Недвижимость

Системы сертификации профессиональных квалификаций работников. Кому и для чего нужна добровольная сертификация квалификаций? Чем отличается сертификация от диплома о профессиональном образовании

Сертификация работников по добровольному согласию

Сертификацией квалификации называется специально разработанный механизм, которые предназначается для применения при определении соответствия работников требованиям профессионального стандарта. К тому же, это современная и достаточно эффективная система оценки, построенная на основании общепринятых и единых критериев. Данный процесс предполагает процедуру присвоения статуса работникам согласно уровню их знаний, которые были получены путем обучения, а также осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты представляют собой официально утвержденные нормативные документы, в которых указаны требования к выполнению персоналом различных трудовых функций.

Квалификация – это уровень готовности сотрудника к выполнению определенной работы в пределах конкретного вида деятельности на достаточно высоком уровне.

Сертификацией называется процедура, проводимая с целью подтверждения соответствия уровня квалификации работника требованиям, перечисленным в профессиональном стандарте. Она проводится путем объективной, комплексной оценки знаний и навыков сотрудников.

Сертификация: на чем основана процедура?

Основой сертификации являются результаты обучения, которые рассматривают в качестве целого комплекса знаний, навыков, профессионального опыта, а также моральных ценностей специалиста. Такие умения могут быть получены человеком как в процессе формального образования, так и в различных неформальных ситуациях.

Результаты обучения или так называемой компетенции определяются в отдельную квалификационную группу по современным профессиональным стандартам. Все квалификации работников принадлежат к какому-нибудь отдельному уровню. Именно ее оценка и позволяет проверить соответствуют ли знания сотрудников занимаемым должностям. При успешном прохождении сертификации испытуемый получает специальный сертификат.

Формальным образованием считается обучение, осуществляемое в специально созданной среде, например, на предприятии или же в учебном учреждении. Обучающиеся люди проходят его целенаправленно и по окончании курсов имеют сертификат либо диплом.

Неформальное образование – это процесс получения дополнительных знаний и умений непосредственно в ходе организованной деятельности, которую нельзя относить к формальному обучению. Однако, как и в первом случае, человек получает его целенаправленно.

Кроме того, в наше время выделяют еще один способ получения образования – спонтанный. Он предполагает приобретение необходимых профессиональных навыков в повседневной жизни, при общении с разными окружающими людьми. С точки зрения времени и целей, такое обучение не структурировано, а также не организовано. К тому же, в большинстве случаев знания человеку даются нецеленаправленно.

Нужна ли сертификация?

На сегодняшний день экономика развивается достаточно быстрыми темпами. Кроме того, можно проследить появление устойчивой тенденции к совершенствованию процессов, которые каким-либо образом касаются рынка труда. Благодаря полному переходу к рыночной экономике, отличающейся свободным перемещением различных услуг и товаров, а также денежного капитала, рабочей силы и конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, возникла потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов с широкой компетенцией и способностью самостоятельно решать различные профессиональные задачи.

Открытие филиалов многих западных компаний послужило одной из основных причин повышения требований к уровню подготовки персонала. Постоянное обновление технологий и различного оборудования, которое сопутствует активное внедрение компьютерной техники и процессов, связанных с ней, в управление работой организаций, требует того, что работники должны получать соответствующую квалификацию, обладать необходимыми знаниями и профессиональными навыками.

В наше время на предприятиях осуществляются самые разные виды работ, которые отличаются друг от друга степенью сложности. Помимо этого, при их выполнении требуется разная ответственность работников. Согласно общепринятой системе, их ранжируют на восемь отдельных уровней, которым должна обязательно соответствовать подготовка специалистов.

Результаты, полученные при проведении сертификации квалификации, можно использовать для:

  1. Признания наличия квалификации, вне зависимости от того, каким способом она была получена;
  2. Возможности получить хорошую должность в соответствующей сфере деятельности;
  3. Существенного уменьшения сроков специального обучения, а также проведения профессиональной подготовки.

Необходимо отметить, что такая сертификация не меняет ранее полученного базового образования и не может поставить под сомнение его качество. Процедура проводится с целью подтверждения компетентности работников в конкретной сфере деятельности и их соответствия требованиям, предъявленным профессиональными стандартами и работодателями.

Согласно закону, действующему с 1.07.2016 года, профессиональные стандарты являются обязательными при получении любой должности. Соответственно, в таком случает нужно иметь сертификат соответствия выбранной квалификации.

