Кодексы РФ

Энтерпрайз авианосец времен 2 мировой. Ноябрьское сражение у Гуадалканала

Ситуация вокруг Ирана продолжает оставаться напряженной, и Пентагон по-прежнему держит в районе Персидского залива крупную группировку военно-морских сил. Интерес мировых СМИ вызвала отправка в Залив ветерана американских авианосных сил — атомного многоцелевого авианосца «Энтерпрайз», уже более полувека несущего службу в ВМС США. Однако сегодня мало кто помнит, что более 40 лет назад на корабле произошла трагедия, едва не завершившая его боевую карьеру.


Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise, CVN-65), первоначально классифицировавшийся ВМС США как ударный авианосец (CVAN-65), вошел в боевой состав американских военно-морских сил более полувека назад — 25 ноября 1961 года и стал первым в мире надводным боевым кораблем с атомной главной энергетической установкой. Атомные подводные лодки появились, конечно же, несколько ранее. Первым гражданским судном с атомной энергоустановкой (АЭУ) стал советский атомный ледокол «Ленин», находящийся сегодня в Мурманске в качестве музея отечественного ледокольного флота.
В первое свое, скажем так, настоящее плавание атомный «Энтерпрайз», унаследовавший свое имя от легендарного авианосца времен Второй мировой войны — знаменитого «Скачущего призрака», вышел ровно полстолетия назад — 12 января 1962 года. Это было так называемое гарантийное плавание. В ВМС США употребляется термин «shakedown cruise», в рамках которого корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового типа — атомоходов. Кроме того, в данном плавании были отработаны и задачи по эксплуатации с палубы авианосца новых истребителей — F-4 H «Фантом II» (затем переобозначены как F-4 />, которыми была вооружена 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102) авиации ВМС США. Причем во время данного плавания «Энтерпрайз» совершил заход в военно-морскую базу Гуантанамо, расположенную на Кубе. Демонстрация военно-морской мощи своим потенциальным противникам является неотъемлемым элементом внешней политики Вашингтона.


Истребитель-бомбардировщик F-4B «Фантом II» из 96-й истребительной эскадрильи, 1966 год
Анализ результатов этих испытаний и проверок подтвердил — военно-политическое проектирование и ввод в боевой состав флота крупнотоннажного боевого корабля с атомной энергоустановкой полностью себя оправдали. Боевые качества атомохода поражали, причем реальность превзошла ожидания многих американских военно-морских специалистов, а скептики были громогласно повержены ниц.
Интерес к новому американскому «чудо-оружию» был столь высок, что буквально через несколько дней после возвращения «Энтерпрайза» в свою родную базу Норфолк корабль посетила целая кавалькада высокопоставленных военных и правительственных чиновников, включая президента Джона Ф. Кеннеди. Интерес к новинке американского кораблестроения не пропал и в последующие годы. Корабль постоянно привлекался к различным исследовательским проектам, одним из первых направлялся в зону очередного воооруженного конфликта и даже стал звездой голливудского блокбастера — фильма «Охота за «Красным Октябрем» (The Hunt for Red October), снятого по популярному во времена холодной войны одноименному произведению Тома Клэнси.
Но самым, пожалуй, важным рекордом, который записал на свой счет АВМА «Энтерпрайз», стал титул первого атомного боевого корабля, принявшего непосредственное участие в боевых действиях. «Большой Э», как зовут корабль американские моряки, внес весомый вклад в операции, проводимые командованием ВС США в годы войны во Вьетнаме.
Авианосцы во Вьетнаме

В октябре-ноябре 1965 года авианосец «Энтерпрайз» был переведен на Тихоокеанский флот и включен в состав 7-го оперативного флота ВМС США. После чего совершил переход к берегам Вьетнама и уже 2 декабря 1965 года получил боевое крещение. В тот день самолеты из состава корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» совершили 125 боевых вылетов и нанесли огневые удары по отрядам повстанческого движения «Вьетконг» и подразделениям северовьетнамской армии в районе Бьенхоа, сбросив на них 167 тонн боеприпасов. На следующий день авиация совершила уже 165 самолетовылетов, а всего в течение первой боевой службы у побережья Вьетнама корабельное авиакрыло «Энтерпрайза» выполнило 13020 самолетовылетов, в ходе которых американские летчики сбросили на противника около 9000 тонн различных боеприпасов. 21 июня 1966 года атомоход вернулся домой — к новому месту базирования, военно-морской базе Аламеда, штат Калифорния. А затем встал в док для проведения краткосрочного ремонта, в ходе которого на авианосце установили дополнительное оборонительное вооружение — две пусковые установки типа Мк 25 корабельного зенитного ракетного комплекса «Си Спарроу».


