Судебные споры

М 205 шифровальная машина уран. Сокровищница отечественной криптографии

О легендарной шифровальной машине Тьюринга и немецкой "Энигма" знают все, кто хоть немного увлекается военной техникой или, как я, смотрел фильм «Игра в имитацию». Сложно представить, что в СССР были аналоги этих машин, тем не менее «Кристалл» К-37, «Спектр» М-100 и «Фиалка» М-125 были незаменимой техникой, позволившей в 5-6 раз по сравнению с ручным способом повысить скорость обработки зашифрованных телеграмм.

К началу 1930-х годов стало ясно, что имеющиеся ручные системы шифрования и кодирования текстов, сколько их ни модернизируй, не справляются с постоянно возрастающим потоком информации. К примеру, для шифрования приказа или распоряжение объёмом в 1, 5 страницы уходило 3-4 часа, для его расшифровки ровно столько же. Понятно, что низкая скорость обработки информации «тормозила» работу советской власти и военных подразделений. Первым электромеханическим шифратором в СССР стала аппаратура засекречивания телефонных переговоров , выпущенная в 1927–28 годы. Но это достижение не облегчило работу государственным служащим, поэтому вопрос о создании подобной отечественной техники вновь был поднят шифровальщиками-моряками.

В 1931 году в технической лаборатории шифровальной службы под руководством И.П. Волоска были разработаны и изготовлены 2 образца советской шифровальной машины. Автор дал ей прозрачное наименование ШМВ-1 (Шифровальная машина Волоска – 1). Но громоздкая и механически ненадёжная шифрмашина в серию не пошла. Зато на заводе № 209 (впоследствии имени А.А. Кулакова) была создана научно-производственная структура по разработке и выпуску техники особой секретности. Весь 1936 год ушёл на разработку конструкции будущего устройства, а через год подготовлена вся документация на шифровальную машину В-4. Эта техника была проста в использовании и имела минимальный набор органов управления. Поэтому вскоре была модернизирована, получив название М-100 «Спектр» и стала выпускаться одновременно с машиной В-4 (начиная с 1940 года).

Конструкция шифровальной техники СССР имела мало общего с распространёнными зарубежными аналогами, которые работали по принципу механически программируемых шифраторов (называемые роторными или дисковыми). Шифровальная машина М-100 состояла из 3 основных узлов – клавиатуры с контактными группами, лентопротяжного механизма с трансмиттером и приспособления, устанавливаемого на клавиатуру пишущей машинки. Общий вес комплекта из семи упаковок достигал 116 кг. Аккумуляторы для автономного питания электрической части машины весили 32 кг. Тем не менее, данная техника выпускалась серийно и была успешно испытана в боевых условиях во время гражданской войны в Испании, на озере Хасан, на Халхин-Голе и во время советско-финской войны. Шифртехника первого поколения предназначалась для штабов высшего управления вооружёнными силами и обильно использовалась во время Второй мировой войны. Там, где циркулировала оперативно-стратегическая информация, без этой техники обойтись было трудно. Машина позволяла шифровать буквенные телеграммы со скоростью до 300 знаков в минуту.

Но советские криптографы на этом достижении не остановились. Работа над улучшением шифровальной техники продолжалась. В 1939 году после войсковых испытаний была принята на вооружение новая шифрмашина с роторным шифратором К-37 «Кристалл». Это малогабаритное устройство весом в 19 килограммов работало на шифре многоалфавитной замены (использование двух и более алфавитов для шифрования). К-37 применялась в армейских сетях связи (за год произведено 100 комплектов). Во втором квартале 1939 года были изготовлены опытные образцы шифровальных приборов-приставок для засекречивания телеграфных сообщений. C-306 – для телеграфных аппаратов Морзе с питанием от сети и С-307 – для журналистов с питанием от аккумуляторов. В 1942 году была введена в эксплуатацию М-101, которая состояла из 2 агрегатов общим весом 64,5 кг. Машина получила название М-101 «Изумруд» и стала производиться параллельно с В-4 и М-100.

С самого начала войны фашистские дешифровальщики пытались прочесть перехваченные советские криптограммы, зашифрованные машинными шифрами. Но все их попытки были напрасны - наши криптограммы, зашифрованные машинными шифрами, не читались. Было ясно, что уникальная система машинного шифрования русских может быть уязвима только при наличии самой шифртехники и ключей к ней. Приказ Гитлера по вермахту от августа 1942 года гласил: «Кто возьмёт в плен русского шифровальщика, либо захватит русскую шифровальную технику, будет награжден Железным крестом, отпуском на родину и обеспечен работой в Берлине, а после окончания войны – поместьем в Крыму».

В 1962 году появилась целая серия преемников К-37 – роторные шифровальные машины. Одной из самых известных была 10-роторная М-125 «Фиалка», которую СССР поставляло союзникам. И в 2011 году три модели «Фиалки» демонстрировались на выставке американского разведывательного агентства ВВС США в Сан-Антонио. Важным историческим фактом является то, что имеющиеся на Западе Фиалки не из СССР, а из стран Восточной Европы, прежде всего из ГДР.

Большая часть шифровальных машин была разобрана или уничтожена после распада СССР. Некоторые экземпляры хранятся в частных коллекциях и музеях в США (Computer History Museum) и Великобритании (Bletchley Park).

