Трудовые отношения

Оборонное производство. Военно-промышленный комплекс (ВПК) как особый элемент макроэкономики Оборонная отрасль

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы оборонно-промышленного комплекса (ОПК). История развития ОПК на Алтае, его понятия и структура. Состояние и перспективы эффективного развития, причины гибели оборонно-промышленных предприятий. Направления по выходу из кризиса и стабилизации.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Теоретические аспекты изучения оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Законодательные основы и структура органов управления ОПК РФ. Характеристика предприятий ОПК Хабаровского края. Анализ задач обеспечения национальной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие и сущность военно-промышленного комплекса России, география и факторы размещения отраслей, современная конверсия. Формирование новых военно-промышленных компаний и факторы, благоприятствующие данному процессу на сегодня, направления развития.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2012

    Теоретические основы торговли вооружениями и военной техникой, факторы и предпосылки развития данной сферы деятельности на сегодня, нормативно-правовое регулирование. Направления совершенствования экспортной деятельности оборонно-промышленного комплекса.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Сравнительный анализ функционирования военно-промышленного комплекса Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Структура военной экономики и ее связь с национальной. Расходы на оборону. Мировой портфель экспортных заказов 2005-2012 годов.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2016

    Теоретические основы военно-промышленного комплекса РФ. География и факторы размещения отраслей ВПК. Конверсия ВПК в 90-е годы и современная конверсия. Формирование новых военно-промышленных компаний. Внешнеэкономические связи и перспективы развития ВПК.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2012

    Крупнейшие авиастроительные предприятия России. Развитие ракетно-космической промышленности. Артиллерийско-стрелковое вооружение как важная отрасль военно-промышленного комплекса. Производство бронетанковой техники, ядерного и стрелкового оружия.

    Промышленная политика в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации (далее — ОПК) осуществляется в соответствии с целями, задачами и приоритетными направлениями государственной политики в области развития ОПК, утверждаемой Президентом Российской Федерации на десятилетний период и дальнейшую перспективу, и законодательством Российской Федерации в области обороны.

    Одной из основных задач в области стимулирования и поддержки инновационного развития ОПК, реализации его конкурентных преимуществ, продвижения технологий и промышленной продукции на рынки высокотехнологичных товаров и услуг является диверсификация производства путем использования технологий двойного назначения, наращивания объемов производства продукции гражданского назначения и расширения номенклатуры. Поручением Президента России от 05.12.2016 г. № Пр-2346 установлена доля продукции гражданского назначения и продукции двойного назначения от общего объема продукции оборонно-промышленного комплекса, которая должна вырасти до 30 % к 2025 году и до 50 % к 2030 году.

    Сегодня крайне важно сформировать государственный спрос на гражданскую продукцию ОПК и разработать расширенный перечень продукции, необходимой для реализации национальных проектов. Первым шагом в этом направлении является установление ключевых показателей эффективности: рост доли закупаемой у оборонных предприятий продукции — для крупных госкомпаний, рост доли выпуска гражданских товаров — для оборонных организаций.

    Под так называемым гражданским рынком закупок мы предлагаем понимать в данном случае особые формы и методы поставки товаров, оказывания работ и услуг за исключением государственного оборонного заказа (ГОЗ).

    В рамках национальных проектов приоритетными рыночными нишами для организаций ОПК сегодня являются: медицина, транспортное маши-
    ностроение, радиоэлектроника, строительно-дорожная техника, энергетическое машиностроение и другие. Емкость данных рынков в части компетенций организаций ОПК сейчас оценивается в размере 1,2 трлн руб.

    Кроме национальных проектов, сегодня уже действует ряд нормативных правовых мер, стимулирующих закупку гражданской продукции у российских оборонных организаций:
    . запрет на иностранные товары и услуги для нужд обороны страны и безопасности государства (ПП РФ № 9);
    . ограничения и условия допуска отдельных видов иностранной радиоэлектронной продукции (ПП РФ № 968);
    . запрет на допуск продукции станкоинструментальной промышленности для нужд обороны страны (ПП РФ № 239);
    . ограничение допуска иностранного оружия, боеприпасов и их деталей (ПП РФ № 1119);
    . запрет на закупку мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ
    № 1072);
    . ограничения и условия допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ № 1289);
    . запрет на иностранные товары легкой промышленности (ПП РФ № 791);
    . ограничения и условия доступа стентов для коронарных артерий, а также катетеров (ПП РФ № 1469);
    . запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ № 656);
    . ограничения и условия допуска отдельных видов иностранных медицинских изделий (ПП РФ № 102);
    . запрет на допуск иностранного программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ № 1236).