Преимущества, которые получают специалисты, прошедшие сертификацию:

  1. Персональное преимущество в довольно быстром продвижении вверх по карьерной лестнице;
  2. Наличие гарантии на высокое качество услуг, предоставляемых в сфере профессиональной деятельности;
  3. Получение официального документального подтверждения профессионального мастерства, а также квалификации, выданное независимой организацией;
  4. Заметное улучшение конкурентоспособности и имиджа;
  5. Обеспечение потребности различных компаний в высококвалифицированном персонале;
  6. Повышение уверенности в своих возможностях, максимальный психологический комфорт;
  7. Доверие руководства компании и других сотрудников.

Цена сертификации квалификации

На сегодняшний день стоимость прохождения процедуры сертификации соответствия квалификации определенному профессиональному стандарту составляет 25500 рублей. Цена на каждую последующую сертификацию – 15500 рублей.

Преимущества подтверждения одновременно нескольких квалификаций

Каждый человек, который занимает должность, не полностью соответствующую его квалификации, имеет право рассчитывать на то, что знания и опыт, полученные ним в процессе выполнения рабочих обязанностей, станут полезными на другой должности. Так, например, он является бухгалтером, но еще параллельно выполняет обязанности финансового директора, посещал специальные курсы по повышению квалификации, и имеет достаточно навыков, чтобы официально получить должность более высокий пост. Однако, если у него нет диплома о том, что у него есть финансовое образование, то вряд ли руководство назначит его финансовым директором предприятия.

В данной ситуации отличным выходом станет сертификация профессиональной квалификации. Этот документ поможет подтвердить наличие навыков, которые полностью отвечают требованиям профессионального стандарта соответствующей должности.

Сертификат соответствия квалификации представляет собой универсальный документ, имеющий официальное подтверждение. С его помощью человек имеет возможность найти для себя должность в полном соответствии с собственным опытом и знаниями.

Система независимой оценки и сертификации квалификаций Система независимой оценки и сертификации квалификаций Прянишникова Ольга Дмитриевна Национального агентства развития квалификаций РСПП


Национальное агентство развития квалификаций Создано в 2006 г. Учредитель: Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП) Общероссийская общественная организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП) Цель: Содействие формированию механизмов взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономику страны кадрами нужной квалификации и в нужном количестве


Вопросы Что такое сертификация? Кому нужна сертификация и какие задачи она решает? Как сертификация «вписывается» в систему кадрового обеспечения экономики? Нормативное поле сертификации Каким принципам подчиняется сертификация? Система независимой оценки и сертификации квалификаций: органы, участники, полномочия


Понятия Сертификации квалификаций - подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом Квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома/сертификата и др.)


Основные задачи системы Объективная, признаваемая работодателями, оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; Подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации


Для чего нужна сертификация квалификаций? РаботодателиПодтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников Работники, выпускники системы проф. образования Подтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности Выпускники школ и их родители Обоснованно выбирать образовательное учреждение Образовательные организации Подтверждение качества подготовки по своим программам Органы управления образованием Формирование программы развития образования, опираясь не реальные результаты и полученные квалификации Федеральные и региональные органы гос. власти Формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников


Нормативная основа сертификации квалификаций в РФ Постановление «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» (утв. Минтрудом России и Госстандартом в 1997 г.) ГОСТ Р «Гос. система стандартизации РФ. Система аккредитации в РФ. Общие критерии для органов, руководящих сертификацией персонала» «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов по сертификации персонала и ее знака соответствия» (утв. постановлением Госкомстата, г.) «Положение о Системе добровольной сертификации персонала в РФ» (утв. Госкомстатом 2004 г.) ФЗ «О техническом регулировании» (45-ФЗ)


Документы, определяющие сертификацию квалификаций Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» Перечень поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным во время совещания по вопросу "О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике" 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге


Документы, определяющие сертификацию квалификаций ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.



Документы, определяющие сертификацию квалификаций Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, задача 3, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов»


13 Разработка и апробация моделей экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций для высокотехнологичных отраслей в рамках ФЦПРО (цель – государственная поддержка старта системы, отработка методик и процедур по приоритетным направлениям) Мероприятие 8.1 Создание сети экспертно-методических центров системы независимой оценки и сертификации квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики на основе типовой модели 1.ПРОЕКТ: Разработка методологичес- ких подходов к формированию и функционированию сети экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификации, координация их деятельности Дополнительные проекты по «сквозным» проблемам: IT – поддержка, мониторинг и т.п. 2. Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра (по направлениям) Лот 1 Атомная отрасль Лот 2 Железнодорожный транспорт Лот 3 Металлургия Лот 4 Медико-биологическая и фармацевтическая отрасль Лот 5 Наноиндустрия Лот 6 Машиностроение Лот 7 Туризм и сервис Лот 8 Юриспруденция Лот 9 Педагогическая область Лот 10 Авиастроение Лот 11Информатика и выч.техника Лот 12 Нефтегазоперераб.отрасль Лот 13 Ракетно-космич.отрасль Лот 14 Энергетика Лот 15 Автомобилестроение Лот 16 MBA, MPA документы, инфраструктура, обученный персонал, профессиональные стандарты (доработка или новая разработка), методики, оценочные средства, реестр экспертов Инструментарий и процедуры отладки и функционирования СИСТЕМЫ в целом


План разработки профессиональных стандартов на гг. Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. 2204, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на годы Приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. 565 «Об утверждении план-графика подготовки профессиональных стандартов в годах»


Обеспечение эффективности сертификации квалификаций Сертификация квалификаций должна быть системной: Органы сертификации Единые правила и требования к процедурам сертификации Методическое обеспечение Квалифицированные эксперты Обеспечена возможность апелляции Периодический аудит центров сертификации квалификаций Партнерство всех участников системы независимой оценки и сертификации квалификаций


Принципы сертификации квалификаций Добровольность прохождения сертификации квалификаций; Доступность процедур сертификации квалификаций; Независимость и объективность сертификации квалификаций; Обеспечение необходимой конфиденциальности (результатов оценки и персональных данных); Открытость информации о процедурах сертификации квалификаций Единые правила сертификации квалификаций для различных отраслей




Функции центров Системы Экспертно-методический центрЦентр оценки и сертификации квалификаций Разработка организационно- методического обеспечения деятельности ЦОСК Оценка квалификаций Экспертное сопровождение деятельности ЦОСК Сертификация квалификаций Мониторинг и консультационно- методическая поддержка ЦОСК Участие в разработке организационно- методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций Создание и развитие информационной инфраструктуры Системы




Получатели (соискатели) услуг по оценке и сертификации квалификаций работодатели и индивидуальные предприниматели из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях (видах) деятельности; образовательные организации из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования; центры занятости населения из числа безработных граждан и трудовых мигрантов; другие заинтересованные организации.








Дополнительная информация размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций

Актуальность создания и широкого внедрения в практику нового для России инструмента легитимизации профессиональных квалификаций – сертификации профессиональных квалификаций – вызвана необходимостью повышения эффективности процессов обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами. Предполагается, что сертификация профессиональных квалификаций позволит подтверждать наличие квалификаций, полученных не только в рамках формального, но и неформального и спонтанного образования. Причём результаты сертификации будут признаваться работодателями и тем самым повышать востребованность на рынке труда граждан, обладающих профессиональными сертификатами.

Несмотря на то, что деятельность по сертификации персонала (сертификация профессиональных квалификаций) реализуется в стране уже более 20 лет, до сих пор не удалось создать устойчивой целостной системы. Однако в настоящее время наметились положительные сдвиги на пути формирования системы сертификации профессиональных квалификаций:

– широко развёрнута работа по формированию профессиональных стандартов, реализуются планы по их практическому применению в сфере профессионального образования и в сфере труда (к 1 февраля 2015 г. утверждены 403 профессиональных стандарта);

– создан и активно работает Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, инициировавший формирование советов по профессиональным квалификациям, одним из направлений деятельности которых является организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствующих отраслях/областях профессиональной деятельности (в настоящее время создано уже 11 советов);

– подготовлен проект Федерального Закона Российской Федерации «О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вводящий в нормативное правовое поле страны понятие «сертификация профессиональных квалификаций» и устанавливающий единые подходы к оценке квалификаций, в том числе проводимой в форме сертификации.

Результаты мониторинга, проводимого НАРК в 2014 г. в рамках проекта «Развитие системы мониторинга формирования и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций», позволили получить интересную информацию о формировании и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций, которая позволяет определить:

– распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации;

– организационно-правовой статус центров;

– тип взаимодействия центров с работодателями;

– документационное обеспечение работы центров (включая организационно-распорядительные и методические документы);

– кадровый состав центров;

– количество и качественный состав лиц, прошедших сертификацию.

Распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации

Результаты мониторинга свидетельствуют, что формирование центров сертификации проходит в разных регионах страны, причём не только в европейской части. В мониторинговых исследованиях за 2014 г. приняли участие организации из 26 субъектов Российской Федерации.

Как и можно было предположить на «входе» мониторинга, наибольшее количество центров создано и действует в Центральном федеральном округе (в Москве функционирует 12 центров сертификации профессиональных квалификаций). Значительное число центров открыто в Новосибирской области, но в отличие от Центрального федерального округа в данном регионе центры сертификации профессиональных квалификаций действуют в рамках многофункциональных центров, ресурсных центров и других структур системы профессионального образования.

Организационно-правовой статус центров

Организационно-правовой статус центров сертификации профессиональных квалификаций, принявших участие в мониторинге, представлен такими формами, как автономная некоммерческая организация (примерная доля – 25 %), структурное подразделение автономной некоммерческой организации (7,25 %), общество с ограниченной ответственностью (3,75 %), некоммерческое партнёрство (3,75 %), саморегулируемая организация (6,25 %), объединение работодателей (5 %), структурное подразделение объединений работодателей (6,25 %), структурное подразделение торгово-промышленной палаты (2,5 %) и иными (40 %).

Выбор в качестве организационно-правовой формы центра оценки и сертификации формы автономной некоммерческой организации является оправданным и во многом обоснованным, так как это обеспечивает наиболее эффективное расходование средств на поддержание работы центра, возможность диверсифицировать источники финансирования деятельности центра.

Позиция «иное», как правило, была выбрана центрами сертификации, являющимися структурными подразделениями образовательных организаций. Учитывая подходы к формированию системы оценки и сертификации квалификаций, согласованные на «площадке» Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, создание центров сертификации в учреждениях профессионального образования является нежелательным. И в дальнейшем таким организациям придётся либо менять свой статус, либо «уходить с рынка».

Взаимодействие центров сертификации квалификаций с работодателями

Взаимодействие центров сертификации квалификаций с работодателями, объединениями работодателей и профессиональными сообществами реализовывалось главным образом по следующим основным направлениям:

– участие работодателей в решении стратегических вопросов создания и функционирования центров оценки и сертификации – 33 %;

– участие работодателей в качестве учредителя (или головной организации) центра сертификации – 25 %;

– работодатели являются потребителями услуг центра – 17 % (т.е. компания учитывает в работе выданные центром сертификаты);

– компания является заказчиком услуг центра – 8 % (т.е. обращается в центры за оказанием услуг по сертификации квалификаций, консультированию и др.);

– партнёрство по широкому спектру направлений взаимодействия (договорные отношения) – 17 %.

Cоздание центров сертификации в учреждениях профессионального образования является нежелательным. И в дальнейшем таким организациям придётся либо менять свой статус, либо «уходить с рынка».

Документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации

Документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации может быть разделено на два направления: формирование пакета организационно-распорядительных документов и пакета методических документов. Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Перечень и содержание организационно-распорядительных документов центров оценки и сертификации не имеют принципиальных отличий от аналогичных документов других организаций.

Создание пакета методических документов для обеспечения работы центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций предполагает прежде всего разработку оценочных средств для проведения оценки профессиональных квалификаций, методик ведения оценивания профессиональных квалификаций, а также методик (регламентов), регулирующих сопровождение соискателей/заявителей на всех этапах, начиная от подачи заявления на прохождение процедур оценки и сертификации и завершая выдачей сертификатов.

Как правило, центры самостоятельно разрабатывают оценочные средства (либо за счёт работы штатных сотрудников, либо заказывая разработку у внешних разработчиков – в совокупности около 75 %). Мониторинг показал, что около 70 % оценочных средств были разработаны на основе профессиональных стандартов, но необходимо иметь в виду, что данные стандарты могли иметь разный статус (корпоративный, региональный, национальный).

Разработка и/или выбор методик проведения процедур оценки квалификаций определяются как содержанием соответствующих оценочных средств, так и материально-техническими и экспертными возможностями центров. Наиболее простым и менее затратным с точки зрения материально-технического и экспертного обеспечения является использование инфокоммуникационных технологий при проведении оценочных процедур. Однако результаты мониторинга показывают, во-первых, что в методических документах 58 % организаций проведение оценки и сертификации профессиональных квалификаций предусматривает использование метода оценки на реальном рабочем месте. Во-вторых, около 65 % центров проводят практическую часть процедур оценки профессиональной квалификации на реальных рабочих местах работодателей, на базе самого центра – 40 %, на производственных участках профильных образовательных организаций – 13 %. Центры оценки и сертификации, отдавая предпочтение проведению реальных, а не симуляционных испытаний, стремятся обеспечить объективность результатов оценивания, не отходить от более надёжных (и сложных в исполнении) методов проведения оценивания квалификаций.