Диана Васильева

Попалась мне статья у одного френда. Френдесы. Перепост укропской. Я поржал. Сейчас зацитирую один кусочек, а потом отягащая свою 15-ку объясню эпичность именно этого момента. Другие и так прозрачны.
И так, цитата:

Еще один приговор похож на рассказы солдата Швейка - старший лейтенант 55-й артиллерийской бригады потерял в Днепропетровске 10 ноября в 2014 году 6 комплектов шифровальных блоков "Протон-2" к кодировочной машине "Фиалка". За это офицер, учитывая смягчающие обстоятельства - наличие в семье двух малолетних детей, получил три года лишения свободы с отсрочкой приговора на два года.

На первый взгляд - справедливый приговор. Есть лишь одно "но" - утерянные "сверхсекретные" шифродиски, за которые офицер получил срок, давно не используются ни в одной армии мира. Шифромашины Фиалка были созданы в СССР сразу после второй мировой войны, а после развала Союза все сохранившиеся аппараты были разобраны или отправлены в музеи. То есть офицер потерял хлам, по недоразумению бывший на балансе воинской части.

дзыньк

Для начала о чём идёт речь. Так как данная хрень, что Фиалка, что Протон уже давно есть в википедиях, я просто дам рисунки из интерента:

Кодировочная машина М-125 "Фиалка"

Она же плюс рядом с ней тот самый "Протон-2" (шифродиски) с тубусом для хранения.

Собственно Протон в гордом одиночестве.

А вот отдельный диск.

Весит такой "протончик" под килограмм живого веса. Случайно проебать, как зажигалку, невозможно - он длинный, сантиметров 20-25. Перевозят в специальных чемоданчиках. Хотя нет, ДОЛЖНЫ перевозить в специальных чемоданчиках. Так что нужно быть полным олигофреном, чтобы проебать минимум 6 кило веса в отделном чемодане. И уж полным имбицилом (как перевозчику, так и начальнику ШО - шифрооргана) ехать с такой хренью общественным транспортом. Под такие перевозки выделяется машина, а иногда могут дать и вооружённую охрану. На моей памяти такое было несколько раз. Правда перевозили ещё и саму Фиалку.

И так. К чему всё это. Данная хрень, я сейчас про Фиалку, Протон её компонент, в структурее войск ПВО основной вид передачи информации с грифом "Секретно", "Совершенно Секретно", "Особой Важности". Выше последней просто нет. В остальных использовался в структуре управления войсками. Использование ЗАСа (зашифрованной аппаратуры связи) запрещено для передачи информации уровня выше "Секретно" и со сроком жизни более нескольких часов. Т.е. для того чтобы попиздеть "за жизнь" между генералами - самое оно, а чтобы отдавать приказы - нет.
Ах да, есть ещё М-205. Это не кодировочная, а шифровальная машина. Фоток в интернетах не нашёл, потому поверьте просто - она "круче". Хотя бы тем, что такой хрени как шифродиски у неё нет. Вполне себе обычная "печатная машинка" с закосом на компьютер. Полностью электронная. Нет, механические части, как то протяжка перфоленты - есть. Но теперь уже печать идёт не на ленту (Алё, телеграфисточка, примите телеграмму!), а на вполне цивильный лист. Нет мороки с клеем, одним словом.
М-425 на руине не прижалась, да.
М-205-ая стояла, да и сейчас наверное стоит, в штабах, точнее шифроорганах и 8-х службах, крупных войсковых частей. В ПВО это были дивизии, корпуса. На ней просто физически удобнее работать. нет того шума при кодировании и декодированиии информации, который есть у роторных машин типа М-125. Попробуйте возле дизеля посидеть сутки - поймёте о чём я.
В бригадах и отдельных батальонах, как правило, уже обычные М-125. Тоже самое наблюдалось и в структуре СВ.
Конечно, ситуация менялась. Время брало своё и старые вещи начинали отходить в мир иной. Но никуда не девались. Самый надёжный канал передачи данных - проводной. Самая надёжная машина - там где нет электроники. Вот у "калаша" нет электроники - семьдесят лет в строю! Так и тут. Никто в танки шпилить не будет, попутно сливая инфу под грифом "два нуля"...
Когда "нежданно-негаданно" в Киеве бахнул переворот и власть захватила нацисткая хунта, этому самому Киеву в срочном порядке потребовались новые подразделения, а так же отмобилизовать по штатам военного времени кадрированные части. И для всех(опа, нежданчик!), потребовалась связь. И не просто связь, а шифрованная. Но самый большой нежданчик был в другом.
Специалистов для 8-рок (ШО, КГ, ЗАС) готовила в основном одна учебка (была ещё в Николаеве, но огна в основном на флот была ориетирована, соотвественно и выход спецов был, кхм, мизерный) - Павлоградская, из под Днепропетровска. А потом её в 00-х того, оптимизировали.


Это плац, если чё, вид на казарму "нациков", нет, не сегодняшних, а тех, ещё 90-х годов прошлого века.


