Инвестирование

Обзор и краткая характеристика традиционных ремесел китая. Народные промыслы россии и китая

Китайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством создал множество известных всему миру изделий художественного ремесла. С древнейших времён, из века в век, из поколения в поколение передавались навыки и секреты изготовление изделий из различных пород камня, дерева, из глины и лака, производство тканей и вышивок.

Китайский фарфор являлся валютой и монополией для Китая. Подлинная заслуга изобретения фарфора принадлежит мастерам средневекового Китая. В Эпоху Тан появились первые изделия из фарфора, получившие быстрое распространение. Фарфор воспевался поэтами, почитался как драгоценность. Каждый из фарфоровых предметов Китая глубоко продуман, исполнен не как предмет ремесла, а как самостоятельное художественное произведение, выполненное с таким же вдохновением, свободой и смелостью, как и произведения живописи этого времени.

Выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся животных, птиц и плодов. Позже подобные зеркала изготовлялись из серебра, покрывались тончайшим слоем золота, инкрустировались перламутром и драгоценными камнями.

Китай известен своей прекрасной, высококачественной керамикой. Веками китайские мастера совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий. Один из самых знаменитых видов такой техники - минская подглазурная синяя роспись. Вещи, выполненные в этой технике, ввозились в огромных количествах в Европу начиная с XV в. Другой известный стиль - трехцветная танская керамика. Здесь применялись свинцовая глазурь 3-х цветов для создания броских размытых узоров.

В древнем Китае из бронзы делали прекрасные ритуальные сосуды и оружие. Эта круглая накладка, датируемая эпохой Шан, возможно, украшала сбрую или щит. Позже, примерно в VI в. до н.э., китайцы освоили железное литье. С тех пор государственные литейные мастерские выпускали железо и даже сталь в больших объемах. Древнекитайскую бронзу можно отличитьсразу по узорам и формам. Сосуды изготовлялись отливанием металла в специальные глиняные формы. На таких сосудах можно было встретить драконов и других мистических животных. Такие сосуды подчас достигали веса в 600кг.

Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани “кэ-сы” (резаный шёлк) особенно близки живописи этого времени. Узоры этих тканей создавались по образцам известных художников. Кэ-сы отличается по виду необычайной мягкостью, нежностью, какой-то особенно драгоценной зернистой матовостью фактуры. Лёгкие птицы на ветвях, пейзажи; распускающиеся бутоны нежно-розовой сливы мэйхуа - основные мотивы, изображённые в кэ-си.

Шелк в Китае производят с 3000 г. до н.э. В империи этим занималась налаженная государственная промышленность.

Ремесленники производили шелковые ткани всевозможных расцветок и огромных количествах. В эту роскошную материю одевались ученые, чиновники и императоры.

В Европу и Азию ее везли по Великому шелковому пути. "Китайские мотивы" - шелк, холодный батик. Гармонизирующе воздействует на все системы организма.

Имеет тонизирующий и омолаживающий эффект. Рекомендуется при переутомлении и головных болях.

Сергеева К.А.

Студент группы МО-07-2

Читинский Государственный Университет

Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая

Значительное место в художественной культуре Китая минского периода занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора. Чистота и белизна фарфоровой массы, благородство форм и блеск глазури выдвинули китайский фарфор на первое место в мире. С 15 века для украшения фарфоровых изделий стала применяться подглазурная роспись синим кобальтом, которая позднее стала сочетаться с многокрасочной росписью надглазурными красками, что позволило создавать богатые и сложные композиции на изделиях из фарфора. В провинции Фуцзянь стали изготавливать изделия из молочно-белого фарфора, среди которых особой изысканностью формы отличались небольшие статуэтки и полупрозрачные чаши, таким произведением искусства является и статуэтка буддийского божества Гуаньинь.

Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перегородчатых и расписных эмалей, сложная техника производства которых требовала от мастеров больших знаний и опыта. Сосуды из перегородчатой расписной эмали служили курильницами, вазами для цветов, чашами и т. п. Изделия 15-17 вв., покрытые художественной эмалью, украшали императорские дворцы и жилища феодальной знати, позднее их начали вывозить в Западную Европу, где они пользовались большой популярностью. Широкое применение в быту в этот период получают изделия из красного резного лака. Нанесенный послойно на предмет из дерева, металла или бумажной массы сок лакового дерева представлял собой идеальную поверхность для резьбы. Мебель, коробки для сладостей и украшений, подносы украшались сложными многофигурными, рельефными композициями или тонкими рисунками орнаментального характера. В вышивках минского периода, как и в других видах народного творчества, наряду с высоким мастерством всегда можно увидеть живое, оптимистическое начало. Даже в изображении буддийского святого (архата), вышитого цветной гладью, замечательно передан образ старика, который, хитро улыбаясь, нашивает заплату на свой старый плащ.

Китайские лаки

Декоративно-прикладное искусство Китая представлено множеством различных ремесел, локальных промыслов и техник. Однако наиболее представительными его разновидностями справедливо считают лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство.

Лак является одним из древнейших производств Китая: фрагменты изделий с лаковой поверхностью обнаружены среди неолитических археологических материалов. Разного типа предметы – посуда, похоронные принадлежности (гробы) – изготавливались в иньскую эпоху, причем в различных техниках.

Лак – вещество органического происхождения, получаемое из сока специфической китайской разновидности деревьев семейства анакардиевых (сумак, или шмак). Эти деревья растут в горах на высоте от 900 до 2000 м над уровнем моря и на территории большей части Китая. На сегодняшний день в КНР насчитывается 161 лакодобывающий и лаковоспроизводящий центр. Тем не менее, в древности лаковое производство развивалось преимущественно на Юге, в первую очередь в царстве Чу.

Технология приготовления лака включает в себя сбор сока «лакового дерева» (осуществляется почти точно так же, как сбор каучука на плантациях каучуковых деревьев), его обработку и добавление в него красителей, получаемых из минеральных веществ – киновари, кальция, марганца, железа, мышьяка (для желто-золотистого цвета). Лак обладает уникальными природными свойствами: покрытые им изделия долговечны, тверды, прочны, не боятся кислот и щелочей, выдерживают температуру до 200-250 градусов и водонепроницаемы. Лак может наноситься на самые разные основы: металлическую, деревянную, шелковую и бумажную и использоваться для покрытия различных типов и категорий изделий – от кухонной утвари до боевого снаряжения (щиты, ножны для мечей, колчаны для стрел). Он также широко используется в интерьере и архитектуре (покрытие внешних архитектурных деталей – карнизов, дверных створок, колонн).

По технологии производства и особенностям декорирования лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный. Расписной лак – это роспись, выполненная лаковыми красками и покрытая бесцветным лаком. Резной лак – резьба по лаку, точнее по его слоям, которые один за другим наносятся на основу в количестве от 38 до 200. Резной лак обычно бывает красного цвета, однако и он допускает изготовление полихромных изделий: на основу наносятся слои разного цвета, а затем резьба ведется с учетом открывающихся слоев.

Инкрустированный лак изготовляется почти точно так же, как и резной, т.е. путем резьбы по лаковым слоям. В технике инкрустированного лака могут изготовляться различные типы и категории изделий. Особенно широко она применялась в мебельном деле.

Шелкоткацкое производство

Шелководство и шелкоткачество, изобретение которых приписывается традицией божественным персонажам, тоже были уже известны, судя по археологическим материалам. Особой масштабности и технологического совершенства шелкоткачество достигло в ханьскую эпоху. Многие типы китайских шелков, например, атлас и парча, появились именно в 7-8 вв.

Наибольшего технико-художественного совершенства и разнообразия видов продукции китайское шелковое производство достигло в 15-18 вв. Тогда же окончательно сложились наиболее авторитетные его центры: главным центром изготовления парчовых шелковых тканей традиционно считается Нанкин, газовых тканей – Сучжоу, а основным центром всего местного шелкоткацкого производства – Ханчжоу, где изготавливаются лучшие, с точки зрения китайцев, шелка.

