Юридические документы

Социально трудовая концепция управления. Развитие управленческих идей в россии


  1. Автором социально-трудовой концепции управления производством в отечественной теории управления был...

  2. Н. А. Витке

  3. Административные (организационно-распорядительные) методы управления характеризуются...

  4. Обязательностью выполнения и дисциплинарными требованиями

  5. Автором теории «административной емкости» в отечественной истории управления был...

  6. Ф. Р. Дунаевский

  7. Акционерная форма собственности стала доминирующей практически во всех

  8. развитых странах, поскольку позволяет оптимально соединить __ и

  9. интересы.

  10. Личные

  11. Групповые

  12. Автором концепции «узкой базы» в отечественной теории управления был...

  13. А. К. Гастев

  14. Автором теории иерархии потребностей в менеджменте был...

  15. А. Маслоу

  16. Автором шведской модели социализма, получившим по итогам своих исследований Нобелевскую премию, является...

  17. Г. Мюрдаль

  18. Благодаря управленческому решению организации удалось уменьшить арендную плату офисного помещения на 20 тыс. рублей в текущем году. Затраты на подготовку и реализацию решения составили 1 тыс. рублей. Экономическая эффективность данного управленческого решения в процентах составила

  19. В менеджменте примерами опосредованной формы общения являются...

  20. сообщение электронным письмом

  21. передача предложений о намерениях сотрудничества факсом

  22. В менеджменте с точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют...

  23. конфликт целей

  24. конфликт познания

  25. чувственный конфликт

  26. В соответствии с нравственными требованиями менеджера к специфическим нравственным качествам относятся...

  27. ответственность

  28. трудолюбие

  29. оптимизм

  30. В менеджменте прямое воздействие на персонал осуществляется через

  31. распоряжения

  32. задания

  33. В информационном аспекте исследуемая производственная система может быть представлена иерархической структурой, на нижнем уровне которой находятся...

  34. участки технологического процесса

  35. узлы управления

  36. В теории человеческих ресурсов задачами руководителя являются...

  37. создание условий работникам, когда они могут максимально проявить свои способности

  38. расширение самостоятельности и самоконтроля у своих подчиненных

  39. В менеджменте управление конфликтами включает___и_группы методов разрешения конфликтов.

  40. педагогические

  41. административные

  42. В производственном подразделении разработан план повышения квалификации персонала. В этом случае задействован принцип...

  43. плановости

  44. Власть, основанная на вере или знании персонала, что менеджер обладает исключительной профессиональной компетентностью и без подчинения ему...

  45. экспертной

  46. В результате внедрения системы «электронной кассы» в банке, на которое было потрачено 50 тыс. рублей, прибыль банка в этом квартале выросла на 100 тыс. рублей, так как многие клиенты, уходившие в другие банки, стали делать платежи с помощью кассовых банкоматов. Таким образом, эффективность принятого в данном квартале управленческого решения по внедрению «электронной кассы» составила.

  47. В менеджменте перевод символов отправителя в мысли получателя в коммуникационном процессе называется...

  48. декодированием

  49. В теории менеджмента к недостаткам ротации как метода обучения персонала на рабочем месте относится...

  50. увеличение издержек, связанных с потерей производительности труда при перемещении работников с одной должности на другую

  51. Воспитательная функция науки «менеджмент» направлена на...

  52. формирование организационной культуры

  53. В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на_отношениях.

  54. экономических

  55. В менеджменте достоинством демократического стиля управления является...

  56. коллегиальность в решении вопросов

  57. В менеджменте средством передачи информации в коммуникационном процессе является...

  58. канал связи

  59. В менеджменте недостатком авторитарного стиля управления является...

  60. тенденция к сдерживанию инициативы

  61. В теории менеджмента конфликты в зависимости от продолжительности протекания делятся на...

  62. кратковременные

  63. длительные

  64. В соответствии с личностно-возвышающей функцией положительный имидж позволяет руководителю...

  65. создать облик личности

  66. продемонстрировать незаурядность личности

  67. В менеджменте авторитарный деловой стиль характеризуется следующим:

  68. сохранением дистанции

  69. подчеркиванием превосходства

  70. В результате реализации ряда мероприятий по совершенствованию организации труда на предприятии удалось добиться экономии за счет высвобождения численности временно занятых - 140 тыс. рублей, путем экономии на запасах за счет автоматизации складских операций - 200 тыс. рублей при затратах на осуществление данных решений в размере 150 тыс. рублей. Экономический эффект от данных мероприятий составил _ тыс. рублей.

