Кодексы РФ

Отличительные признаки предпринимательской деятельности от наемного труда. Понятие экономических отношений

Деятельность предпринимателя на первый взгляд кажется простой. Однако это не так. Начинающему бизнесмену необходимо многое изучить и освоить, дабы его дело было более рентабельным, а услуги или товары пользовались спросом. В первую очередь необходимо определить, от чего зависит успех предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность

  • инициативность, которая выражается в стремлении индивида к созданию новых форм деятельности;
  • работоспособность, выступающая готовностью бизнесмена продуктивно работать при наличии стрессовых случаев;
  • стратегическое мышление, которое проявляется в его способности видеть будущее бизнеса в неопределенных ситуациях.

Определение успешности предпринимательской деятельности является одним из наиболее важных, поэтому на него следует обратить особое внимание.

Предпринимательская деятельность и наемный труд

Под предпринимательской деятельностью следует понимать намного больше, нежели текущее ведение бизнеса. Для его владельца важно находить возможности для создания активов, которые будут приносить прибыль. Одной из главных его задач является правильная организация коллектива и вдохновение сотрудников на более продуктивную работу. Для поддержания эффективности деятельности необходимо регулярно проводить ее совершенствование и коррекцию.

Существуют отличия между трудом предпринимателя и наемного работника. В случае найма на работу человек всегда знает, что ему предстоит делать. Это обусловлено предварительной договоренностью труда. С функциями предпринимателя все намного сложнее, так как нередко возникают ситуации, когда ему предстоит заниматься теми делами, на которые он изначально не рассчитывал. Для понимания, отчего зависит успешность предпринимательской деятельности, следует узнать, какие критерии отличают ее от других видов.

Сравнение предпринимательской деятельности и наемного труда

Для сравнения используются следующие критерии:

  • Эффективность труда. Наемник работает в тех объемах, которые контролируются его начальством. В данном случае бизнесмен понимает, что возможность создания того или иного актива будет зависеть от качества его труда. Поэтому он выполняет свои функции более совестно.
  • Потребность в контроле.
  • Рискованность. Труд предпринимателя является достаточно рискованным. Это обусловлено тем, что его вознаграждение зависит от особенностей рынка и получаемой прибыли. Работники в основном получают фиксированную заработную плату, однако она также зависит от прибыли работодателя. Если рынок, на котором он осуществляет свою деятельность, отличается стабильностью, риски будут сведены к минимуму, от чего также будет зависеть успешность ведения бизнеса.
  • Оплата труда. Работником будет получена предварительно установленная оплата. Владелец компании получит для личного потребления то, что не будет включено в затраты фирмы. Ее активы представляют собой собственность предпринимателя. Они достаточно ценны, потому как способны осуществлять генерирование доходов, однако не должны переходить в личное потребление.

Культура как фактор успешности

Определяя, отчего зависит успешность предпринимательской деятельности, следует знать, что для нее довольно важна культура. Под данным понятием следует понимать степень развития общества, которая выражается в формах и видах организации жизни людей и их взаимоотношениях. При пользовании услугами и приобретении товаров клиент рассчитывает на соблюдение моральных норм их представителем.

Стоит отметить, что успех предпринимательской деятельности зависит от От того, существует ли в государстве проблема с их адекватностью. Например, в России не в полном объеме соблюдается неприкосновенность частной собственности. Так сложилось исторически по причине воздействия православной культуры и политики социализма. Имеющийся менталитет привел к тому, что большая часть населения не принимает получение богатства, даже если оно является результатом их труда. Сложившаяся ситуация также привела к своеобразному отношению к законодательству и государству в целом.

Отечественный бизнес отличается тем, что его этичность или ее отсутствие в основном не определена ни личным выбором, ни законом. В первую очередь она зависит от потребности в выживании предпринимателя в условиях несоблюдения законов, неопределенности и притеснения государством. От чего зависит успешность предпринимательской деятельности, и какой должна быть этика, которая ей способствует? Она включает в себя такие основные нормы:

  • соблюдение ;
  • проявление персональной инициативы;
  • исполнение обязательств, отсутствие попыток причинения вреда и честность;
  • абсолютное соблюдение условия договоров с партнерами;
  • самостоятельное принятие решений;
  • несение ответственности за свои действия;
  • качественное выполнение работ;
  • принятие участия в партнерствах социального типа;
  • обеспечение должной охраны здоровья и занятости;
  • устранение при осуществлении деятельности дискриминации;
  • соблюдение открытости информации для общества.

Рассмотрев лишь данные нормы, сложно понять, от чего зависит успешность предпринимательской деятельности, поэтому стоит продолжить изучение материала по данной теме.

Основные факторы успешности

Стоит рассмотреть основные факторы, влияющие на успешность предпринимательской деятельности. Во времена классического капитализма существовал лишь один основной фактор, который являлся капиталом. При этом капиталистом приобретались изобретения и идеи, а также нанимались управляющие. С развитием науки и техники производилось увеличение технологичности продукции. По этому предпринимателю пришлось объединить свои усилия с менеджерами, разработчиками, новаторами, которые обладают современными способами сбыта продукции, организации производства и управления.

