Недвижимость

Как открыть малярно-кузовной цех (бизнес-план). Индивидуальная автомастерская - общие вопросы - разное - каталог статей - автомеханик

Количество автомобилей в России с каждым годом неуклонно растет и столь быстрый темп явно не скоро сбросит свои обороты. Вполне логично, что услуги автосервиса в настоящее время пользуются огромной популярностью, которая точно сохранится в будущем. Владельцы новых авто практически не посещают СТО – им достаточно менять резину два раза в год и приобретать расходные материалы.

Однако и на этом при грамотном подходе можно не плохо заработать. А уж про старые машины, которые в избытке бороздят просторы нашей великой Родины, и говорить не приходиться – здесь всегда найдется, что починить и что заменить. Также стоит отметить, что с бурным развитием технологий транспортные средства стали начиняться непростыми устройствами и системами, справиться с которыми самостоятельно дано не каждому человеку. Таким образом, открытие автосервиса – прибыльная бизнес-идея, позволяющая обеспечить себе достойную жизнь.

Успех любого бизнеса во многом зависит от правильного выбора ниши.

На сегодняшний день самыми популярными видами автосервиса являются:

  1. . Пик востребованности услуг подобных СТО приходится на конец осени – начало весны, когда всем без исключения владельцам транспортных средств необходимо сменить летнюю резину на зимнюю или наоборот. Стоит отметить, что проблемы с шинами возникают у автолюбителей гораздо чаще, так как всем известно, что дороги входят в число основных проблем в нашей стране.
  2. Ремонтные работы. Подобные заведения включают широкий спектр услуг по починке и замене всевозможных деталей автомобилей, агрегатов и узлов.
  3. Кузовные работы. К сожалению, дорожно-транспортные происшествия сегодня не редкость и после таких неприятных ситуаций практически всегда требуется исправить дефекты кузова. Бывает и так, что человек на протяжении длительного периода мечтает сменить серый цвет своего авто на белоснежный. А вы тут как тут.
  4. Диагностика и исправление выявленных дефектов электроники .
  5. Грузовой автосервис. Обслуживание грузовых автомобилей.
  6. Предпродажная подготовка. Вы решили попрощаться со своей старушкой и обзавестись новым «железным конем»? Для того чтобы продать старый автомобиль по достойной цене ему необходимо придать товарный вид – провести диагностику всего оборудования, отремонтировать все неисправности и начистить до блеска.
  7. Тюнинг. Пользуется большой популярностью у молодых. Включает установку дополнительных опций, перенастройку оборудования, изменение внутреннего и внешнего вида.
  8. . Пользуется большой популярностью в любое время года.

Открытие полноценного автосервиса предполагает сочетание всех вышеперечисленных услуг в единое целое. Если ваши финансовые возможности ограничены, но вы не готовы отказаться от идеи подобного бизнеса, выберете пару направлений или даже одно и станьте лучшим в этой области – отбоя от клиентов у вас точно не будет.

Производственный план

Строительство нового автосервиса – задача не из легких, так как требует неимоверного вложения времени, сил и денежных средств.

Лучше остановить свой выбор на просторном гараже или производственном помещении.

Для небольшого автосервиса с 5-ю рабочими местами, помещением для хранения запчастей и расходных материалов, комнаты для клиентов и офиса потребуется порядка 300 кв.метров. При возможности следует организовать парковку – она будет актуальна как для отремонтированных авто, так и для ожидающих своего времени.

Будет отлично, если вам удастся заполучить место для открытия СТО недалеко от места большого скопления людей – трассы, заправки или гаражного комплекса.

Несмотря на то, что открытие данного бизнеса не требует получения лицензии, не стоит забывать об определенных правилах , предъявляемых к подобного рода заведениям:

  1. Не допустимо нахождение автосервиса в жилом помещении.
  2. Минимальное расстояние СТО до объектов жилой недвижимости составляет 15 метров, до школ, детских садов, медицинских учреждений – 50 метров.
  3. В холодное время года на территории автосервиса должно быть тепло.
  4. Необходимо наличие вентиляционной системы.
  5. Освещение должно быть полностью безопасным.
  6. Смотровая яма и стены должны быть выложены керамической плиткой
  7. На одного сотрудника должно приходиться не менее 5 кв. метров рабочего пространства.
  8. Обязательно должен присутствовать душ и санузел.
  9. Все сотрудники должны быть обеспечены одеждой и средствами индивидуальной защиты.

Как открыть автосервис с нуля рассказано в следующем видеосюжете:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Подбор персонала

Найти высококвалифицированных сотрудников, настоящих профессионалов своего дела в наше время весьма непросто, и об этом знает каждый работодатель. Исключением не является и сфера услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей. Вполне возможно, что вам придется переманивать хороших механиков у своих конкурентов. В этом деле главное предложить им такие условия, от которых они не смогут отказаться.

Не пугайтесь затрат на персонал – с большой долей вероятности прославленный гуру приведет за собой не один десяток клиентов и с лихвой окупит все расходы. Зачастую автовладельцы предпочитают пользоваться услугами проверенных людей, отправляясь для этого чуть ли не на другой конец города. С течением времени старайтесь привлекать в автосервис новых людей и обучать их – так вы будете спокойны, если вдруг лучший работник по каким-либо обстоятельствам будет вынужден покинуть вас.

