Открытие бизнеса

Этический кодекс фирмы пример. Этический кодекс компании

2.1.Концепция «развитого социализма»

Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государ­ство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживаю­щей государственную власть, - бюрократии.

Однако вся история социализма в СССР вступала в вопи­ющее противоречие с выводами марксизма об отмирании госу­дарства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки прои­зошло выделение отдельных групп на основе различных госу­дарственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.

Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско-ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массово­го трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудя­щихся веры в возможности советского строя.

В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период - стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

Концепция «развитого социализма» призвана была, во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. - один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.

Новая Конституция

Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязыва­лось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определе­ние политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР.

В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Консти­туции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствова­ния социалистической демократии, и как реальное подтвержде­ние этого с мая 1977 г. было организовано всенародное обсуж­дение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки. Таким образом, видимость демократического процесса была со­блюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР. Важнейшей статьей в ней стала статья 6, которая гласила: «Руководя­щей и направляющей силой советского общества, ядром его по­литической системы, государственных и общественных органи­заций является Коммунистическая партия Советского Союза». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавлива­ло членство в партии как обязательное условие для любой карьеры. Вместе с тем сам факт появления в Конституции осо­бой статьи о КПСС говорил об ослаблении идейного влияния партии. Ранее в формальном закреплении ее роли руководящей силы просто не было надобности.

Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обосно­ванием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.

По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социаль­ная структура: советское общество объявлялось однородным. По-прежнему сохранялись классы - рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» - интеллигенция, но их отличия объявлялись незначительными. На самом деле со­ветское общество не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая не­кую социальную пирамиду. Главным признаком социального положения было то, какое место гражданин занимает по отно­шению к власти.

Важнейшее место в характеристике общества «развитого социализ­ма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межна­циональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения на­ций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность - со­ветский народ». Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни на­циональности носят конституционный статус нации, а другие - народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной рес­публики, другим - лишь автономной, а третьи не имели даже этого.

2.3.Политический «застой». «Геронтократия»

Если прежде партийные работники, государственные слу­жащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявивши­ми деловые способности, то в 60-е, а особенно в 70-80-е гг. по­полнение властной элиты происходило через особую систему от­бора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие пар­тийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию. Попасть в них можно было только по рекомендации влиятельных чинов­ников. Формирование элиты шло и через «естественное воспро­изводство». Дети и другие родственники начальников с самого начала вступления в самостоятельную жизнь оказывались в особом положении. Они учились в престижных вузах, затем многие из них занимали перспективные должности, почти авто­матически делая карьеру.

Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро к концу 70-х гг. достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелы­ми болезнями, в том числе и сам Л.И. Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству его лечащего врача Е.И. Чазова, Брежнев в последние годы своего правления прев­ратился в немощного старика.

Телевизионные репортажи и радиотрансляции невольно демонстрировали курьезы, вызванные его физическим состояни­ем. В стране установилась поистине «геронтократия» (власть стариков). Старания врачей, добившихся того, что нагрузка на престарелых руководителей была сокращена до минимальных размеров (например, заседания Политбюро часто длились не бо­лее 15-20 минут), не спасали положения.

На фоне всего этого происходит стремительное разложе­ние властных и управленческих структур, правоохранительных органов, хозяйственных, научных, учебных учреждений. Взя­точничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о состоянии экономики, установление связей пред­ставителей власти с преступным миром - все это достигает таких масштабов, что становится невозможным предотвра­щать скандальные ситуации. Например, так называемое «рыб­ное дело» в начале 1980-х гг. о контрабандном вывозе крас­ной икры и ценной рыбы за границу с ущербом для государ­ства в десятки миллионов рублей. Нити преступных связей тянулись к самому руководству Министерства рыбного хо­зяйства.

Национальная политика

Национальные отношения в СССР принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики. Действительно, официально провозглашенная в 60-70-е гг. но­вая историческая общность людей существовала реально. При­меров того, что этнические, культурные, расовые различия не мешали людям уживаться, советская история давала немало. Главное, что позволяло достичь этого, было чувство причастнос­ти к общему великому делу. Так было во времена первых пяти­леток, в годы Великой Отечественной войны, целинной эпопеи. Беды и несчастья, внезапно случавшиеся в разных частях стра­ны, вызывали сопереживание, стремление помочь со стороны всего многонационального советского народа. Пример тому - землетрясение в Ташкенте в 1966 г., полностью уничтожившее целый город и погубившее десятки тысяч его жителей. Всего через год на месте руин возник фактически новый город, целые улицы которого были возведены во многом безвозмездными уси­лиями и на средства всех республик СССР. В основу национальной политики закладывалась идея дос­тижения фактического равенства наций. Эта идея восходила к ленинским представлениям, что интернационализм «великой» нации должен состоять «ив том неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравен­ство, которое складывается в жизни фактически». Другими сло­вами, русские, как самая большая и в прошлом «угнетающая» нация, должны взять на себя ответственность за развитие всех наций Советского Союза, платя за это особо большую цену.

