Банки

Организация маркетингового прогнозирования. Методы прогнозирования в маркетинге

Период с 1917-го по 1990-е гг. в России характеризовался упадком социологического знания в сравнении и с дореволюционным периодом, и с бурным развитием социологии на Западе. Однако и в рамках этого периода можно выделить различающиеся в этом плане временные отрезки. Так, 1920-е гг. характеризовались всплеском исследовательской активности в области социально-политических и социально-экономических проблем.

В тот период в отечественной социологии господствовал плюрализм мнений, теоретических направлений и взглядов. Однако вскоре начался процесс стремительного вытеснения всех немарксистских направлений и опережающего развития обществознания, опирающегося на марксистскую методологию. Этот процесс вышел не только за чисто теоретические, ной за организационные рамки, когда к научным оппонентам официально принятой точки зрения стали применяться репрессивные методы воздействия.

В контексте становления культа личности И.В. Сталина и сопутствующих этому социально-политических явлений теоретическая социология за краткий срок превратилась в «неугодную», «классово чуждую» науку. Из страны были высланы крупнейшие философы и социологи немарксистской ориентации. Подобные меры привели к ожидаемому результату: теоретическое обществознание постепенно стало превращаться в жесткую догматическую доктрину, лишенную внутренних потенций развития.

В то же время прикладная социология в Советской России рассматривалась как необходимая для построения социализма область знания и поэтому ознаменовалась довольно серьезным развитием. В этой области был получен ряд достижений, в частности разработаны статистико-математические методы анализа социальной информации (работы А.А. Чупрова), социально-прогностические методы (С.Г. Струмилин) и др. Успешно исследовались проблемы социологии управления, организации труда на производстве (П.М. Керженцев, А.К. Гастев), социальные вопросы здравоохранения (Н.А. Семашко, Б.Я. Смулевич и др.), вопросы условий труда и быта различных слоев населения (А.И. Тодорский, Е.О. Кабо и др.).

Однако развитие прикладной социологии и признание ее значимости не спасли социологию в России и в 1930-е гг. всякое развитие социологии в стране прекратилось. Ее практическое уничтожение стало одной из составляющих широкомасштабного процесса институционального наступления на обществоведческую мысль, начавшегося с выхода в 1931 г. работы Сталина «Основные вопросы марксистской социологии». Здесь были сформулированы основы официальной социальной доктрины сталинизма, которая стала единственной «социологической» теорией в пределах страны. Все социологические исследовательские центры были закрыты. Социология была изъята даже из вузовских программ, и в стране прекратилась подготовка профессиональных социологов. В развитии социологии наступил длительный перерыв.

Возрождение социологии как науки на российской почве началось лишь после смерти Сталина. В 1960-е гг., с наступлением «хрущевской оттепели», постепенно возобновились прикладные социологические исследования (А. Г. Харчев, Г. А. Пруде некий и др.), началось институциональное восстановление социологии: были созданы Институт конкретных социальных исследований, ряд социологических центров в областных городах — Воронеже, Ростове-на-Дону, Томске, Горьком и др.

До начала 1990-х гг. статус социологии в нашей стране оставался невысоким и она развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая дисциплина, но уже в это время по всей стране открылись социологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались вузовские курсы по прикладной социологии, были созданы интересные работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Г.А. Пруденский), по социологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков, Н.С. Слепцов), социологии труда (Н.М. Блинов, Ж.Т. Тошенко, А.И. Кравченко и др.), социологии молодежи (С.Н. Иконникова, В.Т.Лисовский, В.И. Чупровидр.).

В настоящее время социология как общеобязательная учебная дисциплина читается студентам всех специальностей. Что касается развития социологии как науки, то сегодня прикладная сфера уже не доминирует над теоретической. Отечественная социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. В мире накоплены огромные интеллектуальные ресурсы в плане исследования социальных проблем, что объясняет необходимость осуществляемых сейчас широких издательских программ по переводу и распространению в России работ видных зарубежных социологов.

На пути развития отечественной социологической мысли уже немало достигнуто.

Назовем имена наиболее известных российских социологов. Андреев Эдуард Михайлович (р. 1938) — доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; заместитель руководителя центра Института социально-политических исследований РАН; заместитель главного редактора журнала «Социально-гуманитарные знания». Основное направление научной деятельности — методология социально-политического реформирования. Великолепный методолог и яркий оратор.

Блинов Николаи Михайлович (р. 1937) — доктор философских наук, профессор, действительный член Академии политической науки. Много лет был на руководящей работе в сфере науки и образования: заместителем директора Института социологии АН СССР, ректором Высшей партийной школы, начальником Российской таможенной академии. Ведущий специалист в области социологии политики, социологии труда и методологии исследования. Участник ряда международных социологических конгрессов, блестящий оратор.

Голенкова Зинаида Тихоновна — заслуженный деятель науки РФ и Адыгеи, доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке Института социологии РАН, руководитель Центра социальной структуры и социального расслоения Института социологии РАН, заместитель главного редактора журнала «Социологические исследования». Специалист в области истории социологии и социальной структуры общества. Руководила многолетними исследованиями по социальной дифференциации российского общества. Возглавляла исследовательские проекты «Социальное расслоение», «Проблемы социального неравенства», «Средний класс российского общества», «Социальная стратификация и толерантность». Огромную научную и практическую ценность представляют социологические исследования, проводимые в регионах России (в Калмыкии, Тюменской обл., Краснодарском крае и др.). Член редколлегии журнала «Мониторинг общественного мнения» (ВЦИОМ), член редакционных советов журналов «Вестник РУДН. Социология» (Москва), «Общество и право» (Краснодар), «Социальные проблемы регионов» (Тюмень), «Социально-экономические проблемы» (Элиста). Автор более 300 научных работ, в том числе монографий и учебников: «Общая социология», «История социологии в странах Центральной и Восточной Европы», «Очерк истории социологической мысли в Югославии», «Политическая социология». Автор и член редсоветов «Социологической энциклопедии», «Социологического словаря» и др.