Для автосервиса будет достаточно буквально несколько человек – по одному на рабочее место, а также человека, который будет работать с клиентами и оформлять заказы.

Заработная плата работников в подавляющем большинстве случаев формируется путем сложения небольшой фиксированной суммы и процента от выполненной работы, который может достигать половины ежемесячного дохода.

Выбор поставщиков

Каждому автосервису, вне зависимости от его типа, требуется регулярно пополнять запасы запчастей и расходных материалов. С поставщиками всех необходимых для работы вещей лучше всего определиться до открытия СТО, так как для налаживания поставок требуется подписать немалое количество документов и решить множество организационных вопросов.

В самом начале своего предпринимательского пути можно попробовать сотрудничать с поставщиками «под заказ», если они будут в состоянии за минимальное время доставлять до места назначения все необходимые детали. Однако самые востребованные детали лучше иметь всегда при себе, хотя бы с небольшим запасом. В противном случае вы растеряете всех клиентов, которым потребуется поменять лампочку, а вы предложите подождать им пару дней. Также не стоит забывать о сезонности подобного бизнеса и заранее готовиться к буму потребительского спроса. Если в процессе работы будут оставаться лишние детали после закупок – ничего страшного – откройте небольшой магазинчик.

Финансовый план

Основными расходами на открытие автосервиса являются:

  • арендная плата за помещение;
  • приобретение оборудования.

У вас в планах открытие полноценного автосервиса с широким спектром услуг? Будьте готовы потратить на свою идею от 3 до 5 миллионов рублей. Более скромная СТО обойдется предпринимателю примерно в 1,5 миллиона. Доход подобных заведений, оказывающих несколько самых востребованных услуг, составляет порядка 200 тысяч рублей, и это далеко не предел – все зависит от хватки бизнесмена, его способностей заниматься данным направлением и небольшого количества удачи.

На открытие совсем небольшой автомастерской, скажем, шиномонтажа, потребуется всего-навсего 350 тысяч рублей. Однако и доход в данном случае будет на порядок ниже, чем в вышеописанных случаях – около 30 тысяч рублей ежемесячно.

Автосервиса составляет от 20 до 40%, а максимальный срок окупаемости – 3 года.

Маркетинговый план

Без рекламы недавно открытый автосервис, как и любой или , практически обречен на провал. Наружная реклама в виде баннеров и небольших ярких вывесок дает отличные результаты, привлекая внимание потенциальных клиентов и всех неравнодушных. В случае с открытием автосервиса имеет смысл разместить объявления в местах большого скопления владельцев авто – например, на парковках, в гаражных комплексах. Не менее эффективной является и реклама в печатных изданиях и на просторах виртуальной сети.

При возможности можно изготовить пару сотен визиток с контактными данными своего СТО и оставить и в крупных магазинах, близлежащих офисах.

Водители больше всех слушают радио – воспользуйтесь этим и подайте рекламное объявление на одну из популярных в вашем населенном пункте радиостанцию.

Хорошее впечатление на потенциальных клиентов оказывает имидж – позаботьтесь о для своих сотрудников, разработайте яркий и легко запоминающийся логотип автосервиса.

Производственный план организации авторемонтной мастерской

С учетом небольшой территории г. Якутска наличия достаточного спроса на авторемонт месторасположение мастерской не будет играть решающей роли в притоке клиентов.

Успешная работа предприятия будет решаться за счет качества и точных сроков услуг, надежности ремонта, высокой культуры персонала.

Для должного соответствия помещений под мастерскую с учетом санитарных и эстетических норм будет проведен восстановительный ремонт. Главное внутри помещения - это удобное рациональное размещение оборудования. В схеме помещений оборудование размещено с учетом реальных условий малых мастерских, где одному специалисту приходиться выполнять многие виды работ.

Предполагаемая мастерская будет размещаться на территории кооперативных гаражей по улице Ярославского. Проезд к гаражу достаточно свободный. Общая площадь помещений -174 м 2 . Имеются 2 производственные помещения площадью 12х6 и 13х6 и одно бытовое помещение 6х4. Все помещения связаны между собой проходами.

Обогрев помещения производится от центрального водяного отопления внешних теплосетей. Есть электро- и водоснабжение.

Мастерская рассчитана на 6 постановочных мест, обслуживают 2 мастера и 4 рабочих. Мастерская разделена на 2 цеха.

В первом цехе будут выполняться работы по:

капитальному ремонту двигателей;

диагностике систем двигателя;

ремонту топливных аппаратур дизельных двигателей;

ремонту системы впрыска;

Во втором цехе будут выполняться работы по ремонту:

ходовой части (рамы, подвески колес автомобилей);

рулевого управления;

механизмов трансмиссии;

тормозных систем и механизмов;

При выполнении ремонтных работ используются инструменты, диагностические приборы, подъемники, стенды, домкраты, устройства.

