Другое

Школьные сценки про урок химии. На русском языке

Сценарий внеклассного мероприятия по химии

«Вечер на хуторе близ Диканьки»

(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Этот химический вечер с постановкой многочисленных занимательных опытов проводится с целью закрепления знаний учащихся и привлечения их внимания к необходимости изучения химии – волшебной науки, объясняющей множество таинственных явлений.

Перед началом вечера зрители получают задание вести наблюдения за всем происходящим на сцене и делать необходимые пометки. Это даст возможность правильно ответить на вопросы учителя и тем самым помочь главному герою разобрать в увиденных во сне опытах.

Картина 1

(За столом сидит ученик, читает журнал «Химия и жизнь». Входит ученица.)

Ученица. Ну что, братец, все уроки выучил?

Ученик. Да не все ещё! Вот, зачитался. Химия – изумительная наука. Хочешь фокус покажу? (Берёт у ученицы носовой платок и проводит опыт «Несгораемый платок».)

Смачивает платок ацетоном. Затем берёт его пинцетом, поджигает и вращает. Ацетон сгорает, платок – нет.

Ученица. (забирает платок) Опыт конечно, интересный, но ты ещё по сочинению не подготовился. Вот я тебе книгу принесла. Повторяй!

Ученик. (открывает книгу) Так, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». (Читает)

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посвятить добрым людям и всему миру». (Зевает, засыпает) (Гаснет свет)

Картина 2

(Включают свет. Звучит музыка. На метле появляется Солоха.)

Солоха. Ох и холодно! Надо печку растопить. Но где же спички? Опять сынок Вакула забрал! Ладно, я и так могу огонь разжечь. (Колдует)

(Проводит опыт «Самовозгорание лучинок»)

Сложенные горкой лучинки смочены бензином. За лучинками стоит небольшая фарфоровая чаша, в которую помещено несколько кристалликов перманганата калия, смоченных концентрированной серной кислотой. В руке Солоха держит кусок ваты, смоченной спиртом, незаметно выжимает спирт (руку держит высоко!). Костёр загорается

Солоха. Ну, вот и теплее стало. Ох, скучно мне что-то. Приворотное зелье приготовить, что-ли? (Колдует) (Проводит опыт «Хамелеон»)

Наливает в пробирку 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10 %-ного раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляет 1-15 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зелёной краски. При сильном размешивании зелёный раствор становится синим, а затем фиолетовым:

2KMnO 4 + 2KOH+Na 2 SO 3 =2K 2 MnO 4 +Na 2 SO 4 +H 2 O

Синяя окраска присуща малоустойчивому катиону 3- , который на воздухе окисляется фиолетово-малиного перманганата калия. На избытке сульфита натрия и недостатке гидроксида калия манганат не образуется!

Солоха. Ох, качественное зелье! Сейчас что будет!

Картина 3

(Из-за кулис появляется белый дым и выживает чёртик)

В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливаем немного концентрированной соляной кислоты столько же 25 %-ного раствора нашатырного спирта: NH 3 +HCl=NH 4 CL.

Появляется «дым без огня».

Чёртик. (поёт) Здравствуй, милая моя!

Ты меня заждалась!

Я с химическим букетом.

Что ж ты растерялась?

Цветы из плотной бумаги заранее смачивают раствором щелочи (бумага белая). В нужный момент обрызгивает их из пульверизатора фенолфталеином.Цветы окрашиваются в малиновый.

Чёртик. Ох, несравненная Солоха! Я так вас скучал! Вот, даже письмо вам написал. (Подаёт листок)

Солоха . Да тут же ничего не написано!

Чёртик. А вы над пламенем подержите, Солоха! Я и огонёк вам разожгу волшебной палочкой.

Стеклянную палочку смачивают в смеси карбоната калия и концентрированной серной кислоты и подносит к фитилю спиртовки. Он задымляется.

(Солоха держит бумагу над пламенем. На нём получается рисунок)

Заранее на бумаге разбавленной серной кислотой делают рисунок (например, пронзённое стрелой сердце) . При нагревании вода испаряется, и концентрированная серная кислота обугливает бумагу.

Чёртик. Ну, как вам моё письмо?

Солоха. Замечательно! Ой, а мне и угостить-то вас нечем. Одна водица холодная.

Чёртик. А вы поколдуйте, дорогая Солоха!

Солоха. Да и правда! (Колдует) Ну, вот вам и сок, дорогой гость!

В стакан наливают раствор щелочи, добавляют несколько капель фенолфталеина.

Чёртик. (делает вид, что пьёт). Ох, спасибо! Ну просто «инвайт» и «ЮПИ» в одном стакане! (Раздаётся стук в дверь)

Солоха. Ой! Неровен час – Вакула! Спрячься, спрячься скорее! (Прячет чертика в мешок)

Картина 4

(Входит Дьячок)

Дьячок. Добрый вечер, великолепная Солоха! Вот с тех пор как увидел вас давеча на ярмарке, так и забыть не могу, всё об вас думаю.

А что это у вас, дрожайшая Солоха? (Показывает на стакан с малиновой жидкостью)

Солоха. Да сок!

Дьячок. Не люблю я его, уж лучше водицы чистой попить!

Солоха. Да пожалуйста, Осип Никифорович! К раствору щелочи с фенолфталеином приливают кислоту. Малиновая окраска исчезает: NaOH+HCl=NaCl+H 2 O

Дьячок. Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.

Солоха. Нет ничего проще, дорогой гость!

К раствору хлорида бария приливают щелочь:

2NaOH+BaCl 2 =2NaCl+Ba(OH) 2

Дьячок. Вот уважили, милейшая Солоха! (Стук в дверь)

Ой, спрячьте меня скорей! Я ни за что на свете не хочу показываться на глаза Вакуле.

Картина 5

(Входит Вакула)

Вакула. Что так долго не открывали, мама?

Солоха. Да я тут немножко заколдовалась. Вот, смотри, золотишко получилось! (Загораживает мешки юбкой.)

К 20 мл 0,5 н. раствора нитрата свинца приливают 40 мл 0,5 н. раствора иодида калия. В осадок выпадают кристаллы иодида свинца:

Pb(NO 3) 2 +2Kl=Pbl 2 +2KNO 3

Вакула. Золотишко, оно, конечно, хорошо! Да зачем тут лежат эти мешки? Давно пора всякую дрянь из хаты выбросить! (Подходит к мешкам и вытаскивает дьяка за чуб, а чёртика за хвост.) Это ещё что такое? (С криками все разбегаются в разные стороны. Чёртик колдует у стола.)

На керамическую плитку заранее горкой насыпают дихромат аммония. Его зажигают с помощью длинной лучины:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 =Cr 2 O 3 +4H 2 O+N 2

Картина 6

(Включает свет, входит ученица. Она подходит к спящему у стола ученика.)

Ученица. Вставай, соня! Так-то ты к сочинению готовишься?

Ученик . (просыпаясь) Так это мне всё приснилось? Ох и замечательный сон! Только я не всё там понял. Может, ребят помогут разобраться?

Учитель проводит со зрителями беседу по следующим вопросам:

    Почему не сгорел платок в первом опыте?

    В чём секрет «волшебной палочки» и «самовозгорания лучинок»?

    Из каких веществ Солоха готовит «приворотное зелье»?

    Как получить «дым без огня»?

    Почему белые цветы стали малиновыми, а «вода» превратилась в «сок»

    Как Солохе удалось превратить «сок» в «воду», а «воду» в «молоко»?

