Нк рф

Актуальность использования средств и методов управления качеством. Применение средств и методов управления качеством

Бухгалтерский учет в кафе имеет очень много различий от других видов деятельности. Тут есть свои нюансы, характерные для каждой экономической сферы. Для бухгалтерского учета в кафе — это калькуляция продукции и дополнительные первичные документы. Хотя сразу стоит оговориться, что эти сложности — для ООО, как быть ИП, открывающему кафе — об это речь пойдёт ниже. ИП не ведут бухучет, государство их освободило от него, в самых-самых редких случаях встречаются ИП на ОСНО с бухучетом, но это очень редкие случаи, в основном бухгалтерский учет в кафе ведут именно ООО, однако учет товаров, блюд, ингредиентов, конечно, идентичен.

Бухгалтерский учет в кафе: первичные документы

Чтобы полноценно вести бухгалтерский учет в кафе потребуются специфические унифицированные формы:

  1. Калькуляционная карточка (ОП-1) – это основной документ, отражающий продажную цену блюда. На его основании в дальнейшем будут заполняться все остальные, связанные с реализацией. Карточку заводят на каждое изделие. Расчет в ней производится исходя из стоимости ингредиентов на 100 блюд. Все изменения в стоимости фиксируются именно здесь. Карточка утверждается директором.
  2. План-меню (ОП-2) – представляет собой перечень блюд и необходимых продуктов для их изготовления, который накануне приготовления составляет шеф-повар для утверждения директором.
  3. Накладная на отпуск товара из кладовой (ОП-4) – по ней отпускаются продукты в производство блюд и по подразделениям (кухня, бар, буфет и т.д.). Составляется в двух экземплярах и оформляется либо по учетным ценам, либо по продажным и учетным ценам, если они разные.
  4. Акт на бой, лом и утрату посуды и приборов (ОП-8) – составляется комиссией в двух экземплярах: один – для бухгалтерии, другой остается у материально ответственного лица.
  5. Акт о реализации и отпуске изделия с кухни (ОП-10) – составляется на основании кассовых документов. Реализованные блюда в документе группируют по видам.
  6. Отчет о движении продуктов и тары на кухне (ОП-14) – учитывает поступление и расход продуктов и тары. Заполняется на основании складских документов, накладных поставщиков, актов реализации.
  7. Заказ-счет (ОП-20) – расчетный документ, в котором отражается наименование блюда и его итоговая стоимость. Эта форма необходима для получения денежных средств от клиента при предварительном заказе банкетов, обслуживания торжеств и других мероприятий. Документ служит основанием для внесения аванса и окончательного расчета.

Существует еще множество унифицированных форм, которые используются в организациях общепита. Но тут уже все зависит от специфики фирмы. Выше приведены самые распространенные. Помимо этих документов необходима и обыкновенная первичка по учету зарплаты, сырья и материалов, налогов, кассы и банка.

Расходы кафе

Бухгалтерский учет в кафе предполагает расчет розничной стоимости блюд, иными словами калькуляцию. Для начала необходимо составить технологические карты на каждый пункт из меню вашего кафе. Это документы общепита, содержащие в себе информацию о рецептуре, технологии приготовления, потерях при обработке и калорийности. Можно использовать готовые сборники технологических карт. По ним бухгалтер-калькулятор рассчитывает себестоимость продукции. Цена продажи блюда будет равна себестоимости умноженной на наценку.

Когда кафе закупает продукты у поставщиков, сначала они попадают на склад, а не прямиком под нож повара. Поэтому бухгалтерский учет в кафе должен включать в себя и складской учет. В отличие от торгового или производственного предприятия тут все намного сложнее. Во-первых, из-за частого перемещения сырья. Во-вторых, существует постоянная необходимость проведения инвентаризаций и выявление излишков и недостач. В-третьих, необходимо очень много списывать скоропортящихся продуктов. Что влечет за собой огромный документооборот. Кроме этого, само по себе складское помещение должно соответствовать нормам САНПИНа. Во многом бухгалтерский учет в кафе по материалам соответствует учету в других отраслях.

Отдельная история – это кассовые операции. Бухгалтерский учет в кафе предполагает ведение кассы в соответствии с нормами законодательства, и, разумеется, куда мы денемся от онлайн-касс. Должен быть определен лимит остатка денежных средств на конец рабочего дня, быть оформлена кассовая книга, журналы кассиров-операционистов. Применение ККМ в кафе обязательно.

Бухгалтерский учет в кафе: основные счета

Предприятия общепита, когда ведут бухгалтерский учет в кафе, в основном используют три счета: 20, 41 и 44. На счете производственных затрат (20) накапливаются издержки. По сути, он формирует себестоимость продукции. «Товары на складах» (41) предназначен для оприходования продуктов от поставщиков и учета готовых блюд. На 44 счете скапливаются расходы на содержание кафе, по заработной плате персонала, аренде и т.д. Финансовые результаты отражаются 90 счете.

Налогообложение

Бухгалтерский учет в кафе направлен еще и на то, чтобы досконально рассчитать доходы и расходы, которые будут основой налогообложения. При регистрации фирмы, которая будет оказывать услуги по общественному питанию, можно выбрать любую систему налогообложения: основную, УСН или ЕНВД (но она уже доживает последний год, в 2020 её уже не будет). Но перед выбором стоит тщательно рассмотреть достоинства и недостатки каждого из них. Ведь от этого будет зависеть налоговая нагрузка. Но при этом важно учесть, что независимо от выбранного режима всегда нужно будет начислять и платить зарплатные налоги.

Для ведения бухгалтерского, налогового учета, расчета зарплаты, налогов и взносов в кафе необходимо использоваться учетную бухгалтерскую программу. Новинкой, которую хотят попробовать большинство бухгалтеров, является онлайн-бухгалтерия от компании СКБ Контур — «Контур бухгалтерия». Даже если предприятие работает на 1С, то начать работу с онлайн-бухгалтерией очень просто — достаточно сделать выгрузку базы и попробовать как работает настоящая онлайн-бухгалтерия (УСН, ЕНВД, ОСНО), после регистрации можно месяц пользоваться бесплатно всем доступным функционалом:

Если нужно только сдавать отчетность через интернет, а этого хотят все, так как никуда идти не надо, сидеть, стоять или лежать в коридорах налоговой и ПФР, то можно воспользоваться универсальным , через него можно отправлять уже готовые формы отчетности. То есть бухгалтер их формирует в любой программе и загружает, контролирующие органы получают отчетность и присылают подтверждение. Однако, универсальные программа далеко не всегда подходят для кафе, чаще всего приходится организовать, использую несколько программ, в том числе онлайн-сервисы, хотя современное развитие технологий вполне позволяет использовать только онлайн-сервисы, к сожалению для владельцев кафе, ресторанов, универсального и всё могущего онлайн-сервиса нет.

С тех пор как из учета в торговой деятельности исчез счет «Издержки обращения», 1 бухгалтеры предприятий общепита стали выяснять, что же отныне представляет собой такая деятельность – производство, торговлю или то и другое. От этого зависит принятие решений о способе учета запасов и затрат. Чтобы найти ответ на этот вопрос надо попробовать изучить проблему объективно , не пытаясь угодить каким-либо инструкциям, стандартам или рекомендациям, тем более за счет игнорирования других равносильных документов (все официальные документы в этом вопросе, к сожалению, противоречат друг другу). Пожалуй, единственное, что мы можем (и обязаны) взять на вооружение, это Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Автор обещает, что в нижеследующих рассуждениях ни один из пунктов этого Закона не будет нарушен. Как не будут нарушены и правила составления финансовой отчетности, установленные соответствующими ПБУ. По большому счету, от бухгалтеров ничего другого и не требуется.

Чтобы покончить с доказательствами бесполезности обращения к специальным нормативным источникам, мы, прежде чем перейти к изложению сути вопроса, кратко обозначим, как различные документы трактуют общественное питание как отрасль деятельности.

Общепит: торговля или производство?

Документ Определение отраслевой принадлежности
Инструкция № 291 Производственная деятельность (см. трактовку Инструкцией счета 23 «Производство»).
Правила работы заведений (предприятий) общественного питания, утв. Приказом Минэкономики и европейской интеграции № 219 от 24.07.02. Сфера производственно-торговой деятельности (см. п.1.3 Правил).
ПБУ 9 «Запасы» Специально не оговаривается, но судя по тому, что п.22 ПБУ, где рассматривается метод учета выбытия запасов по продажным ценам, касается только розничной торговли и где специально не оговаривается, что к такому виду деятельности может относиться и общепит, то этот вид деятельности, если следовать логике данного стандарта, вероятно, относится к производству .
Методические рекомендации о внедрении национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утв. Приказом Минэкономики и европейской интеграции № 157 от 17.06.03. Судя по названию документа, общепит не следует относить ни к торговле, ни к производству, а скорее причислять ее к сфере бытовых услуг . Тем не менее, п. 2.1. Рекомендаций, в части, где говорится о методах учета выбытия запасов из кладовой, не содержит ограничений в выборе метода, а предоставляет бухгалтеру возможность остановиться на любом из пяти методов, предложенных ПБУ 9, в т. ч. и по продажным ценам, как в розничной торговле . Вместе с тем, п.2.2. Рекомендаций указывает на учет «сырья и товаров» в производстве (на кухне) на счете 23 «Производство», что дает основание полагать, что Рекомендациями деятельность предприятий общепита так же признана и производственной .
Методические рекомендации по формированию состава затрат и порядка их планирования в торговой деятельности, утв. Приказом Минэкономики и европейской интеграции № 145 от 22.05.02. Торговая деятельность , т. к. п.2 Рекомендаций расходы предприятий общепита однозначно относит к расходам торговой деятельности.
Письмо ГКУ стандартизации, метрологии и сертификации № 4 – 5/16 – 965 от 05.02.02. Продажу товаров на разлив в ресторанах, барах и других предприятиях общественного питания относит к розничной торговле , ссылаясь на раздел 1 п.6,7 ГОСТа 28-11-81 «Торговля. Основные понятия. Термины и определения».
Письмо Минэкономики и европейской интеграции № 56 – 38/87 от 25.02.02. Ссылаясь на ЗУ № 481/95 – ВР, а также на еще не разработанный на тот момент ГСУ «Торговля. Термины и определения», определяет розничную торговлю как сферу предпринимательской деятельности по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их собственного некоммерческого потребления . Исходя из того, что все точки общепита занимаются именно такой (и никакой другой) деятельностью, то такой вид деятельности следует понимать как розничная торговля .
Государственный классификатор Украины (Классификация видов экономической деятельности ГК 009 – 96), утв. Приказом ГКУ стандартизации, метрологии и сертификации № 441 от 22.10.96. Общепит не относится ни к торговле, ни к производству, а выделяется Классификатором в отдельную отрасль под названием «Гостиницы и рестораны » (код 55).

Итак, что есть общественное питание – торговля, производство или сфера услуг? Традиционно считается, что и то, и другое, и третье, поскольку под общепитом как видом деятельности одновременно подразумевается:

  • и производство блюд – продукции, предназначенной для немедленного потребления,
  • и обслуживание (организацию) процесса потребления,
  • и изготовление пищевых полуфабрикатов, кулинарно-кондитерских изделий,
  • и продажу продукции потребителям.

Стало быть, в рамках возможностей, очерченных действующим Планом счетов, запасы на предприятиях общественного питания, в зависимости от их назначения, следует учитывать на двух счетах:

  • на счете 28 «Товары», если речь идет о запасах, приобретенных на стороне для дальнейшей продажи без какой-либо существенной их обработки;
  • на счете 20 «Сырье и материалы», если речь идет о запасах, предназначенных для приготовления из них блюд.

Во втором случае подразумевается последующее их списание на счет 23 «Производство», а оттуда – в реализацию, на счет 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции». В первом случае товары в реализацию (на счет 902 «Себестоимость реализованных товаров») списываются непосредственно со счета 28 «Товары».

