конкуренции. Идея о том, что стресс отвнутренней конкуренции играет конструктивную роль на верхних уровнях управления, сталкивается с идеей о необходимости позитивной мотивации сотрудников. Это ведет к снижению активности менеджмента, особенно инновационной. Речь идет о необходимости цивилизованного, управляемого соперничества, которое помогает полностью реализовать потенциал каждого менеджера.

Леонид Давидович Гительман, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Уральского государственного технического университета, научный руководитель консалтинговой компании "Урал-ЭСОН".

СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНКУРЕНЦИЯ: КТО КОГО?

Толокина Елена Леонидовна

доктор экономических наук, профессор. Московский педагогический университет, кафедра экономики и менеджмента г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения конкуренции и сотрудничества в современном хозяйстве, переходящем на стадию постиндустриального развития. Автор исследует аксиому о конкуренции как единственном факторе роста в рыночной экономике, обосновывает противоречивое единство конкуренции и сотрудничества в институциональной структуре современного предприятия, использующего такие средства производства, как информационные технологии. В статье обосновывается вывод, что сотрудничество и взаимопомощь начинают играть всё большую роль в достижении высокой эффективности хозяйства, поскольку развитые страны постепенно переходят к обществу знаний, имеющих в значительной степени нерыночную природу. Кроме того, автор показывает, что и рынок использует в своем механизме развития не только конкурентную борьбу, но и элементы сотрудничества, гуманизирующие сам рыночный механизм.

Ключевые слова: конкуренция; эффективность хозяйства; конкурентная политика; рыночный механизм; благосостояние; сотрудничество

Код УДК: 330.01

Annotation. This article is devoted to the problem of balance between competition and co-operation in the modern economy which goes over to the postindustrial stage. The author analyzes the axiom that competition as a single factor of growth in the market economy and substantiates a contradictory unity of competition and cooperation in a modern factory which uses information technologies. Thus, the author draws a conclusion, that cooperation and mutual assistance increase their influence on efficiency of economy. This happens as now well-developed countries go over to a knowledge society which has not only market features. Besides, the author shows that the market uses not only competition, but also co-operation.

Keywords: competition; efficiency of economy; competitive policy; market mechanism; welfare; cooperation

В науке есть положения, которые являются как бы аксиомами. Именно на базе таких аксиом сооружается система знания, считающаяся общепринятой. В ней все последующие взаимосвязи добротно доказаны. Однако основание такой системы как бы «договорное». Если кто-то предполагает, что этим грешат лишь гуманитарные науки, то он глубоко заблуждается. Природа знаменитого электрона, на котором базируется физика, никому не известна. Принято считать, что... и дальше выдвигается некоторое предположение, рабочая гипотеза, до сих пор не доказанная, но зато позволившая двинуться дальше в исследовании материи. Некая пропасть, через которую построили временный мостик.

К таким положениям в экономической теории относится знаменитое «конкуренция -двигатель прогресса». Назначенная одним из главных элементов рыночного механизма, конкуренция является тем средством, при котором действие этого механизма обеспечивает

эффективность хозяйствования. В рыночной экономике эффективность понимается достаточно узко - прибыльность, укоренение в определенной нише определенного рынка с целью в дальнейшем увеличения той же прибыльности производства. Ученые достаточно широко трактуют необходимость конкуренции. Так, определением конкурентной политики государства предлагается считать такую политику, которая способствует эффективному функционированию экономики и повышению благосостояния граждан 1. Однако и плановая экономика СССР долгие годы отличалась такими результатами. Страна вышла в разряд сверхдержав, благосостояние народа постепенно повышалось. Советская наука и техника не уступала зарубежным достижениям в высокотехнологических отраслях, что позволило СССР занимать 2-е место в мире по объему ВВП, быть примером в интеллектуальном развитии населения и т.д., и т.п. Однако конкуренция в этом типе хозяйства отсутствовала. На её месте находился механизм централизованной координации экономических связей, число которых к концу советского периода развития России перевалило за миллиард.

Принято (именно принято!) считать, что как раз конкуренции и не хватило СССР для преодоления объективных противоречий командно-административной экономики. Китай, добавивший рыночный механизм к плановому регулированию оказался значительно успешнее. Но с 90-х годов Россия почти целиком перешла к рыночному регулированию, базирующемуся на конкуренции. И это снизило её экономический потенциал, чуть ли не вдвое. Теперь мы гордимся 6-м местом в мире, в то время как Китай постепенно выходит в лидеры мирового развития. Какие выводы можно сделать из этого?

Вывод первый. В определенных условиях рыночная экономика и плановое хозяйство, в котором отсутствует конкуренция, могут дать одинаково хорошие результаты.

Вывод второй. Абсолютизация конкуренции, как единственного фактора развития, скорее всего, неправомерна.