Фарфор

Слово «фарфор» - персидского происхождения и означает «императорский». В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий. В самом же Китае фарфор является не более как одной из разновидностей местной керамики: его оригинальное терминологическое обозначение – «глазированная каолиновая глина».

Производство фарфора включает в себя следующие технологические операции: 1. приготовление теста: глина промывается, «фарфоровый камень» мелко дробится, после чего они смешиваются в специальной пропорции. Из этих же компонентов приготавливается и глазурь; 2. формирование черепка (т.е.самого изделия); 3.сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при температуре в 600 градусов; 4. глазурирование и роспись.

Из фарфора изготавливались посуда, декоративные предметы, предметы мебели (китайские бочкообразные табуретки), спальные принадлежности, и даже архитектурные детали.

Декоративно-прикладное искусство вобрало в себя весь художественный опыт Китая: роспись на фарфоре, узоры на тканях, резьба по лаку, - все они воспроизводят собою универсальные для культуры китайской цивилизации образно-символические ряды. Поэтому каждое изделие декоративно-прикладного искусства выступает полноценным представителем национального культурного богатства.

Список литературы

    Г.В. Гриненко, Хрестоматия по истории мировой культуры: 3-е изд. – М.:высшее образование, 2005. – 940 с.

    К.Н. Гоголев, Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. – М.: - Издательский центр АЗ, 1997. – 312 с.

    Н.А. Виноградова, Искусство Китая, Издательство «Изобразительное искусство», 1988 г.

    История культуры Китая. 3- изд., издательство «Лань», 2003. – 416 с.

Сергеева К.А. Декоративно-прикладное искусство и ремесла Китая // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: (дата обращения: 29.03.2019).

КОММЕНТАРИИ К ПУБЛИКАЦИИ - 8

Кузьмина Мария Дмитриевна

В даннной работе полностью раскрыта тема доклада,представленны интересные данные о искусстве и ремеслах Китая,сформулированы выводы.Автор смог грамотно, последвательно и доступно изложить информацию.

Сапунова Полина

Мне в работе Сергеевой К.А. больше всего понравилось то, что материал изложен довольно таки кратко, но информативность от этого совершенно не страдает. Ведь такую емкую тему, как "декоративно-прикладное искусство Китая" сложно изложить на нескольких страницах, однако у автора это очень хорошо получилось. Эта работа - хороший пример иллюстрации русской поговорки "краткость - сестра таланта".

Чупина Татьяна

Чупина Татьяна

Прочитав статью, я открыла для себя много нового о Китайском фарфоре, шелкоткатцком производстве, об исскустве украшения коробок, мебели. Статья изложена граммотно, последовательно, и что немало важно очень интересная.


Работая в нашей компании Вы получаете:

Соблюдение трудового кодекса
- Полный соцпакет, оплачиваемый отпуск, больничный, санаторий.
- Каждый наш сотрудник на дому гарантированно получает высокий доход. руб. в день.
- Гарантированные стабильные выплаты заработанных денег.
- Выплаты происходят ежедневно на банковские карты или электронные кошельки.

Пройдите регистрацию на нашем сайте. > airline.zarplatt.ru
Без вложений, опыт и профессиональные навыки не требуются!

«Культура Древнего Китая» - Плафонная роспись. Ритуальный сосуд «гуй». Лаковая погребальная урна. Шелкография. Сосуд для вина в форме дракона. Конфуций. Скапулимантия. Иньский сосуд. Даосизм. Рельефы. Множество различных философских течений. Самая древняя из известных в Китае картин. Компас. Степени искажения ступни. Глиняная модель многоэтажного дома.