Авианосец «Энтерпрайз»
В годы вьетнамской войны авианосцы стали поистине уникальным элементом американского флота, способным самостоятельно решать чрезвычайно широкий круг задач, в том числе и стратегического характера. Именно поэтому на протяжении всего периода вьетнамской войны в акватории юго-западной части Тихого океана на постоянной основе находились авианосцы, организационно входившие в состав 77-го оперативного соединения 7-го флота ВМС США. В состав данного соединения обычно включались от одного до пяти авианосцев, до пяти крейсеров и около полутора десятков эсминцев и фрегатов, а также несколько более «мелких» кораблей и вспомогательных судов. Причем фактически полное отсутствие угрозы данному соединению со стороны противника обеспечивал комплекс мер по организации всех видов обороны авианосных ударных групп, и особенно их ядара — авианосцев. Крейсеры, эсминцы и фрегаты осуществляли ближнее охранение. Самолеты ДРЛО вели практически круглосуточное боевое патрулирование, истребители находились в воздухе или в готовности к немедленному вылету. Задачи противолодочной обороны возлагались на специально создаваемую противолодочную корабельную поисково-ударную группу и самолеты базовой патрульной авиации, либо же только на последние — они осуществляли патрулирование в ближней и дальней зонах.
Район боевого маневрирования 77-го оперативного соединения имел кодовое обозначение «Янки» (в оригинале — «Yankee Station») и с февраля 1965 года по январь 1973 года находился в акватории Тонкинского залива. Его размеры составляли 140 x 160 миль, а минимальное удаление от береговой черты колебалось от 40 до 80 миль. В указанном районе находились от двух до четырех авианосных ударных групп, причем каждой из них для проведения операций выделялся свой подрайон. Во избежание взаимного влияния при полетах самолетов корабельных авиакрыльев и в целях более полного охвата района боевых действий силами последних следует также отметить, что в пределах района «Янки» командующим 77-м оперативным соединением назначались подрайоны пополнения запасов, где постоянно дежурила одна из групп обслуживания так называемого «плавучего тыла» ВМС США.
Впрочем, в целях повышения эффективности боевого применения авианосных сил ВМС американское командование приняло решение выделить часть авианосцев в отдельное соединение и сформировать для этого второй район боевого маневрирования, который получил кодовое наименование «Дикси» (в оригинале — «Dixie Station») и располагался в районе юго-восточнее побережья Вьетнама. Здесь практически постоянно находилось несколько авианосных ударных групп.
В среднем в ходе войны во Вьетнаме авианосцы ВМС США находились в одном из указанных выше районов боевого маневрирования по 108–136 суток. Причем авианосец от 6 до 11 суток принимал интенсивное участие в боевых действиях, после чего одни сутки предоставлялись для отдыха личного состава и ремонта авиатехники. Затем корабль либо оставался в резерве (при дислокации в районе боевых действий трех авианосцев один из них обычно назначался в резерв), либо вновь приступал к нанесению ударов по противнику силами своего авиакрыла. Результаты боевой деятельности одного авианосца за упомянутые 6–11 суток можно оценить на примере авианосца «Энтерпрайз». Прибыв 4 февраля 1966 года в район боевого маневрирования «Дикси», атомоход приступил к выполнению поставленной задачи по нанесению бомбово-штурмовых ударов по целям на территории Южного Вьетнама, и за последующие 8 суток самолеты его корабельного авиакрыла совершили 1400 самолетовылетов, записав на свой счет уничтожение 510 различных объектов, в том числе 24 бункеров, четырех артиллерийских позиций, одного моста и пр., нанеся плюс к тому значительные повреждения еще 569 объектам, а также разрушив несколько километров траншей и ходов сообщения.
Особо следует указать на высокую интенсивность применения палубной авиации ВМС США в годы вьетнамской войны. Если в начальный период — по состоянию на 1966 год — с одного американского авианосца выполнялось в среднем 111 самолетовылетов в сутки, то уже к 1969 году данный показатель существенно возрос и составлял 178 самолетовылетов в сутки. Известный отечественный военно-морской историк Виталий Доценко в своей книге «Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века» приводит следующие средние показатели по боевой напряженности американской авианосной авиации в период вьетнамской войны из расчета на один самолет из состава корабельного авиакрыла каждого авианосца, дислоцированного в указанных выше районах боевого маневрирования: штурмовики — 1,2–1,3 самолетовылета в сутки; истребители — 0,5–0,9 самолетовылета в сутки; самолеты РЭБ — 1,25–1,50, а самолеты-разведчики — 0,58–0,83. Как видно, наиболее напряженным был график у экипажей самолетов радиоэлектронной борьбы, что объясняется, во-первых, значительным объемом решаемых задач при сопровождении каждой ударной или истребительной авиагруппы, а во-вторых, меньшим количеством самолетов РЭБ в составе корабельных авиакрыльев. В общем же в период с 1965 года по 1973 год самолеты корабельных авиакрыльев 77-го оперативного соединения совершили около 500 тысяч самолетовылетов, причем 70% из них — на выполнение «чисто» ударных задач.
Высокая напряженность, с которой действовала американская авианосная авиация во Вьетнаме, а также высокие потери — по некоторым данным, по 10–15 самолетов в сутки — потребовали от американского командования уделить особое внимание вопросам спасания экипажей сбитых или упавших вследствие технических поломок самолетов и вертолетов, для чего еще в самом начале вьетнамской войны была создана специальная служба поиска и спасания. Ее возглавил контр-адмирал Риди. Организационно она состояла из двух поисково-спасательных групп, включавших в свой состав, в свою очередь, самолеты, вертолеты и надводные корабли. Одна из групп обслуживала район боевого маневрирования «Янки», а другая — район боевого маневрирования «Дикси».
Впрочем, несмотря на значительный вклад данной службы в поддержание боеготовности палубной авиации и множество спасенных ее личным составом жизней, в истории ее боевой деятельности имелись и отдельные негативные моменты. В частности, имелась строжайшая установка, запрещавшая летчикам самолетов и вертолетов поисково-спасательных сил осуществлять операцию по эвакуации летчиков сбитых летательных аппаратов в случае, если противник организовывал в месте нахождения цели (сбитого летчика) засаду. Один из таких случаев произошел с пилотом палубного штурмовика А-4 С «Скайхок» из состава корабельного авиакрыла авианосца «Энтерпрайз». 2 января 1966 года во время нанесения бомбовых ударов по целям в глубине территории Южного Вьетнама штурмовик был сбит. Вылетевшая на поиск его пилота спасательная группа обнаружила летчика где-то в полутора километрах от места падения самолета. Он был тяжело ранен в обе ноги и лежал на открытом месте. Однако спасатели посчитали сложившуюся ситуацию ловушкой со стороны противника и потому не стали спасать сбитого пилота. Дальнейшая его судьба неизвестна. И подобные случаи были отнюдь не единичными в той войне, хотя, с другой стороны, решение не спасать сбитых летчиков при наличии признаков организации противником засады можно признать объективно верным, но — отнюдь не поднимающим боевой дух личного состава.
Что касается атомного авианосца «Энтерпрайз», то в общей сложности за период с 1965 года по начало 1973 года, то есть в период ведения систематических и широкомасштабных боевых действий против движения «Вьетконг» и Вьетнамской народной армии, корабль совершил шесть боевых походов в район Юго-Восточной Азии, а самолеты его корабельной авиагруппы выполнили более 39 тысяч самолетовылетов и израсходовали по противнику около 30 тысяч тонн боеприпасов, плюс выставили 400 морских мин в рамках осуществления действий по блокаде побережья Вьетнама. Во время одного из таких походов, в 1969 году, первенец военного атомного флота едва не погиб от собственной авиационной ракеты.

  • Город кишинев

Атомоход в огне

Итак, в январе 1969 года атомный авианосец «Энтерпрайз» отправился на очередную боевую службу к берегам Вьетнама. На маршруте следования в районе Гавайских островов кораблю предстояло пройти ежегодную проверку боевой (или эксплуатационной) готовности. В ВМС США она именуется «Operational Readiness Inspection» (ORI) и является фактически последним рубежом, который необходимо преодолеть боевому кораблю перед тем, как он приступит к решению задач боевой службы. Однако на этот раз последний рубеж едва действительно не стал самым последним в истории атомохода.
14 января 1969 года в районе Гавайских островов, примерно в 70 милях от Гонолулу, во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков F-4 J «Фантом II» к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом 127-мм неуправляемого реактивного снаряда Mk 32 «Зуни» (Zuni). Согласно мнению членов комиссии, проводившей расследование данного инцидента, взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолета, находившегося на полетной палубе авианосца и также готовившегося к вылету.