Вывод третий. В индустриальном обществе наиболее оптимальным способом координации хозяйственных связей является сочетание планового и рыночного начал.

Здесь необходимо различить понятия «плановое хозяйство», «сотрудничество», «взаимопомощь». Плановое хозяйство во многом основано на сотрудничестве, также как рыночная экономика базируется на конкуренции. Но всё же это не тождественные категории. Нас интересует не столько план как способ координации, сколько сотрудничество, как способ эволюции. Оно имеет значительно более широкие полномочия в экономике и присуще всем способам производства.

Наш анализ конкуренции (борьбы) и сотрудничества опирается на ту критику абсолютизации борьбы за существование как главного способа эволюции, которая прозвучала в работах П. Кропоткина . Направлена эта критика в основном на дарвиновское учение об эволюции, захватившее умы интеллигенции 19 века. Хотя, скажем прямо, до сих пор теория Ч. Дарвина понимается несколько однобоко. Здесь уместно сравнение с другим мощным материалистическим учением об эволюции общества - марксизмом. Обе теории значительно шире и сложнее в своей основе, чем выглядят в работах популяризаторов. И всё же акцент на борьбу как важнейший фактор прогрессивного развития в них присутствует.

П. Кропоткин опровергает тезис о преимуществах конкурентной борьбы перед взаимопомощью, используя не только факты истории становления биологической материи, но и историю развитии социума. Между прочим, это согласуется и с основой материалистического

1 Отметим, что в этой статье мы будем в основном опираться на работы Н.И. Усик. На наш взгляд, она не только достаточно глубоко анализирует конкуренцию как феномен экономики, но и критически относится к её абсолютизации как фактора развития. Это будет синтез нашей полемики с ученым, с одной стороны, и взаимосогласия, с другой стороны, что методологически вполне отвечает заявленной в статье теме.

понимания мира, выраженного в первом законе диалектики. Источником движения, развития материи и у материалистов считается единство и борьба противоположностей, то есть равнозначность этих процессов. Только вместе они могут дать толчок эволюции. Может быть, поэтому и в советском государстве с самого его зарождения было предложено наряду с широким сотрудничеством и взаимопомощью дать простор соревновательности (знаменитое соцсоревнование, просуществовавшее много десятилетий и способствовавшее более быстрому развитию экономики).

Н. Усик в ряде своих работ приводит цитаты из А. Риха, которые вскрывают противоречивый характер конкуренции в развитии хозяйства. Мы позволим себе повторить эти положения западного экономиста в вольном изложении.

То, что господствующим началом в современном хозяйстве развитых капиталистических стран стала ориентация на прибыль, делает мотив обогащения центральным элементом структуры хозяйства. Но он порождает возникновение таких факторов принуждения к погоне за этим обогащением, которые лежат вне оптимальной системы хозяйства. Мы в сегодняшней России эти факторы четко видим. Даже среди детей (особенно школьников) идет соревнование, чьи родители «круче», то есть богаче. То, что это богатство достигается путем жестокой эксплуатации тех, кто трудится, то, что оно порой ведет к фальсификации товара (лишь бы прибыль получить), то, что это богатство может иметь криминальную основу, - всё это как бы не замечается обществом. Полная смена ценностей: вместо «нынче всякий труд почетен» даже слова «труд» не найти ни в учебниках, ни в СМИ; честно трудящийся человек должен стесняться своей бедности (а в России бедность зачастую именно «трудовая»); очередная бандитская разборка и смерть «авторитета» широко освещается в средствах массовой информации, а научные достижения получающих нищенскую зарплату, но остающихся на Родине ученых, преподавателей вузов, деятелей культуры никому не интересны. Это не только вопрос нравственности. Он имеет четкую экономическую составляющую. И она замечается не только коммунистической прессой. В результате смены ценностей соревнование в условиях рыночной экономики из регулятора производства превращается «в агрессивную, безудержную конкуренцию», где не трудовые усилия, а экономическое господство на рынке любой ценой становится законом успеха. «Так возникает система принуждения, избежать которого, не подвергая себя риску экономического ущерба или даже катастрофы, отдельные субъекты экономики не в состоянии» .

Интересно, что основным противоречием самого капиталистического строя Ф. Энгельс считал необходимость сосуществования жесткого планирования внутрифирменной деятельности с жесткой конкуренцией фирм на рынке. В современных условиях, когда фирма достигла масштаба транснациональной корпорации, рынок глобализирован, это противоречие обострилось до предела. И вместе с тем оно же свидетельствует о необходимости в рамках современного производства оптимизации сочетания плана и рынка, сотрудничества и конкуренции.

