Инвестирование

Планирование как основа успешного менеджмента. Планирование в менеджменте

3.3 Обработка и интерпретация данных

После прохождения группой испытуемых всех пяти диагностических методик, их анкеты, опросники и прочие материалы обрабатываются согласно указанным выше правилам. Для удобства и анонимности имена испытуемых заменяются буквами русского и латинского алфавита. В первую очередь подсчитываются баллы по шкалам Хорровица, Миссипской шкале и опроснику опросника посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна. Все готовые данные заносятся в сводную таблицу (приложение). Также отдельно заполняется таблица по шкале ОПТР и каждому из ее критериев. Каждая из характеристик: ОД - отношение к другим, НВ - новые возможности, СЛ - сила личности, ДИ - духовные изменения, ПЦ - повышение ценности жизни имеют свои нормативные значения, говорящий о низкой, средней или высокой степени развитости данного фактора (приложение). А суммарный бал выражает степень постратравматического роста человека. Соответственно, чем выше балл того или иного фактора, тем выше общий посттравматический рост (приложение).

Фактор «отношение к другим». Человек стал больше рассчитывать на других людей в трудную минуту, испытывать большую близость с окружающими, более охотно выражать свои эмоции. У него появилось больше сострадания к людям, он стал тратить больше усилий на налаживание взаимоотношений с людьми, чаше признавать, что нуждается в других людях, более высоко ценить их.

Фактор «новые возможности». У человека появились новые интересы, он направил свою жизнь по новому пути, у него появилась уверенность, что он может сделать свою жизнь лучше; у него появились возможности, которые не были доступны раньше. Он с большей вероятностью попытается изменить то, что нуждается в изменении. Фактор «сила личности». Человек стал чувствовать большую уверенность в себе, лучше понимать, что может справляться с трудностями. Он в большей степени способен принимать вещи такими, какие они есть, обнаружил, что он сильнее, чем полагал.

Фактор «духовные изменения». Человек стал лучше понимать духовные проблемы, стал более религиозным.

Фактор «повышение ценности жизни». У человека поменялись жизненные приоритеты, он стал гораздо лучше понимать ценность собственной жизни, теперь он больше ценит каждый день своей жизни. Таким образом, испытуемые с высоким суммарным баллом ОПТР характеризуются следующими чертами. После бедствия у них изменяется отношение к другим людям в сторону большей открытости, позитивности, сострадания. Появляется ощущение новых возможностей, новых интересов, желание изменений. Они начинают чувствовать большую уверенность в себе, чувствовать силу, чтобы справляться с трудностями. Они начинают лучше понимать духовные проблемы других людей. В целом у них повышается ценность жизни вообще и каждого момента жизни в частности. Так, по приложениям 12-13, мы можем судить о том, что у подавляющего большинства участников показатели посттравматического роста достаточно высокие и средние: так почти у половины военных - 46% (14 человек) высокие показатели посттравматического роста, у 40% - средние, и лишь у 14% - низкие и очень низкие баллы (рисунок 5). Идеальным можно назвать показатели участника Л - максимально возможные баллы по всем факторам, а также участника И. Наиболее отрицательные результаты наблюдаются у испытуемых под буквами Д, М и L.

Динамично развиваются факторы новых возможностей и переоценки жизни, в то время как отношение к людям улучшается незначительно. Можно говорить и о том, что остальные факторы сильно зависимы от силы личности. Мы придерживаемся того мнения, что она и в дотравматическом периоде была значительной, что гарантировало хорошую смысловую работу личности и стало залогом развития стойкости и роста.

Результаты тестирования военных по опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна в процентном выражении По шкале Хоровица от 0 до 8 баллов - свидетельство минимального влияния травматического события на человека, от 9 до 25 - средняя степень уязвленности травмой, 26-43 - умеренно сильное влияние травмы на личность, свыше 44 баллов - сильное травматическое влияние, вызывающее расстройство. Руководствуясь этим и вернувшись вновь к сводной таблице в приложении 12, мы можем видеть, что у большинства военных - 77% или 23 человека имеет место выраженная сильная степень влияния травматического события, что подтверждает наличие у них расстройства. Максимально сильно повлиял экстремальный, ставший травматическим, военный опыт на участников У и L, а меньше всего подверглись психологической и смысловой травматизации участники Л и К.