Горшков Михаил Константинович (р. 1950) — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, директор Института социологии РАН. Сфера научных интересов — социология общественного мнения, методика проведения социологического исследования. Руководитель и участник многочисленных социологических исследований, в том числе всесоюзного и общероссийского уровня. В последние пять лет под руководством М.К. Горшкова на основе аналитических социологических исследований подготовлен ряд научных докладов, получивших широкое признание как у российской, так и зарубежной общественности. Среди них: «Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить?», «Есть ли в России средний класс?», «Россияне о судьбах России в XX веке и своих надеждах на новое столетие», «Десять лег российских реформ глазами россиян», «Богатые и бедные в современной России», «Экономическая элита России в зеркале общественного мнения», «Российская повседневность в условиях кризиса. Взгляд социологов». С 1993 г. по настоящее время является руководителем научной программы Института «Социологический мониторинг массового сознания россиян в условиях трансформационных процессов». Материалы многолетнего мониторинга обобщены в его монографии «Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992-2002» (М., 2003). По его инициативе создан Южнороссийский филиал Института социологии РАН.

Дмитриев Анатолии Васильевич (р. 1934) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член Академии политической науки. Один из зачинателей отечественных исследований в области конфликтологии. Ведущий специалист в областях: социологии конфликта, общей теории конфликтов, проблем этнических и межнациональных конфликтов, теории политической коммуникации, неформальной коммуникации.

Добреньков Владимир Иванович (р. 1939) — доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории социологии социологического факультета, президент Российской социологической ассоциации, председатель докторского диссертационного совета, академик Академии социальных наук РФ, академик Международной академии информатизации. Специалист в области истории и теории социологии, философии религии. Опубликовал более 100 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Учебник «Социология» в соавторстве с Ю.Г. Волковым, В.Н. Нечипуренко, А.В. Поповым занял 1-е место на Всероссийском конкурсе (2001) Министерства образования РФ. С 1989 г. возглавляет Учебно-методическое объединение университетов России по специальностям «социология», «социальная антропология». Под его научно-методическим руководством разработана концепция высшего профессионального образования, разработаны и опубликованы планы, программы и государственные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров социологии.

Дробижева Леокадия Михайловна - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра этнической социологии. В 2000-2005 гг. — директор Института социологии РАН. Один из ведущих российских социологов, основатель нового научного направления , специалист в области социологии межэтнических отношений, этнической идентичности, политики и социальной практики в мультикультурном обществе.

Дугин Александр Гельевич (р. 1962) — доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, лидер Международного Евразийского движения. Основатель течения неоевразийства, создатель современной российской школы геополитики. Председатель Евразийского комитета. Сфера профессиональных интересов — социология идеологии, социология политики. Автор многочисленных монографий и учебников.

Зубок Юлия Альбертовна — доктор социологических наук, профессор, руководитель Отдела социологии молодежи в Институте социально-политических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области социологии молодежи, автор ряда теоретических направлений — социальной интеграции и социального исключения молодежи, типологизации специфических молодежных конфликтов, рискологической концепции молодежи, концепции неопределенности в социальном развитии молодежи, саморегуляционного механизма риска в диспозиционной концепции личности и т.д. Автор более 80 научных работ. Член ряда комитетов и экспертных советов по исследованиям молодежи и молодежной политике, в том числе Совета Европы, Международной социологической ассоциации, национальных социологических ассоциаций; член редакционной коллегии журнала «Социологические исследования».

Иванов Вилен Николаевич (р. 1934) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, член бюро Отделения общественных наук РАН, вице-президент Российской академии социальных наук, вице-президент Международной академии социальных наук, созданной учеными России и Белоруссии. Сфера научных интересов — вопросы федеративных отношений, социальной ситуации и межнациональной напряженности в регионах, характер взаимодействия центральной власти и субъектов РФ, социология СМИ, социология пропаганды. Один излучших поэтов России среди социологов, и не только.

Касьянов Валерий Васильевич (р. 1950) — доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культурологии Кубанского государственного университета, руководитель департамента администрации Краснодарского края по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, руководитель Северокавказского филиала Института социально-политических исследований РАН, член президиума Российской социологической ассоциации. Сфера научных интересов — политическая социализация молодежи, социология права, социология молодежи.

Козырева Полина Михайловна — доктор социологических наук, первый заместитель директора Института социологии РАН, руководитель Центра исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе Института. Профессиональные интересы — топология социального пространства и социальная стратификация, методология социологических исследований. Научная специализация — социальное самочувствие и социальное качество членов общества в контексте их участия в осуществлении власти и эволюции массового сознания.

Колесников Юрий Семенович (р. 1938) — доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой прикладной социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, председатель докторского диссертационного совета по экономическим наукам, заместитель директора по науке Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ. Научные интересы — теория региональных систем, прогнозирование и проектирование региональной динамики, этноэкономика и социология образования. Член редколлегий журналов «Известия вузов: Северо-Кавказский регион», «Научная мысль Кавказа».

Константиновский Давид Львович (р. 1937) — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, профессор Государственного университета гуманитарных наук, Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподает в Центре социологического и политологического образования ИС РАН. Специалист в области социологии образования, основатель нового научного направления, изучающего дифференциацию в образовании, роль образования в социальной мобильности и формировании социальной структуры общества. Руководитель Исследовательского комитета «Социология образования» Российского общества социологов, вице-президент Исследовательского комитета «Социология образования» Международной социологической ассоциации. Член редколлегии журналов «Вопросы образования», «Социология образования». Эксперт ряда общественных организаций. Автор фундаментального труда «Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е — начало 2000-х)». Удостоен премии Президента Российской Федерации за исследования в области социологии образования, награжден Золотым дипломом Российского общества социологов.

Кравченко Сергей Александрович (р. 1949) — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии МГИМО, председатель докторского диссертационного совета, академик Международной академии наук высшей школы, вице-президент Российского общества социологов, вице-президент Профессиональной социологической ассоциации, член редколлегии журнала «Социологические исследования». Один из ведущих социологов в теории игроизации социума. Сфера профессиональных интересов — новая социологическая теория постмодернистского толка. Автор около 200 научных работ, опубликованных в России и за рубежом.

Кузнецов Вячеслав Николаевич (р. 1954) — доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой социологии безопасности социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии». Главный интеллектуальный инициатор разработки и организатор обсуждения принципиальных проблем современной России, нашедших отражение в таких докладах, как: «Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека как фундаментальная проблема российских общественных наук. О некоторых дискуссионных аспектах новой интерпретации миссии российской социологии в XXI веке», «Идеологическая культура как актуальная научная проблема и новая социологическая научная дисциплина».

