Банки

Как изменить мышление за 21 день. Советы успешных людей, которые помогут сформировать привычку

Как сообщается в новом отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей и подростков - в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Самой распространённой причиной смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет в 2015 г. стали дорожно-транспортные происшествия - они унесли жизни более чем 115 тыс. человек. На втором и третьем месте - инфекции нижних дыхательных путей и самоповреждения соответственно.

Но если основные причины смерти детей и подростков распределить с учётом возраста, пола и места проживания, картина существенно изменится. Так, две трети случаев придутся на страны Юго-Восточной Азии и Африки.

В отчёте указано, что многие из этих смертей можно предотвратить, повысив качество работы медицинских и социальных служб, а также образовательных учреждений.

Плохое питание, дефицит физической активности и рискованное половое поведение - факторы, способные повлиять на дальнейшую жизнь человека - обычно начинают проявляться ещё в юности. И это, по мнению экспертов ВОЗ, также необходимо принять во внимание.

Травмы и инфекции среди юношей

Хотя дорожно-транспортные происшествия в целом оказались ведущей причиной смерти детей и подростков, они особенно опасны для юношей в возрасте от 15 до 19 лет. При этом, как показала статистика, в большинстве случаев погибшие подростки не находились за рулём автомобиля, а шли пешком или ехали на велосипеде. Только в странах с высоким уровнем дохода доля погибших подростков-водителей оказалась несколько выше.

Второй по распространённости причиной смерти среди юношей оказалось межличностное насилие, в том числе, насильственные действия сексуального характера или преступления на эмоциональной почве.

Риски, связанные с подростковыми беременностями

Причины смерти девочек и девушек также в значительной степени зависят от возраста. Так, в возрастной группе 10-14 лет смерть чаще всего оказывается обусловлена инфекционными заболеваниями нижних дыхательных путей, такими, как пневмония. Авторы отчёта предполагают, что это может быть обусловлено вдыханием загрязнённого воздуха в помещениях - например, при готовке на открытом огне. Возможно также, что во многих регионах нет достаточно развитых медицинских служб, способных вовремя оказать необходимую помощь.

Девушки в возрасте от 15 до 19 лет чаще всего гибнут в результате осложнений беременности, в процессе родов или в результате проведения подпольных абортов.

Молодые девушки, лишённые поддержки семьи или окружения, чаще оказываются вынуждены предоставлять услуги сексуального характера, что, в свою очередь, может привести к беременности и связанным с ней проблемам.

Зависит от региона

Если отвлечься от глобальных цифр и рассмотреть ведущие причины смерти детей и подростков в различных областях планеты, картина может существенно измениться. Например, в странах Юго-Восточной Азии и в западной части Тихого океана причиной гибели чаще всего оказываются дорожно-транспортные происшествия. Немаловажно, что это утверждение справедливо и для стран с высоким уровнем доходов, и для беднейших государств упомянутых регионов.

В Европе своеобразную «пальму первенства» удерживают самоповреждения, а в Восточном Средиземноморье - коллективное насилие (войны). В обеих Америках дети и подростки чаще всего гибнут от межличностного насилия, а в Африке - от инфекций нижних дыхательных путей. Немало жизней африканских детей и подростков уносят и другие инфекционные заболевания, например менингит, ВИЧ/СПИД и кишечные инфекции. В целом, чем ниже уровень развития страны, тем заметнее вклад, который инфекционные болезни вносят в общую структуру смертности детей и подростков.

Влияние конфликта

В отчёте также рассматривается ещё одна масштабная проблема: влияние, которое на подрастающее поколение оказывают вооружённые конфликты и гуманитарные кризисы. Дети и подростки, живущие в таких условиях, часто оказываются вынуждены взрослеть раньше, чем их сверстники из более благополучных регионов. Это может проявляться, например, в необходимости зарабатывать деньги или заботиться о младших членах семьи. Как результат, страдает качество образования, а девочкам с большей вероятностью приходится выходить замуж раньше, чем планировалось, или становиться секс-работницами.

Эти обстоятельства, подчёркивают эксперты ВОЗ, повышают риск смерти в силу ряда причин. Это и недостаточное питание, и незапланированные беременности, и сексуальное насилие, и проблемы с психическим здоровьем.

