Гисвайн В.Д., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ
Сентябрь
Мой город
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Рассматривание почтовых открыток, конвертов. Составление письма заболевшему товарищу. Целевая прогулка к почтовому ящику. Просмотр видеофильма «Наш город любимый». Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?». Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом». |
Сюжетно-ролевая игра «Почта». Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка». Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона». |
Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним. Экскурсия на почту за посылкой. Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали». |
Изготовление атрибутов к игре «Почта». Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу. Аппликация «Почтовый ящик». |
Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. И. Якушининой) , «Дружба настоящая». Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон». |
Художественная литература |
«Почта» (С. Маршак) , «По городу» (В. Берестов) , «Письмо» (Э. Мошковская) |
Октябрь
Природные и культурные объекты города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Река Кама». Слушание рассказа «Наши реки». Экскурсия на набережную Кама. Рассматривание альбома и открыток с видом на Набережные Челны. Целевые прогулки по близлежащим улицам. |
Волшебные картинки «Улица города». Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки». Лото «Город», домино «Мой город». |
Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города. Наблюдение за работой дворника. Уборка листьев. Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины) . Помощь дворнику в уборке территории детского сада. |
Рисование картин «Плывет, плывет кораблик по «Каме», «Речной порт», «Лодки плывут по реке», «Парусные лодочки». Конструирование моста из строительного материала. |
Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского) , стихи о городе Набережные Челны. |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев) , «Кама-кормилица» (С. Баруздин) |
Ноябрь
Город и село
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». Беседа о труде хлеборобов. |
Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни». |
Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия. Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома. Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине. Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине. |
Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица». «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек». Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе». |
Песня «Строим дом». Прослушивание записей народных мелодий. Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка». |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков) , «Что я видел» (Б. Житков) , «Все здесь» (Я. Тайц) , «Хлебушко» (С. Погореловский) , «Отличные, пшеничные» (Я. Аким) , «Хлеб» (П. Качанов) , «Пекарь» (Г. Люшнин) . |
Декабрь
Транспорт нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям». Сравнение автобуса и трамвая. Наблюдение за светофором. Слушание рассказов о транспорте. Целевая прогулка по улице. Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города». Наблюдение за работой транспорта. Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?». Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…». |
Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили». Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи». |
Наблюдение за трудом шофера. Беседа с шофером детского сада. |
Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик». Аппликации «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками». Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта. Конструирование транспорта из строительного материала. |
Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова) , «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука) . Инсценировка с правилами дорожного движения. Досуг «Знай правила дорожного движения». |
Художественная литература |
«Шагая осторожно» (С. Михалков) , «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский) , Загадки о транспорте, сказака «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков) , «Скверная история» (В. Головков) , «мяч» (А. Северный) , «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич) , «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская) . |
Январь
Архитектура нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Здания родного города», «Где мой дом?». Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». Экскурсия к строящемуся дому. |
Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?». |
Наблюдение за трудом маляра, строителя. Беседа по картине «Маляр». |
Аппликация «Строим дом». Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику». Конструирование «Домик из бревнышек». Рисование «Домик для куклы». Конструирование из строительного материала «Домики». |
Песня «Детский сад» (сл. и муз. И. Якушиной) . Развлечение «Кто в домике живет?». |
Художественная литература |
«Кто построил этот дом» (С. Баруздин) , «Мой брат» (А. Бродский) , «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире». |
Февраль
Воинская слава россии
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Слушание рассказа «Вечный огонь в Набережных Челнах». Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия». Слушание рассказа о российском флаге. Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам. Посещение музея боевой техники. |
Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?». |
Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. |
Рисование «Портрет папы». Лепка «Значок в подарок». Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолет». Конструирование из строительных модулей (взлетная полоса, ангар, самолеты) . |