Ну, вы догадались, да? Она самая, казарма "связистов". 2009 год

Спецов и так было с гулькин нос, а тут аврал...
Помню, когда дембельнулся, а у меня была такая блатная специальность по срочке, меня в военкомате слёзно упрашивали починить кодировочную машину. В нарушение всех документов и предписаний. А почему? Да потому что уже тогда был ГОЛОД на спецов. А учебка была ещё жива...
И тут 2014. Ой, а где у нас специалисты шифрованной и кодированной связи? Ау-у-у-у-у-у-у-у-у!
К чему вся эта лирика? А к тому, что нихрена это хламом на балнсе ВСУ не являлось. нет, по факту хлам, но в суровой реальности Руины - канал передачи информации с соотвествующими грифами. А данную вещь регулируют такие мелочи, как "НЗГС-90" (наставление по защите государтсвенных секретов, 1990 года - да, ещё СССР-овский) и Специальный документ для сотрудникв кодогруп. Где чётко расписаны огромные объёмы вещей и отвественности за их нарушения.
Для примера того, как детально всё прописано: Сопротивление заземления(!) для М-125 долно быть не более 10 Ом, зона безопасности (отсутсвие посторонних людей и объектов) - 100 метров, в случае угрозы захвата в первую очередь необходимо... УНИЧТОЖИТЬ ШИФРОДИСКИ.
ШИФРОДИСКИ, КАРЛ!
Этот ДОЛБОЁБ ПРОЕБАЛ ТО, ЧТО НУЖНО УНИЧТОЖИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИ УГРОЗЕ ЗАХВАТА КОДОГРУППЫ ИЛИ ШИФРООРГАНА.
Только при одной лишь угрозе захвата. Представляете? Даже сама кодировочная машина нестоль критична, сколь критичны диски.
В каждой кодогрупе даже специальная кувалда припасена для этого.
И потом кастрюлеголовые рассказывают, что это хлам и приговор слишком сров.
Бугагагагагагага.
Но эпичным является не это. Во всех этих документах расписаны отвественность. И в случае БД там отвественность по вышей планке идёт. Меньше 15-ки этому воЕну ничего не светило.
Вот такие вот истории суровых фоинов кастрюль...

А вообще, данное действо меня не удивляет. Я ещё в бытность сержантом тех самых ПВО ВСУ, которые ещё могли называться ПВО ВСУ, а было это до Ту-154, познакомился с реалиями подготовки офицерских кадров ВВУЗ. В разрезе раболты с секретными документами, да и вообще знания и выполнения режима секретности. Как-то после срочки мне расхотелось идти ещё на один круг в ХИЛ и мечту о небе пришлось оставить. Как и в течении ещё нескольких лет отказываться от предложений СБУ и "Охраны президента"...

Электромеханическая малогабаритная дисковая кодировочная машина была построена на базе французской «В-211» и с 1939 г. применялась на оперативно-тактическом уровне (армия — корпус — дивизия) для замены ручного кодирования документов. Машиной применялся шифр многоалфавитной замены. Матрицы и печатное устройство были адаптированы для 30 знаков. Печать осуществлялась на бумажной ленте. Устройство вместе с упаковкой весило 19 кг. Всего было изготовлено свыше 150 машин. В 1941 г. немецкими войсками был захвачен образец «К-37» и оценен специалистами, как крайне примитивный. О потери машины было известно советскому командованию, и в дальнейшем она на Западном фронте не использовалась. По американским данным, шифровальная машина применялась на Дальнем Востоке до 1945 г. Трафик ее применения был перехвачен и дешифрован в 1946 г. специально созданным аналогом под обозначением «Sauterne Mk-I». В 1947 г. машина была снята с вооружения.

Электромеханическая машина являлась результатом модернизации шифровальной машины «В-4» и выпускалась с 1940 г. Она использовала шифр гаммирования и применялась на оперативно-стратегическом уровне. Шифровальная машина состояла из трёх основных узлов: лентопротяжного механизма с трансмиттером, клавиатуры с контактными группами, приспособления, устанавливаемого на клавиатуру пишущей машинки, и семи дополнительных блоков. Общий вес машины из семи упаковок достигал 116 кг. Кроме того, аккумуляторы для питания электрической части машины весили 32 кг. Скорость набора — 300 знаков в минуту. Всего к июню 1941 г. на вооружение шифрорганов СССР было принято 96 комплектов М-100.

В 1942 г. машина «М-100 Спектр» была модернизирована: в два раза был уменьшен вес и в шесть раз габариты. Машина получила название «М-101 Изумруд». Она состояла из двух основных узлов и весила 64,5 кг. Машины «М-100» и «М-101» конструктивно являлись сумматорами знаков открытого текста со знаками внешней гаммы, носителем которой являлись одноразовые ленты случайного двузначного кода. Основой работы механических рассеивающих устройств являлась схема случайного выбора шаров из урны с возвращением или без него. Также «Изумруды» применялись в дальней бомбардировочной авиации. Известно, что в 1943 году в советские войска поставили 90 комплектов машин «М-101». В 1946 г. коды эти машин были успешно взломаны американскими криптологами.

Советские секретные документы бывали нескольких видов: Для служебного пользования, Секретно, Совершенно Секретно, Особой Важности, Особая Папка, Совершенно Секретно. Особая Папка . Перед прочтением съесть

В СССР многое было засекречено. В армии шифровалось почти все. К примеру считалось, что узнав сколько бочек квашенной капусты поступило в часть, можно было узнать не только количество солдат но и фамилию командира части. Документы разной секретности передавались разными аппаратами. Самым простым была кодировочная машина, передавать с помощью ее можно было передать документы максимум уровня Совершенно Секретно.
Уровнем выше для письменных приказов были шифровальные машины. Для устной информации вплоть до уровня Особой Важности пользовались аппаратами ЗАС.
Кодировщиков готовили в каждом округе, Шифровальщиков только в одной учебке в Краснодаре.

В срочную службу в армии я попал в учебку кодировщиков в Одессе. Часть считалась блатной, со мной учился племянник командующего округом и сын начальника 8 отдела округа. Кодировщиком мог стать только русский или украинец, из полной семьи, комсомолец, грамотный человек и прочее. В потоке было по 40 человек, трое лучших оставались работать в штабе Одесского округа, остальных раскидывали по частям округа. Поскольку два места из трех были заняты блатными, осталось одно, которое и досталось мне.
Впрочем рассказ не о об этом, может как нибудь расскажу, а о советской технике

Учились и работали потом мы на машинах "Фиалка-125". Как выяснилось потом, работали такие машинки до 2005 года. Накрылся мой ВУС

Вроде это была очень секретная вещь. Устройство я рассказывать не буду. Но различные ее части имели разные уровни секретности. Инструкция к ней была Для служебного пользования, Корпус Секретен, шифродиски Совершенно Секретные и одноразовые блокноты Особой Важности. На мой вопрос почему инструкция так не важна, мне ответили, что наши доблестные разведчики сперли ее у американцев и теперь скрывать нечего.
Вот с такой машины слизали Фиалку. Американская кодировочная машина KL-7.


Сам принцип шел еще с немецких машин 1930-х годов. Только добавлялись шифродиски, да появился еще 2 уровня шифрования дневные блокноты и одноразовые пароли.
Впрочем даже в 80 -х годах, ребята из службы радиоразведки, те которые перехватывают и ломают коды стран НАТО в штабе округа, сказали что наши кодограммы они ломают за минуту.
Но речь все же не о передовой не имеющей аналогов советской шифровальной технике, а просто о советской технике.

Тогда я первый раз столкнулся с практически неотличимом передирании иностранных инженерных решений. Второй раз я увидел это на примере корабля "Буран"

Впрочем пост и не о Фиалке, а о том что драли практически все. Я уже как то писал о советских машинах
Можно написать о передирании самолетов



Можно писать о передирании в сталинской архитектуре.
Manhattan municipal building 1912 года