Курбатов Владимир Иванович (р. 1947) — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, действительный член Российской академии социальных наук; заместитель председателя докторского диссертационного совета по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете; член редколлегии журнала «Известия вузов: Северо-Кавказский регион». Научные интересы — логика практических модальностей, теория аргументации, техника и методика делового общения, социология коммуникативной сферы. Автор романов, детективов и многочисленных эссе.

Левичева Валентина Федоровна — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной социологии отделения социологии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя диссертационного совета РГГУ, заместитель председателя экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии, член Российской социологической ассоциации, советник председателя Совета Федерации. Тематика исследований — социология молодежи, социология духовной жизни общества.

Маршак Аркадии Львович (р. 1942) — доктор философских наук, профессор; академик Международной академии информатизации ООН, Академии социальных наук, Академии политической науки, действительный член Российской академии предпринимательства; почетный работник высшего профессионального образования; член Российского общества социологов, член Союза журналистов, заместитель главного редактора научно-политического журнала «Власть», член редколлегии журнала «Общество и право». Научные интересы связаны с областью социологии культуры, средств массовых коммуникаций, PR-кампаний, социология молодежи, консалтинговые услуги в изучении общественного мнения. Автор учебника «Социология культурно-духовной сферы».

Мукомель Владимир Изявич (р. 1949) — доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, заведующий сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма. Ведущий специалист в области социологии миграции, миграциологии, миграционной политики. Автор монографического исследования «Миграционная политика России: постсоветские контексты».

Осадчая Галина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, директор Академического института социальных исследований Российского государственного социального университета (РГСУ), заведующая кафедрой прикладной социологии РГСУ; действительный член Академии соци&тьных наук, Академии социального образования, Академии социальных технологий и местного самоуправления, член-корреспондент РАЕН; член Международной и Европейской социологической ассоциации; вице-президент Российского общества социологов; член Международного исследовательского комитета «Бедность, социальное благополучие и социальная политика»; председатель диссертационного совета РГСУ; член ВАК. Сфера научных интересов — теория и методология социологического анализа, социология социальной сферы общества.

Осипов Геннадий Васильевич (р. 1929) — академик РАН; доктор философских наук, профессор, директор Института социально-политических исследований РАН; президент Российской академии социальных наук. Организатор и инициатор проведения первых в СССР конкретных социологических исследований. Исследовательскую деятельность ведет в следующих направлениях: теоретико-методологические проблемы социологии, предмет и структура социологического знания, методология и методика социологических исследований, применение математических методов в социологии, история социологии. Внес значительный вклад в разработку методологических основ изучения новейших направлений философско-социологической мысли (теории неомарксизма, теорий технократии и менеджеризма, теорий структуры функционирования и социального конфликта).

Попов Александр Васильевич (р. 1947) — доктор социологических наук, профессор, создатель и заведующий первой в России кафедры теоретической и прикладной регионалистики Южного федерального университета, действительный член Академии гуманитарных наук России, депугат Государственной Думы РФ. Первый председатель Южнороссийской парламентской ассоциации, член редакционной коллегии «Южнороссийского обозрения». Разрабатывает два основных научных направления: социальные технологии управления экономическими процессами в регионе и проблемы правового обеспечения федеральных отношений и национальной безопасности. Имеет правительственные награды: медаль «За трудовую доблесть» и орден Дружбы.

Радаев Вадим Валерьевич (р. 1961) — доктор экономических наук, профессор, первый проректор Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), заведующий кафедрой экономической социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ. Профессиональные интересы — экономическая социология, социология рынков, неформальная экономика. Имеет свыше 100 публикаций.

Скворцов Николай Генрихович (р. 1955) — доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), декан факультета социологии СПб ГУ, заведующий кафедрой культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ, председатель научно-методического со- вста по социологии Министерства образования и науки РФ. Один из ведущих специалистов в области социальной/культурной антропологии, этнических исследований.

Слепцов Николаи Степанович (р. 1949) — доктор социологических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук РФ, заместитель начальника управления Администрации Президента РФ, член президиума Южного научного центра РАН. Один из ведущих специалистов в области миграции, социологии управления регионом и конфликтологии.

Тихонова Наталья Евгеньевна — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института социологии РАН, руководитель Центра комплексных социальных исследований И С РАН, преподаватель ГУ — Высшей школы экономики и Высшей школы гуманитарных наук и журналистики (Польша). Действительный член Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (BASEES); член Бюро президиума Сообщества профессиональных социологов. Автор более 200 научных работ, в том числе 3 индивидуальных монографий и 10 монографий, подготовленных в соавторстве. Сфера научных интересов — социальная стратификация российского общества; социально-экономические последствия реформ для социальной структуры российского общества в целом и различных групп населения (молодежь, женщины, бедные, безработные, средний класс и т.д.); социокультурная трансформация и модернизация российского общества; реформирование социальной политики и его социальные последствия. Руководитель ряда проектов по проблемам динамики социальной структуры российского общества. Организатор общероссийских тематических исследований, получивших широкий общественный резонанс, в том числе: «Массовое сознание россиян в период общественной трансформации», «Средний класс в современной России», «Социальные реформы: ожидание и реальность» и т.д.

Тощенко Жан Терентьевич (р. 1935) — член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор; главный редактор журнала «Социологические исследования»; заведующий кафедрой теории и истории социологии РГГУ; член Российского общества социологов; действительный член Международной академии информатизации, Академии социальных наук; член Нью-Йоркской академии наук, Академии наук Белоруссии, Академии наук Казахстана. Специалист в области теоретико-методологических проблем социологии, теоретических и прикладных вопросов политической социологии, социологических проблем труда и управления. Автор более 400 работ, в том числе монографического исследования «Парадоксальный человек» и учебника «Социология труда: опыт нового прочтения» и др.