    Каким реактивом сделана невидимая надпись, и почему она стала видимой при нагревании?

    С помощью какого реактива удалось провести опыт «Извержение вулкана»?

    Во время обсуждения учащиеся записывают на доске уравнения предполагаемых реакций. Наиболее активные участники вечера получают отметки, которые выставляются в журнал.

интеллектуальная игра для 9 класса

Цели игры: в развлекательной форме обобщить знания; стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычными фактами, интересными случаями; способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.

В игре разыгрывается несколько сценок силами учеников 8-9-х классов; должно быть два ведущих (ученики 11-го класса); команды предварительно выполняют домашнее задание: составляют для соперников кроссворд из 10 слов.

Сцена 1

Первая команда

Разыгрывается сцена «Получение кислорода в лаборатории и проведение биологического опыта с мышью».

Ученый
(разговаривает сам с собой): Так... попробуем нагреть окись ртути... Интересно... Выделяется какой-то газ... Попробуем проверить его на мыши... Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую - под колпак, наполненный этим газом. Потрясающе! Под первым колпаком (смотрит на часы) мышь погибла через 15 минут, а под другим - сидит как ни в чем ни бывало!
Ведущий. Какой газ получен в результате опыта? Кто из ученых впервые провел биологические опыты?

Варианты ответа:
Джозеф Пристли, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье.
Ответ. Джозеф Пристли.

Вторая команда

Разыгрывается сцена «Получение водорода в лаборатории».

Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом - выделяется газ! Попробую его вдохнуть - ничего... Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи...

Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, держа на подносе бокал.

Слуга : Сэр, ваше лекарство. (Видит лежащего на полу человека и в ужасе кричит.) Врача!

Входит врач, осматривает ученого, приводит его в чувство.

Ученый : Спасибо, доктор, вы спасли меня!
Врач: Нет, сэр, вас спасло чудо!
Ведущий: Какой газ был получен в результате опыта? Кто из ученых провел такой рискованный опыт на себе?

Варианты ответа:
Жан Франсуа Пилатр де Розье, Теофраст Парацельс, Пьер Байен.
Ответ. Жан Франсуа Пилатр де Розье.

Сцена 2

(один балл за правильный ответ и один балл за оригинальность ответа)

Ведущий задает попеременно командам вопросы.

Что погубило Рим?
Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно - враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?
Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.
Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.

Что едят студенты?
В 1891 г. выпускник Гарвардского университета (г. Бостон, США) Роберт Вуд (впоследствии знаменитый американский физик) приехал в Балтимор для занятий химией в местном университете. Поселившись в студенческом пансионе, Вуд вскоре прослышал, что хозяйка якобы частенько готовит утреннее жаркое... из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. Но как это доказать?
Большой любитель находить для любой задачи оригинальное и вместе с тем простое решение, Вуд не изменил себе и на этот раз... Как Вуд разоблачил хозяйку пансиона?
Ответ. Однажды, когда на обед был подан бифштекс, Вуд оставил на тарелке несколько больших кусков мяса, посыпав их хлоридом лития - совершенно безвредным веществом, которое по виду и вкусу похоже на обыкновенную поваренную соль. На следующий день кусочки жареного мяса, поданного студентам на завтрак, были преданы «сожжению» перед щелью спектроскопа. Красная линия спектра, характерная для лития, разоблачила слишком экономную хозяйку. Сам Вуд много лет спустя с удовольствием вспоминал о своем следственном эксперименте.

Сцена 3
(один балл за правильный ответ)

Чья это легенда?
Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:
либо золота на один год,
либо серебра на десять лет,
либо железа на вечные времена.
Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.
О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?

Варианты ответа:
Дания, Австрия, Испания.
Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия - одна из крупнейших ее земель.

Кто самый главный из строителей?
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
- Ну а кто же из строителей самый главный?
Поднялся каменщик:
- Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.
- Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
- Смотри в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника, - как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, - это был...

Варианты ответа:
врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.
Ответ. Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
- Конечно, кузнец.
- А твой? - обратился к плотнику.
- Кто ж, как не кузнец!
- Ну а твои лопату и кирку, - спросил у землекопа.
- Ты сам знаешь, что кузнец!
Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - и поднес ему чашу, полную вина!

Сцена 4
(один балл за правильный ответ)

Остроумное решение Нильса Бора
В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора был вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...

Варианты ответа:
покрыл их алюминиевой краской;
растворил в царской водке;
покрыл слоем шоколада.
Ответ. Н.Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.
Ай да строители!
Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда в конце концов им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди...

Варианты ответа:
отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ. Предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Сцена 5
(один балл за правильный ответ)

Экскурс в каменный век
Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 г. англичанин Г.Г.Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пирог», состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...

Варианты ответа:
железо, медь, золото.
Ответ. В горшке была медь.

Подарок с неба
Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Кирпич оказался...

Варианты ответа:
куском золота, обломком самолета, обломком метеорита.
Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форт Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.

Кто был этот человек?
Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?

Варианты ответа:
заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.
Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.

Сцена 6
(один-три балла за оригинальный ответ)
За одну минуту придумать свою версию ответа для описанных событий.

Что можно сделать с гвоздями?
Известный мореплаватель Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезии: «Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо было для них самым желанным товаром».
Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь купить свинью. Во время визита Кука на один из островов он преподнес в качестве подарка местным жителям горсть гвоздей. Видимо, туземцы первый раз видели эти странные предметы и не знали, что с ними делать. Попытки Кука объяснить, для чего нужны эти предметы, ни к чему не привели. Помог верховный жрец - крупный специалист по любым вопросам... Что посоветовал своему племени жрец?
Ответ. С важным видом он изрек несколько слов, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили, что из посаженных палочек вскоре вырастут деревья, увешанные связками гвоздей, подобно банановым; собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Почему погибла полярная экспедиция?
В 1910 г. английский исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много месяцев продвигалась экспедиция к цели, по пути оставляя небольшие склады с продовольствием и керосином - запасы на обратную дорогу. В 1912 г. пять человек достигли Южного полюса, но каково было их разочарование, когда они прочитали записку, оставленную норвежским исследователем Руалем Амундсеном - он опередил их на месяц.
Однако главная беда подстерегала экспедицию на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестяные банки, в которых он хранился, были пусты. Уставшие и продрогшие люди не могли согреться и приготовить себе пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там в банках не оказалось керосина. Обессиленные люди не смогли больше сопротивляться холоду, и экспедиция погибла. Каким образом исчез керосин?
Ответ. Керосин испарился через оловянные пайки, которыми были запаяны жестяные банки. Это явление называют «оловянной чумой», когда под действием очень низких температур олово «заболевает» и из твердого металла превращается в серый порошок.

Свинец карает завоевателей
Недалеко от Кутаиси находится памятник средневековой архитектуры - Гелатский монастырь. В его храмах сохранились бесценные росписи, фрески, мозаика, но его камни хранят и другие следы. В полумраке главного храма видна маслянистая копоть, похоронившая под собой творения древних художников. Эту недобрую память оставили о себе монгольские завоеватели. Захватив храм, они превратили его в конюшню, разожгли в нем костер и стали жарить на нем конскую тушу. Но, как гласит легенда, пиршеству не суждено было состояться: внезапно на головы осквернителей храма низверглись потоки расплавленного свинца.
В страхе, оставив награбленное, завоеватели бежали, уверенные, что их настиг гнев божий.
Откуда мог взяться свинец в расплавленном состоянии?
Ответ. Оказывается, еще во время строительства монастыря по велению царя Давида в кровлю главного храма был залит свинец. И вот теперь, когда пламя костров нагрело стены и кровлю, свинец расправился и огненным дождем пролился на завоевателей.