Улучшая уход, давая поддержку и обучая

Для решения упоминавшихся выше проблем авторы отчёта рекомендуют повысить качество работы социальных служб, обеспечивающих помимо медицинской также и психологическую поддержку. Чтобы уменьшить показатели детской и подростковой смертности, необходимо также правильное понимание той роли, которую семья и общество должны играть в воспитании подрастающего поколения. Доказано, что риски для здоровья ребёнка или подростка во многом зависят от того, в какой семье он растёт.

Авторы отчёта рекомендуют внедрение ряда стратегий, нацеленных на борьбу с гибелью детей и подростков. В частности, в отчёте упоминается введение более масштабных курсов сексуального просвещения в школах, повсеместное использование ремней безопасности и шлемов, переход на более безопасные виды топлива, используемого при приготовлении пищи в помещении, и повышение минимального возраста, необходимого для приобретения алкоголя.

Однако следует понимать, что внедрение этих стратегий возможно только там, где службы здравоохранения будут работать в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, в первую очередь - образовательными. Одни только медицинские вмешательства не могут кардинальным образом изменить показатели детской и подростковой смертности, но в сочетании с изменениями в подходах к обучению и другими мерами эта задача может быть решаема.

Сентябрь во всем мире считается месяцем по предотвращению самоубийств. Случаи суицидов детей и подростков всегда вызывают особенно сильные эмоции и большое количество вопросов. Как утверждает статистика, Украина занимает одно из ведущих мест в Европе по количеству самоубийств. Смерть от суицида занимает второе место в Украине после естественной смерти и смерти от внешних причин. Большинство совершивших самоубийство – подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Это статистика уже свершившихся суицидов, которая не учитывает неудачные попытки, а их в 7 раз больше! Ирина Савельева, практический психолог, психоаналитик, рассказывает о тревожных признаках, которые сигнализируют родителям о той опасности, в которой находится ребенок, а также анализирует причины суицидов подростков, у которых, казалось бы, все есть.

Кто такие подростки

С наступлением подросткового возраста дети начинают пробираться к взрослости, но делают это зачастую как будто бы на ощупь. В этот период усиливаются те проблемы, которые были заметны и раньше, в детстве. И даже если ваш подросток был прекрасным и безобидным ребенком, не стоит рассчитывать, что пубертат пройдет легко и незаметно. Просто этому этапу развития присущи некоторые изменения и сложности. Меняется гормональный фон, происходят физиологические изменения, могут возникать проблемы с кожей — это все влияет на восприятие подростком себя. Для некоторых молодых людей их внешний вид, вес, отношение к нему других подростков становятся центральной проблемой. В этот период переосмысливаются отношения с родителями, и если раньше, будучи ребенком, для него главными людьми были мам с папой, то теперь он разворачивается в сторону сверстников и уже они определяют вектор его интереса.

Признаки, которые говорят нам об опасности

Обеспечение безопасности ребенка в любой сфере — это родительская обязанность и ответственность. Нужно быть готовыми к трудностям, находить время, а иногда и силы, для поддержания отношения с вашим «сложным» подростком.

Всегда важно обращать внимания на изменения в вашем ребенке, особенно, если это не единичные случаи. Правда, не всегда изменения в поведении и самочувствии ребенка будут нам говорить о том, что у него депрессия или же он думает о суициде, но в любом случае мы должны быть внимательны к тому, что происходит.

Обращаем внимание на:

  • то, что не свойственно именно вашему ребенку (отказ от любимой еды, одежды, частую смену настроения или изменение в поведении: был общительным, а стал замкнутым или слишком агрессивным, — то есть все то, что было привычным и любимым долгое время, в какой-то момент резко меняется или отвергается);
  • частые жалобы, что у него что-то болит;
  • речь, особенно, если она стала эмоционально неокрашенной;
  • то, что часто слышим ответ «мне все равно»;
  • резкий переход от бунта или сопротивления к смирению;
  • то, если поведение и речь становятся более провокативными.

Неважно, говорит ли ребенок о реальном суициде или пытается привлечь внимание — поговорите с ним, а возможно, прямо спросите: «О чем ты сейчас говоришь? Ты имеешь ввиду суицид?»

