Кодексы РФ

Основными критериями социальной стратификации являются. Понятие, происхождение, теории социальной стратификации

В социологических исследованиях теория социальной стратификации не имеет единой целостной формы. Основу ее составляют разноплановые концепции, касающиеся теории классов, общественных масс и элит, как взаимодополняющие, так и не соответствующие друг другу. В качестве основных критериев, определяющих исторические типы стратификации, выступают имущественные отношения, права и обязанности, система подчинения и др.

Основные понятия стратификационных теорий

Стратификация представляет собой «иерархически организованное взаимодействие групп людей» (Радаев В. В., Шкаратан О. И., «Социальная стратификация»). К критериям дифференциации применительно к историческому типу стратификации относятся:

  • физико-генетический;
  • рабовладельческий;
  • кастовый;
  • сословный;
  • этакратический;
  • социально-профессиональный;
  • классовый;
  • культурно-символический;
  • культурно-нормативный.

При этом собственный критерий дифференциации и способ выделения различий будут определять все исторические типы стратификации. Рабство, например, как исторический тип в качестве основного критерия будет выделять права гражданства и собственности, а в качестве способа детерминации - кабальное право и военное принуждение.

В наиболее обобщенном виде можно представить следующим образом исторические типы стратификации: таблица 1.

Основные типы стратификации

Определение

Субъекты

Форма неравенства, при которой одни индивиды являются полной собственностью других.

рабы, рабовладельцы

Социальные группы, придерживающиеся жестких норм группового поведения и не допускающие в свои ряды представителей иных групп.

брахманы, воины, крестьяне и др.

Сословия

Большие группы людей, имеющих одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству.

духовенство, дворяне, крестьяне, горожане, ремесленники и др.

Социальные общности, выделяемые по принципу отношения к собственности и общественному разделению труда.

рабочие, капиталисты, феодалы, крестьяне и др.

Следует отметить, что исторические типы стратификации - рабство, касты, сословия и классы - не всегда имеют четкие границы между собой. Так, например, понятие касты используют преимущественно к индийской стратификационной системе. Категорию брахманов мы не встретим в какой-либо другой Брахманы (они же жрецы) наделялись особыми правами и привилегиями, которых не было больше ни у одной другой категории граждан. Считалось, что жрец говорит от имени Бога. По индийскому преданию, брахманы были созданы из уст Бога Брахмы. Из его рук были сотворены воины, главным из которых считался царь. При этом человек принадлежал к той или иной касте с рождения и не мог менять ее.

С другой стороны, крестьяне могли выступать как в качестве отдельной касты, так и в качестве сословия. При этом они также могли разделяться на две группы - простые и богатые (зажиточные).

Понятие социального пространства

Известный отечественный социолог Питирим Сорокин (1989-1968 гг.), исследуя исторические типы стратификации (рабство, касты, классы), в качестве ключевого понятия выделяет «социальное пространство». В отличие от физического, в социальном пространстве находящиеся рядом друг с другом субъекты могут одновременно располагаться на абсолютно разных ступенях. И наоборот: если к историческому типу стратификации относятся определенные группы субъектов, то совсем не обязательно, чтобы они территориально располагались рядом друг с другом (Сорокин П., «Человек. Цивилизация. Общество»).

Социальное пространство в концепции Сорокина имеет многомерный характер, включая в себя культурный, религиозный, профессиональный и другие векторы. Данное пространство тем более обширно, чем сложнее представляется общество и выделяемые исторические типы стратификации (рабство, касты и т. д.). Также Сорокин рассматривает вертикальный и горизонтальный уровни разделения социального пространства. Горизонтальный уровень включает в себя политические объединения, профессиональную деятельность, и др. Вертикальный - дифференциацию индивидов с точки зрения иерархической позиции в группе (руководитель, заместитель, подчиненные, прихожане, электорат и т. п.).

В качестве форм социальной стратификации Сорокин выделяет такие, как политическая, экономическая, профессиональная. Внутри каждой из них существует дополнительно собственная стратификационная система. В свою очередь, французский социолог (1858-1917 гг.) рассматривал систему разделения субъектов внутри профессиональной группы с точки зрения специфики их трудовой деятельности. В качестве особой функции данного разделения выступает создание между двумя или несколькими личностями чувства солидарности. При этом он приписывает ей моральный характер (Дюркгейм Э., «Функция разделения труда»).

Исторические типы социальной стратификации и экономическая система

В свою очередь, американский экономист (1885-1972 гг.), рассматривающий социальную стратификацию в рамках экономических систем, среди одной из ключевых функций экономических организаций выделяет поддержание/улучшение социальной структуры, стимулирование социального прогресса (Найт Ф., «Экономическая организация»).

Об особой связи экономической сферы и социальной стратификации для субъекта пишет американо-канадский экономист венгерского происхождения Карл Поланьи (1886-1964): «Человек действует не для того, чтобы обеспечить свои личные интересы в сфере владения материальными благами, он стремится гарантировать свой социальный статус, свои социальные права и преимущества. Материальные же предметы он ценит лишь постольку, поскольку они служат этой цели» (Поланьи К., «Общества и экономические системы»).

Классовая теория в социологической науке

Несмотря на определенную родственность характеристик, в социологии принято дифференцировать исторические типы стратификации. Классы, например, следует отделять от понятия Под социальным слоем подразумевают общественную дифференциацию в рамках иерархически организованного общества (Радаев В.В., Шкаратан О.И., «Социальная стратификация»). В свою очередь, социальный класс является группой свободных в политическом и правовом отношениях граждан.

К наиболее известному примеру классовой теории принято относить концепцию Карла Маркса, в основе которой - учение об общественно-экономической формации. Смена формаций приводит к появлению новых классов, новой системы взаимодействия и производственных отношений. В западной социологической школе существует ряд теорий, определяющих класс как многомерную категорию, что, в свою очередь, приводит к опасности стирания грани между понятиями «класс» и «страта» (Жвитиашвили А. С., «Интерпретация понятия «класс» в современной западной социологии»).