  71. В организации был проведен ряд управленческих мероприятий, в результате которых была достигнута экономия за счет высвобождения численности работников - 150 тыс. рублей, за счет экономии канцелярских принадлежностей -25 тыс. рублей. Экономический эффект от данных мероприятий составил_

  72. В менеджменте управления персоналом к подсистеме управления трудовыми отношениями относятся...

  73. управление производственными конфликтами и стрессами

  74. контроль за соблюдением этических норм взаимоотношений

  75. В линейной, линейно-штабной и линейно-функциональной структурах отображаются отношения между ______ и управления.

  76. объектом и субъектом

  77. субъектом и функциями

  78. Выполнение поставленного работником задания и получение за него материального вознаграждения предполагают_методы управления.

  79. экономические

  80. В результате автоматизации ряда учетных и контрольных операций на предприятии удалось добиться экономии - 100 тыс. рублей, за счет создания собственной ремонтной базы - 150 тыс. рублей при затратах на осуществление данных решений в размере 150 тыс. рублей. Экономический эффект от реализации данных мероприятий составил _ тыс. рублей.

  81. Внедрение технологии «единого окна» должно позволить организации О обслужить большее количество клиентов за меньшее время. Контроль за ходом исполнения и оценку результатов данного управленческого решения в организации О можно разделить на следующие последовательные операции.

  82. 1 установлено, что в условиях новой технологии деятельности на ^ обслуживание одного клиента должно уходить в среднем 15 минут

  83. 2 производятся замеры количества обслуженных клиентов за 8 часовой рабочий день

  84. 3 производится сверка фактического усредненного времени обслуживания 1 клиента и нормативного

  85. 4 определяются отклонения, их вероятные причины и возможности корректировок

  86. Взаимосвязанными сторонами делового общения являются...

  87. коммуникативная

  88. перцептивная

  89. интерактивная

  90. В менеджменте метод эмоционального влияния, предполагающий усвоение и дальнейшее использование действий, поступков, манеры поведения и способа мышления других лиц, называется...

  91. подражанием

  92. В менеджменте заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, называется...

  93. авторитетом

  94. В концепцию стратегического управления не входит такой элемент, как...

  95. решения органов государственной власти

  96. В менеджменте к источникам личностной основы власти можно отнести...

  97. власть примера

  98. В перечень обязательных общих функций управления по А. Файолю не входит

  99. маркетинг

  100. Величина премиального вознаграждения, уплачиваемого работнику, как инструмент экономических методов менеджмента может зависеть от...

  101. объема произведенной им продукции

  102. Возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организации как системы в будущем означает наличие у нее свойства

  103. инерционности

  104. Выбор способа деятельности в целях получения материальных, социальных и психологических вознаграждений за ее результаты называют мотивами...

  105. приобретения

  106. В менеджменте специфической формой общественных отношений, характеризующейся стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению, является...

  107. соревнование

  108. В менеджменте принцип_предполагает, что каждый подчиненный, наделяясь правами и неся ответственность...

  109. сочетания прав, обязанностей и ответственности

  110. В теории менеджмента примером вертикальной связи в коммуникационной сети являются коммуникации между...

  111. мастером и рабочим

  112. В менеджменте принцип_предполагает единоличное принятие решений руководителем конкретного уровня управления, которые входят в его компетенцию.

  113. единоначалия

  114. Выбор способа деятельности в целях получения положительных эмоций от процесса и (или) результата труда называется мотивами...

  115. удовлетворения

  116. Вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда занимался

  117. Ф. Гилбрет

  118. В содержание коллективного договора включаются условия, которые...

  119. не противоречат действующему законодательству

  120. не ухудшают положения работника в соответствии с действующими положениями

  121. Взаимозаменяемость компонентов и способов жизнедеятельности организации как системы доказывает факт наличия у нее свойства...

  122. надежности функционирования

  123. В экономике информационного общества имеет место систематическое увеличение потенциального выпуска...

  124. обновления технологической базы производства

  125. применения новых информационно-коммуникативных технологий

  126. В менеджменте демократический деловой стиль характеризуется...

  127. равноправием участников

  128. неформализацией общения

  129. В организациях существуют одновременно_и_организационные структуры управления.

  130. формальная

  131. неформальная

  132. Визитная карточка менеджера, являясь характеристикой фирменного корпоративного стиля организации, может быть...

  133. деловой стандартной

  134. представительской

  135. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации...

  136. В соответствии с функцией социальной адаптации благоприятный имидж позволяет руководителю...

  137. быстрее входить в конкретную социальную среду

  138. достигнуть с людьми продуктивных контактов

  139. В менеджменте разработка инструкции по технике безопасности работника в производственном подразделении относится к методам_воздействия.

  140. организационного

  141. В линейно-функциональной структуре функциональные подразделения выполняют функции как_так и...

