Кредитование

Типы и виды проектов содержание структура. Типология проектов и их виды

Маргарита Симоньян – российская журналистка, главный редактор телеканала Russia Today, международного информационного агентства «Россия сегодня» и информационного агентства Sputnik.

Начав карьеру с должности рядового корреспондента провинциальной телестудии, она сумела занять в российской тележурналистике одно из ведущих мест. Сегодня Симоньян входит в первую сотню самых влиятельных женщин мира по мнению издания Forbes.

Детство и юность

Маргарита Симоньян родилась 6 апреля 1980 года в российском городе Краснодаре. Девочка вместе с сестрой Алисой росла в бедной семье. Отец Симон, армянин по национальности, зарабатывал на жизнь починкой холодильников, а мать Зинаида торговала на рынке цветами.

Как позднее писала журналистка со страниц «ЖЖ» и «Инстаграма» , вместе с родителями девочки жили в старом доме на улице Гоголя, где постоянно бегали крысы, не было газа, водопровода и канализации. Тяжелые условия жизни только усилили желание девочки вырваться из нищеты и добиться комфортных условий жизни. Когда Маргарите было около 10 лет, семье Симоньян выделили квартиру в новом микрорайоне города.


В детском саду будущая журналистка быстро научилась читать, поэтому их воспитательница часто оставляла Риту с книгой развлекать других детей: девочка вслух читала сказки. Позже Симоньян пошла в краснодарскую школу, специализирующуюся на изучении иностранных языков, где училась на одни пятерки, ездила на олимпиады. В 9 классе Симоньян выпал шанс поехать учиться за границу по программе обмена. Девушка попала в США: она жила в семье, к которой до сих пор относится с теплотой и благодарностью, и училась в 12 классе школы. Одно время хотела остаться жить в далекой стране, но любовь к родине вынудила вернуться в Россию.


Маргарита Симоньян в юности

Окончив школу с золотой медалью, Маргарита поступила в Кубанский государственный университет на факультет журналистики. Девушка также обучалась в новой «Школе театрального мастерства» под руководством российского телеведущего и журналиста в Москве.

Журналистика и карьера

В 1999 году Симоньян стала работать корреспондентом на телерадиоканале «Краснодар». Получить эту работу ей удалось благодаря сборнику стихов собственного сочинения, который Маргарита издала годом ранее. Телеканал решил снять сюжет про талантливую девушку. Общаясь со съемочной командой, Симоньян упомянула, что хотела работать журналистом, и ей предложили стажировку на телеканале. Выбор первого места работы определил будущую профессиональную биографию Маргариты.


Маргарита Симоньян давно работает на телевидении

В 19 лет девушка отправилась снимать сюжет в Чечню. Миниатюрная фигура (ее рост составлял 160 см) не помешала ей проявить мужественность и твердость характера. О том, что едет в зону боевых действий, Маргарита сказала родителям только по возвращении, через 10 дней. Серия репортажей в одной из горячих точек мира принесла Маргарите Симоньян славу и ряд журналистских наград: «За профессиональное мужество», первую премию Всероссийского конкурса региональных телерадиокомпаний и российский Орден Дружбы.


В 2000 году Симоньян стала главным редактором телеканала «Краснодар», а годом позже – корреспондентом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании в Ростове-на-Дону. Она продолжила карьеру военного журналиста, побывав в Абхазии, освещая столкновение боевиков с государственной армией в Кодорском ущелье.


В 2002 году Маргариту Симоньян пригласили в Москву корреспондентом телепрограммы «Вести». Журналистка сопровождала президента России , находясь в числе президентского пула журналистов. В сентябре 2004 года она отправилась в Беслан для освещения событий захвата заложников в школе. Трагедия повлияла на мировоззрение и взгляды Маргариты, в интервью она не советует молодым журналистам начинать карьеру в качестве военных корреспондентов.