    Вместе с тем в рамках диверсификации перед организациями стоит ряд трудностей, связанных с выходом на новые внутрироссийские рынки гражданской продукции. Организации ОПК осуществляют хозяйственную деятельность, прежде всего, в интересах обеспечения
    обороны и безопасности государства в рамках государственного оборонного заказа (далее —ГОЗ). На производство продукции, поставляемой по ГОЗ, установлена фиксированная рентабельность, на часть оборонной продукции распространяется государственное регулиро-
    вание цен, что негативно отражается на результатах финансово-экономической деятельности организаций. Следствием государственного регулирования в сфере ГОЗ становится недостаток у оборонных предприятий инвестиционных ресурсов, которые бы могли быть направлены на разработку и производство новой продукции гражданского назначения.

    В целях снижения барьеров входа на рынки продукции предлагается обеспечить возможность установления для организаций ОПК дополнительных преимуществ при участии в процессе закупок продукции гражданского назначения. Мы считаем, что в целях адаптации оборонной промышленности к функционированию в рыночных условиях — необходимо обеспечить преференциальный режим при поставках продукции (работ, услуг) организаций ОПК для государственных и муниципальных нужд.

    Возможность установления преференций (национальный режим и особенности его обеспечения) закреплена в пункте 30 Протокола о порядке регулирования закупок Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

    В Российской Федерации данный режим реализован ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…», согласно которой федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливает
    условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет.

    Во исполнение данной нормы закона приказом Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н определены данные условия и утвержден Перечень товаров, рассмотрение и оценка заявок которых происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

    Целесообразно расширить данный перечень, включив в него основную продукцию гражданского назначения, выпускаемую организациями ОПК. По нашим оценкам, это позволит включить в него не менее 85 новых категорий (по кодам ОКПД 2) из числа номенклатуры продукции, производимой организациями ОПК.

    Предложенный подход позволит организациям ОПК, продукция гражданского назначения которых, как правило, имеет высокую себестоимость, в том числе и за счет специфики оборонных производств, на равных конкурировать по данному параметру с остальными поставщиками.

    Переходный период, обеспеченный преференциальным режимом, будет использован организациями ОПК для перестройки системы управления предприятиями, в том числе обучения персонала маркетинговым основам (определение перспективных компетенций и рынков сбыта), разработки и вывода на рынок конкурентоспособной продукции гражданского назначения, технического и технологического перевооружения предприятий.

    Реализация преференциального подхода будет способствовать устойчивому развитию процессов диверсификации ОПК, росту деловой активности как промышленных предприятий, так и высокотехнологичных наукоемких компаний малого и среднего бизнеса.

    КЛАСТЕРНЫЕ ЗАКУПКИ

    Реализация мероприятий, связанных с использованием технологий двойного назначения и расширением номенклатуры соответствующей продукции — одна из основных общесистемных задач в рамках диверсификации ОПК. В дополнение к преференциальному подходу, перспективным механизмом, который при его системной реализации может обеспечить дополнительный прирост гражданской продукции ОПК, может стать развитие кластерного взаимодействия оборонных организаций и инновационных компаний на принципах партнерства.

    Можно отметить определенные позитивные итоги реализации программ господдержки инновационно-территориальных и промышленных кластеров. Минпромторг России развивает 43 промышленных кластера, а Минэкономразвития России — 27 инновационно-территориальных кластеров, в том числе 12 суперкластеров мирового уровня.

    Уже сегодня кластеры стали важным драйвером социально-экономического и промышленного развития регионов: создаются новые высокопроизводительные рабочие места, растет налогооблагаемая база. Механизм стал широко востребован представителями как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Сегодня в одних только промышленных кластерах задействовано более 600 организаций с годовым объемом выпускаемой продукции более 1 трлн рублей. Вложенные государством средства показали высокую эффективность, в том числе, в рамках реализации программ импортозамещения и создания отечественной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

    Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность «командной игры» госкомпании со своими поставщиками в целях развития поставщиков до того уровня, на котором поставляют качественную продукцию по выгодной цене.

    Сегодня в коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации действует специальная Межведомственная рабочая группа по научно-промышленному кластеру двойного назначения. Научно-промышленный кластер двойного назначения — это особая форма кластерной кооперации, основанная на принципах государственно-частного партнерства с участием организаций ОПК и являющаяся интегратором регионального научно-промышленного комплекса.

    Цель научно-промышленных кластеров двойного назначения — обеспечить сохранение необходимой инфраструктуры, промышленного оборудования, кадров технологических и научных заделов для быстрого переключения между режимами диверсификации и мобилизации экономики предприятий ОПК и запустить процессы реиндустриализации региональной экономики в целом.

    Специфика реализации кластерных механизмов в ОПК во многом связана со следующими аспектами:

    Ядро кластера часто составляют предприятия с госучастием, что ограничивает пространство рыночного маневра: организации ОПК вынуждены руководствоваться не только требованиями рынка, но и установленными задачами (задания гособоронзаказа, сохранение моб-мощностей);
    . необходимость в особых компетенциях организации, которая претендует на роль ядра кластера сферы ОПК и обеспечения его профессиональными кадрами (вузы, научные центры и т. д.);
    . потребность в научно-образовательных и инжиниринговых центрах, способных осуществлять трансфер технологий в области диверсификации ОПК с соответствующими допусками к информации;
    . необходимость разработки специальных механизмов трансфера технологий двойного назначения, связанных с ценообразованием, амортизацией оборудования, экспортно-импортными операциями и др.;
    . осуществление научно-технической экспертизы и трансфера технологий при соблюдении порядка работы с информацией ограниченного использования.

    Одной из возможных схем формирования научнопромышленных кластеров двойного назначения на современном этапе может стать интеграция инновационно-территориальных и промышленных кластеров при участии заинтересованных организаций ОПК и специальных центров компетенции в регионах присутствия (см. рисунок). Кластерный подход открывает перед организациями ОПК значительные перспективы, прежде всего связанные с притоком новых идей и частных инвестиций в исследования и разработки, трансфер технологий и внедрение инноваций, выход на новые рынки сбыта в стране и за рубежом. Вовлечение резидентов научно-промышленных кластеров, с одной стороны, позволит оборонным организациям сохранить стратегический контроль поставщиков разных уровней кооперации и перевести часть рисков привлечения субъектов МСП на государственные научные организации. С другой стороны, механизм кластерных закупок может обеспечить дополнительный платежеспособный спрос со стороны государства на высокотехнологичную продукцию, работы и услуги, а также создаст дополнительные высокотехнологичные рабочие места на базе привлекаемых субъектов МСП. Именно этому вопросу — взаимосвязи диверсификации предприятий ОПК и социально-экономического развития в регионах их присутствия — было посвящено очередное заседание Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения, которое состоялось 22 апреля 2019 года под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии
    Российской Федерации О. И. Бочкарева на тему: «О кластере двойного назначения как эффективном механизме диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса и реиндустриализации региональной экономики Российской Федерации». В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минприроды России и Минстроя России; директора ведущих научно-исследовательских организаций и предприятий ОПК, представители нескольких банковских структур и институтов развития, а также промышленных регионов России — Московской области, города Санкт-Петербурга, Красноярского края и Новосибирской области.

    Участники заседания признали важность согласованной межведомственной работы над созданием организационно-правовых механизмов обеспечения деятельности по формированию научно-промышленных кластеров двойного назначения для того, чтобы процесс диверсификации ОПК стал мощным драйвером общего социально-экономического развития.

    Одним из механизмов для развития научнопромышленных кластеров двойного назначния и запуска процессов реиндустриализации региональной экономики, то есть развития новых высокотехнологичных производств, замещающих прежние или способствующих их переводу на новую технологическую базу, участники предлагают рассматривать также офсетный контракт, который позволяет заказчику стимулировать вложение инвестиций в новые производства или модернизацию существующих мощностей.

    ОФСЕТНЫЙ КОНТРАКТ

    Офсетный контракт позволяет заказчику в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 44-ФЗ заключить государственный (муниципальный) контракт на территории региона с поставщиком товара, который наладил соответствующее производство товара в рамках офсетного контракта. Иными словами, за вложение инвестиций в производство региона инвестору предоставляются гарантии сбыта производимой продукции государственному или муниципальному заказчику. Особенности офсетного контракта:

    1. Срок действия офсетного контракта ограничен 10 годами.

    2. Минимальный объем инвестиций должен составлять 1 миллиард рублей.

    3. Офсетный контракт предусматривает максимальный срок, в течение которого осуществляются создание или модернизация и (или) освоение производства. Реализация мероприятий в указанный срок позволяет инвестору-поставщику заключить государственные (муниципальные) контракты на территории региона.

    4. В офсетном контракте указывается орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается, а также порядок определения
    цены контракта.

    Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 г. № 1441 в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 44-ФЗ порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара — юридическим лицом в соответствии со статьей 111.4 указанного Федерального закона, а так-же к порядку определения цены такого контракта»
    устанавливает к начальной (максимальной) цене контракта следующие требования:
    . если в отношении товара осуществляется тарифное регулирование, то предельная цена устанавливается с учетом правовых актов о таком регулировании и не может превышать цену, определенную в соответствии с ними;
    . в иных случаях цена определяется с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а если товар реализуется на биржевых торгах, то не может превышать сформированную на них цену.

    Цена контракта на поставку товара определяется исходя из предельной цены единицы товара и количества (объема) закупаемого товара.