Взрыв на «Энтерпрайзе» 14 января 1969 года
В результате взрыва ракеты в кормовой части авианосца возник сильный пожар, который, в свою очередь, стал причиной серии взрывов авиационных бомб и неуправляемых авиационных ракет. По собранным комиссией данным и свидетельствам очевидцев, в течение всего лишь 20 минут на полетной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг).
Согласно восстановленным в ходе расследования событиям того трагического дня, первым взорвался боезапас на находившемся в районе кормовой части правого борта авианосца истребителе-бомбардировщике F-4 J «Фантом II» (бортовой № 103), вследствие чего в том районе возник крупный очаг возгорания. Однако через некоторое время, а именно в 8 часов 26 минут в том же районе полетной палубы «Энтерпрайза» произошел еще один мощный взрыв — его причиной стала одновременная детонация боеприпасов, подвешенных на нескольких штурмовиках А-7 B «Корсар II» и включавших 500-фунтовые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты «Зуни» и более 400 снарядов калибра 20 мм для авиационных пушек самолетов. После этого командир корабля развернул «Энтерпрайз» против ветра — чтобы дым от пожара не застилал надстройку и не ограничивал обзор с ходового мостика корабля.


Так «корсары» стояли на палубе «Энтерпрайза» до пожара
Аварийные команды авианосца приступили к тушению очагов возгорания. Однако огонь добрался до семи стоявших неподалеку самолетов F-4 J «Фантом II», каждый из которых был вооружен управляемыми ракетами «Спарроу» класса «воздух — воздух».


Аварийные команды ведут борьбу за живучесть «Энтерпрайза»
На четырех самолетах к тому же находились еще и по шесть авиабомб калибра 500 фунтов и по восемь 127-мм неуправляемых авиационных ракет «Зуни». Последовали новые взрывы, площадь возгорания стремительно расширилась. В итоге аварийным командам, несмотря на всю их самоотверженную работу, не удалось локализовать пожар на правом борту, и пламя перекинулось с «Фантома» с бортовым № 112 на «Фантом» с бортовым №310, стоявший на полетной палубе по левому борту. По воспоминаниям очевидцев, занятый в борьбе за живучесть корабля личный состав экипажа едва успел развернуть дополнительные средства для борьбы с огнем в районе левого борта полетной палубы, как там прогремел новый мощный взрыв. На этот раз сдетонировал боезапас находившихся там двух истребителей-бомбардировщиков «Фантом» с бортовыми №№ 105 и 106, а также топливные баки находившегося рядом самолета радиоэлектронной борьбы А-3 «Скайуорриор».


В результате детонации боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода, а в правом борту «Энтерпрайза» зияла дыра диаметром 4,5 метра
Взрыв был такой силы, что от «фантомов» не осталось даже двигателей — лишь небольшой фрагмент носовой части фюзеляжа остался лежать на полетной палубе авианосца. В огромном шаре пламени возникшего пожара погибли практически все военнослужащие, находившиеся на момент упомянутого взрыва в составе расчетов аварийных команд левого борта, а значительное количество моряков получили тяжелые ранения. Через некоторое время пламя перекинулось на ангар, где оно продолжало бушевать более трех часов — на атомном «Энтерпрайзе» творился настоящий ад.
Эсинцы спешат на помощь

Подошедшие на помощь атомоходу эскадренный миноносец «Роджерс» (USS Rogers, DD-876), типа «Гиринг», и эскадренный миноносец УРО «Бенджамин Стоддерт» (USS Benjamin Stoddert, DDG-22), типа «Чарльз Ф. Адамс», обрушили на горящий корабль тонны воды. Впоследствии эсминец «Роджерс» за активные действия по тушению пожара на авианосце «Энтерпрайз» получил награду — упоминание в приказе министра ВМС США.


У борта «Энтерпрайза» – эсминец «Роджерс» (DD-876), вдалеке виден идущий на помощь эсминец УРО «Бенджамин Стоддерт» (DDG-22), а на переднем плане – горящие штурмовик А-7В «Корсар II» (слева) и истребитель-бомбардировщик F-4J «Фантом II» (справа)
Совместными усилиями пожар был потушен, однако авианосцу был нанесен значительный ущерб. Команда авианосца проявила самоотверженность, мужество и героизм, продолжая борьбу с огнем даже несмотря на то, что каждый из следовавших один за другим взрывов приносил все новые жертвы, буквально выкашивая ряды моряков. Один из очевидцев назвал позднее это «настоящей мясорубкой».
В рамках последующего расследования коммандер Харольд Маунт (Commander Harold Mount), проходивший службу в штабе командующего авиацией Тихоокеанского флота ВМС США, оценивая действия личного состава авианосца «Энтерпрайз», подчеркнул: «На мой взгляд, личный состав палубной команды проявил беспримерный героизм. Они раскатывали пожарные рукава и боролись с огнем, а когда очередной взрыв сметал половину аварийной партии, на смену павшим приходили их товарищи — они брали пожарные рукава и смело шли в огонь… Они шли в огонь с тем оборудованием, которое оказалось под рукой. Большей частью это были пожарные рукава, которые подавали воду или пену всего на 6–10 футов (1,8–3,0 метра — Прим. В. Щ.), что было совершенно не эффективно. Но они шли вперед и делали с этим оборудованием все, что могли… Я считаю, что именно личный состав палубной команды своими действиями обеспечил локализацию и сумел снизить ущерб». В свою очередь, капитан Роберт Хулхерст (Captain Robert A. Hoolhurst), руководитель учебной группы Тихоокеанского флота ВМС США и очевидец трагедии, заявил: «Тушить пожар в таких условиях было делом практически невозможным. Постоянно взрывались бомбы и другие боеприпасы, нанося потери в личном составе. Я не знаю, сколько человек были убиты или ранены в результате детонации боезапаса, но после того, как пожар был потушен, я обнаружил, что обращенная в корму часть надстройки-остова корабля буквально изрешечена осколками и шрапнелью».
В результате детонации авиационного боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца, которая «рассчитана на то, чтобы выдержать попадание 500-фунтовой авиабомбы», образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода. В правом борту «Энтерпрайза» зияла зловещей пустотой дыра диаметром около 4,5 метра, значительные повреждения получили и внутренние помещения корабля. Фактически волна разрушений в той или иной степени достигла уровня ватерлинии авианосца. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено в пламени огромного пожара и разрушено ударными волнами мощных взрывов, и говорить не стоит. Ущерб составил миллионы долларов, плюс к тому пришлось отложить боевую службу авианосца в районе побережья Вьетнама.