В 2005 году был создан телеканал Russia Today, который вел вещание на английском языке и был призван отображать позицию России касательно международных событий. Главным редактором телеканала Russia today утвердили Маргариту Симоньян.

Назначение столь молодой особы на такую должность основатели РИА «Новости» аргументировали позицией, что руководить проектом должен был человек, не видевший советских новостей, имеющий собственные представления о том, как нужно показывать российские новости зарубежным зрителям. Позже Маргарита также стала курировать арабоязычную и испаноязычную версии телеканала.


В 2011 году девушка стала телеведущей новостного проекта «Что происходит?» на канале РЕН-ТВ. В ходе программы она обсуждала самые знаковые события недели, которые по каким-либо причинам не были достойно освещены на федеральных каналах. Маргарита общалась с непосредственными участниками событий и зрителями.

В 2013-м Симоньян стала телеведущей политического шоу «Железные леди» на канале НТВ. Вместе с коллегой в прямом эфире журналистка задавала не всегда удобные, но актуальные вопросы известным политическим деятелям и бизнесменам. В том же году руководство телеканала решило закрыть шоу.


В конце 2013 года Маргарита Симоньян была назначена на должность главного редактора международного информационного агентства «Россия Сегодня».


Маргарита с раннего детства мечтала стать писательницей и заниматься печатной журналистикой. В возрасте 18 лет издала сборник собственных стихов. В 2010 году опубликовала книгу «В Москву». В связи с активной журналисткой и редакторской деятельностью написание книги заняло около 10 лет. Этот роман повествует о поколении 90-х и нелегких судьбах, несбывшихся мечтах. В 2011 году благодаря роману Симоньян стала лауреатом премии за лучшую книгу журналиста.


В 2012-м на страницах журнала «Русский Пионер» Маргарита опубликовала отрывок из своей новой повести «Поезд». Девушка также пишет кулинарные статьи для этого журнала.

Личная жизнь

О личной жизни Симоньян известно немного. В интервью 2012 года она упомянула, что уже 6 лет как состоит в гражданском браке с журналистом Андреем Благодыренко. Женщина утверждала, что официальный брак и свадебные приготовления ее вовсе не привлекают, вполне устраивает подобное положение дел.


Еще в интервью 2012-го Симоньян рассказала, что совместно с членами семьи открывает ресторан «Жарко!» на курорте в Сочи. Тогда же девушку все чаще стали замечать в компании знаменитого режиссера и актера , который на тот момент все еще состоял в официальном браке с .

По информации, которая позднее появилась в статье «Комсомольской правды», роман между журналисткой и режиссером начался по инициативе Тиграна. Он написал девушке сообщение в социальной сети «Фейсбук» , где выразил Маргарите поддержку: в то время против нее по радио велась травля. Первоначально Симоньян не обратила на письмо внимание, так как не поверила, что знаменитый режиссер заинтересуется ее персоной. Но переписка закончилась совместным ужином в ресторане. Вскоре между журналисткой и кинематографистом начались отношения, которые переросли в гражданский брак.


В сентябре 2014 года у Маргариты родился сын Баграт. В то же время на странице одной из социальных сетей Кеосаян подтвердил, что стал отцом. Позже выяснилось, что это второй ребенок пары – в августе 2013-го Маргарита родила мужу дочь Марьяну. Как рассказывала журналистка в интервью, она с благодарностью вспоминает то время, когда была беременна. Каждый раз Маргарита испытывала прилив сил и никогда не страдала токсикозом, несмотря на то, что с Марьяной пережила угрозу выкидыша.


Беременная Маргарита Симоньян

Симоньян является приверженкой раннего обучения детей. В игровой форме с Марьяной и Багратом занимаются педагоги-лингвисты, поэтому уже в таком раннем возрасте малыши изъясняются на пяти языках – русском, армянском, английском, французском и китайском.