    5. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий
    встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации» поставщиком-инвестором предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств в размере от 2 до 5 % объема инвестиций. Государственный контракт может предусматривать выплату аванса, которая, в свою очередь, может быть обусловлена предоставлением поставщиком-инвестором обеспечения в размере аванса. Указанное обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения, описанного выше и касающегося инвестиционных обязательств.

    Первый офсетный контракт был заключен в Москве в 2017 г. с компанией «Биокад», сумма контракта — 14 млрд руб.

    В рамках состоявшегося заседания Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения представителями Проектного офиса Минпромторга России было предложено обеспечить возможность заключения офсетных контрактов не только на региональном, но и на межрегиональном и федеральном уровнях, расширить срок действия контрактов при реализации экспортоориентированных проектов, снизить минимальный уровень инвестиций в экспортоориентированные проекты и установить фиксированные обязательства по осуществлению заказчиком закупки для обеспечения федеральных нужд. Данные меры, по мнению участников заседания, позволят сделать инвестиционно более привлекательными вложения в отечественное промышленное производство, расширить перечень продукции российского производства, в том числе на базе научно-промышленных кластеров с участием организаций ОПК.

    В результате, согласно Протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарева № БО-П22-прВПК «Институту государственно-частного планирования совместно с Минобороны России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минстроем России, Минприроды России, Госкорпорацией «Роскосмос», Госкорпорацией «Внешэкономбанк», Фондом перспективных исследований, ФГУП «ВНИИ "Центр"», ФГБУ НИИ «Восход», ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» было поручено:
    - продолжить разработку организационно-правовой основы для интенсификации процессов диверсификации организаций ОПК путем создания научно-промышленных кластеров двойного назначения, включая создание Центра компетенций по кластерам двойного назначения на базе Военного инновационного технополиса «ЭРА»
    - оценить кластерный потенциал существующих региональных консорциумов предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назна- чения, в том числе, с участием организаций ОПК, выявить организацию-лидера кооперационного процесса, с целью распространения положительного опыта;
    - подготовить предложения по корректировке методических указаний по формированию Программ инновационного развития (ПИР) путем включения в них требований о первоочередном и систематическом отборе интеллектуальных результатов НИОКР, созданных при выполнении государственных программ (ФЦП) и ГОЗ; ввода с 2019 г. системы экспертных заключений по оценке результативности ПИРов в части реализации в ПИРах интеллектуальных результатов НИОКР;
    - разработать и применить на базе создаваемых научно-промышленных кластеров двойного назначения единый сквозной цикл научно-технологического развития, обеспеченный необходимыми и достаточными мерами государственной поддержки, с целью расширения перечня передовых технологий, имеющих критическое значение для стратегических отраслей промышленности, а также в целях «реализации совместного проекта участников промышленных кластеров по запуску производства компонентной базы с учетом необходимости достижения показателей прироста поставок указанной промышленной продукции предприятиям, расположенным на территории России» (согласно протоколу совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака от 31.01.2019 г. № ДК-П9-18пр);
    - подготовить предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ № О промышленной политике в Российской Федерации».

    Институту государственно-частного планирования совместно с Минэкономразвития России подготовить рекомендации для руководителей регионов по мерам и комплексным показателям эффективности поддержки производственных программ предприятий путем формирования гарантированного регионального заказа».

    Журнал "Госзаказ: управление, размещение, обеспечение" № 56

    Авторы Статьи:

    Антипина Елена Александровна- руководитель Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения коллегии Военнопромышленной комиссии Российской Федерации, генеральный директор Института государственно-частного планирования.

    Журенков Денис Александрович- начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП «ВНИИ «Центр» (Минпромторг России)

    Шелоумов Михаил Александрович- к.ю.н, руководитель направления методологии государственных и корпоративных закупок ООО «Электронная торговая площадка «ГПБ»

    Актуальные торги

    Наименование и номер

    Заказчик

    Прием заявок

    Цена, руб.

    Другие новости

    Отменены приказы об утверждении типовых контрактов на проектные работы и строительство капитальных объектов

    Диверсификация ОПК и реализация нацпроектов - чего ждать от предстоящего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»?

    Состоялся восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

    Восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

    ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК РАБОТ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА С ПРИМЕНЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЯ IPM

    Обучающий семинар в Ульяновске - Профессионализм заказчиков как фактор эффективности контрактной системы в сфере закупок

    Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

    Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

    Военно-промышленный комплекс (сокращенно ВПК) – это часть промышленности государства, которая занимается производством военной техники и направленна на НИОКР в оборонном секторе. Становление ВПК происходило во второй половине XX в. Основными предпосылками его формирования являлись рост масштабов военных действий и расширение вооруженных сил.

    На тот период лучшие результаты демонстрировали ВПК Советского Союза, Америки, Великобритании, Италии и Организаций Варшавского договора (ОВД).

    В связи с переходом от сражений к мирному политическому диалогу между враждующими сторонами, а затем расколом СССР и ОВД, количество выпускаемого оружия и вооруженных сил сократились практически в три раза. Так, с 90х годов ВПК России закрепился на достаточном уровне для безопасности государства в целом, заметных падений и взлетов не отмечалось. В начале 2000 года в его состав входили более двух тысяч предприятий, однако не было точного понимания что такое ВПК. Сегодня в состав управляющей комиссии входит 18 человек во главе с Президентом Российской Федерации — Путиным В.В. Кроме того, при комиссии функционируют научно-технический совет ВПК (лидер - Михайлов Ю.М.) и коллегия ВПК (глава — Рогозин Д. О, управляющий аппаратом коллегии - Боровков И. В.).

    Специфика военно-промышленного комплекса

    Отличительные особенности ВПК:

    • заказчиком всегда выступает государство;
    • нестандартные требования (технологичность, капиталоемкость, долгосрочность) к качеству и техническим свойствам оружия и военной техники;
    • конфиденциальность инновационных проектов;
    • невозможность выхода предприятий на внешний рынок;
    • высокий профессионализм руководителей ВПК России;
    • производители напрямую зависят друг от друга;
    • необходимость большого запаса материальных и трудовых ресурсов;
    • огромные масштабы оборонных предприятий.

    Уровень развития военно-промышленного комплекса России играет ключевую роль в поддержании безопасности всей страны, во многом отвечает за техническое перевооружение основных сегментов экономики (медицина, транспорт, образование, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), социальное обеспечение и др.), выступает признаком политической устойчивости.

    По какому принципу размещаются предприятия ВПК

    К военно-промышленному комплексу относятся предприятия, которые занимаются изготовлением и разработкой необходимой техники для успешной атаки, боеприпасов, огнестрельного и химического оружия.

    Местоположение предприятия определяется на основе следующих факторов:

    1. безопасность;
    2. удобная логистическая развязка;
    3. наличие квалифицированных специалистов и запасов материальных ресурсов;
    4. город в котором базируется предприятие должно быть закрытого типа;
    5. возможность создания дублирующего производства.

    Главный принцип - безопасность размещения производящего предприятия ВПК, учитывая время полета иностранных ракет и авиации, поэтому предприятия и главные центры располагаются в отдаленных районах России (Сибирь или Урал).

    Отрасли военно-промышленного комплекса:

    1. изготовление боеприпасов. Для этих целей завод размещают в Центральном и Западном районах России;
    2. стрелковая промышленность (Ижевск, Волгоград, Климов, Нижний Новгород, Ковровск);
    3. ядерное производство, включая добычу и переработку урановой руды (Зеленогорск, Озерск и др.). Утилизируют ядерные отходы в Снежинске;
    4. космическая промышленность (запуск и изготовление ракет в Москве, Самаре, Омске, Железногорске, Красноярске);
    5. изготовление деталей военных самолетов и их сбор (Казань, Москва, Иркутск, Таганрог, Саратов и прочие города);
    6. танковая промышленность (Волгоград, Арзамас);
    7. военное судостроение (Комсомольск-на-Амуре и прочие закрытые города).

    Всего в состав комплекса включается более тысячи предприятий по всей России, каждое из которых отличается особой секретностью. К ВПК относят заводы, научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и испытательные полигоны.

    Государственные агенты России

    На 2020 год в структуру ВПК России входят пять государственных агентов:

    • РАСУ. Функционирует в области электронной промышленности (радиопромышленность и другие средства связи);
    • РАВ. Ведет работу в промышленности вооружений;
    • «Россудостроение». Занимается военными суднами;
    • РАКА. Предприятие, связанное с авиационной промышленностью;
    • «Росбоеприпасы». Специализированное агентство, которое занимается производством боеприпасов и химического оружия.

    Каждое из функционирующих агентств включено в состав правительства и курирует оборонные отрасли.

    За счет чего возрождается ВПК Российской Федерации и какие перспективы развития?

    После нескольких лет совершенствования и реструктуризации производственного процесса Россия начала демонстрировать положительные результаты и принимать активное участие во внедрении инновационных проектов. Обновление ВПК РФ проходит на базе крупнейшей корпорации государства в области изготовления и реализации военной техники и оружия — Ростеха. Сегодня корпорация включает более 660 мелких предприятий по всей Российской Федерации, в которых заняты почти полмиллиона человек. Большинство политических обозревателей расценивают такой поступок как копирование индустриальной модели развития СССР. Если проанализировать более углубленно, то можно проследить, что Российское правительство придерживается смешанной позиции - централизованный вид планирования и становление рыночных отношений. После того, как Ростех вошел в топ-10 крупнейших предприятий в мире, глава службы коммуникации Бровко В. с уверенностью заявил, что в планах к 2035 год крепко закрепится на пятой позиции. Помимо этого, госкорпорация нацелена на более тесное партнерство со странами Латинской Америки (сегодня 16% экспорта приходится именно в этот регион).

    Восстановление российского ВПК основывается на опыте 90-х. Основная цель комплекса состоит в достижении независимости от импорта. Для этого компании Ростеха зависят друг от друга за счет расширения производства.

    Проблемы ВПК в России и США

    Не секрет, что экономикой США владеют акулы бизнеса. В связи с этим возникает вопрос: почему в Штатах так много денег инвертируется в ВПК? Экономическая ситуация оставляет желать лучшего, так как государственный долг растет в геометрической прогрессии. Как известно, военная промышленность не приносит доходов, а из-за расходов на ее содержание остается меньше средств на развитие инфраструктуры, образования и других сегментов экономики. Стоит упомянуть, что ВПК США — наиболее крупный работодатель в мире (более 3‐х миллионов сотрудников). В свою очередь основная проблема ВПК России — система ценообразования не стимулирует сотрудников предприятия к увеличению производительности. Эффективность производства невыгодно повышать, так как большая часть прибыли идет в государственный бюджет, поэтому нормирование и регулирование средних зарплат не приносит ожидаемых результатов.

    Итог

    Военно-промышленный комплекс способствует развитию многих отраслей промышленности (авиационной, электронной, космической, научной и даже банковского сектора). В России активно интегрируют фундаментальное и практическое направление инноваций в рамках эффективной деятельности военных организаций. За счет этого ВПК полноценно функционирует и успешно развивается. Помимо этого, прилагаются усилия, чтобы ВПК выпускало идеальную продукцию, которая оправдывает инвестиционные ожидания. Очевидно, что при такой сложившейся ситуации ВПК перспектива на прекрасное будущее и успешное настоящее несомненно существует. Правительство непрерывно проводит реорганизацией работы для того, чтобы оборонные предприятия могли максимально качественно и эффективно функционировать.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Стокгольмский институт исследований проблем мира (СИПРИ) опубликовал доклад о ситуации в области производства и продажи оружия в мире. Одиннадцать российских компаний вошли в список 100 ведущих мировых производителей вооружений за 2014 г.

    "РТИ Системы"

    Место в рейтинге : 91

    Продажи оружия, 2014 г. : $840 млн

    ОАО "Концерн "РТИ Системы" — российская машиностроительная компания. Осуществляет научно-техническую и производственную деятельность в таких отраслях, как радиостроение и ракетная техника, комплексные системы связи и безопасности, приводная техника.

    Создана в 2000 г. финансовой корпорацией "Система" на базе двух ведущих российских радиотехнических институтов — РТИ и НИИДАР — с целью "построить из института бизнес". Штаб-квартира компании расположена в Москве.

    Предприятия концерна выпускают радиотехническую продукцию, аэрокосмические и наземные системы управления и связи, двигатели, низковольтную аппаратуру и др.

    В числе направлений деятельности — создание информационных средств ракетно-космической обороны, организация технической эксплуатации систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны, механотроника.

    Среди продукции, выпускаемой компаниями концерна, беспилотные летательные аппараты: "Кайра", "Авиус-1", "Вяхирь", "Форпост", на базе самолета Diamond DA42, радиофотонные РЛС терагерцового диапазона и т. д.

    "Уралвагонзавод"

    Место в рейтинге : 61

    Продажи оружия, 2014 г: $1 450 млн

    АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.

    Головное предприятие — завод "Уралвагонзавод", расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.

    Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции.

    Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.

    Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».

    АО "Концерн Радиоэлектронные технологии"


    Место в рейтинге : 45

    Продажи оружия, 2014 г .: $2 240 млн

    АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) входит в состав Государственной корпорации "Ростехнологии" (Ростех).

    Сегодня КРЭТ объединяет 97 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.

    Предприятия Концерна расположены по всей территории России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, а общая численность их сотрудников составляет около 50 тыс. человек.

    В настоящее время КРЭТ выпускает широкую линейку продуктов, которые можно разделить на следующие сегменты: системы и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО); средства радиоэлектронной борьбы и разведки (РЭБ); радиолокационные станции (РЛС); системы и средства государственного опознавания (ГО); измерительная аппаратура различного назначения (ИА); разъемы, электрические соединители и кабельная продукция (СК).

    НПО "Высокоточные комплексы"


    Место в рейтинге : 39

    Продажи оружия, 2014 г .: $2 350 млн

    Холдинг АО "НПО "Высокоточные комплексы" образован в 2009 г. с целью консолидации научно-технического потенциала группы профильных предприятий для создания, на основе инноваций и технологической модернизации существующей производственной базы, перспективных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий. Входит в состав гоcкорпорации "Ростех".

