Кодексы РФ

Статья 329 тк рф с комментариями.

Статья 96.7. Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3823. вводит понятие нефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Иначе говоря, нефтегазовый дефицит федерального бюджета - это превышение расходов федерального бюджета над доходами федерального бюджета, не являющимися нефтегазовыми доходами и доходами от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А проще - разность между доходами, не зависящими от нефти и газа, и расходами.

В пункте 1 ст. 92 Бюджетного кодекса установлено, что дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Как отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1) в ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 г. до 14,9% в 2010 г. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы;

2) продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы);

3) прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 г. и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в 2010 г.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 г. они сокращаются до 5,3% ВВП См.: Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.Н. Борисова. М., 2008. С.201.

Согласно долгосрочному прогнозу к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть - 40 - 50 долл. США в ценах 2006 г.) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 пунктов ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга См.: Методология формирования ненефтегазового баланса бюджета России // URL http: // minfin.ru/ru/legislation/. html (2009. 11ноября.).

Использование концепции "нефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Норма п. 2 статьи, согласно которой нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, закреплена с учетом нормы п. 2 ст. 96.8 Бюджетного кодекса, согласно которой величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% ВВП, и нормы п. 3 ст. 94 Бюджетного кодекса, согласно которой общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% ВВП. Причем как норма п. 2 статьи 96.8, так и норма п. 2 ст. 96.8 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г.

С учетом переходных положений Закона 2007 г. N 63-ФЗ Федеральный закон от 26.04.2007 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" № 63-ФЗ (ред. от 22.09.2009) // СЗ РФ. 30.04.2007. № 18. ст. 2117. нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превысить: 7,1% ВВП в 2008 г., 6,5% ВВП в 2009 г. и 5,5% ВВП в 2010 г. При этом Закон о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. принят из расчета планируемого нефтегазового дефицита бюджета в размере 6,6% ВВП в 2008 г., 5,9% ВВП в 2009 г. и 5,3% ВВП в 2010 г.

3. Источниками финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета согласно п. 3 статьи 96.8 являются нефтегазовый трансферт (т.е. средства нефтегазовых доходов федерального бюджета и средства Резервного фонда) и источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Размер нефтегазового трансферта устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 96.8 Бюджетного кодекса. С учетом нормы п. 3 ст. 94 Кодекса размер иных источников покрытия нефтегазового дефицита федерального бюджета не может превышать 1% ВВП (при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. размер прочих источников, нежели нефтегазовый трансферт, планировался как 0,5 - 0,8% ВВП).

В пункте 1 статьи 96.8 Бюджетного кодекса определено понятие "нефтегазовый трансферт": часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Причем Резервный фонд согласно п. 1 ст. 96.9 Кодекса используется для осуществления нефтегазового трансферта только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для этих целей. В соответствии с п. 2 ст. 199 Кодекса объем нефтегазового трансферта относится к основным характеристикам федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 статьи 96.8 величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год подлежит утверждению в абсолютном размере федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом установлено, что абсолютный размер величины нефтегазового трансферта на финансовый год исчисляется как 3,7% ВВП. Во взаимосвязи с данной нормой находятся положение п. 2 ст. 96.7 Кодекса, согласно которому нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, и п. 3 ст. 94 Кодекса, согласно которому общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП.

Нормы п. 2 статьи 96.8 и п. 2 ст. 96.7 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011 г. До указанной даты объем нефтегазового трансферта в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ Федеральный закон от 26.04.2007 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" № 63-ФЗ (ред. от 22.09.2009) // СЗ РФ. 30.04.2007. № 18. ст. 2117. утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:

в 2008 г. - 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП;

в 2009 г. - 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП;

в 2010 г. - 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП.

В пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. указывалось, что максимальный ежегодный размер трансферта 3,7% ВВП позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный, даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда национального благосостояния - обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде национального благосостояния. Учитывая это, предложено на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008 - 2010 гг. - с понижением с 6,1% до 4,5% пропорционально снижению нефтегазовых доходов (см. комментарий к ст. 96.6 Кодекса) примерно на четверть (с 6,8 до 5,2% ВВП). При этом отмечено, что поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП) на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет произойдет значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем уровне цен на нефть.