Рассматривая основные особенности осуществления предпринимательской деятельности, можно выделить следующие равноправные факторы: капитал, инновации и менеджмент. Стоит отметить, что на сегодняшний день менеджер, владелец капитала и новатор имеют одинаковые возможности в предпринимательстве. При этом любой из них может выступать инициатором создания проекта или открытия собственного дела, приглашая к себе двух других партнеров.

Капитал

Капиталом являются не только денежные средства. Им может выступать огромное количество различных интеллектуальных и материальных благ, которые станут инвестициями для оказания услуг и изготовления товаров. При сочетании капитала с менеджментом и инновациями соединяются человеческие и природные ресурсы, образовывающие труд.

Рассматриваемые факторы успешности предпринимательской деятельности способны также вовлекать в труд методы по сбережению ресурсов и время, что способствует повышению продуктивности применения природных ресурсов и труда. С помощью опыта и знаний можно существенно сократить размер требуемых капиталовложений и ускорить решение производственных задач.

Инновации

Инновации представляют собой продукт творческого процесса. Они подразумевают трансформирование научных и инженерно-технических идей при создании экспериментов в производственные и технические решения. Данный продукт мышления должен отличаться оригинальностью и новизной. Также следует учитывать наличие для реализации проекта.

Чтобы узнать, от чего зависит успешность предпринимательской деятельности, требуется понять, какую пользу и спрос могут иметь инновации. Чтобы они были стоящими, необходимо соблюдать правила их разработки и внедрения. В первую очередь создается или заимствуется идея и трансформируется в решение инженерно-технического типа. Далее производится оценка их полезности для потребителей, а также экономичности и технологичности процесса изготовления. Если создание проекта будет продолжено, производится опытная партия. После выпуска продукции в полноценном объеме и ее реализации на рынке разрабатываются подходы для создания покупательской способности.

Добиться успешности реализации предпринимательской деятельности можно при освоении науки управления инновациями, которая существует и совершенствуется на протяжении последних нескольких лет. Для этого бизнесмену необходимо обеспечить увеличение масштабов производства, развития и обновления товаров, а также продление их жизненного цикла.

Регулярное внедрение инноваций и обновление продукции приведет к долгосрочному и эффективному существованию компании. Определяя, от чего зависит успешность предпринимательской деятельности, следует учитывать необходимость в проведении оценки потребности изменений, а также в своевременном выявлении момента обновления. Это обусловлено возможностью поиска эффективных альтернатив по отношению к применяемым технологиям, что приведет к совершенствованию продукции и увеличению спроса на нее. Сокращение цикла создания инноваций является главной задачей предприятия, которая определяет его конкурентоспособность и успех.

Менеджмент

Одним из факторов, что влияет на успешность предпринимательской деятельности, является менеджмент. Его сущность заключается в создании целенаправленно работающих групп из неорганизованных людей. Менеджмент позволяет применять способности субъектов для реализации идей, поставленных компанией, за счет их совместного труда. Перед менеджером поставлена задача, которая заключается в приведении компании к цели с наличием правильного функционирования и производимых процессов.

Дабы достичь успешности деятельности предприятия, необходимо придерживаться следующих принципов менеджмента:

  • единства направлений;
  • разделения труда и ответственности;
  • единства всех общих дисциплин;
  • соблюдения предварительно оговоренного порядка;
  • честного вознаграждения;
  • коммуникабельности и коллективности.

Для принятия предпринимательских решений и их исполнения требуется использовать следующие инструменты менеджмента: лидерство, мотивация, согласование, контроль и координация. Наибольший акцент делается на коллективность и личность, а также определение полномочий руководителей и исполнителей. Эффективность управленческих решений позволяет достичь положительных результатов в ведении деятельности.

Вывод

Исходя из рассматриваемого материала, успешность предпринимательской деятельности зависит от множества факторов. Проведение исследований ее критериев позволяют по-новому взглянуть на данную проблему. Современные учебные материалы, предназначенные для подготовки будущих предпринимателей, имеют немного отличий от программ подготовки управляющих. По этой причине изучение функций менеджмента и инноваций имеет существенное значение. При правильном подходе к изучению материалов можно понять, как достичь успеха в осуществлении предпринимательской деятельности.

Рассмотрев представленную информацию, можно понять, какими личными качествами должен обладать бизнесмен. Факторы, влияющие на оптимальное функционирование компании, имеют существенное значение. Каждый собственник бизнеса должен учитывать их, дабы достичь желаемых результатов. Особенно важна эта информация для начинающих предпринимателей.

Стоит также отметить, что успешность предпринимательской деятельности зависит от надежности рынка, на котором она осуществляется.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Наёмный труд – это выполнение работником по заданию работодателя за плату трудовой функции (т.е. работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, при обеспечении последним надлежащих условий труда в соответствии с нормами трудового права (ст. 15 ТК РФ).