Кадровый состав центров оценки и сертификации

Вопрос формирования кадрового состава центров оценки и сертификации включает две позиции: во-первых, соотношение количества штатных и внештатных сотрудников в центрах, а во-вторых, доля представителей реального сектора экономики, задействованных центрами в проведении процедур оценки и сертификации квалификаций. Результаты мониторинга показывают, что, как правило, в штате центров находится только треть сотрудников, задействованных в проведении мероприятий, обеспечивающих сертификацию квалификаций. Очевидно, что привлечение работников на условиях договора на выполнение определённого вида работ является оптимальной формой обеспечения кадрового потенциала центров. Это касается как тех, кто обеспечивает организационную работу, так и экспертов, проводящих оценку и сертификацию.

Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Анализ качественного состава экспертов центров показывает, что в большинстве своём (данные трёх кварталов, в течение которых проводился мониторинг в 2014 г., колеблются от 60 до 75 %) это работники предприятий реального сектора экономики, реализующие те виды профессиональной деятельности, в оценке и сертификации которых они принимают участие. Привлечение представителей реального сектора экономики к проведению оценки профессиональных квалификаций соискателей может рассматриваться как существенный позитивный фактор обеспечения качества, обоснованности и объективности проводимых оценочных процедур и, как следствие, повышения доверия работодателей к сертификатам (иным документам), выдаваемым центрами.

Услуги в области сертификации квалификаций

Анализ качественного и количественного состава инициаторов (тех, кто выступает с инициативой проведения процедуры оценки и сертификации конкретных соискателей) и соискателей (тех, кто проходит процедуры оценки и сертификации) показывает, что, как правило, инициаторами выступают работодатели (92 %), а соискателями – работники (87 %). Среди инициаторов проведения процедур оценки и сертификации устойчиво выделяется несколько групп. Помимо работодателей, ими являются организации, осуществляющие образовательную деятельность (2 %), а также собственно соискатели (6 %). Среди тех, кто проходит процедуры оценки и сертификации, помимо работников, присутствуют безработные граждане (2 %), выпускники учреждений профессионального образования (5 %), учащиеся учреждений профессионального образования (6 %) и граждане других государств (менее 1 %).

Количественные данные по инициаторам и соискателям процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций позволяют предположить, что работодателям известен такой механизм оценки (легитимизации) профессиональных квалификаций, как оценка и сертификация, проводимые независимыми центрами. Так как именно работодатели в большинстве случаев являются инициаторами проведения сертификации в тех центрах, которые приняли участие в мониторинге. И именно работники являются наибольшей из групп среди всех групп соискателей. Это также может свидетельствовать о том, что работодатели пробуют освободиться от «непрофильной» нагрузки и переложить/перепоручить независимым центрам проведение оценки квалификации своих сотрудников. Незначительная доля среди соискателей учащихся учреждений профессионального образования, а также безработных граждан и граждан других государств может быть объяснена следующим:

– для проведения массовой оценки профессиональной квалификации учащихся процедура сертификации не подходит, так как рассчитана на тех, кто не только имеет соответствующее профессиональное образование, но и опыт профессиональной деятельности, а именно опыта профессиональной деятельности нет у учащихся;

– процедуры оценки и сертификации квалификаций находятся на этапе становления, они не имеют необходимой нормативной базы, поэтому органы занятости, которые работают в соответствии с чёткими организационным и нормативным регламентами и существуют на бюджетные средства (что требует обоснованности и отчётности в расходовании выделяемых финансовых средств), не могут направлять безработных граждан в существующие центры оценки и сертификации квалификаций для подтверждения наличия у них квалификаций, востребованных на рынке труда. Аналогичные причины не позволяют расширить контингент соискателей за счёт граждан других государств, желающих найти работу в нашей стране.