    В холдинг АО "НПО «Высокоточные комплексы" входят 19 предприятий, численность персонала более 45 тыс. человек.

    Основная сфера деятельности предприятий - разработка, производство, модернизация, ремонт и реализация вооружения, военной и специальной техники по нескольким направлениям:

    . оперативно-тактические ракетные комплексы, зенитные ракетные, включая переносные, ракетно-пушечные и ракетно-артиллерийские комплексы ближнего действия и малой дальности для Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота ("Искандер-М", "Панцирь С-1", "Игла-С");

    . противотанковые ракетные комплексы и комплексы штурмового вооружения ("Корнет", "Хризантема", "Конкурс" и т. д.);

    . комплексы управляемого артиллерийского вооружения ("Краснополь", "Китолов");

    . комплексы вооружения бронетанковой техники, боевые отделения легкобронированной техники ("Бережок", "Бахча", комплексы активной защиты "Арена", "Дрозд");

    . аппаратура информационного обеспечения и другие образцы ВВСТ.

    Объединенная двигателестроительная корпорация


    Место в рейтинге : 38

    Продажи оружия, 2014 г .: $2 600 млн

    АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, газотурбинные установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты.

    Объединенная двигателестроительная корпорация является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации "Оборонпром", входящей в государственную корпорация "Ростех".

    АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" осуществляет разработку, производств и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей.

    Деятельность корпорации на данный момент сосредоточена в следующих ключевых бизнес-направлениях: двигатели для военной авиации, двигатели наземного применения, вертолетные двигатели, двигатели для гражданской авиации, ракетные двигатели, короткоресурсные газотурбинные двигатели, морские газотурбинные двигатели.

    ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"


    Место в рейтинге : 34

    Продажи оружия, 2014 г. : $2 810 млн

    ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) — российская компания, один из крупнейших производителей вооружений. Штаб-квартира компании расположена в городе Королёве (Московская область).

    Стратегической целью создания объединения стало сохранение и развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение обороноспособности государства, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, усиления позиций России на мировом рынке вооружений.

    Корпорация - признанный лидер в разработке и производстве высокоточного оружия, объединяющая 32 предприятия оборонно-промышленного комплекса России.

    Приоритетные направления деятельности корпорации "Тактическое ракетное вооружение":

    - разработка, производство, модернизация гиперзвуковых систем вооружения, комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", "воздух-воздух" и унифицированных систем морского вооружения, отечественной ракетно-космической техники и радиоэлектронного вооружения, а также продукции, созданной на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических, информационных технологий и возобновляемой энергетики;

    - ремонт, сервисное обслуживание ранее произведенной продукции;

    - обеспечение лицензионного производства поставляемой на экспорт продукции военного назначения.

    Объединенная приборостроительная корпорация


    Место в рейтинге : 24

    Продажи оружия, 2014 г. : $3 640 млн

    "Объединенная приборостроительная корпорация" — российская государственная корпорация, создана в марте 2014 г. в составе Государственной корпорации "Ростех" как специализированная управляющая компания, под эгидой которой объединены научные и производственные структуры радиоэлектронной промышленности России.

    На сегодня в контуре управления ОПК - более 60 предприятий и научных организаций радиоэлектронной отрасли.

    Среди основных проектов которые ведет сегодня ОПК - создание армейской связи 6 поколения и современных комплексов бортовой связи для авиации, в частности, для истребителя Т50.

    Создание современных радиолокационных комплексов для разведки и мониторинга различного назначения, в том числе, радиолокационных комплексов для самолетов А-50У и А-100.

    Разработка и внедрение новых технологий в производстве систем и средств связи, телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники.

    Один из самых значимых проектов ОПК - организация серийного производства высокоплотной электроники нового поколения - компактных 3D-микросистем.

    "Вертолеты России"


    Место в рейтинге : 23

    Продажи оружия, 2014 г .: $3 890 млн

    АО "Вертолеты России" — российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. АО "Вертолеты России" является дочерней компанией ОАО ОПК "Оборонпром", входящего в состав государственной корпорации "Ростех".

    География "Вертолетов России" охватывает всю страну.

    В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами.

    Головной офис "Вертолетов России" расположен в Москве.

    Холдинг "Вертолеты России" образован в 2007 г., но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.

    По состоянию на 2014 г. предприятия "Вертолетов России" выпустили 24% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 35% мирового парка боевых и 50% средних военно-транспортных вертолетов.

    В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга "Вертолеты России" составляет рекордные 71% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 69% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).

    Объединенная судостроительная корпорация


    Место в рейтинге : 15

    Продажи оружия, 2014 г. : $5 980 млн

    Объединенная судостроительная корпорация - это 80% всех судостроительных проектов в России. ОСК объединяет лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро.