«Художественная культура Древнего Китая» - Стена слез. Конфуций. Поднебесная империя. Лао Цзы. Древнекитайский традиционный оркестр. Мастера. Считалось, что все, что имел человек при жизни, он должен иметь после смерти. Учение Лао Цзы. Путь. Каким образом можно достичь «дао». Китай. Копии домов. Контрольный тест. Музыка. Музыка древнего Китая.

«МХК Китай» - Общий вид III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Павильон Дачэндянь в храме Конфуция V в. до н.э. Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай. Ездовой III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Мхк. Кавалерист и конь III в. до н.э. Из гробницы Цинь Шихуанди, Китай. Дракон III в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Золото.

«Архитектура Древнего Китая» - Храмы Пекина. Даяньта. Янцзы. Здание, которое всегда стояло отдельно. Круглые террасы алтаря. Великая китайская стена. Желтая река. Садово-парковое искусство. Пекин. Территория. Архитектура. Зубцы и дорога. Древний Китай. Каждый китайский город. Древние китайцы. Запретный город. Пагоды. Парк Бейхай.

«Живопись Китая» - Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи. Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия. Природа. Китайские художники передавали не столько очертания гор. Органическое слияние поэзии и живописи. Ли Цинчжао. Жанры китайской живописи. Люблю однообразную мечту в созданиях художников Китая.

«Китайское искусство» - Художественная культура Китая. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Лао-цзы. Конфуций. Темы для сообщений. Даосизм. Ли Кан. Иероглиф «Жизнь». Галерея Фрир, Вашингтон. Конфуцианство. Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Бамбук. Тушь по бумаге. XIII в. Живопись Китая.

Всего в теме 10 презентаций

Издавна славились искусства и ремесла Китая. Произ­водство многих ремесел было массовым. Бронза, яшма, шелк, фарфор, лак - предметы роскоши, являющиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепрода­вали готовую продукцию. Ремесленники пользовались уважением. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, потом ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для земле­владельцев, оружие для солдат.

Китай известен прекрасной высококачественной керами­кой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончар­ной глины. Китайские мастера веками совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий.

В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелково­му пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди пер­выми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появилисьдве тысячи лет назад. Ремесленники про­изводили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань первоначально использовали им­ператоры, чиновники, ученые.

Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, ко­торые плели каноны из тончайших шелковых нитей. Да­лее нити окрашивали разными цветами и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.

Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.

Важнейшими изобретениями китайцев были бумага и печатное дело. Китайская письменность - письменность не звуков, а понятий. Китайцы научились делать бумагу из коры и конопли.

Из бронзы делали ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье.

В Китае музыка считалась важной частью цивилизован­ного общества. Считалось, что определенные мелодии мо­гут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась, как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы, дабы со­провождать усопшего в загробной жизни.

В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист от­полированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс.

Театр - это древнее искусство танца и мимики. Первые артисты были кочевыми. Мальчика в возрасте 7 лет отда­вали в труппу, где до совершеннолетия ему выступать не разрешалось, но за это время он должен был освоить акро­батические номера и выучить 50 пьес. Артистами были только мужчины. Первоначально, так как читать не уме­ли, содержание пьес передавалось из уст в уста. Грим играл важную роль. Цвета грима были символичны, например: голубой - символ чистоты, розовый - невинности, чер­ный - зла и т. д.

В Китае существовал принцип, что искусство не дол­жно украшать. Почти все вещи в доме были наделены символами. Шелковая ширма предполагала увеличение углов в доме, тем самым увеличивался объем стен. Чем больше зеркал в интерьере, тем дом чище (от злых ду­хов).

Художниками становились, проходя следующие ис­пытания: уходили в горы, молились, постились и только потом, освободившись от грехов, чистыми приступали к творчеству.

Когда китайцы уходили далеко от дома, то брали с собой туески и в целях экономии места они выполнялись один меньше другого, и поэтому закладывались одна в другую - принцип матрешек, так что сама идея заимствована в Ки­тае, а на Руси поменяли форму и добавили роспись.

На протяжении многих веков костюм почти не изме­нялся.

Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми воз­можностями, климатическими условиями, основными за­нятиями китайцев.

Головные уборы были только у мужчин.

Аристократическая одежда отличалась:

1) качеством материала;

2) количеством ткани;

3) цветом;

Нижняя одежда. Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой. Они

надевали длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.

Верхняя одежда. Халат - основа китайского костюма, с широкими рукавами - верхняя одежда крестьян. Во вре­мя работы рукава подворачивались и кренились специаль­ной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ.

Цвета. Одежды крестьян были скромными и строгими.

Ткани. В своей одежде крестьяне использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды.

Плащ сплетали из соломы или травы, накидку из пле­теных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца.

Головной убор. Мужчины носили соломенные шляпы.

Обувь. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами.

ОДЕЖДА АРИСТОКРАТИИ

Нижняя одежда. Члены императорской фамилии, выс­шие чиновники и ученые надевали халаты. Халат - рас­пашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава - различны. В парадных халатах присутствовали рукава, свисающие до пола. Культура ношения халата оп­ределяла воспитанность человека.

В нижней одежде были штаны, скрытые длинными ха­латами, так как у аристократов они считались неприлич­ной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвя­зывали под коленями или заправляли в сапоги.

В каждом парадном придворном халате были и другие эле­менты - декоративные рукава, свисающие до самого пола.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Халаты подпоясывались. Пояс - знак отличия арис­тократов и чиновников.

Различали несколько видов халатов:

1. Рей - халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный.

2. Куань-ин - одежда только для знати. Спереди на ха­лате располагался отличительный знак, иногда и со сторо­ны спины. Этот знак у гражданских лиц - птица; у воен­ных - изображение барса, льва, тигра.

3. Мань - парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался по­верх кунь-ин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивкой дракона в раз­личных вариациях в зависимости от сословной принад­лежности.

Верхняя одежда. Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы.

Цвета. Согласно чинам, цвета костюма были строго рег­ламентированы: желтый - цвет императорской фамилии; воинов - красный, белый; молодых воинов - голубой; сановников - коричневый.

Ткани. Шелковые халаты - роскошь, предмет одежды привилегированных групп. Даже богатые купцы при неко­торых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулирова­лись поставки тканей для одежды.

Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остал­ся привилегией богачей.

Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичье­го пуха.

Штаны шили из шелка.

Головной убор. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца - соломенную.

Прическа. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а впереди волосы выбривались, причем с XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай сохранился частично только в низших классах.

Лица гладко выбривались.

Косметика. Мужчины в Древнем Китае белились и ру­мянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти под­черкивали и приспособленность к труду.

Украшения. Костюм для китайцев никогда не был толь­ко делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определя­лось по драгоценностям.

Важнейшим элеметдом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки - главное украшение китайского мужского ко­стюма. В древности их делали из бронзы, инкрустирова­ли серебром, золотом, полудрагоценными камнями.

Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовле­ния этих драгоценностей четко регулировался законом.

Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягива­ли специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Гру­зики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выпол­няли из бронзы с позолотой.

Красивый золотой наперсток служил для защиты длин­ного ногтя на мизинце.

Широко использовались нагрудные цепочки и серьги.

Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, ук­рашенное благоположительной символикой.

Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон - выражение сли­яния земли и неба, повелитель дождя; огонь - внутренняя сущность; вода - его внешняя среда… В Китае самое зна­чимое место отводилось изображению персика. Персик - символ долголетия, орхидеи - символ учености.

Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь.

Дополнения. Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обма­хивания.

Обувь. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из несколь­ких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины также носили кожаные и тканевые сапоги.


Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.
Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и рабский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и технических изобретений, оказавших большое влияние на развитие науки, техники и экономики.
Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.
Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. Этот станок мог одновременно ткать 32 нитки. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.

Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.
Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.
Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. Например, в провинции Сычуань в IV в. н. э. газ доставлялся таким образом на расстояние «дня пути от колодца».

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска: