Нк рф

Объекты не подлежащие обложению транспортным налогом. Кто является плательщиком транспортного налога

Является региональным . А это значит, что он устанавливается как непосредственно самим Налоговым кодексом, так и законами субъектов РФ. Поэтому компании для определения порядка его расчета и уплаты следует руководствоваться как нормам НК РФ, так и региональным законодательством.

Отдельного внимания заслуживают налоговые льготы . На федеральном уровне, а именно непосредственно в самой гл. 28 НК РФ, таких льгот не предусмотрено. Но в то же время в ст. 356 указанной главы предусмотрено, что законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право при установлении транспортного налога определять налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Поэтому потенциальному плательщику транспортного налога было бы нелишним ознакомиться с региональными нормативно-правовыми актами на предмет того, относится ли его деятельность к льготируемой, позволяет ли его статус или характеристика транспортного средства применить льготу.
Рассмотрим Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге", вступивший в силу с 1 января 2009 г.
Статьей 4 названного Закона определен перечень льгот, освобождающих от уплаты транспортного налога на территории данного субъекта РФ.
Итак, от уплаты налога в том числе освобождаются :
- организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);
- резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" - по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны;
- лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц.
Кстати, последней преференцией может воспользоваться не такой уж маленький процент организаций. К автомобилям с указанной мощностью двигателя относятся такие широко распространенные марки как Daewoo Matiz, Kia Picanto, Ford Fiesta.
Перейдем к дальнейшему рассмотрению налога.

Налогоплательщики транспортного налога

В соответствии со ст. 357 НК РФ таковыми признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства , признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
А поскольку лицами в соответствии со ст. 11 НК РФ признаются юридические и физические лица, то, соответственно, плательщиками налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели, организации.
При этом организации, применяющие упрощенный режим налогообложения, также являются плательщиками транспортного налога. В списке налогов, от уплаты которых освобождены "упрощенцы", транспортный налог не поименован (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Предприятия, находящиеся на УСН, исчисляют и уплачивают налог в таком же порядке, что и предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения. Правда, при переходе с одного режима на другой организации могут столкнуться с определенными особенностями в учете транспортного налога. Их мы рассмотрим в настоящей статье.
Вернемся к определению понятия налогоплательщика для целей исчисления и уплаты транспортного налога. Таковым признается, как уже было указано выше, лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения. И этот критерий является главным основанием для признания лица плательщиком налога. Поэтому независимо от того, владеет компания транспортным средством или нет, в случае регистрации авто за данной компанией, она будет признаваться налогоплательщиком и ей придется платить транспортный налог.
Указанного вывода придерживаются следующие инстанции:
Минфин России. По его мнению (Письмо от 04.07.2006 N 03-06-04-04/28), платить налог должны лишь те фирмы, на которых зарегистрирован транспорт. Факт владения транспортным средством значения не имеет;
арбитражный суд. В Постановлении ФАС ВСО от 17.03.2009 N А33-13239/07-Ф02-871/09, А33-13239/07-Ф02-875/09 отражено, что списание организацией транспортных средств со своего баланса без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не является основанием для признания данной организации неплательщиком транспортного налога.

Объект налогообложения и налоговая база

В ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. К ним, в частности, отнесены автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства , зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Достаточно часто на практике возникают вопросы о том, признаются ли объектом налогообложения транспортные средства, которые не используются по назначению, находятся на штрафстоянке. Необходимо ли с них платить транспортный налог?
Ответ на данный вопрос можно найти в Письме Минфина от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01. Согласно его положениям, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобиль давно уже стоит в гараже, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться.
Мнение судов по рассматриваемому вопросу аналогичное. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а арбитры указали, что транспортный налог должен быть уплачен независимо от технического состояния и фактического использования транспортных средств.
А как быть, если автомобиль угнан? Признается ли он в указанном случае объектом обложения по транспортному налогу?
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Такой документ согласно п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ (Приказ МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При этом налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
В случае документального подтверждения кражи транспортное средство перестает быть объектом налогообложения и, соответственно, по нему перестает уплачиваться транспортный налог.
Что касается налоговой базы, то в зависимости от вида транспортных средств она определяется по-разному. Например, для транспортных средств, имеющих двигатели, - это мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговый и отчетный период

Статья 360 НК РФ устанавливает налоговый период по транспортному налогу - это календарный год . Отчетными периодами, которые могут быть отмены законами субъектов РФ, являются I, II и III кварталы.