  142. штабных подразделений, оказывая помощь линейному руководителю

  143. специального функционального руководства нижестоящими звеньями

  144. В менеджменте разрешение конфликта обеспечиваются за счет...

  145. устранения конфликтной ситуации

  146. исчерпания инцидента

  147. В соответствии с психотерапевтической функцией положительный имидж позволяет руководителю...

  148. восстанавливать биоэнергетику

  149. облегчить общение с окружающими

  150. В процессе построения организаций и их структур используют такие методы, как...

  151. метод аналогии

  152. экспертно-аналитический

  153. В основе подразделения методов менеджмента на три группы: административные (организационно-распорядительные), экономические и социальнопсихологические - лежат...

  154. способы воздействия на управляемую систему

  155. В менеджменте к средствам невербальной коммуникации относится

  156. качество голоса

  157. В поведенческих теориях лидерства при авторитарном стиле управления распределение ответственности определяется...

  158. полностью руководителем

  159. В менеджменте способами разрешения межличностных конфликтов являются...

  160. компромисс

  161. сглаживание

  162. В теории менеджмента к современным принципам управления, дополняющим сформулированные А. Файолем классические принципы менеджмента, относят принцип...

  163. системности

  164. В практике менеджмента социально-психологические методы управления включают...

  165. формирование мотивов трудовой деятельности

  166. В нормативной модели рациональной бюрократии М. Вебера дается представление об организациях, предъявляющих жесткие требования

  167. людям

  168. структурам, в рамках которых они работают

  169. В системе управления контроль выполняет корректирующую функцию, заключающуюся в том, что на основе полученных результатов состояние и поведение объекта изменяются таким образом, чтобы обеспечивалась...

  170. устойчивость его функционирования

  171. В соответствии с поведенческой теорией К. Левина, руководитель который раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает решения, является...

  172. демократом

  173. В менеджменте к средствам невербальной коммуникации относят...

  174. культуру времени

  175. Виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему, в менеджменте называются термином «_управления».

  176. функции

  177. Выступая с докладом о работе организации на совещании в отраслевом министерстве, менеджер играет роль...

  178. представителя

I Теоретическая часть.

Введение…………………………………………………………………………3

1.Организационно-технические концепции управления А. А. Богданова, О. А. Ерманского, А. К. Гастева и др……………................4

1.1. Концепция «Организационного управления» А. А.Богданова (Малиновского)………………………......................................4

1.2. Концепция «физиологического оптимума» О. А. Ерманского…………..4

1.3. Концепция «трудовых установок» и « узкой базы» А. К. Гастева………6

1.4. Концепция «производственной трактовки» управленческих процессов Е. Ф.Розмирович……………………………………………….….7

2.Социальные концепции П. М. Керженцева, Н. А. Витке и др………….…..9

2.1. «Теория организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева)………………………………………………………………………...9

2.2. «Социально-трудовая концепция управления производством» Н. А. Витке……………………………………………………10

2.3. Теория «административной ёмкости» Ф. Р. Дунаевского………………..10

3. Вклад советских ученых в развитие менеджмента как науки……………………………………………………………………………..12

4. Применение основных положений в практике современного управления………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………...16

II Практическая часть.

Характеристика организации…………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………...33


Введение

Советский менеджмент берет начало с 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: - введение рабочего контроля; - создание Высшего совета народного хозяйства; - образование местных органов экономического управления. Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х. годов. В частности, были сформулированы «основные законы научной организации производства и НОТ».

В развитии советской управленческой мысли самими плодотворными были 20-е годы, когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная. К первой группе относятся: 1. Концепция организационного управления, предложенная А. А. Богдановым; 2. Концепция «физиологического оптимума» О. А. Ерманского; 3. Концепция узкой базы А. К. Гастева; 4. Концепция «производственной трактовки» управленческих процессов Е. Ф. Розмирович. К социальным концепциям относятся: 1. «Теория организационной деятельности» П. М. Керженева (Лебедева); 2. «Социально-трудовая концепция управления производством» Н. А. Витке; 3. Теория «административной ёмкости» Ф. Р. Дунаевского.

В 30-50 годах каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями. Наконец, в 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. Таким образом, история менеджмента – это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.

1.Организационно-технические концепции управления А. А. Богданова, О. А. Ерманского, А. К. Гастева и др.

1.1. Концепция «Организационного управления» А. А.Богданова (Малиновского)

А. А. Богданов (1873-1928) был выдающимся естествоиспытателем, экономистом, философом. Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления и в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о возможности существования особой организационной науки - тектологии.

Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, таким образом он по сути пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей.

Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую в следствии того, что каждый субъект пытается организовать окружающий мир для себя и по-своему, что является результатом обособленности и отсутствия единства самых организующих сил.
Хотя из-за абстрактности взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идей.