Сцена 7

Игра «Крестики-нолики»

К доске выходят по одному человеку от команды. Начерченное игровое поле заполняется, если собственный ответ правильный или неправильный - у соперника. На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет».
1. Аргентина названа в честь серебра? (Да.)
2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? (Да.)
3. По легенде, царя, который получил в дар от бога способность превращать все предметы в золото, звали Дионис? (Нет, Мидас.)
4. При золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да.)
5. Гривна - это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли.)
6. Английский король Генрих VIII (1491-1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленый оттенок. (Нет, он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Через некоторое время самая выступающая часть монеты - нос - становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.)
7. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.)
8. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а латуни? (Да.)
9. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. (Да.)
10. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да.)
11. Денежная единица империал в России появилась из Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне.)
12. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? (Да.)
13. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше.)
14. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам.)
15. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска.)
16. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 г. западногерманский спутник выпустил 2,5 кг паров бария. Эта комета просуществовала 20 мин.)

Сцена 8
Каждая команда разгадывает кроссворды, составленные другой командой. Оцениваются быстрота исполнения и оригинальность кроссворда.

Жюри подводит итоги конкурсов.


Что бы такого сделать на последнем звонке, чтобы выпускной класс запомнился учителям навсегда? Выступить в смешных костюмах — глупо, подарить крутой подарок — слишком меркантильно, снять эпохальное кино о родной школе — не всем «по карману». Оптимальный вариант — продемонстрировать зрителям веселые сценки на последний звонок 2017, заранее подготовленные 9 и 11 классом, и тщательно отрепетированные по ролям. Обычно это небольшие современные инсценировки из жизни школы или колледжа: про ЕГЭ, о переменке или по предметам. Даже учителей можно задействовать в импровизированных постановках, чтобы не довелось их заранее уговаривать. Уж поверьте, такой последний звонок не забудется ни педагогам, ни выпускникам. Ведь смех не только продлевает жизнь, но еще и помогает запечатлеть в памяти самые яркие моменты.

Как выбрать современные веселые сценки на последний звонок

К выбору современных сценок на последний звонок стоит подходить очень ответственно. Ведь праздник прощания со школой посвящен не только выпускникам, но также их родителям, педагогам, администрации школы и т.д. А значит, выступления на линейке и последующем концерте должны быть приятными для всех гостей.

  1. Сценки на последнем звонке могут быть веселыми, смешными и даже слегка саркастическими. Главное, чтобы постановка никого не обижала и ни в коем случае не унижала ни чье достоинство;
  2. Основные темы для инсценировки на последнем звонке: экзамены, ЕГЭ, прощание со школой, профильные предметы, педагоги, времяпровождение на перемене, домашние задания и прочее из школьной жизни;
  3. В постановке не должно участвовать меньше 2 и больше 7-8 человек. В первом случае номер рискует выглядеть пресным, во втором — превратится в балаган;
  4. Чтобы удачно выбрать современные сценки на последний звонок, стоит заранее посоветоваться со школьным организатором. Его многолетний опыт наверняка поможет избежать глупых и нелепых ошибок и проколов.
  5. Идеальные постановки должны дополняться музыкальным сопровождением, костюмами, табличками и всяческим реквизитом;

Теперь понятно, как выбрать современные веселые сценки на последний звонок. Но есть еще несколько полезных советов.

Дополнительные советы по сценкам на последний звонок в школе или колледже

Для того, чтобы весь концерт в честь последнего звонка не казался слишком пресным и блеклым на фоне отдельных сценок выпускников, ведущим рекомендуется в ходе диалогов и монологов «пропускать» коротенькие шуточки. Они легко снимают волнение и разряжают напряжение в зале и за кулисами. Примеры маленьких цитат:

  • А вы, между тем, знаете, почему в нашей школе больше учителей-женщин? Нет? Потому что все лучшее — детям!
  • Добрая половина педагогов пишет красные замечания в дневниках учеников… А злая — еще и родителей вызывает в школу!
  • В гуманитарном классе две девочки не поделили мальчика. Плохо у них с делением… У нас в математическом такого не бывает!
  • Наш 11-Б класс лучше всех в школе разговаривает на английском, русском и французском… Да и на других уроках тоже неплохо тарахтят.
  • На собственном опыте мы успели убедится: чем рассеяннее педагог, тем увереннее он сеет вечное, разумное и доброе.

Веселые сценки на последний звонок: «Егэ», «Экзамен», «Зачет»

Говорят, чем больше над проблемой смеяться, тем скорее она уйдет. Вероятно, наши выпускники пользуются именно таким принципом, подбирая развлекательные номера на праздничный концерт. Для 11 классов самые веселые сценки на последний звонок — «ЕГЭ», «Выпускные экзамены», «Вступительные экзамены», «Сложный зачет». Эти жизненные ситуации наполнены эмоциями, волнением, курьезами и неожиданными нюансами, поэтому шутить над ними совсем не сложно. Мы подобрали примеры веселых сценок про ЕГЭ на последний звонок, воспользуйтесь ими.

Тексты смешной сценок про ЕГЭ, выпускной экзамен и прочее

Выпускной экзамен. Учитель задает вопрос:
— От чего же Вы так волнуетесь? Так сильно боитесь моих простых вопросов?
— Нет, что вы, учитель! Я опасаюсь своих ответов.
— Ваша фамилия?
— Петрова!
— Петрова, что же ты так улыбаешься?
— Радуюсь, что правильно ответила на 1-й вопрос!
Ученица берет 3-х литровую банку с водой и тихо выливает содержимое в ведро, стоящее у стола учителя.
Тот косо улыбаясь, ставит оценку. Ученица уходит. В класс заходит следующий ученик с пол-литровой бутылкой, также выливает содержимое в ведро.
— У вас все?
Ученик молча заглядывает в бутылочку и тихо кивает головой.
Учитель со вздохом ставит оценку. Второй школьник тоже выходит.
Входит третий, торжественно несет флакончик от пенициллина и неспешно, по капельке, выливает содержимое в ведро.
— Это все, что ли?
-Увы!
— Скажите, как называется предмет?
Тот молчит.
— О чем говорили на уроках?
Опять молчит.
— Ладно, скажите хоть, кто проводил уроки?
Молчит.
— Наводящий вопрос: вы или я?
-Вы!
Учитель облегченно ставит оценку. Выпускник резво размахивая руками выскакивает из кабинета.

Смешные сценки по предметам на последний звонок 9 класс

Последний звонок в 9 классе — особенное явление. После преодоления долгожданной черты некоторые ребята навсегда простятся с родной школой, а остальные вновь вернуться за парты 1 сентября. Учитывая это, смешные сценки по предметам на последний звонок 9 класс лучше доверять именно выпускникам. Ведь это последняя возможность школьников выступить на таком великолепном мероприятии, проявить свою благодарность учителям, продемонстрировать обретенные умения и таланты.

Сценарии забавных сценок по предметам для последнего звонка смотрите дальше.

Тексты сценок по предметам для 9-классников на последний звонок

«Урок рисования»

У доски стоить учитель, дети устроились за этюдниками.

Учитель: «Сегодня, ребята, мы попробуем нарисовать вазу».