Халий Ирина Альбертовна — доктор социологических наук, заведующий сектором по изучению социокультурного развития регионов России; ученый секретарь Института социологии РАН, член общественного совета по международному сотрудничеству ИС РАН; член Международной социологической ассоциации, сопредседатель Женской ассоциации «ЭкоСоциология». Сфера научных интересов — общественные движения и их социальное назначение, социология экологии, социология местных сообществ, социально-политические процессы. Руководитель ряда международных проектов, в том числе: «История и перспективы развития экологических организаций в России, на Украине и в Молдове»; «Руководство по организации экологических действий в России»; «Роль общественности в принятии решений» и др.

Хунагов Рашид Думаличевич (р. 1953) — доктор социологических наук, профессор, ректор Адыгейского государственного университета; почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки Кубани, заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики; председатель двух диссертационных советов — по социологическим наукам и экономике; член редакционных коллегий ряда северокавказских научных журналов, главный редактор журналов «Образование. Пространство RU» и «Вестник АГУ», член Союза ректоров РФ, заместитель председателя Совета ректоров Южного федерального округа; действительный член Академии социальных наук. Сфера научных интересов — социология, политология и геоинформационные технологии. Активно занимается проблемами эволюции социально-политических систем и теоретического моделирования кавказской культуры в контексте культурно-цивилизационных процессов.

Чупров Владимир Ильич (р. 1938) — доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член исследовательского комитета по социологии молодежи Международной социологической ассоциации, Международной академии ювенологии; сопредседатель комитета по социологии молодежи Российской социологической ассоциации, действительный член Академии социальных наук, действительный член Академии гуманитарных наук, член президиума Всероссийского общества социологов и демографов. С 2004 г. главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института комплексных социологических исследований РАН. Один из ведущих специалистов в области социологии молодежи, известен как в России, так и за се пределами. Основоположник ряда научных направлений, связанных с методологией социального развития молодежи. Сформулировал новую трактовку социологического определения молодежи в парадигме общественного воспроизводства, разработал концептуальные подходы к социологическому изучению социального положения современной молодежи, се интеграции в социальную структуру реформируемого общества, изменений мотивационной сферы сознания в условиях социальной нестабильности, моделей социального поведения в ситуациях неопределенности и риска.

Шаповалов Владимир Александрович (р. 1946) — доктор социологических наук, профессор, ректор Ставропольского государственного университета. Входит в состав ряда общественных академий — Академии социальных наук, Академии информатизации, Международной академии высшей школы, Академии гуманитарных наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Сфера научных интересов — социология образования.

Ядов Владимир Александрович (р. 1929) — доктор философских наук, профессор, создатель Ленинградской социологической школы. С 1989 г. по июнь 2000 г. директор Института социологии РАН. Основные направления научной деятельности — методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, социология труда, социология науки, теория социальных изменений, общетеоретические тенденции в современной социологии. Наиболее известные исследования, выполненные под руководством В.А. Ядова: «Человек и его работа» (1967), «Социально-психологический портрет инженера» (1977), «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979).

Приведенный список отечественных социологов далеко не полон, но позволяет с уверенностью говорить о значительном вкладе русской (российской) социологии в развитие мировой социологической мысли. Возвращаясь к поставленному в начале данного параграфа вопросу о необходимости национальной русской социологии, можно сделать вывод о том, что ее востребованность объясняется прежде всего потребностью в исследовании специфики культурно-исторического развития российского общества во всем его социокультурном многообразии, определении основных тенденций развития российского государства и прогнозировании на ближайшую историческую перспективу, даже с учетом того, что на уровне мирового социологического сообщества серьезное знание об отечественных реалиях скорее всего не будет иметь значительного научного резонанса.

Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.) период.

Процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций.
Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход.

Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский.

1. Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются:

- натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);

Субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);

- психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);

- плюралистическая (М.М.Ковалевский).

2. На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями:

- cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский);

- русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий);

- религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев).

3. Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству.

Наши соотечественники после 1917 года в русском зарубежье продолжали научные изыскания.

Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др.

Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с "буржуазной социологией", а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья - на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу - не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968).

Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.

В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии - сектор труда и быта рабочего класса.

Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.

На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических). Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам.

12. Общая характеристика социологического исследования: структура, типы.

В широком смысле социологическое исследование - это специфи­ческий вид систематической познавательной деятельности, направ­ленной на исследование социальных объектов, отношений и процес­сов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, ме­тодических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа.

Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ).

Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Иными словами, социологическое исследование - это специфичес­кая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в со­циологии.

При этом любое социологическое исследование предполагает не­сколько этапов.

Первый, или этап подготовки , состоит в обдумыва­нии целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анали­за и обработки социологической информации.

Второй этап предус­матривает сбор первичной социологической информации - собран­ных необобщенных сведений в различных формах (записей исследо­вателей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.).

Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе со­циологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюде­ния, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полу­ченной информации на ЭВМ.

Четвертый, или заключи­тельный этап - это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором прове­дения социологического исследования.

Социологические исследования подразделяются по многим осно­ваниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (кон­кретные). Для теоретических социологических исследований решаю­щее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактическо­го материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, оп­роса, анализа документов, данных статистики и других способов по­лучения информации) и его первичная обработка, включая и началь­ный уровень обобщения.

Первый этап развития социологии (1860-е гг. - 1890 г.) связан прежде всего с творчеством народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) иН.K. Михайловского (1842-1904). Развиваемое ими направление получило название«этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с ихсубъективной оценкой , основанной на принципах этики и социальной справедливости. Основным социологическим трудом П.Л. Лаврова являются«Исторические письма», где по его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Наряду с субъективной социологией заметную играетпозитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход М.М. Ковалевского. Ковалевский в своих социологических воззрениях разделяет положения многих социологических школ и направлений, пытаясь понять и использовать их при анализе различных социальных явлений. Исходя из установок«социологического плюрализма», он разработантеорию общественного прогресса, Ковалевский видел в«расширении сферы человеческой солидарности» .

В русле позитивизма развивалась«натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относитсяконцепция географического детерминизма. разработанная Л.И. Мечниковым (1838-1888).

Наиболее яркими представителямипсихологического направления в российской социологии былиЕ.В. Де Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареев.

Большой вклад Н.И. Кареев считалдуховное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.

Социологиямарксизма в России была представлена двумя основными теориями:ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов иВ.И. Ленин) и так называемый«легальныймарксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма.