Сегодня очень просто найти информацию о способах совершения суицида, буквально рецепты и, самое ужасное, людей, которые будут поддерживать идею, что смерть — это выход из любой ситуации. Мы не можем оградить детей от всего мира, и вокруг них всегда будет много различного рода провокаций, но подросток, который не испытывает постоянного непонимания и одиночества, будет более устойчив к ним.

Важно:

  • активно напоминать про свою поддержку;
  • давать понять, что вы замечаете, что его что-то беспокоит;
  • говорить о том, что «мы здесь, если нужна помощь»;
  • вы можете не понимать, как и о чем он страдает, но главное — показать, что вам не все равно;
  • не игнорировать угрозы, которые бросает вам ребенок;
  • не откладывать разговор на потом, а говорить в тот момент, когда заметили, что что-то не так;
  • давать ему знать, что вы открыты для любого разговора, даже неприятного, и вы не испугаетесь и не станете паниковать.

Почему суицид?

За попытками суицида могут стоять сложности в отношениях с близкими, неуверенность в своей ценности и значимости, отсутствие друзей, не взаимная любовь, непринятие в группе.

Для подростка эти проблемы кажутся непреодолимыми, а боль, которую они причиняют, невыносимой. Самоубийство может стать актом отчаяния. Причина такого шага лежит в подростковой депрессии. Иногда суицидальные попытки носят как будто бы демонстративный характер, с их помощью подростки хотят изменить ситуацию, в которой находятся. Им кажется, что они все контролируют (правильно рассчитали не смертельную дозу снотворного, угрозу выпрыгнуть из окна и т.д.), но такие попытки могут закончиться действительно трагично.

Суицидальные попытки могут совершать дети, у которых, казалось бы, все есть. Под «все» мы часто понимаем то, что у них есть родители, дом, хорошие условия жизни, возможность обучения и отдыха. И вдруг такое! Как так может быть?!

Дело в том, что иногда мы подменяем понятия «быть счастливым» на «иметь все», а подростку, кроме материальных благ и, часто, просто номинального присутствия родителей, нужно реальное участие в его жизни, принятие и внимание в этот непростой для него период.

С помощью таких попыток подросток может пробовать обратиться к вам за помощью, показать, насколько ему тяжело. Важно, чтобы он смог переводить действия в слова, то есть вместо того, чтобы совершать травматические акты, рассказать «историю своей депрессии». И родители могут в этом помочь своему ребенку, научить обдумывать происходящее. Создать пространство между травматическим событием и переходом непосредственно к действию: нанесению порезов, самокалечению, девиантному поведению или самоубийству. И тогда, перед тем как действовать, он сможет остановиться и подумать что происходит.

О депрессии

Дети могут прямо жаловаться на ощущение безнадежности и пустоты. При депрессии можем отметить у подростка:

  • изменение аппетита
  • жалобы на бессилие;
  • изменение веса;
  • навязчивые мысли;
  • сильную усталость;
  • утрату интереса;
  • нарушение сна
  • подавленность;
  • чувство собственной никчемности.

Депрессивное состояние у подростков может маскироваться девиантным поведением, нарушением пищевого поведения, нанесением порезов, гиперактивностью. Печаль сменяется гневом, бешенством, которые, в свою очередь, будут переходить в действие. Эти симптомы появляются там, где депрессивное состояние отрицается или избегается.

Иногда подросток может ощущать, что его оставили в одиночестве с его страданиями, с агрессией, с которой он не может справиться. А когда сложившиеся отношения в его окружении достаточно хорошие, то и психологические проблемы, возникающие в процессе развития, решаются. Он приобретает уверенность в надежности отношений. Он чувствует себя в безопасности и имеет свободу мыслить и поступать, зная, что будет иметь поддержку. И это помогает приспосабливаться к жизни. Ведь неудача приспособления в целом или отсутствие необходимой поддержки вызывают у подростка невообразимую тревогу. Накопление негативного опыта приводит к ощущению покинутости и одиночества.