А это передирание советской техники








































советский автобус ЗИС-154 с 1946г выпускался по лицензии General Motors на автобус TDH-3610. Также по лицензии этой фирмы выпускался в СССР тролейбус МТБ-82Д и трамвай МТВ-82
- прототипом советского армейского трехцветного фонаря стал немецкий аналог Daimon-2213 модели 1939г
- советский бинокль Б8х30, что выпускался в СССР с 1947г, был копией немецкого бинокля Karl Zeiss Jena Deltrentis 8х30 модели 1920г
- пылесос Lewyt-40 с 1954г выпускался в СССР как "Москва"
- шведский фотоаппарат Hasselblad 1600F модели 1948г СССР с 1957г выпускал под маркой "Салют"
- немецкий турбореактивный двигатель Jumo-004 от истребителя Me.262 послужил основой для авиадвигателя НК-12 и НК-12МП стратегического бомбардировщика Ту-95, а также Ту-142, Ту-95МС и Ан-22
- танковый призменный перископический прибор кругового обзора МК-4 был скопирован с английского оригинала в 1943г (Прим.75*)
- советские танковые прицелы ТШ-15 и ТШ-16 являются точными копиями немецкого, времен 2МВ, танкового прицела TZF-12a (Прим.39*)
- в 1934г у итальянской фирмы "Ansaldo" была куплена техническая документация на крейсер типа "Raimondo Montecuccoli", который стал в СССР прототипом крейсеров типа "Киров", а также комплект механизмов и техдокументацию легкого крейсера типа "Eugenio di Savoia" (Прим.70*), эсминец типа "Mistrale" этой же фирмы стал в 1933г прообразом советских эсминцев проекта "7-й серии". Изготовлено 53 единицы (Прим.13*)
- у фирмы "Odero-Terni-Orlando" (Италия) была куплена лицензия на лидер "Ташкент", который стал в 1938-40гг основой для советских эсминцев проектов "20", "35", "48" (Прим.19* и 52*)
- с 1932г по лицензии итальянской фирмы "Силурифичио итальяно" (г.Фиуме) в СССР производились авиационные 18-ти дюймовые торпеды 45-36АН и 45-36АВА (Прим.51* и 59*)
- с 1937г воспроизводилась закупленная в Италии торпеда "тип 53-38" для установки на советские торпедные катера, взамен отечественной "типа 53-27к", снятой с производства из-за многочисленных дефектов (Прим.3*)
- первый советский карбюратор ЛКЗ-23 - копия зарубежного карбюратора "Solex" (Прим.71*)
- лицензия на чешскую пушку "Skoda" С-5 была приобретена СССР в марте 1935г (Прим.65*)
- 210мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица Бр-18 обр.1939г изготовлялись по лицензии чешской фирмы "Skoda", причем снаряды для Бр-18 так и остались исключительно чешского производства (Прим.54*)
- трактор СТЗ 15\30 - копия американского "McCormick Deering" образца 1927г (Прим.73*)
- трактор "Большевик" - копия английского трактора "Hoult" (Прим.61*)
- с 1924г ХТЗ производил для РККА гусеничный трактор "Коммунар" - упрощенную копию немецкого трактора "Hanomag" WD-50 и его вариацию - "Коминтерн" (Прим.64* и 61*)
- модель "Sixty" трактора "Caterpillar" с 1930г по 1937г выпускалась в СССР, как трактор С-60 "Сталинец-60" (Прим.56* и 61*)
- легковой автомобиль "Москвич"-401 - послевоенная копия немецкого "Opel Kadett K38 Saloon" образца 1938г (Прим.63*)
- американская амфибия "Ford-GPA" скопирована СССР в 1943г, а американский же плавающий грузовой автомобиль GMC DUKW 353 скопирован в конце ВОВ (Прим.61*)
- советский автомобиль ГАЗ-М1 ("эмка") - копия американского "Ford" V8-40 модели 1933г (Прим.61*)
- советский двигатель ГАЗ-11 - копия американского двигателя "Dodge" Д-5 "Экспорт" (Прим.60*)
- первые серийные советские фотоаппараты "ФЭД" появились в 1934г и являлись точной копией немецкого фотоаппарата "Leika II" (Прим.58*)
- правительственный ЗиС-110 - копия любимой Сталиным большой модели 1942г американского "Packard" (Прим.69*)
- ГАЗ-13 "Чайка" - это почти полная копия американского Packard Caribbean/Patrician с советским 5,5-литровым 195-сильным мотором V8 под капотом
- американский грузовик GМС-803 стал на ярославском автозаводе советским ЯГ-7 (Прим.49*)
- автобус ЛАЗ-695 скопирован в 1956г с западногерманского автобуса "Mangus" (Прим.44*)
- дизайн и компоновка агрегатов легкового автомобиля "Запорожец" ЗАЗ-966 скопированы с западногерманского NSU "Prinz"
- электрогенератор "Siemens" без всякой лицензии делали на заводе им. Лепсе (Прим.51*)
- в СССР был скопирован импортный (чей? - прим.ред) авиационный дымоаппарат Д-200 для постановки дымовых завес (Прим.51*)
- немецкий авиационный прицел "Герц" был в 1932г скопирован и выпускался в СССР под обозначением ОПБ-1, а прицел "Герц-Бойков" - как ОПБ-2 (Прим.51*)
- советский военный катер "тип КМ" - копия немецкого полицейского цельнометаллического катера, чертежи которого попали в СССР в 1930г с одной из верфей гамбургского судостроительного завода (Прим.47*)
- танкетка Т-27 - выпускаемый по лицензии английский "Carden-Loyd" Mk6
- английский танк "Vickers-шеститонный" был принят на вооружение РККА в 1931г под обозначением Т-26 (Прим.45* и 1*)
- немецкая "Фау" с 1945г производилась в СССР уже как советская "10х" (Прим.43*)
- с 1937г в СССР выпускались 45мм автоматическое зенитное орудие 49-К (ЗИК-45) и 61-К (ЗИК-37), которые делалось по образцу шведской зенитной пушки L60 "Bofors" (Прим.42*)
- "75мм зенитная пушка образца 1931г" выпускалась в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall". Сменив калибр 75мм на 85мм данное орудие стало называться "85мм зенитная пушка образца 1937г" (Прим.1*)
