Нк рф

Ii. налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в российской федерации через постоянное представительство

  • 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
  • 3.6. Налогообложение экспортных операций
  • Глава 4. Акцизы
  • 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
  • 4.2. Объект налогообложения акцизами
  • 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
  • 4.4. Порядок исчисления акцизов
  • 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
  • 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
  • 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
  • Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
  • 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
  • 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
  • 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
  • Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
  • 6.1. Упрощенная система налогообложения
  • 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Глава 7. Налог на имущество организаций
  • 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
  • 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
  • 7.3. Налоговые льготы
  • 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
  • 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Глава 9. Платежи за природные ресурсы
  • 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
  • 9.2. Платежи за пользование недрами
  • 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
  • 10.1. Таможенные пошлины
  • 10.2. Государственная пошлина
  • 10.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
  • 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
  • 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
  • 11.3. База для начисления страховых взносов
  • 11.4. Тарифы страховых взносов
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
  • 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • Раздел III. Налогообложение физических лиц
  • Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
  • Глава 13. Налог на доходы физических лиц
  • Глава 14. Налог на имущество физических лиц
  • Раздел IV. Налоговый контроль
  • Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
  • 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
  • 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
  • Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
  • Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф

    В настоящее время налоговые инвесторы в России действуют в на­логовых условиях, аналогичных правилам налогообложения, установлен­ным для российских организаций. С 1 января 2002 года они уплачивают налог на прибыль в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. Такой по­рядок отвечает общемировой практике и является справедливым по отно­шению ко всем участникам предпринимательской деятельности. Это, в частности, означает, что предприятия с иностранными инвестициями, яв­ляющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, работают в том же правовом поле, что и предприятия, принадлежащие российскому капиталу.

    Все доходы, получаемые иностранными юридическими лицами от источников на территории РФ, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство, и доходы, не связан­ные с деятельностью постоянного представительства.

    Под постоянным представительством иностранного юридического лица в РФ для целей налогообложения понимается филиал, бюро, конто­ра, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществле­ния деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномочен­ные иностранными лицами осуществлять представительскую функцию в Российской Федерации. Термин «постоянное представительство» приме­няется только для определенного налогового статуса иностранного юри­дического лица или его агента и не имеет организационно-правового

    Строительная площадка иностранной организации на территории РФ - это место строительства новых, а также ремонта и реконструкции существующих объектов недвижимого имущества, сооружений, буровых установок и оборудования. Для целей налогообложения имеет значение срок, на который создается строительная площадка. Создание строитель­ной площадки не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в случае, если срок ее существования не пре­вышает 12 месяцев или иных сроков, оговоренных в двустороннем межго­сударственном соглашении об избежании двойного налогообложения с соответствующей страной.

    Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту ее осуществления через постоянное представительство. Постановка на налоговый учет указанной категории плательщиков производится на основании:

      письменного заявления, написанного на бланке установленного образца в двух экземплярах;

      учредительных документов, определенных соответствующим за­конодательством страны происхождения иностранного юридического ли­ца, легализованных в установленном порядке (с нотариально заверенным переводом на русский язык);

      доверенности, выданной иностранным юридическим лицом на лицо, с указанием паспортных данных поверенного;

      документа о платежеспособности иностранного юридического лица, выданного обслуживающим его банком или иным финансово-кредитным учреждением (с нотариально заверенным переводом на рус­ский язык).

    При постановке на учет иностранному юридическому лицу налого­вым органом присваивается идентификационный номер налогоплатель­щика.

    Иностранные организации уплачивают налог на прибыль по месту их постановки на учет в налоговом органе. При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности ее формирования.

    Налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая полу­чена на территории РФ. Для целей налогообложения не учитывается при­быль, полученная иностранной организацией по внешнеторговым операци­ям, совершаемым от ее имени и связанным с закупкой продукции в РФ.

    Постоянные представительства иностранных юридических лиц в РФ осуществляют бухгалтерский учет как самостоятельные хозяйствующие субъекты, ведут регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги,

    оборотные ведомости, кассовые книги и др. Однако это не означает, что бухгалтерские регистры должны вестись в соответствии с российскими стандартами. Их форма может быть утверждена головным офисом. Основными требованиями, предъявляемыми к учету, являются:

      принцип соответствия, т.е. все доходы и расходы должны отно­ситься к тому периоду, в котором они были получены или израсходованы;

      все записи в бухгалтерском учете должны быть подтверждены оправдательными документами;

      операции, учитываемые постоянным представительством, долж­ны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответствен­ность как на территории РФ, так и за границей.

    Эти операции включают все операции с товарами, денежными сред­ствами, другими активами и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другим его обособленным подраз­делением постоянному представительству в РФ, а также операции с това­рами, денежными средствами, другими активами и услуги, предоставляе­мые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица. Иму­щество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по его стоимости у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспорти­ровке, установке, таможенных платежей и др.

    Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство, объектом налогообложения призна­ется (согласно ст. 307 НК РФ) доход, полученный на территории Россий­ской Федерации, уменьшенный на величину производственных расходов этим постоянным представительством. Причем, если у постоянного пред­ставительства имеется несколько отделений на территории РФ, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

    Иностранные юридические лица исчисляют налоговую базу по ито­гам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета. Сис­тему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно и фиксирует ее в учетной политике. Налоговая база по доходам иностран­ной организации и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчис­ляется в валюте, в которой иностранная организация получает доходы с применением общеустановленной ставки 24 %. Иностранная организация может осуществлять также деятельность подготовительного или вспомо­гательного характера в интересах третьих лиц. В этом случае налоговая база определяется в размере 20 % от суммы расходов постоянного пред­ставительства, связанного с этой деятельностью. Иностранные организа­ции, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через

    постоянное представительство, уплачивают по итогам каждого отчетного периода авансовый платеж исходя из ставки налога и фактически полу­ченной налогооблагаемой прибыли. Исчисление авансовых платежей про­изводится нарастающим итогом с учетом ранее начисленных сумм. Если иностранная организация ведет свою деятельность без образования посто­янного представительства в РФ, то налог с получаемых доходов определя­ется у источника по каждой выплате таких доходов, и в этом случае рос­сийская организация является налоговым агентом.

    Налоговая декларация по итогам налогового периода, а также годо­вой отчет о деятельности иностранной организации в России представля­ется в налоговый орган по месту нахождения постоянного представитель­ства. Для представления налоговой декларации и налоговых расчетов ус­тановлены единые сроки: по квартальным отчетам - не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего периода, а по итогам года - не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

    Иностранные юридические лица, получающие доходы от источни­ков в Российской Федерации от деятельности, не связанной с образовани­ем постоянного представительства, облагаются налогом на доходы от ис­точника выплаты. Налоги по доходам от дивидендов, процентов, от доле­вого участия в предприятиях с иностранными инвестициями иностранные юридические лица уплачивают по ставке 15 %. Налог на доходы от ис­пользования авторских прав, лицензий, от аренды и по другим видам до­ходов, источник которых находится на территории РФ, уплачивается по ставке 20 %. Доходы от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и других транспортных средств при осуществ­лении международных перевозок облагаются по ставке 10 %. Статьей 284 НК РФ предусматривается применение нулевой налоговой ставки в отно­шении доходов, выплачиваемых иностранной организации. Это, в частно­сти, относится к доходу в виде процентов по государственным и муници­пальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, а также к доходу в виде процентов по облигациям государственного валют­ного облигационного займа 1999 г.

    При рассмотрении особенностей налогообложения иностранных юридических лиц важно остановиться на условиях, предусмотренных ст. 312 НК РФ. Эта статья подтверждает установленный Конституцией РФ принцип прямого действия международных договоров об устранении двойного налогообложения на территории РФ. Здесь также закреплен по­рядок возврата излишне удержанного налога по выплаченным иностран­ным организациям доходам. Для того чтобы воспользоваться правом льготного налогообложения, иностранная организация должна представить налоговому объекту, выплачивающему доход, следующие документы:

      подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международ­ный договор, регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

      заявление на возврат удержанного налога по форме, установлен­ной МНС РФ;

      копию договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход, и копию платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога в бюджет.

    Заявление о возврате сумм излишне удержанных в Российской Фе­дерации налогов, а также другие перечисленные документы иностранная организация должна представить в налоговый орган по месту учета нало­гового агента в течение 3 лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

    На основании Федерального закона от 10.02.99 г. 332-ФЗ введен особый порядок налогообложения прибыли и доходов при исполнении со­глашений о разделе продукции. Суть этого порядка заключается в том, что юридические лица, являющиеся инвесторами соглашений о разделе про­дукции, определяют облагаемую прибыль, исчисляют и уплачивают налог на прибыль по указанным соглашениям обособленно от налога на при­быль по другим видам деятельности. В течение всего срока действия со­глашений о разделе продукции налог на прибыль взимается по ставкам налога, действовавшим на дату подписания указанных соглашений.

    Объектом обложения является доля прибыльной продукции по ры­ночным ценам, уменьшенная на сумму платежей за пользование недрами и других затрат по условиям соглашения о разделе продукции. Облагае­мая прибыль увеличивается на сумму начисленных расчетных дивиден­дов, включенных в состав возмещенных инвестором затрат. Если в резуль­тате этих расчетов возникает отрицательная разница, т.е. затраты с учетом поправочных процентов превышают стоимость принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции, то она погашается прибылью в последующие периоды до полного ее возмещения. В период действия соглашения о раз­деле продукции льготы по налогу на прибыль не применяются.

    Налог на прибыль (в рамках указанного соглашения) вносится по ус­тановленной ставке в бюджет субъекта РФ, на территории которого рас­положен предоставленный в пользование участок недр или ведутся рабо­ты по соглашению о разделе продукции. Место регистрации плательщика в данном случае не имеет значения. Все расчеты в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитываются по курсу ЦБ РФ на день состав­ления отчетности. Запрещается включать в договоры и контракты налого­вые оговорки, в соответствии с которыми российское предприятие или

    иностранное юридическое лицо берет на себя обязательство нести расхо­ды по уплате налога другими плательщиками.