Проведение процедуры оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального образования в определённых случаях может иметь высокую востребованность как со стороны самих выпускников, так и со стороны системы профессионального образования. Прежде всего сертификацию разумно проходить выпускникам программ, имеющим чёткую профессиональную направленность, например выпускникам программ дуального профессионального образования, в которых обучение на рабочем месте занимает больше половины учебного времени; выпускники программ, имеющих существенный академический, «знаниевый» компонент, по определению не могут быть готовыми к прохождению процедуры оценки и сертификации, так как не обладают необходимым практическим опытом. Выпускникам таких программ сертификация может быть рекомендована через несколько лет после окончания учебного заведения, при условии, что этот период времени они будут работать по специальности. Наличие сертификата может повысить «капитализацию» выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на её начальном этапе. Для образовательных организаций профессионального образования успешное прохождение их выпускниками процедур оценки и сертификации может рассматриваться как независимая и, следовательно, объективная оценка деятельности. Для органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере профессионального образования, данные сертификации выпускников образовательных организаций профессионального образования могут быть использованы для определения остаточных знаний по примеру проведения процедуры, аналогичной единому государственному экзамену для студентов-первокурсников образовательных организаций высшего образования.

Вместо заключения

Процесс формирования и деятельности центров оценки и сертификации квалификаций выходит в настоящее время на новый уровень. Это связано с тем, что государство на правах одной из заинтересованных сторон процесса формирования системы сертификации профессиональных квалификаций сделало ряд важных шагов, обеспечивающих нормативную правовую (инициировало подготовку законопроекта о независимой оценке профессионального уровня квалификации работников) и организационную (создание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, а также советов про профессиональным квалификациям) основу формирования и функционирования центров. В этих условиях другим участникам процесса (объединениям работодателей, профессиональным сообществам, профессиональным союзам, системе профессионального образования и др.) необходимо обеспечить развитие организационной и создание методической основы для функционирования центров и формирования их кадрового потенциала.

Жёсткое регулирование количества центров оценки и сертификации в различных отраслях и регионах нельзя рассматривать как один из факторов обеспечения качества всей системы сертификации. Количество центров, действующее в том или ином сегменте экономики, должно определяться потребностью в данной деятельности.

Наличие сертификата может повысить «капитализацию» выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на её начальном этапе.

Важнейшим элементом, обеспечивающим регулирование процессов формирования и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций, является информационная поддержка и открытая коммуникация всех элементов системы оценки и сертификации, в том числе центров. Введение информационного ресурса, поддержание его работоспособности обеспечит стимулирование работы системы, внедрение единых подходов/механизмов её функционирования. Передаваемая в информационный ресурс информация даст возможность следить за динамикой объёма предоставляемых услуг по сертификации профессиональных квалификаций, оценивать комплексность развития системы, сравнивать эффективность деятельности её отдельных элементов.

Петр Слизевич

Российская экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах. Какой должна быть система оценки квалификаций, и какую роль в ней должны играть работодатели? Почему необходимо развивать систему независимой сертификации специалистов, и кто больше всех заинтересован в ее развитии? Об этом «ВК» рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Лейбович.

Сегодня все выпускники системы профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). Насколько она удовлетворяет требованиям времени?

Процедура государственной итоговой аттестации, которая проходит в любом учреждении профессионального образования, решает две задачи. Первая: определить, насколько человек освоил образовательную программу. Вторая: оценить профессиональную квалификацию.

Задача по оценке уровня образования выпускника решается более успешно, потому что у образовательных учреждений есть определенные технологии, есть контрольно-измерительные материалы, тесты, есть система промежуточной и итоговой внутренней аттестации, есть колоссальный опыт государственной итоговой аттестации.

А вот задача оценки профессиональной квалификации - напротив, решается неудовлетворительно. Хотя именно этот вопрос в первую очередь интересует работодателя. Поэтому система оценки квалификации сегодня нуждается в совершенствовании.

Специалисты предлагают в дополнение к ГИА ввести еще одну процедуру - независимую сертификацию профессиональных квалификаций с участием работодателей. Зачем она нужна?

Во-первых, нужно учитывать, что существует несколько траекторий получения квалификации. Это обучение по программам профессионального образования (начального, среднего и высшего). Это профессиональный опыт, который получается в практической деятельности. Это постепенное повышение квалификации на основе определенного базового образования - в соответствии с современной концепцией «обучение на протяжении всей жизни».

Поэтому система сертификации квалификаций должна быть рассчитана не только на выпускников образовательных учреждений, но и на граждан, которые в течение своей профессиональной карьеры получают квалификации различными путями.

И второе. Современная экономика России коренным образом отличается от советской. Она в своем подавляющем большинстве представлена негосударственными предприятиями. А наша система образования, особенно профессионального, в основе своей осталась все-таки государственной. Соответственно, произошло разделение интересов самой системы профессионального образования и работодателей. Введение процедуры независимой сертификации позволит в полном объеме представить интересы работодателя и его требования к квалификации специалиста.