С позиции других социологических подходов исторические типы стратификации подразумевают также разделение на высший (элитарный), средний и низший классы. Также возможные вариации данного разделения.

Понятие элитарного класса

В социологии понятие элиты воспринимается достаточно неоднозначно. Например, в стратификационной теории Рэндалла Коллинза (1941) в качестве элиты выделяется группа лиц, очень многими распоряжающаяся, при этом мало с кем считающаяся (Коллинз Р.«Стратификация сквозь призму теории конфликта»). (1848-1923), в свою очередь, разделяет общество на элиту (высшая страта) и неэлиту. Элитарный класс также состоит из 2 групп: правящая и неправящая элита.

К представителям высшего класса Коллинз относит глав правительств, предводителей армий, влиятельных бизнесменов и т. д.

Мировоззренческие характеристики данных категорий определяются, прежде всего, продолжительностью нахождения данного класса у власти: «Ощущать готовность к подчинению становится смыслом жизни, а неподчинение рассматривается в этой среде как нечто немыслимое» (Коллинз Р., «Стратификация сквозь призму теории конфликта»). Именно принадлежность к данному классу определяет ту степень власти, которой обладает индивид как ее представитель. При этом власть может носить не только политический, но и экономический, религиозный и идеологический характер. В свою очередь, данные формы могут быть связаны между собой.

Специфика среднего класса

К данной категории принято относить так называемый круг исполнителей. Специфика среднего класса такова, что его представители одновременно занимают доминирующее положение над одними субъектами и подчиненное по отношению к другим. Средний класс также имеет собственную внутреннюю стратификацию: высший средний класс (исполнители, имеющие дело только с другими исполнителями, а также крупные, формально самостоятельные бизнесмены и профессионалы, зависимые от хороших отношений с клиентами, партнерами, поставщиками и др.) и низший средний класс (администраторы, управляющие - те, кто находится на низшей границе в системе властных отношений).

А. Н. Севастьянов характеризует средний класс как антиреволюционный. По мнению исследователя, данный факт объясняется тем, что представителям среднего класса есть что терять - в отличие от класса революционного. То, что средний класс стремится приобрести, можно получить и без революции. В связи с этим представители данной категории равнодушны к вопросам переустройства общества.

Категория рабочего класса

Исторические типы социальной стратификации общества с позиции классов в отдельную категорию выделяют класс рабочих (низший класс в иерархии общества). Его представители не включены в организационную коммуникационную систему. Они направлены на непосредственное настоящее, а зависимое положение формирует у них определенную агрессивность в восприятии и оценке общественной системы.

Для низшего класса характерно индивидуалистическое отношение к себе и собственным интересам, отсутствие устойчивых социальных связей и контактов. Данную категорию составляют временные чернорабочие, перманентные безработные, нищие и т. д.

Отечественный подход в теории стратификации

В российской социологической науке также существуют различные взгляды на исторические типы стратификации. Сословия и их дифференциация в обществе - это основа социально-философского мышления в дореволюционной России, которая впоследствии вызывала споры в советском государстве до 60-х годов ХХ века.

С началом же хрущевской оттепели вопрос социальной стратификации подпадает под строгий идеологический контроль со стороны государства. Основу социальной структуры общества представляет класс рабочих и крестьян, также отдельную категорию составляет прослойка интеллигенции. Перманентно в общественном сознании поддерживается идея о «сближении классов» и формировании «социальной однородности». В то время темы бюрократии и номенклатуры в государстве замалчивались. Начало активных исследований, объектом которых были исторические типы стратификации, закладываются в перестроечный период с развитием гласности. Внедрение рыночных реформ в экономическую жизнь государства обнаружило серьезные проблемы в социальном устройстве российского общества.

Характеристика маргинальных слоев населения

Также отдельное место в социологических стратификационных теориях занимает категория маргинальности. В рамках социологической науки под данным понятием принято понимать «промежуточное положение между социальными структурными единицами, либо самое низкое положение в социальной иерархии» (Галсанамжилова О. Н., «К вопросу о структурной маргинальности в российском обществе»).

В данном понятии принято выделять два типа: Последняя характеризует промежуточное положение субъекта при переходе от одной социально-статусной позиции к другой. Данный вид может быть следствием социальной мобильности субъекта, а также результатом смены социальной системы в обществе при кардинальных изменениях в образе жизни субъекта, виде деятельности и др. Социальные связи при этом не разрушаются. Характерным признаком данного вида является определенная незавершенность процесса перехода (в отдельных случаях субъекту сложно адаптироваться к условиям новой социальной системы общества - происходит своего рода «зависание»).

Признаками периферийной маргинальности являются: отсутствие объективной принадлежности субъекта к определенной социальной общности, разрушение его прошлых социальных связей. В разных социологических теориях данный тип населения может носить такие названия, как «аутсайдеры», «изгои», «отверженные» (у некоторых авторов - «деклассированные элементы») и др. В рамках современных стратификационных теорий следует отметить исследования статусной неконсистентности - несоответствия, рассогласованности определенных социально-статусных характеристик (уровень дохода, профессия, образование и т. д.). Все это приводит к дисбалансу стратификационной системы.

Теория стратификации и комплексный подход

Современная теория стратификационной системы общества находится в состоянии трансформации, вызванной как изменением специфики ранее существовавших социальных категорий, так и образованием новых классов (прежде всего, вследствие социально-экономических реформ).

В социологической теории, рассматривающей исторические типы стратификации общества, значимым моментом является не сведение к одной доминирующей социальной категории (как в случае с классовой теорией в рамках марксистского учения), а проведение широкого анализа всех возможных структур. Отдельное место следует отвести комплексному подходу, рассматривающему отдельные категории социальной стратификации с точки зрения их взаимосвязи. В данном случае возникает вопрос иерархии данных категорий и характера их влияния друг на друга в качестве элементов общей социальной системы. Решение подобного вопроса подразумевает исследование различных стратификационных теорий в рамках сравнительного анализа, сопоставляющего ключевые моменты каждой из теорий.