- немецкая фирма "Rheinmetall" в 1930г оказала техническую помощь в организации производства в СССР: 7,62 см зенитная пушка, 15,2 см миномет, 3,7-см противотанковая пушка (советское обозначение "37 мм. противотанковая пушка образца 1930г", производилась до 1942г и её модернизированный вариант", 45 мм. противотанковая пушка образца 1937г"), 20 мм. зенитный автомат производился в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall" под названием "20 мм. автоматическая зенитная и противотанковая пушка образца 1930г", 15,2-см гаубица (выпускалось в СССР под обозначением "152 мм. мортира образца 1931г, 3,7-см автоматическая зенитная пушка "61-К", созданная на основе германской пушки 3,7 cm Flak 18 (Прим.6*)
- ЗИС-151 - внешне изменённая копия "Studebaker US-6"
- 24.12.30г два образца танка Кристи легально, с разрешения госдепа США, были проданы советскому "Амторгу" и вывезены в СССР (Прим.74*). За новейший же образец танка Кристи ("летающий танк" М.1932 - Прим.74*) СССР уплатило автору 20 тыс. долларов и нелегально, минуя запрет США на его вывоз, переправило вместе с чертежами в СССР, где он получил обозначение БТ-32 и на его основе выпускались танки БТ-2 (Прим.76*), БТ-5, БТ-7 (Прим.41*, 74* и 1*)
- БТР-40 - советская копия американского бронетранспортера "Scout Car" M3A1 (Прим.40*)
- в 1933-34гг советские моторостроители ХТЗ в Германии выбрали мотор "BMW" мощностью 500 л\с, который затем по лицензии производился в СССР как двигатель М-17т для установки на танках Т-28 (Прим.38*)
- французский авиационный карбюратор "Зенит" 60DCJ производился в СССР как К-17 (Прим.37*)
- финский судовой двигатель "Sulzer" на 800 л\с выпускался в СССР без лицензии (Прим.35*)
- все советские предвоенные мотоциклы являлись копиями зарубежных аналогов: первый серийный советский мотоцикл Л-300 (он же ИЖ-7) - копия немецкого DKW Luxus-300, тяжелый байк с коляской ПМЗ-А-750 - двигатель американской Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW, мотоцикл М-72 (производство началось в начале ВОВ) - точная копия немецкого BMW-R75 (Прим.36* и 20*), тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 - очередная вариация Harley-Davidson
- двигатель советского мотоцикла Л-300 был скопирован с английского (Прим.51*)
- лицензионный "Fiat" был двигателем советского автомобиля АМО (Прим.26*)
- советский автомобиль АМО-2 собирался из готовых узлов американского Autocar Dispatch SA, АМО-3 (он же ЗИС-5) - тот же АМО-2, но только собранный из отечественных деталей (Прим.31*)
- пистолет ТТ (тульский Токарева) - не самая удачная реплика американского Colt М1911
- пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета "Walter"- РР (Pistole Polizei) (Прим.12*)
- первые советские противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецкого ПТР образца 1939г (Прим.18*)
- оружейный прицел Д-3 - точная копия немецкого аналога фирмы "Zeiss", производимого с 1927г на первых отечественных заводах по производству качественной оптики, ставших результатом подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией в апреле 1926г (Прим.27*)
- в 20-е годы 20 века на Подольском патронном заводе под Москвой было налажено производство точной копии немецкого маузеровского патрона 7,63х25мм (Прим.48*)
- впервые воровством пришлось заниматься, когда в 1919г будущему знаменитому авиаконструктору Ильюшину было поручено разобрать и перевезти сбитый ранее самолет "Avro-504" с мотором "Рено" французского производства в Москву, где с него сняли чертежи и начали массовое производство под названием У-1 (Прим.2* и 28*)
- советский самолет КР-1 (корабельный разведчик-первый) - поставлявшийся на экспорт в СССР немецкий самолет HD.55 (Прим.55* и 66*)
- немецкий самолет "Storch" в 1940г в СССР стал ОКА-38 "Аист" ШС (штабной самолет) (Прим.46*, 50*, 53*)
- истребитель ЛаГГ-3 фактически являлся ухудшенной советской копией "Messerschmitt" Bf-109, созданной ОКБ Лавочкина в конце 1939 - начале 1940г (Прим.30*)
- Junkers W33 в СССР, как ПС-4 выпускался в Иркутске (Прим.72*)
- самолет ПС-84 (он же Ли-2) - лицензионный вариант американского транспортного Douglas DC-3-186 ("Dacota") (Прим.1*, 29*,32*,77*)
- многоцелевой военный самолет Р-1, скопированный в 1923г без всякой лицензии, английский самолет "Heviland" DH-9А (Прим.17* и 4*)
- советский истребитель И-7 с 1939г выпускался по лицензии фирмы "Heinkel" на немецкий самолет HD.37 (Прим.55* и 67*)
- лицензия на французские истребители "Coudron" С-690 и С-713 была закуплена СССР в 1937г (Прим.24*)
- советский самолёт ПС-43 (военный вариант - БШ-1) - это выпускаемый по лицензии V-11G "Voltee" производства США
- летающая лодка "Савойя - 62бис" с 1932г по лицензии выпускалась в СССР под обозначением МБР-4 (Прим.14*,11*,66*)
- в США была закуплена лицензия на амфибию "Сикорский С-43а"
- в 1936г СССР приобрело у США лицензию на производство летающей лодки "Martin" 156 (Прим.51*)
- гидросамолет PBY-1 "Catalina" американской фирмы "Consolidated" выпускалась в СССР по лицензии до конца 1940г, как ГСТ для ВВС ВМФ и как МП-7 для гражданской авиации (Прим.37*,5*,68*,77*)
- ГПД-6 - основной советский десантный парашют в начале войны, представлял собой лицензионный американский "Irvin", первоначально предназначавшийся для экипажей самолетов (Прим.29* и 34*)
- SCR-695 (ответчик "свой-чужой") с американского самолета В-29 стал прототипом отечественного аналога (Прим.25*)
- в 1945г в СССР вынуждено сели три американских В-29 "Stratofortress", их экипажи были интернированы, а самолеты, два из которых, были разобраны для дальнейшего копирования и производства в СССР в качестве бомбардировщика Ту-4, а один остался в качестве эталона (Прим.21*,59*,62*)
- автопилот АВП-12 выпускался по лицензии фирмы "Спарр" (США) (Прим.16*,32*,77*)
- авиационные винты изменяемого шага "Hamilton" выпускались в СССР по американской лицензии под обозначением ВИШ-2, ВИШ-3 и ВИШ-5 (Прим.16*,32*,37*,77*)
- немецкая подводная лодка "7с-серии" с 1945г стала строиться в СССР, как лодка "613 проекта" (Прим.22*)
- подводная лодка серии "М" ("Малютка") была практически идентична немецкой подводной лодке серии ІІВ (Прим.57*)
- подводная лодка тип "Д" ("Декабрист") - упрощенный "улучшенный" вариант большой итальянской субмарины типа "Balilla" (Прим.15*)
- подводные лодки "тип К" ("крейсерские") строились по украденным в 1932г советской разведкой чертежам итальянского подводного заградителя "Pietro Vicca" (Прим.15*)
- подводная лодка "тип С" ("средние") строилась в 1932г по чертежам субмарины тип "Е-1" немецкой фирмы "Дешимаг". При постройке этого типа подводных лодок также использовались чертежи немецкой субмарины тип "1А" (Прим.15*)
- авиамотор M-17 - выпускаемый по лицензии BMW-6, устанавливался на самолёты Р-1, Р-5, І-7, ТБ-1, ТБ-3, Р-6, Ант-9, танки ТБ-5 и ТБ-7, на базе этого мотора впоследствии созданы советские М-34, М-35, М-105 (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-105П, созданный на основе германского двигателя фирмы "Junkers", выпускался в СССР по лицензии с конца 30-х годов (Прим.30*)
- авиамотор М-100 (стояли на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107...- по лицензии "Hispano-Suisa" Hs-12 (Франция) (Прим.5*,8*,77*)
- авиамотор М-25, он же РЦФ-5 (стоял на И-15) - это лицензионный американский "Wright-Cyclone" SGR-1820F3. Все последующие советские его модификации М-62, М-63, М-71, М-82 - чистое воровство удачных изменений моторов этого типа у американцев (Прим.5*,8*,32*)
- авиамотор М-85 и его модификации М-86, М-87, М-88, М-88а, М-89, М-90 - лицензионный "Гном-Рон Мистраль-Мажор К-14" (Франция) (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-4 это ещё при царизме купленная лицензия "Hispano-Suisa"
- авиамотор М-22 это французский Bristol "Jupiter-8" (Прим.5*,33*,35*)
- авиамотор М-18 - лицензионная копия французского "Lauren-Ditrich"- авиационный мотор М-5 - копия американского мотора "Liberty" (Прим.5*)
- французские авиадвигатели "Рено-4" и "Рено-6" выпускались в СССР по лицензии под соответствующим обозначением МВ-4 и МВ-6 (Прим.24*)
- с лета 1944г автоматы регулирования температуры АРТ-41 были скопированы с немецкого образца (Прим.9*)
- по итогам исследования в 1938г трофейного He-111b-1 отечественная промышленность получила предписание срочно скопировать немецкую фару, шлем с ларингофоном, (переговорное устройство СПУ-3бис) и более легкий по весу электрогенератор "Bosch" - у нас ГС-1500 (Прим.9* и 32*)
- по концессии фирма "Junkers" до 1927г изготавливала цельнометаллические разведчики Ju-20 и Ju-21 для ВВС РККА - в СССР не умели изготавливать цельнометаллические самолёты
- пневматические авиационные стартеры "Bristol" производились в СССР без лицензии
- трёхмоторный бомбардировщик "Junkers" ЮГ-1 переименовали в ПС-5 (всего было 23 самолёта, использовавшиеся в качестве бомбардировщика и торпедоносца)
- трансмиссия танка КВ-1 - украденная трансмиссия "Final Drive" А-23 (США), от которой американцы отказались за 15-20 лет до внедрения на танках КВ (Прим.7*)
- Газ-АА и Газ-А (первый советский легковой автомобиль) - сделанные по американской лицензии "Ford-АА" и "Ford-А" (Прим.61*). На базе "Ford-А" создан в СССР бронеавтомобиль ФАИ. Автомобиль Газ-М1 собирался из американских узлов и агрегатов. Его военный вариант - бронеавтомобиль БА-20. Бронеавтомобиль БА-10 выпускался на шасси "Ford- ААА" или "Chevrolet". До и вовремя войны все советские бронеавтомобили выпускались на американских шасси.
- в конце 1942г базовой машиной при создании отечественной самоходной установки послужила трофейная немецкая самоходная установка "Артштурм", получившая советское обозначение СГ-122, в дальнейшем также выпускавшаяся в СССР и на базе танка Т-3
- материалы зарубежного технологического опыта советских специалистов получали примечание "Данные этого доклада не цитировать в печати, доклад надавать иностранным специалистам, брать у сотрудников подписку о соблюдении настоящих правил" (Прим.16*)
- турбокомпрессор ТК-19 - точная копия американского аналога с двигателя Wright-Cyclone R-3350 (Прим.23*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - В.Алексеенко "Пара беллум"
(Прим.2*) - Н.Богданов "В небе - Гвардейский Гатчинский"
(Прим.3*) - Б.Соломонов "Торпедные катера серии Г-5" журнал "Армада" №19
(Прим.4*) - В.Котельников "Проигравший битву" журнал "Авиамастер" 1\2002