На 2008 - 2010 гг. объем нефтегазового трансферта утвержден на 2008 г. в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 2103,6 млрд. руб. и 2016,0 млрд. руб. соответственно См.: Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.Н. Борисова. М., 2008. С. 203.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных таможенных пошлин на газ природный;
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтега-зового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
в 2008 году - 6,1 %;
в 2009 году - 5,5 %;
в 2010 году - 4,5 %;
- начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Не нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. С 01.02.2008 г. на смену Стабилизационному фонду пришли Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фондов могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Фондов могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте (доллар США, евро, фунт стерлингов). Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета
1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;вывозных таможенных пошлин на газ природный;вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Статья 96.7. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета
1. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.2. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.3. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Статья 96.8. Нефтегазовый трансферт
1. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.2. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 96.9. Резервный фонд
1. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.3. Резервный фонд формируется за счет:нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;доходов от управления средствами Резервного фонда.4. В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере, указанном в пункте 2 статьи 96.8 настоящего Кодекса, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.5. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.6. Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Статья 96.10. Фонд национального благосостояния
1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативную величину;доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Статья 96.11. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
1. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.2. Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.3. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.4. Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;долговые обязательства и акции юридических лиц;паи (доли участия) инвестиционных фондов.4.1. Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.Передача средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему. Доходы от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не являются собственностью доверительного управляющего и относятся на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление. Доверительный управляющий обязан обособить средства Фонда национального благосостояния, переданные ему в доверительное управление, от собственного имущества и имущества третьих лиц, переданного ему в доверительное управление, путем отдельного учета средств Фонда национального благосостояния, находящихся в доверительном управлении, а также финансовых активов, полученных в процессе управления средствами Фонда национального благосостояния.Объектами доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния могут выступать денежные средства и другие финансовые активы, указанные в пункте 4 настоящей статьи. Эти финансовые активы должны отвечать требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. Перечень и структура объектов доверительного управления, а также требования к объектам доверительного управления указываются в инвестиционной декларации, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния. Инвестиционная декларация утверждается Министерством финансов Российской Федерации.Доверительный управляющий обязан представлять в Министерство финансов Российской Федерации отчет о деятельности по управлению средствами Фонда национального благосостояния в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал. Состав информации, которую должен содержать указанный отчет, определяется Правительством Российской Федерации.Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении средствами Фонда национального благосостояния. Порядок определения и выплаты вознаграждения доверительным управляющим, перечень необходимых расходов, произведенных ими при управлении средствами Фонда национального благосостояния и подлежащих возмещению, и порядок возмещения этих расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.Доверительный управляющий несет перед учредителем доверительного управления ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Договор доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния прекращается в случае:отказа учредителя доверительного управления или доверительного управляющего от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом, если обязанность лично осуществлять доверительное управление установлена договором;признания доверительного управляющего банкротом;отказа учредителя доверительного управления от договора по иным законным основаниям.К договору доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не применяются положения статьи 1023 Гражданского кодекса Российской Федерации в части возмещения необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим за счет доходов от использования имущества, переданного в доверительное управление, пункта 1 статьи 1024 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации в части обращения взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление.5. Требования к финансовым активам, указанным в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств отдельно для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 96.12. Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета
1. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации.2. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года, используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта текущего финансового года.3. Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с настоящим Кодексом нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.4. Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.5. Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета.Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанных фондов.6. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Величина нефтегазовых доходов поступивших в федеральный бюджет в 2007 году исчисляется в сумме 2897,4 млрд.руб., резко увеличивается в 2008 году до 4 389,4 млрд. рублей и сокращается в 2009 году до 2 984,0 млрд. рублей. Доля нефтегазовых доходов, соответственно, в объеме ВВП составляет 8,7 % в 2007 году, 10,6 % в 2008 году и 7,6 % в 2009 году. .

В связи с повышением объёмов доходов федерального бюджета с 7781,1 млрд.руб. до 9 275,9 млрд. руб.в 2008 году, доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета повышается на 10,1% с 37,2% в 2007 году до 47,3% в 2008 году, а затем снова падает до 40,7 % в 2009 году, то есть снижается на 6,6 % в связи со снижением объёмов доходов в 2009 году до 7337,8 млрд.руб..

Доля же не нефтегазовых доходов в 2008 году в связи с этим в снижается на 10,1%, а в 2009 году увеличивается соответственно на 6,6% (таблица 1, рисунок 1)

Таблица 1.