Результаты тестирования военных по методу шкалы влияния травматического события Хоровица.

Для того, чтобы убедиться в объективности результатов тестирования по методике Хоровица, можно в том же приложении проанализировать баллы по Миссипской шкале травматического боевого опыта. Градация данной шкалы в нашей стране адаптирована Тарабриновой Н.В.. Согласно ей суммарный балл до 70 говорит о минимальном влиянии травматического опыта либо о его отсутствии. Свыше 70 баллов - сильное влияние события, а свыше 153 баллов - очень сильное влияние травматического опыта. Согласно этой градации у 86 % или 26 человек наблюдается сильное травматическое влияние у 14% - очень сильно выраженное влияние травмы. Однако, следует помнить, что нет участников с баллами ниже 70, что говорило бы об отсутствии у них травмы и расстройства, точно также, как и по шкале Хоровица не было баллов в пределах от 9 до 25. Значит, у большинства военных умеренное сильное или сильное влияние травматического события, а значит все они подвержены расстройству той или иной тяжести, но с различным потенциалом посттравматического роста. Для того, чтобы глубже понять мотивационную срезу участников, их смысловую работу и возможности посттравматического роста, необходимо на завершающем этапе обработать и проанализировать данные нарративных интервью и анкет методики незаконченных предложений. Первые три шага в анализе нарративного интервью нами уже выполнены. Переходим сразу к 4 шагу - анализу знаний тестируемых. В большинстве интервью - 26, мы обнаруживаем, как и в первом, проведенным с участником А, что военных с экстремальным опытом хорошо осознают свою ситуацию, обладают достаточными знаниями для борьбы с расстройством и посттравматического роста. Они способны без затруднений проанализировать сильные и слабые стороны своей личности, найти возможные пути выхода, помочь своей реабилитации.

На 5 этапе анализы, проводится сравнение всех тридцати интервью. По принципу «минимального» контраста мы находим совпадения в главных травмирующих событиях: гибели друзей, как в первом случае, - 6 интервью, тяжелых ранениях - 10 интервью, плене - 5 интервью. Принцип «максимального» контраста раскрывает картину биографического проекта военнослужащих, укладывающийся в схему поступление на службу - карьера в мирное время - военные события - травма - отставка или временный перерыв на реабилитацию.

Шестой, завершающий шаг, довершает модель жизненного опыта исследуемых. Типическая биографическая модель военнослужащих это служба разделенная на три периода, до, во время и после участия в военных действиях в Чечне. Подтверждается темпоральность ременных отношений прошлого, настоящего и будущего, в котором и происходит смысловое изменение, приводящее к травме. Но в тоже время смысловые трансформации нарраторов близки к образу «мудрецов», что говорит о высоком потенциале посттравматического роста у большинства из них. Главная сфера проблематичности - избавление от расстройства, переход от переживания к проживанию и нормальному существованию. В структуре перехода раскрывается эндонарратив в прошлом, экзистенциальный нарратив экстремального опыта, и мезоннаратив постэкстремального опыта. В этом мезанарративе военные приходит к переосмыслению ценности жизни, раскрытию самореализации в семье или на ином мирном поприще. Подобные процессы отражаются и в анкетах незаконченных предложений. 60 % или 18 человек хотят излечения от расстройства, перехода к нормальной полноценной жизни. Почти столько же мечтают о продолжение военной карьеры или другом любимом занятии. Надеются, что смогут справиться с психическим дискомфортом, наладить отношения с окружающими - 70%. Больше половины конструируют позитивной образ личного будущего. Итак, диагностический эксперимент показал, что все военных подвержены посттравматическому стрессу и расстройству, при этом у 77-86% сильно выражено влияние травматического события. Однако 86% от всего числа исследуемых имеют средний или высокий показатель посттравматического роста, 86% хорошо осознают свое положение и, как, показал, нарративный анализ знают способы преодоления расстройства, 70% имеют уверенную надежду. В их смысловой сфере происходят положительные трансформации, и есть возможность к переходу от расстройства к росту в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому после проведения курса реабилитации у половины группы, мы проведем контрольный эксперимент для подтверждения или опровержения нашей гипотезы о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию.


Защита, обеспечение с помощью органов самоуправления, военных комиссариатов получения социальных благ, установленных законодательством. Таким образом, специализированные центры по социально-психологической реабилитации участников боевых действий играют важную роль в разрешении данной проблемы. Заключение Проблема социально-психологической реабилитации и адаптации человека к условиям жизни и...Особенности психологических последствий травматического стресса у экстравертированных и интровертированных участников боевых действий

Объект и предмет исследования Объектом данного исследования явилось посттравматическое стрессовое расстройство. Предметом исследования - особенности психологических последствий травматического стресса у экстравертированных и интровертированных участников боевых действий. 2.1.3 Цель, задачи и гипотезы исследования Целью исследования является выявление особенностей психологических последствий...

Различий в возрасте, образовании, а также характере боевого опыта. Симптоматика ПТСР в группах адаптированных и дезадаптированных участников боевых действий Результаты клинической диагностики ПТСР представлены в табл. 2. В группе «адаптированных» 91.9% ветеранов никогда не имели посттравматической симптоматики. Частичное текущее ПТСР было выявлено у двух человек (5.4%), полное ПТСР в прошлом – ...

Интерпретация - это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных явлений (или чаще их классов), составляющие содержание данных понятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Интерпретация является обычно составной частью процедур социологического наблюдения (если оно формализовано и осуществляется по определенной программе) или измерения. По своей основной направленности (от содержания понятий к эмпирическим явлениям).
В отличие от дефиниций, контекстуальных понятийных связей (логических методов раскрытия содержания понятия, его интенсио- нала), эмпирическая интерпретация, как и концептуализация, имеют практическую природу, иначе говоря, их эффективность может быть обоснована лишь последующими шагами исследователя, в конечном счете - результатами всего исследовательского цикла. Для ин-терпретации (или концептуализации) не может быть построена дискурсивная логическая последовательность действий, поскольку сама суть этих операций заключена в выходе за пределы логических связей. Тем не менее интерпретация может иметь более или менее развитую логическую часть, обычно предваряющую собственно практические шаги или действия. Степень развитости логического механизма интерпретации зависит от уровня абстрактности и степени общности понятий, вида эмпирического исследования, накопленного исследовательского опыта, стандартизации инструментов наблюдения или измерения. Практический механизм интерпретации уточняется на программной стадии исследования. При подготовке инструментов формализованного наблюдения или измерения определяется состав индикаторов, служащих эмпирическому обоснованию понятий, способ обоснования (методы записи, контроля и преобразования информации, методы анализа), характер разделения труда между исследователем, вспомогательным персоналом (интервьюер, наблюдатель, счетчик, эксперт, кодировщик, программист) и респондентом (если используется саморегистрация).
Отношение между содержанием понятия и его эмпирическими индикаторами в гносеологическом плане раскрывается в диалектике общего и специфичного, абстрактного и конкретного. Любой набор индикаторов данного понятия рассматривается как выборка из всех возможных его индикаторов (универсума индикаторов, предметной области понятия, его экстенсионала). Индикаторы делятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, косвенные, или сопутствующие, делают это в силу известной (практически доказанной) связи с интересующим исследователя свойством.
Для многих областей социальной реальности прямые индикаторы либо отсутствуют (субъективный мир, явления индивидуальной психики, общественного сознания, традиционных общественных институтов и культуры), либо в силу своих масштабов выходят за пределы возможностей индивидуального наблюдения и подлежат косвенному измерению (степень бюрократизации общества, уровень преступности и т.п.). Эти обстоятельства, а также зачастую неопределенность классификации индикаторов на прямые и косвенные в социологии приводят к необходимости использования множества индикаторов при интерпретации ставят проблемы взаимозаменяемости индикаторов, их разной валидности. Отражением этих методологических проблем является стратегия особых средств измерения (тестов, индексов, шкалирования) в психологии, социологии и др. науках, а также особые требования к сравнительным, повторным и т.п. исследованиям, где возникает проблема сопоставимости данных /4/ . В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на стати-стический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов.
Таким образом, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысловое содержание. Кроме того, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения. Поэтому социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.
Литература
См.: Процесс обработки данных анкетных опросов на ЭВМ. М., 1986;
Энциклопедический социологический словарь. М., 1995, с.459-460.
См.: Основы прикладной социологии. М., 1996, с.88.
Там же., с.89, 94-99.
Энциклопедический социологический словарь. М., 1995, с.235-236.

Еще по теме 3.3. Интерпретация полученных данных:

  1. Способы анализа и интерпретации данных, получения эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций

Термин "планирование" (от лат. planus - ровный, плоский) в управленческом контексте означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период, работу с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения. План трактуется так же, как замысел, предусматривающий ход развития чего-либо.

Планирование часто трактуется как процесс принятия на перспективу решения о том, что, кем и когда должно быть сделано (рис. 3.1). Именно в ходе планирования определяют все задачи но достижению целей организации.

Рис. 3.1.

Планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. По своей сущности планирование представляет процесс определения целей организации, а также путей, способов и средств достижения намеченных целей . Основополагающая задача планирования состоит в том, чтобы помочь предприятию достичь его цели. Все другие цели занимают подчиненное положение в отношении нее.

Выбор целей - первое и самое существенное решение при планировании. Их обычно несколько. Основная, главная цель организации - причина ее существования - называется миссией организации. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения и конкретизации целей на разных уровнях управления. Цели вырабатываются и уточняются на основании этой миссии. Они являются критериями для всего последующего процесса принятия управленческого решения.

Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов - без концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника (как частного, так и общественного), если он не перепоручает целиком другим лицам управление объектом собственности. Особое место занимает плановая функция в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными процессами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но в то же время не могут быть в стороне от планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Важнейшая задача государства - определение национальных и региональных приоритетов, целей социально-экономического развития, поиск и привлечение ресурсов, формирование социально-эффективных механизмов мотивации активной жизнедеятельности общества и его основных слоев. Такие задачи реализуются через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов, как правило, с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

Процесс планирования может быть эффективным, а инвестиции, вложенные в него, могут быть оправданными, если планирование опирается на соответствующие принципы. Принципы планирования выражают совокупное действие системы законов развития объекта и практики планирования, определяют цели и задачи, направление и характер составления, возможности выполнения и проверки выполнения планов.

Впервые общие принципы планирования были определены одним из основоположников теории менеджмента А. Файолем. В качестве таковых он отмечал пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной трактовке основные принципы планирования состоят в следующем:

  • 1. Обеспечение единства общегосударственных интересов и самостоятельности субъектов хозяйствования.
  • 2. Научная обоснованность и эффективность управленческих решений.
  • 3. Единство и комплексность прогнозов, планов и программ.
  • 4. Стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.
  • 5. Обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев.
  • 6. Единство процесса разработки, выполнения и контроля принимаемых планов и программ.

Процесс планирования требует не только методологического, но и методического обеспечения. Методика планирования представляет собой систему методов и приемов разработки анализа и обоснования взаимосвязанного комплекса прогнозов, программ и планов, расчетов плановых показателей в их взаимосвязи друг с другом.

В процессе планирования решаются различные задачи: простые и сложные, экономические и социальные, качественные и количественные, текущие и перспективные и т.д. В связи с этим при планировании используются различные методы и приемы анализа, разработки прогнозов, программ и планов.

К основным методам планирования относятся следующие: экспертные, методы социального анализа, методы прямых технико-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-математические методы и модели, программно-целевой метод, метод системного анализа, прогностические гипотезы, динамическая корреляция и т.д.

В процессе планирования для реализации методологических подходов и принципов, методов планирования необходима сложная, динамичная система плановых показателей. Эта система включает в себя ряд подсистем, специфика которых определяется на основе классификационного признака - уровня объекта планирования в иерархической системе национального хозяйственного комплекса страны.

Выделяются следующие подсистемы плановых показателей :

  • o развития национального хозяйственного комплекса страны в целом;
  • o развития региональных хозяйственных комплексов;
  • o развития отраслей народного хозяйства;
  • o развития субъектов хозяйствования различных форм собственности (предприятий и их различных объединений).

Для обслуживания сложной системы планирования используется множество показателей: конечных и промежуточных, натуральных и стоимостных, качественных и количественных, технико-экономических и социально-экономических, директивных, расчетных, информационно-справочных и т.д.

Чтобы показатели планирования выполняли свою функцию - выражали меру развития того или другого социально-экономического процесса в обществе, - необходимо обеспечивать их соответствие определенным требованиям. К ключевым требованиям относятся следующие:

  • o обеспечение единства и обязательности определенных показателей для данного уровня объекта планирования;
  • o сопоставимость показателей;
  • o использование такой системы показателей, которая дает комплексную количественно-качественную характеристику функционирования и развития планируемых объектов;
  • o отражение изменений в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;
  • o ориентация объектов планирования на устойчивое поддержание рациональных динамичных пропорций и рост эффективности функционирования планируемых объектов;
  • o поддержание устойчивой конкурентоспособности планируемых объектов на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном).

Планирование является одним из важнейших рычагов управления производственными предприятиями. Методы планирования должны быть обусловлены требованиями экономических законов и отражать развитие и особенности производства.

Планирование на производственных предприятиях представляет единство трех взаимосвязанных видов планово-экономической деятельности :

  • o технологического планирования, определяющего характер и порядок технологических воздействий на предмет труда с помощью тех или иных средств производства для получения продуктов определенных свойств;
  • o технико-экономического планирования, определяющего показатели и порядок использования в планируемом периоде средств производства и трудовых ресурсов, выделенных цеху, участку, бригаде, и ожидаемые результаты их деятельности;
  • o оперативно-производственного планирования, определяющего конкретный порядок решения задач плана предприятия в пределах суток, смены, часа; методику контроля выполнения плана (календарные графики работы предприятия, порядок проверки их выполнения).

Существуют многочисленные формы планирования. Планирование охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-техническую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т.д. Формы планирования обусловлены как сферой деятельности, так и уровнем управления (общегосударственный, региональный уровни, уровень управления субъектами хозяйствования - предприятиями и организациями, их объединениями).

Рис. 3.2.

Формы планирования определяются и спецификой видов экономической деятельности - производственной, коммерческой, инвестиционной, маркетинговой и др. (рис. 3.2).

ЛЕКЦИЯ VII

Принципы педагогического сотрудничества

1. Педагогика сотрудничества изменяет взаимоотношения, взаимодействия педагога и учащихся в сторону их очеловечивания, партнерства, взаимоуважения, взаимных требований.

2. Педагогика сотрудничества способствует учению без принуждения, т.к. снимает чувства страха у учащихся перед учителем на уроке

3. принцип трудной цели

4. принцип опоры

5. принцип свободного выбора

6. принцип опережения

7. принцип самоконтроля

8. принцип личностной заинтересованности ребенка.

Вопросы:

1. Роль планирования в деятельности организации и его основные составляющие.

2. Процесс планирования и его содержание.

3. Оперативные и стратегические планы.

I. Роль планирования в деятельности организации и его основные составляющие . В настоящее время эффективная деятельность любой организации невозможна без заранее тщательно отработанной системы планов. Система планов включает документы для компании в целом, на различные сроки по всем важнейшим составляющим работы (оперативные, среднесрочные и стратегические; производственные, развития персонала, финансовые и др.) для различных структурных элементов (подразделений, групп и даже отдельных сотрудников).

Планирование – процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Планирование является неотъемлемой частью менеджмента, и его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для их достижения. В свою очередь, планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу деятельности, и возможные варианты их решения.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации и ее участников. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование рынка, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.



Планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, так как призвано сформулировать цели и задачи организации, пути и средства их достижения. Планирование преследует две цели – защитную и афирмативную.

Защитная цель планирования состоит в том, чтобы преодолеть условия неопределенности и свести риск к минимуму, обеспечить баланс интереса участников.

Афирмативная цель планирования состоит в том, чтобы увеличить масштабы успеха организации и предпринять координированные усилия внутри организации.

Таким образом, отсутствие планирования влечет за собой отсутствие координации и недееспособность предприятия. Поэтому одним из важнейших преимуществ планирования является то, что оно помогает менеджерам выработать в себе такое качество, как ориентация на будущее.