На какой стадии сегодня находится работа по созданию отечественной системы независимой сертификации квалификаций персонала?

— Нужно сразу оговориться, что мы не считаем системой сертификации то, что сегодня делается, например, при подготовке рабочих кадров, на предприятиях, где в рамках итоговой аттестации присваиваются соответствующие разряды и выдаются документы. Не является независимой системой сертификации и то, что сегодня происходит в рамках государственной итоговой аттестации в учреждениях профессионального образования. В этом смысле массовой независимой системы сертификации, которая получила бы широкое распространение, у нас пока не существует.

Но в то же время мы сегодня имеем достаточно много примеров локальных рынков сертификации, которые складываются в стране. Например, сертификацию по собственным методикам и технологиям и на своих ограниченных объемах потребителей осуществляет Национальный союз кадровиков. Существует независимая сертификация у бухгалтеров, особенно в области международного бухучета, у гильдии риелторов и в других секторах.

- Какие проблемы необходимо решить в процессе создания независимой системы сертификации квалификаций?

Здесь вопрос не только в том, что в России уровень доверия к результатам образования не очень велик, хотя это важно. Вопрос в том, что изменилась сама экономика. Сейчас мы переживаем достаточно широкую, а иногда и полную смену технологических и трудовых процессов. И на предприятиях используются те квалификации, которые нигде толком не описаны. А значит, их нельзя ни различать, ни оценивать, ни сертифицировать.

Если же говорить о новом поколении документов - о профессиональных стандартах, которое сегодня развивается, то они как раз и предназначены для того, чтобы четко описать квалификации на определенном выработанном и согласованном языке. И, соответственно, они являются необходимой базой, на основе которой должна проводиться оценка квалификаций и их сертификация. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации.

Но мы не должны забывать, что разработка профессиональных стандартов ведется не так давно. А без этой основы, без этого фундамента об объективной оценке квалификаций говорить довольно сложно.

- В состоянии ли государство справиться с проблемой в одиночку?

Мы понимаем, что силами государства сейчас эту проблему решить невозможно. В советское время по заданиям Госкомтруда работу по описанию квалификаций и по их четкому структурированию вообще-то делали предприятия. Сейчас совершенно другая система, и все равно инициатива в этом вопросе постепенно должна быть передана, прежде всего, работодателям.

- А какое участие в оценке профессиональной квалификации кадров принимают работодатели сегодня?

Если говорить об оценке, которая происходит в рамках государственной процедуры, ГИА, то просто есть нормативный документ, обязывающий образовательные учреждения включать в экзаменационные комиссии представителей работодателей. Но чаще это просто «почетная обязанность». Потому что если нет процедуры и соответствующих инструментов оценки квалификации и нет специалистов непосредственно с предприятий, которые эту оценку производят, то говорить о том, что работодатели реально участвуют в процессе оценки, довольно сложно.

- Что может стать для работодателей мотивом заняться созданием независимой системы сертификации?

Основной мотив работодателей — это конкурентоспособность. Хотя с другой стороны, мы видим, что интерес предприятий к повышению производительности труда может быть, не очень велик - просто потому что значительная часть российской экономики сегодня не находится в конкурентной среде. Но тот сектор российской экономики, который в силу определенных заградительных барьеров пока находится в неконкурентной среде, будет сужаться.

И уже сегодня мы видим, что целый ряд поручений президента предполагают прямое задание государственным структурам, госкорпорациям по разработке профессиональных стандартов.

Поэтому интерес бизнеса к проблемам сертификации постепенно нарастает. Это проявляется в тех секторах экономики, которые уже разработали профессиональные стандарты или работают над ними. В качестве примера можно привести сектор авиастроения, сектор автомобилестроения, металлургию, сектор информационных технологий (IT). Разработав свои профессиональные стандарты, они естественно, ищут пути их активного внедрения. Конечно, для такого внедрения сертификация — не единственный путь, но это очень важный стимул, важный мотив для их использования в системе образования.

Интерес к независимой сертификации будет расти и у соискателей рабочих мест. Они не меньше работодателей заинтересованы в подтверждении своей профессиональной квалификации. А включение сведений о соискателях в соответствующие федеральные базы данных квалифицированных специалистов, которые планируется поддерживать в рамках этой системы, значительно повысит их личную конкурентоспособность на рынке труда.

Как, по вашей оценке, обстоят дела с созданием независимой системы сертификации профессиональных квалификаций в Самарской области?