Необходимыми признаками предпринимательской деятельности являются:

1. Самостоятельность;

3. Рисковый характер.

4. Государственная регистрация.

Рассмотрим каждый из этих признаков в отдельности.

Самостоятельность предпринимательской деятельности проявляется в её:

а) Организационной независимости . В отличие от наемного работника, который обязан подчиняться установленному работодателем внутреннему трудовому распорядку, т.е. следовать распоряжениям работодателя, соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха, выполнять нормы труда и т.д., предприниматель, в сфере своего хозяйства не имеет над собой никакой другой власти, кроме своей собственной. Он сам себе «хозяин», сам решает, что и когда ему делать, какую продукцию производить и каким образом ее реализовать. В этом отношении предприниматель не зависит ни от государственных органов, ни от каких-либо иных лиц. Иное дело – наемный работник: работодатель обязан обеспечить его работой, а также всем необходимым для ее выполнения (инструментами, материалами, рабочим местом), создав при этом надлежащие условия труда, отвечающие нормам трудового законодательства.

б) Инициативности. Инициативность – обратная сторона независимости. Оба эти признака предполагают друг друга и не могут существовать порознь. В русском языке слово «предприниматель», от которого и произошло название рассматриваемой деятельности, означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело . Будучи независимым в своей хозяйственной деятельности от кого бы то ни было, предприниматель сам, по собственной инициативе, определяет, ее направления и средства осуществления.

в) Самообеспеченности (экономической независимости) . Организационная независимость и инициативность возможны только при условии независимости экономической, которую дает предпринимателю обладание средствами производства – землей, производственными помещениями, машинами, оборудованием, транспортом, сырьем и т.д. Указанные средства производства могут принадлежать предпринимателю на праве собственности или ином праве, предполагающем их самостоятельное использование (например, на праве аренды). Наемный же работник средствами производства не обладает – либо потому, что не имеет достаточных средств для их приобретения, либо просто из-за нежелания. Поэтому, чтобы получать необходимый для удовлетворения своих потребностей доход, он нанимается на работу к предпринимателю – обладателю средств производства, который предоставляет ему указанные средства, но не для самостоятельного использования, а для осуществления с их помощью подчиненного, т.е. зависимого от воли работодателя, труда.


Таким образом, наемный труд, в отличие от предпринимательской деятельности, является трудом несамостоятельным, подчиненным воле собственника или иного обладателя средств производства. В этом смысле наемный работник, хотя и получает за свой труд заработную плату, работает не на себя, а на работодателя.

Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Рассмотренные характеристики дают возможность выделить важнейшие отличительные черты предпринимательства.

Во-первых - это самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере (естественно, кроме запрещенной законом).

Во-вторых, деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.

В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творческая, поисковая деятельность инициативных людей, которые согласно Й. Шумпетеру реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.

Инновационный характер предпринимательства может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.

Именно творческий, поисковый инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности.

Таким образом, научное понимание предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли. Это многосложное понятие и многофункциональное явление.

Очевидно, что важнейшие черты предпринимательства, отмеченные выше, должны быть отражены в его определении. В этой связи рассмотрим определение предпринимательства, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, который устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

В определении предпринимательства, данном в Гражданском кодексе Российской Федерации, присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рисковость, однако ничего не сказано о третьей отличительной черте, что эта деятельность основана на инновациях. Иными словами, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, не в полной мере характеризует сущность предпринимательской деятельности. В этой связи предлагается следующее определение.

Предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами и др.

Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры) с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.

Субъектами предпринимательства могут быть:

  • граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
  • граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
  • объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

  • самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
  • руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.

Собственник имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.

Предприниматель (руководитель) имеет право:

  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
  • самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
  • нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.

По всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он постоянно совершенствует технологию производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в сфере его действия.

Французский экономист Ж.Б. Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.

Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно непрерывного поиска нового, постоянного улучшения положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.

В этой связи мы разделяем точку зрения американского ученого П. Ф. Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.

Родоначальником этой теории был Шумпетер, который в своей книге "Теория экономического развития" (1912 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что "нормой" здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение что-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создаст новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая "рыночная ниша".

Добиться вышеперечисленного предприниматель может с помощью имеющегося "ресурса", в который он должен "вдохнуть" новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.

Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.

Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.

Наиболее существенные изменения основаны на новых и блестящих идеях, но при их реализации необходимо руководствоваться рядом принципов, а именно:

  • все нововведения должны носить целенаправленный характер;
  • все нововведения должны начинаться с анализа возможностей, и, прежде всего, анализировать источники инновационных возможностей;
  • установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений.

Нововведения должны быть простыми и направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.

Следуя этим принципам, предприниматель на практике может добиться хороших результатов в работе.