Учитель приносит вазу и устанавливает ее на возвышенности. Спустя несколько минут он ходит между рядами и просматривает работы учеников. У всех детей на рисунках эскиз вазы в разных стадиях. А у одного оригинала – танки, взрывы, армия.

Учитель : «Андрей, объясни, это что - ваза?»

Андрей : «Ну, конечно, Виктор Иванович, а что же еще? Вы, как представитель искусства, должны понимать, что именно так я увидел эту вазу».

Учитель (с полным хладнокровием): «Ладно, Андрюша, давай дневник».

Андрей передает дневник и учитель ставит большую жирную двойку. Возвращает дневник креативному «художнику».

Андрей (смотрит в дневник): «Как – двойка? За что?»

Учитель : «Да что ты, Андрюша, как ты мог подумать, это же пятерка, просто это мое видение, я ее себе именно так представляю!»

«Урок физкультуры»

Звенит школьный звонок. На сцене, в спортивной форме, стоит ученик Пуговкин в гордом одиночестве.

Учитель физкультуры заходит в спортзал, уткнувшись в журнал, и говорит, не поднимая глаз: — Здравствуйте! Класс, построиться! На один-два рассчитаться!

Пуговкин , глядя по сторонам, говорит: — Один. Пауза.

Учитель поднимает глаза, видит, что никого больше нет и грозно спрашивает: -Так, и где остальные? Прогуливают урок, значит?

Пуговкин испуганно: — Нет-нет, Валерий Семенович, у них уважительные причины.

Учитель , не менее грозно: — Уважительные, говоришь? А ну-ка, быстро их всех сюда!

Пуговкин выбегает из спортзала и через минуту возвращается со всем классом.

Учитель хвалит Пуговкина: — Ну молодец, Пуговкин. Сейчас будем разбираться. Ты первый, Легков. Где форма?

Легков в ответ: — Представляете, вечером я постирал форму и повесил ее сушиться на забор. Вдруг откуда ни возьмись, появилась злая собака и все порвала.

Учитель недоуменно: — Я, конечно, все понимаю, но откуда забор, ведь ты живешь на 7 этаже? Ладно, с тобой все ясно. Ты что скажешь, Петрова?

Петрова отвечает: — Ой, я вчера лодыжку повредила. Правую.. То есть левую.. Ну в общем, обе.

Симонова наигранно говорит: — Нет, у меня ангина.

Учитель подозрительным тоном: — Ангина, значит… Поэтому повязка на ноге, да?

Симонова быстро среагировала: — Нуууу, она, это.. сползла.. Учитель кивает головой и говорит: — Ну-ну. Шишков, а ты как объясняться будешь?

Шишков мечтательным тоном: — Представляете, Валерий Семенович, мне вчера пацаны из 11 «А» сказали, что Вас вообще сегодня в школе не будет. Что уехали на соревнования по гимнастике!

Учитель очень удивленно отвечает: — Ну, надо же… Гимнатика.. Придумали же.. Ну хорошо, а у тебя Воробьев, что?

Воробьев рассеянно: — А я сегодня дни перепутал. Думал, среда, а оказалось четверг. Я даже учебники на среду принес, могу показать.

Учитель утвердительным тоном: — Значит так, всему классу за отсутствие формы ставлю «два». Сейчас рассаживаемся, достаем тетради и записываем тему «Распорядок дня».

Пуговкин растерянно: — Валерий Семенович, а как же я?

Учитель растерянно: — Ах, да, Пуговкин. А ты, по плану, бежишь кросс на2 километра.

Самые смешные сценки по предметам на последний звонок 11 класс

Выпускникам 11-классникам, безусловно, легче сыграть смешные сценки по предметам на последний звонок. Во-первых, опыта больше, во-вторых, актерский талант лучше отточен, в-третьих, отсутствует страх перед учителями. Ведь выпускникам уже бояться нечего, а значит — можно смело шутить. Но в связи с предстоящими экзаменами не каждый смельчак возьмется пародировать профильного педагога: чревато последствиями. Гораздо надежнее и безопаснее разыграть смешные сценки по предметам на последний звонок 11 класс, не упоминая конкретных случаев и персонажей из истории школы.

К примеру:

Официальное чтение юмористического заявления со следующим текстом: «Я, Иванов Иван, ответственно заявляю о своем протесте против ухода 11-А класса из школы № 111. Убедительно требую рассмотрения педсоветом выборочного допуска учеников к выпускным экзаменам. Перечень важных аргументов прилагаю.

  • На данный момент не найдена достойная замена вышеуказанному классу;
  • Отсутствие на территории школы 11-А класса повлечет за собой нарушение биоритма школы;
  • Вследствие ухода вышеупомянутого класса интеллектуальный и культурный уровень заведения упадет в половину;
  • Выпущенному классу будет очень грустно и печально. Мы будем плакать;

Чтение коллективной жалобы от выпускающегося 11-А класса с текстом: «Мы, ниже огорченно подписавшиеся ученики 11-А класса, выговариваем свой протест против намерения администрации школы «попереть» нас из любимого учебного заведения, лишив нас тем самым детства. Настоятельно требуем оставить нас на 2-й год и обеспечить приятную теплую атмосферу, любовь педагогов и доброе отношение персонала. Надеемся на скорейшее удовлетворение оглашенной просьбы, не то обязуемся преследовать вас и безоговорочно навещать в родных стенах не реже 2 раз в год»

Сценки по предметам для 11-классников на последний звонок: видео

Забавные сценки на последний звонок 2017 для учителей: видео

О ком могут быть составлены самые забавные сценки для последнего звонка 2017? О родителях? Директоре? Одноклассниках? Конечно же, об учителях! Ведь каждый предмет — это отдельная маленькая жизнь со своими интересными эпизодами и мудрым наставником. Именно над ними и попытаемся пошутить. В мягкой форме и без обидных подколов. Только тонкий юмор без излишнего сарказма, чтобы всем было весело и смешно.

Не забывайте: педагоги долгие годы вкладывали в ваше воспитание и обучение частичку своей души, поэтому забавные сценки на последний звонок 2017 для учителей стоит выбирать с предельной осторожностью. Чтобы не ранить случайно тонкую душевную организацию педагогов!

Тексты оригинальных сценок об учителях на последний звонок в школе

Математика

Учитель — Все номера задач записаны на доске. Решайте. Кому мало задач — подходите, я озадачу.
Ученица — (тянет руку)
Учитель — Лена, зачем тянешь руку? Ты уже решила?
Ученица — Да нет. Это я маникюр сушу.
Учитель — Скажи мне, Ваня, почему ты все время какой-то сонный?
Ученик — А это во мне таланты дремлют.
Учитель — Что больше гипотенуза или катет?
Ученик — Смотря как треугольник поставить.
Учитель — Дети, сколько будет 7-ю 8?
Ученик — 78!
Учитель — Да? А сколько будет 8-ю 7?
Ученик — 78!
Учитель — КАК ТАК?
Ученик — От перестановки сомножителей произведение не меняется!
Учитель — Что за студенты нынче пошли? Раз им объяснила, второй, третий,…уже сама все поняла, а они никак не понимают! Ладно. Возьмите дневники и запишите задание на дом: последние три задачи на странице 109, затем вся 110-я страница, первые двенадцать задач на 111-й …
Ученица — Бедный папочка! Опять без выходного останется.
ЗВЕНИТ ЗВОНОК.

Физкультура

Ведущий: А в нашем спортзале прямо сейчас бъются рекорды.