Подобное «донорство» русского народа было оправдано с точки зрения преодоления недоверия к нему со стороны мень­шинств, но получалось и другое. Помогая всем республикам, Россия была не в состоянии должным образом заботиться о ре­шении собственных насущных проблем. Одной из них уже в 60-е гг. становится самое настоящее вымирание Нечерно­земья - огромного края, включающего в себя около 30 регио­нов РСФСР. Хроническая бытовая неустроенность подталкива­ла многих жителей российской глубинки бросать родные края и искать счастья в более благополучных местах огромной страны. Программа развития Нечерноземья (1974) оказалась неэффек­тивной, так как основной упор в ней делался на развитие хо­зяйственной, а не социальной сферы. Более того, ею провозгла­шался курс на ликвидацию «неперспективных» деревень, что лишь ускорило процесс вымирания. С 1959 по 1979 г., по дан­ным переписей населения, количество сел и деревень в нечерно­земной полосе РСФСР сократилось с 294 до 177 тыс.

В представлениях о фактическом равенстве все республи­ки должны быть не только одинаковыми по уровню жизни и социальной обеспеченности, похожими нужно сделать также их хозяйственные и социальные структуры, чтобы интеграция (объединение в целое) проходила проще и естественнее. Гигант­ские средства были вложены в строительство заводов в Средней Азии, Закавказье, Прибалтике. Однако с самого начала возник­ла проблема кадров для этих предприятий. Дефицит восполнял­ся почти исключительно путем переселения в республики рабо­чей силы и специалистов из России, Украины и Белоруссии. В результате в столицах и крупных городах республик предста­вители «титульных» наций оказывались в ряде случаев в мень­шинстве по сравнению с русскими.

По этому поводу возникали и очень серьезные противоречия.

В Прибалтике, Грузии, Молдавии нарастающее присутствие русских вос­принимали как намеренную русификацию и ассимиляцию. В мусульманских республиках поводом для недовольства было нетрадиционное для этих мест поведение приезжих. Кроме того, национальная элита видела в рус­ских своих конкурентов и препятствие для реализации узконациональных интересов.

На первый взгляд социальная структура союзных респуб­лик все больше напоминала российский образец, однако на деле оказывалось, что разделение на социальные группы в большин­стве республик происходит по строго национальному признаку. «Коренные» жители предпочитали традиционные виды хозяй­ственной деятельности - сельское хозяйство, сферу услуг, тор­говлю. Государственный аппарат и сфера образования укомплек­товывались в первую очередь национальными кадрами. Русские же, как правило, составляли основной костяк рабочего класса, инженерно-технических работников, т. е. тех слоев, чей социаль­ный статус никогда не был высок, а в «застойные» годы вообще падал. Таким образом, «коренные» сельские жители ощущали себя ущемленными по сравнению с горожанами-русскими; в то же время социальные различия в городах нередко ставили рус­ских в положение граждан «второго сорта».

Некоторые руководители республик стремились повысить долю представителей «своих» национальностей в столицах и крупных городах путем привлечения туда выходцев из сельских районов. В результате гораздо острее обозначились культурные и социальные различия, возникла национальная обособленность. Русским становилось все более неуютно в этой атмосфере. При любой возможности они стремились возвратиться в Россию.

Нерешенной также оставалась проблема ряда репрессиро­ванных народов. Крымские татары, немцы Поволжья выступали за восстановление своих ликвидированных в годы Великой Оте­чественной войны автономий. Турки-месхетинцы, греки требова­ли разрешения возвратиться к местам прежнего жительства.

Отдельной проблемой в СССР был так называемый «ев­рейский вопрос». В июне 1967 г. в связи с Шестидневной арабо-израильской войной СССР разорвал дипломатические отноше­ния с Израилем. Резолюция Совета Безопасности ООН № 242 определила Израиль как страну-агрессора. В советских газетах началась мощная антиизраильская кампания. Одновременно произошел всплеск бытового антисемитизма. Реакцией на это со стороны советских евреев стала борьба за право выезда из СССР на «историческую родину».

Данный этап истории Советского Союза совпал с нараста­нием этнического самосознания у большинства народов СССР. Однако отсутствие должной реакции на это со стороны цент­ральной власти способствовало тому, что этот процесс стал вы­ливаться в «ревность» народов друг к другу, увлечение иллюзи­ями относительно отдельного «национального рая».

2.5.Завершение периода «геронтократии»

В ноябре 1982 г. Л.И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов. С 1967 г. до начала 1982 г. он являлся председателем КГБ СССР. Вес Андро­пова в кругах руководства страны, во-первых, определялся тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности. Во-вторых, сыграли свою роль его личные качества: ум, высокая образованность, аскетизм (в сочетании с авторитарностью и нетерпимостью к инакомыслию).