Песня «Ты не бойся мама!» (муз. М. Протасова) . Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт) , «Прощание славянки» (В. Агапкин) , «Марша» (муз. Д. Кабалевского) . Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко) . Песня «Алешкин флот» (муз. Т. Попатенко) . |
Художественная литература |
«Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов) ,«Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская) , «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков) |
Март
Русская матрешка
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Такие разные матрешки». Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская) . |
Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». |
Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками (протереть пыль т полочку, расставить игрушки аккуратно) . |
Лепка «Матрешка танцует», «Веселые матрешки». Рисование «Танцующая матрешка», «Почему матрешка грустная?», «Украсим сарафаны матрешкам». Аппликация «Разноцветные матрешки». Конструирование из строительного материала «Мост» и «К нам в гости идет матрешка». |
Частушки о матрешке. Песни «Шесть матрешек» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) , «Матрешки» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой) . Развлечение «Матрешка ждет гостей». |
Художественная литература |
«У меня матрешка есть» (З. Медведева) , «Матрешечка» (В. Берестов) , «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
Апрель
Городская и сельская природа
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения». Экскурсия на озеро (внутри микрорайона) . Наблюдения за катерами, лодками. Просмотр видеофильма о природе города, села. Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе. Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк. Сравнение природы в разные времена года и уточнение правил поведения на природе. |
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «рыболовы». Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички». Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку». |
Уборка мусора на участке. Посев семян овощей на участке и высадка цветочной рассады в клумбу. |
Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе». Лепка «Мы гуляем», «На лугу». Конструирование из природного материала. |
Песня «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А. Ануфриева) . Рус. нар. мелодия «До чего ж у нас красиво!». Песни «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой) , «Жук» (муз. В. Карасевой) . Развлечение «Солнышко - ведрышко». |
Художественная литература |
Возвращаются певцы (Г. Ладонщиков) , «Весна» (А. Плещеев) , «Весна» (Ф. Тютчев) , «Деревья весной» (Г. Скребицкий) . |
Достопримечательности нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Наш город большой и красивый», «Герб Набережных Челнов». Экскурсия по городу. Оформление альбома «Достопримечательности Набережных Челнов». Просмотр видеофильма о городе. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Итоговая игра-викторина «Знатоки набережных Челнов». |
Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами) . |
Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города». Аппликация «Флажки для украшения летнего участка». Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт) . |
Слушание музыкальных произведений о родном городе. |
Художественная литература |
«По городу» (В. Берестов) , «Мой дом, мои Челны» (Н. Чудакова) |
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на 2015-2016 учебный год
Сентябрь
Детский сад мой так хорош, лучше сада не найдешь
НОД Беседа «Наш детский сад».
Цель: уточнить знания детей о детском саде. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. Закреплять, углублять, расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. Формировать понятия «я- воспитанник детского сада», «детский сад-мой дом родной».
НОД «Мои друзья»
Цель: формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побеждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Беседа «Воспитатель глазами детей».
Цель: знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.
«Утренний сбор».
Цель: установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками и взрослыми. Совершенствовать навыки культурного общения, развивать коммуникативные умения, воспитывать уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям.
НОД «Экскурсия по детскому саду».
Цель: формировать представления детей о детском саде, его предназначении, людях, работающих в детском саду. Воспитывать чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.
Беседа «Ваши права, дети».
Цель: дать детям представление о том, что дети имеют право на воспитание и образование в детском саду. Рассказать о труде воспитателя. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание работать в детском саду.
Беседа «Мы идем в детский сад».
Цель: вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учить запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.
Беседа «О дружбе и друзьях».
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Цель: учить детей обыгрывать реальные трудовые действия воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, кладовщика, повара и др., использовать в игре свои практические умения, учить намечать тему игры, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли. Отображать в игре положительные стороны действительности, обыгрывать различные ситуации проблемного характера.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Цель: актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей об орудиях труда, их назначении. Побуждать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Чтение художественной литературы, пение песен о детском саде.
Цель: воспитывать у детей интерес к детскому саду, развивать речь детей.