Открывается ширма. На сцене две девушки. Одна с большим трудом делает классическое отжимание. Вторая помогает ей: считает

Ученица 2: 98, 99, ну, еще чуть-чуть…100!

Ученица 1 тяжело дышит, приходит в себя

Ученица 2: Катька, ты - крутая! Ты хоть осознаешь, что сколько отжиманий ты сделала! Но мы же не будем останавливаться на достигнутом! Будем постепенно увеличивать нагрузки! Завтра давай не с 98 начну считать, а с 96!

Химия

(На сцену выходит молодой человек в костюме с изображением скелета человека. Звучит музыка из фильма «Секретные материалы». На экране во время взрыва показывается фотография кабинета химии: перевёрнуты парты, валяются стулья. Для работы использовался Photoshop. Включается звук взрыва.)

Есть в школе кабинет один,
Под номером 31.
Там как-то опыт проведя
В живых остался только я.
Забыл какой-то элемент
И завалил эксперимент…
И взорвалось вдруг все кругом,
Перевернулось все вверх дном!
Беда случилась, спору нет.
Смотрите, люди! Я — скелет.

Волшебница нам всем известна —
Зовется химией она
Подарит чудо превращений,
Откроет суть нам всех явлений.
(Выпускники дарят цветы преподавателю химии)

Прикольные сценки на последний звонок в колледже: видео

Выпускники колледжей и гимназий, также как и школьники, любят здорово пошутить на концертах и прочих мероприятиях, а лучший способ это сделать — провести прикольную сценку на последний звонок. Следующая выбранная нами идея требует предварительной подготовки от ребят, но итог вероятно превзойдет все ожидания.

  1. За несколько дней до последнего звонка подойдите к каждому выпускнику и попросите выполнить маленькое несложное задание — подумать и назвать самое прикольное имя прилагательное на первую букву своего имени;
  2. Слово должно быть смешным, но приличным. Возможны жаргонизмы, архаизмы или неологизмы. Главное — не допустить пошлостей и оскорбительных выражений;
  3. В заданный ниже шаблон вставьте в рандомном порядке все собранные прилагательные. Получившийся текст поручите своему любимому педагогу прочесть в ходе празднике, как последнее сочинение выпускников. Но прежде объясните, что оно непростое — со странностями!

Текст для прикольной сценки «Необычное сочинение» на последний звонок в колледже

Когда мы пришли в колледж впервые, этот день показался нам самым …….. Мы надели самую ……… форму, взяли ………. тетради и ……….. букеты преподавателям. Здравствуй, колледж! К тебе пожаловали ……….. студенты.

Здесь всегда были ………. аудитории, ………. педагоги и ……….занятия. Преподаватели с ……… улыбками помогали нам осваивать новые ………. науки.

Время пролетело очень быстро, у нас появилось много ………. друзей и таких же ……….. подруг. Мы ежедневно с большой радостью спешили в ………. колледж, но настал этот самый ………. момент — день вручения дипломов. Мы все пришли с трепетом в душе и ………. легкой дрожью в коленках. На лицах сеяли ………. улыбки, но в глазах ……….. слезы.

Но как только важный документ попал к нам в руки, мы почувствовали себя ……… Теперь перед нами распростерты все двери. Да здравствуют ………. выпускники!

Любые сценки на последний звонок 2017 могут украсить праздник выпускников 9 и 11 классов и колледжей: смешные про уроки, веселые про учителей, современные про ЕГЭ и экзамены. Главное, чтобы постановки были тщательно отрепетированными, а тексты — безобидными.

Сценарий

КВН «Всё на свете – химия»

Разработка учителя-методиста химии

Янтарненской ОШ I - III ступеней

Красногвардейского района АРКрым

Шмалько Т.В.

I Представление команд.

Команда «Элемент»:

На поле битв

Вам шлем привет!

Готовы мы сразиться.

Пусть будет знаньем враг убит,

Нам не посрамиться!

Век химизации вокруг!

Нам – Менделеев – лучший друг,

А в напряженнейший момент

Придет на помощь… (все)

ЭЛЕМЕНТ!

И мы вступаем в бой с друзьями,

Мы не одни, ведь знанья с на ми. Все: Неплохо очень играть в КВН,

Готовясь к нему, учить целый д ень.

Капитан:

Если б я был в жюри и судить бы мог,

Уверяю, друзья, был бы я не строг… Все: Неплохо очень играть в КВН,

Готовясь к нему, учить целый день!

Судьи, наш презент примите:

Вот – химический пирог.
В нем начинка – углерод,
Кислород, азот, белки,
Все гидриды и жиры.
А начинка – химикат,
Приготовлена на новый лад.
Взяли медное ведро,
Подключили ток в него.
А потом туда бросали:
Чьи-то старые сандалии
И картошечки немножко,
Шелухи четыре ложки.
Сахар тоже прибавляли
И свинцовым называли.
Потом залили все водой
И азотной кислотой.
Фильтровали восемь раз.
Угощайтесь, просим вас! (Хором.)

Команда «Химик и » (букет из хим. элементов)

Судьи наш букет примите

В дар – знак большого уважения.

Справедливо рассудите

В битвах на поле сраженья.

Боевой оплот у нас –

Знамя химии чудесной,

Отстоять его подчас

Трудно в жаркой схватке честной.

Смех болельщиков и шутки –

Все должно помочь в сраженье,

Не теряя ни минутки,

Мы рванемся в наступленье .

Соперникам: Мы вам желаем в этой встрече
Активными, как натрий, быть,
Своими шутками веселыми
Присутствующих рассмешить...

Поют:

Нам суждено пролить все то, что льется.

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам,

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим останется сам.

Будем химию любить, будем с химией дружить,

Потому что нам, друзья, без нее прожить нельзя!

    Разминка.

Вопросы командам (выбраны из вопросов предварительной викторины):

1) Кто сказал: «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие»

(М.В.Ломоносов)

1) «Посев научный взойдет для жатвы народной»

(Д.И.Менделеев)

2) Самый распространенный на земле хим.элемент

(Кислород)

2) Кто такой хлорофилл? (Любитель хлора)

3) Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе хим.элементов?

(Водород)

3) Какой элемент всегда рад?

4) Какой неметалл является лесом?

4) Какой элемент вращается вокруг солнца?

5)Какой хим.элемент состоит из двух животных?

5) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

6) В состав какого металла входит дерево?

6) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?

(Платина)

7)В состав двух элементов входит напиток морских пиратов.

(Хром, Бром)

7) Что общего между сажей и алмазом? (Углерод – простое в-во)

    Конкурс «Черный ящик»

Ведущий:

    В ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостью Господней, символом благополучия. Без него нельзя обойтись в металлургии, при изготовлении керамики, без него не было бы кожаных ботинок и много еще чего. Без него ни один дом не обходится.

(поваренная соль)

Помощник 1:

NaCl – всем это ясно.

Съесть нисколько не опасно.

Друга хочешь ты найти –

С ним пуд соли проглоти.

Ведущий:

    В ящике находится вещество, о котором сказал академик Вернадский: «Это самый дорогой минерал на Земле».

(Вода)

Помощник 2 : Это чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трёх важных ипостасях.

Пока жюри подсчитывает баллы, болельщики поют частушки о безопасном поведении в кабинете химии (из интернета)

Прежде чем начать работать,

Парту надо расчищать,

А не то учебник будет

Под рукой тебе мешать!