Эсминец УРО «Бенджамин Стоддерт». 15 апреля 1983 года
Ремонт корабля, осуществлявшийся на военно-морской верфи ВМС США в Перл-Харборе, штат Гавайи, занял шесть недель. 5 марта 1969 года авианосец «Энтерпрайз» вышел в море на пятидневные ходовые испытания, после завершения которых корабль был вновь направлен в воды Тонкинского залива, где начиная с 31 марта 1969 года корабельное авиакрыло «Энтерпрайза» приступило к решению поставленных командованием боевых задач.
Январская 1969 года трагедия, произошедшая с авианосцем «Энтерпрайз» и получившая в американской военно-морской исторической литературе название «Большой пожар» (Big Fire), оказала большое влияние на ее очевидцев и специалистов. В итоге один из бывших членов экипажа атомохода, Майкл Джо Карлин (Michael Joe Carlin), написал и издал посвященную данной трагедии книгу под названием «Trial: Ordeal of the USS Enterprise», что можно перевести примерно как «Судный день «Энтерпрайза». Причем М. Д. Карлин лично находился на корабле во время трагедии и в процессе подготовки книги использовал не только материалы проводившегося под руководством генерального прокурора США (Judge Advocate General) официального расследования, но и свои воспоминания, а также многочисленные воспоминания очевидцев катастрофы — его сослуживцев. Книга выдержала уже три издания, постоянно пополняется новыми данными и фотографиями. Читателям, владеющим английским языком и интересующимся военно-морской историей, рекомендую ознакомиться с данным произведением.
Взрывоопасный «Святой Моисей»

Эпизод, произошедший с атомным авианосцем «Энтерпрайз», оказался не единственным. В годы вьетнамской войны, в условиях фактического отсутствия прямого огневого воздействия противника на американские авианосцы несколько кораблей данного класса получили весьма серьезные повреждения — в результате пожаров, коих на авианосцах ВМС США в период 1965–73 годов случилось 51, в том числе 19 крупных. При этом преимущественными причинами всех пожаров, по данным расследовавших их комиссий, стали небрежность экипажей авианосцев и нелепые случайности.
В случае с трагедией на «Энтерпрайзе» сработали обе эти причины. Не попади раскаленные газы реактивной струи «Фантома» на боевую часть неуправляемой авиационной ракеты — не было бы и трагедии. Особо примечательно, что первопричиной значительного количества пожаров и серьезных аварийных происшествий на американских авианосцах стали именно 127-мм ракеты типа «Зуни». Прозванные в американском флоте «Святой Моисей» («Holy Moses»), эти неуправляемые ракеты стали не только простым и надежным авиационным средством поражения наземных целей, но еще и источником повышенной опасности, собравшим жертвы не только среди солдат противника, но и среди экипажей и корабельных авиакрыльев своих кораблей.
В частности, именно 127-мм неуправляемая авиационная ракета Mk 32 «Зуни» стала причиной крупнейшей после окончания Второй мировой войны в американском флоте аварии, произошедшей также в период вьетнамской войны, 29 июня 1967 года, на ударном авианосце «Форрестол» (Forrestal, CVA-59) одноименного типа.


Ударный авианосец «Форрестол» до пожара – где-то в 1965-66 годах
В тот раз у одной из ракет, подвешенных под крылом находившегося на верхней, полетной палубе и приготовленного к вылету самолета F-4 В «Фантом II», несанкционированно сработало устройство пуска. «Святой Моисей» ударил стоявшего рядом моряка, а затем пролетел через палубу авианосца с правого борта на левый и попал в подвесной, емкостью 400 галлонов, топливный бак стоявшего там палубного штурмовика А-4 Е «Скайхок» (бортовой № 405), пробил его насквозь и плюхнулся в море. Механизм безопасности предотвратил взрыв боевой части «Зуни». Но бак «Скайхока» был пробит — топливо мгновенно разлилось по полетной палубе и загорелось, огонь перекинулся на остальные подвесные топливные баки машины. Причем ситуация усугубилась тем, что «Форрестол» развил высокую скорость — по данным американских источников, порядка 30 узлов, поэтому сильный ветер стремительно разнес горящее топливо по полетной палубе.


127-мм неуправляемая авиационная ракета Mk 32 «Зуни», прозванная американскими летчиками «Святой Моисей»
Пилот несчастливого «Скайхока», лейтенант-коммандер Фред Д. Уайт (Fred D. Whit), буквально чудом сумел выскочить из кабины своей машины, но почти тут же был убит взрывом первой авиабомбы. Вместе с ним погибли несколько моряков из палубной команды, бросившиеся тушить пожар. Кстати, пилотом одного из «скайхоков» тогда был молодой лейтенант-коммандер Джон Маккейн (John McCain), будущий сенатор и кандидат в президенты США. Ему удалось в промежутках между взрывами бомб и ракет выбраться из кабины своего самолета (бортовой № 416), после чего он пробежал по носу машины, спрыгнул на палубу с топливозаправочной штанги и принял активное участие в тушении пожара. Вскоре взорвавшаяся 1000-фунтовая авиабомба разрушила снаряженный боезапасом штурмовик Маккейна. В бронированной палубе корабля образовалась огромная пробоина, а почти все находившиеся рядом моряки аварийных партий, исключая трех, погибли.