Введение

История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.

Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был "первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов", - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие "социальной стратификации".

Социальная стратификация - (от лат. stratum - слой и facere - делать) в буржуазной социологии - понятие, обозначающее основные социальные различия и неравенство (социальную дифференциацию) в современном обществе. Противостоит марксистской теории классов и классовой борьбы.

Буржуазные социологи игнорируют отношения собственности как главный признак классового деления общества. Вместо основных признаков противостоящих друг другу классов они выделяют производные, вторичные характеристики; при этом смежные слои мало отличаются друг от друга. В изучении социальной стратификации преобладают три направления. Первое в качестве ведущего критерия выделения слоев выдвигает социальный престиж, воплощающийся в определенном коллективном мнении о "высшем - низшем" положении индивидов и групп. Второе главным считает самооценки людей относительно их социальной позиции. Третье - при описании расслоения использует такие объективные критерии, как профессия, доход, образование и т.п. В немарксистской социологии по существу, не различаются основные признаки, по которым разделяются классы и слои, и дополнительные.

Последние не объясняют сущность, причинно - следственные связи социальной дифференциации, а лишь описывают ее следствия в разных сферах жизни. Если на эмпирическом уровне буржуазные ученые просто фиксируют социальное неравенство, подходя к проблеме социального расслоения чисто описательно, то при переходе к объяснению явления социальной стратификации они нарушают принцип соответствия уровней обобщения, поскольку позиция человека в обществе объясняется через индивидуальное поведение, т.е. социальное растворяется в индивидуальном. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. В отечественной социологии еще П.Сорокин в период своей жизни в России и впервые годы пребывания за границей (20-е гг.) систематизировал и углубил целый ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации (социальная мобильность, «одномерная» и «многомерная» стратификация и др. Социальная стратификация - отмечает Сорокин, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот.

Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и, следовательно, высок уровень организации разделения труда. Но как бымного, ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально.

Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие - социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны. Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав - это беспорядочная совокупность «железных опилок». Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация - это определенным образом "ориентированный» состав населения. Что же "ориентирует" большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. И все, Других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. - социальные блага, которые всегда в дефиците, но недоступны большинству и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов. Чтобы понять сущность социальной стратификации и ее особенности необходимо провести общую оценку проблем РФ.


Социальная стратификация

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов.

Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии.

Один из создателей стратификационной теории П.Сорокин выделял три вида стратификации:

1) экономическую (по критериям дохода и богатства);

2) политическую (по критериям влияния и власти);

3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделил три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т.д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на Других людей и т.д.).

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса составляет примерно 5-7%, среднего - 60-80% и низшего класса - 13-35%.

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это влиятельные политики и общественные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.

B состав среднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и снятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т.д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).

Типы стратификационных систем

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой.

В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем:

Рабство

Сословия

Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип - открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены.

Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.

Кастовая система - стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Это место

детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий,

слоев и т.д. Однако, в отличии от кастовой системы, иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одной страты в другую.

Классовая система - стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности и богатства, успешная предпринимательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе.

Среди них можно отметить следующие:

физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам:полу, возрасту, наличию определенных физических качеств - силы,

ловкости, красоты и др.

этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти.

социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда. Ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т.д.).

культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для до индустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных - партократическое, для постиндустриальных - технократическое).

культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей

жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, - все это может служить основанием ранжирования социальных групп).

социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труд не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтом исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.

Неравенство как источник расслоения

Расслоение - русский понятийный аналог признанного в мировой социологии термина «стратификация» - отражает процесс развития социального неравенства и иерархического группирования людей на социальных уровнях, которые различаются между собой престижем, собственностью и властью. Э. Гидденс определяет ее как «структурированные неравенства между различными группами людей», каждая из которых различается объемом и характером социальных привилегий. Т. Парсонс рассматривает стратификацию через призму интегративных общественных институтов как «главное, хотя отнюдь не единственное, средоточие структурного конфликта в социальных системах», выделяя критерии престижа и власти в качестве ведущих дифференцирующих оснований.

Основы социальной жизни - в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом контексте по-своему понимать состояние и поведение друг друга.

И чем больше социальная дистанция между представителями разных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпретации.

«Социальная структура является общей суммой этих типизаций и повторяющегося характера взаимодействий, который создается с их помощью. Социальная структура как таковая является важным элементом действительности в обыденной жизни». Этот мир взаимных стереотипов и приписанных мотивов суть то же самое структурированное общественное пространство, в котором признание, номинация, общественные нормы и мнения организуют, разводят по четко определенным местам людей и целые общности, определяя их привилегии, обязанности и правила взаимодействия. В этом ракурсе изучение социальной структуры и культуры (в ее социологическом смысле) становятся тождественны.

Поскольку понятие стратификации охватывает и эволюционные (слоевые), и революционные (расслаивающие) социальные изменения, необходимо обращать внимание на особенности развития неравенства по самым разным основаниям, во всех сегментах общества. Рассматривая личность как порождение социума (как объект, продукт, результат культуропроизводства в широком смысле),можно интерпретировать неравенство как неравноценность условий развития, несправедливость, ущемление естественных человеческих прав, обман, наказание, отчуждение, создание искусственных социальных барьеров, монополизацию условий и правил (протекционистских и демпинговых) социального воспроизводства. Рассматривая личность как активного творца социума (как субъекта, производителя, источник постоянных изменений общества), можно представить неравенство как социальное благо, способ выравнивания стартовых позиций вследствие конкуренции, как механизм закрепления вновь завоеванного социального положения и сопровождающих его привилегий, систему стимулирования (вознаграждения и наказания), условие приоритета «пассионарности», поддержания потенциала выживания, социальной активности, творчества, инновации.