Очень важно родителям обладать доверием по отношению к подростку. Особенно на протяжении продолжительного времени в его становлении. Если родители в этот момент отказывают ему в доверии, то подросток, потеряв его, лишает доверия себя. Они как бы отнимают у него опоры в момент, когда он начинает учиться ходить в опасном месте.

Если у вас как у родителей возникают сложности в этот момент, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту, ведь на чаше весов может оказаться жизнь вашего ребенка, а это перевешивает страх и сомнение в том, нужна ли вам эта помощь.

Волна самоубийств детей этой зимой потрясла все общество. Могли ли взрослые удержать их от рокового шага? Трудные размышления об опасном возр асте.

И не только подростки, но и совсем дети. 10-летняя девочка повесилась из-за того, что подруга отказалась с ней общаться. Две 14-летние школьницы, взявшись за руки, спрыгнули с крыши, боясь наказания за прогулы. Их ровесник выбросился из окна после ссоры с отцом, которому сказали в школе, что мальчика подозревают в мелких кражах...

Россия вышла на первое место в Европе по числу самоубийств среди подростков (в 2010 году официально зарегистрировано 1576 случаев суицида и вдвое больше - попыток суицида)*. Впрочем, эти цифры могут быть занижены: детские психиатры говорят о том, что многие случаи передозировки наркотиков, дорожные происшествия, падения с высоты - это более или менее осознанные попытки суицида.

Ум с сердцем не в ладу

Психиатр Елена Вроно, автор книжки для подростков «Предотвращение самоубийства» (Академический проект, 2001), считает: причина в одиночестве, в разобщенности нашего все более технологичного мира. Общение в семье заменяется компьютером или телевизором, у родителей и учителей не хватает времени на разговоры с детьми. В школе тоже многие страдают от чувства изоляции и отсутствия друзей. И все более разителен контраст между «взрослым» самоощущением, стилем жизни подростков и их душевной незрелостью. С раннего детства освоив интернет, в 11-13 лет они ориентируются во взрослом мире лучше многих родителей: ведут блоги, создают веб-страницы, уверенно пользуются гаджетами, по-взрослому одеваются... При этом эмоционально они остаются подростками - импульсивными, тревожными, легко впадающими в отчаяние, не умеющими просчитывать последствия своих поступков. Из-за этого дисбаланса дети безоружны перед слишком сильными эмоциональными переживаниями. Поэтому очень важно, чтобы в школьных конфликтах родители занимали сторону ребенка, как бы плохо он себя ни вел. Он должен знать: наша с ним близость и любовь не исчезнут, что бы он ни сделал. Предпринять можно все что угодно - кроме насилия и отвержения.

Мучительная внутренняя жизнь

Попытка суицида может быть спровоцирована незначительным на взгляд взрослого, но катастрофическим для ребенка событием, объясняет Елена Вроно. Самооценка подростка меняется мгновенно: плохая отметка или замечание иногда равносильны для него утверждению «Я хуже всех, меня нельзя любить». Острый стыд, страх наказания, школьные неурядицы способны толкнуть ребенка на крайний шаг. Сам факт, что наши дети думают о смерти, нам неприятен, он напоминает о нашей родительской беспомощности и несостоятельности. Считается, что ребенок по определению счастлив. Но на самом деле он живет трудной жизнью. Он невыносим для окружающих, но и для себя тоже. Его психика бывает иногда более истерзанной, чем психика взрослого человека. Например, когда на него возложена слишком большая ответственность, подрывающая его самооценку. Или он вынужден заменить родителям умершего брата или сестру, или их внимание захвачено другим ребенком, больным или просто младшим. А может быть, взрослые безразличны и дают слишком много свободы там, где нужны рамки.