Оборудование для автомастерской подобрано по каталогам ведущих иностранных и российских фирм - производителей специализированного оборудования и инструментов для автосервиса, таких как «Beta» (Италия), «Sata», «GUTMANN MESSTECHNIK» (Германия) и «Kamusa tools» (США), ПКФ «Скорпион» (Россия) с рациональным учетом цен. Спецификация применения оборудования подобрана с учетом набора предоставляемых услуг. Особое внимание при выборе оборудования и его количественного состава уделялось соотношению качества и цены того или иного устройства и техническим параметрам, позволяющим обеспечить оптимальную пропускаемость и загруженность рабочих, а также экономию расходов на электроэнергию. Так, например, для каждого из двух имеющихся цехов потребуется по одному подъемнику. Для обеспечения рационального использования имеющейся площади помещения (175 кв. м.) мы остановили свой выбор на двухстоечном ассиметричном подъемнике «ПЛД-5» с двумя электродвигателями мощностью 2,2 кВт и грузоподъемностью до 5000 кг. Для оказания услуг по диагностике различных электронных систем современных автомобилей и для выполнения соответствующего ремонта предлагается многофункциональный анализирующий коммуникационный универсальный автосканер ST-6000 GOLD. Основными функциями автосканера является тестирование всех систем автомобилей и исполнительных устройств, в том числе впрыска с отображением сигналов на экране двухканального осциллоскопа и предоставление результатов анализа в цифровом виде; измерение электрических величин цифровым мультиметром (напряжение, сила тока, сопротивление) с указанием минимальных и максимальных величин, высчитыванию кодов неисправностей. Также прибор оказывает помощь в виде схем, рисунков, описания расположения узла, техническим данным, блок-схемам, описания систем, устранению конкретной неисправности, сервисным планам, составу выхлопных газов.

Одним из самых востребованных видов услуг в г. Якутске является очистка и проверка инжекторов, и топливной аппаратуры дизельных двигателей. Топливные системы автомобилей подвержены ухудшению технических параметров из-за применяемых некачественных горюче - смазочных материалов.

Очиститель инжекторов RCP III представляет собой компактное устройство для очистки бензиновых и дизельных систем, клапанов и камер сгорания без демонтажа систем двигателя, что позволяет значительно ускорить процесс очистки, который производится во многих автосервисах г. Якутска вручную.

Для проверки и регулировки топливную аппаратуры дизельных двигателей можно применять:

  • 1. Стенд М-106 для проверки и регулировки дизельных форсунок позволяет проверять давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса, гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части.
  • 2. Универсальный стенд для топливных насосов высокого давления ДД-10-00 позволяет обслуживать ТНВД двигателей автомобилей отечественного и импортного производства с количеством секций до 12.

Оборудование для вытяжки выхлопных газов “Argon” представляет собой настенную вытяжку выхлопных газов с двумя шлангами, используемую в малых и средних по площадям автомастерским. Для соблюдения техники безопасности предлагается установка вытяжки в каждом из двух цехов. В таблице 6 предоставлен перечень минимального оборудования с указанием цен, необходимого для оказания качественных услуг по авторемонту, перечисленных ниже.

Таблица 6.

Перечень оборудования с указанием цен и технических характеристик.

Наименование

Стоимость, руб.,

Подъемник двухстоечный ПЛД-5, до 5 т.

Cтенд регулировки углов установки колес КДС-5К

Измеритель давления масла бензиновых и дизельных двигателей TU-11A

Имеритель давления топлива в инжекторных системах КА-7042

Компрессометр для дизельных двиг. КМ-201

Компрессометр для бензиновых двиг. G-324

Газоанализатор 4-компонентный (CO / CH / СО2 / О2 / Лямда/ Тахометр/ Температура масла) ИНФРАКАР М-2Т.01

Универсальный автосканер ST-6000 GOLD

Прибор для комплексной очистки и проверки инжекторов RCP III

Стенд для проверки и регулировки дизельных форсунок М-106

Стробоскоп DA-3100

Тележка инструментальная 02.006-5015

Компрессор К-22

Домкрат подкатный гидравлический К-4845

Устройство для прокачки тормозной системы

Станок сверлильный

Набор режущих инструментов

Кран передвижной гидравлический 423М, 1т.

Универсальный стенд для топливных насосов высокого давления ДД-10-00

Пускозарядное устройство Computer 48/2

Оборудование для вытяжки выхлопных газов “Argon”

  • 1. техническое обслуживание отечественных и импортных автомобилей;
  • 2. текущий ремонт двигателей, замена узлов агрегатов;
  • 3. ремонт системы питания дизельных и бензиновых двигателей импортных и отечественных автомобилей, настройка, регулировка;
  • 4. регулировка клапанов, установка зажигания, проверка и замена свечей зажигания;
  • 5. диагностика системы впрыска импортных автомашин, ремонт и замена деталей;
  • 6. ремонт ходовой части, замена шаровых опор, рулевых тяг, и прочих, прокачка стоек, услуги токаря;
  • 7. регулировка сход развала;
  • 8. замена приводов, пыльников ходовой части;
  • 9. и т.п.

2.5 Технологический расчет автосервиса в г. Якутске

Объем предполагаемых работ пункта автосервиса находим по следующим расчетам:

1. Количество предполагаемых капитальных ремонтов топливной аппаратуры дизельных двигателей:

где, N M - количество автомобилей с дизельными двигателями;

К О - коэффициент охвата капитальным ремонтом.