Имея разные точки отсчета, мы получаем по одному и тому же критерию (справедливости) альтернативные выводы: во-первых, неравенство несправедливо, так как все люди имеют равные права; во-вторых, неравенство справедливо, так как позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затраты разных людей.

Неравенство как стабилизатор структуры

Люди наделены сознанием, волей и активностью, поэтому в обществе неравенство проявляется как система преимуществ.

Система приоритетов очень сложна, но принцип ее действия прост: регулирование факторов социального выживания.

Социальные преимущества могут быть связаны с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные общественные слои, монополией на социально значимые факторы и аранжированы всеми теми характеристиками, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности. Классики «классики» (О. Конт, Г. Спенсер), «модерна» (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и постмодернистской социологии (например, П. Бурдье) прямо говорят о фундаментальности и нерушимости принципа социального неравенства и его высокой функциональной значимости для организации общностей. Видоизменения претерпевают конкретные формы неравенства, сам принцип проявляется всегда. «И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей» , - утверждает П. Сорокин. Он связывает неравенство с иерархическим строением общества и называет ряд причин утверждения устойчивых социальных форм неравенства, расслаивающих общество по вертикали, среди которых рост численности, разнообразие и разнородность объединившихся людей, необходимость поддержания стабильности группы, спонтанная самодифференциация, функциональное распределение деятельности в сообществе. Иной аспект каузальности просматривается в концептах теории социального действия Т. Парсонса.

Он концентрирует внимание на уникальных и потому фундаментальных функциях социальной системы, которые по этой причине приобретают характер социальной монополии. Незаменимость, обязательность и качественное различие этих функций предопределяют специализацию и профессионализацию (закрепление) за ними обособленных социальных групп, где энергетически насыщенные (экономические, производящие) общности подчиняются информационно насыщенным (политическим, правоподдерживающим и культуровоспроизводящим). Другая известная объяснительная модель объективной необходимости социального неравенства сформулирована марксизмом. В ней социальное неравенство выводится из экономических отношений, институционализации эксклюзивного права распоряжения полезным эффектом, который создается при использовании средств производства. Социальная монополизация дефицитных ресурсов в индустриальных обществах конституируется в системе субъектов собственности. Таким образом, социальное неравенство, классовое деление, эксплуатация как способ иерархического взаимодействия крупных социальных групп в экономическую эпоху рассматриваются как объективные следствия внутренних законов развития обществ западного типа.

В стратообразующей модели американского марксиста Э. Райта наряду с фактором владения собственностью выделяется второй не менее значимый фактор - отношение к власти, которое конкретно трактуется как место в системе управления обществом. При этом большую роль играют сама идея многофакторности социального расслоения и признание дифференцирующей роли монополии на социальную функцию общественного управления. М. Вебер считал, что процесс социального слоения и занятия более выигрышных позиций в обществе организован достаточно сложно, выделяя три координаты, определяющие положение людей и групп в социальном пространстве: богатство, власть, социальный престиж.

Такая модель является не просто многофакторной, она знаменует переход от сфокусированного и линейного к пространственному исследовательскому видению проблемы, когда динамика социальных диспозиций фактически рассматривается как система векторных перемещений. Роль социального престижа, оценки членами сообщества реальной, иллюзорной или сознательно демонстрируемой социальной позиции, действительно чрезвычайно велика.

Она создает мифический, знаковый, символический мир разделяемых большинством ценностей и оценок, наделения социальной значимостью - мир номинаций. Символика социальных «кажимостей», иллюзорно сконструированный имидж проявляются и в простых (демонстративных), и в достаточно экзотических формах. Так, в современном обществе аранжировка социальной истории присуща не только группам (как это было в советской России), но и индивидам. Таким образом, значение веберовского подхода состоит и в том, что он по-новому осветил так называемые объективные и субъективные критерии стратификации, что позже было сформулировано следующим образом: то, что люди считают критерием социального положения, становится реальным источником социального структурирования и регулирования отношений между ними. П. Бурдье развил концепт роли престижа, репутации, имени, официальной номинации в идее символического капитала, который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталами определяет влияние (власть) и позицию своего носителя в общественном пространстве. Представления Бурдье о структурировании общества придают новый ракурс развитию теории неравенства, с одной стороны, генерализируя идею влияния социального субъекта на социум (в понятии «капитал»), а с другой - формулируя идею многомерности (следовательно, и «иномерности») социального пространства. «Социальное поле можно описать как такое многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат, значения которых коррелируют с соответствующими различными переменными», - считает он. Многомерность и структурированность социального пространства, наличие множества находящихся в разных соотношениях позиций в свою очередь имеют различные теоретические объяснения и эмпирические описания.

Новелла о символах расслоения

Современное общество с его опосредованной ролевой коммуникацией делает людей субъектами разных, часто дезинтегрированных, социальных статусов. Идентификационная символика упорядочивает социальное пространство, закрепляя систему устойчивых обозначений общностей и их позиций. Она часто обманчива по существу, однако достаточно точно отражает тесную связь знаковых форм с важнейшими социальными характеристиками их носителей.Поскольку люди действуют, исходя из своего понимания знаков социального пространства (при этом опираясь на общепринятые и личные, стандартные и оригинальные, подтвержденные и гипотетические представления), мир общественной символики опосредует практически все формы коммуникации, собственно и являясь для людей миром их специфической действительности. Социокультурное производство, в котором каждая личность и сам социум предстают как специфический артефакт, в каждом своем акте содержит притязание на культурную легитимность. «Коллективно организованные образцы символических кодов» объективно структурируют социальное пространство, интегрируя страты, кристаллизуя классы, порождая то, что в привычном смысле слова называется «общество». Сложившаяся в современном обществе сложная ролевая и статусная диспозиция актуализирует проблему социального различения.

М. Вебер, определяющий социальный порядок как способ распределения символических почестей, рассматривал социальный статус как корпоративный символ, который формируется постольку, «поскольку он не является индивидуально и социально иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закрытого типа».