Что касается Самарской области, то я хочу напомнить, что вы были одним из пионеров реализации проекта реформы системы образования, который шел при поддержке Всемирного банка. Это достаточно известный проект, он аккумулировал ряд новых направлений развития образования, которые потом внедрялись в масштабе Российской Федерации. Соответственно, в рамках этого проекта апробировалось и то, что связано с созданием сертификационных схем. Поэтому в Самарской области такой опыт существует.

Накопленный опыт, безусловно, важен — он позволит Самарской области быстро продвигаться вперед при широком внедрении сертификационных процедур. Но между экспериментальным этапом и массовым внедрением проходит некоторое время. И мы сейчас как раз и работает над созданием системных инструментов совместно с Министерством образования и науки России, с Рособрнадзором.

Я исхожу из того, что начиная со 2-го полугодия 2011 года в 2012 году эта работа получит серьезный импульс и поддержку как со стороны объединений работодателей, крупных компаний, так и со стороны государства через федеральную целевую программу развития образования. Эти работы сейчас ведутся.

Проведена сертификация выпускников ОУ СПО

Для правильного отображения сайта включите Java Script

Администрация НП «СПАС» сообщает об успешно проведенном мероприятии по оценке и сертификации профессиональных квалификаций выпускников колледжа. Мероприятие готовилось при поддержке партнёрства и прошло на базе автомобильного колледжа по адресу: Москва, Очаковское ш. д.26 . Администрация НП "СПАС" выражает особую признательность и благодарность Рыбакову Александру Сергеевичу, Андрееву Александру Викторовичу, Артамоновой Татьяне Михайловне (заместитель директора по учебно-производственной работе ГБОУ СПО СК №41), Жаркову Алексею Ивановичу (мастеру производственного обучения ГБОУ СПО СК №41), Крылову Александру Александровичу (методист ГБОУ СПО СК №41) за активное участие в подготовке и проведении мероприятия.

Независимой экспертной комиссией при Некоммерческом партнёрстве «Союз предприятий автомобильного сервиса» по оценке и сертификации профессиональных квалификаций персонала предприятий автомобильного сервиса, выпускников образовательных учреждений, и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» 16 мая 2013 года проведена оценка квалификации выпускников колледжа (по списочному составу).

Всем известна проблема низкого качества образования и низкой квалификации кадров на рынке труда, в том числе это касается и сферы автомобильного сервиса. Низкая квалификация технического персонала предприятий автомобильного сервиса сказывается на качестве технического обслуживания автотранспортных средств.

Как это изменить? Как внедрить систему непрерывного образования?

Чем стимулировать выпускников образовательных учреждений для их стремления получать новые знания?

Одним из шагов по достижению этой цели является такое мероприятие, как оценка и сертификация профессиональных квалификаций выпускников и персонала предприятий автомобильного сервиса. Это своего рода стимулирующая мера к дальнейшему профессиональному образованию выпускников, к повышению их квалификации. Отмечаю, что Сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений и персонала предприятий не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение.

Это действительно первое в Москве мероприятие, где оценивать квалификацию испытуемых будет независимая экспертная Комиссия. Независимость комиссии позволяет объективно оценить профессиональную подготовку и мастерство испытуемого. Порядок оценки устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны и в первую очередь работодатели, так как основной состав комиссии – это руководители и мастера автосервисов. При этом, все процедуры "прозрачны", а в состав экспертной Комиссии включаются любые представители бизнессообщества (представители организаций-работодателей) по их заявкам.

Естественно Вы задаетесь вопросом, а что дает сертификация выпускникам и персоналу предприятий?

ответ следующий: определяет их профессиональный уровень, повышает шансы для трудоустройства, обеспечивает психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях, а также повышенное внимание руководства предприятия при подборе персонала, доверие и уважение к обладателю сертификата.

Список лиц получивших высокую оценку членов комиссии и получивших сертификаты публикуются в соответствующем разделе сайта НП "СПАС". Ниже перечислены выпускники, получившие высокую оценку членов комиссии:

Арисов И.В., Губич Д.Г., Городничев В.И., Лопарев А.П., Мамян В.С., Ведянский Ю.А., Оганесян К.Р., Тюрников И.В., Свиридов М.А., Селиверстов А.А., Новиков Я.А., Садовник А.С., Ермолаев М.А., Тренькин А.В., Сенькин И.Д., Жуков С.А., Емелин С.В., Егоров А.А., Леванов Д.В., Овчинников В.В.,