2. Трудоемкость капитального ремонта находим составлением маршрутной (структурной) схемы разборки и сборки, а также технологической карты, чел.ч.

Структурная схема разборки

Наиболее производительны мастерские, рассчитанные на ремонт определенных типов автомашин, в связи с чем при их строительстве целесообразно консультироваться с соответствующими автомобилестроительными фирмами.

Выбор участков для мастерских автосервиса : участок по возможности должен находиться вблизи оживленной автомобильной магистрали.

Основное правило застройки: под застройку отводится 1/3 участка, 2/3 оставляются незастроенными. При проектировании мастерской необходимо учитывать возможность ее последующего расширения (рис. 2).

Для более крупных мастерских принимают в среднем 200 м2 производственной площади на I рабочее место. К этому следует добавить площадь торгового зала, конторы, приемной для клиентов, бытовых помещений и т.н.

При расчете инженерных сетей нужно учитывать большой расход воды на мойку автомобилей.

Производственный двор служит связующим звеном между цехами мастерской (рис. 3). Специализированные участки производственного двора:

1) площадка приема машин, поступающих в ремонт;

2) стоянка машин, ожидающих ремонта;

3) стоянка отремонтированных машин;

4) стоянка новых машин (в некоторых случаях - под навесом);

5) площадка для машин, вышедших из строя (очень просторная);

6) пункт срочной технической помощи;

7) склад лома (за оградой).

Участки производственного двора должны быть четко обозначены.

Ежегодная продажа автомо-билей Число ежегодно обслужи-ваемых автомо-билей Площадь земельного участка, м2 Общая площадь застройки, м2 Потребность в площади на 1 проданную автомашину Площадь мастер-ской, м2 Число мест для ремонта Число мест для осмотра Число мест для техниче-ского обслужи-вания Число приёмных стендов Число стендов для мойки Число стендов для полировки
50 150 2000 480 7,2 360 4 - 1 - 1 -
100 300 3000 835 6,25 625 7 1 1 1 2 -
200 600 4000 1420 5,7 1220 10 1 1 1 1 -
300 825 5000 2150 5,35 1610 16 3 1 1 2 -
400 1000 6000 2620 4,9 1960 19 4 2 1 2 1
500 1250 7000 2980 4,45 2230 23 5 2 2 2 2
750 1725 9000 4500 4,45 3375 32 6 3 2 x -
1000 2000 10000 5770 4,3 4300 38 7 3 2 x -

Производственный процесс в ремонтной мастерской должен быть четко организован, начиная с момента принятия заказа до сдачи клиенту отремонтированной машины и расчета за выполненную работу.

При проектировании мастерской следует обращать особое внимание на правильную взаимосвязь помещений (рис. 4):

1. Текущий ремонт (профилактический осмотр, замена узлов или отдельных частей, мелкие починки) производится большей частью в присутствии заказчика.

2. Капитальный ремонт-полная переборка мотора, ремонт и окраска кузова. На современных предприятиях окраска кузова может быть выполнена за 1,5 - 2 ч.

Подсобные помещения : вспомогательные производственные цехи - обивочный, электротехнический, ремонта узлов и агрегатов, промывки частей; а также бытовые помещения. Их минимальная высота 3 м.

Площадь конторы принимается из расчета около 6 м2 на чел., но не менее 15 м2. Кабинет директора 16 - 20 м2, кабинет коммерческого директора 12 - 16 м2, приемная 8 - 10 м2, комната для переговоров 8 - 10м2, кабинет заведующего производством 10 - 12 м2, контора заведующего складом 10 - 12м2 . В крупных мастерских в состав помещений конторы входят; отдел приема заказов, расчетный отдел, отдел хронометража, картотека, касса и отдельное помещение для деловых переговоров.

Склад запасных частей по возможности должен быть доступен обзору клиентам (рис. 4). Важно предусмотреть возможность расширения склада в будущем. Запасные части доставляются на склад только через двор. На долю склада приходится 20 -25% площади застройки предприятия.

Замощение двора : 1) щебеночная мостовая по каменному основанию (дешевая); 2) асфальтовое покрытие; 3) бетонное покрытие; 4) мостовая из гранита или бетона, искусственные камни из доменных шлаков (стойки к воздействию масел).

Скоростное техническое обслуживание (рис. 6) - клиент может оставаться в автомобиле. Важна чистота помещений, в связи с чем полы и стены следует облицовывать плиткой. Должен быть двухъярусный рабочий стенд, а не только смотровая яма (рис. 5). Все водостоки следует оснащать бензиноуловителями.

Бытовые помещения . Размеры и состав бытовых помещений зависят от численности персонала мастерской. Численность административного и вспомогательного персонала принимается равной 40% численности рабочих. На долю чисто конторских служащих приходится 30%.

Пункты мойки автомобилей . Следует применять унифицированные решения (рис. 8), позволяющие при необходимости осуществлять расширение пункта. На пунктах с автоматизированными поточными линиями мойка, промывка» консервирование и сушка производятся в одном зале. Длина бокса 6,8 м, ширина 3,8 м, высота 3 м (рис. 8). В таком боксе можно производить мойку и сушку автомобилей длиной до 5 м, обслуживая при этом до 150 автомобилей за день. При необходимости обслуживания более 200 автомобилей в день устраивается автоматизированная поточная линия, показанная на рис. 9.

1 – цеховая контора; 2 – приём заказов; 3 – кабинет заведующего; 4 – лестничная площадка, уборная и т.п.; 5 – буфет; 6 – приёмная клиентов; 7 – хранение масла; 8 – кладовая; 9 – ремонт узлов.

3. Пример планировки мастерской по ремонту малолитражных автомобилей.

1. Целесообразное расположение помещений, соответствующее последовательности производственного процесса. 1 - площадка прибытия и осмотра автомобилей; 2 - оформление заказов; 3- выписка нарядов; 4 - калькуляция работ; 5 - пост хронометражиста; 6- рабочие места; 7 - расчетный стол; 8 - выдача запасных частей; 9 - картотека запасных частей; 10 - учёт расхода запасных частей; 11 - выписка счетов и картотека клиентуры; 12 - касса.

2. План мастерской текущего ремонта.

3. Отделение ремонта и окраски кузовов. 1 - кабина окраски пульверизацией; 2 - сушилка; 3 - машинное помещение; 4 - склад красок; 5 - обивочный цех; 6 - снятие подушек; 7 - установка подушек на место; 8 - окончательная отделка.

4. Схема взаимосвязи отделений мастерской.


5. Двухъярусный пост технического осмотра. Размеры по рабочему месту (слева) и по проходу (справа).

6. Пост скорой технической помощи со сквозным движением.

7. Яма под моечным стендом. М 1: 200.

8. Моечная и сушильная камеры.

9. Автоматизированная моечная поточная линия. 1 - въезд; 2 - автоматизированный моечный стенд; 3 - сушка горячим воздухом; 4 - полировка; 5 - выезд; 6 - контора.

10. Требуемая площадь для ремонта малолитражного автомобиля.

Величина площади зависит от типа автомобиля. Длина 6м достаточна. Для ремонта кузовов требуется ширина 3,5 м, для подготовки к покраске – 3,5 – 3, 75 м. Пролёт помещения – 17,5 или 20м.

Авторемонтные мастерские обычно проектируют одноэтажными, с легкими стальными конструкциями, применяя сборные конструктивные элементы. Предпочтительны цеха, перекрытые без промежуточных колонн. Следует предусматривать дальнейшее расширение, сохраняя выбранный шаг ферм покрытия. Полы в мастерских должны иметь специальную герметизирующую стяжку, препятствующую прониканию в них жиров и масел. Хорошо зарекомендовали себя плитки из дробленого клинкера и другие керамические плитки, обладающие высокой прочностью на сжатие. В середине проезда следует устраивать сточный канал сечением 30 х 30 см, 30 см, закрытый сверху решеткой. Необходимо предусмотреть бензиноуловители. Каждые два рабочих места должны быть оснащены вытяжкой для удаления выхлопных газов. Следует предусмотреть автоматически открывающиеся ворота с воздушной тепловой завесой. Вдоль продольных стен здания рекомендуется устраивать каналы для прокладки трубопроводов водоснабжения, подачи сжатого воздуха, удаления отработанного масла, а также электропроводки.

4. Планы подвального и верхнего этажей здания, показанного на рис. 3. 1 - комната отдыха и принятия пищи; 2 - выставочное помещение; 3 - архив чертежей; 4 - кабинет директора; 5 - конторские помещения; 6 - чертежный зал; 7 - туалеты; 8 - умывальная; 9 - хранение уборочного инвентаря; 10 - шахта инженерных коммуникаций; 11 - регистратура; 12 - переговорная.

5. Поперечный разрез по оси 5.

6. Поперечный разрез по оси 1б.


3. Производственные мастерские по ремонту грузовых автомобилей. Фирма БАСФ.1966 г. План 1-го этажа. Архитектор Нойферт. 13 - стенд для испытания тормозов; 14 - склад лакокрасок; 15 - зарядка аккумуляторов: 16 - передняя; 17 - лакировочная; 18 - ремонт автопокрышек; 19 - ремонт аккумуляторов; 20 - выпрямительная установка; 21 - мойка; 22 - испытательные стенды; 23 - комната мастера; 24 - закрытое распределительное устройство низкого напряжения; 25 - закрытое распределительное устройство высокого напряжения; 26 - место стоянки, электрокаров и других транспортных средств для внутренних перевозок; 27 - место стоянки штабелеров с электрическими и дизельными двигателями; 28 - ремонт мотоциклов; 29 - ремонт легковых автомобилей; 30 - механическая мастерская; 31 - инструментальная; 32 - склад деталей и узлов; 33 - отдел расчетов; 34 - бюро приёма автомобилей; 35 - ремонт грузовых автомобилей, тягачей и специальных автомобилей; 36 - подкрановый путь; 37 - ремонт автоцистерн; 38 - ремонт прицепов; 39 - склад автопокрышек; 40 - компрессорная и пароструйная установка; 41 - склад крупных запчастей; 42 - смазка деталей; 43 - склад масел; 44 - установки инженерного оборудования.

Для определения общего годового объема ремонтно-обслуживающих работ необходимо рассчитать количество капитальных и текущих ремонтов, технических обслуживаний и трудоемкость их выполнения, а также трудоемкость выполнения других видов работ . При этом виды, периодичность и трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов машин принимаются согласно рекомендациям (см. приложения).

Для сокращения объема пояснительной записки расчеты выполняют только по одной марке (виду) машин, приводя в таблицах исходные данные других машин. Результаты расчетов количества ремонтов, технических обслуживаний и трудоемкости выполнения всех видов работ заносятся в таблицу 1.

1.2 Распределение работ по объектам ремонтно-обслуживающей базы

Полученный расчетом объем работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, а также по другим видам работ следует распределить по месту их выполнения: ремонтная мастерская, машинный двор, бригады (отделения), ремонтные заводы и ремонтно-технические предприятия.

Распределение производится с учетом кооперирования с другими ремонтными предприятиями и экономической целесообразности.

Как один из вариантов распределения ремонтно-обслуживающих работ может предусматриваться следующее:

Капитальный ремонт: на ремонтных заводах или РТП:

По энергонасыщеным тракторам: текущий ремонт, ТО-3, 50% ТО-2 и устранение технических неисправностей (пропорционально объему технического обслуживания) - РТП, остальной объем работ -РМ;

По другим тракторам: текущий ремонт, ТО-З, СТО, 50% ТО-2 и соответственно устранение технических неисправностей -РМ, 50% ТО-2 и частичное устранение технических неисправностей- машдвор, ТО-1 - бригады;

По автомобилям: 50% ТО-2, 50% текущего ремонта и соответственно устранение технических неисправностей - РМ и 50% этих видов работ- РТП, ТО-1 - машдвор, гараж.

Результаты распределения работ заносятся в таблицу 1.

По общему объему работ, намеченных к выполнению в центральной ремонтной мастерской, следует подобрать соответствующий типовой проект в качестве прототипа (Приложение Д).

2 Планирование загрузки мастерской

2.1 Режим работы мастерской и фонды времени

Режим работы ремонтной мастерской можно планировать по шестидневной рабочей неделе в одну смену продолжительностью 7 часов - в обычные дни и 5 часов - в предвыходные и предпраздничные дни. Общая продолжительность 40 ч в неделю.

Фонды времени оборудования и рабочих рассчитываются по конкретному текущему (планируемому) году.

2.2 Годовой календарный план работ

Календарный план проводимых работ по месяцам (таблица 2) показывает сроки ремонтов и технических обслуживаний машин. Необходимо обеспечить равномерность выполняемого объёма работ, учитывая при этом следующее:

Текущий ремонт тракторов распределяется равномерно, но с некоторым увеличением в осенне-зимний период;

Техническое обслуживание тракторов, автомобилей выполняется больше в летний период, а комбайнов только в сезон работ;

Количество, шт

Виды ремонтов и ТО

Количество ремонтов и ТО

Трудоемкость ремонтов и ТО, чел.-ч

Распределение работ по объектам ремонтной базы

Центральная усадьба хозяйства

Бригады (отделения, крестьянские хозяйства)

Заводы и РТП АПК

Ремонтная мастерская

ПТО, гаражи, машинный двор

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

Таблица 1 - Определение объема ремонтно-обслуживающих работ

Сезонное техническое обслуживание проводится весной - март и апрель, осенью - октябрь и ноябрь;

Устранение технических неисправностей тракторов, автомобилей, комбайнов и текущий ремонт автомобилей распределяется пропорционально техническому обслуживанию;

Восстановление и изготовление деталей, ремонт оборудования и оснастки мастерской, прочие работы предусматриваются ежемесячно (см. приложения).

Допускается неравномерность объема выполняемых работ не более 200 чел.-ч по отдельно взятым месяцам.

Таблица 2 - Годовой календарный план работ РМ

Наименование объектов ремонта

Виды ремонтов и ТО

Количество ремонтов и ТО

Распределение работ по месяцам

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

количество, шт.

трудоемкость, чел.-ч

Тракторы

Для равномерного распределения годового объема ремонтно-обслуживающих работ по месяцам и согласования сроков ремонта машин со сроками выполнения полевых работ составляется график загрузки мастерской.

В курсовом проекте на усмотрение руководителя график загрузки может быть составлен и представлен на чертёжном листе (вместо схемы генерального плана ремонтно-обслуживающей базы).

Суммарная годовая трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ, выполняемых в ремонтной мастерской, может быть определена по приведенной трудоемкости в форме таблицы 3.

Таблица 3 - Исходные материалы и расчет трудоемкости

ремонтно-обслуживающих работ РМ

Дня нахождения годовой трудоемкости текущего ремонта и технического обслуживания одного вида техники количество её перемножается на приведенную трудоемкость

Т=n*Т пр, (3.1)

где Т - трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ. чел.-ч;

n - количество машин данной марки, шт.;

Т пр - приведенная трудоемкость, чел.-ч. Определяется Т пр по следующей формуле

Т пр = Н*(Т то К то + Т тр К тр) / 1000, (3.2)

где Н - наработка на планируемый год (по тракторам в мото-часах, автомобилям в км, комбайнам в га);

Т то, Т тр - удельная трудоемкость соответственно технического обслуживания и текущего ремонта чел.-ч.(по тракторам на 1000 мото-ч., по автомобилям на 1000 км., по комбайнам на 100 га). ;

К то, К тр - коэффициенты охвата соответственно техническим обслуживанием и текущим ремонтом машин, выполняемым в РМ.

Наиболее производительны мастерские, рассчитанные на ремонт определенных типов автомашин, в связи с чем при их строительстве целесообразно консультироваться с соответствующими автомобилестроительными фирмами.

Выбор участков для мастерских автосервиса : участок по возможности должен находиться вблизи оживленной автомобильной магистрали.

Основное правило застройки: под застройку отводится 1/3 участка, 2/3 оставляются незастроенными. При проектировании мастерской необходимо учитывать возможность ее последующего расширения (рис. 2).

Для более крупных мастерских принимают в среднем 200 м2 производственной площади на I рабочее место. К этому следует добавить площадь торгового зала, конторы, приемной для клиентов, бытовых помещений и т.н.

При расчете инженерных сетей нужно учитывать большой расход воды на мойку автомобилей.

Производственный двор служит связующим звеном между цехами мастерской (рис. 3). Специализированные участки производственного двора:

1) площадка приема машин, поступающих в ремонт;

2) стоянка машин, ожидающих ремонта;

3) стоянка отремонтированных машин;

4) стоянка новых машин (в некоторых случаях - под навесом);

5) площадка для машин, вышедших из строя (очень просторная);

6) пункт срочной технической помощи;

7) склад лома (за оградой).

Участки производственного двора должны быть четко обозначены.

Ежегодная продажа автомо-билей Число ежегодно обслужи-ваемых автомо-билей Площадь земельного участка, м2 Общая площадь застройки, м2 Потребность в площади на 1 проданную автомашину Площадь мастер-ской, м2 Число мест для ремонта Число мест для осмотра Число мест для техниче-ского обслужи-вания Число приёмных стендов Число стендов для мойки Число стендов для полировки
50 150 2000 480 7,2 360 4 - 1 - 1 -
100 300 3000 835 6,25 625 7 1 1 1 2 -
200 600 4000 1420 5,7 1220 10 1 1 1 1 -
300 825 5000 2150 5,35 1610 16 3 1 1 2 -
400 1000 6000 2620 4,9 1960 19 4 2 1 2 1
500 1250 7000 2980 4,45 2230 23 5 2 2 2 2
750 1725 9000 4500 4,45 3375 32 6 3 2 x -
1000 2000 10000 5770 4,3 4300 38 7 3 2 x -

Производственный процесс в ремонтной мастерской должен быть четко организован, начиная с момента принятия заказа до сдачи клиенту отремонтированной машины и расчета за выполненную работу.

При проектировании мастерской следует обращать особое внимание на правильную взаимосвязь помещений (рис. 4):

1. Текущий ремонт (профилактический осмотр, замена узлов или отдельных частей, мелкие починки) производится большей частью в присутствии заказчика.

2. Капитальный ремонт-полная переборка мотора, ремонт и окраска кузова. На современных предприятиях окраска кузова может быть выполнена за 1,5 - 2 ч.

Подсобные помещения : вспомогательные производственные цехи - обивочный, электротехнический, ремонта узлов и агрегатов, промывки частей; а также бытовые помещения. Их минимальная высота 3 м.

Площадь конторы принимается из расчета около 6 м2 на чел., но не менее 15 м2. Кабинет директора 16 - 20 м2, кабинет коммерческого директора 12 - 16 м2, приемная 8 - 10 м2, комната для переговоров 8 - 10м2, кабинет заведующего производством 10 - 12 м2, контора заведующего складом 10 - 12м2 . В крупных мастерских в состав помещений конторы входят; отдел приема заказов, расчетный отдел, отдел хронометража, картотека, касса и отдельное помещение для деловых переговоров.

Склад запасных частей по возможности должен быть доступен обзору клиентам (рис. 4). Важно предусмотреть возможность расширения склада в будущем. Запасные части доставляются на склад только через двор. На долю склада приходится 20 -25% площади застройки предприятия.

Замощение двора : 1) щебеночная мостовая по каменному основанию (дешевая); 2) асфальтовое покрытие; 3) бетонное покрытие; 4) мостовая из гранита или бетона, искусственные камни из доменных шлаков (стойки к воздействию масел).

Скоростное техническое обслуживание (рис. 6) - клиент может оставаться в автомобиле. Важна чистота помещений, в связи с чем полы и стены следует облицовывать плиткой. Должен быть двухъярусный рабочий стенд, а не только смотровая яма (рис. 5). Все водостоки следует оснащать бензиноуловителями.

Бытовые помещения . Размеры и состав бытовых помещений зависят от численности персонала мастерской. Численность административного и вспомогательного персонала принимается равной 40% численности рабочих. На долю чисто конторских служащих приходится 30%.

Пункты мойки автомобилей . Следует применять унифицированные решения (рис. 8), позволяющие при необходимости осуществлять расширение пункта. На пунктах с автоматизированными поточными линиями мойка, промывка» консервирование и сушка производятся в одном зале. Длина бокса 6,8 м, ширина 3,8 м, высота 3 м (рис. 8). В таком боксе можно производить мойку и сушку автомобилей длиной до 5 м, обслуживая при этом до 150 автомобилей за день. При необходимости обслуживания более 200 автомобилей в день устраивается автоматизированная поточная линия, показанная на рис. 9.