Если процесс приготовления блюд считать производственным процессом (а к этому нас обязывает предписываемый Инструкцией № 291 учет на счете 23), то получается, что запасы, хранимые в качестве сырья для приготовления блюд, следует учитывать по первоначальной стоимости, ибо учет запасов, не относящихся к товарам (а счет 20 «Сырье и материалы» – не товарный счет), по продажной стоимости не предусмотрен ПБУ-9 «Запасы». И совершенно правильно не предусмотрен. Ну как можно себе представить отчетный баланс, в котором производственные запасы отражены по продажной стоимости (строка 100 или 120 ф.1), а контрактив, к ним относящийся (сальдо товарного счета 285), по статье, к которой эта регулирующая сумма никакого отношения не имеет (строка 140 ф.1)?! Или нам предлагают сальдо счетов 285 и 23 сворачивать вместе? Вопросы не праздные, между прочим. Ведь эти выводы, в нарушение всех мыслимых правил составления финансовой отчетности (см. ПБУ 2 «Баланс»), напрямую следует из Методических Рекомендаций Минэкономики и европейской интеграции № 157 от 17.06.03. 2 И это не единственный абсурд, вытекающий из данных Рекомендаций. Впрочем, оставим его, как договорились.

С запасами, приобретенными в качестве товаров, гораздо проще: их можно учитывать или по продажным ценам (с применением счета 285 «Торговая наценка») или по первоначальной стоимости, – в зависимости от принятой учетной политики.

Поэтому, уже только по причине некорректности учета пищевого сырья и продуктов на счете 20 с торговой наценкой (ибо от применения счета 285 далеко не у каждого предприятия общепита есть возможность отказаться), эти запасы стоит учитывать все же на счете 28 «Товары». Иначе выбора методов оценки сырьевых составляющих, из которых состоит продукция общепита, у нас не останется – придется все это разнообразие учитывать только по первоначальной стоимости. Но не только поэтому мы не можем согласиться на учет затрат в общественном питании на счете 23 «Производство». 3

Применение счета 23 в общепите затрудняет (а практически делает невозможным) учет стоимости отдельных блюд. Ведь учет затрат на этом производственном счете подразумевает не только учет стоимости материальных (физических) составляющих готовых блюд, но и учет частичек зарплаты поваров, их приготовивших, а с этим – и частичек страховых сборов, с этой зарплатой связанных, и даже частичек амортизации производственного оборудования в каждом блюде! Дело в том, что цена каждого блюда калькулируется ДО его приготовления, а не после. И, самое главное, в отличие от промышленного производства, где количество единиц продукции всегда планируется задолго до их выпуска, в ресторане никто не знает, сколько будет в текущем месяце посетителей, и что для них придется готовить. Ни один бухгалтер (кроме бухгалтера заведения, где подаются только комплексные обеды с утвержденным меню на месяц вперед) не может знать, каких блюд и сколько будет приготовлено в текущем месяце. Поэтому он не может такие затраты как амортизация и повременная зарплата «размазать по блюдам», да еще так, чтобы на каждое досталось по справедливости, пропорционально удельному весу однородных блюд в общем объеме предстоящего периода. Калькуляция должна составляться так, как это делалось всегда и делается сейчас: только в пределах сырьевого набора – затрат продуктов, входящих в готовое блюдо всем своим физическим составом. Никаких зарплат поваров, их помощников, чистильщиков-мойщиков, так или иначе приложивших свою руку к приготовлению тех или иных конкретных блюд, и никакой амортизации оборудования (пускай оно будет хоть трижды производственным!) там не должно быть категорически. 4 Сырьевой набор плюс наценка (если учет запасов ведется по первоначальной стоимости) или стоимость сырьевого набора с учетом каждой отдельной наценки на каждый компонент (если учет запасов ведется в продажных ценах), – все. Все калькуляции, по которым готовились блюда в течение дня (недели, месяца), взятые вместе, должны равняться объему реализации. Это значит, что никакой связи калькуляции стоимости блюд с учетом затрат на счете 23 нет и быть не может.

И самое интересное. В общепите (как и в торговле) никаких других прямых затрат, кроме тех, которые упоминаются в п.9 ПБУ-9, попросту нет. Иначе говоря, все эти затраты, согласно стандарту, не могут учитываться ни на каких других счетах, кроме счета 20 или 28 (281, 282, 284). Все расходы, связанные с доведением запасов «до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях» 5 либо в полном объеме присоединяются к стоимости приобретения таких запасов и формируют их первоначальную стоимость, либо частично учитываются на отдельном счете 286 (в части транспортно-заготовительных расходов). Все остальные общепитовские расходы (непрямые) представляют собой расходы на сбыт (счет 93) и административные расходы (счет 92). В результате получается, что то, что в дореформенном учете мы называли издержками обращения , в нынешнем учете представляют собой расходы на сбыт плюс ТЗР (если таковые выделяются отдельно). И тот расчет ТЗР на реализацию, который приводится в Приложении к Стандарту 9, и есть старый добрый расчет издержек обращения на остаток товаров (как мы помним, такой расчет осуществлялся именно в части издержек, представляющих собой ТЗР). Воистину нет ничего нового под солнцем…

Таким образом, мы можем предложить предприятиям общепита, не располагающим техническими возможностями количественно-суммового учета запасов по первоначальной стоимости, учитывать их только по счету 28 «Товары» с применением счета 285 «Торговая наценка». А технически оснащенные предприятия могут выбирать на свое усмотрение: либо учет на счете 20 по первоначальной стоимости, либо учет на счете 28 по любой из них – первоначальной или продажной.

Но все же счет 28 предпочтительнее в любом случае. Ведь одни и те же продукты из одной и той же кладовой могут выдаваться как на кухню для приготовления блюд, так и непосредственно на прилавок для продажи их в том виде, в котором они были получены.

Правила, которых следует придерживаться в учете.

Переходим к основным моментам, которые бухгалтер должен для себя (и для приказа об учетной политике) определить и в дальнейшем придерживаться, чтобы учет стал занятием легким и приятным.

1. Стоимостная оценка запасов.

От стоимостной оценки запасов зависит процедура калькуляции стоимости блюд.

Если учет покупных запасов ведется по продажным ценам, то ингредиенты приготовляемых блюд включаются в калькуляцию также по продажным ценам, в результате продажная цена готового блюда представляет итог всей калькуляции.

Если учет покупных запасов ведется по первоначальной стоимости, то ингредиенты приготовляемых блюд включаются в калькуляцию без наценки, а продажная цена готового блюда определяется путем добавления единой наценки к себестоимости готового блюда.