Налоговые ставки

С 2011 г. вступили в действие новые поправки в НК РФ, в том числе уменьшающие налоговые ставки транспортного налога, установленные непосредственно самим Налоговым кодексом РФ.
Между тем субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз.
Однако с 2011 г. указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
Остальные нормы ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ остались в силе, и субъекты РФ также могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Как всем известно, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства (грузовой, легковой автомобили, мотоцикл, автобус и т.д.). При этом для одной и той же мощности двигателей для указанных категорий транспортных средств могут быть установлены различные ставки. И не всегда возможно точно определить, к какой категории транспортного средство относится зарегистрированный на ваше предприятие автомобиль. Особенно ситуация актуальна для автомобилей ИЖ, "Газелей" и других фургонов.
Рассмотрим на примере вышеназванный ИЖ с мощностью двигателя 75 лошадиных сил. В строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" ПТС на указанный автомобиль указана категория "B", вместе с тем в строке 3 "Наименование (тип ТС)" данного же документа указано - "грузовой фургон".
По мнению специалистов Минфина, а также налогового ведомства руководствоваться организации при определении вида транспортного средства необходимо как раз графой тип автотранспортного средства. Ведь указание в ПТС категории B еще не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. А в строке 3 "Наименование (тип ТС)" ПТС как раз указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением (Письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. N 03-05-05-04/05, Письмо ФНС России от 18 февраля 2008 г. N ШС-6-3/112@).
Получается, что рассматриваемый ИЖ организациям в целях избежания споров с налоговиками целесообразно отнести к категории грузовых автомобилей.
Однако возможны ситуации, когда и из указанной строки 3 ПТС нельзя с достоверностью определить к какой же категории относится зарегистрированная на фирму машина. В ней, например, может быть указано - "фургон".
В рассматриваемой ситуации за разъяснениями можно обратиться в орган, осуществлявший государственную регистрацию "спорного" транспортного средства, или к заводу - изготовителю автомобиля.
Указанные пояснения могут быть весомыми аргументами отнесения транспортного средства к той либо иной категории и применения соответствующей налоговой ставки.
Если же ваша компания по "неоднозначным" автомобилям все-таки руководствуется данными строки 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)", свою позицию можно попытаться отстоять в суде. Вот, например, в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2007 N А66-6013/2006 указано, что при определении типа транспортного средства необходимо исходить из категории, к которой оно отнесено, а не из его наименования. Если в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС) оно относится к категории "B" - легковой автомобиль, то не имеет значения, что в наименовании указано "автобус на шесть мест".
В то же время есть и судебные решения с обратными выводами - Постановление ФАС ВВО от 19.01.2009 N А29-2848/2008.
Получается, что исход судебного спора по рассматриваемому вопросу определить нельзя. Поэтому организациям, которые еще не определили, к какой категории транспортных средств относить свои "спорные" автомобили, целесообразней было бы руководствоваться разъяснениями контролирующих органов. В противном случае возможен суд, исход которого может быть и в пользу проверяющих.

Порядок исчисления суммы транспортного налога и авансовых платежей

Налоговый кодекс РФ обязывает все организации, вне зависимости от того, на каком режиме налогообложения они находятся, самостоятельно, в отличие, скажем, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.
Кстати, исчисление и уплата промежуточных (авансовых) платежей могут быть отменены региональным законодательством. Об этом более подробно будет указано ниже, в разделе "Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему" настоящей статьи.
Продолжим далее: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. п. 1, 2 ст. 362 НК РФ).
Вполне логично, что законом определен механизм расчета налога в отношении каждого транспортного средства, ведь налоговые ставки устанавливаются дифференцированно, да и налоговая база для каждого вида транспортных средств различна.
Сумма авансовых платежей по налогу, если, конечно, региональный законодатель не отменил обязанность уплаты промежуточных платежей, исчисляется по завершении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример . На предприятие зарегистрирован легковой автомобиль с объемом двигателя 120 лошадиных сил. Ставка в отношении указанного транспортного средства составляет 20 руб. за лошадиную силу.
Соответственно, по истечении I, II и III кварталов организацией должен быть исчислен к уплате авансовый платеж в размере: 0,25 x (120 x 20) = 600 руб.

Согласно нормам п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога по завершении налогового периода определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащими уплате в течение налогового периода.

Пример . Воспользуемся условиями предыдущего примера: организация исчисляет годовую сумму налога: 120 x 20 = 2400. Из данной величины вычитаются все ранее уплаченные авансовые платежи, и получается сумма, которая должна быть перечислена в бюджет по итогам налогового периода: 2400 - 600 (I квартал) - 600 (II квартал) - 600 (III квартал) = 600 руб.