Закономерности управления современными предприятиями также указывают на огромную роль сотрудничества внутри корпорации как на фактор её устойчивого долгосрочного развития, выполнения своей миссии, достижения целей организации. Недаром само развитие теории менеджмента шло от «тейлоризма» к идеям «школы человеческих отношений» А. Мэйо. И даже критик этой школы, знаменитый П. Дракер, признавал, что отношения на работе должны строиться на базе взаимного уважения, и выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива .

Современные исследователи конкуренции осознают её противоречивое тождество с сотрудничеством. Так, Н. И. Усик полагает, что создание институциональных условий, институтов в экономике России позволит субъектам рыночных отношений добиваться конкурентоспособности. Рыночные механизмы должны уравновешивать интересы различных субъектов рынка, поскольку

они не являются законами природы, а представляют собой свод правил, разрабатываемых и приводимых в действие человеком. В таком понимании находит выражение сотрудничество как одна из форм конкуренции .

Итак, мы имеем одну из взаимосвязей сотрудничества и конкуренции. Кстати, взаимопомощь и сотрудничество - не тождественные понятия. Но в данной статье, в целях концентрации внимания на противоречивом единстве конкуренции и сотрудничества, мы не станем их различать. Сотрудничество здесь становится частью более широкой категории. Это отвечает современному состоянию экономики, где господствует рынок. Причем в этой экономике, сочетающей, как правило, частнокапиталистическую и общественную (в виде государственной) формы собственности на средства производства (ресурсы), последней форме отводится роль проводника сотрудничества. На самом деле, это не совсем так. Еще в начале двухтысячных годов, исследуя экономические отношения домохозяйства, мы отмечали: государство как аппарат насилия и институт рынка обязаны создавать конкурентную среду (через конкурентную политику, определенную выше). А вот семья в своей основе строится на отношениях взаимопомощи и сотрудничества. Правда, мы тут же оговаривались, что «современное государство в своем развитии начинает нуждаться в элементах сотрудничества не меньше, чем в конкуренции». Этот закономерный процесс объясняется стратегией экономического развития, отражающейся в обобществлении производства. Интеграция национальных экономик доводит это обобществление до масштаба мирового хозяйства. Процессы глобализации превращают наиболее жесткие виды конкуренции в механизм разрушения. А вот взаимопомощь, напротив, становится ведущим фактором, повышающим эффективность современного производства.

Таким путем, диалектически преодолевая гегемонию частной формы собственности и рыночного способа координации экономических связей, сотрудничество становится не одной из форм конкуренции, а равноправным механизмом регулирования хозяйственной деятельности. С наибольшей очевидностью этот процесс обнаруживается в «перехвате» государством исконных семейных функций: образовании и воспитании детей, содержании нетрудоспособных членов общества и т. п. Разумеется, превращение государства в общество-семью, где взаимопомощь должна господствовать над конкуренцией, - весьма отдаленная перспектива, тенденция, пробивающая путь через ряд противоположно действующих социально-экономических факторов . Достаточно вспомнить обострение конкуренции за обладание собственностью внутри самой семьи, коммерциализация внутрисемейных отношений.

Можно также привести пример «недобросовестного» поведения самого государства, которое не только создает равные условия конкуренции для всех предприятий, обеспечивая ясные и прозрачные правила игры, но и само является предпринимателем. В лице государственных корпораций, фабрик, заводов, учреждений, государство как собственник может не только способствовать удовлетворению общественных потребностей, производству необходимого количества общественных благ, но и стремится получить финансовый результат. Госпредприятиям тоже необходимо постоянно наращивать прибыль. Используя административный ресурс, государство нередко нарушает принципы эффективной конкуренции, оказывая правовую поддержку, дотируя и субсидируя «свои» предприятия .

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: государство в современной экономике играет двоякую роль. Во-первых, оно должно обеспечивать правовую базу для развития добросовестной конкуренции и охраны фирм от диктата монополий. Во-вторых, государство должно выражать интересы всех слоев общества, тем самым способствуя развитию отношений сотрудничества и взаимопомощи. Зона «провалов» рынка - то есть объективных пределов этого механизма взаимосвязей - должна быть заполнена государственными институтами поддержки социально не защищенных от рынка слоев населения и наиболее важных для общества сфер деятельности.

Понимание того, что положение о конкурентной борьбе на всех «этажах» рыночной экономики как факторе эволюции не универсально даже в самих «странах рыночной демократии», как они себя сегодня называют (не говоря уже об экономиках другого типа), существует во всех основных направлениях экономической науки.

В неоклассической парадигме идея, приписываемая А. Смиту, о том, что человеческое поведение управляется организующей силой, содержанием которой является собственная выгода, постепенно модифицируется. Чтобы включить иные формы поведения в теорию, неоклассики смягчили некоторые требования теории максимизации полезности. Как заметил Роберт Л. Хайлбронер, современные экономисты смогли подвести под неё широкий спектр альтруистического и социально ориентированного типов поведения. Правда, при этом в теории появился момент тавтологии, но к нашему анализу разбор этих сложностей отношения не имеет .