П. Бурдье специально изучал вопрос о том, как «посредством свойств и их распределения социальный мир приходит, в самой своей объективности, к статусу символической системы, которая организуется по типу системы феноменов в соответствии с логикой различий...» Прикладным аспектом этой проблемы является оценка статуса человека по определенным символическим индикаторам.

Внешнее символическое признание, престиж, является, по Веберу, индикатором страты, легитимизации ее социальной позиции и ее потенциальной или реально используемой монополии «особого рода». В достаточно точном смысле символическая стилизация жизни отдельных общностей и страт отражает устойчивость соответствующей структуры общества. Определенная символика, выработанный язык социальной коммуникации, внутренняя культура (субкультура), очень корректно отграничивающая «своих» от «чужих», конструирует не только внутреннее, но и внешнее общественное пространство (отношений, связей с другими субъектами) и тем самым способствует институционализации страты.

Российское общество в этом смысле имеет достаточно размытые и пересеченные контуры, хотя мы обоснованно говорим о дифференцированной структуре современных элит, включающих «старую» и «новую» подобщности. Маргинальность новых элит, как и новых слоев аутсайдеров, вынуждает их продолжать использовать сложившиеся прежде символические стереотипы и смысловые ценности, держаться традиционного для них знакового ряда; но процесс легитимизации статуса не столько связан с отграничением прежнего социального бытия, сколько с символической инициацией в новой общности. По мере закрепления в элите осваиваются новая культура и стиль, теряет социальный смысл гипериндикация (символическая демонстрация самопричисления). Как выявляется в результате сопоставления, символическая социальная «упаковка» субъекта оценивается в современной России довольно своеобразно: в первую очередь учитываются знаки принадлежности к власти, демонстрация уровня благосостояния (материальных «возможностей»), наличие «патронажа» и связанных с ним возможностей заимствования ресурсов.

В связи с этим меняются оценки социального престижа разных видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа все же считается более привлекательной с точки зрения денежного вознаграждения.

Профессиональная стратификация в значительной степени теряет свою первостепенность в определении социального статуса и престижа, поскольку вознаграждения очень иррационально соотносятся и с системными (общефункциональными) ценностями профессии, и с достигнутым уровнем профессионализма как таковым. По этим причинам соответствующие индикаторы социального положения оказываются содержательно запутанными и фактически неадекватными.

Динамика коэффициентов удовлетворенности, характеризующая изменения качества жизни россиян, показывает стабильный приоритет круга общения (0,8) и отношений в семье (0,77), которые определяют сегодня микромир человека. Н. Смелзер, обобщая современные социологические представления о классе, писал, в частности, о том, что многие исследователи отмечают значительно большую вовлеченность в семейные заботы людей из нижних, а не из средних слоев. В примерах, которые он приводит, просматривается социальное сходство с досуговым поведением россиян, характеристики которого подтверждают неразвитость среднего класса, выявленную по функциональным и формальным параметрам.

Изучение ценностных оснований идентификации в современном российском обществе (например, исследования С.Г. Климовой, В.А. Ядова и др.) показывает, что по сравнению с началом 80-х гг. значительно увеличивается эмоциональное переживание проблем витально-мотивационного и семейно-родственного комплексов. Эволюция индивидуального названия, включая характеристики номинации, легитимизирующей положение человека в социальной структуре, символически закрепляющей его общественный рейтинг, суть социография, описание происхождения, социализации жизненных свершений, статусной траектории конкретного человека. Даруя символический капитал, конвертируемый в эмоциональные формы поддержки, доверие, авторитет, политическое влияние, прямые материальные выигрыши, название приносит разного рода социальные прибыли. Номинация в современном обществе создает социальные страты, поскольку перераспределяет статусно подкрепленный престиж, задним числом формирует для поименованного социальную позицию, транслируя возможности «достичь особого рода монополии» (М. Вебер).

Речь идет, в сущности, о правилах социальной метаигры, договоре об условиях занятия тех или иных общественных позиций. Д. Белл именно в этом смысле определяет социальный класс как «институционализированную систему основных правил приобретения, удержания и изменения дифференциальной власти и связанных с нею привилегий». Такой договор, такого рода правила устанавливаются путем символической позитивной санкции - легитимизации.

Номинация, признанная и затверженная норма отношений к субъекту (именно так она может быть рассмотрена в теоретической перспективе Р.К. Мертона), в случаях уклонения от правил установленной директивно или только рекомендуемой субординации создает более тонко проявленное социальное напряжение. Рассматривая общество как символический порядок, П. Бурдье описывает мобилизацию всех социальных ресурсов конкурирующих субъектов в целях завоевания официального имени.

«В символической борьбе... за монополию легитимной номинации... агенты используют символический капитал, приобретенный ими в предшествующей борьбе, и, собственно, любую власть, которой они располагают в установленной таксономии...»

Такая внешне бессмысленная борьба за символы: «значки», «марки», отвлеченные отметины социальной позиции на самом деле - полная внутреннего напряжения содержательная работа по социальному продвижению, поскольку символический социальный капитал умножается, а «соотношение объективных сил стремится воспроизвести себя в соотношении символических сил».