1.2. Концепция «физиологического оптимума» О. А. Ерманского.

О. А. Ерманский (1866-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации трудами управления, связав ее необходимость с появлением определенных социально-экономических условий, и прежде всего крупного машинного производства, все факторы которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал «закон организационной суммы». Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, «вида, формы обрабатываемого объекта, особенностей технологического процесса, физических и психических качеств работников.

Изучая данные о соотношении числа руководителей и исполнителей, которое стремительно уменьшалось (середина XIX века - 1:1000; начало XX века - 11:12; 20-е гг. - 1:5; идеал Тейлора). Ерманский, исходя из этой тенденции, сделал вывод, что в недалеком будущем оно составит 1:0, то есть все станут руководителями, а, вместо людей будут работать машины-автоматы.

В работах Ерманского делались попытки сформулировать общие принципы рационализации управления производством. Совершенствование управления производством он понимал широко, но основное свое внимание сосредоточил на проблемах управления предприятием и рабочими процессами.

О. А. Ерманский выдвинул три основных принципа рационализации: положительный подбор элементов, достижение организационной суммы, обеспечение „оптимума“. Под первым принципом - человек, инструменты, виды операции и пр. - он понимал такое их сочетание, которое умножает совокупный эффект в процессе функционирования этих элементов. Второй принцип означал, что положительного подбора элементов следует добиваться соответствующей организацией соответствующих элементов, а не путем механического суммирования. На основе двух первых принципов выводился третий принцип - принцип „оптимума“.

Для количественной оценки рациональности сочетания элементов производства Ерманский предлагал учитывать соотношения между полезным эффектом и затратами энергии. При этом затраты энергии не должны выходить за пределы так называемого „оптимума“.


1.3. Концепция «трудовых установок» и « узкой базы» А. К. Гастева.

А. К. Гастев (1882-1941) выдвинул концепцию „трудовых установок“, исходящую из того, что трудовой пафос трудящихся масс того времени следует заполнить научной организацией их труда. Он считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был - руководителем или рядовым исполнителем.

Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами - сотрудниками Центрального института труда, концепция «трудовых установок», содержавшая в зародыше основы кибернетики инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу.

Так например: «при работе ищи удобного положения тела; наблюдай за всей установкой; по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора»; «не работай до полной усталости, делай равномерные отдыхи „во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в твои рабочие перерывы“; „если работа нейдет - не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться и - снова за работу; кончил работу- прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вымети“.

В отличие от западных специалистов, Гастев и его ученики полагали, что внедрение НОТ управления возможно и необходимо не только в технически оснащенном производстве, но и в „любом сарае“, в самом „неустроенном медвежьем углу России“, что в период доиндустриального уровня развития страны было крайне важно.

Им была разработана методика быстрого обучения высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки этого обучения в 6 раз: с 3-4 лет до 4- 6 месяцев.

Еще одним направлением творчества Гастева была разработка концепции «узкой базы», суть которой можно было выразить словами: „рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия которое известно под именем станка“, и закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли Гастева, действуют в следующем порядке: «расчет – установка – обработка – контроль – учет – систематика - расчет».

Он распространял эту формулу на управление как вещами, так и людьми, поскольку считал, что, как и операции, производимые с помощью оборудования, труд любого работника может быть разложен на такого рода элементы, легко поддающиеся регулированию.

Идеи Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении - „социальной инженерии“, в которой широко применялся математический аппарат, формулы и чертежи.

1.4. Концепция «производственной трактовки» управленческих процессов Е. Ф. Розмирович

Исходным пунктом „производственной трактовки“ управленческих процессов Е. Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организаций физического и умственного труда. Розмирович понимала управление как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, планирующих, надзорных, контрольных, регулятивных действий и представляющий собой разновидность производственного процесса. Она считала, что управление можно рационализировать, механизировать, автоматизировать теми же методами, что и производственный процесс.

В свете такого подхода аппарат управления рассматривался Розмирович как сложная машина или система машин, работа которых воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т.п.

Главное же внимание направляется на выработку наиболее целесообразных приемов планирования, учета, организации, ведения делопроизводства и пр.


2.Социальные концепции П. М. Керженцева, Н. А. Витке и др.

2.1. «Теория организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева)

Представителем группы концепций социального управления был прежде всего П. М. Керженцев (1881-1940), сформулировавший «теорию организационной деятельности». Выделив в НОТ три объекта - труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.

Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним он отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

П. М. Керженцев был убежден, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся которые должны быть не только точными директив полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы.

В то же время Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая её в значительной мере определяющей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации.

2.2. «Социально-трудовая концепция управления производством» Н. А. Витке .