А как быть в ситуации, когда транспортное средство было зарегистрировано на предприятии неполный календарный год? В каком размере уплачивать налог?
В соответствии с нормами п. 3 ст. 362 НК РФ в указанном случае исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Пример . Рассмотрим расчет налога в случае регистрации транспортного средства на предприятии менее года. Вернемся к данным все того же примера с учетом того, что автомобиль был снят с учета в ноябре месяце.
Рассчитаем коэффициент: 11 / 12 = 0, 917. Сумма налога, подлежащая уплате за автомобиль, составит: 2400 x 0,917 = 2200,8 руб. Авансовых платежей за I, II и III кварталы было исчислено к уплате: 600 x 3 = 1800 руб. Значит, сумма налога к уплате за год должна составить: 2200,8 - 1800 = 400,8 руб.

Довольно часто возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11, в случае, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, при этом его исчисление и уплата должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

Налоговая декларация

Организации - плательщики транспортного налога обязаны отчитываться по данному платежу. Так, в соответствии со ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода, а именно, как уже было указано выше, календарного года, предприятия представляют налоговую декларацию. Такая декларация должна быть подана в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 2011 г. в гл. 28 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, отменяющие обязанность организаций представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу.
Законодатель субъекта РФ в своем нормативно-правовом акте может обязать организацию выплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. В ранее действующей редакции НК РФ было предусмотрено, что в таком случае налогоплательщики должны по истечении каждого отчетного периода (I квартал, II квартал, III квартал) представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Не представляли налоговые расчеты только те организации, которые, соответственно, не уплачивали платежи в течение налогового периода, а также предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие ЕСХН. Причем последние не сдавали промежуточные расчеты в налоговый орган вне зависимости от обязанности уплачивать ежеквартальные авансовые платежи. Данная преференция была предусмотрена п. 3 ст. 363.1 НК РФ в ее действующей до 2011 г. редакции.
С текущего же года представлять расчеты по транспортному налогу уже никто не должен вне зависимости от режима налогообложения и порядка уплаты налога.
Поэтому если ваша организация перешла либо планирует перейти с упрощенного режима налогообложения на общий, то начиная с 2011 г., для нее это не выльется в обязанность по представлению дополнительной отчетности по транспортному налогу. Предприятие как представляло исключительно одну ежегодную декларацию, применяя УСН, так и "уйдя" с данного режима, будет отчитываться все тем же образом.
Итак, продолжим дальше и рассмотрим порядок представления декларации по транспортному налогу в налоговый орган. Как мы уже рассмотрели выше, ст. 363.1 НК РФ указывает на то, что отчетность должна быть сдана по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии с нормами п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место их государственной регистрации (а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества).
Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств").
Согласно п. 24 указанных Правил регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
Выходит, транспортное средство может быть зарегистрировано как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения, причем вне зависимости от выделения такого обособленного подразделения на отдельный баланс, наличия у него расчетного счета.
Получается, что по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения головной организации, декларация должна быть представлена в налоговые органы по месту нахождения этой организации. В случае же, если автомобиль зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения, соответственно, налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения.
Достаточно часто возникают ситуации, когда автомобиль передается для эксплуатации в обособленное подразделение, где ставится на временный учет.
В данном случае отчетность все-таки следует представлять по месту нахождения головной организации. Ведь НК РФ четко определяет, что она должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, которым признается именно место их постоянной регистрации. О возможности сдачи отчетности по месту временного учета в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится.
Кстати, обратите внимание, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.
Однако постановка организаций на учет в качестве плательщика транспортного налога осуществляется без его участия. Налоговый орган самостоятельно осуществляет ее на основании данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Указанные данные должны быть представлены в налоговую инспекцию в течение 10 дней после регистрации автомобиля (п. 4 ст. 85 НК РФ).
И еще один момент: организации, подпадающие под критерий крупнейших налогоплательщиков, должны представлять налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Об этом говорится в п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
При этом срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, т.е. не ранее срока подачи годовой налоговой декларации, которая, в свою очередь, должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Получается, что, с одной стороны, НК РФ дает региональным законодателям возможность определения срока уплаты налога, но в то же время определенным образом ограничивает его - сначала представляется отчетность, затем уплачивается налог.
Поскольку, как мы уже рассмотрели выше, расчеты по авансовым платежам были отменены с 2011 г., соответственно, зависимость срока оплаты авансового платежа от момента представления отчета уже не может быть установлена, как была установлена в ранее действующей редакции ст. 363 НК РФ.
Обратите внимание, что нормами Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность организаций по уплате как самого налога, так и суммы авансов по нему. При этом региональный законодатель в своем нормативно-правовом акте может отменить обязанность по уплате промежуточных (авансовых) платежей (п. 2 ст. 363 НК РФ).
Вот, например, Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 предусмотрено, что в течение налогового периода уплата авансовых платежей по транспортному налогу налогоплательщиками, являющимися организациями, не производится. Значит, по транспортным средствам, находящимся, вернее сказать - зарегистрированным, в данном субъекте РФ, уплачивается лишь сумма налога по завершении налогового периода.
Что касается места уплаты налога и промежуточных платежей по нему, то такая уплата должна осуществляться по месту нахождения транспортного средства, т.е. по месту его регистрации. А местом регистрации транспортного средства, как мы уже рассмотрели выше в разделе статьи "Налоговая декларация", является место государственной регистрации юридического лица либо место нахождения его обособленных подразделений.
В том случае, если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения организации. Если же автомобиль зарегистрирован по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. В данном случае на основании ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения филиала организации. Данного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20).
В случае осуществления временной регистрации на транспортное средство налог и промежуточные платежи по нему уплачиваются по месту его постоянной регистрации (Письма Минфина России от 27.12.2007 N 03-05-06-04/46, от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20).