Если запасы учитываются по продажным ценам, то валовой доход определяется как сумма реализованных торговых наценок (сумма оборотов за определенный период по кредиту счета 285 красным сторно).

Если запасы учитываются по первоначальной стоимости (по исторической себестоимости), то валовой доход определяется как разница между объемом продаж за период без учета НДС (сумма оборотов по кредиту счета 791) и объемами закупок сырья, продуктов, товаров, стоимость которых учтена в объемах продаж.

В случае учета приобретенных для приготовления блюд запасов на счете 20 «Сырье и материалы» (т. е. по их первоначальной стоимости), последующее списание с этого счета следует осуществлять непосредственно на счет 90 «Себестоимость реализованной продукции», минуя счет 23 «Производство».

2. Способ учета транспортно-заготовительных расходов.

Таких способов есть два: ТЗР либо присоединяются к покупной стоимости запасов, либо собираются на отдельном счете 286 с последующим списанием их в реализацию параллельно с выбытием запасов, – это общеизвестно.

3. Учет налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость ни в коем случае не должен прибавляться к торговой наценке на стадии поступления запасов от поставщиков. Учитывать потребительский налог (каковым является НДС) в составе продажной стоимости еще не проданных товаров есть нарушение всех учетных канонов, как международных, так и национальных. Термин «Товарная надбавка », каковым обозначали сумму торговой наценки и НДС, отменен вместе с отменой приказом КМУ № 291 всех инструкций и других нормативных документов МФУ в части корреспонденции счетов (в т. ч. это касается и инструкции № 141, которой этот термин был определен, и где приводилась корреспонденция счетов для учета товарных надбавок). Этот вопрос был достаточно подробно раскрыт в другой теме. 6 Здесь ограничимся лишь напоминанием, что НДС предприятие – сборщик этого налога (юридический плательщик) показывает в своем учете лишь на стадии продажи своего товара; т. е. когда предъявляет счет покупателю или когда поступает оплата (в зависимости от того, какое из двух событий наступает первым). Это значит, что оборот с учетом НДС впервые показывается только на счете 702 «Доходы от реализации товаров». Кстати, ни в одном из серьезных нормативных документов упоминания о товарной надбавке, т. е. о том, что к торговой наценке следует прибавлять НДС, не содержится. Этого нет ни в Инструкции № 291, ни в ПБУ 9 «Запасы». Да и Закон об НДС совершенно четко разделяет понятия контрактная стоимость и НДС (согласно этому закону НДС начисляется сверх контрактной (продажной) стоимости, а не входит в ее состав). Что касается Рекомендаций Министерства экономики № 157 от 17.06.03, где схемы проводок приводятся по устаревшей методике (только с новыми номерами счетов), то это всего лишь рекомендации, т. е. документ, необязательный к безоговорочному исполнению. Тем более, если его соблюдение влечет за собой нарушение других нормативных документов, к исполнению обязательных.

4. Учет расходов на приготовление блюд и обслуживание процесса потребления.

Все эти расходы, – зарплата поваров, официантов и др. обслуживающего персонала, связанные с ней сборы на социальное страхование, а так же цветы, посуда, свечки, салфетки, спецодежда (одним словом, МБП), тиражирование меню, стирка белья, электроэнергия, вода, амортизация, реклама и т. д. и т. п., – все это представляет собой не что иное как расходы на сбыт . (В дореформенном учете это были издержки обращения .) Если быть более точными – это расходы на обслуживание посетителей . Но никак не расходы на производство .

Вообще-то, издержки обращения, как уже упоминалось, в дореформенном учете представляли собой сумму из вышеуказанных расходов и ТЗР в части, приходящейся на объем реализации (если последние учитывались отдельно от товаров). То же самое и сейчас: ТЗР мы распределяем пропорционально продажам и остаткам, а расходы на сбыт списываем в полном объеме на период.

Можно, конечно, возразить: сейчас не те времена, мы должны соблюдать принцип соответствия доходов и расходов , поэтому не может зарплата поваров и другие издержки списываться в полном объеме на расходы отчетного периода как расходы на сбыт, если в конце этого периода на балансе остались приготовленные «на завтра» полуфабрикаты блюд. Такие издержки, дескать, подобно ТЗР, должны распределиться частично в реализацию, а частично – на остаток запасов.

Первый. Именно так, сейчас не те времена, и перемены, в частности, коснулись подхода к учету затрат. В современном учете принято различать два вида расходов: расходы на продукцию и расходы на период . К первому виду расходов относятся все расходы, которые прямым или косвенным образом могут быть отнесены на каждую товарную единицу; именно такому критерию соответствуют ТЗР, и поэтому они распределяются и учитываются частично на балансовом остатке (пропорционально остатку запасов), а частично списываются на счет себестоимости реализованной продукции (90), пропорционально объему реализации. Ко второму виду расходов относится все, что учитывается на других счетах 9-го класса, в т. ч. и на счете 93 «Расходы на сбыт». Такие расходы полагается списывать в полном объеме на период .

Казалось бы, правомерно ли связывать зарплату поваров и других работников, участвующих непосредственно в приготовлении блюд, с расходами на период, ведь очевидно, что эта зарплата связана с продукцией. Правомерно, поскольку зарплату повара получают повременную, а не сдельную, т. е. ее величина не зависит от количества или стоимости приготовленных блюд. Повар 31 декабря отработал свой последний в этом году восьмичасовой рабочий день и ему полагается начислить на количество отработанных дней именно этого месяца , несмотря на то, что в последний день он наготовил гору блюд для завтрашнего новогоднего банкета.

Повременная зарплата не может относиться к прямым расходам, это расходы косвенные. К прямым расходам может относиться только сдельная зарплата, поскольку ее величина напрямую зависит от количества выпущенных единиц продукции. Соответственно и связанные с зарплатой страховые сборы.

Второй. Если все же и найдется такое заведение/предприятие общепита, где повара получают сдельную зарплату (т. е. когда калькуляция на каждое блюдо включает в себя и частичку зарплаты с такой же частичкой страховых сборов) 7 , то и в этом случае подобные расходы, оставшиеся в блюдах или полуфабрикатах, приготовленных «на завтра», будут не столь существенны , чтобы стоило заниматься их «выковыриванием» из стоимости каждого из оставшихся на утро блюд и п/ф. Существенным такой остаток может оказаться на конец дня 31 декабря. Но на эту дату все равно полагается инвентаризацию остатков проводить. Следовательно, вычесть из их стоимости эти излишне списанные расходы (отсторнировать счет 93 и счет запасов) при наличии полных калькуляций и имея перед собой ведомости результатов инвентаризации, не составит никакого труда.