Анархизм (от греч.anarchia - безначалие, безвластие) - это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими были русские революционерыМ.А. Бакунин (1814-1876) (основная работа -«Бог и государство») иП.А. Кропоткин (1842- 1921) (основные работы: «Записки революционера», «Этика»).

Видным представителемисторической школы (направления) русской социологии былН.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде«Европа и Россия» он выделил и проанализировал цивилизации.

Навтором этапе (1890-е гг. - начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них сталасоциологическая школа права. Представители этой школы - известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904),С.А. Муромцев (1850-1910),П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. - выступали с резкой критикой позитивизма и стремились датьнормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

Третий этап (начало XX в. - 1917 г.) ориентацией нанеопозитивизм , наиболее известными представителями, которого былиК.М. Тахтарев (1871- 1925) иП.А. Сорокин (1889- 1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов -наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения , поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

1. Становление и развитие российской социологии

2. Современный этап развития отечественной социологии

1. Становление и развитие российской социологии

Российская (русская) социология – уникальный феномен не только национальной, но и мировой культуры. Однако до сих пор история социологии в России – это наименее изученный раздел социологической науки, что обусловлено в первую очередь историческими причинами. С самого начала своего зарождения и становления русская социология была поставлена в весьма неблагоприятные условия по сравнению с теми, которые были созданы для нее в странах Западной Европы и США.

Несмотря на все сложности и трудности, российская социология успешно развивалась, смогла подняться на уровень мировых достижений и даже во многом превзойти и опередить по времени западную социологическую мысль. К середине 20-х г. XX в. она достигла научной зрелости, которая характеризовалась теоретико-методологической интеграцией, достижениями эмпирического уровня исследований, успешной институционализацией.

Социология в России возникает в 60-е г. XIX в. Можно выделить три группы причин появления и распространения социологической науки: социально-экономические, естественно - научные и идейно-теоретические.

К социально-экономическим причинам, безусловно, относится отмена крепостного права в 1861 г., которая повлекла за собой изменения во всех сферах жизни общества – экономической, политической, социальной, духовной. Начинается развитие индустриального производства, становление капиталистических отношений. В связи с этим изменяется и усложняется социальная структура общества: появляются новые классы и слои городской и сельской буржуазии, пролетариата, разночинцев и др. Происходит значительное оживление социально-полити-ческой жизни, связанное с бурной деятельностью народников, революционеров и других общественных организаций. Все эти процессы, конечно же, требовали изучения и анализа.

К естественно-научным предпосылкам можно отнести крупнейшие научные открытия, сделанные в середине XIX в. Это, прежде всего, эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, достижения в области химии, физики, математики. Открытие фундаментальных законов позволило получить точное и строгое знание о природном мире. Естественно, был поставлен вопрос о возможности получения подобного знания в отношении мира общественного.

Наконец, идейно-теоретические причины появления социологии в России связаны с влиянием отдельных как отечественных (западничество и славянофильство), так и западных (позитивизм) теорий и концепций.

Отечественная социология обладает рядом уникальных черт, отличающих ее от западной социологии, благодаря которым она приобрела собственные оригинальные формы и стала самостоятельно развиваться именно в русле своих национальных традиций:



1. Социальная мысль в России изначально, уже в первой половине XIX в. формировалась в русле философии истории. К середине века получили развитие социальные теории, в которых органично соединялись социальная философия и социологические элементы. В начале XX в. появляются уже собственно социологические теории.

2. Русская социология явилась ответом на потребности отечественной социальной жизни. Она была постоянно включена в социально-политическую практику. Российские социологи стремились предложить проекты правильного (на их взгляд) общественного устройства, т.е. пытались перевести теоретические положения на уровень практических программ, хотя и не всегда удавалось преодолеть оторванность социологии от реальных социально-политических процессов. Представители ведущих политических и идеологических кругов не осознавали (или не хотели осознавать) имевшуюся в обществе высокую потребность в конкретной науке о нем. Социологи подвергались гонениям и преследованиям.

3. Именно в отечественной социологии произошло четкое разделение на субъективистскую и объективистскую парадигмы, которые не только существовали отдельно друг от друга, но и имели тенденцию к постоянному сближению. В рамках объективизма предметом исследования являлось общество, рассматриваемое как система, имеющая внутренние закономерности. Задача социолога заключалась в описании и объяснении объективно существующих связей. Представители субъективизма обращались к жизненному миру конкретного человека, и их основной задачей становилось понимание этого мира.

4. Активно осваивались достижения зарубежной социологии. Отечественные социологи, в отличие от своих зарубежных коллег, которые имели слабое представление о развитии социологической науки в России, постоянно знакомились с достижениями западной социологической мысли.

Несмотря на все многообразие русской социологии, можно выделить ряд общих проблем и типологических черт, которые были присущи фактически всем направлениям и школам.

Во-первых, это использование органического подхода к анализу общества, т.е. стремление рассматривать мир как иерархизированное целое. Отсюда склонность отечественных социологов к широким социальным обобщениям, попытки найти общезначимый социальный идеал, ориентируясь на который можно освободить общество от элементов, разрушающих его органичность и гармонию.

Во-вторых, акцентирование внимания на проблематике социальной эволюции и прогресса, поиск объекта эволюции, критериев и «формул» прогресса.

В-третьих, переплетение утопической и реалистической линий в социальной мысли. Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представлений об обществе как механическом агрегате и из принципа социального конструктивизма. Считалось, что достаточно создать научный социальный проект, осуществить его революционным путем, полагаясь при этом просто на волю к изменениям, и тем самым ускорить исторический процесс.

Реалистическая линия утверждала многофакторный подход. Общество понималось как сложная, динамическая, равновесная система. Обосновывалась необходимость соразмерной эволюции. Осуществлялся поиск согласования интересов различных социальных субъектов. Утверждались идеи солидарности, кооперации, взаимной помощи.

В-четвертых, ярко выраженный интерес к проблемам социального поведения, социальной мотивации, социальной структуры, личности и группы.

Традиционно в истории развития русской социологии выделяют два основных этапа: классический (60-е г. XIX в. – 10-20-е г. XX в.) и современный (с 1917 г. – до наших дней).

В рамках классического этапа условно вычленяют три основных периода: первый - 1860-1890-е гг., второй – 1890-е гг. – начало ХХ в., третий – начало ХХ – рубеж 10-20-х гг. ХХ вв.

В рамках первого периода развития российской социологии (1860-1890-е г.) сложилось несколько основных направлений: позитивистское, натуралистическое в нескольких своих вариациях (органицизм, географический детерминизм); субъективное направление и экономический материализм. Но доминировали, прежде всего, позитивистские идеи. Российских ученых привлекало в позитивизме стремление его сторонников создать новую науку об обществе, дающую точное и конкретное знание о нем, использование методов естественных наук для исследования социальных явлений и процессов. Этим отличались труды М.М. Ковалевского, П.Ф. Лилиенфельда, А.И. Стронина, Л.И. Мечникова, Н.Я. Данилевского.

Наряду с позитивистским, огромное значение имело субъективное (иногда этико-субъективное) направление, являющееся исконно русским. К числу наиболее видных его представителей относятся П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, Н.И. Кареев. Представители данного направления основным элементом общества считали личность, следовательно, социолог, по их мнению, должен изучать внутренний мир человека, его устремления и помыслы, т.к. именно они влияют на поведение, а не внешние факторы. В качестве инструмента исследования предлагалось использовать субъективный метод, который и являлся подлинно социологическим, в отличие от естественнонаучных. Суть метода заключалась в «сопереживании» социолога исследуемому субъекту. Социолог как бы «вживался» в роль того, кого он исследовал, и смотрел на мир его глазами. Основными темами субъективного направления являлись проблемы личности в истории, ее возможностей по улучшению общества в целом, проблемы взаимодействия личности и массы. При этом особое внимание уделялось этическим и нравственным аспектам деятельности личности.

Второй период развития социологии в России (1890-е г. – начало ХХ в.) был связан с критикой позитивизма и попыток соединения социологии с естествознанием. Появляются антипозитивистские идеи. Центральная роль в этом принадлежала неокантианскому направлению, представители которого (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов) считали, что нельзя рассматривать жизнь общества лишь как часть природного процесса и, соответственно, недопустимо изучать социальные процессы, явления с помощью методов естественных наук.

Ошибкой позитивистов, по мнению неокантианцев, являлось то, что они стремились рассматривать общество как целое, упуская из виду его отдельные стороны. Социальная же жизнь, в понимании неокантианцев, представляет собой культурно-ценностные аспекты человеческого поведения, обладающего неповторимостью, уникальностью, особенностью. Задача социолога – не просто выявить и объяснить какое-либо явление, но и оценить его.

В рамках второго периода обострились отношения российской социологии и власти. Это было связано с негативными оценками политической жизни страны социологами и попытками их непосредственного участия в политической деятельности. Долгое время ученым не разрешали открывать свои кафедры, создавать научные объединения, выпускать собственные периодические издания. Публиковались только те работы, которые прошли жесткую цензуру. Многие видные социологи того времени (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтерев, П.Ф. Лилиенфельд) вынуждены были печататься за рубежом. Но с трудами отечественных социологов стали знакомится за границей, там они получили одобрение и признание, их стали привлекать к участию в международных социологических конгрессах.

Третий период в развитии отечественной социологии (начало ХХ в. – рубеж 10-20-х г. ХХ в.был ознаменован появлением неопозитивизма. Его представители (А.С. Звоницкая, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев) считали, что следует исследовать не общество в целом и не личность, а социальные действия, социальное поведение, социальные связи, социальные взаимодействия.

Развитие неопозитивизма в русской социологии связано также с существенной модернизацией самой социологической науки. Неопозитивисты считали, что она, во-первых, должна превратиться в описательную науку. Во-вторых, необходим резкий отказ от всякого рода редукционизма. В-третьих, получать точные данные стоит путем проведения эмпирических исследований. В-четвертых, как можно более эффективно следует использовать социологическое знание в практических целях. В-пятых, необходимо попытаться преодолеть негативное отношение власти к социологии. Активное влияние неопозитивистского направления на социологическую науку существенно изменило ее структуру и содержание.

Параллельно неопозитивизму развиваются такие направления, как «христианская социология» (Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, С.А.Франк), легальный (П.Б.Струве, М.И.Туган-Баранов-ский) и ортодоксальный (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов) марксизм.

В 1908 г. при Психоневрологическом институте создана первая в России кафедра социологии. Стоит отметить, что институт был частным, а государство по-прежнему настороженно относилось к социологической науке. В 1912 г. была открыта социологическая секция на историческом факультете Петербургского университета. В 1916 г. образовывается Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского.

Таким образом, в рамках классического этапа отечественная социология развивалась относительно благополучно. Определялась ее объектная и предметная область, вырисовывалась структура социологического знания, выбирались методы исследования, усложнялось содержание. К сожалению, эти процессы были прерваны в 20-30-е г. XX века.

2. Современный этап развития отечественной социологии

С 1917 г. по 1922 г. отечественная социология развивалась преимущественно как теоретическая наука. Эмпирические исследования почти не проводились, хотя потребность в них безусловно назрела к этому времени. В целом, отношение к социологии на первых порах после Октябрьской революции было положительным. Начался процесс ее институционализации. Активно издавалась социологическая литература как марксистского (Е.А. Энгель, Н.И. Бухарин), так и немарксистского толка (В.М. Хвостов, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев). Постепенно начинают появляться союзы, секции по изучению общественных наук.

В 1918 г. был создан Социо-библиологический институт, который представлял собой ассоциацию ученых и был призван решить несколько задач: популяризация социологического знания, оказание помощи всем желающим в ознакомлении с литературой по социальным наукам, проведение социологических исследований.

В 1919 г. Социо-библиологический институт был преобразован в Социологический институт. В нём стали работать такие выдающиеся ученые того времени, как К.М. Тахтарев, Н.Л. Гредескул, П.А. Сорокин. В институте велась работа по учету и систематизации всех трудов (книг, статей, брошюр), касающихся социальных вопросов; по популяризации социологии и социальных знаний; по разработке социальных вопросов путем самостоятельных исследований и опубликованию их результатов.

В 1919 г. возобновило свою работу «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского», председателем которого был избран Н.И. Кареев. Исследователи, педагоги и просто люди, желающие получить знания по социологии, регулярно собирались и слушали лекции и доклады ведущих ученых – П.А. Сорокина, К.М. Тахтарева, Н.А. Гредескула, Н.И. Кареева, А.А. Гизетти, П.И. Люблинского и др.

Именно Социологический институт и «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского» стали центром борьбы с марксизмом в области социологии. Впоследствии это явилось одной из причин прекращения деятельности Института и Общества. Социологический институт был закрыт в 1921 г., чуть позднее эта участь постигла «Русское социологическое общество». Власти прекрасно понимали, что нельзя давать возможность проводить исследования и издавать книги по социологии профессорам либерального направления.

Систематическая социологическая работа велась в «Лаборатории по рефлексологии социальных групп», созданной по инициативе П.А. Сорокина при Институте по изучению мозга и психической деятельности. Основной задачей данной лаборатории являлось изучение влияния профессии на поведение людей.

В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете II Петроградского государственного университета была создана первая в стране кафедра социологии, с таким руководителем, как П.А. Сорокин. На факультете стали читаться такие курсы, как: «Система социологии», «История социологических учений», «История социалистических учений». Факультативно велись «Уголовная социология» и «Этика общежитий». Была введена ученая степень по социологии.

Народный комиссариат по делам просвещения разрешил преподавать социологическую науку в школах. Была поставлена задача обеспечить переход к всеобщему обязательному изучению социологии. Однако правительство, увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. Вместо социологии было введено изучение так называемой «политической науки» - «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Конституция СССР» и др. Таким образом, положение социологической науки стало еще хуже, чем это было до 1917 г.

В связи с тем, что подавляющее большинство социологов являлись представителями враждебных марксизму идеалистических направлений, в отношении их самих и социологической науки стали планомерно производиться запретительные действия. В 1922 г. была закрыта кафедра социологии. Её руководитель П.А. Сорокин вместе с другими «идеалистами» отправлен за пределы страны на «философском пароходе». В 1923-1924 г. в вузах Петрограда было введено преподавание курса «Исторического материализма».

В конце 1924 г. прекратили свою деятельность «Философское общество», «Вольная философская ассоциация» и другие независимые объединения. Перестали издаваться журналы «Экономист», «Литературные записки», «Мысль» и др., в которых популяризировались идеи немарксистских философов и социологов.

Дореволюционная интеллигенция стала подвергаться гонениям. Результатом действий советского правительства в отношении нее стало прекращение научной, преподавательской и публицистической деятельности в сфере социологии. Значительная часть ученых вынуждена была уехать из страны. Лишь единицы социологов перешли на позиции марксизма.

Несмотря на все перипетии, в 20-30-е г. XX в. отечественная социология развивалась и на теоретическом, и на эмпирико-прикладном уровнях. В области теории шли разработки предмета и структуры марксистской социологии, ставился вопрос о соотношении социологии и марксистской теории общества. В связи с этим можно выделить несколько основных векторов развития марксистской социологии:

1. Отождествление социологии с историческим материализмом. Данная позиция имела наибольшее теоретическое влияние и была сформирована под влиянием книги Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологи» (1921 г.). Н.И. Бухарин и его последователи (С.А. Оранский, С.Ю. Семковский, Н.Н. Андреев, Д.С. Садынский) считали, что исторический материализм – это и есть социологическая теория марксизма. Они доказывали, что социология является самостоятельной наукой, но остается дополнительной по отношению к философии марксизма, к диалектическому и историческому материализму.

2. Убеждение, что социология – не отдельная наука, а составная часть философии. Данной позиции придерживались С.Я. Вольфсон, З.Е. Черняков, С.З. Каценбоген и др.

3. Направление, согласно которому в историческом материализме можно выделить философский и социологический аспекты. Первый заключается в материалистическом понимании истории, второй – в признании общей теории социальной жизни (В.В. Адоратский, И.П. Разумовский и др.).

4. Антисоциологическое направление, представители которого (А.М. Деборин, И.Н. Луппол и др.) отрицали социологическое значение исторического материализма. Он рассматривался только как научно-философская теория общества. Не признавалось право социологии на самостоятельное существование, её считали враждебной буржуазной лженаукой, и сам термин «социология» следовало изъять из употребления. К концу 20-х гг. именно эта позиция стала преобладающей.

В это же время, помимо дискуссии о соотношении марксистской и немарксистской социологии, широкое распространение вновь получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений и процессов, суть которых заключалась в том, что социология рассматривалась как часть естествознания, а при изучении общества ученые опирались на законы развития природы. Имели место такие теории, как «коллективная рефлексология» (В.М. Бехтерев), «фитосоциология» (И.К. Пачосский, В.Н. Сукачев), «зоосоциология» (М.А. Мензбир), «физиологическая социология» (Г.П.Зеленый, В.В.Савич), «социальный дарвинизм» (Н.А.Гредескул, Д.С. Садынский).

В научной литературе всё-таки поднимались вопросы социальной и национальной структуры общества, процессов классовой дифференциации.

Помимо теоретической социологии, в 20-е г. XX в. активно развивается эмпирическая социология. Прикладные и эмпирические исследования были посвящены проблемам труда и быта рабочих и крестьян, развития города и деревни, социальным аспектам развития производства (вопросы научной организации труда, производственных коллективов, социального управления), бюджетам времени различных категорий населения, проблемам культуры и образования, брака и семьи, образа жизни сельской, рабочей, студенческой молодежи и многим другим.

Благодаря организации и проведению конкретно-социологических исследований появляется отраслевая социология. Наиболее значимых успехов достигли такие отрасли социологического знания, как социология труда, социология управления, социология деревни, социология города, социология брака и семьи, социология образования и воспитания, социология религии, социология народонаселения и др.

Разрабатывается и совершенствуется методология, методика и техника социологического исследования. В качестве методов исследования чаще всего использовались массовые опросы, беседы, интервью, наблюдения, анализ бюджетов времени. Социологическому анализу подвергались данные социальной статистики.

Безусловно, существовал ряд серьезных недостатков в области разработки, организации и проведении конкретных исследований. Но надо понимать, что это были самые первые шаги эмпирической социологии. В ходе проводившихся исследований накапливался очень важный материал, который в дальнейшем становился основой для теоретических обобщений и практических выводов.