Личность Андропова отвечала интересам различных груп­пировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приори­теты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее» (декабрь 1982 г.). В первой по­ловине 1983 г. развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время.

Советские граждане узнали о масштабах выявленных злоупотребле­ний. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллион­ные хищения в торговле, которые имели массовый характер. Широкий резо­нанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело» (о коррупции в Краснодарском крае), «дело руководства МВД», затронувшее министра Н.А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю.М. Чурбанова.

Ряд крупных руководителей приговорили к суровым наказаниям, некоторые покончили жизнь самоубийством. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением - в среднем более 30% партийных функ­ционеров были вынуждены оставить свои посты.

Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и на­копившихся проблем. Новый генеральный секретарь прямо констатировал: «Мы плохо знаем общество, в котором живем».

Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, страдавший множеством хро­нических болезней, ушел из жизни.

Полной противоположностью Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К.У. Черненко, ближайший друг и соратник Брежнева. Появление у власти такого человека указывает на то, что партийная бюрократия мечтала об устра­нении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако короткое прав­ление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам. В марте 1985 г. К.У. Черненко скон­чался.

2.6.Хозяйственный «застой»

К этому времени на территории СССР были обнаружены новые ресурсы, открывающие возможность дальнейшего экстенсивного развития, в виде гигантских запасов нефти, газа, цветных металлов и т. п. Все это и предопределило установившийся в 70-е гг. социально-экономический «застой» в стране.

Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличается от прежнего. Ставились те же задачи - развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврата к показателям, ориентирующим на количест-венныйколичественный, а не качественный рост производства. В планах девятой (1971-1975) и десятой (1976-1980) пятилеток задача наращивания темпов роста уже не ставилась, предполагалось лишь увеличение производства общего объема продукции. В итоге за девятую пятилетку валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую - на 24%, в сельском хозяйстве соответственно - на 13% и на 9%. При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве - 68%), в десятой - 67% (в сельском хозяйстве - 56%). Таким образом, в 70-е гг. советская экономика опускалась до уровня простого воспроизводства, который был способен только удовлетворить уже сложившиеся потребности населения.

Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах РСФСР - в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке. «Островками» весьма относительного благополучия оставались Москва, Ленинград, столицы союзных республик и некоторые другие города, включая так называемые наукограды.

Не последнюю роль в создании такой ситуации сыграли и сложившиеся диспропорции в советской экономике, связанные с усиливающейся гонкой вооружений. Расходы на оборону отвлекали средства и усилия от гражданского производства.

Отказ от реформ неизбежно подталкивал к рутинному решению социально-экономических проблем: отсутствие качественных товаров и продовольствия собственного производства начинает восполняться все нарастающим импортом. Советский Союз стал крупнейшим в мире импортёром зерна, опередив даже традиционно ввозящую зерно Японию.

К середине 80-х гг. каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. На зерновом импорте базировалось производство животноводческой продукции. СССР был вынужден заключать долгосрочные соглашения о поставках зерна, взять обязательства ежегодно закупать не менее 9 млн. т. в США, 5млн. т. в Канаде, 4 млн. т в Аргентине.

Источниками средств для закупок за рубежомза рубежом становятся золотовалютные резервы, внешние займы и доходы от экспорта. Использование золотого запаса в брежневские време-навремена было относительно редким явлением. Главная ставка была сделана на повышение прибыльности от внешней торговли. Проще всего завоевать себе место на внешнем рынке можно было с помощью вывоза топлива и полезных ископаемых.

Во время мирового энергетического кризиса 1973 г. в результате повышения мировых цен на нефть в 20 раз, на сырье в 8-10 раз СССР получил значительные доходы. На выручку от продажи сырья и топлива закупались товары массового потребления и оборудование для их производства.

В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 70-е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно-энергетический, комплекс. С 1969 г. специальным решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР начинается ускоренное развитие нефте- и газодобычи в Западной Сибири. За 10 лет объемы добываемой здесь нефти выросли в 10 раз. Одновременно стремительный рост происходил и в других отраслях сырьевого производства - угольной, лесопромышленной, добыче и обработке цветных металлов. Затраты на поддержание этих приоритетов постоянно росли, так как требовалось создание в отдаленных районах приемлемой социальной инфраструктуры, а главное, развитие транспортной системы. В 1974 г. практически с нуля начинается грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, продолжавшееся 10 лет. В 1970 г. был заключен первый советско-германский контракт «газ - трубы», по которому СССР получал от ФРГ трубы для строительства газопровода из Западной Сибири, рассчитываясь затем поставками газа в Европу.

