Трудовые отношения

Презентация что такое справедливость. Презентация по Светской этике

При изучении имен собственных в учебнике русского языка 5 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир школьных прозвищ Выполнила: Морозова Карина, уч-ся 6 класса МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Руководитель: Старикова Т.В.

Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство. А уж куды бывает метко … - одной чертой обрисован ты с ног до головы! Н.В. Гоголь

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. База исследования – учащиеся 5-11 классов.

Актуальность исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, оно присутствует повсюду, знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка. работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения ребят при употреблении прозвищ.

Цель исследования Изучение наличия прозвищ у школьников 5-10 классов, выявление особенностей употребления прозвищ и отношения к ним.

Задачи исследования: Провести анкетирование среди учащихся с целью изучения особенностей прозвищ. Составить картотеку школьных прозвищ. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Этапы исследования Январь-февраль – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала. Март – проведение анкетирования, обработка результатов. Апрель-май – написание исследовательской работы.

М етод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение) анализ; сравнение; Методы исследования: анкетирование статистические исследования (подсчет, вычисления).

Сведения из словарей Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище - это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

История возникновения прозвищ Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

Библиография. Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

Школьные прозвища Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Плакса

По мнению ребят, прозвище – это кличка второе имя человека псевдоним секретное имя ник

В работе лингвиста К. Н. Давыдовой прозвища делятся на три группы: 1)прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом 2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища» 3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища» Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц: 1. По внешнему признаку 2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения 3. По линии внутренних качеств 4. По особенностям речи 5. По месту прежнего местожительства 6. По прозвищу кого-либо из родственников 7. О бразованные от фамилии, имени

Образование школьных прозвищ Другие причины 2 чел. – 10 % По имени 3 чел. – 15 % По внешности 7 чел. 35 % От фамилии 8 чел. – 40 % По характеру 1 чел. – 5 %

Результаты анкетирования Я провела анкетирование среди школьников 5 - 11 классов нашей школы. 1. Нужны ли прозвища? На этот вопрос ответили «ДА» (35 %) учащихся. 2. Прозвища не нужны - ответили 55 % опрашиваемых.

Наличие прозвищ Анкеты показали, что 20 человек из 36 опрошенных имеют прозвища (на самом деле гораздо больше, так как некоторые ребята не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются своих прозвищ). Из них считает это обидным 1 человек, остальные не обижаются. Иногда обижаются – ответили 2 человека. Привыкли – 9 человек.

Анкетирование учащихся Употребляют ли сами ребята прозвища? На этот вопрос получила такие ответы: 1. Никогда не употребляю, так как для этого есть имя -14 человек. 2. Употребляю, если только человек не против - 21 человека. 3. Употребляю, даже если это не нравится человеку - 1 человек.

Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести Железнякова, - один из ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жестокость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.

Выводы Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Выводы: Прозвища – одна из форм общения в школьной среде. К 5о% ребят обращаются не по имени, 35% школьников считает прозвища нормальным явлением, 38% учеников негативно относится к прозвищам.

Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №67

имени Героя России В.Н.Шатова

Тема: Мир школьных прозвищ

Секция русского языка

Исследовательская работа

Выполнила: Буркова Дарья Алексеевна,

ученица 7 «А» класса

Руководитель: Николаева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Хабаровск

Введение

1.Выбор темы-проблемы

1.1 Область исследование

1.2 Актуальность темы

1.3 Формулировка цели и задач исследования

1.4 Методы исследования

2. Теоретические исследования

2.1 Из истории собственного имени

2.2 Отличие имени от прозвища

2.3 Особенности прозвищ как языкового явления

3. Практические исследования

3.1 Цель анкетирования. Анкетирование

4. Выводы

5.Список используемой литературы

6.Электронное приложение. Презентация

Вв е дение

Выра жае тся с ил ь н о ро с си й с к и й н а р о д !

и е с л и награ д ит ко г о с ло в ц о м,

т о п о й д ё т о н о е м у в ро д и п о т о м с т в о.

А уж к уды бы в а е т мет к о - одно й че р т о й

об р и со в ан ты с н о г д о г о л о в ы !

Н.В.Гоголь

Ещё в 5 классе, на уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных. Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 5 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом периоде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы моей исследовательской работы: « Мир шк о ль н ы х пр о зв и щ » .

1 . Вы б о р тем ы- п р об л е мы

1 .1 . О б л а с т ь ис с ле д ован и я – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

О бъ е к т исс л е д о в ания – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Ба з а ис с ле д о в а н ия – учащиеся 7-х классов.

1 .2 . А кт у аль н о с т ь :

Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка и угубить знания по русскому языку в целом.

Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей пр употреблении прозвищ.

1.3 Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников, проанализировать отношение к прозвищам.

Гипотеза: существует мнение, что прозвище- категория вечная, оно существует повсюду, особенно широко прозвища широко рспространены среди школьников. Так ли это?

Задачи:

Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

Провести анкетирование среди школьников с целью изучения особеннстей прозвищ;

Составить картотеку школьных прозвищ;

Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

1.4 Методы исследование:

Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Анкетирование;

Сравнение;

Статистические исследования (подсчет, вычисления).

2.Теоретические сведения.

2.1 Из истории собственного имени

Имена людей- часть истори народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум два имени. Имя человека-своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безымянный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долг не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребенку,они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку, кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

2.2 Отличие имени от прозвища.

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

Меня зовут Алиса, и я….

Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил ее Шалтай.- Что оно означает?

Разве имя должно что-нибудь означать?- спросила озадаченная Алиса.

Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай-Болтай.- Лично мое имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

Прозвище - неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства, качества человека, фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

В словаре С.И.Ожегова «Прозвище- название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

До принятия Христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк,Заяц,Ждан,Короб и т.п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь-крупному сильному человеку, Волк-одинокому и в какой-то мере хищному,Заяц-человеку небольшого роста, трусливому, Короб-плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

Возникновение прозвищ- это явление, которое присутствует повсюду.

Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен.

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

2.3 Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище-явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей масся своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т.д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, гделюди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

Говоря о меткости народного языка, нельзя не вспомнить замечательные слова Н.В. Гоголя: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагоражи свое поприще,-ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все вороье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души»,т.1, л.5). И к этому трудно что довать.

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик)

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища-чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах, селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется человеком, что его перестают называть по имени.

Функции, которые при этом выполняют прозвища:

Выдвижение лидеров микросообщества;

Выделение из группы отвергнутых людей;

Различение детей с одинаковыми именами;

Подчеркивание преемственности по родовой линии;

Поддразнивание и унижение;

Проявление симпатии.

По мнению ребят, прозвище- это:

Второе имя человека;

Псевдоним;

Секретное имя;

Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов-коллективное прозвище). Но как возникли прозвища? Исследования ученых показали, что существует четыре основных принципа происхождения прозвищ: 1)по внешнему виду, 2)по месту рождения, 3)по характеру, 4)по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

3.Практические исследования.

Я провела анкетирование с целью выяснения наличия прозвищ у школьников 7-х классов, причин их появления, отношения ребят к прозвищу и составила картотеку школьных прозвищ.

На вопрос: нужны ли прозвища, 21 человек ответил «да», прозвища не нужны- 9 опрашиваемых, все равно- 6 человек, ответ «не знаю»- 4 человека.

В анкетировании принимало участие 40 человек. Из них 16 имеют прозвища. По фамилии образованы прозвища у 7 человек, что сотавляет 44% от общего чиал, по внешности -2 человека (13%), по характеру-2 человека (13%), по поведению-2 человека (13%), по имени – 3 человека (19%).

Фамилия Имя

Класс

Прозвище

Когда появилось прозвище

Кто дал прозвище

Тип номинации

Личное отношение к прозвищу

Аверьянова Маргарита

Щенок фиолетовый

Одноклассница

По внешнему виду

Тимохина Алёна

3-4 года назад

Родители, друзья

По фамилии

Не обижаюсь, не заостряю внимание

Пироган Наталья

Мальчики из класса

По фамилии

С юмором, не обижаюсь

Сидоренко Виктория

По внешности

Не обижаюсь

Кузьмина Анастасия

Кузя, Кузнечик

По фамилии

Очень обидно

Сударикова Людмила

В 6 классе

По черте характера

С оптимизмом

Токарева Виктория

Гуля, Гуль

По черте характера

Не обижаюсь, нравится

Левочкин Кирилл

С детства

По фамилии

Нейтрально

Катарага Семен

В связи с именем

Не обращаю внимания

Коромщикова Ксения

Корм для птиц

По фамилии

Не обращаю внимания

Скидан Мария

Махыч, Скидка

В связи с именем

Не обижаюсь, нормально

Косолапова Евгения

В 6 классе

Одноклассники

По поведению

Цыглинцева Альбина

Альбинос

Одноклассники

В связи с именем

Не обращаю внимания

Сурнина Алина

Одноклассники

По фамилии

Матренинская Снежана

В начальной школе

Одноклассники

В связи с именем

Нормально

Радчиков Владимир

В 3 классе

Одноклассники

По фамилии

Привык, не обижаюсь

Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести ЖелЕзникова,-один из ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо болшее значение внутреннему, чем своему внешнему виду. Испытывая недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.

4.Выводы

Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.

Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Прозвища – одна из форм общения в школьной среде.

Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с долей юмора.

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно огрниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежность к определенной группе.

Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана лицензия на придумывание прозвищ. Попытки всех остальных придумать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Список используемой литературы

1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1998 г.

5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. М,1984г.

7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.

Приложение №1 Анкета

1. Фамилия. Имя.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своѐ прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Урок 1 2 Справедливость

Цель: формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия справедливости.

Задачи: Формирование чувства справедливости;

Развитие отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей.

- метопредметных :

Развивать умение адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, коммуникативные навыки.

-предметных:

Раскрыть сущность понятия «справедливость»

Подвести учащихся к пониманию: кто такой справедливый человек?

Ход урока:

1. Орг. момент.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

. Проверка д/з

Какие вы знаете пословицы о моральном долге? (1 слайд)

О каком моральном долге идет речь? (1-8 слайд)

Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно. (Гюго) (9 слайд)

2. Постановка проблемы(актуализация знаний)

(10 слайд)

3. Тема урока: справедливость (11 слайд)

Какого человека можно назвать справедливым?

Справедливый–человек, действующий в соответствии с истиной. (12 слайд)

Притча о Мурке и Шарике (13 слайд)

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Вопросы для обсуждения : (14 слайд)

Справедливо ли поступила Мурка? Почему?

А хозяева правильное ли приняли решение?

В чем может проявляться справедливость?

А что значит быть справедливым?

Признаки справедливости: соразмерность – оценка по заслугам,

уравнивание – «равное за равное» (15 слайд)

Богиню правосудия - Фемиду - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро

и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. (16 слайд)

4. Физминутка

5. Закрепление (17 слайд)

Работа в группах. Обсуждаем сказку «Три товарища»

Три товарища (курдская сказка )

Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню.

Постучали в первый попавший дом. Хозяин встретил их радушно, да никак не

поймет, кто же из них за старшего. Спросил одного:

Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?

Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено.

Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:

Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.

След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки.

Наконец хозяин вызвал третьего:

Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать.

Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.

Хозяину понравился этот ответ:

Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол.

И велел хозяин своим слугам:

Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя.

Удивились гости. А хозяин говорит:

Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...

Вопросы для обсуждения : (18 слайд)

Кто из товарищей вам понравился? ?

Почему так поступил хозяин? По- вашему он прав?

Вывод: Главное право каждого человека при всех обстоятельствах оставаться человеком.

Моральные правила: (19 слайд)

Соблюдение прав других людей;

Непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);

Борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;

Признание правоты других людей;

Стремление найти решение, которое могло бы устроить всех

Какими качествами должен обладать справедливый человек? (20 слайд)

Добрый, мудрый, честный, умный, щедрый, смелый, терпеливый.

Как вы думаете, быть справедливым очень сложно?

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться

в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ (21 слайд)

Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо (22 слайд)

Домашнее задание (23-24 слайд)

Расскажите случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо или несправедливо

Вспомните русские народные сказки и зарубежные. Расскажите о каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

6. Рефлексия

Оцени свои знания по теме. Игра «Мимика»: «Улыбка»- материал усвоен, «Равнодушие»- есть над чем поработать, «Грусть»- я что-то не понял.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать, размышлять.

Проверка домашнего задания Какие пословицы вы подобрали, в которых говорилось бы о моральном долге человека?

О каком моральном долге идёт речь?

Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно.

Что такое справедливость? это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний

Тема урока: справедливость

Какого человека можно назвать справедливым? Справедливый–человек, действующий в соответствии с истиной.

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили – век доживать! Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Что значит быть справедливым? Вопросы для обсуждения: - Справедливо ли поступила Мурка? - А хозяева правильное ли приняли решение? В чем может проявляться справедливость?

уравнивание Признаки справедливости соразмерность оценка по заслугам «равное за равное»

Богиню правосудия - Фемиду - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. постучали в первый попавший дом. Хозяин встретил их радушно, да никак не поймет, кто же из них за старшего. Спросил одного: - Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший? - Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено. Через некоторое время хозяин спросил второго гостя: - Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его. - След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки. Наконец хозяин вызвал третьего: - Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать. Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ: - Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам: - Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя. Удивились гости. А хозяин говорит: - Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано... Три товарища (курдская сказка)

Почему так поступил хозяин? По - вашему он прав? Вопросы для обсуждения: Кто из товарищей вам понравился? Почему? Главное право каждого человека при всех обстоятельствах оставаться человеком

соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех Моральные правила:

Какими качествами должен обладать справедливый человек? добрый мудрый щедрый честный умный смелый терпеливый Как вы думаете, быть справедливым очень сложно?

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ

Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо

Домашнее задание Расскажите случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо или несправедливо

Расскажите о каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Фокина Татьяна Юрьевна Учитель высшей категории МОУ СОШ №1 г. Фрязино