Бухгалтерский и налоговый учет сумм транспортного налога

Начнем с "упрощенки". Если у организации объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то суммы транспортного налога (авансовых платежей по нему) могут быть учтены в "налоговых" расходах и тем самым уменьшать налоговую базу единого налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Признать расход на основании нормы пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ можно только после осуществления его уплаты.
При переводе же на общий режим налогообложения организация все так же может учитывать сумму транспортного налога в расходах, только уже при расчете налога на прибыль. Это позволяет сделать пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Правда, признавать указанный расход предприятия, если, кончено, они применяют метод начисления, должны уже на дату начисления налога (авансового платежа), а не на дату его уплаты (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Иными словами, начисленные налоги/промежуточные платежи включаются в расходы того периода, за который осуществляется оплата, подается налоговая декларация.
Кстати, не стоит забывать, что организации на общем режиме налогообложения в отличие от "упрощенцев" должны вести бухгалтерский учет.
Сумма начисленного авансового платежа по транспортному налогу, как и самого налога, является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Данный расход отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство/расходов на продажу в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).

"Электронный журнал "Азбука права", 24.11.2017

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА?

Гражданин признается плательщиком транспортного налога, если транспортное средство зарегистрировано на его имя либо было передано ему на праве владения и распоряжения по оформленной до 29.07.2002 доверенности (ч. 1 , 2 ст. 357 НК РФ).

Н а кого может быть зарегистрировано транспортное средство

Транспортное средство может быть зарегистрировано только на собственника этого транспортного средства. Собственником является гражданин, указанный в паспорте транспортного средства (ПТС), в заключенном в установленном порядке договоре или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство (п. 20 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001).

До 23.06.2005 ПТС выдавался не только собственнику транспортного средства, но и лицам, которые от имени собственников пользовались и (или) распоряжались транспортным средством на основании доверенности (п. 1.3 Положения, утв. Приказом МВД России N 399, ГТК России N 388, Госстандарта России N 195 от 30.06.1997 (утратил силу)).

К акие транспортные средства облагаются транспортным налогом

К транспортным средствам, которые облагаются транспортным налогом, относятся:

1) автомобили.

Исключение: автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (пп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ);

2) мотоциклы, мотороллеры;

3) автобусы;

4) другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

Исключение: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ);

5) самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;

6) теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.

Исключение:

Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ);

Промысловые морские и речные суда (пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ);

Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ);

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ);

7) снегоходы, мотосани.

К то уведомляет налоговые органы о приобретении и передаче транспортных средств

Сведения о владельцах транспортных средств в налоговые органы направляют органы ГИБДД (ст. 362 НК РФ).

Если на вас зарегистрировано транспортное средство, которое вы фактически передали другому лицу на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, оформленной до момента официального опубликования Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ в "Российской газете" (то есть до 30.07.2002), то вам следовало уведомить об этом налоговый орган по месту жительства. В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

Транспортное средство;

Лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

Доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

Нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи) (п. 7 Методических рекомендаций, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).