Дыры в палубе «Форрестола»
Затем последовали многочисленные взрывы 1000-фунтовых и 500-фунтовых авиабомб (соответственно калибром 454 кг и 227 кг) и ракет. На момент трагедии в том районе были сосредоточены 27 самолетов, полностью заправленные и снаряженные боеприпасами. Плюс к тому, рядом на палубе в деревянной укупорке находились несколько тонн бомб и ракет, приготовленных к подвеске на другие самолеты — авианосец на тот момент готовился к подъему самолетов для нанесения удара по позициям противника. Моряки, находившиеся в это время в кубриках, расположенных ниже места взрывов боезапаса, оказались в буквальном смысле в смертельной ловушке. В первые же минуты трагедии погибли 50 человек.
В общей сложности борьба с пожаром на полетной палубе продолжалась не менее 13 часов, а борьба за живучесть во внутренних помещениях авианосца — более суток. По воспоминаниям очевидцев, за борт пришлось сбросить почти все подготовленные к вылету самолеты и предназначавшиеся для них боеприпасы. В материалах комиссии также зафиксироан случай, когда один из лейтенантов, небольшого роста, в одиночку поднял и перебросил за борт авиабомбу калибра 250 фунтов, то есть бомбу массой около 113 кг! Несмотря на то что при помощи подошедших кораблей пламя на верхней палубе удалось потушить примерно за час, пожар во внутренних помещениях авианосца еще долго не поддавался аварийным командам.
Когда пожар наконец-то был ликвидирован, присутствовавшим показалось, что авианосец «Форрестол» как будто бы вышел из ожесточенного сражения — настолько огромны были полученные повреждения. Из десяти палуб авианосца шесть были повреждены в той или иной степени, в полетной палубе от разрывов авиабомб образовались семь пробоин диаметром до 7 метров каждая, а внутренние помещения корабля выглядели, словно фанерный домик после урагана.
По данным ВМС США, в ходе трагедии погибли 134 человека и еще 161 моряк и летчик получили ожоги и ранения различной степени тяжести. Корабельное авиакрыло авианосца лишилось десятков боевых самолетов, из которых 21 самолет был полностью уничтожен (в том числе семь F-4 B «Фантом II»), одиннадцать A-4 E «Скайхок», а также три самолета-разведчика RA-5 C «Виджилент», а еще 43 самолета повреждены, причем многие не подлежали восстановлению. Ущерб, причиненный непосредственно кораблю, специальная комиссия оценила в 72 млн. долларов (более четверти начальной стоимости корабля), а общий ущерб составил около 135 млн. долларов. «Форрестол» восстанавливали около семи месяцев, причем только для ремонта полетной палубы потребовалось до 800 тонн броневой стали.

С авианосца «Форрестол» выносят тела погибших моряков
Конечно же, «падкая на пакости» неуправляемая авиационная ракета «Зуни» здесь не самое главное. Главная причина происходившего на «Энтерпрайзе», «Форрестоле» и ряде других авианосцев заключалась в недостаточно эффективно организованной системе противопожарной защиты таких крупных кораблей, какими являлись американские авианосцы. Впрочем, американцам понадобилось всего лишь несколько месяцев для разработки эффективной системы противопожарной защиты авианосцев и создания новых средств пожаротушения. В частности, уже в конце 1967 года на вооружение авианосцев была принята система, представлявшая собой самоходное шасси, на котором размещались емкость на 180 кг сухого пламегасящего порошка бикарбоната калия («Пурпле-К») и 190-литровый баллон, наполненный шестипроцентной так называемой «легкой водой». Последняя представляла собой пенообразователь поверхностно-активного вещества синтетического фтористого углерода плотностью 1010 кг/м3 и хорошо смешивалась как с пресной, так и с морской водой. На проведенных испытаниях данной системы горящее авиационное топливо типа JP-5 (марка авиатоплива для реактивных самолетов авиации ВМС США), разлитое на площади более 50 м2, было потушено всего за 21 секунду.


Когда наши вновь эсминец ВМС США "Дональд Кук", всплыл в памяти интересный и забавный эпизод из советского времени. советской ПЛ на атомный ударный авианосец ВМС США Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз»).Самый длинный (342.3 метра) среди боевых кораблей мира. Читал эту заметку 15 лет назад. Автобиографичный рассказ об этом событии кап. 1 ранга Н.Н. Курьянчика.

АТАКА НА «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Капитан 1 ранга Николай Николаевич Курьянчик отдал лучшие годы своей удивительной жизни службе в подводном флоте, в поселке Рыбачьем на Камчатке. До этого закончил Высшее Военно-Морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского (г. Ленинград). Прошел достойно через не одну автономку, был инженером КИП, командиром группы автоматики главной энергетической установки головной атомной лодки проекта 671ртм, там же — командиром дивизиона живучести, затем командиром боевой части 5 на лодке проекта 971 "Барс". Службу закончил старшим преподавателем цикла борьбы за живучесть подводной лодки в 25-м учебном центре там же, в Рыбачьем. Сейчас работает в г. Вилючинске тренером по парусному спорту в Детской спортивной школе № 2.И пишет рассказы. Почти все они глубоко автобиографичны...

"Полковник наш рожден был хватом..."

М.Ю. Лермонтов

ПРОТИВОБОРСТВО ДВУХ СИСТЕМ было в самом разгаре, вовсю полыхала "холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и континентах. На таком историческом фоне и служил Советскому Союзу командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем особенным от других не отличавшийся. Хотя слыл на флоте чудаком из-за своих двух сумасбродных идей.
Первая — сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая — торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше ни меньше. Причем обе мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по-пьяни.

Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и гидродинамика — близнецы-братья, вернее, сестры, и что законы управления подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной. Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее несостоятельности. Но петлю, упрямо думал мечтатель, я все равно сделаю — на новой, глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ!

А мысль о потоплении "Энтерпрайза" родилась одновременно со вступлением того в строй, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось потопление американской лодкой "Арчер-фиш" в конце ноября 1944 года крупнейшего японского авианосца "Синано" .
— Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени! Семь двести тысяч тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой в тридцать раз меньшей, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" смог превзойти "Синано" по своей мощи…
— Вот бы его утопить! — вырвалось у вихрастого четверокурсника, в котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
— Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт "Синано". Его охраняли всего два эсминца. А у "Энтерпрайза" сопровождение — будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники… Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщут. И у самого, помимо авиации, вооружение — ого-го! Так что, мой юный друг, о торпедной атаке "Энтерпрайза" можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже противолодочным зигзагом угнаться практически невозможно. Даже если ваша железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за ревом собственных шумов. Это все равно, что на мотоцикле с завязанными глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем у водителя автомобиля глаза не завязаны… За ним надо охотиться, выслеживать, прокрадываться в ордер — одним словом, как следует надо тактику изучать. И не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться. Причем только в военное время — надо объяснять, почему? А еще попробуй, окажись с ним в одном районе…

И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через годы. И вот наступило время принятия решения: расти дальше по службе, или подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: "Ну, еще одна автономка — и будет тебе перевод". Но прошли одна, вторая и назревала третья. Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему "по секрету" сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе предполагаемого действия АУГ с "Энтерпрайзом", и что более опытного и грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может… Короче, такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта юности… непойманная Жар-Птица…

И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На космическую разведку надежды было мало — никакого просвета, облачность сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было знать. Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про "Энтерпрайз" и его охранение. И, наконец-то, — вознаграждение за упорство: вот она, материализация мечты командира и всего экипажа! Лодка на стабилизаторе глубины без хода, все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали — основная цель пройдет мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?! А-а-а!..
— Боевая тревога, торпедная атака! Колокола и "каштан" не использовать! Все команды и доклады — только по телефону!
— Ну, писец, началось, — вырвалось у экипажа, — бей супостата.
Но война-то “холодная”, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать атаку… Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности…
Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
Команд — минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто процентов.
— Поднять перископ.

В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь как торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в обстановку. Командир — к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты принимает — значит, курс менять не будет. БИП вырабатывает данные для стрельбы — все на автомате. Командир от перископа — к телефону:
— Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый аппараты от торпед?.. Сколько?! Ну ты оху… Пять минут! И приготовить эти аппараты к прострелке воздухом! Понятно?!
Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели, как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Минера тоже заклинило, и четкого ответа "есть" не последовало. Вот те на. Готовились, готовились. Да, в военное время проще: ввел данные стрельбы — а они идеальные! — и "Пли!" А тут все аппараты заряжены боевыми торпедами, все битком. Есть, правда, возможность освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей лодки. Ну, освобождаем, время уходит…
Время уходит, авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское "есть" все никак не прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
Тут механик — нашел, елки, выход! — самый большой оппозиционер и тайный насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал "добро" продуть гальюны(не заполненным "под завязку" остался только докторский в изоляторе), но командир неизменно запрещал — звук продувки демаскирует махом. Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в Пентагоне.
— …Минер!..
— Тащ командир , — встрял механик, — готов произвести прострелку гальюнов! Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давление с отсеков, тем более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И нарушения директивы не будет. А?
Мысль сама по себе неплохая, но… как-то это… и выхода другого нет…
— Ну, это совсем другое дело,
— обратился почти вышедший из оцепенения зам к начинающему выходить особисту.
— Ладно, мех, убедил, — сказал командир. — Продуть гальюны по команде.
И сам — к перископу.

В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны. Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающегося неумолимо, как крах капитализма.
— Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
— Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к стрельбе готовы,
— отрапортовал механик, — есть предложение опустить перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом, недолго и оптику загадить…
— Понял, понял, механик… БИП! Доложить данные стрельбы двумя "изделиями"
! — Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить его.
— Механик, то-овсь!
— Есть товсь!
— Пли!
— Есть пли!
— отозвался механик. — Второй и третий, продуть гальюны, воздуха не жалеть!
Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный запах, и все завращали носами.
Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем отсеках. Замечаний нет.
— Есть, механик. Поднять перископ!

Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем опять прильнул.
На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать своим курсом.
Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три, дистанция тридцать, — доложил командир БИПа.
Есть, — машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, — наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал…
В центральном все так и обалдели.
Доигрались! — первым пришел в себя и трагически завопил зам.
Разрешите? — и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу. Это наглость. Это борзость. Перископ — штука только для командира. Старлей сопливый, агент 00, да к тому же из механиков… В другое время командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
Пожар… на полетной палубе… ни хера ж… — подтвердил особист.
Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не простреливали, вернее, команда была, но минер… Минер "есть" не сказал, а должен был, и отрапортовать команду должен был, а он молчал… Тогда что?
Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он вслух.
А почему он молчал? — вступил в дело особист. — Может, он действовал?
И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с "каштаном". Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который убивает своего собственного сына.
Разрешите! — и снова без разрешения особист рванулся к "каштану". — Первый, торпедная! Ответить центральному! — надрывался особист в выключенный "каштан", надеясь первым выявить злой умысел.
Товарищ старший лейтенант! — не сдержался командир. — "Каштан" обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем. Отойдите отсюда, и без разрешения…
— Но ведь горит, и горит фактически! — не унимался старлей, пытаясь сдержать марку.
— А чего это вас так огорчает, — съязвил командир, — авианосец-то американский.
И за телефон.
Связисты, запитать командирский "каштан" , — и далее, уже по "каштану". — Минер! Ты что там, умер или …..?! Доложить количество боезапаса!
— Товарищ командир,
— прозвучало в замершем центральном, — боезапас без изменения . — Минер докладывал невозмутимо — еще бы, откуда он знал. — В аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на введение в строй выясняем…
— Ну, минер! Мо-ло-дец! — гневно-радостно выдавил командир. — Выгрузку отставить, а там разберемся…
Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами. Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте, ну продули гальюны, а авианосец горит!
Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты бесстрастно делали свое дело.
Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… — прервал размышления и догадки доклад акустика.
Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров!

…Автономка закончилась досрочно. "Энтерпрайз" ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события — такого-то числа... И нарисовалось вот что…

О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что контакт с ней потерян. Это можно расценить как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение — тоже подводные лодки — все равно должны были продолжать поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца. Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется, — у них за это дело крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается(чтобы оптику в дерьме не запачкать). Все там напряженно лыбятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь — в лунной опять же дорожке — и акустики кричат, что слышат торпедный залп… Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед", — так или иначе, история умалчивает, и самолет не туда приземлился, врезался...

Факт состоит в том, что, по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера "Белкнап". Опять же через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту быстренько вернули…

На пирсе экипаж встречал лично командующий флотом. После оглушительного "Здравия желаем!.." ком поблагодарил экипаж за службу.
— Служим Советскому Союзу!!! — опять же оглушительно заорали подводники… И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни благодарностей, ни грамот, на худой конец. Зачем приехал?
Старпом.
— Я!!!

Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, — и в курилку на корень пирса.
Ни хрена себе! — выразил общее недоумение механик. — Неужто снимут?! Вот бы меня!.. — он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом, ровесник командирский.
Всем вниз! — старпом пресек механические разглагольствования, и народ полез в прочный корпус.
Монолог кома в курилке (достоверность — плюс-минус):
Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. "Энтерпрайз" минимум на полгода выведен из строя. За это не грех и Героя дать. Но, родной, не судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только америкосы. Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт "Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. Но тебя, родной, там не было. Ты понял? И экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой… Объяснять янкесам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто. Еще возьмут и не подпишут соглашения, реванша искать будут. ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось. Вот так-то, родной. Извини, вот тебе Орден Красного Знамени — это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? — ком повернулся к комдиву. — А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась неосуществленная. Есть места?
Найдем, товарищ командующий. Это — последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
Давайте мне, я сразу подпишу. Ну что ж, комдив, готовь представление и на механика. Пусть там вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, — ком весело погрозил пальцем, потом протянул на прощание огромную теплую ладонь.