1 – цеховая контора; 2 – приём заказов; 3 – кабинет заведующего; 4 – лестничная площадка, уборная и т.п.; 5 – буфет; 6 – приёмная клиентов; 7 – хранение масла; 8 – кладовая; 9 – ремонт узлов.

3. Пример планировки мастерской по ремонту малолитражных автомобилей.

1. Целесообразное расположение помещений, соответствующее последовательности производственного процесса. 1 - площадка прибытия и осмотра автомобилей; 2 - оформление заказов; 3- выписка нарядов; 4 - калькуляция работ; 5 - пост хронометражиста; 6- рабочие места; 7 - расчетный стол; 8 - выдача запасных частей; 9 - картотека запасных частей; 10 - учёт расхода запасных частей; 11 - выписка счетов и картотека клиентуры; 12 - касса.

2. План мастерской текущего ремонта.

3. Отделение ремонта и окраски кузовов. 1 - кабина окраски пульверизацией; 2 - сушилка; 3 - машинное помещение; 4 - склад красок; 5 - обивочный цех; 6 - снятие подушек; 7 - установка подушек на место; 8 - окончательная отделка.

4. Схема взаимосвязи отделений мастерской.


5. Двухъярусный пост технического осмотра. Размеры по рабочему месту (слева) и по проходу (справа).

6. Пост скорой технической помощи со сквозным движением.

7. Яма под моечным стендом. М 1: 200.

8. Моечная и сушильная камеры.

9. Автоматизированная моечная поточная линия. 1 - въезд; 2 - автоматизированный моечный стенд; 3 - сушка горячим воздухом; 4 - полировка; 5 - выезд; 6 - контора.

10. Требуемая площадь для ремонта малолитражного автомобиля.

Величина площади зависит от типа автомобиля. Длина 6м достаточна. Для ремонта кузовов требуется ширина 3,5 м, для подготовки к покраске – 3,5 – 3, 75 м. Пролёт помещения – 17,5 или 20м.

Авторемонтные мастерские обычно проектируют одноэтажными, с легкими стальными конструкциями, применяя сборные конструктивные элементы. Предпочтительны цеха, перекрытые без промежуточных колонн. Следует предусматривать дальнейшее расширение, сохраняя выбранный шаг ферм покрытия. Полы в мастерских должны иметь специальную герметизирующую стяжку, препятствующую прониканию в них жиров и масел. Хорошо зарекомендовали себя плитки из дробленого клинкера и другие керамические плитки, обладающие высокой прочностью на сжатие. В середине проезда следует устраивать сточный канал сечением 30 х 30 см, 30 см, закрытый сверху решеткой. Необходимо предусмотреть бензиноуловители. Каждые два рабочих места должны быть оснащены вытяжкой для удаления выхлопных газов. Следует предусмотреть автоматически открывающиеся ворота с воздушной тепловой завесой. Вдоль продольных стен здания рекомендуется устраивать каналы для прокладки трубопроводов водоснабжения, подачи сжатого воздуха, удаления отработанного масла, а также электропроводки.

4. Планы подвального и верхнего этажей здания, показанного на рис. 3. 1 - комната отдыха и принятия пищи; 2 - выставочное помещение; 3 - архив чертежей; 4 - кабинет директора; 5 - конторские помещения; 6 - чертежный зал; 7 - туалеты; 8 - умывальная; 9 - хранение уборочного инвентаря; 10 - шахта инженерных коммуникаций; 11 - регистратура; 12 - переговорная.

5. Поперечный разрез по оси 5.

6. Поперечный разрез по оси 1б.


3. Производственные мастерские по ремонту грузовых автомобилей. Фирма БАСФ.1966 г. План 1-го этажа. Архитектор Нойферт. 13 - стенд для испытания тормозов; 14 - склад лакокрасок; 15 - зарядка аккумуляторов: 16 - передняя; 17 - лакировочная; 18 - ремонт автопокрышек; 19 - ремонт аккумуляторов; 20 - выпрямительная установка; 21 - мойка; 22 - испытательные стенды; 23 - комната мастера; 24 - закрытое распределительное устройство низкого напряжения; 25 - закрытое распределительное устройство высокого напряжения; 26 - место стоянки, электрокаров и других транспортных средств для внутренних перевозок; 27 - место стоянки штабелеров с электрическими и дизельными двигателями; 28 - ремонт мотоциклов; 29 - ремонт легковых автомобилей; 30 - механическая мастерская; 31 - инструментальная; 32 - склад деталей и узлов; 33 - отдел расчетов; 34 - бюро приёма автомобилей; 35 - ремонт грузовых автомобилей, тягачей и специальных автомобилей; 36 - подкрановый путь; 37 - ремонт автоцистерн; 38 - ремонт прицепов; 39 - склад автопокрышек; 40 - компрессорная и пароструйная установка; 41 - склад крупных запчастей; 42 - смазка деталей; 43 - склад масел; 44 - установки инженерного оборудования.