    Иностранные юридические лица, помимо перечисленных налогов, уплачивают налог на добавленную стоимость и налог на имущество. При взимании налога на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ через постоянные представительст­ва, следует руководствоваться положениями гл. 21 НК РФ. Объектом об­ложения в этом случае будут выступать операции по ввозу товара на тер­риторию РФ, а также иные операции, подлежащие обложению НДС со­гласно положениям гл. 21 НК РФ. В случае если реализацию товаров (ра­бот, услуг) на территории РФ осуществляет налогоплательщик -иностранное юридическое лицо, не осуществляющее свою деятельность через постоянное представительство и соответственно не состоящее на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Данная налоговая база определяется налоговым агентом - лицом, приобретающим товары (работы, услуги) у иностранно­го юридического лица и состоящим на учете в налоговых органах Россий­ской Федерации. В обязанности налогового агента входит исчисление, удержание и уплата налога за иностранное юридическое лицо вне зависи­мости от того, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС.

    Иностранные юридические лица, собственники имущества в РФ, обязаны платить налог на имущество, но не с учетом возникающих для иностранных юридических лиц особенностей. В отношении данного нало­га законодательство РФ отдельно определяет порядок его исчисления и уплаты. Учет в налоговых органах иностранных юридических лиц, имею­щих имущество в РФ, производится путем их включения в Государствен­ный реестр налогоплательщиков на основании данного уведомления. На отправку данного уведомления дается срок 1 месяц с момента возникно­вения права собственности или получения имущества в аренду с после­дующим переходом права собственности.

    Имущество, приобретаемое в РФ, подлежит оценке в совокупности с имуществом, ввозимым иностранным юридическим лицом из-за границы. Такая оценка производится по цене приобретения имущества отделением или по его стоимости у головного офиса на момент передачи отделения в РФ с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и др. Моментом передачи отделению имущества головного офиса считается дата принятия к оформлению гру­зовой таможенной декларации. Для определения стоимости имущества в первый год приобретения могут приниматься во внимание также данные, указанные в таможенных декларациях. В случае отсутствия счетов на приобретение имущества в РФ, а также в случае, если стоимость имуще­

    ства не отражена в выписке, полученной из головного офиса, данное имущество учитывается для целей налогообложения по рыночным ценам.

    Методика расчета налогооблагаемой базы и самого налога на иму­щество для иностранных и российских юридических лиц в основе своей одинакова.

    В главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» установлены особенности уплаты этого налога для иностранных организаций, осуще­ствляющих деятельность в РФ через постоянные представительства и не имеющих такового, но имеющих на территории РФ имущество на правах собственности.

    Особенность заключается в том, что иностранные организации, осу­ществляющие деятельность через свои представительства, облагаются на­логом в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющегося на территории Российской Федерации.

    Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог только в отноше­нии недвижимого имущества (зданий, сооружений, иных объектов недви­жимого имущества), находящегося на территории РФ и принадлежащего им на праве собственности. При этом налоговой базой в отношении дан­ного недвижимого имущества признается инвестиционная стоимость ука­занных объектов по данным органов технической инвентаризации.

    Освобождается от налогообложения имущество в соответствии с принятыми льготами по законодательству РФ и международными догово­рами, включая имущество дипломатических и приравненных к ним пред­ставительств. Конкретные ставки налога устанавливаются законодатель­ными органами субъектов РФ. Если таковые не установлены, применяется максимальная ставка налога, предусмотренная Законом РФ «О налоге на имущество предприятий», которая составляет 2,2 %. Сумма налога на имущество исчисляется плательщиком, самостоятельно ежеквартально, нарастающим итогом с начала года и вносится в бюджет по месту нахож­дения имущества в установленные сроки. Все другие налоги, взыскивае­мые с иностранных юридических лиц, взимаются в порядке, установлен­ном законодательством.

    5.6. Налогообложение операций с ценными бумагами Налогообложение операций с корпоративными ценными бумагами регулируется статьей 280 НК РФ.

    Следует иметь в виду, что налоговая база по операциям с ценными бу­магами определяется налогоплательщиком отдельно от других доходов и расходов, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумага­ми, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

    При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятель­ность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от на­логовой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

    Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращаю­щимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьше­ны на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обра­щающимися на организованном рынке ценных бумаг.

    Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обра­щающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

    Данное положение не распространяется на профессиональных уча­стников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность.

    Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:

      если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законо­дательством;

      если информация об их ценах (котировках) публикуется в средст­вах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты соверше­ния операций с ценными бумагами;

      если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это пре­дусмотрено соответствующим национальным законодательством.

    Под рыночной котировкой ценной бумаги понимается средневзве­шенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгово­го дня через организатора торговли. Если по одной и той же ценной бума­ге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то на­логоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае если средне­взвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то в целях настоящей главы за средневзвешенную цену принимается половина сум­мы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

    Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорцио­

    нально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска цен­ной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до да­ты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).

    Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы нако­пленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем на­логоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплачен­ной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

    Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг опреде­ляются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процент­ного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу цен­ной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного про­центного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

    При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

      по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

      по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

      по стоимости единицы.

    При этом убытки от операций с ценными бумагами, не обращающи­мися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отне­сены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бу­магами, определенной в отчетном (налоговом) периоде.

    При этом убытки от операций с ценными бумагами, обращающими­ся на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отне­сены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг.