В развитии ТЭК, в освоении природных богатств Сибири были достигнуты грандиозные успехи. По сей день основу российской экономики составляют добывающие отрасли.

Все эти мероприятия проводились за счет отставания тех отраслей, которые определяли научно-технический прогресс, - электроники, машиностроения, робототехники и др.

Таким образом, политика периода «застоя» чрезвычайно осложнила решение объективной задачи перехода советской экономики к интенсивному развитию. Экономика СССР стала частью мирового рынка, причем цены на основной предмет экспорта (нефть) в значительной мере зависели от Саудовской Аравии, а на основной предмет импорта (зерно) - от США. Возможные резкие колебания цен таили в себе угрозу для будущего советской экономики. Но советские руководители во главе с Брежневым предпочитали не доискиваться до глубинных причин происходящего, да и саму действительность воспринимали во все более искаженном виде.


Похожая информация.


Конечно, жизнь в Советском Союзе была далека от идеала, было много хорошего, было и плохое. Но есть в том времени что-то бессознательно-привлекательное, что-то, что постоянно просится назад. Жизнь в СССР в 70-80 годы. Так что тогда было хорошего?

1. Образование

Советское образование было совершенно бесплатным и доступным абсолютно всем. Любой школьный выпускник из маленького колхоза где-нибудь под Душанбе, свободно мог поступить в МГУ, бесплатно учиться, бесплатно жить в общежитии, да ещё и получать стипендию за хорошую учёбу. Ну и, конечно, качество образования: оно совершенно справедливо считалось лучшим в мире на тот момент.

2. Медицина

Медицина в Союзе тоже была бесплатной. Да она и сейчас бесплатная - можете возразить вы, но качество предоставляемых услуг не идёт ни в какое сравнение. Мощнейшая в мире на тот момент система диспансеризации и вакцинации, доступность санаторно-курортного лечения. Попробуйте сейчас получить в районной поликлинике путевку в санаторий с первого же захода – сочувствую…

3. Бесплатное жильё

Да, квартиры давали не сразу, приходилось ждать своей очереди, но их по крайней мере давали. Однушку давали молодому специалисту, а после рождения двух детей можно было получить уже трёшку. И опять же, всё это совершенно бесплатно.

4. Безработица

А точнее - её отсутствие. В СССР с 1929 года не было безработицы. Особенно выгодно это смотрелось на фоне тогдашней Великой депрессии на Западе.

5. Равенство

Уровень жизни «верхов» и «низов», конечно же отличался, но уж точно не в десятки раз. Подавляющее большинство населения как раз составлял советский средний класс. Нередкими были ситуации, когда квалифицированный рабочий на заводе зарабатывал даже больше директора этого самого завода.

6. Отдых

К 1988 году в Союзе работало 16200 санаториев, профилакториев и домов отдыха, проживание и лечение в которых граждане оплачивали лишь частично. Право на отдых было не пустым звуком и соблюдалось очень строго.

7. Наука

Что не говори, а наука в СССР была мощнейшая. Примерно половина всех учёных и инженеров мира работали именно в Советском Союзе. Не удивительно, что именно СССР первыми запустили человека в космос, первыми вышли в открытый космос, да и много каких других открытий сделали.

8. Армия

К середине 1980-х годов Вооружённые Силы Союза были крупнейшими в мире по численности с общей численностью более 5 миллионов солдат, и обладали самыми большими в мире запасами ядерного и химического оружия. Помимо этого, ВС СССР обладали самыми крупными танковыми группировками на земле - около 60 тысяч танков, что в 2,5 раза превосходило численность танков ОСАД и США вместе взятых.

9. Уверенность в завтрашнем дне

Граждане СССР были совершенно уверены, что ничего не случится ни со страной в которой они живут, ни с предприятием, на котором они работают, ни с вузом, в котором они учатся. Можно было спокойно ложиться спать каждый вечер, не опасаясь что завтра уволят. Или повысят квартплату. Или поднимут цены. Или ещё какую-то подлость сделают на гос. уровне.

10. Общественное воспитание

С самых ранних лет советским детям прививались любовь к труду, уважение к старшим, нормы поведения в обществе. Как следствие - не было такого разгула преступности как сейчас, да даже банального мусора на улицах было в разы меньше.

11. Очереди в детский сад

Да, в СССР тоже были очереди в детский сад, потому что рождаемость была на очень высоком уровне. Но своей очереди советские дети ждали в худшем случае 1-2 месяца. По сравнению с тем, что есть сейчас - это просто сказка.

12. Дружба народов

Это был не пустой звук. Сознание «советского человека» во многих случаях превалировало над сознанием принадлежности к той или иной национальности. Никто, собственно, об этих национальностях даже не задумывался, все были друг другу товарищи.