Но, следует подчеркнуть: второй случай из области фантастики. Ибо ни один ресторан не в состоянии составить точную калькуляцию, которая включала бы в себя, кроме стоимости сырьевого набора, и частички всех остальных расходов (см. выше). А, значит, не может назначить поварам сдельную зарплату.

5. Основная схема бухгалтерских проводок.

Для начала приведем максимально упрощенный пример, условиями которого не предусматривается даже остатков непроданных товаров и не содержащий также никаких дополнительных условий (другие примеры см. ниже).

№ п/п Содержание операции Обороты по счетам Сумма
Основные хозяйственные операции Расчеты по налогам
Дебет Кредит Дебет Кредит
1. Оприходованы товары (продукты) от поставщика 282 631 1000
2. Налоговый кредит 641 631 200
3. Оплата за поставки 631 311 1200
4. Транспортно-заготовительные расходы 286 13, 22, 37, 661, 65 и др. 70
5. Налоговый кредит, связанный с той частью ТЗР, которая приходится на оплату услуг сторонних организаций (с кредита сч.37 в пров. №4) 641 37 5 8
6. Оплата услуг сторонних организаций 377 311 30
7. Торговая наценка на стоимость поступивших товаров (продуктов) 282 285 600
8. Выручка наличными 301 702 1920
9. Налоговые обязательства 702 641 320
10 Списаны реализованные товары (продукты) по продажным ценам 902 282 1600
11. Списаны ТЗР, связанные с реализованными товарами 902 286 70
12. Списаны реализованные торговые наценки (красным сторно) 902 285 600
13. Расходы на сбыт 93 13, 22, 37, 661, 65 и др. 250
14 Административные расходы 92 13, 22, 37, 661, 65 и др. 120
15. Доход от реализации (товарооборот) 702 791 1600
16. Себестоимость (первоначальная стоимость) реализованных товаров (продуктов) списана в уменьшение доходов 791 902 1070
17. Расходы на сбыт списаны в уменьшение доходов 791 93 250
18. Административные расходы списаны в уменьшение доходов 791 92 120

В итоге на счете 791 отражены обороты:

Основное, что следует знать об учете запасов и затрат в общепите:

  1. На счете 23 предприятиям/заведениям общепита учитывать нечего.
    Тем более не следует открывать счет 26 «Готовая продукция», ибо все приготовленные блюда не отправляются на склад ГБ, а подаются на стол для немедленного потребления.
  2. На счете 20 целесообразно учитывать продукты для приготовления блюд лишь при наличии технических возможностей ведения количественно-суммового учета запасов в разрезе наименований по первоначальной стоимости.
  3. Все операционные расходы предприятия/заведения общественного питания состоят из трех-четырех статей:
    1. товарно-сырьевая составляющая конечного продукта (счет 20 или 28);
    2. транспортно-заготовительные расходы (счет 286), если они не вошли в первоначальную стоимость запасов, учитываемых на счете 20 или 281, 282;
    3. расходы на сбыт (счет 93);
    4. административные расходы (счет 92).
  4. Расходы на сбыт и распределенные на себестоимость реализованных товаров ТЗР вместе составляют то, что четыре года назад еще называлось издержками обращения .
  5. Расходы, отражающие материально-сырьевую составляющую каждого блюда и ТЗР квалифицируются как расходы на продукцию . Все остальные операционные расходы квалифицируются как расходы на период и проходят по статьям: расходы на сбыт (счет 93) и административные расходы (счет 92).
  6. Зарплата работников, начисляемая повременно, не может относиться к прямым расходам на продукцию , а относится в состав расходов отчетного периода . Даже если работник своими руками эту продукцию изготавливает.

8 Здесь мы допускаем, что в пров. № 4 эти расходы составили 25 из 70.

Большое количество фирм работают сегодня в области общественного питания. Его специфика параллельна бухгалтерскому учету, который ведется в торговле, впрочем, со своими особенностями. Бухучет в общепите учитывает не только продажу, но производство и доставку готовой продукции. Бухгалтер должен уметь рассчитывать себестоимость произведенной для реализации продукции. Зачастую, на предприятиях общепита используется сборник рецептур, своеобразная книга, в которой размещаются самые популярные рецепты блюд. Благодаря этому сборнику можно достоверно произвести расчет производственной себестоимости того или иного блюда.

Однако, как в каждом правиле есть свои исключения, так и в данной книге опубликованы далеко не все рецепты. Что-то придется рассчитывать самостоятельно. В данном случае нужно будет предусмотреть целый ряд особенностей. К примеру, это могут быть следующие составляющие: потеря весовой массы продуктов при их обработке во время приготовления. Кроме этого, грамотный бухгалтер должен вести учет и движение кассовых операций и быть готовым к частым процессам инвентаризации, благодаря которой будут выделяться ненормируемые и строго нормируемые потери товаров, открывающие доступ к воровству и хищению. Таким образом, бухгалтерский учет в общественном питании можно доверить не только специалисту с богатым опытом, но и ответственному и порядочному человеку, которому компания сможет доверять свои финансы бескомпромиссно.

Бухгалтерский учет в общественном питании. Бухучет в общепите.

Традиционно общественное питание принято идентифицировать с несколькими видами деятельности: производством собственных блюд разносторонней рецептурной схемы, предназначающихся для моментального потребления, обслуживанием процесса и изготовлением изделий кулинарии, кондитерства и продажей товаров потребительской группе.

В компаниях, специализирующихся на общественном питании, обычно ведется учет товарно-материальных ценностей по отдельности, как и натуральное сырье, применяемое в процессе производства своей продукции. Остатки структурируются по учету «Возвратные отходы». Они же могут потребляться самой организацией в производственном процессе. Те же возвратные отходы в остатках применяются в качестве топливных резервов, реализовываться конкурентам либо употребляться по иным хозяйственным и производственным нуждам.