Другим несомненным преимуществом хорошо обоснованной программы планирования является возможность координации управленческих действий. В целом планирование – это первостепенная функция менеджмента, которая предшествует всем остальным.

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.

Прогнозирование – это метод научно-обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей средой. Важнейшее условие прогнозирования – моделирование различных ситуаций и состояний системы в течении планируемого периода времени. Задача программирования – исходя из реальных условий функционирования системы, запрограммировать ее перевод в новое заданное состояние.

II. Процесс планирования и его содержание. Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основные стадии:

Разработка стратегии деятельности организации (стратегическое планирование);

Определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальных этапа расчетов:

Постановка задачи планирования (включает формирование цели и анализ проблемы планирования);

Разработка плана (предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации; оценку вариантов и принятие планового решения);

Реализация планового решения (заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде заданий, нормативов, показателей).

Можно выделить следующие ступени, процесса планирования в хозяйственной организации:

Обнародование целей предприятия;

Составление перечня альтернативных путей достижения этих целей;

Обоснование, разработка аргументов;

Выбор наилучшей альтернативы для достижения цели;

Разработка плана реализации выбранной альтернативы;

Начало практической реализации плана.

Действия, связанные с функцией планирования, можно разделить на несколько основных стадий:

Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, где результатом является система планов;

Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели управленческой деятельности организации в целом;

Контроль и оценка результатов. На этой стадии происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельностиорганизации. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации. Проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее, определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

Что организации удалось сделать, реализуя свои планы;

Каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

Стратегический план является ориентиром для, принятия решений на более низких уровнях; общие цели организаций, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов, более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования. Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие, организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства, использование вертикальных или горизонтальных стратегий интеграции с другими организациями и т. д. Оборонительные планы нацелены на удержание фирмой своих позиций на рынке и предупреждение банкротства организации.

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности организации. Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана.

Характерной для хозяйственной организаций является разработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Проекты отличаются от программ тем что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т. е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки.

Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план, организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов - планов.

Планы различаются по: целям; предмету; уровню; содержанию и периодам планирования. Каждый вид планирования отличается составом их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование.

Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет. Оперативное планирование заключается в поиске согласования наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации; имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой, например, прибыли, доходов, объемов продаж и пр.

Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии.

Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации.

Объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрепления планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущее тактическое (до 1года) и перспективное (более года).

Временная ориентация идей планирования . Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования: реактивное (нацелено только в прошлое), инактивное (приспособлено только к настоящему), преактивное (нацелено только в будущее) и интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех лучших идей планирования.

III. Оперативные и стратегические планы . При разработке планов на каждый очередной год функциональной деятельности организации факторы внешней среды рассматривают изменяющимися в определенных пределах, что учитывается при осуществлении прогнозирования.

Циклы ежегодного планирования и уточнения планов не могут быть эффективными и результативными для организации, если они не связаны со стратегическими планами организации.

Стратегическое планирование и стратегические планы отличаются от ежегодных тем, что если в годичных планах основную роль играет исходное состояние, то при стратегическом планировании весь процесс следует начинать с формулирования того желаемого «образа» (плана) организации (vision), которого целесообразно и необходимо достичь.

При стратегическом планировании необходимо учитывать возможность значительных и различных изменений во внешней среде. Возникает необходимость учесть, что и как должно изменяться во внутренних факторах, чтобы организация была в состоянии реализовать свои стратегические планы. Необходимо учитывать и потребность в нововведениях. Все вышеперечисленное должно согласовываться с той «миссией» организации, которую она реализует и собирается реализовывать на рынке производимых ею товаров и/или услуг.

Основные элементы стратегического планирования можно представить в виде ряда основных блоков:

Определение желаемого образа фирмы;

Соотношение плана организации и миссии организации;

Стратегические цели и возможности;

Анализ внешней среды;

Анализ внутренних факторов;

Анализ возможных стратегических альтернатив;

Выбор и формулировка стратегии;

Порядок реализации и оценка стратегии;

Основные этапы по срокам;

Возможные бюджетные потребности;

Рассмотрение основных блоков процессов оперативного и стратегического планирования показывает не простое увеличение их числа и усложнение самого процесса планирования, но и изменение акцентов с внутренних факторов на внешнюю среду.