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о детском саде, воспитывать любовь к детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им.
Октябрь
Моя семья
НОД «Моя семья».
Цель: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) ; мама и папа-дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи. Формировать представления детей о доброжелательных отношениях родных людей, расширять представления об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям.
НОД «Дружная семейка».
Цель: формировать представления о составе семьи, прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым.
Беседа «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать».
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям, желание помогать им, подражать.
Беседы на тему «Интересное в нашем доме»:
-«Моя любимая игрушка»;
-«Самая интересная книга»;
-«Животные в доме» и др.
Цель: учить внимательно относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду. Развивать монологическую речь, желание рассказывать о своей семье, о событиях, происходящих в семье другим людям.
Рисование на тему «Моя семья».
Цель: формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; вызывать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления, полученные в семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Учить рисовать характерные черты внешности.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Цель: развивать и обогащать сюжеты игры, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети и т.д.), выполнять игровые действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
-К.Ушинский «Четыре желания»;
-С.Черный «Имя»;
-Л.Толстой «У бабки была внучка»;
-Г.Браиловская «Наши мамы, наши папы»;
-Я.Сегель «как я был мамой»;
-П.Воронько «Мальчик Помогай»;
-Д.Габбе «Моя семья».
Развлечение «Наши бабушки» ко дню пожилого человека
Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Ноябрь
«С чего начинается Родина?»
НОД «Мой город».
Цель: систематизировать и обобщать знания детей о городе: название, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.
НОД «Люблю тебя, мой край родной»
Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охранными видами растений и животных Саратовской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь ее и охранять.
Беседа «Дома на нашей улице».
Цель: Познакомить с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные и многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены.
Беседа «Добрая милая мама» (ко дню матери)
Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать ей, заботиться о маме. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому. Указать на необходимость помощи мамам. Формировать ценные нравственные качества. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворений о маме.
НОД «Природа родного края»
Цель: обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Проект «Моя малая родина»
Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.
Педагогический проект по воспитанию любви к малой Родине.
Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления детей с родным краем. Расширять представления о родном городе, крае. Познакомить с достопримечательностями родного города. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения малой Родины.
Целевая прогулка «Что такое улица».
Цель: формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания детей о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут.
Беседа «Улицы нашего города».
Цель: дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц города. Рассказать о людях, в честь которых названы улицы.
Экскурсии в учреждения города (библиотека, пожарная часть, магазин, почта) и беседы по результатам экскурсий.
Цель: воспитывать уважение к людям труда, интерес к профессиям библиотекаря, продавца, почтальона, пожарного.
Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города .
Цель: расширять знания детей о самых знаменитых местах в городе, истории их происхождения, прививать интерес и любовь к родному городу, району.
Рассматривание альбома «Наша Волга»
Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.
Дидактические игры: «Район, в котором я живу», «Кто больше улиц знает».
Цель: закреплять знания о родном городе и районе, в котором живут дети, знать названия улиц.
Конкурс рисунков «Город, который я люблю».
Цель: побуждать детей передавать в рисунке впечатления от окружающего, создавать яркие позитивные изображения.
Чтение художественной литературы:
-П. Воронько «Лучше нет родного края»;
-С.Маршак «Почта»;
-Я.Аким «Неумейка»;
-Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
Цель: Формировать интерес и потребность в восприятии книг, понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Содействовать правильному восприятию содержания произведений, формировать способность сопереживать его героям.
Цель: знакомить детей с поэтами и прозаиками Энгельса, вызвать чувство гордости за людей, прославляющих родной город.
Изготовление альбома «Родная сторонушка»
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае, о достопримечательностях, людях, которые прославляют наш край, о природных ресурсах края.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
Цель: развивать у детей интерес к родному городу, желание узнавать о нем больше: о достопримечательностях, о людях, которые прославили город, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.
