Другое

Гуманизация труда означает. Проблема гуманизации труда в современных условиях

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Дата публикации: 23.04.2014

Дата изменения: 23.04.2014

Прикрепленный файл: doc, 89.5 кБ

«Утверждаю»5 Обзор (перечень) нормативно-правовых актов (инструкций) регулирующих применение бюджетной классификации, ведение учета, формирование отчетности сектора государственного управления согласно нормам? оссийского законодательства Область регулированияДокументПримечаниеНормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управленияФедеральные законы? ? ? ? ? ? Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства? оссийской Федерации, правовой статус участников бюджетного процесса. Определяет группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации.Устанавливает бюджетные полномочия Министерства финансов? оссийской федерации.Определяет основы бюджетного учета.Определяет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств по ведению (обеспечению ведения) бюджетного учета, возможность передачи полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета казенными учреждениями централизованным бухгалтериям. Бюджетный кодекс? оссийской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (Глава 1 статьи 6,7 Глава 4,Глава 5 статья 28,29Глава 18 статья 152, 161,162,165,166Глава 25.1 статья 264.1).Действует на всей территории? оссийской ФедерацииУстанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.Кроме того устанавливает особенности регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора.Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете»Действует на всей территории? оссийской ФедерацииНормативные правовые акты Министерства финансов? оссийской Федерации,регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управленияУстанавливает Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов), единый порядок его применения и обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции - бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами. Приказ Минфина? оссийской Федерации? ? ? ? от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» ? аспространяется на организации государственного сектора, органы государственной власти (государственные органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовые органы.Приказ Минфина? оссийской Федерации? ? ? от 12.10.2012 № 134н «О внесении изменений изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 01.12.2010 № 157н»Устанавливает план счетов бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству? оссийской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, порядок его применения.Приказ Минфина? оссийской Федерации от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» ? аспространяется на казенные учреждения (учреждения, осуществляющие функции получателя бюджетных средств),? органы? государственной власти (государственные органы) (главные распорядители бюджетных средств), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовые органы.Приказ Минфина? оссийской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 174н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н»? ? ? ? Устанавливает план счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, порядок его применения. Приказ Минфина? оссийской Федерации от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» ? аспространяется на бюджетные учреждения, с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы? оссийской Федерации..? ? ? ? Устанавливает план счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями, порядок его применения.Приказ Минфина? оссийской Федерации от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» ? аспространяется на автономные? учреждения, с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы? оссийской Федерации.Устанавливает формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений. Приказ Минфина? оссийской Федерации от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» В настоящее время подготовлены изменения в приказ № 173н(проект приказа на внесение изменений в приказ Минфина? оссийской Федерации № 173н размещен на официальном сайте Министерства финансов? оссийской Федерации с использованием сети Интернет (http://www.сайт) в разделе «Бюджет/ Бухгалтерский учет государственного сектора»)? аспространяется на организации государственного сектора, органы? государственной власти (государственные органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, финансовые органы.Устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета) и оформления ее результатов. Приказ Минфина? оссийской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»Приказ применяется в части не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете».Определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка? оссии? на территории? оссийской Федерации в целях организации на территории? оссийской Федерации наличного денежного обращения. Указание Банка? оссии от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» Вступили в силу с 01.06.2014Определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка? оссии Положение Центрального Банка? оссии от 12.10.2011 № 373-П«О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка? оссии на территории? оссийской Федерации» утратило силу с 01.06.2014 Нормативные правовые акты, регулирующие составление бухгалтерской отчетности в секторе государственного управленияФедеральные законыОбщие требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учетаФедеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» общие положения ст.13-18особенности применения ст.14 п.4, ст. 16 п. 8, ст.18 п. 1, ст.30 п.3Общие требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.? ? ? ? ? ? ? ? ? Устанавливает? общие требования к бюджетной отчетности, утверждению и представлению бюджетной отчетности? оссийской Федерации, отчетности о кассовом исполнении бюджета Бюджетный кодекс? оссийской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ст. 264.1- 264.7, ст.154, ст.160.1, ст.160.2, ст.162, ст.166, ст.175? егулирует общие требования к составлению отчетности, полномочия в части формирования отчетности участниками бюджетного процесса, порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом.Нормативные правовые акты Министерства финансов? оссийской Федерации,регулирующие составление бухгалтерской отчетности в секторе государственного управления? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Установление единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы? оссийской ФедерацииПриказ Минфина? оссии от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации» ? егулирует составление отчетности: - учреждениями получателями бюджетных средств; - главными распорядителями бюджетных средств; - финансовыми органами? оссийской Федерации; -финансовыми органами субъектов? оссийской Федерации, муниципальных образований;- органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы;органами, осуществляющими кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений; - порядок составления сводной и консолидированной отчетности; - порядок составления учредителями консолидированной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (получателей субсидии), находящихся в их ведении. Приказ Минфина? Ф от 29.12.2011 № 191н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов? оссийской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н»Приказ Минфина? оссии от 26.10.2012 № 138н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н»Установление единого порядка составления, представления государственными (муниципальными) автономными учреждениями и государственными (муниципальными) бюджетными учреждениямиПриказ Минфина? оссии от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» ? егулирует порядок составления бухгалтерской отчетности государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, получающими из бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и на иные цели. Приказ Минфина? оссии от 26.10.2012 ? ? ? ? ? ? ? ? ? № 139н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов? оссийской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н»Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения бюджетной классификации Федеральные законыУстанавливает основы бюджетной классификации? оссийской Федерации, в том числе:состав бюджетной классификации? оссийской Федерации и сферу её применения;полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в части установления кодов бюджетной классификации? оссийской Федерации и порядка их применения.Бюджетный кодекс? оссийской Федерации(Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ):1) основы бюджетной классификации? оссийской Федерации - глава 4 «Бюджетная классификация? оссийской Федерации», статьи 7, 8, 9, 14, 15, 29, 36, 165;2) применение бюджетной классификации? оссийской Федерации при составлении проектов законов (решений) о бюджетах, их исполнении, в том числе формировании бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, бюджетных смет, ведении учета, составлении отчетности – статьи 6, 40, 145, 168.6, 174, 184.1, 184.2, 217, 219.1, 221, 241.1, 242.4, 242.5, 264.1, 264.6, 269.1. Нормативные правовые акты Министерства финансов? оссийской Федерации, регулирующие вопросы применениябюджетной классификацииУстанавливает принципы назначения, структуру, порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации? оссийской Федерации (в части показателей, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы? оссийской Федерации и (или) относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов? оссийской Федерации).Применяются для составления проектов законов (решений) о бюджетах бюджетной системы? оссийской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)Приказ Минфина? оссии от 01.07.2013 г. ? ? ? ? ? ? № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации? оссийской Федерации» (далее – Указания)Указания вводятся в действие приказом Минфина? оссии.Электронные версии Указаний, а также актов Минфина? оссии, вносящих в них изменения, размещаются на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации».Применяется с 1.07.2013 г.Электронная версия Приказа № 65н, а также актов Минфина? оссии, вносящих в него изменения, размещена на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации». Приказ Минфина? оссии от 16.12.2013 г.? ? ? ? ? ? ? № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации? оссийской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов? оссийской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н»Применяется с 16.12.2013 г.Электронная версия Приказа № 121н, размещена на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации». Приказ Минфина? оссии от 20.02.2013 г.? ? ? ? ? ? ? № 11н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации? оссийской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов? оссийской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н»Применяется с 20.02.2013 г.Электронная версия Приказа № 11н размещена на официальном сайте Минфина? оссии в сети Internet в рубрике «Бюджетная классификация? оссийской Федерации».