Другой сторонник социального подхода к управлению Н. А. Витке в своей «социально - трудовой концепции управления производством» четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем.

По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играет административная функция.

Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах - „духа улья“, чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.

Он сформулировал также совокупность требований к руководителям
- носителям административной функции. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

2.3. Теория «административной ёмкости» Ф. Р. Дунаевского.

Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать «теорию административной емкости», выдвинутую в работах Ф. Р. Дунаевского (1887-1960). Под административной ёмкостью Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных в независимости от их личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном контроля.

Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной ёмкости» центра. В связи с этим, возникает огромная иерархия, каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации. Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и сформулировал пути ее решения.

По мнению Дунаевского, трудности могут быть преодолены или на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т.п., или расширения границ «административной емкости» с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной механической работы.

В последующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народно- хозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций они были сосредоточены на решении технических проблем и лишь с начала 1960 гг. начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и во вторых развертывание знаменитых косыгинских реформ. В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.


3. Вклад советских ученых в развитие менеджмента как науки.

Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности. В. Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время).

С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например, в 1911 – 1912 г. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».

В России, после произошедшей революции, достаточно много внимания уделялось научным исследованиям в области организации труда, управления и рационализации работы предприятий. В Москве, Харькове, Таганроге и Казани были созданы институты труда, ведущие изыскания в вопросах научной организации труда. Централизованное планирование потребовало разработки методики составления межотраслевых балансов, составления перспективных и годовых народнохозяйственных планов.

Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план. В это время выделились две основные группы концепций менеджмента: организационно-технические и социальные.

Рыночные отношения в нашей стране на протяжении всей ее истории были развиты очень слабо, а в период 1930-1990-х гг. полностью отсутствовали. Поэтому необходимых предпосылок для развития теории и практики менеджмента в том его виде, который здесь рассматривается в России не было.

Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях командно-административной системы, а следовательно имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись никакое управление. Именно на этих моментах сосредотачивали свое внимание отечественные специалисты.

Первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до
Фредерико Тейлора. В 1860-1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Э.Баумана) разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила «Медаль преуспеяния» на Всемирной торговой выставки в Вене в 1873 г..

Прерванные Первой Мировой и Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х гг. Именно они оказались наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли, поскольку в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологи.

Период становления социализма в СССР был неразрывно связан с возникновением и развитием научной организации труда и управления. Прежде всего, требовалось теоретическое обоснование сущности, природы научной организации труда и управления в социалистическом обществе. Теоретическая мысль была направлена на то, чтобы доказать, что только социализм создает объективные условия для развития научной организации труда и управления. Вместе с тем в 20-х годах уделялось большое внимание и практической направленности НОТиУ, поиску наиболее рациональных форм организации и методов выполнения ручных работ, распространению их среди рабочих, недавно пришедших в промышленность из сельской местности. Разрабатывались методы профессионального отбора, анализировалась структура рабочего времени и т.д. Заметной вехой явилось проведение II Всесоюзной конференции по НОТ в 1924 году, определившей НОТ как процесс внесения в существующую организацию труда достигнутых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда.

Большую известность в период 20-30-х годов получают труды советских ученых и специалистов по НОТ и управлению. Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления:

· В. И. Иоффе создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования.

· О. И. Непорент разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе видов движения партии деталей по операциям.

· В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.

· Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.

· С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.

· Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.

4. Применение основных положений в практике современного управления .

Первым из результатов исследований 20-х гг. стала формулировка «основных законов научной организации производства и НОТ», которые сохранили свою актуальность и применяются в управлении и по сей день:

1. Закон наименьших при цепной связи, гласящий, что конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящей обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейшего из них, как бы ни были сильны остальные.

2. 3акон взаимного замыкания, суть которого состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей - на сторону.

3. Закон ритма, в соответствии с которым рациональное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.

4.Закон параллельности-последовательности работ, требующий, чтобы частные производственные нетрудовые процессы совершались не только последовательно, но и параллельно, «дабы общий конечный результат не задерживался отстающими».

5. Закон фронта работ, предполагающий, что нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям, иными словами «не нужно ставить двух человек там, где с работой может справиться один».

6. Закон реальных условий, говорящий о необходимости при организации любой деятельности ставить только достижимые цели, исходящие из реальных условий, наличных потребностей и возможных результатов.


Заключение

В конце 30-х годов и многие годы спустя теоретические проблемы управления в СССР не разрабатывались. Это отразилось на том, что вопросы организации управления зачастую решались эмпирически, сопровождаясь ошибками, которых можно было избежать и только в процессе преодоления которых вырабатывались новые решения организационных и управленческих вопросов.