Нечеткий образ смерти

Согласно фрейдовской теории, никто не может по-настоящему осмыслить собственный конец**. Что уж говорить о детях и подростках: для большинства из них смерть имеет начало и конец - как долгая болезнь или длительное отсутствие, объясняет Елена Вроно. Они уверены, что после смерти жизнь продолжится - уже без тех неприятностей, которые были «на этом берегу». Виртуальные игры, где смерть ничего не значит, делают уход из жизни еще более абстрактным. Подростки нередко полагают, что можно умереть «не до конца», «если все правильно рассчитать». Они не предполагают умирать - они просто хотят выйти из невыносимой ситуации. Представление о ценности человеческой жизни у них не сформировано, так что собственная жизнь для них - небольшая цена за месть обидчику, за возможность настоять на своем… Убивая себя, человек на самом деле целится в своих близких, которые, как ему кажется, мешают ему жить, говорит Зигмунд Фрейд. Поскольку направить агрессию на других нельзя, она оказывается направлена на себя. Молодой человек начинает относиться к себе как к ненавистным «им», «другим» и в итоге стремится к саморазрушению. А ощущение ценности жизни вырастает из эмоциональных привязанностей в семье. Начиная дорожить своими близкими, подросток учится дорожить и собой, и человеческой жизнью в принципе.

4 ФАКТА

Суицид не происходит без предупреждения.
До 80% подростков, покушающихся на свою жизнь, делятся своими планами. Но почти 80% взрослых не слышат или не хотят этого услышать.

Суицид не передается по наследству.
Но семья, где уже был совершен суицид, становится для детей зоной повышенного риска.

Агрессивное поведение превращается в аутоагрессивное.
Если в разгар семейного скандала подросток угрожает суицидом, родители должны немедленно остановить ссору, каким бы вызывающе оскорбительным ни было его поведение.

Разговоры с подростком о суициде не наводят его на мысль покончить c собой.
Проговаривая свои тревоги, подросток освобождается от них. Главное, чтобы подтекстом этих разговоров не стала поэтизация, героизация смерти как выдающегося поступка сильной личности.

Тревожные симптомы

Их бывает сложно заметить, поскольку депрессии у подростков (а это один из основных факторов суицида) протекают замаскированно, их трудно диагностировать. К тому же тот, кто собирается покончить с собой, не обязательно лежит на диване с грустным видом. Возможно, им владеют вполне жизнеутверждающие чувства, а попытка суицида - сиюминутное, импульсивное решение. В любом случае нужно отнестись внимательно и серьезно к юному человеку, который непривычно себя ведет, теряет интерес ко всем увлечениям, снова и снова заговаривает о смерти. Повторяющиеся ушибы или раны могут быть признаками неудавшихся попыток суицида. Во всех этих ситуациях важно делать шаги навстречу. Задавать вопросы, делиться своими переживаниями. Иногда достаточно поговорить с ребенком о том, что причиняет боль, чтобы погасить суицидальные настроения.

* По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, rfdeti.ru
** Статья «Печаль и меланхолия» в сборнике: Зигмунд Фрейд «Интерес к психоанализу» (Попурри, 2009).

Серия самоубийств среди подростков захлестнула Россию. Статистика ужасает: в России ежегодно четыре тысячи подростов пытаются покончить жизнь самоубийством, полторы тысячи этих попыток оканчиваются смертью.

Подростки, часто романтизируя смерть, рассматривают её как иной способ существования. Шагая с крыши высотки, они думают, что уходят в другой мир. Это особенность психики подростков. Они не могут всерьёз понять, что это всё - конец, что за этим уже не будет ничего. Не понимают, что смерть необратима. В их сознании они просто переходят в некий другой мир.

Существует молодёжная мода. В группе подростки чувствуют себя увереннее, им свойственна стадность, когда они могут сказать: «Мы одна команда!» Это работает и при суициде. Подростки частенько подражают своим кумирам. Чаще всего авторитетами для них становятся рок- или поп-звёзды. Так, вслед за тем, как один из поп-идолов, «Иванушка» Игорь Сорин, «шагнул с балкона в предрассветное небо», среди подростков последовала целая череда самоубийств. Для подражателей было важно «повторить его судьбу, уйти с ним, уйти с кумиром». В отличие от взрослых, подросткам свойственны и групповые суициды: за компанию «не так страшно» и «интересней».

В возрасте от тринадцати до шестнадцати лет у ребёнка происходит психологическая ломка организма, на всё формируется своя воля, своя точка зрения. Ребёнок, вступая во взрослую жизнь, ищет ответ на вечные вопросы: кто я в этой жизни и зачем я на этой земле? Родителям в этот момент важно сохранять душевную связь с ребёнком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять к нему армейско-палочную систему, а проявлять понимание и гибкость.

