Банки

Заводы по изготовлению болванок матрешек. Как делают матрешки

Матрёшка - это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрешки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево, ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Роспись матрешек
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.

В настоящее время изготовлением матрешке занимаются как сувенирные фабрики, так и отдельные мастера-матрешечники. Конечно, матрешка, выточенная и расписанная вручную талантливым художником на порядок ценнее, нежели фабричной.

Производство и роспись традиционных русских матрешек - любимое детище и основа бизнеса

Производственная база интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» расположена в ближайшем Подмосковье, в городе Сергиев Посад. Первое и основное наше направление, появившееся в 2000 году - производство и роспись традиционных русских матрешек . Заготовка древесины, сушка, выдержка и резка, а также все многочисленные операции по росписи и лакированию наших изделий производятся именно здесь.

Настоящая матрешка - не ширпотреб, а произведение искусства, в которое вложено много терпения, труда, и, конечно, таланта. Истинным мастером, из рук которого выходят уникальные и долговечные изделия, нужно родиться, именно поэтому наше производство так гордится своими работниками, резчиками и художниками, хранителями традиций русских народных промыслов, кропотливым трудом создающими прекрасные сувениры, достойные самых известных мировых коллекций.

Правильная заготовка и выдержка материалов - основа производства настоящих русских матрешек

Заготовка древесины трудоемкий процесс, требующий не только свободного места, но и многолетнего опыта и специальных знаний, а потому потомственного резчика Юрия Тимофеевичча Федотова, на протяжении всей жизни занимающегося подбором, сушкой и распилом материалов для наших деревянных изделий, а также изготовлением заготовок для росписи , наше руководство особенно ценит.

Юрий Тимофеевич как никто другой умеет выбрать удачные стволы в липовой роще, знает сроки и правила рубки, секреты правильной обработки древесины, а также особенности технологии выдержки и просушивания заготовок для ручной деревянной резьбы. Под его чутким руководством древесина проходит весь путь от лесного массива до ангара, в котором несколько лет выдерживаются штабеля матрешечных брусков.


Деревянная резьба: многолетний опыт и точность каждого движения

Резка деревянных кукол - кропотливый творческий процесс, занимающий много времени и требующий от мастера не только опыта, но и сосредоточенности. Сначала из заготовки вырезают самую маленькую куклу, затем нижнюю часть следующей по величине, чтобы составные части будущей игрушки идеально вписывались друг в друга.

Верхняя часть второй по величине матрешки предельно точно состыковывается с нижней таким образом, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу, и куколка не распадалась на две части при попытке перевернуть или потрясти. Все последующие куклы изготавливают по порядку, начиная с нижней части, с ювелирной точностью состыковывая их в единый красочный ансамбль.

Многолетий опыт, автоматизм выверенных движений и способность увидеть в обычном деревянном бруске плавные линии будущей русской красавицы помогают Юрию Тимофеевичу создавать уникальные сувениры, востребованные самыми придирчивыми ценителями матрешечного промысла в России и за рубежом.



Идеальная заготовка - основа качества матрешки

Каждая вырезанная кукла просушивается в собранном виде, чтобы получившиеся половинки плотно нанизывались друг на друга и не болтались. Затем заготовки шлифуют, полируют и наносят при необходимости слой грунтовки, который должен высохнуть при соблюдении специального температурного режима, во избежание появления потеков и влажных пятен.


Традиционная ручная роспись - уникальные сувениры от уникальных людей


И наконец наступает черед нанесения росписи и в дело вступают женщины. Матрешечная роспись, как и любой народный художественный промысел, требует не только мастерства и отточенных движений, но и знания традиций, понимания истории появления тех или иных народных мотивов в узорной канве, ну и конечно, соответствующего настроения.

Наши художницы - светлые, чистые душой талантливые девушки, много лет совершенствующие национальное мастерство и истинно русский стиль. Каждая из них может рассказать историю потомственных художниц, повествующую о сохранении семейных и профессиональных традиций и передаче секретов мастерства от матери к дочери, от бабушки к внучке.



Последний штрих к портрету символа России

Деревянные матрешки, расписанные в традиционном стиле , несколько дней просушиваются с специальном помещении, а затем поступают в цех лакирования. Покрытие лаком деревянной игрушки - ответственная и не простая в исполнении операция, ведь от итоговой обработки сувенира зависит внешний вид изделия и одним неосторожным движением запросто можно испортить труд множества людей. Поверхность готового изделия должна быть идеально ровной, без потеков, видимых мазков и микротрещин.

В кустарных условиях лак на поверхность изделия наносится руками. Мастерица опускает руки в емкость с лаком и одним отточенным движением наносит покрытие на поверхность игрушки.

На нашей фабрике лак на будущую готовую продукцию наносят при помощи пулеверизатора. Если же партия небольшая, то лакировщицы наносят покрытие руками, как учили их мамы и бабушки. Лакировка производится в несколько слоев, каждый из которых просушивается от 4-5 часов до суток.


Производство деревянных изделий - никто не сможет лучше нас!

На сегодняшнем отечественном сувенирном рынке мы без преувеличения являемся одними из лучших и надежнейших поставщиков, ведь нашему опыту более пятнадцати лет! За это время мы разработали и сумели внедрить в производственный процесс использование экологически чистых и безопасных для окружающей среды материалов и методик, сертифицировали краски и лаковые покрытия, привлекли к сотрудничеству лучших отечественных поставщиков и по праву гордимся своими достижениями и репутацией надежных и долгосрочных партнеров.

Мы постоянно развиваемся и ежедневно ищем интересные идеи, задумываясь что еще мы можем вам предложить? Одна из последних идей нашего руководства - виртуальный конструктор, позволяющий клиенту самостоятельно создать дизайн будущего сувенира. Достаточно всего лишь выбрать из предложенных вариантов соответствующие вашему вкусу элементы декора и отправить заказ. Все остальное мы сделаем сами и уникальный, созданный вашим воображением сувенир, в кратчайшие сроки будет доставлен по указанному вами адресу.

Свяжитесь с нами, и мы расскажем все о нашем подмосковном производстве, дадим грамотную консультацию и ответим на любой возникший у вас вопрос!

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка )

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок )

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек )

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки )

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

В селе Полховский Майдан Нижегородской области мало что изменилось за сотни лет. Те же деревянные домики с изразцам. Те же разбитые дороги. Тот же липовый лес. Тот же промысел. Уже четыре века подряд в здешних мастерских рождается самый узнаваемый сувенир России – матрешка.

Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже – красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей), а летом – 20 000. Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где – нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей».

Токарная мастерская для мужской половины – все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10–12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.

Только на первый взгляд это сестры-близняшки. На самом деле двух одинаковых не найти. Ручная работа.

Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала – ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают.

Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть – из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей.

Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

– Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка – самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм.). Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.

Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью.

И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 до 7000 рублей.

Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы. Мода на деревянные изделия меняется. Спрос рождает предложения.

Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино. У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.

Матрешка

3. Изготовление матрешки

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев - Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева - Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "берендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно - педагогического музея игрушки в Сергиевом - Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как формa, цвет, количество, размер.

Шлифовка заготовки

Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея

Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Клеение потали

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Прорисовка фона

Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.

Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.

Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.

Лакировка

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает

изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск сувениру.

Заключение

Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного - педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном - в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа...

Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку. Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора...

Декоративно-прикладное искусство Индии

искусство индия мастер резчик Нельзя не коснуться и такого своеобразного и яркого искусства Шри Ланка, как маски...

Детский театр кукол

Настольная ширма-телевизор «Всем-TV» для домашнего кукольного театра Настольная ширма-телевизор обрадует любого ребенка и украсит собой детскую, не занимая при этом много места...

Детский театр кукол

Кукла-перчатка петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку самый распространенный и простой в управлении тип кукол для домашнего театра...

Изготовления картин, вышитых крестом

Для начала понадобятся такие простые и знакомые с детства приспособления как иголка (лучше с тупым концом), ножницы, канва (особая ткань с дырочками) и пяльцы Пяльцы удобнее использовать маленького размера с винтом...

Искусство колокольного звона

Самое трудное в литье колоколов: спроектировать профиль церковного колокола. Когда профиль колокола (построение профиля колокола) рассчитан, приступают к изготовлению оснастки. Прежде всего это "кружало": плита...

История русской матрешки

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”...

Матрешка

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок...

Орнамент елецкого кружева парной техники плетения и деревянная матрешка

История эта очень древняя и в то же время молодая. Существует несколько версий. Кто говорит, что истоки возникновения в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается...

Проект росписи матрешки "Вокруг света"

В конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - появилась японская точеная фигурка буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разнималась на две части...

Развитие женского костюма на стыке двух великих эпох – ренессанса и барокко

Я выбрала для макета куклы свадебное платье Марии Медичи. Оно мне показалось очень торжественным и изысканным. Кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому...

Русские деревянные игрушки

Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье...

Шкатулка "Сирень"

1. Для низа шкатулки делаем базовые ролы из полос сиреневой и желтой бумаги (ширина 5мм). 2. Склеить полосы сиреневой и желтой бумаги в произвольной последовательности. Из длиной двухцветной полосы сделать базовый ролл диаметром 70 мм. 3...