    Налогообложение государственных ценных бумаг регулируется статьей 281 НК РФ.

    По государственным ценным бумагам доходы и расходы при выбы­тии определяются без процентного (купонного) дохода. Это связано с тем, что процентный (купонный) доход по государственным ценным бумагам облагается не по основной ставке 20%, а по ставкам 0%, 9% или 15% .

    Смелое решение начать работу в условиях чужой страны – лишь начало долгого и трудного пути. Подготовка и наладка работы зарубежной компании в России отнимает немало сил и времени, но куда больше потребуется усилий для обеспечения планомерной и последовательной работы представительства в дальнейшем. Среди множества вопросов, предстающих перед новым субъектом предпринимательства, заглавным окажется выбор системы налогообложения иностранных юридических лиц.

    Российское налоговое законодательство разделяет иностранные компании, намеревающиеся работать или работающие в стране, на две принципиальные категории: резиденты и нерезиденты. И если для первых налоговые требования и ставки обложения практически приравнены к тем, которые предъявляются к российским компаниям, то второй статус не дает практически никаких фискальных преимуществ. Для нерезидентов кое-какие послабления могут быть предусмотрены лишь в международных соглашениях.

    Признаки юрлица-налогового резидента РФ

    Статус налогового резидента дает иностранной компании ряд явных преимуществ в работе и налогообложении. Понятно, что получить его может далеко не каждое заграничное юрлицо. Для регистрации в подразделениях ФНС в качестве резидента иностранному коммерческому объединению нужно соблюсти одно из условий:

    • договориться о получении данного статуса в процессе ведения переговоров и подписания международного или межправительственного соглашения;
    • перенести управление и исполнительные органы организации в РФ, и вести в нашей стране большую часть деятельности, причем в объеме не меньшем, чем в остальных государствах;
    • самостоятельно заявить о желании платить налоги по общим правилам (при условии ведения работы через представительство в России).

    Нужно также понимать, что звание налогового резидента, полученное по международной договоренности, иностранной компании присвоят лишь на период воплощения в жизнь описанного в договоре проекта. Любая другая деятельность данного предприятия будет рассматриваться в общем порядке, и доходы от нее вполне могут быть обложены по ставкам для нерезидентов.

    Документы, подтверждающие налоговый статус.

    Если получить привилегии налогового резидента получится не у всех, то нужно хотя бы избежать потенциальной возможности обложения доходов по законодательству сразу двух стран. В этом стремлении иностранной компании поможет система международных договоренностей России с несколькими десятками других государств о предупреждении случаев двойного налогообложения. Если иностранный резидент «прописан» в одной из этих стран, то экономия на выплатах в бюджет получится существенная.

    Естественно, простого устного заявления об уплате налогов в заграничный бюджет для наших фискалов будет недостаточно. Кодекс говорит, что подтверждение налогового резидентства иностранной компании должно быть обличено в форму документа, выданного уполномоченными органами родной страны.

    Форма такой бумаги не является общей или законодательно закрепленной. Расплывчатость формулировок вынуждает каждое предприятие искать свой выход, чтобы убедить ФНС России в своей налоговой сознательности.

    Чаще всего справку или любой другой документ-подтверждение иностранные компании получают в своих аналогах Министерства финансов или налоговых управлений. В этих документах обязательно должно быть упоминание о том, какие налоги юрлицо платит на родине.

    Форма «сертификата резидентства».

    Несмотря на отсутствие типового бланка подтверждения налогового статуса для иностранных подданных, расхожим названием для данного документа стало слово “сертификат”. На самом деле его форма больше похожа на письмо-разъяснение официального органа.

    Сертификат о резидентстве иностранной компании в России должен содержать информацию о том, что заграничный партнер зарегистрирован в местной инспекции, уплачивает налоги и своевременно отчитывается.

    Наши фискалы придерживаются мнения о том, что подобные подтверждения нужно получать и предоставлять регулярно, то есть не реже одного раза в каждом налоговом периоде получения доходов.

    Сроки регистрации в органах ФНС для нерезидентов

    Любая иностранная компания, желающая законно вести в России свою деятельность, обязана пройти аккредитацию. Подробно этот процесс описывается в законе об инвестициях от заграничных субъектов (Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”).

    Исполнительный орган, вносивший данные в госреестр иностранных инвесторов, передаст эту информацию в ФНС максимум в течение ближайшей декады. У самого инвестора есть тридцать дней с даты начала деятельности в РФ. Именно в этот срок предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика.

    Как встать на учет в налоговой инспекции

    Стать плательщиком налогов на территории России не составит больших трудностей. Сделать это можно лично самому представителю, через почту или телекоммуникационные сети. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ проводится после предоставления в инспекцию нескольких заполненных форм и заверенных копий:

    1. Заявление (приказ Минфина от 30.09.2010 № 117н).
    2. Учредительные документы и справка о подтверждении юридического статуса.
    3. Решение о создании представительства или контракт, на основании которого иностранное юрлицо намерено работать в России.
    4. Подтверждение аккредитации в РФ.
    5. Доверенность на представителя.

    По завершении процедуры компания получит подтверждающее свидетельство. В отличие от отечественных налогоплательщиков, иностранцам присваивают код иностранной организации (КИО).