13. Культура

Как-то даже неловко сравнивать уровень советского и нынешнего российского кино. Литература, театры, выставки и музеи. Да, цензура вмешивалась и очень сильно во все сферы культуры. Но это не мешало тогдашним режиссёрам снимать такие фильмы, которые мы пересматриваем уже десятилетиями.

14. Товары в магазинах

Да, был «дефицит», условно говоря, вместо 100 сортов колбасы на прилавке лежало 2 сорта, но зато оба они были из мяса. Подавляющее большинство продуктов были собственного производства и при этом отличного качества.

15. Заводы и фабрики

Промышленных предприятий было огромное множество, и на всех из них всегда были рабочие места. Советский Союз не был только лишь нефте- и газодобывающим государством. Всё, что нужно было для жизни, там производилось.

Конечно, СССР не был утопией, где всем жилось легко и просто, и уж тем более СССР не был каким-то райским садом, где человек мог жить беззаботно, не беспокоясь ни о чём. Жилось трудно, многие обычные и привычные для нас сегодня вещи приходилось «доставать», выменивать на что-то, во многих ситуациях было практически невозможно обойтись без «блата» и нужных знакомых. Но не смотря ни на что над головой советского человека всегда было безоблачное небо, а впереди - уверенная жизнь и светлое будущее.

В целом экономика СССР продолжала развиваться преимущественно экстенсивно, несмотря на постепенное исчерпание свободных ресурсов, прежде всего трудовых, или их существенное удорожание (добыча и транспортировка полезных ископаемых). Как следствие темпы экономического роста быстро снижались. Свертывание реформ и возврат к прежней хозяйственной практике, что открыто возвестила экономическая «контрреформа» 1979 г., не могли этого предотвратить. Даже по официальной статистике среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966–1970 гг. снизились до 7,4% в 1971-1975 гг., 4,4% в 1976-1980 гг. и 3,6% в 1981-1985 гг., а национального дохода соответственно с 7,2% до 5,1, 3,8 и 2,9%. К началу 80-х годов советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но, напротив, снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Огромное деформирующее влияние на народное хозяйство СССР оказывало масштабное наращивание военных расходов. Благодаря перенапряжению советской экономики, а отчасти и тому, что Америка во второй половине 60-х – первой половине 70-х годов завязла в кровопролитной и дорогостоящей войне во Вьетнаме, был достигнут военно-стратегический паритет с США. Однако гонка вооружений продолжалась и в 70–80-х годах. ВПК практически «подмял» под себя всю советскую экономику. Официальный военный бюджет составил в 1985г. 19,1 млрд руб. Однако данные о реальных военных расходах тщательно засекречивались. Их не знали даже секретари ЦК, ведавшие экономическими вопросами. Как признал позднее М.С. Горбачев, в 1983 г. Ю.В. Андропов не разрешил ему и еще двум секретарям ЦК, ведавшим экономическими проблемами, ознакомиться с реальным бюджетом и данными о военных расходах. По западным оценкам, советские военные расходы составляли примерно "Д ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США, а тем более других западных стран. На военные нужды прямо или косвенно работало до 80% отечественного машиностроения. Милитаризацию советской экономики и финансовой системы еще более усилила война СССР в Афганистане в 1979–1989 гг. Ежегодные расходы на нее оценивались в 3-4 млрд руб. В итоге советское народное хозяйство просто не выдерживало колоссальных военных трат.

Латать зияющие бреши в тонущей экономике и поддерживать видимость благополучия позволила массовая распродажа природных ресурсов. Благоприятные условия для этого создали освоение нефтяных, газовых месторождений Западной Сибири, а также многократный скачок мировых цен на энергоносители в середине 70-х годов. В итоге только за 70-е годы в страну поступило, по оценкам, 180 млрд «нефтедолларов». Они были израсходованы не столько на решение острейших структурных проблем советской экономики, сколько на военные нужды, закупку продовольствия, товаров массового спроса и другие текущие потребности.



Глубинные причины нараставших хозяйственных трудностей коренились в том, что, несмотря на некоторое усиление материальной заинтересованности работников и повышение роли экономических рычагов в управлении предприятиями, существенной перестройки хозяйственного механизма на деле не произошло. Кардинальная проблема стимулов к труду разрешена не была. В результате в полную силу в СССР трудился лишь каждый третий работник.

По мере дальнейшего развертывания научно-технической революции все более ярко обнаружилась невосприимчивость социалистической экономики к научно-техническому прогрессу. Среднегодовой прирост использованных в производстве изобретений и рационализаторских предложений неуклонно сокращался: в 50-е годы он составил 14,5%, в 60-е годы – 3, а в 70-е годы – всего 1,8%. В итоге в производство внедрялась лишь 1 / 5 часть изобретений.

