Кредитование

Как пройти аттестацию в миоо. Примерные вопросы для подготовки руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных учреждений к тестированию Блок I

Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Документы для аттестации

Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

  • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
  • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости;
  • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

Кто освобожден от прохождения

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

  • назначенные президентом или правительством;
  • проработавшие менее 1 года;
  • беременные женщины;
  • женщины в декрете.

Результаты аттестации

Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

При положительном результате руководитель может:

  • быть назначен на должность;
  • включен в кадровый резерв;
  • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций , как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

Руководителям образовательных учреждений периодически приходится и самим подтверждать свои знания. Это позволяет обеспечить учебные организации квалифицированными управленцами. Аттестация руководителей в данной сфере происходит как при их поступлении на должность, так и в период действия трудового договора.

Основные регулирующие акты

Обязательность прохождения аттестации определяется правовым статусом руководителя образовательной организации. Российский закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (51-я статья, п.4) предписывает лицам, возглавляющим подобные учреждения, аттестоваться как в качестве кандидата на руководящий пост, так и в качестве действующего руководителя. Предписание касается государственных и муниципальных образовательных заведений.

Единого порядка и срока проведения аттестации нет. Они зависят от того, какому ведомству (службе) подчиняется конкретная образовательная организация. Каждое из них разрабатывает собственные приказы, где детально расписана соответствующая процедура. Например, аттестация глав образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел, детализирована приказом МВД № 267 от 26.05.2016, а организаций, подчиняющихся Федеральной налоговой службе – приказом ФНС РФ № ММВ-7-4/450@ от 02.09.2014.

В рамках данной статьи будет рассмотрено, как проводится аттестация руководителей учебных заведений, подведомственных Министерству образования РФ. Порядок и сроки ее проведения регулируются приказом Минобрнауки РФ № 240 от 16.03.2015.

Общие правила

Аттестация кандидата (кандидатов) на ответственный пост производится с целью отбора наиболее компетентных руководящих кадров. Ее отрицательный результат не позволит соискателю возглавить учебную организацию.

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2018 года проводится не менее 1 раза в период действия заключенного с ними трудового договора, а с целью подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности – в течение года со дня начала работы на этом ответственном месте.

  • главы образовательных учреждений, назначенные на должность Президентом РФ / Правительством;
  • беременные женщины;
  • работники, находящиеся в «декретном» отпуске / отпуске по уходу за ребенком (до трех лет).

После выхода из указанных отпусков, руководители могут быть аттестованы не ранее, чем через год после возобновления работы.

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2018: процедура

Члены аттестационной комиссии работают на общественных началах, то есть безвозмездно. Ее состав утверждается специальным приказом Министерства образования, в т.ч. в него входят представители министерства, органов власти, профсоюзов. Председатель комиссии – министр образования РФ.

Перед проверкой своей компетенции руководитель передает в комиссию пакет документов:

  • заявление на проведение аттестационных мероприятий;
  • согласие на проверку и обработку личных сведений;
  • отчет о выполнении программы по развитию вверенного ему образовательного учреждения и отчет за год;
  • выписку из решения коллегиального органа учебного заведения – о результатах рассмотрения отчета руководителя;
  • справку об отсутствии в прошлом судимости;
  • дополнительную документацию – по собственному усмотрению.

О времени и месте проведения аттестации руководителя информируют не позднее, чем за семь (рабочих) дней письмом, либо телефонограммой. Если он не явится в назначенное время без уважительного основания, или откажется от проверки, к главе образовательного учреждения применяется дисциплинарное взыскание, а аттестация переназначается на более позднее время.

Положительным результатом аттестации является решение комиссии о соответствии руководящего работника занимаемой должности. При отрицательном результате руководитель признается не прошедшим аттестацию и не соответствующим занимаемой должности.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей федеральных университетов и руководителей образовательных организаций, в случаях, установленных федеральными законами) проходят обязательную аттестацию.

Это значит, что проведение аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации является законодательно обусловленной необходимостью, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой образовательной организации.

А вот что касается действующих руководителей, то в Законе, в отличие от аттестации педагогических работников, не содержится никаких указаний на периодичность проведения их аттестации, а лишь фиксируется сам факт проведения аттестации, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

В соответствии с законом учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя, но и любую ее периодичность.