И лишь начиная с середины 60-х годов происходит возрождение небывалого интереса к теоретическим и практическим проблемам управления. К этому подталкгули многие обстоятельства: усложнение хозяйственных связей, достижения научно-технической революции, развитие кибернетики и др. В стране развертывается новая экономическая реформа, предоставившая большую самостоятельность основным производственным звеньям. Появляется огромное количество литературы, посвященной теоретическим разработкам проблем управления, экономическим экспериментам в отдельных отраслях и предприятиях, а также прямо или косвенно исследующей проблемы управления за рубежом. Создаются институты, исследовательские центры и лаборатории по самым различным проблемам управления, а также соответствующие специальности во всех экономических вузах страны. Практически невозможно перечислить все теоретические разработки, осуществленные в стране. Но следует выделить появление своеобразных школ управления, созданных в стенах МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского инженерно-экономического института им. С. Орджоникидзе, НИИ труда и др.

С тех пор научные исследования в области проблем управления занимают прочные позиции, но ограниченность, связанная с чрезмерной идеологизацией, привела теорию социалистического управления в тупик. В конечном счете распад СССР, экономический кризис в последний период его существования и последующее кардинальное изменение экономической стратегии в направлении развития рыночных отношений в странах СНГ определили переориентацию направлений исследований в области теории и практики управления в постсоветских республиках, получивших политическую независимость.

На рубеже 90-х гг. в развитии менеджмента просматривались 3 наиболее интересные тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства и услуг. Это было вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции для победы в конкурирующей борьбе. Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшие из которых: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др. Таким образом, в последнее десятилетие в теории и практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и внедрить на российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной специфики.

Как известно, рыночные отношения в России на протяжении всей ее истории были развиты очень слабо. Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях, а следовательно имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись уп­равление. Именно на этих моментах сосредоточивали внимание отечественные специалисты, игнорировать вклад которых в дости­жения мировой управленческой мысли недопустимо. Первые шаги в области научного менеджмента российские специалисты сделали задолго до Фредерика Тейлора. Так, в 1860- 1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) разработали методику рационализации трудовых движений, которая получила «Медаль преуспевания» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 1908г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента «Административно-техническая библиотека», инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма горный инженер Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А, Пайкин. В ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением.

Прерванные первой мировой и гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х годов. Первым результатом стали «Основные законы научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющие значение и сегодня.

1. Закон наименьших при цепной связи -конечный объем выпуска

продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейших из них, как бы ни были сильны остальные.

2. Закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала созда­ются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внут­ренних потребностей - на сторону.

3. Закон ритма, в соответствии с которым рациональное функ­ционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.

4. Закон параллельности и последовательности работ - частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие.

5. Закон фронта работ - нагрузка на людей должна соответ­ствовать их реальным возможностям; иными словами, не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один.

6. Закон реальных условий - необходимо при организации лю­бой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из ре­альных условий, наличных потребностей и возможных результатов.

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управлен­ческой мысли были 20-е годы, когда в период нэпа допускалась оп­ределенная свобода не только предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблема­ми политики и идеологии.

Как считают исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техни­ческая и социальная.

К первой можно отнести концепции «организационного управ­ления» А. А. Богданова, «физиологического оптимизма» О. А. Ерманского, «узкой базы» А. К. Гастева, «производственную трак­товку» Е. Ф. Розмирович; ко второй - концепцию «организаци­онной деятельности» П. М. Керженцева, «социально-трудовую концепцию управления производством» М. А. Витке и теорию «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского. Рассмотрим их подробнее.

А. А. Богданов (1873-1928) был выдающимся естествоиспыта­телем, экономистом, философом. Разносторонность увлечений по­могла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, и это позволяет говорить о возмож­ности существования особой науки - организационной. Предме­том последней в технической сфере является организация вещей, в экономической - организация людей, в политической - организа­ция идей. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, таким образом, он по сути пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Хотя из-за абстрактности

Взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сете­вых методов планирования идеи, в частности положения о струк­турной устойчивости систем, их уровнях и организационных меха­низмах формирования, «биорегуляторах», аналогичных современ­ным «обратным связям».

О.А. Ерманский (1866-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением крупного машинного производства, все факторы которого нужно использовать рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал «закон организа­ционной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая со­ставляющая сил», если все вещественные и личные элементы про­изводства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Приме­нительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструк­ции, вида, формы обрабатываемого объекта., особенностей техно­логического процесса, физических и психологических качеств ра­ботников. Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки - прин­ципа физиологического оптимума, который давал критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого крите­рия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное «коэффициентом рациональности» (полезная работа/затраты энергии).