Интересно, что между бывшей супругой Тиграна Кеосаяна – Аленой Хмельницкой и Маргаритой Симоньян установились дружеские отношения. Женщины стали лучшими подругами, и даже вместе с режиссером создали проект – психологический триллер «Актриса». В создании фильма, который с успехом прошел по каналу НТВ, Маргарита участвовала в качестве сценариста.

Маргарита Симоньян сейчас

Маргарита поддерживает политику существующего политического строя в России. В 2018 году она стала доверенным лицом Владимира Путина во время предвыборной президентской кампании. В это же время журналистка опубликовала в «Телеграме» пост, посвященный отказу ее подруги от гражданства США. По словам главного редактора RT, девушка поддерживала оппозицию и в 2013 году иммигрировала в США, но спустя 4 года решила вернуть себе российское гражданство. Информацию тележурналистка продублировала в

По данным самого масштабного за все годы вещания RT исследования, 70 млн человек в 38 странах смотрят телеканал еженедельно, а более половины из них делают это каждый день. В то время как западные чиновники и представители международных СМИ регулярно обсуждают способы «борьбы с российской информационной угрозой», заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин отметил: «Чем больше происходит попыток шельмования и жесткой критики со стороны зарубежных СМИ, тем больше возникает потребность в альтернативной точке зрения».

Более 36 млн человек, по данным компании Ipsos*, смотрят RT в 10 европейских странах каждую неделю. Там RT по результатам исследования вошёл в пятёрку крупнейших панрегиональных новостных каналов среди десяти замеряемых - CNN, BBC World News, Euronews, Sky News, France 24, Al Jazeera, Deutsche Welle TV, китайский CCTV и японский NHK.

В США RT попал в пятёрку самых популярных международных новостных каналов среди тех же десяти СМИ, включенных в исследование. Аудитория российского канала в этой стране превышает 8 млн зрителей в неделю.

11 млн человек каждую неделю смотрят RT на Ближнем Востоке и в Африке, где были опрошены жители 16 стран. В Индии еженедельная аудитория телеканала только среди англоговорящей части населения, которая составляет 10% всего населения страны, - 7 млн человек.

«К 10-летию RT компания Ipsos провела исследование аудитории нашего канала в 38 странах мира - в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке - самое масштабное за все годы вещания. Ежедневно RT смотрят 35 млн зрителей, мы успешно конкурируем с телеканалами, давно устоявшимися на телевизионном рынке. Нам действительно удалось сделать так, чтобы голос RT был слышен по всему миру», - сказала главный редактор RT Маргарита Симоньян.

«Компания Ipsos уже несколько десятилетий занимается исследованиями глобальной аудитории, работая с десятками ведущих СМИ во всём мире. Мы рады, что RT выбрал нашу компанию для проведения своего крупнейшего на сегодняшний день исследования аудитории», - заявил Эли Аун, президент Ipsos Connect MENAP.

Результаты исследования прокомментировал «Российской газете» заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин: «Понятно, что телекомпания абсолютно попала в ожидание аудитории. Во-первых, Russia Today доносит точку зрения, близкую и понятную значительной части населения других стран, которые исповедуют традиционные консервативные ценности. Во-вторых, понятно, что в то время, когда Россия укрепляется и в политическом, и военном отношении, люди хотят понять, что волнует российское руководство и российскую общественность, о чем они думают».

Волин обратил особое внимание на востребованность альтернативной точки зрения: «Я хочу отметить, что чем больше происходит попыток шельмования и жёсткой критики со стороны зарубежных СМИ, тем больше возникает потребность в альтернативной точке зрения. Людям всегда интересно узнать мнение другой стороны, и если местные СМИ не дают такой возможности, зрители всегда будут обращаться к нему непосредственно. И последнее: RT рассказывает о событиях в мире, и даёт тот взгляд, которого сегодня аудитории не хватает. То есть как раз при отсутствии плюрализма и иной точки зрения контент Russia Today оказывается крайне востребованным и популярным, и отсюда место в пятёрке ведущих телекомпаний мира. RT быстро смог стать релевантным для зарубежной аудитории, что подтверждается результатами исследования.