Мы работаем по парам,

Чтобы не обдало жаром, Если на руку попала

Ты пробирку отверни Капля жидкости какой,

От соседа впереди. Поспеши промыть то место

Ты холодною водой.

Вдруг тебе попал на кожу

Ядовитый химикат:

Срочно смой его водою,

Не то будешь сам не рад!

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь о
травиться.

Нюхать нужно осторожно,

И при том, махнув рукой

И тогда не будет плохо

У ребёнка с головой.

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.

Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Вы не думайте, друзья,

Что пришла так в школу я.

Злая щелочь платье съела,

Вот такое, братцы, дело

Но если хочешь ты учиться,

Запомни раз и навсегда:

Не стоит слишком торопиться

Свершать опасные дела.

    Конкурс «Химия в поэзии» Дом.задание.

Ведущий:

Сопровождение – иллюстрации на интердоске.

- команда « Элемент »

Я собрался на прогулку,

Чтоб на внешний мир взглянуть.

И пошел по переулку,

Широко расправив грудь.

Огляделся, присмотрелся…

Вот по близости завод.

А из труб его, представьте,

Так и вьется углерод!

Я застыл от изумленья

И на черный дым глядел:

Нет здесь полного горенья ,

Кочегар не доглядел.

Вышел к речке. Примечаю –

Как-то дышится легко.

Плещет в берег, набегая

Мне на ноги Аш-Два-О.

Я вдыхаю полной грудью

И азот и кислород.

Сколько окислов вокруг здесь,

Сколько солей и кисло т!

- команда «Химики»

В природе ничего другого нет Железо у меня в крови,

Ни здесь, ни там – в космических глубинах, Кальций – опора внутри.

Все от песчинок малых, до планет Магний ем я на обед,

Из элементов состоит единых. Цинк от рака и сто бед.

Фосфор ток даёт мозгам, Солю натрием еду,

Калий нужен всем сердцам. От нитратов убегу.

Углеродом я пишу, А от химии вообще

Кислородом я дышу. Не укрыться нам нигде.

А так как наша столовая тоже является окружающей средой, мы сами сочинили стихи о химии в этой среде:

Свои стихи мы сочинили про вещества в столовском мире!

Раньше в столовую придёшь,ацетончик там найдёшь:

В чипсах, палочках, конфетах…Нет его в мясных котлетах.

Но котлеты нам не дали, и тогда мы заказали

Нитро-дифенил-кетон. Тётя Клара удивилась: это блюдо ей не снилось.

А повар химию учила – сосиськи в тесте нам вручила.

А сосиськи не простые- нитро-фенил –соевые.

А соя йоду угрожает- в щитовидку не пускает.

А без йода нам никак – получается дурак!

А теперь министр наш от ацетона школу спас:

Запретил химопродукт деткам малым подавать.

Теперь дают нам овощ – фрукт, ватрушки с творогом жевать.

С яблоками пирожки, хочешь – сок себе бери.

Ведь столовая – среда, окружает нас всегда.

С химией даёт сражаться – витаминами питаться.

    Конкурс знатоков.

Ведущий :

Узнать элемент по его характеристике:

Ком анде «Химики» ( На интердоске – презентация подсказок)

Он яркой звездой загорится

Белый и легкий металл.

В тринадцатой клетке таблиц е

Почетное место занял.

Для легкости в сплавы дается ,

Мощь самолёта создал.

Тягуч и пластичен,

Отлично куётся,

Серебряный этот металл.

В составе багровых рубинов,

В сапфировой сини огней,

В серой обыденной глине,

В виде наждачных камней -

Всюду металл этот вижу

В отчетливой клетке из линий. (Алюминий)

Коман де «Элемент»: Внимание на экран!

Ослепительным пламенем ярким,

Как звездочка, вспыхнув, горит (Магний)

Металл этот белый и легкий

В двенадцатой клетке стоит.

В технике сплавов нашел примененье

Как стойкий и легкий металл,

И в дни самолетостроенья

Он важное место занял.

Команде «Химики» : Внимание на экран!

(Натрий)

В свободном вид е

В природе нет его нигде,

В солях открыть его возможно.

Желтеет пламя от него

И получить его из соли можно...

Как Дэви получил е го.

Команд е «Элемент»:

Горит лиловым в кислороде,

Свободным нет его в природе.

Но соль находит примененье

Как для растений удобренье -

За что и ценится в народе. (Калий )

Команде «Химики»: Внимание на экран!

Едва ли знаете свободным

Тот элемент, который здесь

Мы обсуждаем очерёдным.

Однако, помните, он весь

Скрывается от наших взоров

В стекле, песках и хрустале.

И без сомненья вы найдёте

Его повсюду на земле (Кремний)

Команде «Элемент»: Внимание на экран!

Красноватый будто цветом,

Ковкий, мягкий. Как металл

Из кислот же он при этом

Водород не выделял.

Только может окисляться,

Коль нагреем на огне

Право, можно догадаться

Вам теперь уже вполне. (Медь)

Пока жюри подсчитывает баллы, влюблённый химик читает стихи (из интернета):

Я для тебя, наверно, умер весь.

Ты превратил ась в щелочную взвесь.

А может, взвесь, предельно сволочную.


Лимонной кислотой в лице твоём

Заполнить можно мелкий водоём.

И ты меня всегда нейтрализуешь.

Я всё равно люблю тебя такую.

Реакцией обиды пепелишь,

Осадком выпадет любой: я паникую.

И ты периодически бурлиш ь

Я всё равно люблю тебя такую.

    Домашнее задание: «Следствие вели…»

Ведущий : Команде «Элемент» :

Вот перед вами картины с изображением мухомора, хвоща, морской водоросли и фиалки трехцветной.

Какая связь между этими растениями и химическими элементами?

\

( - некоторые растения обладают способностью накапливать в себе химические элементы:

Морская водоросль – йод,

Мухомор – ванадий,

Хвощ – золото,

Фиалка – цинк. )

Ведущий :

Команде «Химик ». На экране картина с осенним пейзажем.

Назвать химические элементы, соединения которых используются в качестве красок?

( - цинковые белила – оксид цинка – ZnO

Свинцовый сурик – оранжевый оксид свинца – Pb 3 O 4

Киноварь – красный – сульфид ртути – HgS

Берлинская лазурь – синяя – Fe 4 [ Fe ( CN ) 6 ]

Хромат свинца – желтый – PbCrO 4

7. Конкурс «Пантомима»

Ведущий :

Каждая команда должна показать пантомиму получения газа. Если кто-то из зала узнает, какой газ получен, команда заработает 2 балл а.

Команда «Элемент»:

( Получение водорода. )

Команда «Химик»:

( Получение аммиака. )

Пока жюри подсчитывает баллы, болельщики показывают танец, говорящий о типе химической связи.

8. Конкурс «Химия и здоровье»

Ведущий: После ответа на вопрос на экране появляется иллюстрация, подтверждающая правильный ответ.

    Недостаток какого хим.элемента ведет к слабоумию ?

(Йод)

    Недостаток какого элемента вызывает угри на коже?

(Калий)

    Недостаток какого элемента вызывает сильный запах пота? (Магний)

    Какой элемент необходим для борьбы с малокровием ? (Железо)

    Без какого элемента у нас будут ломкие кости?

(Кальций)

    Без какого вещества белки не могут перевариться в желудке? Какую среду это вещ ество образует? (Соляная кислота, кислую среду) HCl


7) Какое вещество учителям необходимо употребить для восстановления энергии после урока в 8 –а классе?