Бухгалтерский учет в общественном питании. Бухучет в общепите.

Запасы, которые приобретались в виде товаров, учитываются по ценам продажи с применением торговой наценки. Также возможна реализация их по приобретенной стоимости - все зависит от того, какой учетной политикой пользуются на предприятии. Товарные потери классифицируются двумя категориями - нормируемые и ненормируемые. К первой категории относится убыль продуктов по естественным причинам, т.е. потеря их веса. Ко второй категории относится порча продуктов, хищение, бой, т.е. в результате бесхозяйственности ответственных лиц. Чтобы не допустить подобное проявление бесхозяйственности, контроль должен быть беспрестанным и рациональным. Ведение бухучета в общепите - дело сложное и ответственное. Поэтому руководителям подобных предприятий следует подбирать специалистов с особой ответственностью.

Качеством - приемы и способы, при помощи которых соответствующие органы могут воздействовать на компанию и элементы процесса производства для того, чтобы достигать наилучшего эффекта. Их можно классифицировать по разным основаниям: социальным, экономическим, статистическим, социально-психологическим, организационным и так далее. Рассмотрим более подробно основные группы.

Экономические качеством включают в себя создание особых условий, которые будут побуждать сотрудников, коллектив, отделы постоянно повышать их уровень. Выделение данной группы было связано с развитием современного рынка. Это потребовало, в свою очередь, широкого и обязательного применения экономических методов в управлении качеством, к которым относятся:

  • финансирование данной деятельности;
  • хозрасчет во всех подразделениях, которые входят в систему управления качеством;
  • наличие экономического стимулирования производства, материального поощрения и оплаты труда сотрудников;
  • ценообразование на услуги и продукцию, учитывая их уровень качества;
  • применение особых мер при воздействии на поставщиков;
  • обязательное бизнес-планирование при создании модернизированных и новых и продукции.

Организационно-распорядительные методы управления качеством будут осуществляться при помощи обязательных исполнительных приказов, директив и указаний, которые поступают от руководства. Помимо этого, допустимо наличие иных предписаний, которые направлены на обеспечение и повышение оптимального уровня качества. Речь идет о:

  • регламентировании (функциональном, должностном, структурном);
  • стандартизации;
  • нормировании;
  • инструктировании (объяснении, разъяснении);
  • распорядительном воздействии (на основе постановлений, приказов, указаний, распоряжений и др.).

Социально-психологические методы управления качеством направлены на то, чтобы влиять на протекание различных процессов, существующих в любом В данном контексте к этим методам относятся:

  • обязательное моральное стимулирование высококачественного труда;
  • приемы и способы улучшения в любом коллективе социально-психологического климата (речь идет о ликвидации конфликтов, подборе и обеспечении совместимости в группе сотрудников);
  • наличие учета индивидуально-психологических черт членов организации;
  • обязательное формирование мотивации труда персонала, направленной на то, чтобы достигать требуемого качества;
  • развитие и сохранение традиций на предприятии, чтобы обеспечивать необходимое качество;
  • способы и приемы активизации самодисциплины, инициативности, ответственности и креативности каждого в коллективе.

Статистические методы управления качеством объединяют большую группу способов, которые связаны с анализом, обработкой большого числа количественных результатов и данных. Речь идет о гистограмме, стратификации (расслаивании), рассеивания (или разброса) и контрольных картах. Помимо этого, к ним относятся также отдельные и определенные инструменты, которые применяются для работы с нечисловой, особой информацией. Для этого используют причинно-следственные диаграммы, систематизирующие, обобщающие имеющиеся логические результаты и переводящие их в числовой вид.

Самым популярным способом в этой группе является блок-схема - представление в графическом виде последовательности в выполнении основных и дополнительных этапов любого процесса.

Поэтому в настоящее время очень хорошо сформированы, обоснованы и разработаны системы управления качеством в организациях любого профиля.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Основные методы управления качеством

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в обла­сти качества . В практике управления качеством использу­ются следующие методы (табл. 1.1):

    экономические;

    организационно-распорядительные;

    научно-технические;

    социально-психологические.

Таблица 1.1 Классификация методов управления качеством

Экономи­ческий

Организаци­онно-распо­рядительный

Научно-технический

Социально-психологи­ческий

Мотивы поведения

Материальный интерес

Соблюдение требований к качеству

Профилактика качества и проблем качества

Моральный интерес

Объект управления

Стоимость

или подраз­деление

деятельность

или коллективов

Проблема управления

Экономи­ческая

Организа­ционная

Техническая

Социальная

Основа выбора методов

Технико-эко­номический анализ

Организа­ционный анализ

Статистиче­ский анализ

Социально-пси­хологические исследования

Экономические методы управления реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы сис­тематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. В группу экономических методов включают следующие:

    финансирование деятельности в области управления качеством;

    хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

    экономическое стимулирование производства;

    бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг;

    ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

    применение системы оплаты труда и материального поощрения;

    использование экономических мер воздействия на поставщи­ков.

Рассмотрим для примера метод материального стимулирования: в ответ на предварительное авансирование зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству труда.

Следует отметить, что развитие рыночных отношений объектив­но требует более широкого использования экономических методов уп­равления качеством.

Организационно-распорядительные методы осуществляются по­средством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходи­мого уровня качества. В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включить следующие:

    регламентирование (функциональное, должностное, струк­турное);

    стандартизацию;

    нормирование;

    инструктирование (объяснения, разъяснения);

    распорядительное воздействие (на основе приказов, распоря­жений, указаний, постановлений и др.).

Применение организационно-распорядительных методов управ­ления качеством обусловливает создание совокупности документов различного статуса. При этом каждому документу следует предъявлять исключительно жесткие требования к качеству их содержания, в про­тивном случае данные методы не могут полностью реализоваться в практике управления.

Политика в области качества является одной из важнейших со­ставляющих частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации.

Научно-технические методы управления качеством. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление каче­ством продукции научно-техническими методами. При этом объектом управления является процесс, продукт, техническая проблема. Научно-технические методы можно классифицировать следующим образом:

    технологические (автоматические методы настройки и регу­лирования, автоматизированные, механизированные, ручные);

    статистические (выборочный контроль, статистический ана­лиз, статистическое регулирование, семь простых методов);

    комплексные (FMEA, QFD, ФСА);

    экспертные (методы сопоставления, метод рангов);

    исследовательские (бенчмаркинг, анализ портфеля заказов, оценка привлекательности бизнеса);

■ методы сродства (матричная диаграмма, граф связей, блок-схе­ма процессов).