Крупный организатор науки А. К. Гастев (1882-1941) считал, Что работу в области научной организации труда и управления нуж­но начинать с отдельного человека, кем бы он ни был - руководителем или рядовым исполнителем. Методологической основой та­кого подхода стала разработанная им и его коллегами - сотрудниками центрального института труда - концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процесс производства, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и др. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу. Исходным пунктом «производственной трактовки» управленческих процессов Е. Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Она понимала управление Как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, надзорных, контрольных, регулятивных действий и Представляющий собой разновидность производственного. Управление можно рационализировать, механизировать, автоматизиро­вать теми же методами, что и производственный Процесс. В свете такого подхода аппарат управления рассматривался как сложная машина, работа которой воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т. д.

Представителем концепции социального управления был П. М. Керженцев (1881-1940), сформулировавший теорию «орга­низационной деятельности». Выделив в НОТ три объекта - труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управле­ния он понимал определение наиболее рациональных приемов И методов выполнения управленческих действий, таких, как форми­рование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.

Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен об­мен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним он отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Керженцев был убежден, что процесс научной организации тру­да и управления невозможен без поддержки широких масс трудя­щихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять инициативу, придаю­щую организации дополнительные жизненные силы. В то же время Керженцев не умалял роли профессиональный руководителей, счи­тая ее в значительной мере определяющей, поскольку в их руках со­средоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следова­тельно, на общие результаты деятельности организации. Поскольку руководитель обычно комплектует штат подчиненных по своему образу и подобию, окружая себя сильными людьми или, наоборот, посредственностями, правильный выбор самих руководителей, способных не выполнять работу подчиненных, а каждого подчи­ненного поместить на подобающее место, становится важнейшей задачей.

Другой сторонник социального подхода к управлению М. А. Вит­ке (даты жизни неизвестны) в своей концепции четко различал уп­равление вещами и людьми и концентрировался на последнем. Главную задачу управления он видел в целесообразной организа­ции людей как участников единой трудовой кооперации. По мне­нию Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью админист­ративной функции. Учение об этой функции стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем боль­ше в нем доля административных элементов по сравнению с тех­ническими, тем более важную роль играет административная

функция. Причем значение этой функции и ее носителей-адми­нистраторов, «строителей людских отношений», с развитием про­изводства должно возрастать.

Существо административной работы, по концепции Витке, состоит в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах - «духа улья», чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регла­ментация служебных функций, ни своевременное их регулирова­ние обеспечить не могут. Витке сформулировал также совокуп­ность требований к руководителям - носителям административ­ной функции. Среди них умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не Мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя по ме­лочам».

Еще одной важной вехой в развитии социального подхода к уп­равлению можно считать теорию «административной емкости», выдвинутую Ф. Р.Дунаевским (1887-1964). Под «административ­ной емкостью» Дунаевский понимал способность управляющих ру­ководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что в современном управлении принято назы­вать диапазоном контроля.

Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. В связи с этим возникает огромная иерархия, каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бю­рократизации. Он выявил проблему нарастания информационного барьера в управлении и определил пути ее решения. По мнению Дунаевского, трудности могут быть преодолены путем тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т. д. или расширения границ «административной емкости» с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.

Впоследствии в управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций исследования были направлены на решение технических проблем. И лишь в 60-е годы начал возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства: повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями и развертывание «косыгинских» реформ. В ходе этих реформ предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления. Сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единой организационной, экономической и социальной систе­мы управления.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите об эволюции управленческой мысли.

2. Каковы современные концепции менеджмента?

3. В чем суть концепции научного управления?

4. В чем суть концепции административного управления?

5. В чем суть концепции управления с позиций психологии и человеческих от­ношений?

6. В чем суть концепции управления с позиций науки о поведении?

7. Как развивалась управленческая мысль в России?

8. Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в облас­ти управления?

9. В чем с позиций сегодняшнего дня слабые и сильные стороны отечественных концепций управления?

10. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины XX в., можно без корректировки применить сегодня на практике?

Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности

Это безусловно. СССР - "Совок" оставил свой след

В.Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время). Однако временное начало школы «научной организации производства» следует перенести в прошлое. В 1860 – 1870 г. ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например, в 1911 – 1912 г. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства».

В России после произошедшей революции достаточно много внимания уделялось научным исследованиям в области организации труда, управления и рационализации работы предприятий. В Москве, Харькове, Таганроге и Казани были созданы институты труда, ведущие изыскания в вопросах научной организации труда. Централизованное планирование потребовало разработки методики составления межотраслевых балансов, составления перспективных и годовых народнохозяйственных планов. Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план. Современными исследователями установлено, что в это время выделились две основные группы концепций менеджмента: организационно-технические и социальные. В.Р. Веснин приводит следующее. К социально-техническим можно отнести концепции «Организационного управления» А.А. Богданова; «Физиологического оптимума» О.А. Ерманского; «Узкой базы» А.К. Гастева; «Производственную трактовку» Е.Ф. Розмирович. Социальные представлены концепциями «Организационной деятельности» П.М. Керженцева; «Социально-трудовой концепцией управления производством» Н.А. Витке; «Теорией административной емкости» Ф.Р. Дунаевского.