В начале 30-х г. резко сужается масштаб социологических исследований. Этому способствовали те обстоятельства, о которых речь шла ранее – победа «антисоциологической» линии, в рамках которой отрицалось право социологии на существование. Новой власти не нужна была (да и опасна для нее) наука, открывающая глаза на многие проблемы и вскрывающая противоречия общественных процессов.

Таким образом, в конце 20-х – начале 30-х г. XX в. развитие социологии было прекращено чисто волевым решением. В последующие 30 лет не разрабатывалась социологическая теория и не проводились конкретные исследования.

Вновь право на существование социология получает лишь в конце 50-х – начале 60-х г. XXв., во времена так называемой «оттепели», когда появились некоторые идеологические свободы и возможность, хотя и существенно ограниченная, творчества в области социальных наук. Правда, с конца 50-х г. до второй половины 80-х гг. социология развивалась, в основном, как эмпирическая наука. Разработка социологической теории по-прежнему находилась под идеологическим контролем.

В 1956 г. советские социологи приняли участи в работе III Всемирного социологического конгресса (г. Амстердам). В 1958 г. в Москве состоялось Международное совещание социологов, которое посетили президент Международной социологической ассоциации Ж. Фридман и ряд других известных социологов (Р. Арон, Т. Боттомор, Э. Хьюз и др.). В этом же году была создана Советская социологическая ассоциация, первым президентом которой стал Ю.П. Францев.

В этот период были проведены серьезные конкретные социологические исследования рабочего класса, крестьянства, научно-технического прогресса, брака и семьи, образования и др. Особая роль в этих исследованиях принадлежит Уральской социологической школе. В 1961 г. по итогам исследования, выполненного уральскими социологами на промышленных предприятиях, вышла книга «Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР» под редакцией М.Т. Иовчука. Эта была первая после столь долго перерыва книга, представлявшая результаты исследования. Она получила положительную оценку и дала импульс к дальнейшему исследованию проблем рабочего класса.

В 1960 г. в Уральском государственном университете была открыта первая в стране социологическая лаборатория, работниками которой проведены несколько серьезных конкретно-социологических исследований. Наиболее известное из них – это исследование социальной мобильности, описанное в книге М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова «Социальные перемещения». В отличие от западных исследователей социальной мобильности, наши социологи исходили из идеи о равном социальном положении людей в социалистическом обществе. Поэтому они рассматривали горизонтальные перемещения между равными социальными группами, а вертикальная мобильность в расчет почти не принималась, разве что при изменении образовательного, квалификационного, профессионального статуса внутри основных классов и групп советского общества. Авторы исследовали межпоколенные перемещения между группами рабочих, служащих, специалистов. В 1964 г. открывается первая кафедра конкретных социологических исследований в МГУ.

В 1968 г. создается Институт конкретных социологических исследований, в котором складывается уникальная атмосфера для научного творчества: возможность проведения исследований и публикация их результатов, привлечение к работе лучших социологов страны, организация научных дискуссий и т.п. В 1974 г. стал издаваться первый в стране социологический журнал «Социологические исследования» («Социс»). Быстро развиваются центры социологии в различных регионах страны (Москва, Ленинград, Урал, Сибирь, Поволжье и др). Активно работают такие известные социологи-профессионалы, как Г.М. Андреева, Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.С. Семёнов, З.И. Файнбург, А.Г. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.

В 70-е – 80-е г. на состоянии социологии сказывается общий дух периода «застоя». Партийному аппарату социология нужна была лишь для создания и распространения определенных социальных мифов, поэтому власти постоянно учиняли препятствия наиболее талантливым социологам, которые своими исследованиями диагностировали острые проблемы того времени. Социологии вновь пришлось преодолевать сопротивление командно-административной системы, что в большей степени удавалось сделать на уровне региональных центров.

Благоприятные условия для развития социологии стали появляться лишь во второй половине 80-х г. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС "О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества". Это означало, во-первых, что на государственном уровне была признана самостоятельность социологической науки. Во-вторых, социология получила возможность развиваться не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровнях. В-третьих, указывалось на ключевую роль социологии в выявлении и предложении путей решения проблем жизни общества.

Процесс институционализации социологической науки был продолжен. Создан Всесоюзный (впоследствии Всероссийский) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), задачей которого являлся мониторинг общественного мнения по самым важным вопросам развития страны. В 90-е гг. появляются различные центры, фонды, службы, специализирующиеся на проведении массовых опросов. Создаются социологические факультеты в вузах страны, т.е. появляется высшее социологическое образование, и люди получают возможность вполне законно приобрести профессию социолога.

Пишутся и издаются отечественные учебники по социологии, становится официально доступной западная социологическая литература, выпускаются новые социологические журналы ("Социологический журнал", "Мир России", "Вопросы социологии", "Социология: 4М", "Журнал социологии и социальной антропологии", «Мониторинг общественного мнения», «Личность. Культура. Общество», «Евразия», «Социология и социальная антропология» и др.).

Создаются научные общественные объединения, которые представляют собой добровольные союзы ученых, - Российское общество социологов (РОС), Профессиональная социологическая ассоциация, Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, Общество социологов и демографов, Общество профессиональных социологов и др.

Развивается рынок социологических услуг. Появляются социологические фирмы, которые на коммерческой основе организовывают и проводят конкретные социологические исследования, занимаются маркетинговыми исследованиями, оказывают услуги по управленческому консультированию и мн.др.

Среди положительных моментов развития социологии в перестроечный и постперестроечный периоды стоит отметить и ряд проблемных: отсутствие достаточного государственного финансирования исследований; отказ от использования социологического знания при принятии важных управленческих решений; отставание от западной социологической мысли; трудности интеграции в мировую социологию. Поэтому сегодня очень важно преодолеть разрыв между отечественной и западной социологией и более широко привлекать социологов к изучению проблем всех сфер общественной жизни, выявлению социальных результатов и последствий деятельности по преобразованию российского общества.

2. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2007.

3. История социологии. Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова и др. Минск, 1997.

4. История становления советской социологической науки в 20-30-е годы. М., 1989.

5. Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука // Социс. 2008, №3.

6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

7. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии // Социс 2006, №7.

8. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке / Социология и общество. М., Норма. 2007.

9. Тихонов А.В. Отечественная социология: проблема выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социс. 2011, №6.