    Особенности взыскания налогов с доходов зарубежных компаний

    Даже если иностранная компания сумела получить заветный статус налогового резидента, налогообложение ее доходов будет происходить с некоторыми отличиями от российских предприятий.

    Причем налогообложению подвергнутся как активные доходы от прямой деятельности на территории РФ, так и пассивные – в виде выплат от участия в капитале отечественных субъектов, доходов от имущества в нашей стране и прочих поступлений. Более того, даже если иностранная организация ведет работы без вознаграждения, начислить налог на прибыль придется исходя из суммы расходов представительства на эту деятельность.

    Обложение доходов представительства в РФ

    В части 2 НК РФ постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается любой вид организации регулярной работы компании в нашей стране, будь то филиал, отделение, агентство или контора.

    В кодексе все виды подразделений объединены под одним понятием – отделение. Некоторые из таких отделений могут добровольно заявить о желании стать налоговым резидентом РФ. Но даже без этого статуса особенностью такой формы деятельности будет то, что выплату налогов и подачу отчетности о своей работе отделение будет осуществлять само.

    Налоги иностранной компании без постоянного представительства

    Если иностранная корпорация решила проводить все коммерческие мероприятия в России, не создавая своего представительства, или получает у нас лишь пассивные доходы, то уплату налогов будет производить ее агент. Им в этом случае станет лицо, выплачивающее заграничному юрлицу денежные средства. Исчислять налоги нужно по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

    Является ли нерезидент плательщиком НДС

    НДС по своей сути резко выделяется из ряда остальных налогов в фискальной системе РФ. Он исчисляется не из доходов, а, по сути, из оборота. Фактическим его плательщиком в итоге становится конечный потребитель. Но уплата его происходит по принципу цепочки налоговых агентов.

    Обязанность уплачивать и удерживать НДС возлагается лишь на резидентов.

    Однако это не значит, что иностранные компании смогут избежать оплаты НДС, если их услуги или продукция реализуются на таможенной территории РФ. За них сумму налога удержат и перечислят в бюджет их покупатели.

    Если кто-то из потребителей не уменьшил доход иностранного поставщика на 18 процентов, тогда пополнить российскую казну он будет должен из собственных заработков.

    Двойное налогообложение – как обойти

    Налоги – основной источник доходов бюджета любого государства. Поэтому каждое правительство стремится контролировать доходы каждого из своих субъектов предпринимательства. Однако в погоне за пополнением собственной казны нужно не причинить ущерб компаниям, вышедшим на рынки других стран. Ведь по ту сторону границы тоже рассчитывают на финансовые поступления от инвестора.

    С целью поддержания своего экспорта и привлечения инвестиций правительства разных стран выработали систему международных соглашений о максимальном снижении налогового бремени и предупреждении двойного налогообложения.

    Чтобы не заплатить лишнего, иностранная компания, зарегистрированная в одной из нескольких десятков стран, с которыми Россия подписала указанное соглашение, должна предоставить документ, подтверждающий ее резидентское положение и постановку на учет в фискальном департаменте.

    Системы налогообложения для иностранных предприятий

    От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:

    Вид налога Для филиала Для совместного предприятия
    Налог с доходов (активных) 20% (18 - в региональный бюджет, 2% - в федеральный бюджет) Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%.
    Налог с доходов (использование имущества) Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, - 20%. При расчете учитываются расходы. 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент.
    Налог с доходов в виде дивидендов 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент.

    Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.

    Кроме общих случаев, есть множество особых. Так при ведении деятельности на территории особых зон налог с доходов нерезидентов-юрлиц в 2017 году может снижаться до 12,5%.

    Обложение прибыли нерезидента

    Основной посыл НК РФ в отношении работы иностранных компаний в России таков: за налоговый учет и расчеты с бюджетом отвечает российский партнер или отделение зарубежного предприятия со статусом налогового резидента.

    Если речь идет об участии в капитале российских компаний, то налогообложение прибыли ООО с иностранным учредителем, например, будет проводиться по общей ставке. А вот дивиденды, выплаченные заграничным партнерам, отечественному исполнительному органу общества нужно будет уменьшить на 15%.

    Если компания-чужестранец так и не получила права считаться налоговым резидентом РФ, прибылью посчитают весь доход, который начислен по итогам ее деятельности.

    По закону воспользоваться какими-либо налоговыми вычетами она не может. Однако есть и свои особенности обложения налогом на прибыль иностранных организаций: уменьшить базу обложения можно на величину экономически обоснованных расходов.

    НДС для иностранцев

    Иностранная компания в России в целях уплаты налогов часто действует в качестве налогового резидента. Поэтому такое постоянное представительство ведет учет и подает отчетность по всем правилам, предусмотренным для отечественных плательщиков. Соответственно, уплата НДС и подача деклараций тоже ляжет на плечи сотрудников филиала.

    Если же иностранная компания отказалась от мысли получить статус резидента или вообще ведет деятельность без официального представительства, то обязанности в отношении учета НДС и его удержания перейдут к тому, кто совершает оплату заграничных поставок.