Декабрь
«Наша Родина- Россия».
НОД «Наша Родина-Россия»
Цель: продолжать знакомить детей с родной страной (города, гимн, флаг России), развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России, закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.
Закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, русскому народу.
НОД «Столица нашей Родины»
Цель: познакомить детей со столицей нашей Родины – городом Москва. Знакомить с достопримечательностями столицы.
Беседа «Государственные символы России»
Цель: закрепить знания о названии родной страны. Познакомить детей с государственными символами России: гимном и гербом, рассказать об их происхождении, назначении, содержании; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
Беседа «Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки»
Цель: познакомить с историей происхождения сказочных персонажей- Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, любовь к русскому народному творчеству.
Рассматривание альбома «Родина любимая»
Цель: вызвать интерес детей к истории возникновения исторических памятников города. Уточнить знания о названиях улиц, зданий, достопримечательностей, составлять краткие рассказы о них.
-В.Орлов «Родное»;
-Ф.Глинка «Москва»;
-И.Токмарова «Красная площадь»;
-А.Прокофьев «Люблю березку русскую»;
-М.Иссаковский «Поезжай за моря-океаны»;
-А.Прокофьев «Родина»;
-М.Лермантов «Родина»;
-З.Александрова «Родина», «Сарафанчик».
Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, Москвой. Дать представления о том, что это наша Родина, ее надо любить, уважать, восхищаться, гордиться ею.
Праздник «Новогодняя сказка»
Цель: создать у детей радостное настроение.
Январь
«Краса ненаглядная»
НОД «Краса ненаглядная»
Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Познакомить детей с народно-прикладным искусством России. Уточнить представление о понятии «ярмарка». Закрепить и обобщать знания детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник и др. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Цель: воспитывать уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Развивать эмпатию и толерантность.
НОД «Россия- страна мастеров»
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине-России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Вызвать чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свою страну.
Беседа «Что за праздник Новый год?»
Цель: выявить, что дети знают о любимом празднике всех взрослых и детей -Новом годе. Показать особенности подготовки к празднику (украшать помещение, улицы, ставить и наряжать ёлочку, дарить подарки, загадывать желания, накрывать праздничный стол и т.д.); вспомнить о героях праздника - Дед Мороз и внучка Снегурочка. Воспитывать познавательный интерес к традиционным праздникам. Развивать наблюдательность, обогащать словарный запас детей.
Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
НОД «Наша добрая матрешка»
Цель: познакомить детей с народной игрушкой- матрешкой. Дать
представление о том, что матрешка является символом России. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес к народному творчеству.
Развлечение «Знакомство с бытом, традициями русского народа»
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
Цель: расширять представления детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Проект «Создание снежных построек» Цель: формировать эстетические и патриотические чувства, приобщать к участию в создании снежных построек; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.
Проект «Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств»
Цель: создание условий для формирования основ патриотического сознания детей через потенциал русских народных сказок. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок эмпатию, толерантность и уважение к традициям народной культуры. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Беседа «Семейные обычаи на Руси»
Цель: приобщать детей к истокам русской культуры. Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи).
Цель: знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки, кружки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувства ритма, композиции, цвета.
Лепка «Барашек» (по образу филимоновской игрушки)
Цель: познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку.
Лепка «Дымковский индюк»
Цель: продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес и уважение к народному искусству, желание передать в лепке колорит дымковской игрушки.
Беседа «Калейдоскоп игр и развлечений»
Цель: уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки («Гуси-лебеди», «У медведя во бору…», «Палочка-выручалочка» и т.д.); расширять знания о русских народных сказках, песнях, прибаутках. Показать многообразие мест отдыха и развлечений (парки, Дома культуры, кинотеатры, театры, детские и спортивные площадки, цирк и т.д.). вызвать желание посещать их. Воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.
Экскурсии в музей «Народно-прикладного искусства»
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, воспитывать эстетические чувства, чувства прекрасного, уважение к народным мастерам. Продолжать учить детей правильно вести себя в культурных местах.
Драматизация русских народных сказок
Цель: создание благоприятных условий для творческой активности детей посредством театрализованной деятельности. Учить драматизировать знакомые произведения, согласовывать слова и действия персонажей, четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Закреплять знания о театре, правилах поведения в нем.
Чтение русских народных сказок, произведений народного фольклора, современных поэтов и писателей.
Цель: учить понимать образное содержание и идею сказок, потешек, песенок, их жанровые особенности, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
Февраль
«Защитники Отечества»
НОД «Наша армия»
Цель: дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.
Беседа «Военные профессии»
Цель: расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества»(воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями(летчик, моряк, танкист, артиллерист, пехотинец, ракетчики т.д.). Воспитывать гордость за наших воинов, патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.
Беседа «Солдаты России - защитники страны»
Спортивный праздник
Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к Родине. Пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, вовлечение их в систематические занятия физической культурой. Формирование чувства долга перед теми, кто защищает наше Отечество. Воспитание волевых качеств, выдержки, выносливости, воображения, кругозора. Обеспечить высокую двигательную активность.
Чтение художественной литературы:
-А. Гайдар «Сказка о военной тайне»;
-А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее»;
-А. Барто «На заставе»;
-З. Александрова «Дозор»;
-С. Баруздин «Шел по улице солдат»;
- Я. Длуголенский «Что могут солдаты»;
-О.Высотская « Мой брат уехал на границу»;
-С. Маршак «Пограничник».
Цель: посредством художественной литературы продолжать знакомить детей с Россией, защитниками нашей Родины. Дать представления о том, что это наша Родина огромна и ее защищают доблестные военные, которых надо уважать, восхищаться, гордиться ими.
Сюжетно-ролевые игры « Мы военные», «Моряки»
Цель: развивать тематику военизированных игр, учить в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными; воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в армии. Учить взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, игровых навыков.
Рассматривание альбома «Защитники Родины»
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии (бегают, стреляют, прыгают с парашютом и пр.); сформировать представление о том, каким должен быть солдат(сильным, смелым, метким, быстрым и т.д.). Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чувство гордости за армию, солдат, желание стать в ее ряды.
Фотовыставка «Наши папы, наши дедушки-защитники Родины»
Цель: побуждать детей к желанию гордиться своими родными, быть похожими на них.
Март
«Моя мама»
НОД «Родной человек»
Цель: продолжать знакомить детей с праздниками: 8 Марта- международный женский день. Учить детей внимательно относиться к своей маме, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.
Беседа «Добрая милая мама»
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
Рисование «Моя любимая мама» (портрет мамы)
Цель: закрепить знание детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважение к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке характерные черты ее облика (цвет волос, глаз). Учить правильно располагать части лица.
Цель: воспитывать у детей желание порадовать маму и бабушку, поздравлять их с праздником, вызвать эмоциональный отклик.
Чтение художественных произведений:
- Ю. Яковлев «Мама»;
-Е. Благинина «Вот какая мама»;
-Е. Благинина «Посидим в тишине»;
-Я. Купала «Матери»;
-В. Осеева «Сыновья»;
-В. Осеева «Просто старушка»;
-М.Родина «Мамины руки»;
-Е.Пермяк «Мамина работа»;
-В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
-Л.Квитко «Бабушкины руки».
Цель: подводить к пониманию нравственного смысла произведений, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через художественные произведения.
Беседа «Масленица»
Цель: воспитывать национальную гордость, интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
Фотовыставка «Моя любимая мама»
Цель: побуждать детей внимательно относиться к своей маме, гордиться ею, уважать ее труд, помогать по дому. Воспитывать любовь к самому родному человеку на свете.
Конкурс детских рисунков «Портрет мамы»
Цель: воспитывать желание порадовать свою маму, стараясь передать в рисунке образ любимого человека.
Апрель
«День космонавтики»
НОД «День космонавтики»
Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики». Дать первоначальные сведения о планетах, космонавтах, космических кораблях. Воспитывать любознательность, интерес к общественным праздникам, чувство гордости за свою Родину (первый в космос полетел русский человек-Ю.А. Гагарин).
Беседа «Покорение космоса»
Цель: дать представление о космосе, о космическом пространстве; о ближайшем спутнике Земли- Луне, ближайшей звезде- солнце; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
Изготовление коллажа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.
«День смеха»
Цель: дать детям представление о том, что за день-День смеха; подвести детей к пониманию того, что есть добрые шутки и злые, над чем можно смеяться, а над чем нет.
Творческий проект «Огород на подоконнике»
Цель: формировать эстетическое восприятие и бережное отношение к окружающему. Приобщать детей к участию в посадке семян цветов и созданию «Огорода на подоконнике». Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Цель: расширять тематику игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитывать смелость, выдержку, словарный запас: «космическое пространство», «космодром», «открытый космос».
Чтение художественных произведений:
-Ю.Виеру «Ракета»;
-Ю.Яковлев «Трое в космосе»;
-А.Барто «Веревочка»;
-Ю.Гагарин «Вижу Землю».
В.Лысач, А.Рассошанский « Песня о Гагарине и о Саратове».
Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать чувство гордости за свою страну, воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.
Май
«Праздники весны»
НОД «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»
Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать элементарное представление об истории Отечества, познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.
НОД « Люди все на свете - солнышкины дети»
Цель: создание педагогических условий для становления духовно- нравственных качеств дошкольников. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, образа «Я» через обеспечение каждому ребенку ситуации успеха в самореализации и самовыражении через передачу образов средствами мимики, жеста, пластики, музыки. Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке; распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние.
НОД «Помним, гордимся!»
Цель: формирование патриотических чувств, погружение детей в события дней Великой Отечественной войне средствами поэтических и музыкальных произведений.
Беседа «Этот день победы»
Цель: донести до детей мысль, сто спустя много лет человечество помнит о событиях грозной войны, унесшей миллионы человеческих жизней, учить чтить память погибших и отдавать дань уважения оставшимся в живых.
Рассказ - беседа о дне Победы.
Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у детей. Закреплять знания о том, что 9 Мая- день Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к своей Родине.
Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны, расширять представления о празднике Победы.
Цель: дать детям представление о празднике Весны и Труда; воспитывать уважение к людям труда.
Рассматривание альбома «НЕТ! ВОЙНЕ»
Цель: продолжать знакомить детей с событиями 1941-45 годов. Развить в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне. Воспитывать желание расти сильными, умными, честными, добрыми, чтобы сохранить мир на земле.
Беседа «Святой праздник пасхи»
Цель: духовно-нравственное воспитание детей, развитие лучших качеств, свойственных русскому человеку: отзывчивость, сострадание, доброта, трудолюбие, уважение к старшим, бережное отношение к природе. Приобщение дошкольников к русской культуре и ее истории в форме театрализованного представления на основе устного народного творчества, ознакомление с бытом, обрядами и традициями народа. Учить различать добро и зло.
Чтение художественных произведений и стихов:
-С.Михалков «Служу Советскому Союзу!»;
-Е.Благинина «Шинель»;
-С.Баруздин «Шел по городу солдат», «Слава»;
-С.Маршак «Майский праздник в Москве»;
-С.Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»;
-М.Исаковский «Навек запомни»;
-А.Твардовский «Рассказ танкиста»;
-К.Симонов «Сын артиллериста».
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, желание быть на них похожими.
Рисование « Празднично украшенный дом»
Цель: учить передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, шарами, цветами, цветными огоньками.
Праздник «Весенний хоровод»
Цель: создать у детей веселое настроение, благоприятную атмосферу праздника. Развивать творческие способности.