Каждое поле, или сфера, социальных взаимодействий является пространством «более или менее декларированной» борьбы за установление официально закрепленных правил «разметки». Политика как особое пространство, где определяются и устанавливаются «правила правил» метасоциальной игры: законы, формальный регламент общественных взаимодействий, имеет ряд уникальных особенностей. Когда реальные капиталы для получения социальной номинации недостаточны и не действует логика взаимоучета власти монополий разного рода, в ход идет манифестация как символическая акция, становящаяся эффективной только в случае символического(информационного) резонанса, Ю.Л. Качанов формулирует вывод о том, что монополия производства системы легитимной социально-политической дифференциации имеет исключительное значение, так как воплощается в мобилизованных группах. Поскольку практика номинации устанавливает правила социальных отношений, поощрения, санкции и привилегии, закрепляя соответствующие стереотипы восприятия, возникает благодатная почва для имитации (и мобилизации новых) символических солидарностей, а также индивидуальной социальной принадлежности. Аскриптивная модель «культурного соответствия» предполагает развитие через вариативность, игру, инновационный поиск всоциальном творчестве, способствует разложению «культурных консервов» общества. Достигательная модель требует аутентичного освоения норм и ценностей «приемной» культуры, ее ортодоксального поддержания, однако на начальных стадиях врастания в новую общность это происходит лишь формально и стандартная социальная символика получает эклектичные интерпретации инеобычные акценты. Значительному большинству россиян сегодня приходится осваивать новые элементы социокультурной индикации, приобретать ранее не свойственные стереотипы, менять оценки и установки. Это неизбежно приводит к эклектизму, гипертрофированному следованию тем символическим социальным образцам, которые кажутся нормальными в новых общностях, достаточными не только для «включения», но и принятия в ней. Таким образом, социальная стратификация в конце концов предстает перед нами как сложившаяся культурная стилистика разных сосуществующих общностей. Этот результат не отрицает других оснований возникновения общественных структур и иерархий, однако позволяет констатировать, что возрастает роль социальной символики в поддержании регламента и упорядоченности социальной организации в современном обществе.

Стратификация современного российского общества

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этакратической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формулирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно-экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру этого слоя, но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т.д.). В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада советского государства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время - до двадцати пяти. В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.).

Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической демократизации общества. Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлагаются самые различные теоретические схемы, объясняющие расслоение современного российского общества.

Наибольшее признание получила стратификационная модель, разработанная академиком Т. И. Заславской на базе данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, проводимых Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в середине 1990-х гг.

В стратификационной структуре современного российского общества Т. И. Заславская выделила четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний. Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Это политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование.

Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз - доходы базового слоя.

Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ. Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем.

По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и, соответственно, заметно хуже его социальное самочувствие. Несмотря на то, что большинство представителей среднего слоя не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса в его западном понимании. Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятыми преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства.

Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различны, их модель поведения в переходный период достаточно сходна:

это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус. Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля 1 пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/ 3 живут за чертой бедности, из них четверть- за гранью нищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против реформ, а 1/ 3 считает, что стране нужна диктатура.

Наряду с этими основными слоями Т. И. Заславская отмечает также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. Однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры.

Несколько иную модель стратификационной системы современного российского общества предлагает известный социолог М. Н. Римашевская, которая выделяет следующие социально-классовые группы:

- «общероссийские элитные группы» , обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федеральном уровне;«региональные и корпоративные элиты» , обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики; «верхний средний класс» , имеющий собственность и доходы, обеспечивающие западные стандарты поведения и притязания на повышение социального статуса;

- «динамичный средний класс» , проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандартные потребления;

- «аутсайдеры» , характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения;

- «маргиналы» , отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью социально-экономического положения;

- «криминальные элементы» , проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества.

Приведенные концепции социальной стратификации современного российского общества не исчерпывают многообразия точек зрения по данной проблематике. Интересные результаты получены в ходе исследований, проведенных по вопросам социальной дифференциации в разных регионах страны. Дискуссия продолжается и по проблемам формирования среднего класса в России. И это вполне понятно, ибо стратификационный профиль нашего общества подвижен, меняется в зависимости от множества факторов - подъема, или спада производства, структурной перестройки экономики, технологического обновления, появления новых престижных профессий и т.д. Потребность в социологическом объяснении этих бурно развивающихся процессов будет и в дальнейшем стимулировать изучение различных аспектов стратификации российского общества.

Особенности социальной стратификации в России:

«Размывание›› среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в условиях либерализации цен и падения производства основной массы населения России резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к выдвижению на первый план требований люмпенской части населения, которая, как показывает опыт несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основном, на перераспределение, а не на созидание национального богатства.

Заключение

Десятилетие трансформационного периода в России, которые многие склонны рассматривать, как новую попытку создать условия для проведения в стране органической модернизации, принесли радикальные изменения в социальную структуру и социальную стратификацию общества. В качестве универсального пускового механизма модернизации реформаторами рассматривался рынок.

На произошедшие в обществе изменения никак не соответствовали тем ожиданиям, с которыми большинство населения связывало преодоление этакратического социализма. Последнее десятилетие 20 века было периодом спонтанных изменений социальных институтов, ускоренной замены государства как собственника общественных ресурсов частникам, формирования олигархической структуры собственности, оставившей опору власти, маргинализации большинства социальных групп обнищания наиболее слабых социальных слоев.

Место среднего класса заняла «средняя масса», имеющая пассивные стратегии адаптации к реформам.

Сложившаяся социологическая стратификация отличается крайней неуравновешенностью, нестабильностью, социальной дезинтеграцией и малым потенциалом развития. Акторы социального роста и инноваций сосредоточились преимущественно в верхнем элитном слое, который действовал исходя из собственных интересов, игнорируя интересы других социальных групп. Мотор органической модернизации реально не только не заработал, он не был даже и запущен, а минимизация роли государства привела к архаизации экономики, ее структурной деградации и криминализации. Не удалось сформировать массовый слой мелких и средних предпринимателей. Условия функционирования этого самого массового актора экономической активности из года в год ухудшалась, что препятствовало росту количества малых и средних предприятий и численности, занятых в них работников, остававшихся практически неизменными на протяжении 1994-2000 гг.

Тем не менее, за последнее десятилетие 20 века в России начали функционировать новые элементы институциональной матрицы, соответствующие рыночной экономике: частная собственность в разнообразных видах, конкуренция, прибыль. Формируется рынок труда, цена рабочей силы, отношения свободного обмена товарами и услугами на рыночных принципах. И хотя эти элементы рынка функционируют в локальных средах, не стали доминирующими, их влияние на жизнь общества уже очевидна, и они все больше завоевывают социальное и экономическое пространство.