1. Гражданский кодекс Российской Федерации №151-ФЗ (в ред от 07.02.2011 г.)

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 30.07.1998 г. №148-ФЗ (в редакции от 03.12.2011 г.)

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (в редакции от 07.12.2011 г.)

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2011г. №197-ФЗ (в редакции от 15.12.2011 г.)

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в ред. от 03.11.2010 г. №183-ФЗ).

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ

7. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27.07.2010

8. Программа реформирования бухгалтерского уче­та в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утв. Постановлением Пра­вительства РФ от 06.03.98 г. №283.

9. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. №180.

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н. (в действующей редакции).

11. Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. №107.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.Утв. Приказом Минфина РФ от 06.08.08 г. № 106н (в действующей редакции).

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08. Утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.08 г. № 116–н (в действующей редакции).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006. Утв. Приказом Минфина РФ от 27.10.2006 г. №154н (в действующей редакции).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н ((в действующей редакции)).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н (в действующей редакции).

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н (в действующей редакции).

18. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утв. Приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. №56н (в действующей редакции).

19. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010. Приказ Минфина РФ от 13.12.2010г. №167н

20. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н (в действующей редакции).

21. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н (в действующей редакции).

22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. №48н в (действующей редакции)

23. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010. Утв. Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. №11н (в ред. От 18.09.2006 г. № 115н).

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н (в ред. от 18.09.2006 г. № 115н).

25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. №153н.

26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по кредитам и займам» ПБУ 15/08. Утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2008г. №107н

27. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. №66н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 10.11.2002 г. №115н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н.

30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002. Утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. №126н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н).

31. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/2003. Утв. Приказом Минфина РФ от 24.10.2003 г. №105н (в ред. от 18.09.2006 г. № 116н).

32. Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" ПБУ 22/2010, утвержденное Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н

33. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/11. Приказ Минфина России от 02.02.2011 г. N 11н

34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011. Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 г. N125н

35. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.09.95 г. №49.

38. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. №119н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н).

39. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды. Утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. №135н.

40. Методические указания по бухгалтерскому уче­ту основных средств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н (в ред. от 27.11.2006 г. №156н).

41. Методические указания по формированию бух­галтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 г. № 44.

42. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 07.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н и 116н).

43. О формах бухгалтерской отчетности организа­ций. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н.


Похожая информация.


Четко налаженный учет законодательства необходим прежде всего для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов. Кроме того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу, для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок но законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов. Наконец, без надлежащего учета нормативных актов невозможно эффективное правовое просвещение, деятельность учебных и научных юридических учреждений.

В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

Основные принципы организации учета законодательства следующие:

Виды учета нормативных актов представлены на рис. 28.2.

Рис. 28.2.

Наиболее простой вид учета законодательства - фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах, или так называемый журнальный учет. Такой учет можно вести по или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например: аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на конкретные отрасли, подотрасли и юридические институты.

Возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет, который заключается в создании разного рода картотек, т.е. системы карточек, расположенных но определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст акта, что более предпочтительно. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника, или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.).

Преимущества картотечного учета состоят в том. что он позволяет оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт, в быстроте поиска.

Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.

Информационно-поисковой системой "Консультант-Плюс" разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его достоинств следует отнести высокий уровень детальности по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик.

Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

В деятельности того или иного органа, учреждения могут сочетаться различные формы учета законодательства, взаимно дополняющие друг друга. Возможны, например, ведение журнального учета по хронологическому принципу вместе с созданием предметно-отраслевой картотеки либо картотечный учет и одновременное ведение контрольных текстов актов действующего законодательства. Такое сочетание разных форм учета способствует повышению эффективности справочно-информационной службы в области законодательства.

Автоматизированные информационно-поисковые системы

Ныне все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы можно заложить практически безграничный объем правовой информации. Это все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т.п. Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки. Наконец, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу тиражировать ее в необходимом количестве.

Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 1960-х гг. группой ученых и юристов под руководством профессора Д. Хорти. В США и других западных государствах созданы десятки такого рода систем. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает примерно 150 тыс. единиц правовых документов.

В Российской Федерации подобные автоматизированные системы созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ и в ряде других федеральных органов. Создан и активно разворачивает свою деятельность ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем законодательства (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс и др.).

Ныне существующие информационно-поисковые системы по законодательству содержат десятки и сотни тысяч правовых информационных документов и позволяют осуществлять их поиск по различным данным: вид и заголовок правового акта, его номер и дата принятия, орган, его принявший, источник и дата официального опубликования такого акта, используемые в его тексте ключевые слова и др.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок составления и представления бухгалтерской отчетности в России в настоящее время являются:

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ гл.3 ст.13-16;

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом МинФина 29.07.1998г. № 34н;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом МФ от 06.07.1999г. № 43н;

Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности»;

Приказ об учетной политике организации.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает не возможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйствен ной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.


Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения от дельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление - следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление от четности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации - в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

Финансовая отчетность в России и в мире сегодня

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип неприрывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

Кредитные организации;

Страховые организации;

Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство Фининсов. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета). МСФО станут применять для консолидированной отчетности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.