Доходы федерального бюджета (млрд. Рублей)

Показатель

Прогноз на

Отклонения к предыдущему году (%)

Доходы, всего

Нефтегазовые доходы

Не нефтегаз. доходы

Рис.1.Изменение доходов федерального бюджета

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2009-2010 годах по отношению к 2008 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти (рисунок 2).

Рис.2. Мировые цены на нефть марки Urals, долл.США.

Докризисный аномально высокий рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом до весны 2009 года.

Структура нефтегазовых доходов за трёхлетний период представлена в таблице 2 и рисунке 3.

Таблица 2

Структура нефтегазовых доходов за период с 2007 да по 2010 год (млрд.Руб.)

Наименование

Исполне­ние 2007 года

млрд. рублей

Исполне­ние 2008 года

млрд. рублей

Исполне­ние 2009 года

млрд. рублей

млрд. рублей

Темп роста к предыдущему году,

Темп роста 2009 года к оценке 2007 года, %

НДПИ при добыче нефти

НДПИ при добыче газа

НДПИ при добыче газово-го конденсата

Вывозные тамо-женные пошли-ны на нефть сырую

Вывозные тамо-енные пошлины на газ природный

Вывозные тамо-енные пошлины на товары, выработанные из нефти

Рис. 3. Структура нефтегазовых доходов.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 3, наибольший удельный вес в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета занимают налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти за 2007 год составили 1017,3 млрд.руб. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 383 млрд.руб. и составили 1400,3 млрд. рублей, а в 2009 году снизились на 460,3 млрд. рублей, или на 32.9 %, а в 2010 году этот разрыв сократится и составит 224,6 млрд.руб. или 16 %. В целом же в 2009 по отношению к 2007 году произошло снижение поступлений НДПИ при добыче нефти на 7,5% или на 77,3 млрд.руб. .

Поступления в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2007 году составили 1151,5 млрд.руб. В 2008 году 1751,4 млрд. рублей. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом доходы сократились на 566,8 млрд. рублей, или на 32,4 % и составили 1184,6 млрд.руб., а в 2010 планируется увеличение поступлений на 264,9 млрд.руб. или 25,5 %. Поступления вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2009 году по отношению к 2007 году увеличилось на 33,1 млрд.руб. или на 2,9%. .

Снижение доходов в течение 2008 - 2010 годов обусловлено прогнозируемым снижением добычи нефти и снижением цены на нефть марки «Юралс» с 55,0 доллара США за баррель в 2007 году до 50,0 доллара США за баррель в 2010 году. Коэффициент, характеризующий динамику основных цен на нефть, составляет в 2008 году 4,3663 и снизится к 2010 году до 4,2100. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент ставка по нефти в 2008 году была принята в размере 1829,47 рубля за тонну и снизится к 2010 году до 1763,97 рубля за тонну.

Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа за 2007 год составили 88,3 млрд.руб. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 88,9 % или на 78,5 млрд.руб. и составили 166,8 млрд. рублей, а в 2009 году снизились на 47,4 млрд. рублей, или на 39,7 %, а в 2010 году снова планируется увеличение поступлений на 25,5%. В итоге в 2009 году доходы федерального бюджета на добычу полезных ископаемых по отношению к 2007 году увеличились на 35,2%. Более положительная динамика доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в среднесрочном периоде объясняется, прежде всего, ростом объемов добычи и отсутствием зависимости ставки налога от мировых цен на природный газ. .

Поступления в федеральный бюджет НДПИ при добыче газового конденсата в 2007 году составили 7,2 млрд.руб. В 2008 году увеличились на 10,3 млрд.руб. или на 243% и составили 17,5 млрд. рублей. А в 2009 году составили 11,9 млрд.руб., то есть в сравнении с предыдущим годом сократились на 5,6 млрд. рублей, или на 32 %. В 2010 году снова ожидается увеличение поступлений на 3,1 млрд.руб. или на 26,05%. В сравнении 2009 и 2007 года можно наблюдать увеличение доходов на 65,3%. .

По вывозным таможенным пошлинам на газ природный наибольший темп роста доходов наблюдался в 2008 году -87,1% по отношению к 2007 году. Однако в 2009 году доходы резко сократились на 29,4%. В дальнейшем снова ожидается подъём – в 2010 году на 27,3%. Таким образом темп роста доходов 2009 года относительно 2007 года составил 32,1 %..