Кроме того, широкое распространение в обществе, особенно в молодых возрастных когортах, получает новая система ценностей, ориентированная на частную собственность, индивидуальный успех, либеральные свободы. Соответственно, и профессиональная подготовка молодежи стала более приближена к потребностям современного этапа развития рыночной экономики в России, ее отраслевой структуры. Десятилетие реформ сформировало потенциал инновационного поведения в новых экономических условиях, которые еще далеки от стандартов западного рыночного общества и отражают ситуацию, сложившуюся в России. В то же время большая часть населения, особенно среднего и старшего возраста, заметно хуже, чем молодежь, приспособилась к общественным изменениям и существует в режиме выживания и неуверенности в своем будущем.

Направления дальнейшей трансформации социальной стратификации напрямую связаны с тем, несколько будет выдержан провозглашенный на рубеже веков новый курс на централизацию властных функций, усиление роли государства в проведении либеральных экономических реформ и в защите слабых социальных слоев.

Эти задачи изначально противоречивы по методам своего решения. При этом речь идет, прежде всего, о самых неотложных мерах, которые не были, а должны бы были быть реализованы уже на первом, так называемом либеральном этапе реформ.

В «основных направлениях социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» предлагается решение комплекса проблем: инвестиционных, бюджетных, денежно-кредитных, региональных и развития рынка земли и иной недвижимости.

Выделим среди них те меры экономического характера, которые могут оказать существенное влияние на социальную стратификацию общества, изменить ее композицию. Во-первых , совершенствование налогообложения: рациональное, справедливое обложение природных ресурсов и недвижимости, последовательное снижение налогов, создание условий для легализации прибыли предприятий. Эти меры способны стимулировать развитие реального сектора экономики и соответствующим образом повысить занятость населения на эффективных предприятиях, сокращая число низкодоходных групп. Во-вторых , защита и реализация прав собственников. Здесь существенно не только предусмотренное совершенствование законов и работы правоохранительных органов, но и последовательное расширение права частной собственности на землю, уравнивание шансов государственных и частных предприятий в получении госзаказа на оборонные исследования и производство, а также в сфере социальных услуг. Таким образом, делаются шаги по реальному выравниванию условий функционирования государственного, смешанного и частного секторов экономики, их конкуренции в привлечении государственных и западных инвестиций. В-третьих , реформа заработной платы, которая постепенно должна возрасти в 2-2,5 раза. Известно, что рост доходов населения способен снизить социальные расходы государства и исправить антирыночную налоговую систему, при которой основную часть налогов платят предприятия, тогда как в странах с рыночной экономикой основной налогоплательщик - население. Рост заработной платы должен повысить трудовую мотивацию работников и, кроме того, расширить внутренний спрос в стране, что является одним из условий экономического роста. В-четвертых , социальная защита населения и инвестиции в «человеческий капитал». Их надежность и рост возможны только при поступательном развитии экономики. Но они являются жизненно необходимыми, поскольку вложения в эти сферы дают долгосрочный кумулятивный социальных эффект, сообщая обществу стабильность и социальный ресурс развития. К настоящему времени этот ресурс, накопленный за годы социалистической модернизации, в значительной мере израсходован. В-пятых , создание условий роста инвестиций (отечественных и иностранных) в высокотехнологичные и конкурентные сектора экономики. При этом имеется ввиду наконец-то начать осуществление структурной реформы экономики, чтобы преодолеть ее сырьевую направленность и попытаться включиться в общемировой процесс глобализации, создания постиндустриальной информационной экономики и становления открытого общества.

Эти меры экономического характера, комплексно реализованные, могут стать решающим для развития страны и определения ее места в ряду развитых стран. Они способны создать более благоприятное социальное поле и нормативно-правовой порядок для рационального поведения значительных групп людей. При этом социальная стратификация населения должна приобрести более устойчивый вид с увеличившейся долей среднего класса.

Административные рычаги укрепленной централизованной власти могут содействовать такому развитию, если они не трансформируются и если чиновничий аппарат не может защищать свои права на получение так называемой статусной ренты. При таком развитии событий трансформации общества к рынку и демократии и не препятствовать другим общественным группам, реализовывать свой модернизационный потенциал.

(ог лат. stratum — слой + facere — делать) называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков. Понятие «стратификация» предложил социолог (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов.

Рис. 1. Основные виды социальной стратификации (дифференциации)

Распределение социальных групп и людей по стратам (слоям) позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества (рис. 1) с точки зрения доступа к власти (политика), выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода (экономика). В истории представлены три основных типа стратификации — касты, сословия и классы (рис. 2).

Рис. 2. Основные исторические типы социальной стратификации

Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии (табл. 1), изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела первозданного человека, принесенного в жертву.

Таблица 1. Кастовая система в Древней Индии

Представители

Ассоциируемая часть тела

Брахманы

Ученые и жрецы

Воины и правители

Крестьяне и торговцы

«Неприкасаемые», зависимые лица

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. Ниже приведены основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

  • дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;
  • духовенство — служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);
  • купечество — торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;
  • крестьянство — сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;
  • мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883), предложивший историческую классификацию классов, указывал, что важным критерием выделения классов является положение их членов — угнетенное или угнетаемое:

  • в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;
  • в феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне;
  • в капиталистическом обществе — капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);
  • в коммунистическом обществе классов не будет.

В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью:

  • высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);
  • средний класс: делится на верхний средний (профессионалы) и
  • нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие); о низший класс делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-клас- совой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами.

К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы — те, которые лишились своих соии&пьных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, напри мер бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.

Социальная стратификация отражает наличие в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей. Неравенство — источник расслоения в обществе. Таким образом, неравенство отражает различия в доступе представителей каждого слоя к социальным благам, а стратификация является социологической характеристикой структуры общества как совокупности слоев.