Таким образом, если достижениями первого этапа научно-технической революции, благодаря огромной концентрации ресурсов на сравнительно немногих передовых направлениях, СССР в целом смог воспользоваться, то второй этап НТР, начавшийся в 70-е годы, с изобретением микропроцессоров, массовой компьютеризацией и т.п., и характеризовавшийся резким расширением «фронта» и темпов научных и технологических открытий, почти не затронул советскую экономику. Чуть лучше ситуация складывалась в военных отраслях. Но и в них традиционная политика максимальной концентрации материальных и кадровых ресурсов в новых условиях давала сбои, так как они все больше зависели от общего технологического уровня народного хозяйства; эффективности экономического механизма.

Ведущие страны Запада в 70-е годы начали переход к новому постиндустриальному, или информационному, обществу, в котором на роль основного капитала выдвигалась уже не земля (как в аграрном обществе), не фабрики и заводы (как в обществе индустриальном), а информация. Это общество характеризовалось резким увеличением роли непроизводственной (по марксистской идеологии) и особенно образовательной сферы, свертыванием традиционных отраслей промышленности (добывающей, металлургической и т.д.), переходом к ресурсосберегающим и наукоемким технологиям (микроэлектроника, информатика, телекоммуникации, биотехнологии), индивидуализацией потребления. В 1985 г. в США уже примерно каждая пятая семья имела персональный компьютер, 3 / 4 населения работало в сфере услуг. У нас же в непроизводственных отраслях было занято менее 27% работников.

Таким образом, СССР по-прежнему развивался в рамках индустриального общества с упором на традиционные отрасли. Он занял первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Но даже и в традиционных отраслях советская экономика все более отставала. При проверке в 1979–1980 гг. технического уровня почти 20 тыс. видов отечественных машин и оборудования выяснилось, что не менее трети из них нуждаются в снятии с производства или коренной модернизации. По международным же меркам экономика СССР, за исключением сырьевых отраслей, была неконкурентоспособна. Доля машин и оборудования в советском валютном экспорте составляла примерно 3%. Более того, и по общим объемам промышленного производства Советский Союз в 80-х годах «пропустил вперед» Японию.

Экстенсивный характер развития советской экономики и нараставшие хозяйственные трудности резко ограничивали возможности решения социальных задач. Благодаря массированному притоку «нефтедолларов» произошел заметный сдвиг в развитии социальной сферы и повышении благосостояния населения. Число специалистов, занятых в народном образовании, в 1970–1985 гг. выросло более чем вдвое: с 6,9 до 14,5 млн человек, среднемесячная зарплата увеличилась со 122 до 190 руб., выросло потребление товаров, особенно таких, как легковые автомобили, цветные телевизоры, пылесосы, мебель и т.д. Тем не менее темпы роста благосостояния в 70-х – начале 80-х годов быстро сокращались. Так, несмотря на острейшую жилищную проблему, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7% в 1966–1970 гг. до 15,1% в 1981 – 1985 гг., ввод в действие жилья со второй половины 70-х годов практически не рос. Доля средств союзного бюджета, шедших на просвещение и здравоохранение, к 1985 г. упала ниже уровня 1940 г. С 70-х годов в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни (в 1985 г. она была ниже, чем в 1958 г.), стала расти детская смертность. К началу 80-х годов СССР находился лишь на 35-м месте в мире по продолжительности жизни, почти 50 стран имели более низкую детскую смертность.

Опережение роста денежных доходов населения над предложением товаров и услуг обострило продовольственные трудности, дефицит товаров народного потребления. Неравный доступ к товарам и услугам из-за наличия целой системы льгот, распределителей и т.п. серьезно увеличил разрыв в качестве, уровне жизни основной массы населения – рабочих, крестьян, интеллигенции – и привилегированных слоев, прежде всего партийной и хозяйственной номенклатуры. Согласно некоторым оценкам, по уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место в мире.

Особенностью развития советской экономики в 1965–1985 гг. являлся стремительный рост внешней торговли. Благоприятные условия создали разрядка международной напряженности (заключение договоров об ограничении стратегических вооружений, принятие Заключительного акта Хельсинкского совещания, подтвердившего незыблемость границ в Европе, и других документов, изменивших саму атмосферу взаимоотношений между Востоком и Западом), повышение мировых цен на энергоносители и наращивание поставок нефти и газа из СССР. Только за 1970–1980 гг. экспорт нефти вырос с 66,8 млн до 119 млн т, а газа – с 3,3 до 54,2 млрд кубометров.

Немаловажное значение имел курс советского руководства на развитие максимально тесного экономического сотрудничества, широкой производственной кооперации с социалистическими странами, преследовавший как собственно экономические, так и политические цели, например, обеспечение максимальной сплоченности «социалистического лагеря».