«Российская газета» также привела сравнение RT с конкурентами на основе открытых данных и отметила: «Авторитетный немецкий телеканал Deutsche Welle, который вещает уже более 20 лет и бюджет которого был впервые увеличен в 2015 году до €294 млн, может похвастаться аудиторией 50 млн зрителей, а французское вещание France 24 - 45 млн зрителей».

10 лет в эфире: популярность на экранах и онлайн

Телеканал RT запустил вещание из студии в Москве 10 декабря 2005 года. За 10 лет с момента запуска RT вырос в телевизионную сеть, которая включает в себя три круглосуточных информационных канала, вещающих на английском, арабском и испанском языках, каналы RT America и RT UK, документальный канал RTД, а также онлайн-порталы на шести языках. Большая телеаудитория - далеко не единственный показатель, которым может гордиться телесеть RT. Совокупное число просмотров видео RT на YouTube уже превысило 3 млрд, в то время как на аккаунты телеканала подписались уже более 3 млн человек.

Таким образом, по этим показателям RT сохранил безоговорочное лидерство среди новостных телеканалов в мире. По количеству просмотров всех языковых аккаунтов на YouTube телеканал RT более чем в 2 раза опередил CNN, более чем в 3 раза - Euronews и более чем в 10 раз - BBC.

«Успех телеканала RT на YouTube со всей очевидностью показывает, что пользователи ценят легальный, качественный, профессиональный и учитывающий особенности интернет-аудитории контент», - рассказала генеральный директор Google в России Юлия Соловьева в 2013 году, когда аккаунт RT International первым из новостных телеканалов в истории набрал 1 млрд просмотров на видеохостинге.

По данным компании comScore, лидирующей на рынке измерений онлайн-аудитории, в ноябре 2015 года совокупное число уникальных пользователей всех сайтов телеканала RT и его аккаунтов на YouTube составило 49 млн человек. При этом самая большая доля онлайн-аудитории RT, по данным ComScore, приходится на США: 9,1 млн человек (19%) получали контент RT с помощью веб-сайта, мобильных приложений и каналов на Youtube в ноябре 2015 года.

Эти данные идут вразрез с образом RT, который пытаются нарисовать американские политики и официальные лица, когда хотят представить телеканал как неэффективный орган российского иновещания.

Одной из первых про якобы незначительную аудиторию RT высказалась Виктория Нуланд. В феврале 2015 года заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии заявила, что «у RT в США крошечная аудитория».

А комментируя влияние RT на слушаниях комитета по международным отношениям сената США в ноябре, член Совета управляющих по вопросам вещания США (BBG) Леон Арон заявил: «RT далеко не всемогущий монстр, который вводит всех в заблуждение. <…> По-моему, RT - это гламурный проект». При этом далее, противореча своим словам, Арон отметил: «Чтобы дать отпор этим силам, нам понадобится время, талант, целеустремленность, рискованные инновации, а также деньги для американских международных средств массовой информации».

RT на передовой «информационной войны»

В то же время эти заявления противоречат высказываниям многих других западных официальных лиц, которые неоднократно признавали превосходство RT над иновещавтельными службами своих стран.

В 2011 году госсекретарь США Хиллари Клинтон призывала Конгресс увеличить бюджет США на иновещание, указывая на то, что Вашингтон проигрывает в глобальной информационной войне таким телеканалам, как RT: «Мы находимся в состоянии информационной войны, и мы её проигрываем. Россия запустила англоязычный телеканал – я смотрела его в нескольких странах, и это было весьма поучительно».

Экс-кандидат в президенты США Митт Ромни также отметил масштаб информационного влияния телеканала RT. Отвечая на вопрос, в чём заключается стратегия Владимира Путина, Ромни заявил: «Российское телевидение. В том смысле, что я включаю здесь в США телевизор, а там RT!»