Для начала посмотрите видеоурок по социальной стратификации:

Понятие социальной стратификации

Социальная стратификация — это процесс расположения индивидов и социальных групп по горизонтальным слоям (стратам). Процесс этот связан в первую очередь как с экономическими причинами, так и общечеловеческими. Экономическими причинами социальной стратификации является то, что ресурсы ограничены. А из-за этого ими надо рационально распоряжаться. Именно поэтому выделяется господствующий класс — он владеет ресурсами, и эксплуатируемый класс — он подчиняется господствующему классу.

Среди общечеловеческих причин социальной стратификации выделяются:

Психологические причины. Люди не равны по своим задаткам и способностям. Одни могут сконцентрироваться на чем-либо долгие часы: на чтении, просмотре фильмов, создании чего-то нового. Другим ничего не надо и не интересно. Одни могут идти к цели через все преграды, а неудачи только подстегивают их. Другие сдаются при первой же возможности — им проще стонать и ныть, что все плохо.

Биологические причины. Люди не равны также от рождения: одни рождаются с двумя руками и ногами, другие - с рождения инвалидами. Понятно, что чего-то достичь крайне трудно, если ты инвалид, тем более в России.

Объективные причины социальной стратификации. К ним относится например место рождения. Если ты родился в более-менее нормальной стране, где тебя научат грамотне бесплатно и есть хоть какие-то социальные гарантии — это хорошо. У тебя есть неплохие шансы добиться успеха. Так, если ты родился в России даже в самой глухой деревне и ты — пацан, по крайней мере ты можешь пойти в армию, а потом остаться служить по контракту. Затем тебя может быть направят в военный вуз. Это всяко лучше чем выпивать со своими односельчанами самогон, а годам к 30 умереть в пьяной драке.

Ну а если ты родился в какой-нибудь , в которой толком не существует государственности, а местные князьки заявляются в твою деревню с автоматами наперевес и убивают кого-ни попадя, а кого ни попадя уводят в рабство — то пиши пропала твоя жизнь, а вместе с ней и твое будущее.

Критерии социальной стратификации

К критериям социальной стратификации относится: власть, образование, доход и престиж. Разберем каждый критерий в отдельности.

Власть. Люди не равны по уровню власти. Уровень власти измеряется (1) количеством людей, которые находятся у тебя в подчинении, а также (2) объемом твоих полномочий. Но наличие одного этого критерия (даже самой большой власти) не означает, что ты — находишься в высшем слое. К примеру у учителя, преподавателя власти хоть отбавляй, но доход вот хромает.

Образование. Чем выше уровень образования, тем больше возможностей. Если у тебя высшее образование — это открывает определенные горизонты для твоего развития. На первый взгляд кажется, что в России — это не так. Но это только так кажется. Потому что основная масса выпускников настроена иждивенчески - их должны взять на работу. Они не понимают, что со своим высшим образованием они вполне могут открыть своё дело и повысить свой третий критерий социальной стратификации — доход.

Доход — третий критерий социальной стратификации. Именно благодаря этому определяющему критерию можно судить о том, к какому социальному классу относится человек. Если доход от 500 тысяч рублей на душу и выше в месяц — то к высшему; если от 50 тыс до 500 тысяч рублей (на душу населения), то ты относишься к среднему классу. Если от 2000 рублей до 30 тыс. то твой класс- базовый. И также далее.

Престиж — субъективное восприятие людьми твоего , является критерием социальной стратификации. Раньше считалось, что престиж выражается исключительно в доходе, так как если у тебя достаточно денег — ты можешь красивее и качественнее одеваться, а в обществе, как известно, встречают по одежке... Но ещё 100 лет назад социологи поняли, что престиж может быть выражен в престиже профессии (профессионального статуса).

Виды социальной стратификации

Виды социальной стратификации могут быть выделены, например, по сферам общества. Человек за свою жизнь может сделать карьеру в (стать известным политиком), в культурной (стать узнаваемым деятелем культуры), в социальной сфере (стать, к примеру, почетным гражданином).

Кроме того, виды социальной стратификации могут быть выделены на основе того или иного типа стратификационных систем. Критерий выделения таких систем — наличие или отсутствие социальной мобильности.

Существует несколько таких систем: кастовая, клановая, рабовладельческая, сословная, классовая и пр. Некоторые из них разобраны выше в видео по социальной стратификации.

Вы должны понимать, что тема эта крайне большая, и охватить ее в одном видеоуроке и в одной статье невозможно. Поэтому мы предлагаем Вам приобрести видеокурс в котором уже содержатся все нюансы по теме социальной стратификации, социальной мобильности и другим смежным темам:

С уважением, Андрей Пучков

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина:

«Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества».

«Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы, где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер».

Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления как социальный статус.

Социальный статус - это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и, обязательно, содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, награда, звание, слава и т.п.

Существуют различные виды статусов.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы или общности (профессиональный, классовой, национальной).

Еще говорят о главном статусе - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. В этой связи выделяют предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

Отсюда, социальная стратификация - это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин «стратификация» позаимствован социологией из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация - определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

В западной социологии выделяют несколько концепций (теорий) стратификации.

Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет », которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он, в свою очередь, делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию, и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый «новый средний класс».

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог Ален Турен (р. в 1925 г.) считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации . Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения. С точки зрения эволюционизма , по мере усложнения и развития культуры происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые. Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырем критериям неравенства: 1) неодинаковые доходы, 2) уровень образования, 3) доступ к власти, 4) престиж профессии. Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства описывают, кроме всего прочего, различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности.

Указанные критерии принимаются за основу типологизации социальной стратификации . Выделяют стратификации:

  • · экономическую (доходы),
  • · политическую (власть),
  • · образовательную (уровень образования),
  • · профессиональную.

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесенными делениями.

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход), выраженный в национальной валюте. Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию трудно строить по единому критерию. Такая в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях и организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе. Это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета - в середине, а получивший степень доктора или профессора - наверху.

Согласно Энтони Гидденсу, «различимы четыре основные системы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.