В результате внешнеторговый оборот СССР за 1970–1985 гг. вырос с 22,1 млрд до 142,1 млрд руб. В структуре советского экспорта доминировали топливно-энергетические и сырьевые товары, а в импорте – машины, оборудование, зерно и товары массового спроса. По ряду отраслей (прокатное оборудование, оборудование для химической, текстильной промышленности и т.д.) импорт обеспечивал подавляющую часть потребностей советской экономики. Таким образом, во второй половине 60-х – середине 80-х годов шло постепенное, во многом вынужденное преодоление автаркии советской экономики и ее интеграция (по ряду позиций) в мировое экономическое хозяйство. Это обстоятельство в сочетании с начавшимся распадом советской хозяйственной модели создавало условия для новой попытки экономических преобразований.

Внутренняя политика. Теоретической основой политической системы стал курс на "возрастание руководящей роли партии". Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей "от отца к сыну"), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным. В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Такая же картина сложилась и в республиках, где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу. "Новое дворянство" переходит от роли управляющих к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. Происходит противопоставление номенклатуры, как рядовым членам партии, так и всему народу. Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управление вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека. Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позиции заказного либерализма - в защите прав человека. Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.

  • 1. Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинистских положений. Ставили задачу "очищения социализма".154
  • 2. Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции", сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой

этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие.

3. Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу.Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.

После чехословацких событий 1968 г. диссидентское движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. В 1971 г. Сахаров направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 г. А.Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира. С 1975 г. начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским". Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено. В 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на укрепление законности в стране. Прежде всего, началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Андропову удалось приостановить негативные тенденции в экономике. После смерти Ю.В. Андропова страну возглавил К.У. Черненко(сент. 1983 г.).

Экономика. В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования". С одной6стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность. В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.

Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.

С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Внешняя политика. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.- Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.- Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.- договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.- четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы. Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострилась до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе. В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной экономики пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки "социалистического пути развития". Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора. Начало резкому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Вводя войска в Афганистан, по мнению стран НАТО, Советский Союз вмешался в дела суверенного государства с целью силой изменить в нем социально-политическую систему. В условиях усиления противостояния двух социально -экономических систем - капиталистической и социалистической Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина "ограниченной ядерной войны", предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления СССР и стран народной демократии. В США развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений в СССР и США набирала новый виток. 159159 Культура. После снятия Н.С. Хрущева очень скоро наступил и конец "оттепели". Усилилось давление цензуры. В 1966 г. за публикацию "антисоветских произведений" были осуждены Ю. Даниэль и А. Синявский. Была распущена редакция "Нового мира", А.Т. Твардовский снят с должности редактора и пр. Литература разделилась как бы на две ветви. За рубежом были опубликованы такие произведения, как "Архипелаг Гулаг", "В круге первом", "Раковый корпус" А.И. Солженицына; "Ожог" и "Остров Крым" В. Аксенова, "Иностранка" С. Довлатова, "Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Заглянуть в бездну" Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский за свои произведения был удостоен Нобелевской премии. В СССР, прочно вошли в литературу писатели-деревенщики Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин. Особое место в литературе заняли книги В.М. Шукшина с его своеобразным видением мира. Неотделимо от российской культуры творчество писателей союзных республик: киргиза Ч. Айтматова, белоруса В. Быкова, грузин Н. Думбадзе, Ч. Амираджиби, Ф. Искандера и др. Явлением в культуре стала поэзия бардов А. Галича (впоследствии эмигрировавшего), Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима и др. Они пользовались популярностью и всеобщей любовью.

№ 5 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В первой половине 19 в. разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада сопровождалось новыми явлениями в экономике. В 1893 г. в России начался промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Происходило бурное развитие всех отраслей промышленности, но особенно тяжелой. Наибольшим был рост производства в горнодобывающей и металлургической промышленности. Промышленный подъем 90-х годов сменился спадом. Обычно 1900-1903 гг. характеризуют как фазу кризиса, а 1904-1908 гг. - как состояние депрессии в русской промышленности.

В 90-е годы был принят ряд экономических мер, направленных на развитие промышленности и банковского дела.

  • - в 1891 г. начато строительство Транссибирской магистрали;
  • - в 1895 г. введена винная монополия;
  • - в 1897 г. проведена денежная реформа и др.

Эти и другие мероприятия обусловили промышленный подъем. Огромную роль в пореформенном развитии России играл транспорт, особенно ж/д. Ж/д. связали крупные зерновые регионы с промышленными центрами и портами. Построена основная часть Транссибирской магистрали. Для второй половины 19 в. характерен значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Англия и Германия. 1909-1913 гг. отмечены новым значительным экономическим подъемом во всех отраслях промышленности. Он проходил уже в условиях господства монополий в экономике России. Заметных успехов достигло с/х. По объему производства зерна Россия занимала первое место в мире. В начале 20 в. возросло производство технических культур - картофеля, сахарной свеклы, льна и конопли. Характерным явлением в экономической жизни России начала 20 в. Был бурный рост кооперативного движения. В экономической области правительству приходилось учитывать требования капиталистического развития - поддерживать промышленность и торговлю. С начала века самодержавие последовательно проводило политику протекционизма, иначе говоря, высоких охранительных пошлин на ввозимые из-за границы промышленные товары: этим преследовалась цель обеспечить развитие отечественной промышленности, оградив ее от иностранной конкуренции. Были учреждены Коммерческий и Мануфактурный советы, в которые вошли представители купечества, фабрикантов и заводчиков.