В том числе учредитель вправе вообще исключить периодическое проведение очередной аттестации, сохранив обязательность проведения внеочередной.

Основаниями для ее проведения могут быть:

— неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденные документально;

— неоднократные нарушения руководителем своей должностной инструкции, подтвержденные документально;

На практике, как показывает анализ нормативных актов регионального и муниципального уровней, в подавляющем большинстве случаев учредители устанавливают для руководителей периодичность прохождения очередной аттестации на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет (есть и такие, которые сокращают этот период до трех лет). Давайте попытаемся выяснить, насколько целесообразно проводить периодическую (очередную) аттестацию действующих руководителей.

В настоящее время имеет место тенденция заключения с руководителями срочных трудовых договоров сроком до пяти лет. Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.

При этом сам факт перезаключения с руководителем договора на следующий срок означает, что деятельность такого руководителя полностью устраивает учредителя. Иначе говоря, руководитель, с которым перезаключен договор, с точки зрения учредителя соответствует занимаемой должности.

Но тогда для чего нужна периодическая аттестации руководителей? Ведь если у учредителя возникают обоснованные сомнения в соответствии руководителя занимаемой должности, то он инициирует проведение внеочередной аттестации в порядке и в сроки им же установленные.

При таком подходе к организации процедуры аттестации учредителю придется организовывать и проводить аттестацию, только кандидатов на должность руководителя и внеплановую аттестацию действующих руководителей (п ример Положения об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций приведен в Приложении 1 к статье).

Что касается использования мотивационного потенциала аттестационной процедуры с целью стимулирования профессионального роста руководителей, его можно реализовать в форме добровольной аттестации на соответствие региональным (муниципальным) квалификационным уровням.

Такие уровни могут быть сформулированы на основании критериев эффективности деятельности в контексте перехода на эффективный контракт, но это, как говорится, другая история.

Приложение 1. Положение об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций.

К должностям руководителей образовательных организаций в целях применения настоящего Положения относятся должности, отнесенные к категории «Руководители» Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства Р. Ф. от 8 августа 2013 г. № 678).

1.3. Аттестация проводится на основе объективной оценки профессиональной деятельности руководителей и претендентов на должность с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации».

1.4. Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, объективность, недопустимость дискриминации.

1.5. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации подлежат обязательной аттестации перед назначением на должность.

1.6. Руководители образовательных организаций проходят обязательную (внеочередную) аттестацию при:

— неоднократных нарушениях ими действующего законодательства, подтвержденных документально;

— неоднократных нарушениях ими своей должностной инструкции, подтвержденных документально;

— отрицательной динамике результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами, подтвержденной документально;

— обоснованных, подтвердившихся жалобах обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации.

2. Аттестационная комиссия

2.1. Аттестация кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций осуществляется аттестационной комиссией в составе: председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, формируемой органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).

2.2. Председателем аттестационной комиссии является руководитель (уполномоченное им лицо) муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования.

2.3. В состав аттестационной комиссии включаются работники муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования, представитель муниципальной (региональной) организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, руководители образовательных организаций, а также представители научных, образовательных и иных организаций, приглашаемые председателем аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов. Персональный состав комиссии ежегодно утверждается распорядительным актом органа местного самоуправления (уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению председателя комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

2.4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения.

2.5. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности любого члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при аттестации конкретного аттестуемого, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае он не принимает участия в принятии решения по конкретному аттестуемому.

2.6. Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство ее деятельностью. В период его временного отсутствия руководство деятельностью комиссии осуществляет его заместитель.

2.7. Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается ее секретарь.

2.8. График заседаний аттестационной комиссии на каждый квартал утверждается председателем аттестационной комиссии.

2.9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от ее списочного состава.

2.10. Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Решение вступает в силу со дня его вынесения.

2.11. Продолжительность аттестации конкретного аттестуемого не может превышать 30 календарных дней.

2.12. В случае признания аттестуемого не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ на предусмотренных трудовым договором основаниях.