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка - выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две - на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение - аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией , состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов : одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

Длина - 342,3 м; ширина - 78,4 м; осадка - 11,9 м;
Водоизмещение - 93500 тонн;
Скорость - 35 узлов;
Дальность плавания - 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: - 3325 человек;
Вооружение авианосца:
Пусковые установки "Си Спарроу" - 3Х8;
Пусковые установки "Фаланкс" - 3;
Состав авиакрыла:
Самолетов - до 85;
Личный состав - 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем - F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г. , атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание , главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System - IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Атомный авианосец «Энтерпрайз»

В конце 1945 г., вскоре после окончания Второй мировой войны, военно-морской флот Соединенных Штатов Америки представлял огромную силу. В условиях мирного времени его содержание обходилось слишком дорого, поэтому началось масштабное сокращение. Строительство новых кораблей почти полностью прекратилось. Но постепенно старые корабли переставали отвечать требованиям военных, и в 1954 г. появился «Форрестол», первый авианосец, заложенный после мировой войны. В том же году сошел на воду «Наутилус» – первая в мире атомная субмарина, а вскоре реакторы нашли применение и на надводных кораблях.

«Энтерпрайз»

Первый авианосец с ядерной энергетической установкой получил наименование «Энтерпрайз» (CVN-65 «Enterprise»), унаследовав его от самого удачливого и, без преувеличения, выдающегося авианосца флота США, сражавшегося с японцами на Тихом океане.

Новый «Энтерпрайз» заложили 4 февраля 1958 г. на верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, спустили на воду 24 сентября 1960 г., а в состав флота он вступил 25 ноября 1961 г. Предполагалось, что «Энтерпрайз» станет головным кораблем большой серии, но… Цена атомного авианосца оказалась примерно вдвое большей, чем у аналогичного корабля с обычной паросиловой энергетической установкой. В результате американцы надолго отказались от строительства новых атомных «плавучих аэродромов» в пользу боевых единиц с обычной энергетикой.

Но цена ценой, а достоинства «Энтерпрайза» оказались неоспоримыми. Применение ядерной энергетики позволило отказаться от дымовой трубы и, соответственно, существенно уменьшить размеры надстройки. Это, в свою очередь, привело к увеличению полезной площади полетной палубы и ангара. Не менее важными оказались и другие преимущества: исчезло негативное воздействие дыма на летательные аппараты и различное радиоэлектронное оборудование, резко снизилось тепловое поле корабля. Кроме того, в начале 1960 х гг. вероятность войны с применением оружия массового поражения считалась достаточно высокой, а размеры и конфигурация «энтерпрайзовского» острова позволяли при необходимости намного успешнее выполнить его герметизацию в случае применения потенциальными противниками радиационного или химического оружия.

Первый атомный авианосец произвел ошеломляющее впечатление на военно-морских специалистов всего мира. Его размеры и возможности просто потрясали. Полное водоизмещение – 90 510 т, наибольшая длина (без выступающих частей катапульт) – 342,4 м, длина по ватерлинии – 317,1 м, наибольшая ширина – 78,4 м, ширина по ватерлинии – 40,5 м, осадка – 11,9 м. Энергетическая установка включала восемь реакторов и четыре турбины. Ее мощность составила 280 000 л.с., что позволило кораблю развить скорость 33,6 узла. Экипаж насчитывал 3200 моряков, еще 2480 человек входят в состав авиакрыла, которое в начале службы насчитывало до 80 самолетов и вертолетов, а в 2000 г. – 74 машины. Как и все современные авианосцы, «Энтерпрайз» имеет угловую палубу, взлет с нее обеспечивают четыре катапульты. Корабль имеет самое совершенное оборудование, которое за время службы не раз обновлялось и модернизировалось. Некоторые особенности конструкции, например защита, остаются секретными по сей день. Любопытный факт: при постройке на авианосец не установили зенитных ракетных комплексов, они появились на корабле только в 1967 г.

50 летняя служба корабля изобиловала многими интересными, а подчас и трагическими событиями. Первые полеты с палубы «Энтерпрайза» начались 17 января 1962 г. Уже в феврале новейший авианосец участвовал в операции по поиску и подъему спускаемого аппарата «Френдшип-7», на котором совершил полет в космос астронавт Джон Гленн. В августе того же года корабль совершил свой первый поход в Средиземное море, а в октябре, после возвращения к берегам Америки, участвовал в блокаде Кубы во время так называемого Карибского кризиса. Затем дважды отправлялся в Средиземное море. А в 1964 г. «Энтерпрайз» вместе с двумя другими атомными кораблями – ракетным крейсером «Лонг Бич» и ракетным фрегатом «Бейнбридж» – совершил дальнее плавание в рамках операции «Си Орбит». Соединение вышло из Гибралтара 31 июля и, обогнув Африку, взяло курс к берегам Пакистана. Оттуда, обойдя Австралию с юга, оно направилось к мысу Горн, а затем повернуло на север. Пройдя вдоль восточного побережья Южной Америки, отряд направился в Норфолк, куда благополучно прибыл 3 октября. За это время «Энтерпрайз» всего трижды заходил в порты (Карачи, Сидней и Рио-де-Жанейро). После похода авианосец встал на ремонт и перезарядку активной зоны реакторов, работы завершились летом следующего года.

Теперь «Энтерпрайз» ждала «командировка во Вьетнам». В ноябре его перевели на Тихий океан, и 2 декабря 1965 г. он стал первым кораблем с ядерной энергетической установкой, принявшим участие в боевых действиях. Уже в первый день его летчики совершили 125 боевых вылетов, обрушив на различные цели в районе Бьен-Хоа более полутора сотен тонн бомб и неуправляемых ракет. При этом было потеряно два самолета. Рекорд пилоты с «Энтерпрайза» поставили 12 декабря, выполнив 165 самолетовылетов. В 1965-1968 гг. «Энтерпрайз» совершил три похода к берегам Вьетнама, причем во время третьего похода был на некоторое время отправлен к берегам корейского полуострова, где 23 января 1968 г. в международных водах северокорейские корабли захватили американское разведывательное судно «Пуэбло». Вслед за этим разразился серьезный кризис, дело едва не дошло до настоящей войны. Атомный авианосец в течение месяца возглавлял находившееся в Японском море оперативное соединение.

14 января 1969 г. «Энтерпрайз», направлявшийся в свой четвертый поход к берегам Вьетнама, находился недалеко от Гавайских островов. В 08:15 местного времени при подготовке к полетам произошел самозапуск неуправляемой 127 мм ракеты Mk-32 «Зуни». Она попала в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, в результате чего начался большой пожар. Горящее топливо разлилось по палубе, от высокой температуры начали взрываться авиабомбы, в стороны разлетались неуправляемые ракеты. Борьба с пожаром оказалась непростым делом, она унесла 27 жизней, еще более 300 человек получили ранения и травмы. Сгорело 15 самолетов. Поход пришлось прервать, и корабль встал на ремонт. Работы завершились в марте, после чего авианосец все-таки отправился на вьетнамскую войну. Всего к берегам Индокитая «Энтерпрайз» совершил семь походов, за время которых его авиагруппа выполнила свыше 39 тысяч боевых вылетов, израсходовав около 30 тысяч тонн различных боеприпасов. Удары наносились по целям как в Южном, так и Северном вьетнаме, а несколько десятков вылетов было совершено против объектов на территории Лаоса. Последний раз «Энтерпрайзу» довелось вместе с другими американскими авианосцами действовать во вьетнамских водах в апреле 1975 г., когда во время наступления «коммунистов» на Сайгон оттуда пришлось эвакуировать американских граждан и вьетнамцев, опасавшихся расправ со стороны победителей. Всего авиагруппа «Энтерпрайза» совершила при этом 95 вылетов. А незадолго до этого, в феврале того же года, моряки авианосца участвовали в другой спасательной операции – помогали населению острова Маврикий, пострадавшему от урагана.

В 1988 г. авианосец отличился в Персидском заливе, когда во время ирано-иракской войны иранские вооруженные силы начали активные действия против международного судоходства в нейтральных водах. Обострение американо-иранских отношений привело к открытому столкновению, во время которого самолеты с «Энтерпрайза» нанесли удары по иранским позициям на буровых платформах, а затем атаковали вступившие в бой фрегаты ВМС Ирана. В результате «Саханд» отправился на дно, а «Сабалан» получил тяжелые повреждения.

И дальнейшая служба авианосца изобиловала различными событиями: его самолеты действовали против Ирака в 1998 г., наносили удары по объектам Талибана и Аль-Каиды в Афганистане в 2001 г., после разгрома Саддама Хусейна поддерживали действовавшие в Ираке американские войска. В 2011 г. «Энтерпрайз» участвовал в операциях у берегов Африки, где международные силы ведут борьбу с пиратством у берегов Сомали, а затем на короткое время подключился к операции НАТО в Ливии. Срок службы «ветерана» заканчивается и предполагается, что его выведут из состава флота в ближайшие годы.

Из книги Техника и вооружение 2004 11 автора

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (CVN-65 Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9,10/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАРождение гигантаПервый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической

Из книги Техника и вооружение 2004 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) Продолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-11/2004 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАПервые шаги «Энтерпрайза»«Энтерпрайз», которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 -

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец «Знтерпрайз» (CYN-65 Enterprise) Владимир ЩербаковПродолжение.Начало см. в «ТиВ» № 9-12/2004 г., № 2, 3/2005 г.В статье использованы фото ВМС и ВВС СШАЖизнь продолжаетсяЧерез некоторое время после прекращения боевых действий,

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Как песчаная банка победила атомный авианосец В заголовке: АВМА «Энтерпрайз» проходит под мостом Золотые ворота. 1985 г.Атомные авианосцы хоть и господствуют на просторах Мирового океана, имея боевой потенциал, позволяющий уничтожать флоты и города противника, но весьма

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги Информаторы Сталина. Неизвестные операции советской военной разведки. 1944-1945 автора Лота Владимир Иванович

Атомный авианосец «Энтерпрайз» В конце 1945 г., вскоре после окончания Второй мировой войны, военно-морской флот Соединенных Штатов Америки представлял огромную силу. В условиях мирного времени его содержание обходилось слишком дорого, поэтому началось масштабное

Из книги Лаврентий Берия [О чем молчало Совинформбюро] автора Север Александр

Атомный ледокол «Арктика» «Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного

Из книги Бомба для дядюшки Джо автора Филатьев Эдуард Николаевич

Глава 1. Атомный фактор Холодные ветры возникают не случайно. И опасны они бывают не только в природе, но и в отношениях между государствами.В советско-американских отношениях периода Второй мировой войны резкие дипломатические похолодания были обычным явлением. Если

Из книги Сергей Круглов [Два десятилетия в руководстве органов госбезопасности и внутренних дел СССР] автора Богданов Юрий Николаевич

Атомный проект 20 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны принял решение № 9887 о создании Специального Комитета, которому надлежало обеспечить государственное руководство решением ядерной проблемы. По решению Иосифа Сталина данный орган возглавил Лаврентий

Из книги автора

Великий атомный блеф 25 сентября 1949 года газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС. Именно таким образом Кремль в те годы оповещал общественность (главным образом, международную) о том, что думает правительство страны Советов по поводу тех или иных произошедших в мире

Из книги автора

Советский атомный проект Всякий раз, когда «урановый вопрос» вставал перед правительствами Великобритании, Германии, Франции или США, его решали очень просто: физикам предлагали создать урановую бомбу.В Советском Союзе точно в такой же ситуации поступили иначе: от

Из книги автора

Первый атомный взрыв Хотя о том, что Соединённые Штаты Америки готовятся к испытанию бомбы огромной разрушительной силы, знали и Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль. Гарри Трумэну об этой акции стало известно лишь в день принятия присяги в качестве нового президента

Из книги автора

Секретный атомный доклад 17 января 1946 года доклад, составление которого было поручено Курчатову, Кикоину, Ванникову, Первухину и Завенягину, был подготовлен. Ему дали деловое название: «О состоянии работ по получению и использованию атомной энергии». Берия, Маленков и

Из книги автора

Секретный атомный полигон Всё лето 1949 года полигон под Семипалатинском готовится к проведению первого в стране атомного эксперимента.Электрофизик Владимир Комельков рассказывал:«В начале августа 1949 года я выехал с большой частью сотрудников на испытания в отдалённый

Из книги автора

23. Атомный проект Своё монопольное владение атомным оружием Соединенные Штаты Америки наглядно продемонстрировали в 1945 году путём проведения испытаний на Аламогордо и сбрасыванием бомб на Хиросиму и Нагасаки. Затем американские военные в целях шантажа начали