Еще дальше пошли институционалисты. В анализе контрактных отношений они обнаружили иной принцип эффективности хозяйственной деятельности, нежели максимизация прибыли. Этот принцип они назвали «интерпретативным», от слова «интерпретация». Смысл данного понятия сводится к тому, что агенты рыночной трансакции получают максимальную выгоду в том случае, если смогут наиболее точно интерпретировать желания партнера и, в свою очередь, предъявить, сформулировать свои интересы в такой форме, чтобы партнер понял их как можно точнее. То есть вместо «умолчания о важных деталях», которые могут пойти на пользу конкуренту, полная откровенность, взаимопонимание, иными словами, то самое сотрудничество, которое оказывается наиболее эффективным для всех участников контракта2.

Анализируя методологические подходы к конкуренции неоклассиков и кейнсианцев, Н.И. Усик тоже приходит к выводу, что рецепты неолиберальной политики интенсификации конкуренции, по которым «лечили» переходные экономики России и стран Восточной Европы (а теперь их предлагают уже «своим» проблемным странам), приводят к росту социальных проблем. Это говорит о неприемлемости принятия решений в экономической сфере без учета влияния человеческих ценностей. И ряд отечественных ученых-институционалистов, выводы, которых приводит Н. Усик, учли опыт неоклассиков и кейнсианцев, предложив основой развития считать формирование человеческого капитала. Оно способствует развитию конкурентных внутренних рынков (а это, как выражается автор, «конек» неоклассики), что предопределяет и макроэкономическую стабильность (центральное звено кейнсианства) .

Итак, можно сделать вывод, что конкуренция и взаимопомощь являются в современной экономике противоречивым единством. Государство и частный сектор экономики представляют не какую-то сторону этого противоречия, а весьма сложное взаимодействие единства конкуренции и сотрудничества. И не только конкуренция порождает союз, соглашение, своеобразное сотрудничество крупного капитала, которое лишь усиливает саму конкуренцию, но уже в виде жесткого экономического принуждения мелких и средних предпринимателей к правилам, устанавливаемым олигополией и монополией. Государство, защищая «свои» предприятия, может менять правила игры в свою пользу, что также ставит фирмы иной формы собственности в невыгодное положение. Более того, размещение государственных заказов на производство общественных благ или товаров, необходимых для выравнивания доходов населения, подъема депрессивных отраслей отечественного хозяйства вызывает конкуренцию среди потенциальных исполнителей этого заказа. И в российских условиях может привести к увеличению масштабов коррупции.

Но, с другой стороны, и рынок, основным элементом механизма, координации которого служит конкуренция, и государство с его направленностью на централизованную координацию

экономических связей постепенно гуманизируются под влиянием самой эволюции хозяйства. Превращение человеческого капитала в основу современной рыночной экономики требует всё большей взаимопомощи и сотрудничества всех агентов этой экономики. И можно предположить, что в будущем именно конкуренция станет одной из форм сотрудничества, а не наоборот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов Г. П. Причина времени / Г. П. Аксенов. - Москва: Эдиториал УССР, 2001. - 300 с.

2. Усик, Н.И. Конкурентная экономика и конкурентная среда / Н.И. Усик // Теоретическая экономика как научное направление: проблемы развития в современных условиях: коллективная монография / колл. ред. А.Е. Кальсин (пред.) и др. - Ярославль: Аверс Плюс, 2012. - 617 с.

3. Кропоткин, П. Взаимопомощь как фактор эволюции: пер. с англ. / П. Кропоткин. - СПб, 1907.

4. Рих, А. Хозяйственная этика / А. Рих; пер. с нем. Е.М. Довгань; отв. ред., авт. вступ. ст. и коммент. В.В. Сапов. - М.: Посев, Рос. фил., 1996. - 809, с. Цитируется по: Воздействие институтов рынка на государственное регулирование экономики: монография по материалам международного Круглого стола (Ярославль, 14 декабря 2010 года). - Ярославль: НП ИЦ Издательский сервисный центр Ярославль, 2011. - 236 с.

5. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 416 с.

6. Толокина, Е.Л. Измерение затрат и результатов деятельности домохозяйства в постиндустриальной экономике: монография / Е.Л. Толокина. - М.: РИЦ «Альфа», 2000. - 209 с.

7. Институциональные основы устойчивого развития социально-экономической системы России: коллективная монография / под ред. Н.С. Чернецовой, А.А. Лукьяновой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2007. - 160 с.

8. Хайлбронер, Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука / Р.Л. Хайлброннер // Теория и история экономических и социальных институтов. - М.: Изд-во НАЧАЛА-ПРЕСС, 1993. - 256 с.