Расторжение трудового договора с руководителем организации по данному основанию возможно в том случае, если такое основание расторжения трудового договора в нем предусмотрено, если же нет, то расторгать трудовой договор следует в соответствии с частью 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

3. Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации

3.1. Основанием для проведения аттестации кандидатов с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» может быть:

— представление руководителя муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования;

— представление коллегиального органа управления образовательной организации;

— заявление кандидата.

3.2. В представлении в аттестационную комиссию должны содержаться следующие сведения о кандидате:

— фамилия, имя, отчество;

— информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов);

— мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации».

3.3. Заявление кандидата должно содержать следующие сведения о нем:

— фамилия, имя, отчество;

— место работы и занимаемая должность;

— наличие квалификационной категории по занимаемой должности;

— дата заключения трудового договора по занимаемой должности;

— уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов);

— информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов).

К заявлению кандидат прилагает либо программу выхода из кризисной ситуации в конкретной образовательной организации, либо программу развития образовательной организации с учетом особенностей ее образовательной деятельности (гимназия, школа с углубленным изучением конкретного предмета, школа, реализующая конкретную дополнительную предпрофессиональную программу, школа, реализующая инклюзивное образование и т. п.).

3.4. В процессе аттестации кандидат обязательно проходит квалификационные испытания по знанию действующего законодательства об образовании.

3.5. С датой, временем и местом проведения аттестации кандидат на должность руководителя должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под роспись не позднее чем за месяц до дня ее проведения.

3.6. Кандидат на должность руководителя должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации.

В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся необходимые изменения.

3.7. Непосредственно в процессе аттестации комиссия рассматривает сведения о кандидате на должность руководителя, содержащиеся в представлении (его заявлении), а также дает оценку соответствия кандидата должности «Руководитель образовательной организации».

Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением обязанностей руководителя образовательной организации.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющем управление в сфере образования.

3.8. По результатам аттестации кандидата аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

3.9. При неявке кандидата на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или в случае признания его не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» он может повторно пройти аттестацию на соответствие должности «Руководитель образовательной организации» не ранее чем через год после дня заседания аттестационной комиссии.

3.10. С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись.

3.11. На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого.

3.12. Кандидат, признанный по итогам аттестации соответствующим должности «Руководитель образовательной организации», может быть:

— назначен на должность руководителя;

— включен в резерв руководителей.

4. Аттестация руководителя образовательной организации

4.1. Решение о проведении аттестации руководителя образовательной организации принимается учредителем при наличии следующих оснований:

— неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденных документально;

— отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально;

— обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации.

4.2. Проведение аттестации руководителя образовательной организации осуществляется на основании представления в аттестационную комиссию его непосредственного руководителя.

4.3. Аттестации не подлежат следующие руководители:

— проработавшие в должности менее одного года;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

— отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием.

Аттестация руководителей, перечисленных подпунктами «в», «г» и «д» возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

4.4. В представлении должны содержаться следующие сведения о руководителе:

— фамилия, имя, отчество;

— место работы;

— дата заключения трудового договора и срок его действия (для срочного трудового договора);

— уровень образования и квалификация;

— информация о повышении квалификации (переподготовке);

— мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации»;

— причина, послужившая основанием для проведения аттестации.

4.5. С представлением руководитель образовательной организации должен быть ознакомлен непосредственным руководителем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением руководитель образовательной организации имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за последние три года, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении непосредственного руководителя.

При отказе руководителя образовательной организации от ознакомления с представлением составляется соответствующий акт, который подписывается непосредственным руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт.

4.6. Руководитель образовательной организации должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации.

В случае невозможности присутствия руководителя на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения.

При неявке руководителя на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

4.7. Аттестационная комиссия рассматривает сведения об аттестуемом, содержащиеся в представлении, его заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением, а также дает оценку его соответствия требованиям профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации».

Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением им своих должностных обязанностей.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющим управление в сфере образования.

4.8. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

— соответствует должности «Руководитель образовательной организации»;

— не соответствует должности «Руководитель образовательной организации».

4.9. С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись.

4.10. Результаты аттестации аттестуемый вправе обжаловать в суд в соответствии с законодательством РФ.

4.11. На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого.

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов . - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина . - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим -обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов . - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова . - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».

Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 1)

Исаак Иосифович, о процедуре аттестации на соответствие должности руководителя столичной школы говорилось на страницах газеты неоднократно. Как вы считаете, не утратила ли процедура аттестации свою актуальность?
- Процедура аттестации на должность руководителя ОО была актуальна и 200 лет назад, актуальна и сейчас. В уставе учебных заведений, «подведомственных университетам», принятом в 1804 г., в царствование Александра I, говорилось, что директор должен быть «сведущ в науках, мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников, был бы деятелен, благонамерен, любил порядок и добродетелен... Как хозяин гимназии должен смотреть как за учебой, так и за хозяйственной частью». Если внимательно прочитать эти строки устава, то мы, без сомнения, увидим, что в директоре гимназии ценились те же качества, которые важны и сегодня в руководителе ОО. Это умение управлять кадрами, ресурсами, процессами, результатами и умение управлять публичной информацией о своей школе, учителях, о результатах учеников.
Процедура аттестации на соответствие должности руководителя столичной школы - это многофункциональный инструмент, который в первую очередь стимулирует директоров школ к обеспечению достижения актуальных городу результатов. Например, аттестационная справка, с которой руководитель выходит на аттестацию, содержит не только показатели самой школы, но и оптимальные значения, на которые необходимо ориентироваться, чтобы гарантировать стабильное поступательное движение.
Показатели, внесенные в справку, актуальны не только для директоров, выходящих на аттестацию, но и для тех руководителей (и их заместителей), кто проводит постоянную самооценку своей работы и работы своего коллектива. Анализ реального состояния дел в образовательной организации с ориентиром на оптимальные значения позволяет прогнозировать и проектировать показатели качества образования в столичной школе.
Действующие руководители сами определили актуальность этого процесса. Буквально недавно один из успешно прошедших аттестацию руководителей на своей страничке в Фейсбуке написал, что работа над аттестационной справкой сама по себе ценна, ибо это хороший повод еще раз сверить свои «управленческие часы». Позиция обозначена, и я могу только согласиться с этим.
Мы зачастую очень тревожимся, когда нас оценивают, особенно когда не ясны критерии оценки или тот, кто оценивает, не является для нас авторитетом.
На сегодняшний день процедура аттестации директоров - это не формальная оценка, а открытая, абсолютно прозрачная, независимая оценка профессионалами своих коллег по заранее заданным измеряемым и значимым показателям, мотивирующим к совершенствованию и движению вперед. Городу нужны профессионалы, способные принимать ответственные решения, ориентирующиеся в информационном мире высоких технологий. В данном контексте процедура аттестации не единственная, но весьма эффективная система мотивации к достижению высоких результатов.
Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть. Однако аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - это одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы!

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 2)
- Татьяна Викторовна, вы председатель одного из составов Аттестационной комиссии. Ваше мнение: сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
- Считаю, что сегодняшняя аттестационная процедура актуальна. Главные принципы процедуры аттестации - открытость и прозрачность. В режиме реального времени можно увидеть процесс прохождения аттестации, само заседание транслируется в Интернет и потом хранится в архиве на сайте Департамента образования города Москвы. Голосование за того или иного кандидата не является решением одного человека, это коллегиальное решение членов аттестационных комиссий, опытных директоров, педагогической общественности.
- Как вы считаете: заместитель, аттестованный на соответствие должности руководителя, - это стимул для директора или мина замедленного действия?
- Это стимул для директора, так как директор чувствует себя спокойно и уверенно, когда может доверять своему заместителю. Успешно пройденная процедура аттестации гарантирует надежность заместителя при принятии управленческих решений в отсутствие директора школы. А для самого заместителя директора это стимул к профессиональному росту.
- Является ли столичная модель аттестации реальным карьерным трамплином для учителя либо другого педагогического работника или это не совсем так?
- Не думаю, что аттестация сама по себе является реальным карьерным трамплином. Составляющими карьерного роста являются профессионализм кандидата, система профессионального обучения и развития, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, комплекс «магистерских программ», программы формирования и поддержки кадрового резерва. А аттестация - это только один из этапов карьерного роста.

Виктор ФЕРТМАН, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 4)
- Виктор Александрович, вы председатель одного из составов Аттестационной комиссии. Ваше мнение: сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
- Сегодняшние процедуры актуальны сегодня. Аттестация не может себя исчерпать до тех пор, пока существует 273-ФЗ. Аттестация для руководителя, как лицензия на какой-либо вид деятельности: можешь/не можешь работать. Любое право надо подтверждать. Аттестация стимулирует руководителя любого уровня к постоянной рефлексии.
- Ваш состав аттестационной комиссии рассматривает заявления об аттестации заместителей руководителей. Как вы считаете, можно ли рассматривать аттестацию заместителей на соответствие должности руководителя как запас прочности для школы?
- Прочность школы зависит от прочности каждого члена команды, тем более от прочности ее лидеров. Прочно - значит профессионально.
Выражение «каков поп, таков и приход» и про школу тоже. Заместитель директора - его дублер, который в любой момент готов встать на место руководителя. Наличие у сильного руководителя слабых замов - знак беды.
- Как вы можете охарактеризовать общий управленческий уровень заместителей, выходящих на аттестацию?
- Уровень заместителей, как правило, зависит от позиции школы, колледжа в рейтинге и от его личных качеств. Но заметна тенденция: чем выше позиция образовательной организации в рейтинге, тем профессиональнее аттестуемый. И еще: нельзя бесконечно долго работать в одном месте заместителем директора. Перестаешь видеть, слышать и реагировать - личные внутренние связи, как гири, тянут и мешают движению.
Выходя на аттестацию, необходимо выбирать между лояльностью перед директором и будущим школы, своим будущим. Надо видеть проблемы и перспективы.
- Ну и традиционно: что бы вы изменили в системе аттестации руководящих кадров столичных школ?
- Сегодня я вижу проблему в самих аттестационных комиссиях. В вопросах очень много личного, неконкретного. Нам надо научиться задавать самые важные вопросы, анализировать ответы. Выносить решения бесстрастно. Не обращать внимания на «впечатление».

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заместитель председателя Аттестационной комиссии
- Марина Алексеевна, вы бессменный член Аттестационной комиссии, что, собственно говоря, является обязательным в рамках выполнения требований ТК РФ. Как вы считаете, сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
- Действительно, в течение последних шести лет я являюсь заместителем председателя городских аттестационных комиссий по присвоению педагогическим работникам квалификационных категорий и комиссии по аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций.
Я считаю, что аттестация кадров совсем не потеряла своей актуальности. Это нормальная процедура оценки соответствия квалификации работника, руководителя занимаемой должности, так же как и потенциала кандидатов на занятие в перспективе должности директора образовательной организации. Более того, мне кажется, что за эти годы именно благодаря аттестации, тестированию и «публичной защите» директора московских школ, а теперь и их заместители значительно нарастили свой управленческий потенциал, стали руководителями иной формации. Особенно этому способствовали процедуры аттестации и их динамическое изменение, открытость, включение в состав аттестационной комиссии не чиновников от образования, а директоров лучших московских школ и представителей разных общественных организаций.
- Сегодня аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации - это обязательная процедура не только для директора. Заместители руководителей не остались в стороне. Первоначально, в 2015 году, это была пробная процедура, сейчас это норма для всей административной команды образовательной организации. Как вы считаете, не усложнило ли это ситуацию в педагогических коллективах, где заместители становятся конкурентами руководителям?
- Если рассматривать аттестацию как возможность подтверждения высокого уровня квалификации, то да. Это очень мощная форма профессионального развития.
Однако реально трамплином для карьерного роста может и должна являться целая система, обеспечивающая такое продвижение: переподготовка или получение дополнительного образования по управлению образовательной организацией, менеджменту в сфере образования, стажировка и даже тестирование на определение психологической готовности к занятию должности руководителя.
На мой взгляд, без такого комплексного подхода очень велика вероятность ошибки и со стороны самого искателя карьеры, и со стороны учредителя. А страдать потом придется школе.
Кстати, мы как профсоюз заинтересованы в том, чтобы наши председатели первичных профсоюзных организаций (а это в основном учителя) тоже пробовали свои силы в аттестации. И мы рады тому, что за последнее время ряд наших коллег успешно прошли аттестацию в качестве кандидатов на должность руководителя образовательной организации.
Я думаю, что в тех школах, где есть команда, прохождение аттестации заместителями директора не является угрозой расслоения коллектива, возникновения конфликтов, а, наоборот, дает дополнительный ресурс для развития управленческих компетенций и развития школы.
- Как вы думаете, срок аттестации на 2 года (с 20 июня 2017 г. на 3 года) не мало ли? А на 5 лет - не много ли?
- Не мало и не много. За два года можно сделать очень много. Поправить что надо, пересмотреть программу, оправдать кредит доверия. Мне кажется, что и два, и пять лет - это очень высокий результат полученного статуса московского директора. Только аттестация на пять лет - это уже опыт мастера, а не индульгенция на «чуть подольше». Пройденная аттестация должна вызывать не облегчение, что все закончилось, а гордость за достигнутое и предвкушение нового этапа.
- Ротация управленческих кадров - это хорошо или плохо?
- Во многих странах существует ротация руководящих кадров образовательных организаций. Например, в Сингапуре это происходит примерно каждые шесть лет. Да и вообще давно выдвинуто предположение, что полезно менять место работы каждые пять лет. Но, думаю, что ротация вряд ли является универсальным импульсом к ускорению развития организации. Думаю, что надо исходить из анализа динамики развития школы. Зачем же останавливать на скаку резвого коня?
- Что бы вы изменили в системе аттестации руководящих кадров столичных школ?
- А вы знаете, пожалуй, ничего. Я считаю, что в Москве аттестация проходит по-настоящему, достойно и с уважением к должности руководителя.

Знаете ли вы, что...

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были аттестованы на соответствие должности руководителя 529 директоров, из них сроком на 5 лет - 256 человек, сроком на 2 года - 273 человека.
Аттестацию на соответствие должности руководителя прошли руководители и заместители руководителей центральных городских учреждений, а также подавляющее большинство работников Департамента образования города Москвы.
Аттестация заместителей директоров школ стала нормой, обеспечивающей стабильность работы административных команд. В 37 процентах образовательных организаций города Москвы на соответствие должности руководителя аттестованы все заместители директора, в 56 процентах образовательных организаций члены команды заместителей руководителя аттестованы частично.

Аттестован на соответствие
Что дальше?

Согласно Положению о порядке и сроках проведения аттестации (приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 г. №1014) на соответствие должности руководителя образовательной организации аттестации подлежат руководители и кандидаты на должности руководителей, в том числе заместители руководителя как исполняющие полномочия руководителя образовательной организации в период его отсутствия.

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации 2242 кандидата, из них:
заместителей руководителей - 1646 человек;
педагогических работников - 222 человека;
учителей - 138 человек;
методистов - 55 человек;
учителей-логопедов/дефектологов - 5 человек;
педагогов психологов - 2 человека;
педагогов-организаторов - 22 человека;
других работников - 374 человека.
Аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации является одним из условий назначения на должность директора школы. Так, в 2016-2017 учебном году были аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации 740 кандидатов, из них назначены руководителями 33 человека. В частности, из 596 аттестованных членов административных команд школ назначены директорами школ 25 человек, из 108 аттестованных педагогических работников назначены руководителями 8 человек. Из назначенных руководителями 67 процентов женщины и 33 процента мужчины. В возрасте до 30 лет - 12 процентов, от 31 до 45 лет - 31 процент, от 46 до 55 лет - 36 процентов, старше 55 лет - 21 процент.

Решение «не соответствует должности руководителя»
Приговор или точка роста?

Согласно Положению о порядке и сроках аттестации (приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 г. №1014) аттестация руководителей и кандидатов на должности руководителей проводится в два этапа: прохождение квалификационных испытаний и собеседование с аттестационной комиссией. В случае если все попытки тестирования, предусмотренные Порядком аттестации, пройдены ниже установленного уровня, то первый этап аттестации считается завершенным, ко второму этапу руководитель не допускается и признается не соответствующим занимаемой должности

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были не аттестованы на соответствие занимаемой должности 98 руководителей, из них не прошли I этап аттестации (тестирование) 56 человек, не прошли II этап аттестации (собеседование с Аттестационной комиссией) 42 человека