Конгрессмен Эдвард Ройс, возглавляющий в Палате представителей комитет по иностранным делам, в интервью Washington Times заявил: «При помощи Russia Today Путин исключительно умело развернул настоящее информационное наступление во всех странах Восточной и Центральной Европы, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Мы просто не в состоянии эффективно противостоять ему».

Евросоюз даже представил план по противодействию «российской пропаганде», который содержит ряд мер, направленных против российских СМИ, в том числе против телеканала RT. Кроме того, в комитете НАТО была создана спецгруппа для противодействия российскому медийному влиянию.

Отметим, что в конгрессе США регулярно проходят слушания по «борьбе с российской пропагандой», на которых обсуждается, как нужно противостоять в частности телеканалу RT. Так, на вопрос сенатора Рона Джонсона, «где находятся США по шкале от 1 до 10 баллов, где 10 баллов - самые действенные меры холодной войны», вице-президент Центра стратегических и международных исследований США Хизер Конли ответила: «Думаю, нас можно оценить на 3 или 4 балла», в то время как телеканал RT - «на 7-8 баллов». «Нас ждёт долгий путь, прежде чем мы станем настолько же вездесущи и влиятельны, как современная Россия», - добавила Хизер Конли.

* Исследование Ipsos проводилось в 38 странах мира среди выборки, репрезентативной населению каждой страны в возрасте старше 15 лет, с помощью телефонных опросов либо онлайн-интервью; август - ноябрь 2015 года.

Страны исследования: Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция, Польша, Греция, Россия, США, Канада, Венесуэла, Эквадор, Аргентина, Перу, Мексика, Колумбия, Чили, Индия, Новая Зеландия, Австралия, Ливия, Палестина, Иордания, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Ливан, Тунис, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Ирак, Алжир, Египет, Марокко, Нигерия.

Ipsos - третья в мире по величине маркетинговая компания, занимающаяся исследованиями, с сетью филиалов в 86 странах. Её услугами пользуются около 5 тыс. клиентов. Акции компании котируются на Парижской фондовой бирже.

Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений.

Проект - ограниченное по времени, специально организованное

целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.

Проект представляет собой деятельность, для выполнения которой людские, материальные и финансовые ресурсы организуются каждый раз новым способом.

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или одним подразделением, отличающиеся постановкой однозначной цели (создание конкретного изделия, технологии).

Управление проектами – использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта для достижения его целей.

Основные характеристики (признаки) проекта:

Наличие конкретной цели. Проекты направлены на достижение конкретных целей. В некоторых проектах цели и требования к продукту могут уточняться по мере выполнения проекта.

Изменение. Достижение цели проекта всегда приводит к изменению в некоторой системе, элементом которой является проект.

Ограниченность по времени. Проект ограничен во времени - имеет определенные даты начала и окончания.

Ограниченность требуемых ресурсов. Проекты реализуются в условиях ресурсных, организационных и других видов ограничений.

Комплексность. При осуществлении проекта учитывается влияние внешних и внутренних факторов.

Разграничение. Каждый проект имеет определенные рамки своей предметной области и должен быть разграничен с другими проектами родительской организации.

Специальная организационная структура проекта. Большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует на время осуществления проекта создания «специальной для проекта организационной структуры».

Уникальность. Проекты уникальны. Степень уникальности может быть различна: она может быть связана как с конечными целями или продуктом проекта, так и с условиями их достижения. Например, строительство типового объекта также является проектом, а уникальность создаваемого продукта определяется уникальностью месторасположения, особенностями требований заказчика, особенностями обеспечения проекта ресурсами и т.п.

В связи с огромным многообразием проекты можно рассматривать с различных точек зрения и классифицировать по различным основаниям.

1. По сферам деятельности , в которых осуществляется проект, выделяют: технические, экономические, социальные и смешанные проекты.

2. По видам деятельности проекты подразделяются на инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские и учебно-образовательные.


3. По масштабности (размер проекта, число участников и т.д.) проекты делят на мелкие (до 10 человек, продолжительность до 1 года), средние, крупные и очень крупные.

4. По продолжительности периода осуществления проекта подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. Пример классификации проектов согласно принципу «Технологической неопределенности» (PMI):

Тип А – признанные технологии. Проекты этого типа основываются на существующих и хорошо проверенных технологиях, доступных для всех игроков рынка. Проекты могут быть достаточно большими, но новые технологии не используются ни на одной стадий проекта.

Тип B – в большинстве признанные технологии. Проекты этого типа используют новые технологии или особенности. Большая часть работы не представляет неопределенности, новые особенности позволяют получить конкурентные преимущества, но вместе с тем увеличивают риски. Примерами подобных проектов могут служить улучшения или модификации существующих продуктов.

Тип C – прогрессивные технологии. Часто называются высокотехнологичными проектами (High –Tech). Большинство технологий проекта используются впервые. Но эти технологии уже существовали до начала реализации проекта. Проекты оборонной отрасли принадлежат к этому типу.

Тип D - высоко прогрессивные технологии. Проекты этого типа требуют проведения исследовательских работ и часто называются супер технологичными проектами (Super High – Tech). Они основаны на несуществующих или только появляющихся технологиях. Работа над проектом включает создание технологии, тестирование и выбор альтернатив. Исследовательские проекты относятся к этому типу.

В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные типы (виды) проектов (рис. 1).

1. В зависимости от количества участвующих студентов они могут быть индивидуальными, парными, групповыми:

2. По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов выделяют исследовательские, творческие и информационные проекты:

    исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы, задачи, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций и т.д. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования;

    творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, проект дизайна производственных помещений, видеофильм, печатная продукция – книга, альманах, журнал в компьютерной верстке, компьютерная программа и т.д.). Основными методами работы становятся «мозговой штурм», «синектика», метод творческой группы (лаборатории, конструкторского бюро, мастерской, редакции и т.д.);

    информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете и т.д.

3. В зависимости от сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты производственные (технические) и социальные . При этом они могут быть производственными и социальными одновременно, если решается проблема, имеющая значение для совершенствования социальных аспектов производства (проблемы общения, управления, улучшения бытовых условий и т.д.).

4. В соответствии с характером разрабатываемой проблемы разграничиваются теоретические и практикоориентированные проекты. Так, студенты на основе изученных в курсе истории педагогики подходов к воспитанию разрабатывают в творческих группах свои собственные концепции воспитания. Иной, практический, характер носит разработка проекта, направленного на решение определенной практической проблемы по заказу колледжа, конкретного преподавателя (методический проект). Данные виды могут успешно сочетаться в одном проекте. Например, теоретический проект, выполненный на занятиях по дисциплине «Менеджмент» и направленный на исследование и анализ организационной культуры предприятия, одновременно сопровождается подготовкой видеофильма «Специализация магазина и организационная культура торгового предприятия», который используется в качестве учебного материала по нескольким дисциплинам.

5. В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить:

    монопредметные проекты , осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;

    межпредметные проекты , реализуемые также в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других;

    надпредметные проекты , не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.

Межпредметные и надпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную деятельность студентов на основе систематизации, интегрирования и комплексного использования в процессе подготовки специалиста знаний и умений, приобретаемых при изучении разных дисциплин. Именно такой характер должны носить аттестационные дипломные проекты.

    По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:

    краткосрочные , разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы студентов между ними;

    среднесрочные – разрабатываемые от недели до месяца;

    долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.

При изучении конкретной дисциплины используются, в основном, краткосрочные проекты, к долгосрочным можно отнести курсовое и дипломное проектирование.

Чаще всего учебные проекты студентов имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Сочетание исследовательских и практикоориентированных проектов, индивидуальных и групповых форм организации работы над ними дает возможность не только освоить исследовательские умения и навыки, но и овладеть системными способами решения производственных проблем на основе кооперации своих индивидуальных проектов. (см. Приложение 1)