Аналогичная картина наблюдается по доходам по вывозным таможенным пошлинам на товары, выработанные из нефти. Если в 2008 году мы наблюдаем резкое увеличение доходов на 47,4%, то в 2009 году происходит такое же резкое их падение - на 32,6%. В целом же в 2009 году относительно 2007 года наблюдается незначительное снижение доходов на 0,7%..

Таким образом, проанализировав динамику поступления нефтегазовых доходов в федеральный бюджет можно сделать следующий вывод:

1. Доля нефтегазовые доходы поступивших в федеральный бюджет резко увеличивается в 2008 году на 51,5% , однако в 2009 году сокращается на 32%. Это обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс»;

2. В связи с повышением объёмов доходов федерального бюджета на 19,2%в 2008 году, доля нефтегазовых доходов в общем объёме доходов федерального бюджета в 2008 году повышается на 10,1% , а затем снова падает до 40,7 % в 2009 году.

3. Доля же не нефтегазовых доходов в 2008 году в связи с этим в снижается на 10,1%, а в 2009 году увеличивается соответственно на 6,6%

4. Наибольший удельный вес в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета занимают налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть сырую.

5. Наибольший темп роста нефтегазовых доходов наблюдался в 2008 году – 51,5%. Такой скачок произошёл из-за роста объемов добычи природного газа и газового конденсата и отсутствием зависимости ставки налога от мировых цен на природный газ.

6. В 2009 году наблюдалось резкое снижение доходов относительно предыдущего года – на 32%. Это произошло из-за более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс».

7. Темп роста доходов в 2009 году относительно 2007 года составил в целом 3%.

1. Часть 1 ст. 329 в прежней редакции не разрешала работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, производить работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, а также во вредных и (или) опасных условиях труда. Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, должен был утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ.

В редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ч. 1 ст. 329 сформулирована более конкретно: установлен запрет на выполнение работы по совместительству, который касается работников, непосредственно управляющих транспортными средствами или осуществляющих управление движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами, должен по новым правилам утверждаться самим Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).

2. В новой редакции ч. 2 ст. 329 предусмотрен более демократичный порядок введения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Он устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

3. Особенности регулирования труда работников водного транспорта устанавливаются в специальных нормативных правовых актах, отражающих специфику их труда.

Так, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 10), предусматривает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет - 36 часов в неделю, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составленными в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

На судах смешанного плавания "река - море" для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50%. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Работники плавсостава могут привлекаться с их письменного согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузо-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление грузов и др.). На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату работников. Ежедневная общая продолжительность работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов. Вместе с тем в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня могут производиться по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна аварийные и авральные работы, т.е. работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным и которые учитываются особо.

Временем ежедневного отдыха работников плавсостава считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Его продолжительность не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов. При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов. За работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его письменному заявлению неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

4. Особенности режима труда и отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 8 августа 2003 г. N 271 (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 10); особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил РФ - Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Минобороны России от 16 мая 2003 г. N 170 (БНА РФ. 2003. N 39).

5. Специфика рабочего времени членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, урегулирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139 (БНА РФ. 2006. N 6). Нормы Положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов, составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов. Член летного экипажа имеет право отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета.

Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов.

В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до одного квартала с учетом мнения представителей работников. Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представителей работников.

Максимально допустимая продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за 28 последовательных дней и 800 часов за 365 последовательных дней. Продолжительность полетного времени за 28 последовательных дней с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников может быть увеличена на 10% с тем, чтобы продолжительность полетного времени за 365 последовательных дней не превышала нормы, установленной п. 11 названного Положения.

Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом: а) продолжительности времени завершенной полетной смены; б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно скоординированному времени; в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило, в месте постоянного проживания и включать 2 местных ночи по местному времени базового аэропорта. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (3 суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет. Еженедельный непрерывный отдых предоставляется не реже чем через 6 рабочих дней подряд или 2 ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50% и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов до 6 часов.

Режим рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера - инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего), регламентируется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (БНА РФ. 2004. N 11).

Согласно п. 5 Положения продолжительность ежедневной работы (смены) диспетчера составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, применяется суммированный учет рабочего времени, при котором максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время - 9 часов, в ночное время - 12 часов. Учетный период рабочего времени составляет не менее одного квартала и не более одного года. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после 2 часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. Если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

6. Режим труда и отдыха работников железнодорожного транспорта установлен Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, утвердившим Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (БНА РФ. 2004. N 24).