В этом случае возникает вопрос: чем же отличаются от предпринимательства по своему содержанию относительно устойчивые формы экономической деятельности (это, как правило, относится к организации работы предприятий, располагающих большими производственными и материальными фондами), которые в условиях рынка также стремятся к получению прибыли как экономической основы их развития? Это отличие состоит в том, что их деятельность (формы и методы) основывается на долгосрочных целях развития предприятия, а цели включают не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своих товаров или оказания услуг, создание новых видов продуктов и услуг, радикальное улучшение качества выпускаемой продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.

Необходимость учета долгосрочных целей развития предприятия обусловливается тем, что их выполнение - проведение НИОКР, длительность изготовления, налаживание кооперации и т.д. -требует длительного времени. Кроме того, необходимо повышать эффективность использования дорогостоящего оборудования, что возможно только на долгосрочной основе. Это, конечно, не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает определенные элементы предпринимательской деятельности. Напротив, мобильность и динамичность, стремление чутко улавливать конъюнктуру рынка и другие черты предпринимательства, всегда рассматриваются в плане осуществления текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работают предприятия.

В то же время и предприниматель в своих действиях исходит из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из установления долгосрочных целей (в данном случае в качестве долгосрочной цели, как правило, берется прибыль) своего развития, но это не имеет определяющего значения для результатов его деятельности. Он исходит из необходимости получения результата в течение короткого периода, для него первостепенное значение приобретает (учитывая, что в его распоряжении небольшие финансовые и материальные средства) ускоренная оборачиваемость финансовых средств. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Аммиачные методы

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользо­вания имуществом, продажи товаров, выполнения работ или ока­зания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в уста­новленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Наемный труд - это выполнение работником по заданию работодателя за плату трудовой функции (т. е. работы по опреде­ленной специальности, квалификации или должности) с подчине­нием правилам внутреннего трудового распорядка, действую­щим у работодателя, при обеспечении последним надлежащих условий труда в соответствии с нормами трудового права (ст. 15 ТКРФ).

Чтобы составить более полное представление о предпринимательской деятельности, необходимо отдельно рассмотреть все ее признаки, нашедшие закрепление в приведенном выше легальном определении.

Необходимыми признаками предпринимательской деятель­ности, как следует из приведенного выше определения, являются:

1) самостоятельность;

2) направленность на систематическое получение прибыли;

3) рисковый характер;

4) осуществление специальными субъектами.

Рассмотрим каждый из этих признаков в отдельности.

1. Самостоятельность предпринимательской деятельности проявляется в ее:

организационной независимости. В отли­чие от наемного работника, который обязан подчиняться установ­ленному работодателем внутреннему трудовому распорядку, т. е. следовать распоряжениям работодателя, соблюдать режим рабо­чего времени и времени отдыха, выполнять нормы труда и т. д. Предприниматель в сфере своего хозяйства не имеет над собой никакой другой власти, кроме своей собственной. Он сам себе «хозяин», сам решает, что и когда ему делать, какую продукцию производить и каким образом ее реализовать. В этом отношении предприниматель не зависит ни от государственных органов, ни от каких-либо иных лиц. Никто не вправе диктовать и навязывать ему свою волю. Но в, то, же время никто и не обязан содействовать предпринимателю в его деятельности: предоставлять ему работу, создавать нормальные условия труда и т. п. Забота обо всем этом лежит на самом предпринимателе.

инициативности. Инициативность - обратная сторона неза­висимости. Оба эти признака предполагают друг друга и не могут существовать порознь. В русском языке слово «предпринимать», от которого и произошло название рассматриваемой деятельнос­ти, означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело. Будучи независимым в своей хозяйственной деятельности от кого бы то ни было, предприниматель сам, по собственной инициативе, определяет, ее направления и средства осуществления;



самообеспеченности (экономической независимости). Орга­низационная независимость и инициативность возможны только при условии независимости экономической, которую дает предприни­мателю обладание средствами производства - землей, производст­венными помещениями, машинами, оборудованием, транспортом, сырьем и т. д. Указанные средства производства могут принадле­жать предпринимателю на праве собственности или ином праве, предполагающем их самостоятельное использование (например, на праве аренды).

2. Направленность на систематическое получение прибыли . Главой целью предпринимательской деятельности является получение такого дохода, который бы превышал производственные связи с осуществлением этой деятельности расходы (издержки производства , или себестоимость). В самом общем виде сумма разницы между полу­ченным доходом и издержками производства и составляет при­быль.

Например, чтобы изготовить и продать стол, предпринима­тель затрачивает: 1,5 тыс. руб. на приобретение материалов, 300 руб. на оплату труда столяра и 200 руб. на электроэнергию, до­ставку товара к месту продажи, оплату труда наемного продавца и др. (в общей сумме 2 тыс. руб.). Следовательно, чтобы получить прибыль от продажи этого стола, предприниматель должен про­дать его по цене, превышающей 2 тыс. руб. В противном случае у него возникнет убыток. Если, к примеру, предприниматель про­даст стол за 3 тыс. руб., его прибыль составит 1 тыс. руб., а если вследствие отсутствия спроса на такие изделия ему удастся про­дать стол только за 1 тыс. руб., то, соответственно, 1 тыс. руб. со­ставит уже убыток.