Из технологических методов наиболее приемлем автоматический метод управления качеством, когда отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воз­действуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Наряду с ними в практике управления качеством широко исполь­зуются статистические методы. Они представляют собой взаимосвя­занный комплекс способов отслеживания качества и включают стати­стическое регулирование, статистический приемочный контроль, статистический анализ, статистическую оценку качества. Часто при анализе проблемы используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. При использовании метода статистического анали­за применяются также диаграммы Парето. Они дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдель­ных участках и решить комплекс вопросов, связанных с качеством.

В решении многих управленческих задач, в том числе и при уп­равлении качеством, наиболее часто используются экспертные мето­ды. К числу этих методов можно отнести метод рангов и непосредствен­ного оценивания, метод сопоставления.

Социально-психологические методы основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологиче­скими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для дости­жения целей в области качества. Среди социально-психологических методов можно отметить следующие:

    способы повышения самодисциплины, ответственности, ини­циативы и творческой активности каждого члена коллектива;

    формы морального стимулирования высокого качества резуль­татов труда;

    приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;

    способы учета психологических особенностей членов трудо­вых коллективов при обеспечении качества;

    приемы формирования мотивов трудовой деятельности чле­нов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

    способы сохранения и развития традиций предприятия по обес­печению необходимого качества.

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Ранее уже говорилось, что для повышения кон­курентоспособности продукции и авторитета предприятия оно может провести сертификацию системы качества авторитетным независимым органом для подтверждения ее соответствия рекомендациям стан­дартов ИСО 9000 или отраслевых стандартов. Сертифи­кация системы качества дает предприятию преимущество в конкурентной борьбе, повышает доверие заказчика к поставщику и, как правило, уменьшает объем проверок системы качества со стороны заказчика перед заключе­нием контрактов.

Для сертификации систем качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 или от­раслевым стандартам, так же, как и для сертификации продукции, действуют несколько нормативных докумен­тов, перечень которых и изменений к ним публикуется в регулярно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Среди основных документов следует отметить:

Международный стандарт ИСО 19011:2002 (он же рос­сийский ГОСТ Р ИСО 19011-2003) Руководящие указания

по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 «Общие требования к органам, осу­ществляющим оценку и сертификацию систем качества».

ГОСТ Р 40.003-2005. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр сис­тем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000).

В соответствии с ГОСТ Р 40.003 - 2005 процедура сертификации систем менеджмента качества (СМК) предусматривает следующие этапы работ:

Этап 1, Организация работ. На этом этапе предусматривается по­дача предприятием заявки в орган по сертификации (ОС), анализ и решение по заявке со стороны ОС, заключение и оплата договора на проведение сертификации, формирование комиссии.

Этап 2. Анализ документов СМК организации на соответствие их стандарту ГОСТ Р ИСО 9001, устранение выявленных несоответствий и заключение ОС о возможности аудита.

Этап 3. Подготовка к аудиту «на месте», которая включает в себя разработку и согласование плана аудита и подготовку рабочих доку­ментов.

Этап 4. Проведение аудита «на месте» и подготовка акта по результа­ там аудита. Этот этап включает в себя проведение предварительного совещания, аудит «на месте», регистрацию данных, формирование, классификацию и регистрацию выводов, подготовку акта по резуль­татам аудита, проведение заключительного совещания, утверждение и рассылку акта.

Этап 5. Завершение сертификации, регистрация и выдача сертифи­ ката соответствия СМК. На этом этапе ОС рассматривает акт и отчет проверяемой организации по устранению выявленных несоответствий. После этого ОС принимает решение по акту, в результате которого либо оформляется сертификат, либо отказ в его выдаче. После регистрации сертификата он выдается предприятию, и оформляется договор на проведение инспекционного контроля СМК.

Этап 6. Инспекционный контроль сертифицированной СМК.

Работу по сертификации систем качества в России ведут: региональ­ные органы Госстандарта, Всероссийский научно-исследовательский

институт сертификации (ВНИИС), Российский Морской Регистр Су­доходства (Русский регистр), дочерние компании Французского Бюро Веритас (BVQI) и Британского Регистра Ллойда (LRQA), Норвежский Дет Норске Веритас (DNV) и ряд других организаций.

В Европе сертификацию систем качества ведут организации, которые в период с 1990 по 1992 годы объединились в Европейскую сеть - EQ Net, куда вошли:

    SQS - Швейцарская ассоциация по сертификатам обеспечения качества;

    SFS - Финская организация по стандартизации;

    КЕМА - Арнемская инспекция электротехнических материалов (Нидерланды);

    UNI - Итальянская ассоциация по стандартизации;

    DQS - Немецкая ассоциация по сертификации и оценке систем качества;

    IPQ - Португальский институт по качеству;

    SIS - Шведская ассоциация по стандартизации;

    NSF - Норвежская ассоциация по стандартизации;

    Исландия;

    BSI - Британский институт стандартов;

    ELOT - Греческая организация по стандартизации;

    А1В VINCOTTE (Бельгия);

    AENOR - Испанская ассоциация по стандартизации и серти­фикации;

    AFAQ - Французская ассоциация по обеспечению качества;

    Люксембург;

    OQS - Австрийская ассоциация по сертификации и оценке систем качества;

    DS - Датская ассоциация по стандартизации;

18. NSAI - Национальное управление стандартов Ирландии. Эта европейская сеть затем переросла в международную сеть по

сертификации систем качества - IQ Net в связи с присоединением к ней органов по сертификации Австралии, Бразилии, Канады, Юж­ной Кореи, Японии и других стран. К началу 2006 года число органов по сертификации, входящих в IQ Net, составило порядка 40. Такое объединение обеспечивает взаимное признание сертификатов и дает возможность предприятиям не проводить без надобности многократ-

ные оценки систем качества разными организациями. Некоторые Российские органы по сертификации, например, ТЕСТ-С.-Петербург, стали партнерами сети IQ Net и получили право наряду со своим сертификатом выдавать сертификаты от имени IQ Net. Тем не менее, некоторые руководители предприятий, поставляющих продукцию в разные регионы мирового рынка, стремятся получить сертификаты от нескольких органов, пользующихся авторитетом и известностью в тех регионах, куда поставляется продукция.