Обратите внимание!

Если указанные выше условия не соблюдены, а также если вы не направляли соответствующее уведомление в налоговый орган, то вы признаетесь налогоплательщиком как лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Кроме того, вы обязаны сообщить в налоговые органы о наличии у вас транспортного средства, если за период владения им вы не получали налоговые уведомления и, соответственно, не уплачивали транспортный налог. Данное сообщение и документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, необходимо представить однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. Сообщение не требуется, если вы не получали налоговое уведомление в связи с предоставлением вам налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

К акие существуют льготы по транспортному налогу

На федеральном уровне для физлиц установлена льгота по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы. Данная льгота предоставляется в размере платы за год (начиная с 2015 г.) в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством автодорогам, если данная плата составляет не менее суммы исчисленного за этот год транспортного налога. Если же сумма налога превышает размер указанной платы, льгота предоставляется путем уменьшения суммы налога на размер платы (ст. 361.1 НК РФ; п. 3 ст. 2 Закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ).

Кроме того, поскольку транспортный налог относится к числу региональных налогов, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками устанавливаются также законодательными (представительными) органами власти субъекта РФ в соответствующих законодательных актах (ст. ст. 14 , НК РФ).

В г. Москве льготы для граждан установлены в п. п. 3 - 14 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 33.

К ак уплачивается транспортный налог

Граждане уплачивают транспортный налог в бюджет по месту нахождения транспортных средств после получения налогового уведомления , направляемого налоговым органом. Налог за налоговые периоды начиная с 2015 г. подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом). Так, налоги за 2015 г. необходимо уплатить до 01.12.2016 (п. 1 ст. 363 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Налоговый орган должен направить вам налоговое уведомление не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа с расчетом налоговой базы и указанием размера налога, подлежащего уплате, а также срока его уплаты (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Часто налоговое уведомление пересылается по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма (п. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 52 НК РФ).

Если у вас имеется доступ к личному кабинету налогоплательщика, вы получите налоговое уведомление только в электронной форме. Если же вы хотите получать налоговые уведомления на бумажном носителе, нужно представить письменное уведомление об этом в налоговый орган лично (через представителя) или по почте, либо в электронной форме через свой личный кабинет (п. 2 ст. 11.2 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-02-07/2/46444).

Глава 28. Транспортный налог

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.

Статья 357. Налогоплательщики

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства , признаваемые объектом обложения.

    по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, переданных ими на основании доверенности , налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган о передаче по доверенности транспортных средств).

Статья 358. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

    автомобили, автобусы;

    мотоциклы, мотороллеры;

    самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

    самолеты, вертолеты;

    теплоходы, яхты, парусные суда, катера;

    снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы;

    несамоходные (буксируемые суда);

    другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения :

    весельные лодки (моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.);

    автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения);

    промысловые морские и речные суда;

    пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

    тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;

    транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

    транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом);

    самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

    суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Статья 359. Налоговая база

Налоговая база определяется :

    в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах ;

    в отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость - как валовая вместимость в регистровых тоннах ;

    в отношении водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству .

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год .

Отчетными периодами для плательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (законодательные органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

Статья 361. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя (тяги реактивного двигателя или валовой вместимости, категории транспортных средств) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя (один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства).

Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз .

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом их СПМ.

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации, исчисляют сумму налога (авансового платежа) самостоятельно .

Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами , исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-организациями , определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

В случае регистрации транспортного средства (снятия с регистрации), исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента:

число полных месяцев владения

К = _____________________________________

число календарных месяцев в периоде

    Месяц регистрации (снятия) транспортного средства принимается за полный месяц .

    В случае регистрации (снятия) транспортного средства в течение календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных (снятых с регистрации), а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации (снятия с регистрации) по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи.

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Уплата налога (авансовых платежей) производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации, уплачивают авансовые платежи. По истечении налогового периода они уплачивают сумму налога.

Налогоплательщики - физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статья 363.1. Налоговая декларация

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения:

    1. Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3. Промысловые морские и речные суда; 4. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5. Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 8. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; 9. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Налоговая база определяется:
    1. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Исключения составляет определение налоговой базы в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя. В отношении воздушных транспортных средств налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; 2. В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3. В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных ранее - как единица транспортного средства. В отношении таких транспортных средств налоговая база определяется отдельно.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, воздушных транспортных средств водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога , подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Видеолекция «Транспортный налог» :