    Невнимательность в этом вопросе может дорого стоить отечественным покупателям иностранной продукции. Если НДС не был удержан по всем правилам, то российский налоговый резидент заплатит его из личных средств. Поэтому налогообложение при работе с иностранными компаниями для российских плательщиков чревато не только потерей своих денег, но и получением штрафов за заграничных партнеров.

    Налог на имущество на территории РФ

    В вопросе уплаты налога на имущество российское законодательство уравняло резидентов и нерезидентов в обязанностях по его уплате. Главным критерием здесь станем факт наличия имущества, движимого или недвижимого – не имеет значения.

    Иностранная компания обязана вести учет всех объектов имущества по правилам российского бухучета, а также отчитываться по налогу на него и перечислять суммы обязательств в бюджет.

    Уплата социальных страховых сборов

    Если работа заграничного предприятия организована через постоянное представительство, то там непременно будет штат сотрудников, пусть и самый небольшой. Любой трудящийся на территории РФ подлежит социальному страхованию, а, значит, иностранная компания обязана начислить и выплатить соцвзносы за своих работников, даже если отделение не получило статус резидента.

    Не платить взносы предприятие может за привезенных с родины высококвалифицированных специалистов, не получивших в России прав на временное проживание и трудоустройство.

    Дивиденды: налогообложение пассивных выплат

    Процесс распределения заработанной обществом прибыли – внутреннее дело каждого предприятия. Но когда вопрос о величине дивидендов решен, нужно помнить, что одновременно с перечислением иностранному учредителю его части дохода нужно удержать и направить в бюджет налоги с выплаченных сумм.

    Для российских участников, владеющих частью предприятия более года, закон предлагает льготную ставку в 0%. Иностранцам же, сколько бы лет назад они не вложились в этот бизнес, льготной ставки не видать. Выплачиваемый им доход должен быть уменьшен на 15 процентов. Повезло применять нулевую ставку только тем заграничным юрлицам, которые сами признали себя налоговыми резидентами России.

    Земельный налог – кто заплатит за иностранца

    Если иностранная компания приобретает в собственность любую недвижимость, то у нее сразу возникает обязанность по оформлению прав на земельный участок под недвижимостью, а также по уплате земельного налога. Рассчитывается он исходя из кадастровой стоимости.

    Для физических лиц расчет проводят инспекторы ФНС, юридические лица исчисляют сумму налога сами. Ставка налога колеблется в пределах 0,3-1,5% и зависит от назначения земель.

    Транспортный налог за движимое имущество в России

    Все транспортные средства в России так или иначе облагаются транспортным налогом. Для физических лиц (граждан и неграждан РФ) ФНС сама определяет сумму обязательства к уплате и рассылает уведомления до 1 декабря. Юридические лица, вне зависимости от резидентского статуса, обязаны сами вычислить сумму налога, подать декларацию и провести оплату. При этом иностранная компания будет обязана вести учет каждой единицы транспорта отдельно.

    НДФЛ для иностранца

    Большая часть иностранцев, трудящихся официально в России, уплачивают в бюджет РФ 13% из зарплаты, делают они это через своего работодателя. Есть, правда и более суровые ставки. Так зарубежный специалист, не имеющий специального статуса (патент на работу или положение высококвалифицированного специалиста) и не ставший налоговым резидентом (проживающим в стране менее 183 дней в году), потеряет уже 30% из заработанных сумм.

    Если зарубежное физлицо получает в России инвестиционные доходы в виде дивидендов, то ставка налога вырастет до 15%.

    Удержать ее должен ответственный финансовый орган компании, выплачивающей доход.

    Спецрежимы для иностранных компаний

    Перечень специальных режимов, содержащийся в НК РФ, не так уж велик, но охватывает довольно широкий пласт всех субъектов предпринимательства. Сфера их применения простирается от сельского хозяйства до разработки месторождений:

    1. ЕСХН – упрощенный сельхозналог – для производителей продукции и тех, кто ее выращивает).
    2. УСН – «упрощенка» – обложение налогом валовых доходов или по принципу «доходы минус расходы».
    3. ЕНВД – «вмененка» – уплата налога на заранее определенный размер дохода, без учета фактических показателей.
    4. Патент – уплата фиксированного платежа для определенного вида деятельности.
    5. Обложение по соглашениям о разделе продукции (система для инвесторов, вложивших средства в разработку недр России).

    Из всех перечисленных видов обложения иностранная компания может применить лишь последний. А вот участие в капитале российских обществ–резидентов РФ не предполагает ограничений для применения спецрежимов. В этой особенности налогообложения предприятия с учредителем-иностранным юридическим лицом состоит дополнительная привлекательность для инвестирования в отечественный бизнес.

    «Упрощенка» для иностранной компании

    В отношении использования упрощенной системы для налогообложения доходов зарубежных компаний (резидентов или нерезидентов) Налоговый кодекс РФ неумолим. В статье 346 приведен исчерпывающий список тех, кто не может рассчитывать на переход к УСН. Среди прочих там есть и иностранные компании.

    Однако в приведенном перечне ничего не сказано о запрете применения УСН для ООО с иностранным учредителем. Соответственно, даже если общество учреждено по законам РФ исключительно гражданами или юрлицами из другого государства, такое предприятие все равно может работать на «упрощенке».