Прибыль - это разница между доходом и издержками на его получение, или, иными словами, прибавочная стоимость.

Для квалифи­кации деятельности в качестве предпринимательской не обяза­тельно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность воли лица на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или не имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.

Далее, чтобы считаться предпринимательской, деятель­ность должна быть направлена не просто на получение, а на сис­тематическое получение прибыли, т. е. осуществляться в виде промысла, в качестве более или менее постоянного источникадохода предпринимателя. Поэтому не будет предприниматель­ской деятельность, направленная на разовое получение прибыли, хотя бы и в очень крупном размере (например, выгодная продажа гражданином принадлежащих ему акций или квартиры).

Обратим внимание, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ пред­принимательской является деятельность, направленная на систе­матическое получение прибыли от пользования имуществом, про­дажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В этом опре­делении ничего не сказано о производстве товаров. Означает ли это, что такая деятельность не может считаться предпринима­тельской? Разумеется, нет. Дело в том, что от одного только про­изводства товара прибыль получить нельзя. Товар нужно также продать. Именно поэтому в легальном определении предпринима­тельской деятельности говорится о получении прибыли от продажи товаров, а не от их производства. Но если товар производится на продажу, т. е. с целью получения прибыли, такая деятельность, конечно же, является предпринимательской.

3. Рисковый характер. Третий признак, содержащийся в легальном определении предпринимательской деятельности, состоит в том, что последняя осу­ществляется предпринимателем на свой риск. В силу различных обстоятельств, не зависящих от воли предпринимателя (изменение рыночной конъюнктуры, падение курса национальной валюты, бан­кротство партнеров, исчезновение с рынка необходимых для веде­ния предпринимательской деятельности товаров, военные действия, правительственные меры, ограничивающие экономический обо­рот, и т. д. и т. п.), его коммерческие расчеты могут не оправдать­ся, и он в лучшем случае не получит запланированной прибыли, а в худшем - разорится вследствие понесенных убытков. Бремя таких неблагоприятных последствий лежит на самом предприни­мателе, а возможность их наступления составляет его риск.

4. Наличие специальных субъектов. В определении предпринимательской дея­тельности, содержащемся в ст. 2 ГК РФ, ука­зан еще один признак - осуществление этой деятельности лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Вряд ли, однако, этот признак характеризует са­му предпринимательскую деятельность; скорее он относится к правовому статусу ее субъекта, к его официальному признанию в качестве предпринимателя. Действительно, лицо, намереваю­щееся самостоятельно, на свой риск, осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (т. е. предпринимательскую деятельность), должно зарегистрировать­ся в качестве предпринимателя, иначе его деятельность будет незаконной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Пермский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Кафедра управления персоналом и коммерческого права

Контрольная работа по курсу

«Правоведение»

Пермь 2011

Введение

По своей сути право - это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.

Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это, прежде всего, глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т.д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда - разумеется, с того момента, как появилось право - были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т.д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом механизма регулирования рыночной экономики является антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию. Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными правилами. Не используя потенциал права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания утверждать, что правовое регулирование экономических отношений является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики.

1. Понятие и виды экономических отношений

экономический стандартизация монополия предпринимательский

Право призвано регулировать отношения между людьми. Но эти отношения - они называются общественными, или социальными, - настолько многообразны, что их невозможно перечислить даже приблизительно. Среди них есть и такие, которые не поддаются правовому регулированию или не допускают юридической регламентации по морально-этическим соображениям (например, дружеские, интимные отношения), а также такие, в регулировании которых государство просто не заинтересовано. Поэтому не все социальные отношения составляют предмет правового регулирования. К числу общественных отношений, представляющих несомненный интерес для государства и традиционно регулируемых правом, относятся производственные (экономические) отношения, т.е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства тех или иных благ, в том числе материальных, и движения произведенного продукта от производителя к потребителю. Из данного определения следует, что производственными являются отношения, не только непосредственно связанные с производством товаров или иных благ (изготовлением вещей, выполнением работ, оказанием услуг), но и возникающие в сфере распределения этих благ и их обмена (транспорт, торговля и т.д.)). Совокупность производственных (экономических) отношений, складывающихся в обществе (в стране, в регионе, в отдельной организации), называется экономикой.

Экономические отношения весьма разнообразны. Прежде всего, они различаются в зависимости от предмета производственной деятельности, т.е. от той отрасли экономики в которой данная деятельность осуществляется. Так, можно выделить производственные отношения в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, бытового обслуживания и т.д. Но в рамках каждой отрасли сама производственная деятельность далеко не однородна с точки зрения ее характера, оснований, принципов осуществления. В связи с этим в системе экономических отношений следует различать отношения в сфере предпринимательской деятельности и отношения наемного труда.

Необходимо заметить, что данное деление производственных отношений характерно лишь для рыночной экономики, т.е. экономической системы, основанной на при знании и всемерной охране права частной собственности и свободы предпринимательства. Вне свободного рынка, обеспеченного частной собственностью на средства производства, предпринимательская деятельность невозможна.