(Углеводы – сахар, глюкозу)

    Какой элемент успокаивает нервы?

( К, Br – калий, бром)

9. Конкурс капитанов.

Ведущий: Вопрос команде «Химики»:

О чём идёт речь? «И каждый знак её взлелеяв суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев в природе понятое им»

(о периодической таблице)

О каком веществе идёт речь? « От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

Но я бросаюсь в воду без оглядки,

И здесь уже не съест меня среда»

(о метил- оранже)

О каком явлении идёт речь: «Купорос мой медный, почему ты бледный?

Потому я бледный, что огонь мне вредный.

Воду принеси мне – снова стану синим.»

(о превращении синего кристаллогидрата меди(II ) в бесцветный

сульфат меди (II ) и обратно)

Вопрос команде «Элемент»: Внимание на экран!

О каком явлении идёт речь? «Сначала - вода

Потом - кислота!

Иначе случится большая беда!»

(о правилах безопасного растворения кислот в воде)

Вопрос команде «Химики» Внимание на экран!

О каком химическом элементе идёт речь:

«Убийца, спрятавшийся в солонке» ? (о хлоре)

Вопрос команде «Элемент»: Есть ли серебро в серебряной краске? ( нет)

Вопрос команде «Химики»: Внимание на экран!

Без какого элемента не обходятся перезаписываемые компакт-диски?

(Палладий)


Вопрос команде «Элемент»: Какой элемент используют при изготовлении сливных труб на домах? (цинк- Zn )

Пока жюри подсчитывает баллы, прослушаем песни об уроке химии (Из Интернета )

    Все хорошо сегодня было в школе,
    Дела идут, и жизнь легка,
    И я ничем плохим не отличилась,
    За исключеньем пустка:

Начался химии урок,
И вызывает педагог.
Ну я, как водится, иду,
Уже предчувствуя беду.
А он принял серьезный вид.
«Найдите серу!» – говорит.
Ну я, конечно, не ропщу,
Сперва в пробирках я ищу,
Затем все колбы открываю,
Ничего не понимаю.
Я ткнула пальцем наугад.
«А это кальций», – говорят.
Я снова ткнула не туда,
И «двойку» ставят мне тогд а.

А в остальном сегодня было в школе
Все хорошо, все хорошо!

    Учителка по химии
    Хотела стать
    певицей .
    Учителка по химии
    Так любит веселиться.
    Она выводит весело
    Мне двойку в дневнике
    И напевает песенку
    О медленной реке,
    Где плот плывет вдоль берега,
    Качаясь в аш-два-о...
    Мне химия до лампочки -

    Не знаю ничего!

10. Конкурс экспериментаторов – Домашнее задание.

Ведущий: Каждая команда подготовила занимательный опыт.

Команда «Элемент»: Букет роз .

Как-то милой я принёс целый ворох алых роз.

Не взяла она – и в слёзы: синие подай ей розы!

Зря объездил белый свет! Синих роз под солнцем нет!

Но я не отчаялся. Изобрёл специфический раствор. Сейчас я вам его продемонстрирую!

(Берёт 4 белых розы из фильтровальной бумаги, 3 - смоченных раствором хлорида железа (III ) – FeCl 3 , а одна –раствором фенол-фталеина. Перед ними 4 склянки с растворами : 1 – раствор ККС – железо-синеродистый калий, опускаем в него розу- получается зелёная роза; 2 – раствор танина, опускаем розу – получается чёрная роза.)

Поёт: Даром преподаватели время со мною тратили.

Даром со мною мучился самый искусный Маг!

Но я упорный! (Берёт 3 раствор – концентрированный аммиак, опускает розу, смоченную ф-ф, получается – красная; берёт 4 раствор – ЖКС –жёлтая кровяная соль, опускает розу – получается синяя («берлинская лазурь»). Пятую розу для нормального счёта берёт белую.

Дарит розы c воей девушке.

Команда «Химики»: Фото на память.

А мы хотим сфотографировать председателя жюри!

Берут большой лист бумаги , на котором заранее рисуют и высушивают лицо:

Овал лица, брови, нос – танином;

Глаза – ЖКС –жёлтой кровяной солью;

Волосы – ККС – красной кровяной солью;

Губы – роданидом.

Этим «чистым» листом бумаги крутят перед лицом председателя.

Теперь «проявим» фотографию:

(из пульверизатора опрыскивают невидимый рисунок раствором хлорида железа (III ).

Получилось! (Появилось цветное изображение).

Ведущий: Молодцы! Помощники, наградите команды молочком и малиновым соком, они устали.

Помощник 1 подаёт команде «Элемент» стакан, смоченный сульфатом натрия, а команде «Химики» - стакан, смоченный фенол-фталеином.

Помощник 2 наливает в оба стакана раствор гидроксида бария. (Получился в одном стакане малиновый раствор, в другом- молочно-белый.)

Ведущий: А сейчас наш «террорист» Влад Асилян покажет вам, как он может без спичек устроить поджог.

На дно большой фарфоровой чашки насыпают немного (полнаперстка) растертого в порошок перманганата калия и приливают несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит реакция с выделением озона. Накрывают смесь сухими древесными стружками. Между пальцами рук помещают тампончик ваты, обильно смоченный спиртом. Если протянуть руки над чашкой, произнеся слова-заклинания, и незаметно сжать пальцы, капли спирта упадут на смесь, она воспламенится и подожжет стружки. Этиловый спирт воспламеняется в атмосфере озона

Ведущий : А я вам покажу «вулкан» Показывают опыт «Вулкан» – разложение бихромата аммония, которое начинается при поджигании спирта, смачивающего кристаллы. Процесс сопровождается изменением окраски (с оранжевой на зеленую), вспучиванием и разбрасыванием порошка образующегося продукта Cr 2 O 3 (из-за выделения газа N 2 и паров воды), а также искристым пламенем.

Ведущий:

КВН наш занимательный

На этом окончить хотим мы.

И желаем всем обязательно

Отличных успехов по химии.

Награждение команд.

Внеклассное мероприятие

«Химия - наука чудес»

Разработку подготовила

Яцина Виктория Сергеевна

учитель химии

Внеклассное мероприятие по теме « Химия - наука чудес!»

Цель мероприятия: пробудить у обучающихся познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное изучение нового предмета.

Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.

План мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Сценка «Спор металлов и неметаллов»

Заключение.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Ведущий 1:

Мне хочется привести слова А.М.Горького: «Химия - область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области» . И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир - сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует великая химия, могучая наука - химия!

Ведущий 2:

С ее помощью не только проникают в тайны природы, но и создают вторую природу - искусственные материалы. Ваша одежда и обувь - это нейлон и капрон, это искусственные мех и кожа, искусственный каучук, которые по своим свойствам и внешнему виду не уступают природным материалам. И какие бы чудесные превращения не происходили в природе и в лабораториях, они подвластны людям, вооруженным знаниями химии.

Ведущий 1:

Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.
Ведущий 2:

Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Ведущий 1:

Ребята! Посмотрите на периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Что изображено на ней? Правильно, знаки химических элементов.

Ведущий 2:

Периодическую систему можно представить в виде большого дома, в котором «дружно живут» абсолютно все химические элементы, известные человеку. Но и среди 109 химических элементов, иногда, бывают разногласия. Вашему вниманию представляем сценку «Спор металлов и неметаллов».

Сценка «Спор металлов и неметаллов».