    Особые экономические зоны: нюансы уплаты налогов

    В попытке подтянуть в экономическом развитии определенные местности или стремлении развивать отдельные отрасли правительство РФ разработало систему особых экономических зон (ОЭЗ). Отличительной особенностью ведения бизнеса на этих территориях считается прежде всего сниженная ставка налога на прибыль. В некоторых случаях она опускается до 12,5%.

    Есть несколько направлений деятельности, облагаемых по льготным ставкам:

    • промышленно-производственные;
    • технико-внедренческие;
    • туристско-рекреационные;
    • портовые.

    Для резидентов ОЭЗ предусмотрены ряд налоговых льгот. Кроме снижения ставки налога на прибыль, уменьшается величина страховых взносов, а земельный, транспортный и налог на имущество вообще обнуляются.

    Правда, стоит отметить, что единого подхода в плане налогообложения ко всем ОЭЗ нет даже внутри одного направления. Все послабления уточняются в заключенных между инвестором и муниципалитетом соглашениях.

    Закрытые административно-территориальные образования: особенности налогообложения

    Под этим длинным и сложным названием понимаются военные городки со сверхсекретным режимом работы, на территории которых расположены оборонные предприятия, объекты по переработке радиоактивных материалов и прочие военные объекты. Само толкование понятия ЗАТО исключает возможность работы на этих территориях иностранных компаний, за исключением структур союзнических государств по узкоспециальным межправительственным соглашениям.

    Еще несколько лет назад закон позволял органам самоуправления предоставлять местным субъектам коммерческой деятельности налоговые льготы, однако на данный момент эта норма упразднена. В спецзаконе о ЗАТО осталась лишь статья о материальной поддержке граждан, проживающих на их территории.

    Обложение доходов при работе по договорам концессии

    В последние годы весьма распространенными стали не простые поставки товаров и услуг в нашу страну, а покупка права на использование торговых марок, коммерческого опыта и ноу-хау. Все это передается на оговоренный срок по соглашению о концессии. Чаще всего приобретателем становится отечественная компания – налоговый резидент РФ. Понятно, что такой субъект предпринимательской деятельности может выбрать любую подходящую систему налогообложения, разрешенную НК РФ.

    Что же до выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии, выплачиваемой иностранному партнеру, то здесь придется выступить его агентом и перечислить за него налог на прибыль. Причем сделать это нужно даже, если само российское предприятие использует спецрежим налогообложения, а от налога на прибыль вовсе освобождено.

    Специальные нормы налогообложения при работе по договорам о разделе продукции

    Богатства недр России настолько обширны, что для их разведки и добычи целесообразно привлекать, в том числе, иностранных инвесторов. В этом случае между государством Россия и зарубежной компанией заключается соглашение о разделе продукции.

    Выбор партнера происходит на условиях аукциона. Если соответствующий всем его условиям партнер найден, то его деятельность может облагаться по спецрежиму налогообложения.

    Под этим понимается не только освобождение от уплаты региональных налогов и сборов, а также имущественного налога. Основные налоги (на прибыль, НДС, транспортный и прочие) инвестор будет вынужден начислить и заплатить. Особенность режима состоит в том, что уплаченные суммы налогов будут возмещены инвестору впоследствии.

    Налоговые льготы по НК РФ и международным соглашениям

    Сложная система льгот в налоговой и правовой сферах в России направлена прежде всего на реализацию и поддержку приоритетных инвестиционных проектов или критического импорта. Для зарубежных партнеров большая часть из них становится доступной, если иностранное предприятие получит статус налогового резидента.

    Иностранные предприятия со льготным налогообложением в РФ и за рубежом работают в большинстве своем на основании международных договоренностей. По ним преференции могут устанавливаться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке.

    Перечень льгот и порядок их реализации касается только той деятельности, которая описана в международном договоре. Для объективного применения этих норм компания обязана вести отдельный учет всех операций, касающихся приоритетного направления, и сделок по своей обычной деятельности.

    Услуги от иностранной компании: не забыть уплатить налоги

    Отсутствие у заграничного поставщика постоянного представительства в РФ не ограничивает его в возможности предоставлять свои услуги налоговым резидентам нашей страны. Получатель же должен помнить, что, покупая иностранную услугу на таможенной территории России, он автоматически приобретает обязанность уплатить за иностранца все предусмотренные налоги и сборы: налог на прибыль или НДФЛ, а также НДС.

    Закон позволяет сделать это на правах агента, то есть удержать сумму налогов из положенной поставщику оплаты.

    Налогообложение иностранных организаций: Видео

    Чиновники довели до компаний список стран, с которыми у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Он будет интересен тем предприятиям, которые выплачивают доходы зарубежным партнерам (нет постоянного представительства в РФ). О каких еще налоговых нюансах следует знать – в статье.

    Доходы, с которых источник выплаты удерживает налог

    Итак, перечень данных доходов содержится в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ.

    К ним относятся, например, следующие выплаты иностранной организации, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ:

    1) дивиденды;

    2) проценты по долговым обязательствам;

    3) доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;

    4) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;

    5) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ;

    6) штрафы и пени за нарушение договорных обязательств;

    7) иные доходы.

    При этом следует учитывать, что не подлежат обложению доходы иностранной организации (п. 2 ст. 309 Налогового кодекса РФ):

    – от продажи на территории РФ товаров, иного имущества (кроме указанного в подп. 5, 6 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ), а также имущественных прав;

    – выполнения работ, оказания услуг на территории РФ.

    Если услуги иностранной организации оказываются исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы от их реализации также не подлежат налогообложению. Такое правило установлено пунктом 2.1 раздела II Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150, и письмом УФНС России по г. Москве от 12 ноября 2010 г. № 16-15/118318@.

    Когда налог не удерживается

    Предприятию необходимо исчислить и удержать налог при каждой выплате иностранной организации дохода, подлежащего обложению (п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ).

    Однако из этого правила есть исключения. Они содержатся в пункте 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ. Так, налог не удерживается, если доход выплачивается постоянному представительству иностранного контрагента. Для этого в распоряжении налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах. Данная копия должна быть оформлена не ранее чем в прошлом налоговом периоде (подп. 1 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ). То есть в 2011 году принимается копия, если она была заверена нотариусом не ранее 2010 года.

    Кроме того, существуют доходы, которые не облагаются налогом в РФ в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 Налогового кодекса РФ). Дело в том, что правила и нормы международных соглашений РФ имеют приоритет перед правилами и нормами российского налогового законодательства (ст. 7 Налогового кодекса РФ). Поэтому необходимо проверить существование соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной постоянного местонахождения иностранной организации. Список государств, с которыми Россия заключила такие соглашения, приведен в письме Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-08-05. (Письмо приведено ).

    В каком порядке исчисляется, удерживается налог

    В большинстве случаев определяется как сумма выплаченного дохода. Однако в некоторых случаях облагаемый доход можно уменьшить (ст. 309 Налогового кодекса РФ). Например, при покупке недвижимости у иностранной организации сумма выплаченного дохода уменьшается (п. 4 ст. 309 Налогового кодекса РФ):

    – на стоимость приобретения объекта иностранной организацией;

    – на расходы, непосредственно связанные с продажей этого имущества.

    Для реализации этого права должна представить предприятию (налоговому агенту) документальное подтверждение таких расходов не позднее даты выплаты дохода.

    Налоговую базу и сумму налога следует определять в той валюте, в которой иностранная организация получает доходы (п. 5 ст. 309 НК РФ). При этом перечислить налог нужно будет в рублях. Пересчет осуществляется по официальному курсу Центрального банка России на дату уплаты налога (п. 5 ст. 45, абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ).

    Налоговые ставки

    Ставки (в зависимости от вида дохода) приведены в пункте 1 статьи 310 Налогового кодекса РФ. Однако в пункте 3 этой же статьи сказано, что международным договором (соглашением) может быть предусмотрена пониженная ставка. Для ее применения необходимо, чтобы иностранная организация предъявила налоговому агенту подтверждение своего постоянного местонахождения.

    Такое подтверждение представляется до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ). Оно должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. Также в документе должен быть проставлен апостиль или он должен быть легализован в установленном порядке (п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

    В случае если этот документ составлен на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Обратите внимание: сам перевод делать не обязан.

    Подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту (письмо Минфина России от 22.12.08 № 03-08-05).

    Причем такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств, выписки из торговых реестров и т. п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Так считает Минфин России (письмо от 25 июня 2010 г. № 03-03-06/1/431). Однако из Налогового кодекса РФ это не следует. На что обращают внимание арбитры (постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2009 г. № КА-А40/13393-08).

    Уплата налога

    Обязанность по уплате налога налоговый агент должен исполнить не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 2, 4 ст. 287 Налогового кодекса РФ). Подчеркнем: уплата налога производится при каждой выплате дохода.

    Налог уплачивается в федеральный бюджет (п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ). Даже если доход иностранной организации выплачивается в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, налоговый агент обязан перечислить полную сумму налога. При этом соответственно уменьшается выплата иностранному контрагенту (п. 1 ст. 310 Налогового кодекса РФ).

    Отчетность налогового агента

    Налоговый агент должен представить в свою налоговую инспекцию налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (п. 4 ст. 310 Налогового кодекса РФ). Его форма утверждена приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@. Этот расчет компания представляет в те же сроки, что и декларации по налогу на прибыль. При этом данный расчет декларацией не считается. Поэтому за его непредставление в установленный срок к налоговому агенту применяются налоговые санкции, установленные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. То есть штраф в размере 200 руб.

    А должностные лица компании могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    При заполнении налогового расчета следует руководствоваться Инструкцией, утвержденной приказом МНС России от 3 июня 2002 г. № БГ-3-23/275. Налоговый расчет состоит из двух разделов. Раздел 2 заполняется в отношении доходов иностранных банков, а раздел 1 – для всех остальных иностранных организаций. На каждую иностранную организацию (иностранный банк) отводится отдельный лист. В налоговый расчет включаются сведения и о тех доходах, с которых налог не удерживается.

    Налоговый расчет заполняют поквартально. Нарастающим итогом показатели в нем не отражают.

    Важно запомнить

    Предприятие выступает налоговым агентом только в том случае, если у иностранного контрагента нет в России постоянного представительства. Помимо норм Налогового кодекса РФ необходимо учитывать положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.