В одном из случаев отец ввёл для сына бессмысленные ограничения: запретил подходить к компьютеру и телевизору, лишил его мобильного телефона. К тому же, как рассказывают соседи, дело доходило и до рукоприкладства. Подросток, стремясь к определённой свободе, понял, что его свобода только в одном: распоряжаться своей жизнью и смертью. Для отца он оставил записку: «Этого ты мне уже не запретишь».

По статистике, сорок процентов подростков, покончивших с собой, жили в асоциальных или неполных семьях и девяносто шесть процентов - росли в семьях с тем или иным патологическим типом воспитания.

Несмотря на то, что суицидальное поведение - процесс, который порой длится годами, чаще всего его механизм закладывается в раннем детстве. В нашей стране распространён авторитарный тип воспитания. С ребёнком в такой семье не считаются, подавляют в нём любую инициативу, бьют, унижают. В результате, достигнув подросткового возраста, он не способен сопротивляться трудностям.

Немало у нас семей, где ребёнка просто не замечают, ребёнок растет как сорняк, беспризорником при живых родителях. В непростом подростковом возрасте ребёнок чувствует себя ущемлённым, никому не нужным, порой ему не с кем посоветоваться. Под влиянием улицы он пробует алкоголь и наркотики.

Третьим вариантом патологического воспитания является ситуация, когда ребёнок является кумиром семьи. Родители сдувают с него пылинки, не могут нарадоваться на своё чадо, потакают капризам. Всё, что ни сделает чадо, - всё великолепно. Никаких ограничений, замечаний! Это формирует истерический тип характера. В детский сад такого ребёнка, как правило, не водят. Проблемы начинаются когда он идёт в первый класс, и сходу нарывается на ответную реакцию сверстников. Оказывается, что он почему-то не «самый-самый», как ему внушали в семье. Тут же страдает достоинство ребёнка, наступает разочарование, всё это оборачивается срывом и психологической травмой.

Повышен риск развития суицидального поведения для тех подростков, кому с детства предъявляют повышенные требования: «Ты должен быть лучше всех в классе! Победить на олимпиаде, выиграть спортивные соревнования». Любая неудача в дальнейшем подростком воспринимается как трагедия. Примером может служить прошлогодний случай суицида тринадцатилетнего школьника из Тюмени, покончившего с собой из-за двойки по иностранному языку.

Сообщения о подростках-самоубийцах смакуются во всех средствах массовой информации. Это провоцирует у подростков с суицидальной готовностью -впечатлительных, легкоранимых, обидчивых детей, склонных зацикливаться на негативных эмоциях, - ответную реакцию. Подростки рассуждают: «Если кто-то смог это осуществить — смогу и я, я не хуже, решусь и тоже уйду». Начальные признаки психического заболевания проявляются уже в пять-шесть лет. А затем ещё часть склонных к суициду подростков формируется патологическим воспитанием.

Согласно статистике, одно завершённое самоубийство среди подростков сопровождается сотней попыток суицида. Каждый год в России кончают с собой полторы тысячи подростков и более двухсот детей. В последнее время частота самоубийств среди тех, кому десять-четырнадцать лет, колеблется в пределах от трёх до четырёх случаев на сто тысяч, а среди подростков пятнадцати-восемнадцати лет - девятнадцать-двадцать случаев. И эти цифры не снижаются. В России подростки сводят счёты с жизнью в два и семь десятых раза чаще сверстников живущих в других странах.

Пятьдесят процентов всех суицидов - это следствие взаимоотношений в семье. Причинами остальных самоубийств являются конфликты со сверстниками, неразделённая любовь, беременность, сексуальные неудачи, страх одиночества.

Где подростки чаще решаются на самоубийство, в больших городах или сёлах? Ответ как бы напрашивается сам собой, но он не столь очевиден. Около тридцати лет назад только в Китае частота самоубийств на селе была выше, чем в городе. В девяностые годы, по этим показателям, рядом встала Россия.