«Праздник доброты и вежливости»
Цель: закрепить знания детей о значении слов «добро», « доброта», «вежливость». Учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе с учетом ФГОС ДО
СЕНТЯБРЬ
«Мой любимый детский сад»
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.
2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.
3. Пение песен и чтение стихов о детском саде.
Цель: развивать речь детей, творческую активность, желание радовать других людей.
4. ООД «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
Поможем бабушке Федоре
воспитывать аккуратность в выполнении дел.
6. ООД «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
7. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
ОКТЯБРЬ
«Наша Родина-Россия» .
1. Беседа «Наша Родина-Россия» .
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .
2. Развлечение «Ты Селиярово, ты край любимый мой…»
Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за неѐ.
3. Экскурсия по Селиярово "Наши достопримечательности"
Цель: знакомить детей с достопримечательностями поселка, воспитывать любовь к родному краю.
3. Беседа символы России:
«Государственный флаг РФ» .
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
«Государственный герб России» .
Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.
«Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.
4. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
5. Конкурс чтецов «Стихи о Родине» .
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы к Родине.
6. Беседа «Дом, улица, адрес» .
Цель: продолжать знакомить детей с родным поселком, развивать коммуникативные умения.
7. Изготовление альбома «Природа родного края» .
Цель: формировать представление детей о красоте природы земли югорской, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
8. Рисование на тему «Моя Родина» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.
НОЯБРЬ
«Моя семья»
1.Оформление и рассматривание альбомов «Моя семья» .
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
3. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
4. Фотоколлаж "Мой дом"
Цель: изучить и рассказать об истории происхождения своего дома.
5. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
6. Развлечение посвященное дню матери "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".
Цель: воспитывать у детей уважение к матери, желание ей помогать, радовать, заботиться. Дать детям понять, что мама самый близкий человек для ребенка.
7. Сюжетно - ролевая игра «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: закрепить знания о труде родителей дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы; расширять представления о профессиях
ДЕКАБРЬ
«Новый год у ворот»
1. Беседа «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
2. Чтение художественной литературы «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
3. Игра - беседа «Я и мои права» .
Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
4. Беседа «Животный мир нашего края» .
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
7. Праздник «Новогодний карнавал» .
Цель: создать у детей радостное настроение.
8. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) .
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
ЯНВАРЬ
«Народные праздники»
1. Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла» .
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. НОД «Доведи дело до конца» .
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
4. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.
5. Знакомство с русскими народными играми .
Цель: прививать любовь к родной культуре.
ФЕВРАЛЬ
«Сильны и могучи богатыри славной Руси»
(ко Дню защитника Отечества) .
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» . Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей. Расширение кругозора.
2. "Гордость моей семьи ". Рассказ о родственниках служивших в армии или побывавших на войне.
Цель: воспитывать у детей желание рассказывать о родственниках - воинах, воспитывать гордость за них.
3. Экскурсия в зимний парк.
Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.
4. Беседа «Мои друзья» .
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
5. Праздник «Масленица» .
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
6. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
7. Просмотр презентации «Кто сторожит тишину?» .
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
8. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить» .
Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
МАРТ
«Моя мама»
1. Круглый стол «О мамах родных и очень важных» .
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта» .
Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
5. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
АПРЕЛЬ
«Наши космонавты»
1. ООД «Покорение космоса» .
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Спортивное развлечение "Мы - космонавты".
Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.
3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами» .
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Круглый стол «Я и моѐ имя» .
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
5. Презентация «Праздник Пасхи» .
Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
МАЙ
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка» .
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Беседа «Знамя Победы» .
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
3. ООД «Этот день Победы» .
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
6. Акция «Гирлянда Дружбы» .
Цель: расширять представление о дружбе, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение друг другу, стремление помогать, участвовать в коллективных делах.