Положение распространяется на отдельные категории работников, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или в пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работы по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более 2 календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) не допускается. Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.

Привлечение к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, болезней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия работника.

Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, - работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями (АРВЭ), хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов, при общей продолжительности поездки в оба конца 3 суток и более, может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу до следующей поездки, после его отдыха в пункте постоянной работы).

Начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего для (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем. В других случаях время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников.

Время приема и сдачи локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций и АРВЭ локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций и АРВЭ, а также время на подготовку в рейс указанных бригад включается в рабочее время работников.

Начало работы (смены) локомотивных и поездных бригад, водителей самоходного специализированного подвижного состава, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа, - время явки к месту постоянной работы по графику, наряду или вызову, окончание работы (смены) - завершение оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива, поезда, состава, рефрижераторной секции, АРВЭ или вагона в депо или пункте смены.

Время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности.

На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе, но не более 12 часов при работе с 2-кратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо основного пункта (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту их жительства), а также при изменении режима работы локомотивных бригад в период действия графика сменности утверждается работодателем (начальником железной дороги) с учетом мнения представительного органа работников. В случае доведения поезда до железнодорожной станции для смены локомотивной бригады, при необходимости, продолжительность непрерывной работы с согласия ее работников может быть увеличена работодателем, но не должна превышать 12 часов.

Продолжительность непрерывной работы машинистов поездного движения, обслуживающих локомотивы без помощников, не может превышать 7 часов.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов, как правило, не может превышать 10 часов. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота локомотивных бригад суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов, а непрерывной работы после отдыха - 6 часов.

Для локомотивных бригад запрещаются поездки более 2 календарных дней подряд в период с 0 часов до 5 часов местного времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.

Для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также для работников с разделенным на части рабочим днем устанавливается суммированный учет рабочего времени при 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по 4-сменным графикам работы с 12-часовой продолжительностью. Продолжительность смен в ночное время не сокращается.

Указанное Положение предусматривает также специфику учета рабочего времени работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников путевого хозяйства, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны, и др.

Положением урегулирован порядок предоставления отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад, а также другим работникам, постоянная работа которых протекает в пути (например, проводникам). Так, в соответствии с п. 39 работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенного после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со ст. 110 ТК продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов.

Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После 2 ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов - 12 часов) не допускается. С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.

Работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее 3 часов, и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до сдачи локомотива в пункте оборота (подмены). Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Кроме междусменного отдыха в основном пункте работы работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, предоставляется отдых во время поездки. Продолжительность этого отдыха должна соответствовать графику сменности, принятому для этого поезда (вагона, секции), но составляет не менее половины времени предшествующей работы.

Указанное Положение не распространяется на работников метрополитена. Специфика режима рабочего времени и времени отдыха этой категории работников регламентируется отдельным актом - Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30).

7. Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (БНА РФ. 2004. N 45).

Согласно указанному Положению нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю 5-дневной рабочей недели с 2 выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8, а для работающих по календарю 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляется 2 водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Водителям автобусов, работающим на регулярных, городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением на 2 части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между 2 частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания.

Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более 2 раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не может превышать 90 часов.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю может предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородних перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности; при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

8. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (БНА РФ. 2005. N 49).

Согласно Положению нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю 6-дневной рабочей недели - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установлении графиком работы продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям может предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день, но не менее 12 часов. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом и составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 42 часов.

9. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров, утв. Приказом ФСБ России от 7 апреля 2007 г. N 161 (РГ. 2007. N 139), предусмотрены специфические условия труда командного и рядового состава пограничных патрульных судов, катеров из числа гражданского персонала.

В указанном Положении рабочим временем считаются периоды времени, в течение которых члены экипажа должны нести ходовую или стояночную вахту, выполнять работы по обслуживанию судна, поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

В соответствии с п. 3 Положения нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажа не может превышать 40 часов в неделю с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику вахт (работ).

Для отдельных членов экипажей судов Положением устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность рабочего дня - 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными.

На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график вахт (работ). В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительность рейса, навигационный или эксплуатационный период) могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени. Его введение осуществляется с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажа между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работ на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Продолжительность вахт (работ) в ночное время не сокращается.