При выборе органа для проведения сертификации системы качес­тва одним из основных критериев должен быть его авторитет среди заказчиков или на рынке, куда поставляется продукция. Пока серти­фикация систем качества Российских предприятий с привлечением отечественных и зарубежных организаций намного отстает от того, что сделано в Великобритании, США и Японии.

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Одним из важных направлений деятельности предприятий по управлению качеством явля­ется отслеживание и безусловное выполнение действующего законодательства в области качества. Ответственность за нарушение законодательства обус­ловлена прежде всего наличием общественно значимых обязательных требований по безопасности продукции для населения и окружающей среды, а также узаконенными правилами взаимоотношений между потребителями и поставщиками в области качества.

До 2003 года основными законами, регулирующими правовые отношения в области качества, были Гражданс­кий кодекс РФ, Законы «О стандартизации», «О сертифи­кации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и «Об обеспечении единства измерений» , а также ряд нормативныхдокументов, устанавливающих порядок и правила стандартизации и сертификации. Все вместе эти законы создавали основные юридические границы, определяющие права, обязанности и ответственность изготовителей, потребителей и государства в области качества. С 2003 года законы о стандартизации и серти-

фикации были отменены в связи с принятием закона «О техническом регулировании в Российской Федерации».

Исходной предпосылкой принятого закона стал новый принцип правовых отношений в области качества. В соответствии с этим принципом обеспечение производителями безопасности товаров для людей и окружающей среды должно требовать и контролировать го­сударство, а обеспечение высоких потребительских свойств товаров, не влияющих на безопасность, должна диктовать конкуренция.

13.1. Федеральный закон «о техническом регулировании в Российской Федерации» (№ 184-фз от 27.12.2002)

Как отмечалось в третьей главе пособия, в связи со сложившейся внутренней и внешней ситуацией в России была проведена реформа технического регулирования, которая началась с принятия в конце 2002 года указанного выше закона. Сразу следует отметить, что в начале 2006 года была разработана концепция проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тех­ническом регулировании». Цель этого проекта - уточнение некоторых положений принятого закона, большая гармонизация закона с мировой практикой технического регулирования и европейскими директивами. До внесения изменений действующий закон устанавливает следующее содержание и порядок технического регулирования.

Техническое регулирование включает в себя несколько видов де­ятельности:

    разработку и внедрение технических регламентов, в которых ус­танавливаются обязательные требования по безопасности продукции для населения и окружающей среды;

    разработку и внедрение стандартов с изложением рекомендуемых характерстик, не влияющих на безопасность;

> подтверждение соответствия продукции требованиям техни­ ческих регламентов и положениям стандартов путем проведения

обязательной или добровольной сертификации, или декларированием соответствия;

    государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;

    аккредитацию органов по сертификации и испытательных ла­бораторий.

Для наглядности основное содержание технического регулирования согласно действующему закону представлено на рис. 26.

Рис. 26. Основное содержание технического регулирования

13.1.1. Установление требований к продукции и услугам

В соответствии с Федеральным законом установление требований к продукции организуется на двух уровнях (рис. 27):

Обязательные требования по безопасности продукции для людей и окружающей среды устанавливаются в технических регламентах.

Выполнение этих требований контролирует государство с помощью органов Госнадзора.

В стандартах устанавливается рекомендуемые требования к про­дукции. Стандарты становятся добровольными документами, которые соответствуют положениям технических регламентов и конкретизи­руют их для применения при разработке и изготовлении продукции. В переходный период (7 лет, начиная с июля 2003 года) до разработки технических регламентов мы будем пользоваться стандартами, выпол­нение обязательных требований которых продолжит контролировать государство с помощью органов Госнадзора.

Рис. 27. Структура требований к продукции и услугам


Структура требований к продукции и услугам, установленная зако­ном, наглядно может быть представлена следующим образом:

13.1.1.1. Технические регламенты

Технические регламенты , их назначение , виды и содержание . Порядок разработки и принятия технических регламентов

Технические регламенты принимаются в целях:

    защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобре­тателей.

Технические регламенты устанавливают требования, обеспечива­ющие:

    безопасность излучений;

    биологическую безопасность;

    взрывобезопасность;

    механическую безопасность;

    пожарную безопасность;

    промышленную безопасность;

    термическую безопасность;

    химическую безопасность;

    электрическую безопасность;

    ядерную и радиационную безопасность;

    электромагнитную совместимость;

    единство измерений.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, в отношении которой устанавливаются его требования, в нем могут содержаться правила и формы оценки соответствия.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характерис­тикам продукции, но, как правило, не должен содержать требования к конструкции и исполнению.

Виды технических регламентов

В Российской Федерации действуют:

    общие технические регламенты;

    специальные технические регламенты.

Обязательные требования к продукции определяются совокуп­ностью требований общих технических и специальных технических регламентов.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, требования к которым не обеспе­чиваются общими техническими регламентами. Например, общий технический регламент «О безопасности машин и оборудования» и специальные технические регламенты «О безопасности лифтов и подъемно-транспортных средств», «О безопасности полиграфического оборудования», «Безопасность устройства электроустановок» и т.д.

Порядок разработки , принятия и отмены технического регламента

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Технический регламент принимается федеральным законом. В ис­ключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, если для обеспечения безопасности продукции необходимо неза­медлительное принятие технического регламента, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. Технический регламент может быть также принят между­народным договором или Правительством Российской Федерации.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление с указанием разработчика и его адреса, по которому должен осуществляться прием замечаний заинтересо­ванных лиц.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с уче­том получен ных замечаний, проводит публичное обсуждение проекта

технического регламента. После этого проект федерального закона о техническом регламенте вносится в Государственную Думу РФ, которая направляет его в Правительство Российской Федерации, которые в течение месяца направляет в Государственную Думу РФ отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федераль­ных органов исполнительной власти, научных и других организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

В случае несоответствия технического регламента интересам на­циональной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано внести изменения или отменить технический регламент.