ИЮНЬ
1. Развлечение «День защиты детей»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка» . (Совместно с родителями) .
3. Беседа «Долгожданное лето»
Цель: познакомить детей с летними играми, способствовать речевому развитию.
4. Ситуация общения «У бабушки в деревне»
Цель: обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.
5 .Выставка семейных фотографий «Отдых»
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе.
Сентябрь: Тема «Моя семья»
1. Рассказы детей о членах семьи. Рассмотрение альбома «Моя семья» Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.
2. Чтение стихов и рассказов о семье.
Цель: Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
3.Рисование на тему «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. Развивать мелкие мышцы рук. Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками.
4. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов
семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Октябрь: Тема «Мой любимый детский сад»
1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Цель: Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.
2. Чтение стихотворений о детском саде.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.
3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Ц е л ь: Формировать знание детей с профессиями и их обязанностями работников детского сада; создать условия для доброжелательного отношения к работникам нашего сада и стремиться к общению и взаимодействию; воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Цель: Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду со трудников детского сада.
Ноябрь: Тема «Наша Родина – Россия»
1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? » Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины .
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края
3. «Флаг России»
Цель: Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность р а с п ол оже н и я ц в е т н ы х п ол о с н а н ё м. В о с п и т ы ват ь у ва же н и е к государственным символам России.
4.Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Цель: Воспитывать любовь к русскому фольклору; уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки (, Гуси
– лебеди, У медведя во бору, и т.д.) ; расширить представление детей о русских народных сказках, песнях, прибаутках.
Декабрь: Тема «Мой город, в котором я живу»
1. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Самара.
Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательности.
Вызывать чувство восхищения красотой родного города.
2. История названия города Самара.
Цель: Расширять представления детей о родном городе; познакомить детей с историей названия города Самара. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;
3 Прослушивание песен и стихотворений о родном городе.
Цель: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
4. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)
Цель: уточнить и расширить знания детей о своей родной улице (переулке) закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Расширять кругозор, развивать речь.Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице.
Январь: «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
1. «Русский народный костюм»
Цель: знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник;
2. Рисование «Укрась сарафан»
Ц е л ь: развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.
3. «Русская изба»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
Февраль : « Все профессии нужны, все профессии важны»
1. «Чудо мастера»
Цель: Расширить представление детей о народных промыслах.
Во спитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства. Развивать патриотические чувства.
2.«Наша матрешка»
Цель: Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Развивать интерес детей к народному творчеству.
3. «Защитники Отечества».
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество.
4.Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.
Март: Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1. Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать маме, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к маме, послушание ей.
2. Изготовление подарков маме.
Цель: Формировать умение детей создавать композицию, используя природные компоненты; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о предстоящем празднике; развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с природным материалом; воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме.
3. Пение песен о маме, чтение стихов.
Цель: Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Формировать умение детей поддерживать бе седу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.
4. Рисование портрета «моя мама»
Цель: формировать умение детей рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Апрель: Тема «Наши космонавты»
1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видео фильма)
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
2. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты».
Конструирование космического корабля.
Цель: Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Закрепить знания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
3.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
Цель: Развивать познавательную активность к познанию окружающего мира. Развивать двигательно-игровую активность детей; побуждать к импровизации игровых движений.
4.Рисование на тему «Планеты».
Цель: Уточнить представления детей о космосе и космических объектах; познакомить с новой техникой «граттаж», ее применением при рисовании; уточнить про ст ранственно е расположение геомет риче ских фигур. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.Во спитывать любознательность.
Май: Тема «Этот День Победы»
1. Беседа о 9мае.
Цель: Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям
Великой Отечественной войны.
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.
2. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
Цель: Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность.
3.Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов .
Ц е л ь: П о бу ж д а т ь у в а ж и т е л ь н о, о т н о с и т ь с я к п о д в и г у н а ш и х соотечественников.
Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине;
традиции преемственности поколений.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края. Ц ел ь: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.