Относительно спокойная ситуация наблюдается в Подмосковье, некоторых регионах Центрального и Южного федеральных округов, Санкт-Петербурге. Количество самоубийств существенно растет на Урале, зашкаливает в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

По статистике, лидерами по частоте самоубийств среди детей являются Тува, Бурятия и Якутия. На сто тысяч подростков в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет там приходится соответственно 126,6, 86,6, и 74,2 случая самоубийств. Это связано с тяжёлыми условиями жизни. На психологическое состояние человека оказывают воздействие климатические условия, социально-экономические реалии региона, царящая там безработица. Надо учитывать верования и вековые традиции проживающих там народов. Так, например, коренные народы Севера до сих пор имеют сильные языческие корни. А те же буддисты уверены в жизни после смерти, только в несколько ином качестве. Это снижает планку страха перед самоубийством. Суицид в Бурятии и Туве верующими людьми порой воспринимается не как греховный поступок, а как достойный уважения.

Чтобы сформировать у ребёнка психологическую устойчивость, которая помогла бы ему справиться с различными обстоятельствами и искушениями, надо прежде всего любить своего ребёнка, с пелёнок общаться с ним. Недаром с грудными детьми агукают, улюлюкают, улыбаются и подмигивают малышам. Всё это способствует созданию устойчивой психики ребёнка. Тем мамашам, что сбывают ребёнка няням, хочу сказать, что их любимое чадо - уже лишенец, он ещё не говорит, но уже ощущает, что его бросили. Самая лучшая няня - чужой человек. Все занятые родители должны знать, что основы личности формируются в первые пять-шесть лет. Не стоит потом удивляться, что ребёнок чувствует свою заброшенность, что он никому не нужен, не достоин ничьей любви. Такое восприятие окружающего мира может привести к развитию суицидального поведения.

Подростки остро чувствуют фальшь. Ребёнка необходимо воспитывать своим примером. Если папа говорит ребёнку о вреде алкоголя, а затем, когда приходят гости, засыпает в салате, никакие разговоры тут не помогут. Как можно больше общайтесь с ребёнком, с младенческого возраста прививайте ему понятие ценности жизни, её единственности, необходимости её беречь. Учите ребёнка самому решать свои проблемы, при этом стройте с ним партнёрские отношения, старайтесь быть ему другом.

Ребёнку очень важен телесный контакт со своими родителями. Несмотря на переходный возраст, нужно гладить их по голове, обнимать и ласкать. Ребёнок при этом будет осознавать уникальность собственного тела. Отсутствие телесного общения с родителями формирует у ребёнка мысли о бессмысленности телесной оболочки, которую не жалко и потерять.

Наша реальность – больное, глухое к чужой беде общество! Но что меня убивает? Все занимаются выборами, не понимая, что скоро уже неважно будет - кто наш президент, потому что не будет страны.

В тринадцать-шестнадцать лет легко сделать шаг с последнего обрыва. Во-первых, к таким мыслям их приводит школа. В ней агрессивная среда и никакой отдушины нет. Детям в школе неинтересно. А ЕГЭ напрочь отбивает желание учиться. Подростки ходят только на те предметы, которые им придётся сдавать. Мотиваций нет. Целей нет. И что? Кто-то колется, кто-то начинает пробовать травку. Ни светлых помыслов, ни идеологии.

Во-вторых - родители… Если в переходном периоде родители не становятся для них друзьями, дети попадают в омут всеобщего равнодушия. Дети никому не нужны. Ни семье, ни школе, ни… стране. Подростки сначала уходят в социальные сети, в выдуманный ирреальный мир. Но и в этом суррогате не видят любви. А ведь им нужна всего лишь небольшая частица любви!

Сегодня всё подменяется деньгами. А деньги - это мусор. Когда нет любви, когда нет ценностей, деньги не имеют значения.

Девочка написала: «Полгода жила с мыслью о самоубийстве, но поговорив с добрым человеком, поняла, что значит жить по-настоящему». Поняла, что ТАМ не будет ничего… Что утром не почувствует запах кофе, не съест булочку, не сможет поцеловать маму. Не увидит, как расцветают подснежники, как падает снег. Ты думаешь, что, когда ты упадешь, сцепившись за руки с другом, все сразу заговорят о тебе? Но ты-то никогда этого разговора не услышишь! А ещё все кричат: «конец света…» - да оглянитесь вокруг: он давно наступил, мы в нём живём!