А.А. Богданов установил, что формирование организованностей в природе, технике и обществе имеет общие черты. Это позволило ему предложить всеобщую организационную науку (тектологию).

О.А. Ерманский сформулировал предпосылки об организации труда и управления. Одним из основных законов этой науки О.А. Ерманский выделил «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил». На основании закона им был предложен главный принцип: принцип физиологического оптимума.

А.К. Гастев совместно с сотрудниками Центрального института труда, который он возглавлял, разработали концепцию трудовых установок. Элементы этой концепции: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения. А.К. Гастев разработал концепцию узкой базы. Суть ее в следующем: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Основной идеей «производственной трактовки» управленческих процессов Е.Ф. Розмирович были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Е.Ф. Розмирович понимала управление как процесс чисто технический; его можно рационализировать, механизировать, автоматизировать теми же методами, что и производственный процесс; аппарат управления рассматривался сложной машиной или системой машин.

Представитель социального направления П.М. Керженцев сформировал теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта – труд, производство и управление, П.М. Керженцев сконцентрировался на последнем, считая наиболее важным. Н.А. Витке, сторонник социальной концепции в управлении, в выдвинутой им социально-трудовой концепции управления производством разграничил управление вещами (орудиями труда) и людьми, сконцентрировался на последнем. Главная задача управления видится ему целесообразной организацией людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Н.А. Витке управление представляет единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Н.А. Витке сформулировал такие требования к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

В.И. Иоффе создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования.

О.И. Непорент разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе видов движения партии деталей по операциям.

В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.

Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.

С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.

Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.

Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации.

Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.

Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С. Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.

Ряд ученых (Н. А. Аносов, Ф. Р. Дунаевский, М. Н. Липский) обосновали идею о необходимости выделения особой науки организации и управления производством, ее полезности для практической деятельности. Было сформулировано понятие организационного процесса, определены его основные фазы. Большая группа ученых, к числу которых относятся Е. М. Альперович, М. И. Васильев, И. С. Лавров и др., сконцентрировали свои творческие усилия на решении проблем организации производства и управления в рамках отдельного предприятия.

Выдающийся ученый -- естествоиспытатель, философ, экономист А. А. Богданов (1873--1920) отмечал, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Многие положения, выдвинутые

А. А. Богдановым, предвосхитили идеи кибернетики, теории систем, современной теории организации.

К фундаментальным работам, опубликованным в 1920--1930 гг., следует отнести книгу под редакцией Б. Я. Каценбогена и Д. Т. Тобиаса «Методика расчета серийного производства», книгу П. В. Крепыша «Структура и расчет деятельности производственного цикла», книгу С. А. Думлера «Основы расчета величины наивыгодной партии».

Велись поиски адекватных новым условиям методов проектирования и организации процессов труда, производства и управления. Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

А. К. Гастев (1882--1941) разработал концепцию «узкой базы». Суть ее в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.

О. А. Ерманский (1866--1941) разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления -- физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия -- сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (Полезный результат/Затраты энергии).

Сторонниками социальных концепций организации производства и управления, как уже отмечалось, являлись П. М. Керженцев (Лебедев), Н. А. Витке и Ф. Р. Дунаевский.

Керженцев выделял три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу он придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н. А. Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации (управление состоит в целесообразном сочетании людских воль). Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.

Ф. Р. Дунаевский разработал теорию «административной емкости», под которой он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по его мнению, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. Таким образом, он выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.

Результатом большой научно-теоретической работы ученых в предвоенный период стал выпущенный в 1937 г. первый отечественный учебник по организации производства под редакцией Б. Я. Каценбогена.

Однако в 1937--1938 гг. теоретическая работа в области организации производства почти полностью и на долгие годы прекратилась. Многие видные ученые и специалисты были репрессированы. Журналы прекратили свое существование, научные институты были закрыты.

В период Великой Отечественной войны 1941--1945 гг., когда перед промышленностью страны встала задача обеспечить фронт большим количеством военной техники, были востребованы разработки ученых -- организаторов производства. На предприятиях широко применялся поточный метод производства, были разработаны новые формы потока -- переменно-поточные и групповые поточные линии. Развивались коллективные, бригадные формы труда. Все это позволило наладить массовый выпуск вооружений.