С конца 19 в. Россия в своем промышленном развитии в значительной степени опиралась на иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала, с одной стороны, ускорял процесс индустриализации России, с другой - не мог не порождать зависимости от иностранного капитала. Под давлением отечественных промышленников Николай 2 издал указ, по которому иностранному капиталу разрешалось свободно размещаться в России, но вывоз сырья и прибыли был ограничен. Россия отставала по общему экономическому уровню и по уровню жизни населения, лишь в сравнении с наиболее развитыми индустриальными странами - США, Англией, Францией, Германией. Развитием свой экономики Россия была обязана не столько заботам правительства, сколько труду многих Милли онов крестьян и рабочих. В 1907 г. в России установилась политическая система, которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем проведение необходимых реформ, призванных предотвратить социальные потрясения и способствовать модернизации страны. Проводником этого курса стал Столыпин. С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественнополитической жизни России. В экономическом плане столыпинская реформа имела свои положительные стороны. В течение семи лет ее проведения были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства.

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил характеристику застойного времени.

В 70-е гг. основные усилия в экономике были направлены на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири. Особое внимание уделялось увеличению добычи нефти и газа. Сделали ставку на расширение продажи сырья за рубеж. Только за 70-е гг. СССР заработал на этом около 170 млрд. долларов. Эти средства использовались для смягчения кризисных явлений и повышения жизненного уровня.

В конце 70-х гг. падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Выросли дефицит государственного бюджета и внешний финансовый долг, увеличилась инфляция. В начале 80-х гг. резко снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства. Упал жизненный уровень, поднялись цены, появились дефицит и очереди. Когда в 1982 г. умер Брежнев, страна находилась в сложном положении. Слабые попытки его преемников Ю.В. Андропова и К.У. Черненко улучшить положение не увенчались успехом.

В попытках преобразований 50-х - начала 60-х гг. и элементах либерализации (оттепели) члены партийного руководства видели причину социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70-е годы происходит отказ от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

С приходом к власти Брежнева запретили критику культа личности Сталина, свернули процесс реабилитации репрессированных. Предпринимались попытки создания культа Брежнева. Большинство советских людей, слабо веря в идеалы социализма, открытого сопротивления системе не оказывали. Тем не менее росло движение инакомыслящих, которое принято называть диссидентским. Многие диссиденты были арестованы и осуждены, некоторые помещены в психиатрические больницы. За границей оказались многие деятели искусства: писатель А.И. Солженицын, кинорежиссёр А. Тарковский, режиссёр Ю. Любимов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович. Духовным лидером правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров.

Во внешней политике с середины 60-х гг. начался поворот к разрядке международной напряжённости. После визита в Москву в 1966 г. генерала де Голля, установились дружественные отношения с Францией. В 1970 г. СССР и ФРГ подписали договор. Обе стороны признали все территориальные изменения в Европе. В 1970-1973 гг. ФРГ урегулировала отношения с Польшей, ГДР и Чехословакией. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнёров Советского Союза. В 1971 г. было заключено четырёхстороннее соглашение по Берлину. СССР, США, Англия и Франция заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

В начале 70-х гг. американское руководство признало военное равенство между СССР и США. В 1972 г. был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В начале 70-х гг. при содействии Советского Союза прекратилась война во Вьетнаме. Вершиной разрядки стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г. В нём приняли участие 33 европейских государства, США и Канада. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, расширил экономические и политические контакты. Страны отказались от применения силы в решении спорных проблем.

Резко ухудшились советско-китайские отношения. В конце 60-х гг. дело дошло до вооружённых столкновений на дальневосточной границе. В 1967 г. осложнилось положение в Польше. Коммунистическому руководству Польши СССР оказал экономическую помощь. В 1968 г. правительство Чехословакии попыталось провести реформы и выйти из-под советского влияния. Советский союз организовал военную интервенцию в эту страну.

Во второй половине 70-х гг. отношения с Западом ухудшились. Окончательный удар по разрядке был нанесён после начала советской интервенции в Афганистан в декабре 1979 г. ООН осудила действия СССР. Американский Конгресс отказался утвердить подписанный в 1979 г. договор ОСВ-2. Начался новый виток гонки вооружений.

К началу 80-х гг. Советский союз находился в преддверии экономического, социального и политического кризиса.