(Выходят обучающиеся, одетые в костюмы, изображающие химические вещества: медь, серу, железо, золото, кислород, алюминий, водород).

Медь:

Вы знаете кто я? Правильно - я медь. Уже много веков я верой и правдой служу людям. На смену каменным орудиям пришли орудия из бронзы, в которую входим я и мой старый друг олово.

Сера:

А что сейчас из тебя делают?

Медь:

Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут свет людям. Изготавливают части машин, сантехнику и даже самовары.

Железо:

Бр-р! Я ни за что бы ни согласилось стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырости, быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

Медь:

Я не так капризна и сырости не боюсь. Недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит, право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов, ручках дверей.

Железо:

Подумаешь, важность: медные ручки, какие-то части машин. Из меня изготавливают целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл!

Золото:

Что правда, то правда. Железо всегда с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть на него не никто не хочет. Не то, что я! Как за мною гонялись. Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как сейчас меня ценят и берегут. Еще бы! Ведь я не валяюсь под ногами. Я - редкий металл.

Железо:

Подумаешь, редкий! Да я в древние века тоже было редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях.

Кислород:

И о чем они спорят, эти металлы? Просто смешно слушать. Кто важнее: медь, золото или железо? Чепуха! Каждый ребенок знает, что важнее всех на земле Я! Ведь мною дышат все живые существа. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим чванливым золотом.

Золото:

Как ты смеешь ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне? Да знаешь ли ты, кто я? Я - царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев Золотой Звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу? А не слышали вы, как родители хвалят своих детей? «Он у меня золотой ребенок», обратите внимание: зо-ло-той, а не какой-нибудь там медный или железный. Я ничего не боюсь! Ни сырости, ни кислоты. Я даже не боюсь этого зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо покрывается безобразной ржавой коркой. О, я стою очень дорого, очень.

Алюминий:

Какое зазнайство! Вот я, например, каких-либо сто лет назад стоил очень дорого. Даже очень трудно поверить, что за один килограмм алюминия люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только очень мелкие вещи. Представьте себе: небольшое колечко из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же не зазнался! Наоборот, я дешевел и дешевел. И теперь очень доволен, что живу в каждом доме. Что кастрюли, вилки, ложки и бачки недорого стоят и отлично служат людям.

Медь:

Да, это правда. Недаром этот дешевый выскочка постепенно везде заменяет меня.

Железо:

Позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения, всем надоело и, более того, валяюсь под ногами. Вы слышали? Это очень обидно. Да знаете ли вы все, что было бы, если бы я совсем исчезло? Вот представьте себе, что над Землею пронесся гигантский магнит! Мгновенно срываются со своих мест и уносятся за ним все железные предметы: машины, утюги, швейные машины. Рассыпаются по листочкам книги, тетради. Поднимаются в воздух крыши домов, разваливаются стены, так как они лишились бы гвоздей, болтов, крюков. Не было бы заводов, фабрик.

Водород:

Интересно, а что было бы тогда с людьми?

Железо:

Люди? Они бы умерли мгновенно, так как лишились бы того железа, которое входит в состав их крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение!

Сера:

Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить? Только и слышишь: я важнее, я важнее. Не люблю хвастунов. Я элемент скромный. Металлического блеска не имею, конечно, но кое-что могу рассказать о себе (обращается к водороду). Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

Водород:

Огонь? Ну, конечно же: чиркнул спичкой и все.

Сера:

Нет, не все. Если я не буду сидеть на своем месте, в головке спички, то она не загорится (обращается к железу). А вы не скажите, что необходимо, чтобы ружье выстрелило?

Железо:

Ну, насколько я понимаю, нужен порох.

Сера:

Совершенно верно. В состав пороха тоже вхожу я, правда не одна, а в почтенной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить и о том, что из меня готовят краски и лекарства. Я никогда не отказываюсь вступить в борьбу с вредителями сельского хозяйства.

Золото:

Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну просто не имеют никакой солидности.

Кислород:

Мы тоже нужны людям!

Железо:

Не понимаю. Разве из вас можно сделать станок или оружие? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

Медь:

Ведь даже самый маленький водопроводный краник из вас не получится.

Водород:

Обидно слушать, как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залезть в воздушный шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий газ на земле. Скажите, а может ли кто-нибудь жить без воды? Без меня и моего старого друга? Так что мы - самые необходимые газы для людей. И нас называть легкомысленными просто невежливо, ваше величество.

Алюминий:

Хватит спорить! Без сомненья

Элементы все нужны.

И для пользы примененье

Люди каждому нашли.

Занимательные опыты «Чудеса своими руками».

Ведущий 1:

Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята, которые уже изучают предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.

Ведущий 2:

Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Мы вам несколько покажем …
И, конечно, все расскажем

(Опыты-чудеса выполняются участниками сценки «Спор металлов и неметаллов»)

Опыт 1 . «Заживление раны»

На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».

На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.

«йод» - раствор FeCl 3 , «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

Опыт 2. «Вода - молоко - газированная вода».

На столе стоит стакан и три пузырька с прозрачными растворами. В 1 пузырьке раствор CaCl 2 , во втором - NaCO 3 , в третьем - HCl. Наливаем раствор из первого пузырька в пустой стакан и к нему прибавляем содержимое второго пузырька. Образуется «молоко». В этот же раствор добавляем раствор из третьего пузырька. Выделяется углекислый газ и образуется «газированная вода».

Опыт 3. «Волшебная палочка»

На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO 4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H 2 SO 4 .

Опыт 4 . Превращение «воды» в «вино» и обратно!

Наливаем в пустой стакан прозрачную жидкость и она сразу окрашивается в малиновый цвет (вино). Затем добавляем также прозрачную жидкость - раствор обесцвечивается. Предварительно на дно стакана капнуть 2-3 капли фенолфталеина. Первый раз добавить раствор NaOH. Второй раз - раствор соляной кислоты HCl.

Опыт 5. «Несгораемый платок»

Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим.

Опыт 6. «Эскимо»

10 г сахарной пудры высыпают на дно узкого, высокого химического стакана и ставят его на кусок асбеста. Затем вливают в стакан 8 мл концентрированной серной кислоты и быстро перемешивают эти вещества стеклянной палочкой. Через 1-1,5 мин. масса в стакане начинает чернеть, вспучиваться, поднимается все выше и выше и, наконец, выползает далеко за пределы стакана. На палочке получается «эскимо».

Опыт 7. « Разжигание костра «водой».

На асбестовой сетке лежит деревянная стружка. Посередине «костра» незаметно нанесена смесь марганцовки и концентрированной серной кислоты. Ученик смачивает ватку «водой» (спиртом) и капает на стружку. «Костер» вспыхивает и горит.

Опыт 8. «Дым без огня»

Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH 4 OH, а другой - концентрированной HCl.

Опыт 9. «Вулкан»

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 . Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни» ((NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O)

Опыт 10. «Таинственная надпись».

На листе белой бумаги деревянной палочкой медным купоросом делают какую-либо надпись. Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над крепким раствором аммиака. Появляется надпись, окрашенная в синий цвет.

Заключение.

Ведущий 1.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.

Ведущий 2.

Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!

Литература:

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1995.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. - М.: Дрофа, 2003.

Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. - М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.

Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. - М.: 5 за знания, 2006.

Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. - М.: Дрофа 2005.

«Я иду на урок химии». Книга для учителя. - М.: ИД «Первое сентября», 1999.