    В военном кораблестроении - обеспечение нужд ВМФ России, проектирование и строительство флота XXI века. Значительная доля продукции военного назначения ОСК идет на экспорт.

    В гражданском судостроении - буровые и добычные платформы, шельфовая техника, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях.

    Проектно-конструкторские бюро ОСК имеют богатый опыт инновационных разработок в области кораблестроения и производства морской техники. К услугам заказчиков десятки уникальных инновационных проектов, не имеющих мировых аналогов, и сотни уже опробованных в серии проектов судов.

    Объединенная авиастроительная корпорация


    Место в рейтинге : 14

    Продажи оружия, 2014 г. : $6 110 млн

    ПАО "Объединенная авиастрои́тельная корпорация"— российское публичное акционерное общество, объединяющее крупнейшие авиастроительные предприятия России.

    На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев" а также новые - SSJ, МС-21.

    Приоритетные направления деятельности Корпорации - разработка, производство, испытания и сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения.

    В сфере работы компаний ОАК - модернизация, ремонт и утилизация воздушных судов, подготовка кадров и повышение квалификации летного состава.

    На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для Министерства обороны РФ, так и для иностранных заказчиков. При этом с 2013 г. основная доля поставок военной техники приходится на внутренний рынок.

    "Алмаз-Антей"


    Место в рейтинге: 11

    Продажи оружия, 2014 г. : $8 840 млн

    АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" — российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения.

    Предприятия, собранные в концерн, разрабатывают, производят и модернизируют зенитно-ракетное и радиолокационное оборудование и его компоненты (основная сфера деятельности концерна — противовоздушная оборона).

    Кроме того, задачи концерна включают реализацию, сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизацию для федеральных государственных нужд и иностранных заказчиков систем, комплексов и средств противовоздушной обороны и средств не стратегической противоракетной обороны.

    Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда. Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК.

    Военно-промышленный комплекс России

    Касаясь данной темы, изначально стоит отметить, что ВПК можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ.

    И хотя некоторое время назад такое понятие, как военно-промышленный комплекс России, было несколько размытым, в середине двухтысячных прогресс в этой сфере стал очевиден. Если говорить о ситуации, которая сложилась на данный момент, то стоит озвучить тот факт, что ВПК имеет немало прогрессивных отраслей:

    Авиационная промышленность;

    Атомная;

    Ракетно-космическая;

    Выпуск боеприпасов и амуниции;

    Военное судостроение и др.

    В качестве основных игроков, заслуживающих внимания в рамках действия ВПК, можно определить следующие предприятия:

    - "Ростехнологии";

    - "Рособоронэкспорт";

    ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др.

    Как выглядит структура военной отрасли

    В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России.Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК - 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

    Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

    В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в :

    РАСУ. Действует в сфере средств связи и радиопромышленности.

    - "Россудостроение". Отвечает за курирование судостроительного производства.

    РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

    РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

    - "Росбоеприпасы". Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

    Ключевые элементы ВПК

    Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

    Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

    Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

    Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

    Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

    Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение.

    Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

    Ядерно-оружейный комплекс

    Развитие военно-промышленного трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

    Прежде всего, это и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

    Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках.

    Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

    Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

    Ракетно-космическая промышленность

    Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн.

    Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов.

    Авиационная промышленность

    Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов.

    При этом всегда должны соблюдаться два ключевых условия: наличие квалифицированных специалистов и хорошо организованное транспортное сообщение. Военно-промышленный комплекс России и конкретно сфера авиации находятся в состоянии постоянного развития, что позволяет РФ выступать в роли крупного экспортера вооружения, в том числе авиации.

    Артиллерийско-стрелковое оружие

    Это также важная отрасль. ВПК РФ вряд ли получится представить без знаменитого автомата Калашникова. Это самый массовый вид стрелкового оружия, который выпускается на данный момент в России.

    Более того, за пределами СНГ его взяли на вооружение 55 государств. Что касается артиллерийских систем, то центры их производства находятся в таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород.

    Бронетанковая промышленность

    Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых.

    Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

    Военное судостроение

    Без него военно-промышленный комплекс России нельзя считать полноценным.

    При этом наиболее крупным производственным центром в рамках этого направления является Санкт-Петербург. В пределах этого города расположено до 40 предприятий, имеющих отношение к судостроению.

    Касаясь темы атомных подводных лодок, необходимо обратить внимание на тот факт, что на данный момент их производство осуществляется лишь в Северодвинске.

    Что стоит знать о конверсии ВПК

    В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам.

    При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль. Полная гармония.

    Использование военных так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации.

    Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

    Очевидные сложности

    На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

    Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс Россииможет получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

    Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

    Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

    Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

    К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

    Итоги

    Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.