Наша страна отказалась от господствовавшей в советское время плановой экономики, почти всецело основанной на государственной собственности и административно-командных методах управления и хотя современная экономика России еще не может быть названа рыночной в истинном смысле этого слова, весьма существенные шаги в данном направлении сделаны. Созданы экономические предпосылки и правовая база для предпринимательства, и оно развивается достаточно интенсивно, так же как и отношения по применению наемного труда.

2. Предпринимательская деятельность и наемный труд

Что же представляют собой предпринимательская деятельность и наемный труд? Закон дает следующее их определение. Предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК Рф).

Наемный труд - это выполнение работником по заданию работодателя за плату трудовой функции (т.е. работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, при обеспечении последним надлежащих условий труда в соответствии с нормами трудового права (ст. 15 ТК Рф).

Чтобы составить более полное представление о предпринимательской деятельности, необходимо отдельно рассмотреть все ее признаки, нашедшие закрепление в приведенном выше легальном определении. Для лучшего же их понимания, учитывая, что предпринимательская деятельность, как правило, основана на труде предпринимателя, целесообразно сравнить эти признаки с признаками другого вида производственных отношений - отношений наемного труда.

Необходимыми признаками предпринимательской деятельности, как следует из приведенного выше определения, являются:

1. самостоятельность;

3. рисковый характер.

Рассмотрим каждый из этих признаков в отдельности.

3. Значение государственной регистрации

В определении предпринимательской деятельности, содержащемся ст. 2 ГК РФ, указан еще один признак - осуществление этой деятельности лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Вряд ли, однако, этот признак характеризует саму предпринимательскую деятельность; скорее он относится к правовому статусу ее субъекта, к его официальному признанию в качестве предпринимателя. Действительно, лицо, намеревающееся самостоятельно, на свой риск, осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (т.е. предпринимательскую деятельность), должно зарегистрироваться в качестве предпринимателя, иначе его деятельность будет незаконной. Вместе с тем отсутствие государственной регистрации не может повлиять на предпринимательский характер самой деятельности, и осуществляющий ее гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам будут применяться нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (см. п. 4 СТ. 23 ГК РФ).

4. Экономические отношения как предмет правового регулирования

Любое государство заинтересовано в надлежащем экономическом развитии своей страны. При этом независимо от государственной экономической политики и применяемых методов управления экономикой универсальным регулятором производственных отношений всегда остается право. Это в равной мере относится и к плановой, и к рыночной экономике; другое дело, что в первом и во втором случае способы правового воздействия существенно различаются, о чем еще будет сказано далее.

Характер правового регулирования зависит и от конкретного вида регулируемых экономических отношений. Так, трудовые отношения с начала ХХ в. традиционно регулируются в России трудовым правом, основным источником которого является Трудовой кодекс (ранее - Кодекс законов о труде). В условиях рыночной экономики в трудовом праве появляется все больше диспозитивных начал, все большей становится свобода сторон трудового договора - работодателя и работника - в определении их взаимных прав и обязанностей. Иными словами, на первый план выдвигается договорное регулирование трудовых отношений. Несмотря на это, главная цель правового воздействия на трудовые отношения остается прежней - защитить интересы работника от возможных злоупотреблений со стороны его экономически более сильного контрагента - работодателя. Этой целью предопределяется и характер правового регулирования трудовых отношений, который в основных своих чертах, несмотря на многие нововведения недавно принятого ТК РФ, не изменился.

Сложнее обстоит дело с предпринимательской деятельностью, осуществление которой возможно лишь в условиях рынка. Надо сказать, что право призвано регулировать только те общественные отношения, которые в конкретный период в конкретном обществе считаются социально-полезными и признаются государством. Отношения общественно-вредные право не регулирует и не защищает. Оно только наказывает их участников, предусматривая составы соответствующих правонарушений и устанавливая санкции за совершение последних. В нашей стране предпринимательская деятельность поощрялась не всегда. Долгое время она была запрещена государством, а занятие ею считалось уголовным преступлением и строго наказывалось. Это вполне объяснимо с позиций советского права, обеспечивавшего социалистическую систему хозяйства, основными принципами которой были государственная собственность на средства производства и плановое регулирование производственной деятельности с его административно-командными методами. Только во второй половине 80-х гг. закон впервые, в весьма ограниченных пределах разрешил гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, основанной на их личном труде, которая получила название индивидуальной трудовой деятельности. В настоящее время государство не только признаёт право граждан и частных организаций заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе с привлечением наемного труда, но и всячески стимулирует и поощряет ее. Почему это происходит? Ведь цель предпринимательства - получение прибыли. Какую же пользу приносит оно обществу, являясь средством обогащения отдельных частных лиц?

5. Значение предпринимательской деятельности

Дело в том, что необходимым условием успеха, а значит, и прибыльности любого бизнеса является его конкурентоспособности. Поскольку одним и тем же видом деятельности могут заниматься многие субъекты предпринимательства, это приводит к тому, что предложение соответствующих товаров (работ, услуг) на рынке постепенно выравнивается со спросом на них. Вследствие этого падают цены: чтобы продать товар, предприниматели вынуждены снижать их. Когда производство данного товара становится невыгодным, происходит отток предпринимателей из данной сферы экономической деятельности и перераспределение их личной энергии и капиталов в другую, еще не так насыщенную товарами (работами, услугами) сферу. Возможен и другой путь. Посредством рационализации и удешевления производства, использования менее дорогого сырья и рабочей силы предприниматель добивается того, что его издержки на изготовление того же самого товара снижаются. В результате он получает возможность продавать свой товар по более низкой цене, чем другие предприниматели, но иметь от этого прежнюю или даже большую прибыль. Или наоборот: предприниматель за счет использования передовых технологий, новых материалов и т.п. повышает качество производимого им товара по сравнению с другими аналогичными товарами и тем самым обеспечивает повышенный на него спрос. А с повышением спроса увеличиваются и цены, а значит, и прибыль, что служит основным стимулом дальнейшего повышения качества производимого товара. Из приведенных примеров, иллюстрирующих общеизвестный экономический закон спроса и предложения, видно, что в предпринимательской деятельности с ее инициативой, свободной конкуренцией и стремлением к прибыли заложен важнейший механизм саморегуляции рыночной экономики.

Таким образом, в современном обществе предпринимательская деятельность не является одним только средством личного обогащения предпринимателей, «погоней за прибылью». Подобное понимание было бы весьма упрощенным, односторонним и далеким от истины. Предпринимательская деятельность является необходимым условием непрерывного экономического развития, насыщения рынка необходимыми населению товарами, научно-технического прогресса, наконец, упрочения позиций государства в целом на международной арене.

Кроме того, налогообложение предпринимательской деятельности приносит немалый доход государству, которое затем перераспределяет полученные средства на социальные нужды, выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и т.д. Поэтому решение указанных, а также многих других важных экономических и социальных задач возможно лишь при условии правильного подхода к регулированию предпринимательской деятельности.

6 . Лицензирование

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 данного закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.

Смысл лицензирования заключается в том, что лицензирующие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий). В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

7 . Антимонопольное регулирование

Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Цель предпринимательской деятельности - прибыль, но, чтобы ее получать в условиях конкурентной борьбы, предприниматели должны производить лучше, а продавать дешевле, чем их конкуренты. Противоположность конкуренции - монополия (от греч. продаю один), т.е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг). Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.

Основой антимонопольного законодательства является норма п.2 ст. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Особенности антимонопольной политики в России

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

Предупреждение создания монополий;

Ограничение использования монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением, хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

В качестве одного из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Итак, не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественными монополиями считаются отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии являются предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.

Аналогичную практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого заработная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше средней по промышленности в 4-5 раз (в зависимости от региона страны и ценовой политики действующей там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке зарплат работники связи.

Для ослабления власти временных монополий над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

Запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;

Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

Поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена - качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед - два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Для того чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, я сочла необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

Монопольно высокая цена - это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка. Этот запрет на установление монопольных цен, по моему мнению, действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

Соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

Отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

Соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

Ценовые соглашения.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно контролируются:

Создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. минимальных окладов труда;

Ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

Лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

Одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

Лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. минимальных окладов труда, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

В целом, можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти и управления, как-то:

Заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

Самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

Совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

8. Стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, обеспечение их качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации. Государственное управление в области стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

Под стандартизацией понимается установление требований к товарам (работам, услугам) в целях обеспечения их безопасности, качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Обязательные требования к товарам (работам, услугам) устанавливаются государственными органами в государственных и отраслевых стандартах. Госстандарт России в лице его специально уполномоченных должностных лиц - государственных инспекторов и иные уполномоченные государственные органы осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Для выполнения этой функции им предоставлены властные полномочия, в том числе право налагать штрафы и запрещать реализацию продукции в случае ее несоответствия стандартам.

Единство измерений - это состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Деятельность государства, направленная на обеспечение единства измерений (государственный метрологический контроль и надзор), включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату этих средств, надзор за их выпуском, состоянием и применением, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм и др.

Сертификация представляет собой процедуру подтверждения компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных

законодательством, сертификация обязательна. Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на территории Российской Федерации возможна только при наличии специального документа - сертификата соответствия. Изготовители (продавцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сертификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия.

9. Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица

Участники гражданского оборота

Часть I Гражданского кодекса РФ делит участников гражданского оборота на следующие группы:

Физические лица, не являющиеся предпринимателями

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)

Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), российские и иностранные

Российская Федерация

Субъекты Российской Федерации

Иностранные государства

Международные организации

Субъекты предпринимательской деятельности

Применительно к предпринимательской деятельности, нас интересуют субъекты гражданского права, относящиеся к группам 2 и 3. Рассмотрим их поподробнее. Вступающий в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», относит к «субъектам малого предпринимательства»:

зарегистрированных в установленном порядке юридических лиц - некоммерческие (потребительские кооперативы, например ТСЖ) и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий)физических лиц, внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

крестьянские (фермерские) хозяйства. Перечисленные категории предприятий должны при этом соответствовать следующим условиям:

В их уставном капитале должно быть не более 25% участия государства, муниципальных образований, иностранных физических или юридических лиц, юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

250 человек для средних предприятий

100 человек для малых предприятий, в том числе 15 человек для микропредприятия.

Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год должны соответствовать предельным значениям, установленным Правительством РФ (на момент составления Справочника данные предельные значения пока не были установлены).

Отметим, что указанным Законом прямо установлено, что средняя численность работников определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного предприятия. Кроме того, в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Трудового кодекса РФ, субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели, численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек), имеют право заключать срочные трудовые договоры.

Субъекты предпринимательской деятельности

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Физические лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Основной чертой, характеризующей индивидуального предпринимателя, является полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде (ГК РФ, статья 46). В отличие от индивидуального предпринимателя, юридическое лицо имеет четыре характерных признака.

Первый - организационное единство. Конечно, юридическое лицо может иметь одного учредителя, и структура его может быть очень простой. Но, тем не менее, даже у такого юридического лица должно быть обязательно указание на то, кто (человек или группа людей) является органом юридического лица. Должен быть выделен высший орган, между структурными подразделениями должны быть распределены полномочия. Организационное единство закрепляется в учредительных документах, которые есть у каждого юридического лица - устав или учредительный договор.

Второй признак - имущественная обособленность. Юридическое лицо обязательно должно иметь закрепленное за ним и принадлежащее только ему имущество. Причем это имущество обособлено не только от имущества учредителей или участников, оно обособлено от имущества и других юридических лиц, государства, субъектов федерации и муниципальных образований. Сегодня для многих видов юридических лиц существуют нормы обязательного минимума имущества, которым необходимо обладать в момент создания или регистрации (уставный или складочный капитал). Для закрытых акционерных обществ, унитарных предприятий, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью минимальный размер уставного капитала составляет 100 МРОТ (десять тысяч рублей), для открытых акционерных обществ - 1000 МРОТ (сто тысяч рублей). В случае, если такой минимум не установлен, учредители несут дополнительно ответственность по долгам юридического лица (хозяйственные товарищества, учреждения).

Третий признак, отличающий юридическое лицо. Юридическое лицо выступает в гражданских правоотношениях от собственного имени, то есть как заключает сделки, так и выступает истцом и ответчиком в суде и арбитраже от собственного имени. В то же время, филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами, заключают сделки от имени того юридического лица, которое представляют по доверенности, выданной на имя руководителя филиала или представительства.

Четвертый признак - самостоятельная юридическая ответственность, то есть ответственность своим имуществом. По долгам юридического лица взыскание обращается на его имущество. Только в некоторых случаях, и то при невозможности удовлетворить требования за счет имущества юридического лица, можно обратить взыскание на имущество учредителя. Но это только после того, как исчерпаны возможности удовлетворить требования за счет имущества самого юридического лица.

Подобные документы

    Понятие и сущность монополии. Виды монополии. Особенности монополии в России. Становление антимонопольной политики в России. Основные направления антимонопольной политики в России. Система государственного регулирования естественных монополий.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2003

    Понятие и сущность монополии. Виды и механизмы функционирования монополии. Антимонопольное законодательство России, Федеральная антимонопольная служба и ее деятельность. Основные направления антимонопольной политики России в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2015

    Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика государства. Цели и показатели деятельности Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Понятие, задачи и содержание антимонопольной политики. Направления и основные цели антимонопольной политики и ее инструменты. Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России. Федеральная антимонопольная служба России, ее полномочия.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2015

    Проблема монополии и экономическая роль антимонопольного регулирования. Понятие, структура собственности и механизм реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь. Основные направления развития антимонопольной политики и реформирования.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Антимонопольная политика: понятие, сущность, типы. Три вида монополии: закрытая, естественная и открытая. Становление антимонопольной политики в Российской Федерации. Особенности функционирования антимонопольного регулирования в условиях мирового кризиса.

    реферат , добавлен 05.03.2014

    Исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и оценка эффективности системы антимонопольного законодательства России. Системный анализ антимонопольной политики РФ на федеральном и региональном уровнях государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    Понятие монополии и ее основные виды. Необходимость осуществления антимонопольной политики. Антимонопольная политика и особенности ее проведения в Республике Беларусь, характеристика путей ее совершенствования. Проблема нормативно-правовой базы.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2017

    Экономическая социология как специальная социологическая теория, иерархическая структура ее категорий. Метод экономической социологии, его особенности. Понятие социального механизма, специфика социальных механизмов регулирования экономических отношений.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Понятие монополии и ее отрицательные стороны. Особенности видов и форм монополий, причины их существования. Задачи антимонопольного законодательства. Направления и подходы к проведению антимонопольной политики. Принципы антимонопольной политики России.