(Прим.5*) - М.Мухин "Авиапромышленность СССР в 1921-1941гг"
(Прим.6*) - А.Широкорад "Бог войны третьего рейха"
(Прим.7*) - военно-технический сборник "Невский бастион" 1\1997 (выпуск №2)
(Прим.8*) - В.Алексеенко "Советские ВВС накануне и в годы ВОВ" журнал "Авиация и Космонавтика"
(Прим.9*) - Д.Белов "Пара слов о шести рычагах" журнал "Авиамастер" 8\2006
(Прим.10*) - В.Котельников "Самолет 31" журнал "Авиация №8" 4\2000
(Прим.11*) - А.Артемьев "Самолет МБР-2 - романтическое прошлое морской авиации" журнал "Авиация №12бис"
(Прим.12*) - Р.Адам "Личное огнестрельное оружие"
(Прим.13*) - А.Морин "Эскадренные миноносцы типа "Гневный"
(Прим.14*) - В.Котельников "Летающая лодка Дорнье "Валь"
(Прим.15*) - А.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг"
(Прим.16*) - М.Мухин статья "Амторг в журнале "Полигон" №3-лето 2000
(Прим.17*) - М.Маслов статья "Старый служака" журнал "Авиация и время" 2\2001
(Прим.18*) - статья "Удильщики"(беседа с фронтовиком-птрщиком И.С.Горбуновым) журнал "Полигон" 3\2002
(Прим.19*) - К.Кулагин "Большой флот" накануне большой войны" журнал "Флотомастер" 3\2001
(Прим.20*) - А.Драбкин "Я дрался на Т-34"
(Прим.21*) - Л.Кербер "А дело шло к войне"
(Прим.22*) - В.Балабин "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.23*) - В.Ригмант "ПЕ-8. Летающая крепость Красной Армии"
(Прим.24*) - Ю.Засыпкин "С мотором "Рено-6" "журнал "Крылья Родины" 1\2002
(Прим.25*) - И.Михелевич "Долгая дорога в небе" журнал "Крылья Родины" 9\2002
(Прим.26*) - М.Маслов "Король истребителей. Боевые истребители Поликарпова"
(Прим.27*) - Б.Линдер "Диверсанты"
(Прим.28*) - Л.Семененко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.29*) - Ю.Ненахов "Войска специального назначения во второй мировой войне"
(Прим.30*) - М.Зефиров "Корабли-цели. Противостояние люфтваффе и советского Балтийского флота"
(Прим.31*) - А.Бармин "Соколы Троцкого"
(Прим.32*) - В.Котельников "Американцы" в России"
(Прим.33*) - В.Иванов "Самолеты Н.Н.Поликарпова"
(Прим.34*) - C.Ченнык "Купола над Ак-Монаем" журнал "Военный Крым" 02\2011
(Прим.35*) - В.Августинович "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"
(Прим.36*) - И.Мощанский "Трагедия брестской крепости"
(Прим.37*) - В.Бешанов "Летающие гробы Сталина"
(Прим.38*) - В.Галин "Политэкономия войны. Заговор Европы"
(Прим.39*) - М.Барятинский "Танковые ассы Гитлера"
(Прим.40*) - М.Барятинский "Скаут" - разведывательный бронетранспортер" журнал "Бронеколлекция №53"
(Прим.41*) - Г.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000"
(Прим.42*) - А.Широкорад "Советские зенитные автоматы" журнал "Техника и вооружение" 10\1996
(Прим.43*) - Р.Ангельский "Как один немецкий "Фау" стал вдруг русским "10х" журнал "Техника и вооружение" 8\2006
(Прим.44*) - О.Курихин "Львовские красавцы" журнал "Техника - молодежи" 11\2000
(Прим.45*) - А.Ермолов "Танковая промышленность СССР в годы ВОВ"
(Прим.46*) - А.Артемьев "Крылья сверхдержавы. Гражданская авиация России 1914-2009"
(Прим.47*) - К.Старосельцев "Катера"
(Прим.48*) - В.Христич "100 лет автоматическому маузеру" журнал "Ружье" 1-2\1997
(Прим.49*) - И.Евстратов "С "зубром" на капоте" журнал "Моделист-конструктор" 4\2009
(Прим.50*) - Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе"
(Прим.51*) - В.Котельников "Самолеты-гиганты СССР"
(Прим.52*) - А.Широкорад "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг"
(Прим.53*) - С.Шунков "Танковые войска Гитлера 2МВ"
(Прим.54*) - Л.Смирнова "Всемирная история артиллерии"
(Прим.55*) - М.Маслов "Корабельные самолеты-разведчики СССР"
(Прим.56*) - А.Кириндас "Стальные кони первых пятилеток" журнал "Техника и вооружение" 2\2013
(Прим.57*) - В.Мартынов "Германская малютка Деница" журнал "М-Хобби" 6\2013
(Прим.58*) - И.Иванов "С именем "железного Феликса" журнал "Наука и жизнь" 5\2012
(Прим.59*) - Н.Якубович "Самолеты В.М.Мясищева"
(Прим.60*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.61*) - Д.Портер "Вторая мировая - стальной вал с Востока. Советские бронетанковые войска 1939-45гг"
(Прим.62*) - "Авиация от А до Я: Ту-4" журнал "Мировая авиация" №247
(Прим.63*) - В.Мартынов "С дирижаблем на капоте" журнал "М-Хобби" 10\2013
(Прим.64*) - А.Рябков "Звезда Советской Украины" журнал "М-Хобби" 9\2013
(Прим.65*) - В.Котельников "Русские крылья Чехословакии" журнал "Авиапарк" 1\2009
(Прим.66*) - М.Дмитриев "Гидроавиация России" журнал "Техника - молодежи" 12\2013
(Прим.68*) - А.Заблотский "Гидросамолеты "Каталина" в советской морской авиации в годы войны" журнал "Наука и техника" 1\2013
(Прим.69*) - Ю.Голубовский "Повесть о настоящем автомобиле" журнал "Наука и техника" 11\2013
(Прим.70*) - А.Чернышев "Советские крейсера Великой Отечественной"
(Прим.71*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.72*) - А.Харук "Все самолеты люфтваффе"
(Прим.73*) - В.Котельников "Заметки с выставки" журнал "Моделист-конструктор" 5\2014
(Прим.74*) - рубрика "История танкостроения": "Какие танки нам нужны" сборник "Русские танки" №4 - ЗСУ "Шилка"
(Прим.75*) - "В сравнении с противником" сборник "Русские танки" №74: БТ-7
(Прим.76*) - Ж.Рестен "Танки мира 1939-45гг"
(Прим.77*) - А.Степанов "Развитие советской авиации в предвоенный период"